Илья Гуглин : другие произведения.

Экзамен у капитанов

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


   Экзамен у капитанов
  
   Преподавательскую работу я не искал. Скорее она меня нашла. Всё получилось как-то неожиданно и не входило в мои планы. Следует признаться, у меня в то время вообще не было никаких планов. Я был молод, здоров, жил у родителей, имел много друзей. И работа была, в общем, не плохая. Правда, иногда у меня возникала нехорошая мысль. А появилась она из-за моего сокашника, Нолика, который тоже работал со мной на том же металлургическом заводе. Так вот этот мой сокашник обычно ездил со мной на работу в одном и том же трамвае. Только работал он не в цехе, а в заводоуправлении, конструктором. И одевался соответственно в костюм и белую рубашку с галстуком. На моей же работе форма "белых воротничков" была явно не к месту.
   Какое-то чувство соперничества или любовь к технике подтолкнула меня на приобретение мотоцикла. А мотоцикл я купил хороший. Чешская "Ява" развивала бешенную скорость, что позволило мне экономить пару часов в день, и главное, опережать чистенького Нолика.
   В моей жизни было несколько человек, с которыми, в силу определенного стечения обстоятельств, я встречался в разных местах в разное время. Почему-то, именно этот Нолик, всегда опережал меня. Не по результатам, а по времени. Он раньше меня начал работать на этом заводе. Затем он обогнал меня и переехал в Москву. И, наконец, намного раньше меня он иммигрировал в США. Мы ещё с ним встретимся пару раз. Но, вернемся к теме.
   Установка телевизионной техники на заводе, требовала проведения определенного инструктажа для пользователей. Сначала это были короткие беседы, но со временем, поскольку интерес к этому был значительный, эти беседы превратились в расширенные лекции. Эти лекции включали не только инструкции по эксплуатации, но и значительную часть проблемного характера, а также ответы на волновавшие всех вопросы. Здесь, кстати, мне помог опыт проведения лекции на предыдущем заводе. К тому же всё это входило в сферу моих обязанностей, и я не был ограничен временем обеденного перерыва. Очевидно, любая техника, в какой-то момент, рождает определенный к ней интерес. Так произошло и с телевидением. И, скоро, меня начали приглашать для чтения этой лекции на других предприятиях. Всё это проводилось в рамках Всесоюзного общества "Знание". Вот тут-то и пригодился мой мотоцикл, позволявший мне отпроситься на пару часов, прочитать лекцию и снова заняться повседневными обязанностями.
   Очевидно, это явилось причиной того, что однажды раздался звонок:
   - Товарищ Гуглин, моя фамилия Саенко. Я директор Запорожского радиотехнического техникума. Нас заинтересовала ваша лекция о телевидении. Если не возражаете, встретимся. Есть тема для беседы. Я жду вас завтра в 6.00. И всё.
   Но беседа была не о моей лекции. Мне предложили работу преподавателя. Сразу на полную ставку. Поскольку я не был готов принять это, я сказал, что хочу всё взвесить и продумать.
   - А что тут думать, - был ответ. - Через день начинается учебный год. Думать некогда. Нужно решать, да или нет! Пришлось согласиться на компромиссной основе, и начать эту работу по совместительству. И в этом случае помог мотоцикл, принявший на свой могучий мотор дополнительную нагрузку. На следующий семестр я перешел на преподавательскую работу полностью. Первое время было тяжело, так как навалилось несколько дисциплин, а опыта никакого. Помимо телевидения пришлось взять курс радиолокации, радионавигации, теоретической радиотехники и ещё чего-то. Но по мере работы, постепенно, появился свой собственный стиль работы и определённая уверенность.
   Но я начал рассказывать о другом. Вызывает однажды к себе директор и просит прочитать небольшой курс для капитанов речного флота. Совсем небольшой курс, часов восемь, но он должен включать в себя радиолокацию, радионавигацию, радиотехнику и антенное хозяйство. К тому же в конце курса нужно принять экзамен и выставить всем соответствующие оценки. И это на фоне того, что только радиолокацию в техникуме проходят за восемьдесят часов. Ну, как не удивиться столь высоким темпам.
   Сначала я думал, что капитаны, это люди не только прекрасно одетые в белые костюмы, носящие золотые кортики и эполеты, но и высококультурные и образованные люди. Ведь образованность бывает разная. Образованный гуманитарий с трудом находит общий язык с образованным технарем. Мне почему-то казалось, что капитаны, имеющие дело с техникой, как-то должны быть знакомы, например, с электротехникой. Но оказалось, что это не так. Среди них были люди, имеющие большой опыт и знания, но в другой сфере. Убедиться в этом было не сложно. Достаточно было спросить несколько элементарных вопросов... Пришлось построить эти занятия, как цикл популярных лекций, затрагивающих только основные технические вопросы.
   Но самое интересное было в последний день. Моим слушателям я сразу сказал, что в конце занятий мы проведем экзамены. Поэтому им нужно быть особенно внимательными, чтобы всё успеть. И действительно, к концу занятий мне удалось изложить намеченный материал, достать экзаменационную ведомость и объявить, приблизительно, следующее:
   - Уважаемые курсанты! Вы люди взрослые. Попытайтесь сами охарактеризовать свои знания. Вы лучше других знаете себя. И на основании вашей самооценки мы попробуем выставить вам самые объективные отметки. Начнем с отличников. Кто из вас претендует на пятерку, прошу поднять руку?
   Поднялось три руки. Я записал фамилии этих трех человек. Затем я спросил, кто претендует на четверку. Поднялось человек десять. Их я тоже записал. После этого выявить претендентов на тройку не представляло никакого труда. Это были все остальные. Но так оставить всё это было, почему-то, недостаточно. Пришлось спросить, все ли довольны этими оценками, поскольку я их собираюсь вносить в экзаменационную ведомость. Видя некоторую нерешительность у определенной части моих слушателей, мне пришлось спросить, не желает ли кто-либо скорректировать эту оценку. Поднялось несколько рук. Вот тогда-то я и вызвал одного из них, который считал, что может претендовать на пятерку.
   Задав ему несколько вопросов, мне было не трудно доказать, что его самооценка была единственно правильной. Поступить иначе было нельзя. В таком эксперименте не должно быть неудовлетворенных. Поэтому следующие курсанты, добровольно отказались от притязаний на более высокий балл. Столь необычная форма экзамена мной никогда больше не практиковалась. Но, если бы была моя воля, я бы ввел такую практику повсеместно. Может быть я не прав? В учебных заведениях США студенты выставляют оценки преподавателям. Значит, им доверяют. А учат там не хуже, чем у нас. Об этом я как-нибудь расскажу отдельно.
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"