Наука не начинается на пустом месте, моя наука подтверждает этот неоспоримый факт. Попробуем, издалека. Помните у Пушкина:
Как ныне сбирается вещий Олег
Отмстить неразумным хазарам...
На самом деле хазары, независимое и сильное племя из воинствующих кочевников не были совсем уж неразумными. Хазарское государство простиралось далеко на запад от линии Крым - Кавказ - Волга, между Каспийским и Черным морями. "Хроника Нестора" утверждает, что племена, жившие к югу от среднего течения Днепра, платили хазарам дань, в виде белой белки или одного меча с каждой души. Наиболее полные сведения о хазарах были собраны и опубликованы в 1691 году Джоанном Даубманнусом в виде словаря, в который были включены статьи из христианских, еврейских и исламских источников.
В словаре Даубманнуса приводится один, весьма важный документ, который называется "Великий пергамент". В соответствии с этим источником византийскому императору Теофилу из Хазарии было направлено послание, вытатуированное на теле одного из послов. В нем излагалась хазарская история и топография на хазарском языке, но еврейскими буквами, поскольку в то время хазары в равной мере использовали греческие, еврейские и арабские письмена. К сожалению, начало этого пергамента утрачено из-за того, что в наказание за какой-то промах посланнику отрубили именно ту часть тела, на которой описывались первые годы хазарской истории. Посланники, как мы знаем, в то время были представителями довольно опасной профессии, поскольку раньше других отвечали за всякую плохую новость.
Хазарская история тесно связана с именем православного святого, одного из основателей славянской письменности Кириллом (Константином Солунским). Кирилл, по литературным источникам того времени, был незаурядной личностью, обладал превосходной памятью и способностью к языкам, которые менял как хазарский правитель жен разной веры. Он изучал греческий, славянский, еврейский, хазарский, арабский, самаритянский и языки готской письменности. Насколько легко ему давались языки, говорит тот факт, что по пути к хазарскому правителю с дипломатической миссией он остановился в Херсонесе, в Крыму, где изучил хазарский и еврейский языки, необходимые ему для выполнения дипломатической задачи.
То ли мудрость в различные исторические эпохи следует оценивать по разному, то ли мы сами стали умней, но факты говорят, что под влиянием религиозных, национальных и политических соображений в определённые исторические моменты в разных странах возникали новые языковые алфавиты, отличные от известных, и только язык символов и изображений во все времена не имел национальной окраски. Росту числа алфавитов способствовала также разобщенность народов, а также сремление к созданию искусственных границ, в то время как их количество целесообразней было бы сокращать или перенимать имеющиеся. По крайней мере, нам, их потомкам досталось бы меньше забот. Вот и получается, что хазары были не совсем неразумны, поскольку не собирались изобретать новый алфавит, а только перенять наиболее приемлемый. В этом и заключалась миссия Кирилла наряду с двумя другими представителями.
Когда славяне в 860 году осаждали Царьград, Кирилл в тиши монашьей кельи вычерчивал первые письмена славянской азбуки. Вот как этот самый Даубманнус описывает появление славянской азбуки: "Язык варваров никак не хотел поддаваться упрощению. Как-то осенью сидели братья в келье и тщено пытались написать письмена, которые позже получат название кириллицы. Работа не клеилась. Тут Мефодий обратил внимание брата на четыре глиняных кувшина, которые стояли на окне их кельи, но не внутри, а снаружи, по ту сторону решетки.
- Если бы дверь была на засове, как бы ты добрался до этих кувшинов? - спросил он. Константин разбил один кувшин, черепок за черепком перенес сквозь решетку в келью и собрал по кусочкам, склеив его собственной слюной и глиной с пола под своими ногами. То же самое они сделали со славянским языком - разбили его на куски, перенесли их через решетку кириллицы в свои уста и склеили осколки собственной слюной и греческой глиной под своими ногами... Было ли все это так, или несколько иначе, но так описывает события сербский писатель Милорад Павич в "Хазарском словаре", 1989г.
К сожалению, Даубманнус не упоминает, какой величины были эти черепки. А ведь это довольно существенно для описываемого процесса. Если эти черепки сделать мелкими, то их легко будет протолкнуть через решетку, но потребуется большая работа для их передачи и склейки всего горшка. Выбор же крупных черепков, значительно уменьшает их число, а также облегчает процесс сборки. Примерно такая же задача стояла передо мной, когда я приступил к решению проблем формирования сложных изображений.
Взять, к примеру, алфавит букв и цифр. Все его символы можно сформировать из элементов прямоугольной матрицы 5х7 элементов. Но для такого формирования понадобится 35 элементов памяти на каждый знак! Это укоренившееся решение, со временем, я для себя назвал первым крупным заблуждением. Ведь таких знаков довольно много. Если учесть, что каждый элемент памяти требовал больше десятка радиодеталей (транзисторы, резисторы, конденсаторы), которые нужно спаять, то становится понятным, что такая работа достаточно сложна для выполнения.
Однако в любом человеке заложена потребность к упрощению при решении поставленной задачи, которая возникает то ли от стремления к совершенству, то ли из-за ограниченных возможностей исполнителя (денег, помощников, деталей), то ли от лени. Мне кажется, что у меня в то время присутствовали все перечисленные мотивации. И даже многие другие. А когда что-то не получается, начинаешь думать. Вот так и появилась идея использовать укрупненные элементы, как куски разбитого графина. Ведь если разобраться, то в большинстве символов имеются одинаковые элементы. Например, в буквах Н, И и П имеются одинаковые элементы, две вертикальные "палочки". В буквах Г, Б и Е тоже много общего. А кто нам запрещает, взяв один элемент, добавлять для формирования следующего символа новые, недостающие элементы? Использовать так называемую межсимвольную корреляцию. Благо, что в отличие от черепков, электронные сигналы можно использовать многократно.
Вот и получилось, что на каждый символ требуется совсем не много укрупненных элементов. На практике используют значительное число символов, целый алфавит - 64, 128, а порой и 256 символов. Все они имеют разнообразные общие элементы. А каждый символ выражается одним логическим уравнением. Умозрительно решить задачу с таким числом уравнений (64, 128) довольно сложно. Но такую задачу сравнительно просто решает компьютер. При этом получаются такие конфигурации элементов, до которых нормальная, человеческая логика додуматься не может. Поэтому не случайно, что для формирования алфавита из большого числа символов потребовалось уже не 35 элементов на один символ, а значительно, чуть ли не в 30 раз меньше. Видно не только стихи рождаются из всякого "сора"...
Многих удивляло мое заявление, что для формирования алфавита символов требуется не больше 1,2 элемента памяти на каждый символ, и мне приходилось слышать:
- Этого не может быть, поскольку через теорему Шеннона не перепрыгнешь. - Я не буду останавливаться на этой теореме. Мне кажется, что в наше время каждый, кто владеет элементами компьютерной грамотности, может разобраться с этим. И понять, что через Шеннона прыгать не нужно. Его можно обойти, - изобретательский подход.
- Телеэкран обладает большой информационной емкостью, поэтому для вывода информации требуются значительные затраты. - Это было второе крупное заблуждение, которое было преодолено еще при выборе метода. Конечно, трудно было определить, что первое, а что второе. Но это было уже не принципиально. Важней было то, что эти, в принципе, не сложные технические решения оказались весьма плодотворными. Они доказывали, что на ТВ экране можно формировать различные изображения, притом весьма экономично. Получилось, то, что чувствовалось чисто интуитивно, подтверждалось на конкретном, наглядном примере. Как в теории, так и на практике. Любитель философии обязательно обобщил бы эти факты как переход количества в качество, скачек или прорыв. Слов можно придумать много, но разве в словах дело?
Это было время, когда десятки разных фирм разрабатывали разнообразные средства индикации, ламповые, панельные, осциллографические и т.д. Буквы и цифры на телевизионном экране нужны были для самых разнообразных целей. Как для телевидения, так и для других областей техники. Первые символы, которые мне удалось получить, возбуждали интерес к ним как к какой-то забаве или игре, но только теперь можно было найти им достойное применение... Вот так, совершенно неожиданно, потянулась целая цепочка идей: устройство ввода и вывода информации для ЭВМ, система передачи буквенно-цифровой информации в ТВ сигнале, информационные и интерактивные системы и прочее. С ума можно было сойти!
- Великое дело, умение мыслить большими категориями! - воскликнул дьячек, герой романа "Хождение по мукам" Алексея Толстого. Тот самый дьячек, который обладал убеждениями - "беспринципными", а образованием - "антинаучным". Получается, что здравые мысли выражают порой не только признанные мыслители, но и люди довольно обычные. Так и хочется прислониться к словам этого слабого человечка и добавить: "Да, действительно, великое, но очень не благодарное"...
В то время одна задача, почему-то, особенно привлекала своей необычностью. И искать ее долго не пришлось. Она как бы сама напросилось. Это была электронная почта. В то время даже термина такого не было. Главная идея заключалась в том, чтобы использовать обычный телевизор в комплексе с телефоном для приема и передачи текстовых сообщений без всяких посредников, из квартиры в квартиру. И как разновидность - уличный телефон-автомат для той же цели. Собранный на скорую руку макет знакогенератора с клавиатурой, был конструкцией довольно несовершенной. Больше того, мое устройство, подключенное вместо телеграфного аппарата, должно было приспосабливаться ко всем недостаткам электромеханического партнера, главным из которых, была медленная работа. Но оно содержало ряд технических идей, которые, не смотря на значительный прогресс в этой области, присутствуют и в современной электронной почте. И более того...
Совсем недавно, я был на одной встрече. Все люди разные, но достаточно образованные и современные. Разговор зашел об электронной почте. Молодой человек довольно темпераментно убеждал другого, человека средних лет, что можно устанавливать надежную связь и очень просто, с помощью электронной почты. Второй ответил неожиданно:
- Не усложняйте людям жизнь. Для этого, нужно освоить компьютер, иметь дело с программистами, провайдерами, вирусами, хакерами, шмакерами... Не слишком ли много для одного человека? Вот если бы электронная почта работала, как телефон. Набрал текст, соединился с абонентом по телефону и отправил сообщение. Удобно и никаких проблем. Не думайте, что я ретроград, - продолжал он. - Я достаточно часто пользуюсь электронной почтой. Но ведь ей можно было придать многие свойства телефона. Как у автоответчика. Вошел в дом, видишь, что мелькает индикатор. Значит, пришло новое сообщение. Включил, прочитал текст и продолжай себе заниматься своими делами. Я однажды пол дня не мог выйти в интернет. Когда же соединился, понял, что никаких писем не пришло... А когда отправляешь свое сообщение, начинаются беспокойства, примут ли твой аттач-файл или нет, имеется ли у них русский алфавит и прочее. А оплата? Телефон, телевизор, сотовик, эмейл. У каждого свой хозяин и каждому плати. А эти вирусы?.. Из-за них я не принимаю письма и дискеты от незнакомых людей. Просто боюсь. Не даром электронной почтой у нас в России пользуется не более 3-х процентов населения. Не уговаривайте меня, в этом я убежден...
Действительно, как выпукло этот человек представил задачу, которую я решал много лет назад. Я тоже знаю людей, которые не могут преодолеть новую технику. Конечно, компьютер, как универсальное устройство, незаменим, но для таких применений...
- Говорят, что в 60-е годы, - продолжал этот знаток истории техники, - когда не было персоналок, было предложение сделать именно такую почту, но чиновники зарубили ее на корню, а у автора не хватило сил или смелости, не знаю...
Да... Это уже был камешек в мой огород. Почему-то захотелось подойти к этому человеку, объяснить...А почему, собственно, ему нужно объяснять, а другим нет? Попытаюсь...