Когда я работал преподавателем в техникуме, на стене нашей лаборатории висела схема генератора сигналов шахматного поля. Что такое изображение шахматного поля, в то время знали все. Телевизоры были не качественные, поэтому, после его включения, требовалось ждать, пока разогреются лампы, отклоняющие катушки и прочие детали. Естественно, все это время изображение на экране было растянуто либо сжато, а в семьях возникали споры на тему, длинолицый этот артист или круглолицый. Эти споры были довольно безобидные и скорей напоминали игру, поскольку, каждый мог доказать свою правоту вручную. Я не имею в виду обращение к спорщикам:
- Ну, что, ребята, у вас, что, нет рук - поговорить? - Для этого и существовали ручки управления "Размер по вертикали" и "Размер по горизонтали". Но на телецентре сидят люди, которым тоже хочется поиграть, вот они и включали время от времени сигнал шахматного поля.
Это было золотое время для телевидения, так как ни у кого не появлялось желания передавать рекламу каких-нибудь товаров или услуг, поскольку ни товаров, ни услуг в то время не было. Да и сам телевизор нужно было доставать. Вот и получалось, что в перерывах между передачами люди могли подкрутить свои телевизоры, обменяться мнениями и как бы остыть от напряженки предыдущего сюжета...
Трудно сказать, сколько ламп работало в таком генераторе, думаю, что несколько десятков. Да и схема, висевшая на стене, была как простынь "королевской величины". Естественно эту схему, несмотря на требования программы, я даже не пытался изучить, тем более, объяснять студентам. Чисто интуитивно, чувствовалось, что это неудачная разработка. Ведь какова информативность такого сигнала? Пустяковая. Так зачем засорять мозги. Свои и чужие. Теперь же, имея сигналы черно-белых горизонтальных и вертикальных полос, получить сигнал шахматного поля не представляло никакой сложности. Достаточно было подключить одну логическую ячейку "исключения равнозначности". Думаю, что не многие любители шахмат знают, что изображение доски, за которой они проводят много времени, имеет столь простое математическое выражение.
Простите, меня, дамы и сэры. Я, кажется, опять отвлекся...
Небольшой курс, прочитанный на Шаболовке, принес мне много знакомых из среды творческой интеллигенции, поэтому всегда, когда мне приходилось бывать на телецентре, я пользовался возможностью заглянуть на тот или иной просмотр, прогон или генеральную репетицию. А это намного интересней того, что показывают обычно на экране. Только на телецентре можно увидеть на экране просмотр негативной кинопленки. Когда всё "наоборот". Представьте себе зимний мотокросс. Снег и всё, что летит из-под колес абсолютно черного цвета. Или, например... Нет, об этом, в другой раз.
Посещение телецентра и его служб это всегда интересно. Даже не профессионалам. Ведь не часто доводилось стоять в очереди за бифштексом, например, с Михаилом Жаровым или обедать за одним столом с Аркадием Райкиным. Жаль только, что поговорить с ними о жизни, почему-то не удавалось. Но бог с ними, известными и не очень. Меня больше умиляли гардеробщицы. И не столько они сами, сколько их занятие в свободное время. Обычно рядом с ними стояли большие мешки с письмами телезрителей. Естественно нераспечатанными. Поэтому, когда у этих бабушек появлялось свободное время, они вскрывали и читали эти письма. Те, которые заслуживали, по их мнению, должного внимания, они откладывали в отдельную стопку. Остальные, как мусор - выбрасывали. Вот так осуществлялась связь с широкими массами.
Иногда, довольно нудная связь с телезрителями нарушалась какой-нибудь безобидной шуткой. Так, например, знаменитая фраза простой участницы советско-американского диспута: "У нас в стране секса нет!" была искусственно сконструирована из длинного повествовательного утверждения необразованной суфражистки. Но это уже другой разговор.
Другой, не менее интересный пример. Но это, наверно, не для всех. Только для интересующихся историей техники. Ведь история техники во многом интересней истории войн, сражений, побед. Ну что за счастье, если один полководец перебил многотысячную армию врага. Ведь это счастье принесло горе многим другим, близким погибших... Попробуйте любое сражение представить объективно, без эмоций, как битву двух абстрактных сил А и В и вам сразу станет не по себе.
В телевизионной технике имеется устройство, синхрогенератор. Его часто называют сердцем всей системы, поскольку он управляет работой всех ее звеньев. Синхрогенератор имеется в каждом телевизионном устройстве: телекамере, компьютерном мониторе, видеоигровых приставках, цифровом фотоапарате и даже в сотовом телефоне, оснащенном видеокамерой. Он вырабатывает строго определенное и нормированное количество импульсов, позволяющее синхронизировать строки и кадры на телевизионном экране. Некачественная работа телецентра, всякие сбои и искажения, это чаще всего вина нашего голубчика, синхрогенератора. Когда я начал заниматься им, он представлял из себя громоздкое устройство на радиолампах, размером с хороший холодильник. Внутри этого шкафа был вентилятор, предохраняющий устройство от перегрева. Ничего в этом не было удивительного, так как одних только радиолам у него было около ста штук, и я смотрел как на фокусника, на человека из нашей лаборатории, который у меня на глазах выбросил несколько его ламп за ненадобностью.
Первый синхрогенератор я решил изготовить тогда, когда появились первые интегральные схемы. Использовать старый синхрогенератор, в комплексе с устройствами нового поколения было не логично. Но как я не старался, получить разработанными методами компактное устройство не получалось. Математическое выражение сигнала было чрезвычайно громоздким, а заниматься схематической "лепкой", как это делали я и мои коллеги раньше, не позволяла совесть. Нужен был новый подход. Но все равно это устройство содержало 60 микросхем, располагаемых на двух платах. Конечно, оно выигрывало у холодильника по всем показателям (вес, потребление электроэнергии, цена и проч.). Написал и отправил в журнал "Техника кино и телевидения" статью и успокоился. Прошло два года, появились новые идеи и соответствующая разработка. На этот раз из таких же элементов удалось создать устройство на 30 микросхемах. А тут и статья вышла с описанием идеи и технического решения. Конечно, эта статья представляла определенный интерес, но уже не тот, если учесть, что все телевизионщики начали разрабатывать синхрогенераторы для своих целей. Мне даже кажется, что синхрогенератор для раработчика все равно, что похоронный марш для музыканта. Каждый хочет иметь свой, на свой вкус. А мой вкус отличался от других, поскольку мой синхрогенратор вырабатывал также ряд других сигналов необходимых для формирования различных изображений. Тех же букв и цифр.
Все известное, просто, а все что просто, то жизнеспособно. Аналогичная задача легко решалась и для других изображений, применявшихся в черно-белом и цветном телевидении. К тому же мой синхрогенератор позволял легко переходить на другие телевизионные стандарты, применяемые в различных странах. Получалось, что это устройство обладало свойством многофункциональности, несмотря на свои скромные размеры.
Следующая разработка позволила обойтись 15 такими же микросхемами. Но, на этот раз пришлось использовать идею оптимизации синхросигнала, то есть, придать сигналу форму более приемлемую для реализации без отхода от принятых стандартов. И вот тогда, когда казалось, что это предел, и дальше уже двигаться некуда, появились первые БИСы - большие интегральные схемы памяти и логические матрицы. Их достать было не просто, но результат впечатлял. Весь синхрогенератор получался практически на 4х микросхемах. Микроэлектроника наступала, как говорится, на пятки. Стало ясно, что не за горами время, когда появится синхрогенератор на одной микросхеме. Больше того, наши организаторы начали суетиться, собирать совещания по увязке, утруске, согласованию параметров и прочее. Я даже не участвовал во всех этих пустопорожних хлопотах. Перестройка диктовала другие заботы.