Гудзь Павел Иванович : другие произведения.

Архетипический образ "прекрасной дамы" как основа идеологической мотивации рыцарства

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Аннотация: в статье в удобном для современного читателя формате отражена идеологическая платформа средневекового рыцарства и разобраны основные её компоненты, обусловившие успех завоевательных походов.

Архетипический образ "прекрасной дамы" как основа идеологической мотивации рыцарства.

Широко известно, что наиболее известным символом средневековья, дошедшим до наших дней, является образ "Прекрасной Дамы" и беззаветного служения рыцаря ему, то есть образу, которое являлось идеалом для подражания и установленным стандартом поведения. При этом Средневековье было эпохой беспрерывных, крайне жестоких войн всех против всех, а только нынешние "эльфы" из числа живущих в сети интеллектуалов могут всерьёз утверждать, что в такой обстановке может возникнуть, получить повсеместное распространение в большинстве стран - субъектов тогдашней геополитики и успешно пережить последующие лет семьсот некое явление, не имеющее значительного влияния на окружающий мир: будь то в социальном, материальной, или культуроформирующем смысле.

И действительно образ Прекрасной Дамы и служения ей рыцаря нёс огромную идеологическую нагрузку, мало заметную непосвящённому глазу. Чтобы выяснить, в чём же она состояла, посмотрим, в каких условиях формировалась и какое влияние оказывала на окружающий мир ("По плодам их узнаете их" Иисус Христос).

Прежде всего, образ служения "Прекрасной Даме" является своеобразной антитезой, противопоставлением образу "Земли-матушки". Отличие так же велико, как велики отличия целей, задач, тактики и стратегии рыцарства от таковых у "посошной пехоты".

"Прекрасная Дама" рыцаря - это совершенно неизвестно кем приходящаяся ему женщина, возможно даже замужем за другим, зато однозначно с высоким социальным статусом и положением в обществе (нередко даже принцесса или королева). Рыцарь сам выбирает её себе, при этом тоже без учёта своего статуса, и своими подвигами "служит" ей, чтобы добиться её благосклонности.

"Земля-матушка" пехотинца-ополченца - это изначально определённый для его жизненных трудов образ, его те "три берёзки, которые при жизни никому нельзя отдать".

Кардинальное отличие между ними обусловлено отличием в целеполагании. От пехотинца-ополченца требуется ожесточённая стойкость в отстаивании исконно своего. То, что отдать никак нельзя не погибнув морально и физически. От рыцаря - прежде всего авантюрный дух, готовность к путешествиям и войнам захватническим, ведь наёмничество было официальной профессией рыцарства на протяжении значительной части Средневековья, особенно на некоторых территориях, а наступательные войны (знаменитые "Крестовые походы", например) - мэйнстримом государственной политики. То есть от рыцаря требуется готовность "погибнуть, отнимая чужое".

На уровне идеологии решить вторую задачу несколько сложнее: в конце-концов, защищая своих детёнышей, даже животное бросается на более сильного врага - то есть мотивировать человека "защищать своё" и таким образом преодолеть инстинкт самосохранения относительно легче.

Дополнительно добавляются сюда и соображения морального плана: ощущение "защиты своего" придаёт с точки зрения социума бОльшую правоту, нежели "отъём чужого" (не говоря уже о христианской точке зрения на данные вопросы). При этом с чисто технической, военной точки зрения, в дальний завоевательный поход, особенно в древние времена, мобилизовать, снарядить и отправить людей всегда было намного дороже, не говоря уже о необходимости дальнейшего снабжения оккупационной группировки, чем мобилизовать и вооружить для отпора этому походу местное население. При этом запредельные расходы (и потери) никак не входят в "бизнес-план" такой войны потому, что в отличие от войны оборонительной, когда часто встаёт вопрос выживания народа в целом и нередка формулировка "мы за ценой не постоим", война захватническая строится строго на экономической целесообразности несения тех или иных расходов с точки зрения получаемых выгод (захваченных территорий, ресурсов и так далее).

Таким образом, со стратегической точки зрения для агрессоров необходима мотивация не просто равная по силе, но более сильная, чем у обороняющихся, способная компенсировать меньшую численность, проблемы со снабжение, чужое, а то и враждебное окружение, и многие другие неблагоприятные факторы. При этом если обороняющиеся руководствуются "инстинктивной", базовой мотивацией - инстинкт защиты потомства и территории у стайных животных часто сильнее, чем инстинкт самосохранения, то единственный выход их противника - также обратиться к использованию бессознательной сферы, найти такие базовые инстинкты, которые будут успешно преодолевать инстинкт самосохранения. В условиях Средневековья дополнительным усложняющим фактором является Христианство, прежде всего за счёт существенных ограничений на применение насилия, но также за счёт всего целостного багажа морально-этических норм.

Следовательно, технической задачей является создание некоего архетипического образа, который мотивировал бы социум (в особенности его военизированный социальный слой - рыцарство) на ведение агрессивных, захватнических войн. При этом он должен органично сочетать в себе использование как минимум одного (лучше - несколько) базовых инстинктов человека, как минимум не входить в противоречие (по крайней мере слишком явное) с христианской картиной мира и основными социальными установками, и обеспечивать адептам непротиворечивое, достаточно простое и убедительное обоснование своих действий с точки зрения формальной логики.

Теперь рассмотрим повнимательнее "образ Прекрасной Дамы".

Прежде всего, разумеется это образ Женщины с её ярко выраженным сексуальным началом, которое как бы и является неявно декларируемой, но несомненной наградой воителю за его труды и лишения. То есть налицо эксплуатация полового инстинкта (в который входят как интимные отношения, так и забота о потомстве) - а этот инстинкт, как мы уже упоминали, достаточно силён, чтобы конкурировать с инстинктом самосохранения. Кроме того, образ "Прекрасной Дамы" во всей рыцарской литературе неразрывно сопряжён со странствиями в далёких странах, которые неизбежно лежат на пути к ней. А это не только прямая аналогия военных походов (в древние времена, кстати, туристическая индустрия находилась в зачаточном состоянии, и просто так, а не по важному делу, не могли часто путешествовать даже короли, следовательно, возможность прошествовать через чужие страны предоставлялась исключительно в составе оккупационных контингентов). Это ещё и - УПС! - поисковый инстинкт, один из самых базовых и следовательно мощных, который проявляется у всех без исключения животных в самые ранние сроки после рождения и способен легко перебивать у них инстинкт самосохранения. Но и это ещё не всё. Наиболее известный доныне символ рыцарства - картина ожесточённо дерущихся на ристалище воинов, из которых Прекрасная Дама выбирает наиболее достойного (то есть победителя). Существует ли здесь хоть какое-то отличие (кроме доспехов) от традиционной системы отношений в стае сильных хищных приматов (например павианов), где наиболее агрессивный и мощный самец, "Альфа", избив и искусав всех прочих, получает ненормированный доступ к "женским прелестям" стада? С точки зрения развития человеческой культуры это гигантский скачок назад, регресс к первобытному стаду. Традиционные ценности христианства, со смирением женщины и мужчины, с тщательнейшим избеганием где только возможно, ненужного насилия, с борьбой против гордыни и страстей однозначно отброшены. Распалённые похотью и гордыней самцы дерутся движимые этими тёмными страстями, а снедаемые этими же эмоциями самки выбирают из них себе партнёра. А с точки зрения "психологии бессознательного"- наоборот, вполне конструктивное решение: иерархический инстинкт - один из самых мощных у Homo Sapiens. В обезьяньей стае именно он решает, кто будет совокупляться с самками, а кто - первый пойдёт на корм леопарду, за место в иерархии идёт непрерывная борьба, которая тем ожесточённее, чем более неблагоприятны внешние условия. Иерархический инстинкт тоже часто может заставить пренебречь голосом инстинкта самосохранения.

Что мы имеем в итоге? С точки зрения психологии бессознательного: три базовых инстинкта, каждый из которых может в принципе подавлять инстинкт самосохранения, собраны воедино в образе "Прекрасной Дамы". Целых три - больше пожалуй и не надо.

А что с точки зрения культурной и социальной традиции (которые тогда были неотрывны от религиозного мировоззрения)?

Тут ещё интереснее, хотя и проще. Дьявол в мелочах, и он не создатель а разрушитель. Не в силах сотворить что-то самостоятельно, он может только пытаться испортить Божественный Замысел.

Каков образ и статус женщины в Христианстве? Всем известная Богородица. Кроткая. Донельзя смиренная, лишённая похоти и мирских соблазнов, воспитавшая кроткого и смиренного сына, альтруиста, готового пожертвовать собой за человечество. То есть - образцовая мать, полный антипод всякого насилия. Какова же в этих критериях "Прекрасная Дама"?

Прежде всего - она естественно и прежде всего ПОЛОВАЯ ПАРТНЁРША. О детях речи не идёт в принципе - они вынесены далеко за пределы легенды в которой есть "Дама" и "её рыцари". То есть несколько хищных самцов конкурируют за благосклонность самки. При этом часто она может быть замужем - причём, не за тем рыцарем, с которым "лубофф", это придаёт трагизма и накала статей повествованию, но в принципе не возбраняется. Её жизненное предназначение - "вдохновлять рыцаря на подвиги", в спину толкать чтоб волок ей из чужих стран окровавленные трофеи.

Можем ли мы представить Богородицу, воодушевляющую своего Сына идти убивать кого-то? А в классических рыцарских произведениях женщины, воодушевляющая своего рыцаря на убийственные, а часто и самоубийственные подвиги - фактически основной персонаж.

Богородица - из бедной семьи, всю жизнь живёт небогато, является ценностью в силу своих внутренних качеств.

"Прекрасная Дама" - почти исключительно очень богатая и высокопоставленная, "благородная" (элитная) особь: переходящий приз наиболее успешному из бойцов, прямо "вавилонская блудница" или воплощение "грехов мира сего", которая своими чисто материальными греховными достоинствами (средствами, связями и влагалищем) служит умножению греха. Стимулирует воинов к дальнейшему кровопролитию, а когда прежний претендент уже не может приносить столько военной добычи к её ногам, сколько надо - меняет его на более удачливого и менее повреждённого в битвах (пока менее повреждённого, разумеется).

Таким образом, налицо замечательный пример прекрасной работы средневековых теологов, внезапно осознавших, что Бог оплачивается недостаточно (по их мнению) хорошо, и сменивших работодателя. Пример того, как можно ловкой подменой убрать у людей, воспитанных в духе и букве Христианства самый его внутренний стержень, заменить его поклонением тем самым грехам, против которых Христианство призывает вести непримиримую борьбу. Грабёж, убийство целых народов, блуд - и всё это как пища вознесённой на пьедестал Гордыне. Это уже не говоря о том, что фраза "не сотвори себе кумира" как никакая другая "гармонирует" с образом "Прекрасной Дамы" - перпендикулярно гармонирует, потому что этот образ требует именно что ПРЕКЛОНЕНИЯ. На которое, уточним, христианский Бог не претендует ни в коем случае не претендует! Смирение - да. Вера - обязательно. Духовное трезвение - несомненно. А вот ПРЕКЛОНЕНИЕ - это совсем по другому ведомству. "Тогда был Христос искушаем нечистым Духом, и тот сказал ему - ПОКЛОНИСЬ мне ......"

В принципе здесь нет ничего нового или удивительного. Европейцы возжаждали убивать и грабить другие народы, как всегда делали в своей истории. И если религия мешает им это делать - тем хуже для неё. Название можно оставить - а сущность поменять, так чтобы грабить и злодействовать было сподручнее.

И в довершение - немного прикладных, чисто тактических аспектов.

От рыцаря в бою требуется готовность устремиться на толпы вражеской пехоты - причём с полной самоотверженностью. Личный боевой конь представляет собой как бы единое целое со своим хозяином, при этом его задача - грудью броситься на копья вражеского строя. Если со стороны седока будет отсутствовать беззаветный наступательный порыв, конь никогда не пойдёт в атаку с достаточным беззаветным энтузиазмом, а без него прорвать сомкнутый строй вражеской пехоты или разогнать отряд лёгкой кавалерии нет никакой возможности. Значит, от него требуется неистовое желание овладения - сродни желанию овладеть женщиной, без учёта права это сделать, возможности и так далее - и даже не просто овладеть, а овладеть преодолевая трудности и/или её сопротивление.

Соответственно, образ "Прекрасная Дамы" здесь выступает как приз, которого надлежит добиться героическим деянием, а порыв, с которым рыцарь бросается на толпу вражеской пехоты - аналог порыва на овладение женщиной. Он безумен, но тем самым отключает "здравые" мысли о неравенстве сил, неблаговидности целей войны и так далее - то есть вообще голову. Он использует те же самые гормоны, и это даёт тот же самый результат - настрой: "будет по-моему, порву всех!!!"

Косвенной иллюстрацией работы этого подхода является любопытный момент: сарацины предпочитали лучный бой и ездили на кобылах - а рыцари - на боевых нормандских жеребцах. Соответственно, для жеребцов задача на полном галопе атаковать табуны кобыл (среди которых, несомненно, имеются и находящиеся в состоянии течки) являлась не просто органичной, а более чем желанной.)))

С другой стороны, известный "полевой психолог" Адольф Шикльгрубер, чьи дарования по обращению с массами дорого обошлись человечеству, и прежде всего - славянскому и германскому народам, отмечал что "массе (толпе) присущи многие женские черты". Современные исследования это подтверждают: действительно, толпа эмоциональна, лишена логического мышления, инстинктивно ищет лидера и подбирает его во многом по "женским инстинктивным" критерием выбора мужчины: чтобы он был решителен, эмоционален, обладал харизмой и волей. Лидер пользуется со стороны толпы обожанием, восхищением и другими эмоциями "женского ряда", мужская же оценка (логичность поступков, их отдалённые противоречия, соответствие интересам членов толпы) обратно пропорциональна численности толпы и степени её эмоциональности.

Из этого следует любопытный вывод: толпа пехоты в принципе на эмоциональном уровне будет вполне восприимчива к психоэмоциональному состоянию атакующих её одиночных рыцарей - "лидеров" (что существенно снизит её боевой дух), восприимчивость будет тем выше, чем менее обучена и дисциплинирована будет пехота (так как военное обучение направлено в первую очередь на выработку устойчивой привычки подавлять эмоциональные порывы велениями долга и приказа). Таким образом не только стратегически, но и тактически образ "Прекрасной Дамы" идеальным образом подходит для психологической подготовки войск рыцарского типа (относительно небольшое количество индивидуальных бойцов) к войне против многочисленного, но плохо обученного противника, типа пехотных ополчений. Выработал ли его Запад тогда чисто эмпирически, экспериментальным путём, в ходе беспрерывных ожесточённых войн, или уже тогда располагал мощным аппаратом сотрудников работающих с "коллективным бессознательным" - разумеется, тема отдельного обсуждения.


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"