Аннотация: Обзор на аниме "Fate: Zero" (Судьба: Начало).
Есть определенные законы, которые, увы, работают. Они гласят, что экранизация всегда хуже оригинала, что продолжение будет непременно хуже первой части, а приквелы и вовсе, только способ выколотить денег из зрителей и художественной ценности не имеют. Но к счастью из этих законов есть исключения. Исключением является и аниме "Fate: Zero" (Судьба: Начало) приквел к аниме "Fate: Stay Night" (Судьба: Ночь схватки).
Оригинал, адаптация одноименной новеллы, ничего особенного из себя не представляет. Это история о войне магов за Грааль исполняющий любое желание. Многие хотели бы обладать такой полезной в хозяйстве вещью и не удивительно, что при каждом появлении Грааля в нашем мире, начинается война за него. Но что интересно, по разным причинам никто за все войны так, ни разу его и не получил. В войне участвуют семь магов, они призывают себе слуг - великих героев древности. Аниме рассказывает о пятой войне за Грааль. В этом аниме есть свои плюсы, свои минусы, но отдельно я отмечу только потрясающую тупость главного героя. Понятно, что ОЯШи (Обычный Японский Школьник, шаблонный герой многих героических аниме) не отличаются умом и сообразительностью, но Эмия Широ переплюнул их всех.
Начинается "Fate: Stay Night" с финала четвертой войны за Грааль - гибели небольшого городка в Японии, себе на беду ставшего ареной битвы магов и их слуг. В страшном пожаре погибло практически все население города. В числе немногих или даже единственным выжившим был Эмия Широ. Корни многих событий "Fate: Stay Night" лежат именно в четвертой войне за Грааль.
И вот об этой войне и рассказывает аниме "Fate: Zero". Но не стоит его считать всего лишь приквелом к основной истории. Это вполне самостоятельное и довольно сильное произведение, которое будет интересно не только тем, кто знаком с "Fate: Stay Night".
С первой же серии видно, что аниме проработано. Сюжет хороший, без натянутых моментов, противоречий и логических нестыковок. И этим оно выгодно отличается от первого сериала. В "Fate: Stay Night" таких проблем было множество. Связано это с тем, что многое из оригинала осталось за кадром аниме-сериала, и зритель просто не мог видеть подоплеки многих событий.
В "Fate: Zero" такой ошибки нет. Более того, эта часть объясняет многие непонятные моменты из "Fate: Stay Night". Например, объясняет, что такое Грааль, кто его создал и зачем маги за него сражаются.
Никаких школьников и маленьких девочек в "Fate: Zero" уже нет. В войне участвуют взрослые маги, опасные, расчетливые и жестокие. Исключением является только маньяк и студент, случайно ввязавшиеся в войну.
Сама война уже мало напоминает героические бои. Это именно война, которую ведут любыми доступными средствами. Обман, хитрость, предательство, удары в спину - обычное дело.
Все это делает "Fate: Zero" гораздо более серьезным произведением, чем "Fate: Stay Night".
Очень красиво выглядят бои между героями. Поединки Сейбр и Лансера, воздушный бой Арчера и Берсерка динамичны и зрелищны, но при этом продуманы. Герои побеждают не пафосом и храбростью (как это обычно в аниме и бывает), а умением и опытом.
Надо отметить, что нет в "Fate: Zero" раздражающей шаблонной "привычки" героев выкрикивать название своих приемов и подробно объяснять противнику их свойства. Наоборот, герои до последнего скрывают свои возможности. А логику их действий нам показывают через озвучивание их мыслей. Благодаря этому бои выглядят именно боями между опытными бойцами, пережившими много схваток, а не драками хулиганов с разных районов.
На мой личный взгляд, главное достоинство "Fate: Zero" - это герои. Все участники войны, маги и их слуги интересные личности. Даже один маньяк со своим безумным слугой интересны логичностью и последовательностью своего безумия. Хрен ведь переспоришь их жуткую логику!
Всех главных героев аниме можно разделить на две группы. Это маги - участники войны за Грааль. И их слуги, призванные героические души, - известные герои древности. Кстати, авторы аниме дают зрителям возможность погадать о личностях некоторых слуг, прежде чем раскрывают их имена. Так же поступлю и я. Раскрою личность только одного героя.
Слуги разделяются по классам - сейбр, лансер, арчер, райдер, кастер, ассасин, берсеркер. У каждого класса свое оружие и способности. Но важнее личности героев. От них зависят особые способности (в аниме фантазмы).
Для слуг Грааль имеет свое значение. С его помощью они тоже могут исполнить свое желание, в частности изменить свою судьбу. Исправить ошибки, о которых они жалеют даже после смерти.
Между хозяевами и слугами неизбежно возникает конфликт. Слуги - великие герои и цари - вынуждены подчиняться людям с мелкими целями. По их воле они на смерть сражаются с теми, с кем могли бы дружить. В этом плане показательна драма Сейбр и Лансера. Они оба рыцари, хотят честного и открытого боя, уважают друг друга, но их хозяева злейшие враги, готовые на любую подлость ради победы...
Хозяева подавляют своих слуг. Они для них просто призванные души давно мертвых людей. Не более того. С другой стороны слуги тоже не остаются в долгу, они не безвольные игрушки. Своего хозяина они могут просто подавить своей волей и подчинить себе или же попросту... предать.
А еще слуга и хозяин могут подружиться. Какой бы не была огромной разница между ними и эпохами, в которые они живут.
У магов свои цели. Для кого-то Грааль - это поиск Истока, заветной цели всех магов вселенной Type Moon. Один хочет с его помощью создать идеальный мир. Для некоторых это просто попытка показать всем свою силу. А другие и вовсе не знают, чего они хотят.
Интересно то, что в этом аниме нельзя выделить положительных или отрицательных героев. Назвать кого-то однозначным злом, кроме психопата и его безумного слуги, нельзя.
Главных героев можно выделить. Это Эмия Кирицугу, его слуга Сейбр - Артурия Пендрагон (да-да, король Артур женщина, не удивляйтесь), жена Айрисфиль Айнцбьерн и помощница (и любовница?) Майя.
Именно эту четверку показывают чаще всего, их поступки и мотивы подробно описаны. С них аниме начинается ими оно и заканчивается. Приемный сын Кирицугу станет участником следующей войны за Грааль и главным героем аниме "Fate: Stay Night". (Что, на мой взгляд, нелестным образом говорит о педагогических способностях Кирицугу, воспитать такого затупка!)
Но назвать их положительными героями нельзя. Поступки Эмии Кирицугу и его методы скорее пойдут какому-нибудь злодею. При всей благости его цели, он добивается её подлыми способами. И это сложно оправдать. Да и сама цель приводит в конечном итоге в тупик.
Сейбр - наиблагороднейший рыцарь сначала кажется идеалом, пока её не поднимают на смех Арчер и Райдер. Они открывают ей глаза, на то, что стояло за её идеалами. Совершенное благородство Сейбр и Лансера выглядит очень наивным и глупым. С другой стороны Артурия - это идеал благородства воинов. Она воплощает в себе печальные надежды павших воинов. В этом её сила и её же падение.
Интересно показан Райдер, легендарный Царь Завоевателей. Его облик полностью противоречит тому, что известно всем по учебникам истории. Но когда он об этом узнает, то просто пожимает плечами: "Не стоит доверять книге написанной кем-то другим".
Он не жалеет о своей жизни, о распаде созданной им империи после его смерти. Райжер пожимает плечами и говорит: "Так сложилась судьба". И он поражен желанием Сейбр изменить свою жизнь. По его мнению, это оскорбит тех, кто сражался рядом с ней.
А его мысли о роли царя разительно отличаются от мнения Сейбр. Они менее благородны, но более жизненны и реальны. Царь, по его мнению, должен вести своих людей, а не защищать их, направлять, а не оберегать, и при этом жить ярче всех своих подданных.
С другой стороны высокомерный, самолюбивый Арчер с презрением смотрящий на всех остальных. Совершенно неожиданно приходит в голову мысль, что его высокомерие в немалой степени оправдано тем, что он действительно тот, кем себя гордо называет. Он на самом деле Царь Царей, способный увидеть вселенную в бокале с вином. Это не шутка, а эпизод из сериала.
И даже он при всем своем высокомерии, может с уважением относится к своим врагам. Убивая своего врага, он не спешит кичиться победой. Хозяину побежденного слуги, которого Арчер тоже должен убить по идее, он говорит: "Твоя верность прекрасна. Ничем не оскорбляй её".
Все персонажи показаны со стороны так, что видны все их недостатки, но и достоинства тоже. Они оттеняют друг друга и сложно сказать, кто из них прав, а кто нет. У каждого своя правда и каждый готов отдать за ней жизнь. Или по крайне мере её забрать у других.
"Fate: Zero" нельзя назвать сложным или философским аниме. Но интересные идеи в нем есть.
Во первых сами маги с их поиском Истока, пресловутых Хроник Акаши, а это не много ни мало - подробная летопись мира. Причем поиск ведут не отдельные люди, а целые семьи на протяжении поколений. А это согласитесь уже само по себе интересней банального поиска силы, бессмертия, власти и т.д. И да, маги в этом аниме выглядят именно магами, а не просто людьми способными кидаться фаерболами.
Во вторых интересны слуги, вернее их интерпретация. Даже то, что король Артур женщина показано с интересной стороны. Хотя это и приводит к, пожалуй, единственному противоречию, которое впрочем, авторы практически смогли обойти. Если король Артур - женщина, легенда о короле Артуре просто теряет смысл.
Ну и к старому спору о целях и средствах, авторы аниме подошли с интересной стороны. Показали человека который почти добился своей цели своими средствами и результат оказался неожиданным.
Конец, ожидаемый, а для тех, кто видел "Fate: Stay Night" известный, все равно оставляет горький вкус пепла. Хорошие герои погибают, их мечты несбыточны, а цели недостижимы. А Кирицугу с пугающей доходчивостью объясняют, насколько он заблуждался и насколько наивен. Его благая цель попросту недостижима его же методами.
Но при всех своих плюсах, концовка является минусом. Она как бы сжатая, постепенно развивающиеся события заканчиваются слишком быстро. От этого возникает ощущение недосказанности. А оно усиливается тем, что это лишь первая часть, и конец "Fate: Zero" это пролог к "Fate: Stay Nigh"t. История не закончена и остается надежда.
Другое дело, что после "Fate: Zero", "Fate: Stay Night" только разочарует. Истории несопоставимы друг с другом. Взрослая драма и полудетский боевичок. В данном случае предыстория лучше самой истории.
Итог:
Аниме-сериал "Fate: Zero" - это серьезное глубокое произведение. Оно интересно красивыми боями, умными мыслями, проработанными персонажами и необычными идеями. Это тот тип вещей, которые цепляют душу и оставляют в ней свой след. Его можно рекомендовать всем любителям хорошего аниме, тем, кому понравилось "Fate: Stay Night", да и просто всем любителям хороших произведений.
Тут нет надоевших шаблонов, доставшего до печенок фансервиса, бесконечно тупых ОЯШей и всего остального, что так раздражает в аниме. Зато есть много того, за что аниме ценят.