Грицхальд : другие произведения.

Об истоках жажды нового, или Немного нытья

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Тяга скинуть хвост порой становится нестерпимой. Тяжеловесные вагоны воспоминаний везут отнюдь не цемент и не руду - они везут гуано.
    С течением времени всё начинает казаться фальшивым и неоригинальным...

  Тяга скинуть хвост порой становится нестерпимой. Тяжеловесные вагоны воспоминаний везут отнюдь не цемент и не руду - они везут гуано. Будь люди бессмертны, просто биологически бессмертны без перехода в трансгуманистическое, сколько раз за вечность они бы накачивались наркотиками до частичной потери памяти и делали вид, что начинают жизнь заново?
  С течением времени всё начинает казаться фальшивым и неоригинальным.
  Мы, однако, стремимся к оригинальности.
  Вроде бы.
  Улыбка раздвигает твои уста при чтении в эпиграфе чьего-нибудь блога: "Этот сетевой журнал принадлежит Гроссмейстеру Невероятного, Покорителю Непознанных Пространств и Мастеру Третьей Руки".
  При чтении безликих серых строк "Этот журнал принадлежит человеку. Просто человеку - и не больше" улыбка твоя становится чуть горче.
  Ты знаешь:
  - автору журнала это казалось существенным шагом навстречу оригинальности.
  Открыв третий журнал, ты уже не удивляешься, прочтя сухое и невыразительное: "Этот лог посвящён проблемам робототехники и квалитатистики. Связаться с автором можно по телефону 03-04-05".
  Четвёртая фаза?
  Её нет.
  Те, кто перешагнул определённый порог, уже не видят смысла как в подборе изящных завлекающих словооборотов к эпиграфу дневника, так и собственно в ведении оного.
  Иногда - в оптимистической трактовке происходящего - это означает, что их затянул Оффлайн. Иными словами говоря, заботы об обеспечении комфортного существования материальной оболочки. Означает ли это, что заботы упомянутого рода рано или поздно найдут свой конец, после чего носитель их возвратится обратно в Онлайн или иными способами продемонстрирует ярко блестящие углы кристаллического многогранника своего "Я"? Порою так происходит, но чаще всего - нет.
  С течением времени всё начинает мниться блёклым. Даже яркость.
  Порукой чему отчасти служат инстинкты. "Разрекламируй себя - потом обустраивай гнездо".
  Приблизительно так.
  То, что мы ценим в себе и в других едва ли не больше всего, индивидуальная яркость, талант и многогранность, эволюционно предназначается преимущественно для привлечения пары. Что отнюдь не самый жестокий из обманов Природы - если вспомнить о том, что удовольствия как таковые в целом, наша способность радоваться существованию и извлекать из жизни некий неуловимый навар, также с точки зрения Эволюции является средством, а не целью.
  Соответственно:
  - с течением времени склонность раскрывать веером свой павлиний хвост или поражать мир неординарностью своих суждений претерпевает тенденцию к угасанию.
  В среднем.
  Здесь уместен насмешливый вопрос: "Так ли это страшно само по себе? Мы живём ради хвоста - или хвост живёт ради нас?"
  Вопрос о Смысле Существования вообще ироничен.
  Во-первых, он как правило предполагает концепцию долга - долга не столько в плане аскетичного служения, сколько в плане некоей подразумеваемой повинности. Человек, задающийся вопросом о смысле существования, как будто изначально ставит себя в оправдательную позицию - как если бы жизнь сама по себе была чем-то преступным и нежелательным, чему необходимо найти смысл или оправдание, в противном случае незамедлительно прервав её.
  Во-вторых, вопрос о Смысле Существования - особенно когда исходит он из уст атеиста и ввиду этого лишён религиозных подтекстов - часто содержит в истоке своём отношение к жизни словно к страданию или словно к работе. "Зачем мне наслаждаться?" - никто обычно не спросит. "Зачем мне мучаться?" или "Зачем мне это делать?" - спрашивают постоянно.
  Нетрудно уловить, что первое в некотором смысле проистекает из второго.
  Жизнь содержит в себе немалые элементы страдания или работы - поэтому те, кто верит в существование Высших Сил, часто приходят к выводу, что неким образом провинились перед ними. Из чего в свою очередь проистекает вопрос: "Как мне загладить свою вину перед Высшими Силами и как мне улучшить собственный нравственный статус в их глазах?"
  В чём, собственно говоря, состоит причина страдательных свойств существования?
  Некоторые, наподобие всем известного популяризатора постмодернистских и буддийских идей, полагают свойства эти неразрывно связанными с природой человеческого "Я" как такового.
  Мне, при всём моём пессимизме, утверждение это кажется весьма и весьма сомнительным. Разве в семнадцатилетнем возрасте мы не располагали той же самой природой? Разве при этом, однако, мы не взирали на всё окружающее с эдакой весёлой дерзостью, рассматривая жизнь - и даже смерть - как очередное увлекательное приключение?
  Можно:
  - полагать это следствием избытка гормонов;
  - полагать это итогом нехватки знания мира.
  Но:
  - это ничего не меняет реально. Так или иначе получается, что теоретически счастье или приемлемое состояние внутреннего мира осуществимо в пределах нашей черепной коробки без отказа от собственного "Я" и иных радикальных перемен.
  Можно:
  - утверждать, что это самообман;
  - утверждать, что здесь мы на самом деле имеем страдание в скрытом виде;
  - утверждать, что тут имеет место ложная память.
  Но:
  - в этом случае мы занимаемся своего рода казуистикой и опасно размываем фундамент понятий "обман", "ложь" и "на самом деле", что в перспективе угрожает лишить нас вообще какой бы то ни было опоры для рассуждений.
  Следует заметить, впрочем, что с фактором Ложной Памяти всё в действительности не столь уж и просто. Воспоминания имеют способность противоречить друг другу и, как может без особых усилий вспомнить почти каждый, те же достославные юные годы характеризуются не только повышенным ощущением яркости существования, но и повышенной экзистенциальной озабоченностью, что могло бы показаться парадоксом: "Так ли уж светел и прекрасен упомянутый возраст, если у многих именно он ассоциируется с временами мрачных дум?"
  Однако великий кажущийся парадокс юношеского состояния сознания заключается именно в способности достигать высших и низших точек эмоциональной амплитуды, что не только побуждает носителя сознания к задаванию себе вопросов о смысле существования, но и в некотором роде само по себе является этим смыслом.
  Ехидный вопрос:
  - что столь уж хорошего или приемлемого в этом состоянии сознания, если, вернись я в него, меня начали бы вновь обуревать чёрные философские депрессии?
  Закономерный ответ:
  - но вы бы быстро выходили из них и со временем возносились бы на противоположные пики.
  Повторный вопрос:
  - что бы я тогда особо ценного получил при возврате в то состояние, плюсы вперемешку с минусами?
  Ответ:
  - взглянув вглубь себя, вы сами поймёте истину. Лишь в том состоянии, хотя бы в высших и средних точках эмоциональной амплитуды, вы могли ощущать себя способным просуществовать миллиард столетий. Это причудливое состояние даёт более твёрдую почву для утверждений о смысле существования, чем большинство иных.
  Тут, в свою очередь, может возникнуть вполне естественный вопрос:
  - почему это состояние столь специфично?
  Причина вполне способна распадаться сразу на несколько факторов:
  - гормоны;
  - бурный рост числа нейронов в мозгу, что глубинно воспринимается как способность на ходу осваивать новое, лепя при этом воображаемые миры и живя словно бы в нескольких параллельных реальностях;
  - кажущаяся отдалённость смерти.
  
  1. ГОРМОНЫ
  
  Я бы не недооценивал как высокодуховные причины информационного рода, так и сугубо примитивные причины плотского плана - наподобие идущей у нас первым номером в списке.
  Весьма небезынтересно, что традиционные черты, отличающие в народном восприятии среднестатистического тридцатилетнего или сорокалетнего человека от среднестатистического двадцатилетнего парня или тем более подростка, схожи с явлением, известным психиатрии под наименованием "апатическая депрессия".
  Индивидуум в этом состоянии испытывает проблемы с эндорфинами, гормонами радости, обычно поощряющими нас за тот или иной успешно предпринятый нами шаг. Индивидуум в этом состоянии не станет предпринимать сложных, тяжёлых действий, рассчитанных на нескорый долговременный успех: он знает, что его эндокринная система так или иначе не вознаградит его за это. Готовить яблочный пирог? Хлопоты займут чуть ли не весь день, меж тем как проглочен он будет мгновенно. Отправляться в отпуск куда-нибудь на Кипр? Множество утомительных телодвижений ради весьма сомнительного результата. Затеять вечеринку на тридцать знакомых? То же, что и с яблочным пирогом, если не хуже.
  Похоже на происходящее с людьми по мере взросления, не так ли?
  Что характерно:
  - будучи пока ещё наукой в значительной мере физиологической, психиатрия видит причину сказанному в нарушении работы определённых цепочек мозга.
  В системе сознания и тела, впрочем, всё переплетено, поэтому - повторять про себя позитивные аффирмации никому не возбраняется.
  Так же, как и подозревать причину подступающей с годами ко многим апатической депрессии не только в физической деградации мозга, но и в чём-то ином.
  
  2. НЕЙРОНЫ
  
  Странно, что ещё никому - за исключением, возможно, пары-тройки лиц - не пришло в голову провести параллель между состоянием ума в тинейджерском возрасте и состоянием ума под действием дозы психоделиков.
  Способность столь азартно увлекаться несуществующим в обыденной реальности и чертить схемы запредельного, пробудись она вдруг у человека старше тридцати, привлекла бы внимание психиатров.
  Свойство сие даже не всегда кажется связанным с качеством и количеством окружающей индивидуума медиальной среды.
  Sci-fi?
  Смешные фэнтезийные фильмы?
  Сказки готического уклона?
  Случай одной дивной феи ирреального облика, поведавшей однажды читателям своего блога об имевших место в её детстве странных эпизодах - эпизодах общения с чудными светящимися созданиями. Причём сама она об этих эпизодах не помнила, узнав о них вторично лишь позже через пересказ устами собственной бабушки. Вероятно, эпизоды эти имели место в чрезвычайно раннем детстве, раз уж они загадочным образом выпали из её памяти, так что едва ли здесь мы имеем дело с влиянием фантастической литературы на чувствительный детский ум?
  Ситуации вроде описанной выше иногда вызывают странное подозрение у меня, что в действительности не всё столь просто.
  Сознаём ли мы всё, происходящее в мозгу во время бешеного разбухания его изнутри?
  Связь с иными неведомыми мирами. Связь - или открытость к установлению связи?
  Самообман или явь?
  Сам я помню, что под действием чудного гормонально-нейронального коктейля тинейджерского бытия галлюцинировал не хуже отъявленного наркомана - пусть и галлюцинировал сугубо метафорически. Ирреальность, Сумбур и Статис, странная организация Иньянь, чертежи пространственно-временных переходов, агенты Искусственного Разума с потоками цифр за жидкокристаллическими наружными дисплеями очков и объединение с фольклорными персонажами ради противостояния дигитальной инвазии - всё это и многое иное, чего мне не припомнить уже никогда.
  Странно, что многие мои идеи оказывались впоследствии пересекающимися не только с идеями, озвученными ранее кем-либо ещё, но и с идеями, озвученными позже или одновременно с их появлением в моём мозгу.
  Схожие стимулы дают схожий отклик?
  Серьёзно анализировать гипотезу просачивания определённых идей из Иномирья - или, тем более, гипотезу преднамеренного скармливания тех или иных идей юным умам Земли - мы, конечно же, не будем.
  Согласны?
  
  3. СМЕРТЬ
  
  Смерть?
  Она отбрасывает тень на всю нашу жизнь задолго до того, как наступает непосредственно. Не столь давно я окинул взглядом строчки случайно попавшегося на глаза мемуара одного из приходских священников, и был поражён: насколько религиозное мировоззрение проникнуто ощущением реальности Конца.
  Именно факт неизбежности смерти в некотором роде ответственен за существование той системы ценностей, которую мы называем Долгом, Служением или Аскезой.
  Бессмертные олимпийские боги традиционно рисовались как ведущие гедонистический образ бытия. Многое в нашей философической мрачности объясняется именно тем, что мы смертны, - такова защитная реакция сознания, знающего: "Бесконечно скакать, прыгать и веселиться у меня не получится, значит, надо заранее как-то обесценить в собственных глазах это скакание и веселье, чтобы не расстраиваться. Выдумав себе какой-нибудь иной смысл существования, не сводящийся собственно к удовольствиям".
  Отсюда берёт корни концепция Долга, как чего-то противопоставленного не только сиюминутным наслаждениям, но и вообще всем наслаждениям всех существ как таковых.
  "Пусть рухнет мир, но восторжествует правосудие".
  Что интересно:
  - концепция Долга со временем столь завоёвывает сознание, что начинает казаться многим самостоятельной ценностью даже в воображаемом случае исчезновения причин её появления.
  Например, многие изображают вполне искренний ужас при обсуждении перспектив гипотетического бессмертия людей в будущем, если предполагается, что люди эти не будут заняты неким невероятно тяжёлым глобальным делом.
  Отчасти ужас сей обоснован:
  - человеку, по крайней мере на пике его психофизиологического тонуса, требуется некий интерес за пределами собственного существования. Некая, так сказать, сверхценность.
  Однако:
  - в высказываемых по этому поводу опасениях звучит не столько даже страх за себя, сколько возмущение за других. Не столько "Как бы я сам жил в таком обществе бессмертных, как мне было бы скучно?", сколько "Ах, пресыщенные бессмертные бездельники, кувыркающиеся от удовольствия к удовольствию, как только этим трутням не стыдно?"
  Меж тем, если думать об этой проблеме как о своей и как исключительно о своей:
  - она исчезает.
  Ясно же, что тебе ничто никогда не помешает избрать для себя - или даже для группы своих единомышленников - ту или иную сверхцель.
  Частную.
  Истинного апологета Долга, однако, оскорбит тот факт, что сверхцель или сверхценность эта не будет навязана силой всем - хотя, казалось бы, если человек не желает приобретать сверхцель, не означает ли сие, что ему она в действительности не нужна? Должна ли существовать сверхцель ради сверхцели или сверхцель ради нашего удовлетворения?
  "Не человек для субботы, но суббота для человека".
  Одна из редких библейских фраз, звучащая диссонансом к духу Писания в целом - по крайней мере, как его принято теперь понимать.
  
  К трём перечисленным нюансам, включающим в себя аспекты гормонального, нейронального и фатального рода, можно было бы отнести и упомянутый нами выше нюанс четвёртый:
  - приуроченное к определённому возрасту инстинктивное переключение со стратегии "Распуши павлиний хвост своих потенциальных способностей и талантов, привлекая полового партнёра" на стратегию "Обустраивай гнездо для заботы о потомстве, если успел привлечь партнёра, ну а вообще постепенно умирай".
  Помните, нас терзал вопрос о том, служим мы павлиньему хвосту - или наоборот?
  Как видно, ответ здесь двояк. Мы до некоторого возраста служим хвосту, а хвост - Эволюции.
  Смысл Существования есть вещь абстрактная.
  Каждый избирает для себя.
  Существует мнение, что в конечном счёте все смысловые цепи должны замыкаться на удовольствии.
  - Но это неизбежно ведёт к эгоизму, - протестует охранитель. - Ведь моё удовольствие существует только для меня одного, а удовольствие кого-то иного для меня сугубо теоретично и удовольствием уже не является.
  - Но существуют зеркальные нейроны, позволяющие сопереживать, - может возразить некто. - Кроме того, человек - существо социальное и в автономном виде вообще лишён разума. Наконец, самоотречение ради чужого удовольствия само по себе приносит удовольствие в некотором смысле.
  - Почему бы тогда не получать удовольствие от самоотречения во имя покраски Луны в зелёный цвет?
  - Потому что я не хочу получать удовольствие от самоотречения, уходящего в пустоту.
  - Потому что вы так воспитаны, - скромно торжествует охранитель. - Вы могли бы быть воспитаны иначе, чтобы получать удовольствие от служения совершенно бестелесному и негедонистичному Долгу, не сводящемуся ни к чьим удовольствиям вообще.
  В общем, как видно, проблема ощутима?
  В то же время, если подразумевать под смыслом существования некий Метасмысл - то есть обретение некоего состояния особенной лёгкости выбора смысла существования и служения оному или же поиск некоего критерия для выбора одного смысла существования из множества возможных? - мы увидим, что Метасмысл этот прилегает удивительно тесно к тому состоянию тела и ума, что мы оставляем обычно по прошествии первых двух десятилетий жизни.
  В этом состоянии тела и ума чрезвычайно легко как заставить себя служить покраске Луны в зелёный цвет, так и посвятить себя иному избранному идеалу.
  Что чем регулируется? Где причина и где итог? Сознание и организм представляют собою цельную систему, так что найти хвосты может быть непросто.
  Тем не менее:
  - история знает многих, кто сохранял интерес к существованию и свежесть восприятия нового почти до самого конца.
  Мы не можем управлять приближением к смерти. Нам лишь слабо удаётся регулировать химизм своей крови, а некоторые из этих попыток весьма жестоко осуждаются законодательством. Нейроны нашего мозга иногда претерпевают всплеск лавинообразного роста при влюблённости, особенно при первой, но этим также довольно сложно управлять.
  Мы в силах потянуть лишь за четвёртый кончик.
  Тело и ум представляют собой единый взаимосвязанный комплекс.
  Раскрыть павлиний хвост можно, искусно убедив себя, что Прах Прошлого отряхнут с твоих ног.
  Начать сначала.
  Сызнова.
  Если ж эта версия и неверна - что ж, во всяком случае, оправдание возникающему порой желанию выдрать с корнями свой старый виртуальный образ и создать новый она даёт далеко не худшее.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"