Грубская Анна : другие произведения.

Римские каникулы (2008)

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  "Римские каникулы" - это неделя в Риме, чтобы погулять в своё удовольствие. Бродить по древним развалинам, приходя к убеждению, что античный Рим всегда существовал и существует сейчас, просто в какой-то момент он ушёл в параллельную реальность, а теперь появляется время от времени перед глазами удивлённого зрителя, открываясь то больше, то меньше. Как ему самому захочется. Гулять по узким улочкам и небольшим площадям Рима средневекового, барочного, разного, уходя от туристических маршрутов, теряясь и не глядя в карту, и найти очаровательным это смешение стилей и эпох. В прошлом году состоялось моё очное знакомство с Римом. Рим был финальным аккордом поездки Классика "TheTop", включавшей Милан (прилёт), Верону, Венецию, Пизу, Сиену, Флоренцию, Орвието, Неаполь и Рим. Влюбившись в Рим с первого взгляда, сразу запланировала следующую поездку - на всю неделю и только Рим. Устроить свои собственные римские каникулы. И грамотно выбрать отель. Выбирала его так, чтобы жить в центре своих прогулочных желаний. Отель Regno на via del Corso, 330, пять минут до Пантеона - в одну сторону, три минуты до фонтана Треви - в другую.
  
  Конечно, если вы первый раз в Риме или, как вариант, прошлый раз Рим практически не видели, хочется всё сразу. Капитолий и форумы, Колизей и Пантеон, пьяцца Испании и фонтан Треви, Ватикан и прочее, прочее, прочее. Ещё были запланированы Микеланджело и Джованни Лоренцо Бернини, Караваджо и раннее Возрождение. Если интересно, добро пожаловать!
  
  
  Античный Рим.
  
  В июле прочитала на сайте рассказ девушки о поездке в Рим и путешествии по античному Риму. Решила, что эти страницы истории Вечного города просто напрашиваются на отдельную прогулку. Относительно отдельную, конечно, потому что античный Рим открывается внезапно, и ты просто не можешь пройти мимо его древностей. Древний Рим начался в первый же день прилёта с Капитолийского холма. Пусть сейчас там часть города, созданная Микеланджело, но история Рима началась отсюда. Именно над Капитолием Ромул увидел своих двенадцать орлов или коршунов, давших ему возможность победить в споре с Ремом. И именно здесь он основал свой Город.
  Капитолий был каким-то слишком желанным местом, и сразу после поселения в отель отправляюсь сюда, чтобы сидеть в тени на ступеньках палаццо Консерватори и смотреть на площадь, на памятник Марку Аврелию, на туристов, даже на столь нелюбимый Алтарь Отечества. Здесь, в палаццо Консерватори вход в музеи Капитолия (стоя лицом к памятнику справа, билет 8 евро, но заранее поинтересоваться, когда музеи открыты). Много древностей, включая оригинал капитолийской волчицы и "мальчика, вынимающего занозу", подлинник конного памятника Марку Аврелию и руины жилого дома во дворе музея. Конечно, скульптуры Бернини (прелестная голова Медузы Горгоны и римские папы с кардиналами), а в Пинакотеке - два Караваджо, Тициан и Рубенс, совершенно очаровательный Тинторетто.
  После Капитолия, ещё раз посмотрев на капитолийскую волчицу (теперь уже копия), спускаемся к римским форумам. Форумы занимают огромное пространство, хотя это - самое непонятное из того, что рассматривают туристы. На Римский форум и Палатин, а также в Колизей единый билет на сутки 11 евро, причём покупать его лучше со стороны виа Фори-Империале (она начинается от форума Траяна, проходит вдоль других императорских форумов, все они слева по движению, отсюда и название). Гулять можно и самим по себе, удобно с путеводителем. Мне понравился "Вокруг света. Рим". Смотреть на схему и пытаться угадать, какими были базилики и храмы, превратившиеся в пару колонн или развалины. Тем и хороши форумы, что можно представлять себе всё, что угодно. Хотя историки давно уже предложили свой вариант "как это было две тысячи лет назад". Включаем воображение и начинаем сочинять приближённые к действительности исторические подробности: вот здесь разгуливали люди в тогах, здесь выбирали консулов, а здесь проходили триумфаторы. И ещё обязательно найти символический центр Римской империи, вот она - радость туриста! Если вы в Риме летом, обязательно подумайте о кепке или зонтике, все теневые уголки форумов быстро оккупируют туристы. Палатин не слишком интересен, хотя знатоки и любители античных развалин вряд ли со мной согласятся. Теперь к Колизею. Он доминирует, но не подавляет. Вокруг Колизея постоянно толпятся желающие отметиться среди его развалин, но в длинной очереди в кассу стоять уже не надо. Само устройство Колизея - удачная находка архитектора. Четыре яруса, галереи, переходы, помещения под ареной - впечатляет всё. Правда, возникает некое непонимание, как римляне поднимались и спускались по этим высоким и неудобным ступенькам, как могли увидеть, что происходило на арене со своих мест на трибунах. И не представляю, как натягивали над всем Колизеем тент. От Колизея возвращаемся по другой стороне виа Фори-Империале, рассматривая императорские форумы. Издалека.  
  "Отец" Колизея, то есть амфитеатр, построенный лет на пятьдесят раньше - это театр Марцелла (в честь племянника императора Августа). К нему идти в другую сторону от Капитолийского холма, направо. Вроде бы Август (а он был первым императором Рима, Цезарь не считается, что несправедливо) собирался передать ему Римскую империю, но племянник умер раньше дяди. А театр остался. Сейчас это с одной стороны живописные развалины, частично восстановленные, а с другой - место проживания, и является частной собственностью. По пути к Тибру можно наблюдать ещё две неплохо сохранившиеся развалины. Храм Портуна (не фортуны) на реставрации, а храм Геркулеса попробуйте обойти по кругу.
  По другую сторону Палатина находится огромное невнятное пространство античных времён под названием Циркус Максимус (чи"рко ма"ссимо, как говорят итальянцы), буквально древний ипподром. Когда-то очень давно, ещё до ипподромных дел, здесь произошло забавное событие под названием похищение сабинянок.
  Первым римлянам (а прямо скажем, это был всякий сброд, пришедший к Ромулу после брошенного им клича: "кто хочешь, к нам приходи, и мы не спросим, кто ты и откуда, и чем занимался раньше") отказали в сватовстве, тогда они сюда пригласили сабинян и устроили для них праздник. Праздник не успел закончиться, как девушек умыкнули. Вот с этого поля. Потом, конечно, они чуть не убили друг друга, потом помирились, отдав половину всего своего имущества сабинянам. Говорят, именно после этого изменились некоторые свадебные традиции (переносить жену на руках через порог дома, типа похищение, "почувствуй себя сабинянкой").
  Сейчас время от времени римляне тоже сюда приходят, например, чествовать футбольную команду или митинг протеста какой проводить. Или праздник. После вечера пятницы Циркус Максимус вообще не убирают до утра понедельника, настолько место популярное для прогулок. От Циркуса Максимуса можно прогуляться к термам Каракаллы, в своё время их называли восьмым чудом света (и что только так не называли?), сейчас это очередные развалины, где бродят туристы и время от времени дают концерты. Была в прошлом году и сейчас не пошла. Воспоминания ещё свежи.
  
  Изначально древнеримским был и замок Sant Angelo, который строился как мавзолей римского императора Адриана. Замком он стал в средние века, римские папы время от времени здесь скрывались от неблагодарных варваров и благодарных императоров. И сейчас в его кладке видны следы древней постройки. Напротив через Тибр - мост II века, тоже сейчас называется Sant Angelo (на мосту скульптурные ангелы Бернини). И Пантеон, естественно, древнеримская постройка, тоже II век. О нём, древнем, можно судить по кладке и сохранившимся элементам античного декора - не там, где портик, а совсем с другой стороны.
  
  Очень часто встречаются и отдельные части Древнего Рима. Как знаменитые Уста истины (Bocca della Verita") в портике церкви Санта-Мария-ин-Космедин. Это те, в которые сейчас можно спокойно просовывать руку, чтобы сфотографироваться, а в средние века не стоило, за ними стоял палач и по миганию глазом судьи мог лишить обвиняемого руки. После Одри Хепберн здесь всегда очередь из желающих сфотографироваться.
  Как остатки древнеримской инсулы у Алтаря Отечества (стоя лицом к нему, справа). Инсула - это многоэтажный дом, в котором сдавались квартиры жильцам, без удобств. Как вписанные фрагменты терм Диоклетиана в базилике Санта-Мария-дельи-Анджели. Как ванны из терм Каракаллы, ставшие частями фонтанов на пьяцца Фарнезе или на Авентине. Как часть колонны из Золотого дома Нерона, теперь основа для египетского обелиска в центре пьяцца Пополо. Или колонна Марка Аврелия в центре пьяцца Колонна на виа Корсо. И это далеко не всё, ведь из мраморных плит и камней Колизея, колонн и камней античных базилик и храмов, терм Диоклетиана и Каракаллы построены дома и палаццо, церкви и мостовые.
  Кстати о мостовых. Многие фрагментарно тоже античные. И ещё с древних времён в Риме сохранилась надпись SPQR, или Senatus populus que romanus, что в переводе "сенату и народу Рима", имеется в виду - принадлежит. Встречаешь чаще, чем любую другую надпись. Везде. Подписывают с античных времён и до наших дней фонтаны и всяческие памятники, канализационные люки и дворцы, а то и просто столбы. Чтобы знали, чьё!
  
  Ватикан и собор святого Петра
  
  К собору святого Петра можно пройти беспрепятственно, как ни в чём не бывало перешагнув белую линию границы между Италией и Ватиканом. Как следует рассмотреть "объятия веры" - колоннаду, спроектированную Бернини. Найти и постоять на тех кругах, откуда четыре ряда колонн сливаются в один - как раз между римскими фонтанами и обелиском в центре площади.
  В собор святого Петра вход бесплатный, но стоять в очереди вдоль правого крыла колоннады придётся. Даже не стоять, а идти, очередь движется быстро. По пути любуемся колоннадой и смотрим, как чистят Римские фонтаны. Перед возвращением римского папы из отпуска или перед ferragosto (15 августа) фонтаны чистили всю неделю. Подходишь, и с каждым метром собор становится всё больше. Кто и как придумал его таким? Ответы на эти вопросы, конечно, можно прочитать в любом путеводителе или на сайте, но от этого ощущение грандиозности замысла и проекта не уходит. И даже усиливается, особенно, когда видишь людей в соборе с Галереи апостолов, оттуда, где начинается собственно купол. Внутри ходила с путеводителем, где цифрами и буквами отмечено самое интересное и авторы, а ещё с собственными заметками о том, чего не было в путеводителе. Отвлекалась. Рассматривала купол Микеланджело и игру света, преломляющегося на колоннах и полу. Потрясающе. Наблюдала за туристами и группами паломников. Внутри собора тоже хватает грандиозных сооружений. Балдахин под куполом работы Бернини высотой с четырёхэтажный палаццо Фарнезе - разве скажешь? Голубь в золотистых лучах в апсиде собора (тоже работа Бернини) с размахом крыльев около трёх метров, а издалека кажется маленькой птичкой, еле различимой. Конечно, там много работ Бернини, хотя и не таких драматичных и ярких, как "Аввакум с ангелом" и "Даниил со львом" в Санта-Мария-дель-Пополо или "Экстаз святой Терезы" в Санта-Мария-делла-Витториа. Отдельное внимание "Пьете" Микеланджело, это единственная скульптура, которую 23-летний мастер подписал. Молодая Мария убита горем и взрослый Иисус на её коленях. "Оплакивание". Подъём на купол собора справа от портика. Помня Эйфелеву башню, достаю 7 евро (подъём на лифе до Галереи апостолов и потом по лестнице, пешеходный подъём стоит 5 евро). От Галереи апостолов туристы гуськом поднимаются по узким лестницам наверх. Кто-то насчитал 323, кто-то - 380 ступеней, не проверяла. Подниматься всё-таки стоит. Хотя бы для того, чтобы посмотреть на самое маленькое в мире государство Ватикан. Иного варианта нет. Чтобы поискать глазами или в объектив знакомые районы Рима. После часа дня солнце за твоей спиной, и очень удобно рассматривать окрестности. Лифт спускается обратно в собор, посмотрим, задрав голову, где только что были! С ума сойти! Ноги требуют отдыха. А отдыхать на пьяцца святого Петра удобнее всего на ступенях колоннады Бернини с теневой стороны.
  
  Музеи Ватикана - это тот случай, когда лучше приехать с утра. Запускают с 8.00, приехать минут за двадцать, чтобы в полдевятого быть в Ватикане. Только вход не со стороны собора святого Петра, а с виа Ватикано, идти десять минут вдоль высокой стены направо от пьяцца святого Петра. К восьми хвост очереди вырастает в несколько раз, но идёт она быстро. Здесь нет разделения на очереди для групп и индивидуальных посетителей. Сначала надо пройти через контроль (колющие и режущие предметы нельзя, открытые плечи и животы, юбки и шорты выше колен не допускаются). Потом билетные кассы, билет стоит 14 евро. И никакой экскурсии, если действительно хотите всё увидеть, а не пробежать. Все идут в одном направлении через музеи Ватикана. В сторону только в Пинакотеку, но её найти легко. О Сикстинской капелле можно прочитать на стендах в первом же дворе (двор Пиний, это зонтичные сосны, привет Пиноккио), а ещё лучше идти с хорошим путеводителем (в моём указано, кто, что и где писал, где смотреть портретное сходство). И никаких "даю вам десять минут посмотреть на фрески капеллы". Кстати, сейчас открыты и Станцы Рафаэля. И всё равно сильнее "Сотворения Адама" ничего нет! Выход из музеев Ватикана как раз к кассам на купол собора.
  
  Лирическое отступление Љ1.
  
  Они сами по себе маленькие музеи. И в своей внутренней барочной роскоши они выглядят трогательными и прекрасными. Не все зайдут, проходя мимо, но если так случится, потом обязательно вернутся при возможности. Они создают какое-то особенное настроение, обладая непостижимой аурой, в которую попадаешь сразу. Четыре церкви Рима, которые произвели на меня самое сильное впечатление. И вот почему ...
  
  Базилика Санта-Мария-дельи-Анджели (Santa Maria degli Angeli), или базилика Святой Девы Марии с ангелами, находится на пьяцца Республики за Фонтаном наяд, если подниматься от виа Национале или идти от вокзала Термини. Когда-то здесь были термы Диоклетиана, огромный банный комплекс, а теперь целый район с вокзалом Термини, многочисленными жилыми зданиями и отелями, площадями и остатками самих терм. Проект базилики поручили Микеланджело, который решил использовать сохранившиеся стены для строительства церкви. Сохранил и стену для наружного фасада, поэтому главный фасад с пьяцца Республики выглядит очень необычно, но стильно. Настоящие развалины античных терм. А центральный неф был перестроен из зала, в котором древние римляне принимали тёплые ванны.
  Можно выйти во внутренний дворик, там тоже сохранившаяся часть терм и первых стен базилики. Здание получилось гигантское и светлое, просто крытая площадь. Огромный купол над бывшей алтарной частью. Позже алтарную часть и вход поменяли, и теперь, входя в базилику, первым делом видишь, как преломляются лучи солнца на полу радужными линиями.
  Внутри нет произведений известных мастеров, но сюда перенесли картины из базилики святого Петра при постройке нового собора. Ещё в начале XVIII века на полу в церкви установили солнечные часы - римский меридиан, украшенный знаками зодиака, по ним сверяли время во всём Риме до середины XIX века, пока не придумали в полдень стрелять из пушки с башни замка Sant Angelo.
  В четверг наблюдала здесь венчание. Очень красивая пара, трогательная церемония с клятвами жениха и невесты. Так интересно было смотреть на встречу родственников, которые приехали уже после начала церемонии (бурные объятия, целования и изображение жестами сцены вроде: "я помню тебя ещё вот такой малышкой!"). А маленькие дети бегали по огромной базилике, ожидая окончания венчания.
  
  Церковь Санта-Мария-сопра-Минерва (Santa Maria sopra Minerva), то есть церковь Святой Девы Марии над Минервой (на месте бывшего античного храма Минервы, или Исиды). Находится она слева за Пантеоном на одноимённой площади. Там же, где мраморный слоник Бернини несёт на спине египетский обелиск. Строить церковь начали в XIII веке, в стиле итальянской готики, о чём сейчас напоминают только некоторые детали фасада и сводчатый готический потолок внутри. Вообще, в Риме очень мало готических церквей. Но украшения потолка в синем с золотом относятся уже к XIX веку. Всё остальное - настоящие подлинные сокровища.
  Прежде всего, скульптура "Воскресший Христос" Микеланджело слева от алтаря. В меру мускулист и гениально красив. Правда, священники прикрыли фигуру Христа бронзовой набедренной повязкой. Это сейчас она минимальна, а тогда была до колен.
  В базилике похоронены три папы - меценаты и транжиры из рода Медичи - Лев Х и Климент VIII (справа и слева в алтаре), а ещё инквизитор папа Павел IV, известный тем, что приказал пририсовать набедренные повязки на все фигуры фрески "Страшный суд" Микеланджело в Сикстинской капелле (а их более четырёхсот). В его капелле (справа от алтаря) ангелы Верроккьо и фрески Филиппо Липпи. В боковых капеллах несколько фресок Перуджино и возможно даже фра Беато Анджелико. Есть и Бернини в левом ряду (скульптурные украшения саркофагов).
  В средневековье эта церковь была известна тем, что сюда приводили еретиков, и они здесь публично отрекались от вредных убеждений. А если не отрекались - рядом пьяцца Кампо-де-Фьори, где разжигали время от времени костры инквизиции. Самым знаменитым персонажем был Галилео Галилей, который сначала от всего отрёкся, а потом, как говорит легенда, тут же в Санта-Мария-сопра-Минерва воскликнул: "И всё-таки она вертится!". А вот Джордано Бруно наоборот, и поэтому памятник ему стоит на пьяцца Кампо-де-Фьори. Помните: "Ведь Галилей, в конце концов, тоже отрекался" - "Поэтому я всегда больше любил Джордано Бруно" (с). Как опять не вспомнить эти слова?
  
  Церковь Сант-Андреа-делле-Фратте (Sant Andrea delle Fratte), или церковь Святого Андрея в чащобе (когда её начинали строить, там ещё лес был), находится недалеко от пьяцца Испании, в конце виа Пропаганда. Сначала обращаем внимание на гениальную колокольню Франческо Борромини, ярко выделяющуюся на фоне неба с виа Капо-ле-Казе, а потом входим в церковь.
  Самое замечательное внутри - это оригиналы двух ангелов Бернини, созданные для моста Sant Angelo, папа Климент IX посчитал их слишком ценными, чтобы оставить под открытым небом. В XVII веке Джованни Бернини поручили украсить мост, он и придумал всех десять ангелов, а два из них - Ангел со свитком и Ангел с терновым венцом - были выполнены самим мастером (остальные - в его мастерской).
  Церковь очаровательна те только ангелами Бернини. Она небольшая и какая-то своя, домашняя (сказываются католические корни, наверное). Сюда не рвутся туристы, проходящие толпами мимо, здесь тихо и слышится шум воды. Сначала не поверила, на звук вышла в небольшой внутренний дворик с фонтаном, апельсиновыми деревьями и красными рыбками. Даже в самую жару прохладно. Два раза попадала на начало службы после шести вечера, около двадцати прихожан и старенький священник, который тихо садится за скамейками прихожан.
  
  Церковь Санта-Мария-дель-Пополо (Santa Maria del Popolo) на пьяцца Пополо, справа от ворот Фламиния. Проще всего попасть на пьяцца Пополо, пройдя до конца виа Корсо. Когда-то на этом месте был похоронен император Нерон (римляне очень не любят этого местного сумасшедшего, вот почти на месте дворца Колизей соорудили, гробницу разрушили, а злых духов изгоняли строительством церкви Святой Девы Марии).
  Строили её с XI века, потом руку к созданию приложили и Рафаэль, и Браманте, и Бернини. Это ещё один маленький музей с фресками Пинтуриккьо и двумя полотнами Караваджо ("Обращение Савла" и невероятное "Распятие апостола Петра" в капелле Черази слева от алтаря). Капеллы в тени, но фрески и скульптуру можно рассмотреть, бросив монетку и нажав кнопку. Возле каждой капеллы табличка, на которой на итальянском и английском языках написано, что и где вы можете увидеть.
  Ещё одна потрясающая капелла - Киджи (братьев-банкиров Киджи) находится слева от входа, её проектировал Рафаэль. Здесь две скульптурные группы Бернини - Аввакум с ангелом и Даниил во рву со львом. К сожалению, сейчас реставрируют алтарное "Рождество Богородицы" Себастьяно Пьомбо, поэтому в капеллу не зайти. Но разглядеть скульптурные группы можно. Видно, как лижет правую пятку Даниила лев, а его призыв не столько даже в выражении лица, сколько во всей позе святого. Удивлённый пророк Аввакум взирает на ангела, который, видимо, уже привык к такой реакции на своё появление. Ещё над органом и балконом по сторонам главного алтаря возносятся ангелы Бернини, который декорировал церковь в XVII веке. С этой церковью знакомы те, кто читал ацкое шапито Дэна Брауна под названием "Ангелы и демоны".
  
  Художественные галереи.
  
  Галерея Боргезе. Если вы интересуетесь живописью и скульптурой, если вы ходите в художественные музеи, то пройти мимо галереи Боргезе нельзя!
  Работает с 9.00 до 18.00, но туристов запускают каждые два часа. Если время посещения не заказано заранее по телефону, лучше приходить с утра. В полдесятого можно взять билеты на 11.00, а в десять - уже на 13.00 (время указано в билете, стоит 13.50 евро).
  Но огромный парк Вилла Боргезе тем и хороша, что это время летит очень быстро, всегда есть, чем заняться. Покататься на велосипеде или туристическом паровозе, пойти в зоопарк (здесь он называется биопарк) или (как некоторые) в Национальную галерею современного искусства. Ван Гог, Дега, Роден, Моне, Модильяни - по одной - две картины, правда, после Парижа не впечатляет. Есть один Кандинский, а Густав Климт на выставке в Ливерпуле. Очень много итальянцев XIX-XX веков, о которых раньше не слышала.
  К часу возвращаюсь в галерею. Уже не первый год галерея Боргезе практикует выставки одного художника, которые проходят весной-летом. Так, в 2008 году выставляется собранный со всего мира Корреджо. Мадридский Прадо и парижский Лувр, все итальянские галереи и петербургский Эрмитаж, заокеанские галереи представили картины Корреджо на выставку. В 2009 году будет выставка Караваджо, в 2011 - Тициан, а в 2012 - Лукас Кранах!!! Становится ясно, когда надо приехать в Рим.
  В галерее потрясающий Караваджо и не менее потрясающий Бернини. Кроме всем известных "Давида" (портретное сходство напряжённого мужчины с автором), "Аполлона и Дафны" и "Похищения Прозерпины" здесь видим не менее интересные скульптуры. Очаровательная группа "Коза Амалфея, воспитывающая младенца Зевса, и сатир". Бернини не только гениальный скульптор, но и человек с отличным чувством юмора!
  
  Национальная галерея античного искусства в палаццо Барберини (пьяцца Барберини, вход с виа Куатро Фонтане, билет - 5 евро).
  Хранит художественные сокровища римского папы Урбана VIII и семьи Барберини. Это неизвестные мне античные скульптуры, ожидаемые работы Бернини, огромное количество картин итальянских художников от Возрождения до барокко. Сколько же художников было в Италии и как плодовиты на творчество! Не удивительно, что Екатерина II закупала их оптом по дешёвке. Фра Анджелико и Филиппо Липпи, Рафаэль (знаменитая "Форнарина" так себе) и Тинторетто. Известные картины Гольбейна "Томас Мор" и "Генрих VIII", поразившие меня картины Эль Греко "Воскрешение Христа" и "Поклонение волхвов".
  К сожалению, фотографировать нельзя, в Интернете не нашла, буду искать в альбомах. Конечно, Караваджо. "Святой Франциск" с черепом буквально разыгрывает сцену из "Гамлета" ("быть или не быть?"), а Нарцисс вовсе не занят самолюбованием, скорее, что-то ищёт в своём отражении, как будто увидел не себя, а кого-то другого, и этот другой ему не слишком нравится. Но главное - "Юдифь, убивающая Олоферна" (в процессе, так сказать, отсекания головы). Совсем другая Юдифь, чем у Джорджоне или Климта, на мой взгляд, самый сильный из всех образов.
  
  Палаццо Дориа-Памфили, художественная галерея на виа Корсо. Прежде всего, три Караваджо (одна из картин - "Кающаяся Мария Магдалина", больше похожа на уставшую горожанку, присевшую отдохнуть) и "Саломея с головой Иоанна Крестителя" Тициана. В маленьком зале портрет папы Иннокентия Х работы Веласкеса и здесь же бюст того же папы работы Бернини. На папском мраморном одеянии вот-вот расстегнётся пуговица, что это - шутка Бернини?
  
  Лирическое отступление Љ2.
  
  Рим создан для того, чтобы гулять. Теряясь на его улицах и находя там настоящие сокровища. Маршрут первый - вокруг фонтана Треви и пьяцца Испании. Минус только один - группы, пары и одиночные туристы заполняют окрестности с девяти утра и до середины ночи. Зато около восьми у фонтана только карабинеры и несколько туристов. Рим просыпается. Раскладывают свои нехитрые сувениры торговцы обманчивой памятью, расставляют стулья у столиков уличных кафе, и вот уже первые посетители из числа местных заходят, чтобы выпить чашку капучино или эспрессо, поговорить о погоде, здоровье и прочих очень важных для итальянцев делах.
  Днём и вечером здесь совершенно по-другому: скамейки и фонтан усеяны туристами, которые выбирают "неважно какое, главное, чтобы у фонтана" место, чтобы запечатлеться. Время от времени случается набег туристической группы с наушниками, их задача - быстро сфотографироваться, пока гид в ухо рассказывает о фонтане. Организованно фотографируются японцы, хаотично - все остальные. Найти свободное место чуть в стороне, не теряя Океана в своей колеснице из вида. Чистое римское барокко с причудливыми изгибами мраморных фигур и каменных скал - эскизы Бернини, да-да.
  Тут же темнокожие дядьки предлагают розы, открытки, мини-штативы и "фотографию за пять минут и пять евро", пробираясь сквозь толпу и выискивая глазами потенциальную жертву. Готовы вас сфотографировать и на ваш фотоаппарат, с благодарностью возьмут пару евро.
  В разных углах площади "живые" статуи изображают древнеегипетского кого-то, статую свободы или средневекового персонажа, буквально Данте. После двух ночи площадь опять пуста и прохладна. Выходить к фонтану хорошо с любой стороны: по привычному утреннему маршруту с виа ди Муратте, или спускаясь с Квиринальского холма по виа Датариа, или свернув с виа Тритона. Сначала слышишь гомон туристов и шум воды, а потом уже видишь фонтан. И утром перед трансфером в аэропорт зайти и бросить по всем правилам монету на возвращение.
  
  Теперь к Испанской лестнице, вокруг которой тоже немало чудес. В сторону виа Корсо - многочисленные бутики самых разнообразных брендов, и тут же рядом сувенирные лавки и маленькие закутки с надписью "pizza". С другой стороны - кривые улочки, спускающиеся с холма Квиринал или от парка Боргезе.
  На углу виа Пропаганда церковь Санта-Андреа-делле-Фратте. У этой церкви гениальная колокольня Франческо Борромини, которую видно, если подняться по виа Капо-ле-Казе. А подняться стоит, потому что потом можно свернуть налево к виа Грегориане и гулять по ней, рассматривая палаццо XVI-XVII веков. Например, палаццо Дзуккари (сейчас, конечно, на реставрации, пусть вот так вот повезёт). У всех палаццо окна как окна, двери как двери, а здесь - разинутые пасти злобных чудищ. Пока приходишь в себя - оказываешься на верхней площадке Испанской лестницы, в семь вечера солнце уже уходит отсюда, её оккупируют сотни римлян и туристов, к девяти оставляя только узкий проход для поднимающихся или спускающихся людей.
  Причудливо изгибающиеся пролёты ступенек заняты сидящим и пьющим вино самым разным народом, рассматривающим людской муравейник у фонтана Баркачча (Лодочка) Пьетро Бернини (отца того самого). Очень много русскоязычных туристов, видимо, услышавших где-то, что здесь - одно из главных тусовочных мест Рима.
  Посидев на лестнице, идём дальше - по виа Маргутта, где жил Федерико Феллини, где произошла самая романтическая история между Одри Хепберн и Грегори Пеком. Дом и увитый плющом дворик можно теперь увидеть со стороны, а если повезёт, но днём, то и заглянуть внутрь. На пьяцца Испании быстро говорящие итальянцы предлагают прогулку в конном экипаже. Он медленно едет по виа Бабуино к пьяцца дель Пополо, не обращая внимания на вереницу машин, вынужденных ехать с той же скоростью следом. Улица настолько узкая, что проехать может лишь одна машина или ... один конный экипаж.
  
  Маршрут второй - вокруг Пантеона, пьяцца Навона и пьяцца Кампо-де-Фьори, то есть по другую сторону от виа Корсо. Здесь совсем другая атмосфера. На скамейках в небольших скверах (а то и просто на стульях у дома) днём сидят пожилые римляне, на всевозможных ступеньках и у фонтанов - молодёжь. В небольших ресторанчиках вечером слышится только итальянская речь, сюда приходят местные римляне в традиционные восемь-девять вечера на ужин и поговорить. Складывается впечатление, что они друг друга очень хорошо знают, обращаются друг к другу через два-три столика, комментируя сказанное соседом, и смеются все вместе над шутками. Но и ты чувствуешь себя очень уютно под красное вино и pasta frutti di mare, наслаждаясь римским вечером.
  С этой стороны виа Корсо всё время оказывалась во второй половине дня, или возвращаясь с другого берега Тибра, или приходя в поисках Караваджо (следует учитывать, что большинство церквей в Риме открыты примерно с восьми утра до двенадцати, а потом с четырёх до семи), или просто вновь и вновь гуляя по узким улочкам.
  
  Районы вокруг Пантеона, пьяцца Навона и пьяцца Кампо-де-Фьори, сотканные из кривых и коротких улочек, которые и улочками-то назвать не получается (привет римскому чувству юмора или римскому же самомнению) - самые романтичные в Риме. Поэтому тут легко и приятно потеряться, всё равно рано или поздно выйдешь или к Пантеону, или к пьяцца Навона, или к Кампо-де-Фьори. Так зачем карта? Только для того, чтобы найти что-то особенное.
  Например, французскую церковь Сан-Луиджи-деи-Франчези (три картины Караваджо, классические и сильные). Рядом, но если не знаешь, пройдёшь мимо, практически непосещаемая церковь Сант-Агостино с ещё одной картиной Караваджо - "Мадонна Пеллегрини" (мадонна пилигримов, сюжет - коленопреклонённые пилигримы перед мадонной с младенцем, мы увидим этот приём позже в "Возвращении блудного сына" Рембрандта) и скандальным пророком Исайей Рафаэля (один в один пророк Микеланджело в Сикстинской капелле, в общем, плагиат).
  А потом убираем карту и находим всевозможные сокровища. Например, на узкой виа Джулия, что ближе всего к Тибру, можно увидеть античные фрагменты у стены гораздо более позднего здания, а дальше - интереснейшую церковь с крылатыми черепами на фасаде (её священники хоронили всех безымянных, отсюда такой декор), и фонтан Маскерони (который переводится ласковым словом "рожа").
  По арке определяется начало палаццо Фарнезе, когда-то бывшее то ли крепостью, то ли замком. Посидеть у палаццо, разглядывая на площади фонтаны с огромными ваннами из древнеримских терм Каракаллы, а потом, уходя в узкие улочки, оглянуться на карниз, спроектированный Микеланджело. Справа у входа в палаццо пост карабинеров, а слева парочка с немыслимыми причёсками курит травку.
  Набрести на Фонтан черепах, совершенно случайно свернуть к скверу, в котором голубей на квадратный метр больше, чем на пьяцца Сан-Марко в Венеции, и немолодой итальянец сидит у развала старых книг, перелистывая одну из них. Когда-то здесь был огромный театр Помпея, сейчас от него остались небольшие развалины то тут, то там.
  Пройти мимо церкви Сант-Андреа-делла-Валле (Андрея Первозванного) и, случайно подняв голову к облакам, обнаружить ангела на карнизе, вспомнить, что это за церковь и легенду. Или увидеть вдруг гениальное творение Франческо Борромини, вечного соперника Бернини - купол и шпиль церкви Сант-Ивоалла-Сапиенца. Говорят, сверху в плане она напоминает пчелу (геральдический знак рода Барберини, из которого вышли кардиналы и римский папа, отсюда многочисленные пчёлы на фасадах, фонтанах и прочих местах), а закрученный по спирали шпиль - пчелиное жало.
  Вообще, сколько видела Борромини, три гениальные поистине вещи - колокольня Санта-Андреа-делле-Фратте, лестница палаццо Спада и вот этот купол.
  Обнаружить на затворках площадей нетронутые цивилизацией улочки со средневековыми палаццо и небольшими церквями, с закрытыми небольшими лавками и закрытыми же двориками, но просматриваются лестницы на второй-третий этаж и бельё на верёвках.
  Зайти и на пьяцца Кампо-де-Фьори, и на пьяцца Навона. Убедиться в гармоничности памятника Джордано Бруно на первой, и тяжко вздохнуть, увидев по-прежнему реставрируемый Фонтан четырёх рек, на второй. На пьяцца Навона после обеда всегда праздник, веселье и вообще практически карнавал. Художники и выставленные на продажу картины, приглашения нарисовать портрет или хотя бы шарж. Небольшие музыкальные группы, всегда в течение недели разные, от чего-то этнического или тяжёлого до мелодичного попсового. Те же "живые" статуи и приставучие гладиаторы. Продавцы домашней пиццы и официанты респектабельных ресторанов. Такая разная публика и такая особенная атмосфера.
  Рассматривая палаццо на площади, вспомнила, что здесь живут владельцы антиквариата и представители аристократических семейств. Надеюсь, окна их спален выходят на другую сторону.
  Пара поворотов от пьяцца Навона и выходишь к тыльной части Пантеона. Именно здесь понимаешь, что ему страшно сказать, сколько веков (а построен во II веке). В какой-то день увидела Паоло, нашего прошлогоднего гида по Риму, вёл русскоязычную группу в Пантеон. Зашла вместе с ними, послушала немного, посмотрела ещё раз на купол. По образу и подобию Пантеона Микеланджело потом построит ещё два купола - в соборе святого Петра в Ватикане и в церкви Санта-Мария-дельи-Анджели в развалинах терм Диоклетиана недалеко от вокзала Термини.
  И всегда дальше за Пантеон налево к пьяцца Санта-Мария-сопра-Минерва, сидеть перед ней и любоваться обелиском со слоником Джованни Бернини.
  Уходишь от Пантеона по одной улице, проходишь мимо колонн древнеримского храма, включённых в здание XVII века, мимо церкви в явном стиле рококо и выгнутого палаццо Монтечиторио (да-да-да, опять Бернини, теперь уже как архитектор), в нём заседает итальянский парламент и постоянно дежурят карабинеры.
  Уходишь по другой улице, идёшь мимо палаццо Дориа-Памфили, где милый сад, попасть в который можно только, если купишь билет в галерею, но пока заглядываешь внутрь через стекло дверей. Это те Дориа, что отказались финансировать Колумба (когда жили в Генуе), а чем это закончилось, все в курсе. На углу виа Корсо ещё один фонтан - "Водонос", на бочку которого прикрепляли всяческие ругательные письма на власти, преимущественно - пап. Эпоха была такая. Этих "говорящих статуй" было много в Риме, а сохранилось всего лишь несколько.
  
  P. S. О Джованни Лоренцо Бернини.
  
  Кроме уже описанных мест обязательно прогуляться до пьяцца Барберини с фонтаном Тритона. К ней можно спуститься с виа Куатро Фонтане или подняться от виа Корсо. За триста с лишним лет Тритон устал, и струя воды бьёт не слишком высоко. На углу площади ещё одна работа скульптора - фонтан Пчёл.
  В конце виа Барберини церковь Санта-Мария-делла-Витториа, а в ней скульптурная группа "Экстаз святой Терезы" Бернини в капелле Корнаро слева от алтаря. Тоже наверняка о ней слышали, если читали ацкое шапито Дэна Брауна "Ангелы и демоны". Мало того, что он поместил церковь не там, так ещё и рассказывает о скульптурной группе, словно не видел даже её иллюстрации.
  Бернини так работал с мрамором, как будто это воск или пластилин. Различимо всё, вплоть до нюансов выражения лица святой Терезы, беспорядочных складок её одежды, гримасничающего ангела с копьём.
  От Санта-Мария-делла-Витториа по виа ХХ сентября - к Сант-Андреа-аль-Квиринале, проектом которой Бернини всегда гордился. Говорят, частенько тайно ездил ею любоваться. Рядом тенистый скверик. А потом присевшие на фронтон палаццо Консульта ангелы на пьяцца Квиринале. Квиринал - самый высокий из семи холмов Рима, по легенде здесь проживали те самые сабиняне, чьих дочерей украли римляне во главе с Ромулом, когда они ещё не знали, что их будут называть римляне. Там дежурят карабинеры, так как президентский дворец, и одна из лучших смотровых площадок.
  
  Авентин.
  
  Авентин мог бы стать центром не-Рима, если бы Рем выиграл спор с братом (его шесть орлов или коршунов летали над этим холмом). Интересно, откуда они наблюдали, между Капитолием и Авентином приличное расстояние, чтобы считать птиц в небе. В общем, не сложилось у Рема, и на века Авентин стал никому ненужной окраиной.
  Зато теперь здесь шикарные виллы, апельсиновые деревья и Розовые сады (правда, открывают их только весной и в начале лета, когда цветут розы). На Авентин можно подняться от Циркуса Максимуса или с набережной Тибра, где мост на остров Теберин.
  Ещё на холме множество монастырей и самое маленькое в мире, но непризнанное, государство Мальтийских рыцарей. А на пьяцца Кавальери-ди-Мальта находятся всегда закрытые ворота, в которых знаменитое Святое отверстие. Если в него посмотреть, то видно сразу три государства - собственно Италию, Ватикан (ровно по прямой купол собора святого Петра) и Мальту. Ватикан в отношении их признания не говорит ни "да", ни "нет", а Италия не признаёт. Хотя и выставила круглосуточный пост вооружённых карабинеров на пьяцца. Хотя нет, по форме это не карабинеры, но военные точно.
  
  Смотровые площадки.
  
  Их в Риме хватает. На форумы идём любоваться с Капитолийского холма - слева от палаццо Сенатори, где волчица, и если обойти его справа. И ещё с Фарнезских садов, там тоже смотровая площадка на Палатин и Римский форум (от арки Тита направо и наверх по лестнице). Пьяцца Пополо, а также крыши и купола - до собора святого Петра - открываются с площадки Наполеона в садах Пинчо. Сюда удобнее всего приходить с Виллы Боргезе, сады Пинчо - её окраина.
  С площадки на пьяцца Квиринале просматривается значительная часть крыш Рима, и снова купол собора святого Петра. Трастевере отлично просматривается с Авентина. Конечно, купол собора святого Петра, откуда виден весь город и одно государство (Ватикан).
  
  Римское метро.
  
  Пока в моей "копилке" кроме метро петербургского, киевского и московского - также метро пражское, парижское и римское. Римские две линии ужасны! Небольшие вагоны изрисованы граффити, как профессионалов, так и явных любителей.
  Древние римляне были правы: suntpueri, pueripuertiliatractant (типа мальчишки всегда остаются мальчишками, и поступки у них такие же). "Жителей и гостей столицы" предупреждают о возможных незапланированных потерях их имущества благодаря вездесущим карманникам. Сами римляне говорят, что виноваты жители Восточной Европы, хлынувшие в Италию после вхождения их стран в Европейский Союз. А после десяти вечера вы можете обнаружить метро вообще закрытым. Если же футбол, закроют и раньше. Стоит дороже, чем у нас - 1 евро.
  Билет на городской транспорт (метро, автобусы и трамваи, он так и называется metrebus) один, на метро вы можете проехать один раз, а на автобусах - в течение 75 минут, даже выходя и пересаживаясь на другие. И уже использованным билетом метро тоже можно воспользоваться в автобусах в течение тех же 75 минут, только компостировать больше не надо. В общем-то, система знакомая. Улыбнуло: бесплатный проезд только у детей ростом меньше одного метра!
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"