Аннотация: Небольшое рассуждение о начинающих писателях. Может кому-нибудь понравится или пригодится.
Мои знакомые критики, известные и ненавидимые на нескольких литературных сайтах, уже давно столкнулись с такой интересной проблемой. К ним приходят юные и не очень юные дарования и просят покритиковать их книгу. Если им отказать - они обижаются.
Если же они таки уломали критика, то в девяти случаях из десяти все происходит по следующему сценарию:
--
Критик честно делает разбор произведения.
--
Автор его благодарит или не благодарит, но ошибки не исправляет.
--
Критик задает резонный вопрос: "Что за хня?"
--
Критик понимает что его критика автору была нахрен не нужна, более того он оказывает во всем не прав, все не понял и вообще редиска злая.
Кроме этого, критики столкнулись с тем, что их знакомые, друзья и просто хорошие люди настойчиво просят оценить их книгу. Причем обещают не обижаться на низкую оценку. Критики при этом все никак не могут взять в толк, почему их мнение так важно этим людям.
А я вот понял это, потому что сам еще недавно был таким же начинающим автором. Я и сейчас начинающий автор, но кое-что уже понял и на моих усах уже намотано немного опыта.
Все очень просто. Начинающий автор просто ОЧЕНЬ не уверен в своих силах. Он еще не умеет непредвзято оценивать свой собственный текст и поэтому остро нуждается в чужой оценке.
Начинающему автору постоянно кажется, что он пишет какую-то хрень и теряет зря время, но в тоже время его гложет червячок самолюбия: "А вдруг я гениальный писатель и уже пишу шедевр?". И как вот автору понять, шедевр он пишет или все-таки хрень? Да никак он это не поймет. И поэтому автор ловит всех, кто не успел убежать от него и задает им этот вопрос. Авось кто и ответит.
Именно по этой причине начинающие авторы так требуют комментариев. Им очень важно знать, что кто-то их читает. Им просто необходимо услышать из чужих уст подтверждение своей гениальности.
(речь сейчас не идет об МТА которые просто накручивают счетчик посещений и оценки к своим произведениям)
А что же критики? А вот что.
Рано или поздно начинающий автор приходит к мысли, что его друзья и родственники могут просто его обманывать из опасения обидеть. Потом автор может задуматься над тем, что и читатели его просто захваливают, а на деле они весьма скромного мнения о его творчества.
И кстати довольно скоро начинающий автор разочаровывается в читателях. Они нередко ленятся оставлять комментарии (что очень автора злит) или сводят их к нескольким фразам. А автор то хочет развернутого обсуждения! Он хочет, чтобы читатели спорили о его книге!
И вот тогда автор и идет к критику. А вот критику зачастую на терзания автора начхать. Критику с автором детей не крестить. И критик честно говорит автору: "Мужайся друг. Ты написал хрень."
(К слову все, что пишут начинающие авторы, является хренью)
Но к этому времени начинающий автор нередко уже имеет завышенное мнение о своем творчестве, поэтому он на критика обижается. Или же он с критиком соглашается, но ошибки не исправляет - ибо это трудно, а ему лень и скучно работать над ошибками.
Но главная причина, на мой взгляд, в том, что начинающий автор просто сам не понимал, зачем ему нужна была критика. С критикой он работать еще не умеет. Исправлять ошибки автор еще не научился. Что такое книга он тоже еще не понимает. Поэтому и зачем нужна критика автор просто не знает.
Он думал, что ему нужна критика, а на самом деле он нуждался в одобрении, чтобы его погладили по головке и сказали:"Молодец, ты все правильно делаешь". А получив не то, что хотел - автор обижается.
И что характерно, начинающий автор очень нуждается в одобрении и похвалах, но при этом от критики и слов "Автор, пожалуйста, больше не пиши", как правило, отмахивается. Потому что на самом деле он не перестанет пачкать бумагу, ибо ему нравится этот процесс, радует внимание даже нескольких читателей и тешит самолюбие мысль, что он писатель.
Это болезнь начинающих авторов, так сказать, детская болезнь. Потому что автор с опытом, уже может оценивать уровень своего мастерства. Он может объективно сравнивать свое творчество с творчеством других людей. Он сам понимает, что ему удается, а что не очень.
Разумеется, и опытному или неначинающему автору нужна критика, но он уже не нуждается именно в одобрении. Ему нужна именно критика, и он знает, что с ней делать. Внимание публики такому автору конечно лестно, но он не так сильно зависит от него, как начинающий автор.
Поэтому опытный автор уже не требует комментариев к своим произведениям, и не пугает всех вокруг себя просьбами прочитать и оценить его творение. Он уже переболел.