Грицхальд : другие произведения.

Фантастика и демонология: топливо паранойи

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    За освобождение от контроля мы часто платим попаданием под контроль иной.
    В этом - извечная тематика демонологии. Человек лишается некоей части себя или своей свободы в обмен на некие блага или силы...

  За освобождение от контроля мы часто платим попаданием под контроль иной.
  В этом - извечная тематика демонологии. Человек лишается некоей части себя или своей свободы в обмен на некие блага или силы. Современная массовая культура, к слову говоря, обыгрывает эту тему необыкновенно часто - чем являются способности многих супергероев, если не результатом подобной сделки, явной или неявной?
  И если в некоторых случаях сделка имеет явный характер и отчётливо направлена на вызов отвращения в зрителях - Веном как тёмное альтер-эго Человека-Паука? - то в некоторых случаях она завуалирована весьма оптимистическими оттенками.
  Взять, к примеру, Маску.
  Почти классический случай одержимости, предоставляющей некоторые преимущества обладателю древней маски - в обмен на неспособность временами целиком контролировать себя.
  Халк.
  Брутальная версия вышесказанного.
  Супергерои, у способностей которых есть особые ограничения или которые наделены особыми слабостями. Супермену угрожает криптонит. Человеку-Факелу - отсутствие кислорода для горения. Вампиру - начерченный мелом круг, текущая вода или чеснок.
  Параллель достаточно ясна?
  В принципе, фантастика двадцатого века во многом выглядит замаскированной апологетикой демонологии - как её понимали в средневековье - практически призывая доверчивых неискушённых индивидуумов заключать сделки quo pro quo, добровольно предоставлять свой организм или конкретно мозг для симбионтов из иных миров и соглашаться на переустройство своего организма или даже внутреннего мира.
  Припомним сюжет прекрасной и наполовину сказочной космооперы Эдмонда Гамильтона "Звёздные короли". Некий демобилизованный солдат, вынужденный работать скромным клерком и неспособный побороть в себе остаточную жажду большего, слышит среди ночи в голове странный голос. Голос этот упрашивает нашего героя поделиться пространством черепной коробки, рассказывая красивую историю об обменах сознаниями через реку времени и прельщая героя возможностью побывать в чудесном незнакомом краю - в то время как его собственное тело будет занято обладателем голоса. Несколько кульминационный момент - заставивший меня в детстве при первом прочтении повести даже чуть вздрогнуть - это когда наш герой чувствует, как его сознание затягивает куда-то некая властная сила, в то время как иновременной голос убеждает его расслабиться и потерпеть процедуру. Чтобы сознание отделилось от тела.
  Как бы, по-вашему, отнеслась к сюжету сей невинной космической оперы Испанская Инквизиция?
  Нетрудно предугадать.
  Объяснять это можно по-разному. Можно, к примеру, предположить, что как демонология средневековья, так и фантастика современности пытается эксплуатировать потаённые человеческие страхи и слабые места психики. Хотя это не в полной мере объясняет некоторые присутствующие в современной культуре векторы.
  Взять ту же identity, неразрывную и единую человеческую индивидуальность, которая то ли существует неизменно в каждом мозгу - трансгуманисты до сих пор любят поспорить между собой на эту тему, - то ли иллюзорна в своей непрерывности, представляя собой соединённые лишь памятью отдельные сполохи мыслей.
  В рамках религиозного сеттинга она является одной из основ мироустройства и при этом невероятно ценным ресурсом - чем-то вроде спайса, который, однако, ни в коем случае нельзя продавать или терять. Фантастический сеттинг не только чрезвычайно легко обращается с понятием собственности identity - начиная с "Необычайного эксперимента в Кайнплатце" Конан-Дойля - но и некоторым образом иногда ставит под сомнение само её бытие.
  Известный факт:
  - чтобы сбить стоимость ресурса, надо посеять сомнение в его ценности.
  
*    *    *    *
  
  Со времён девятнадцатого века массовая культура расширилась в миллионы раз. Мы живём в тысячах ярко раскрашенных миров, с трудом различая среди них обыденную реальность.
  Наши ли это миры?
  Контролируем ли мы их? Неизвестно, но вторжение продолжается и углубляется.
  Многомиллионные армии фанатов комиксов и сериалов, тысячи обитателей онлайновых игр, неизвестное число покорителей края Осознанных Сновидений.
  Нереальность.
  Мир грёз.
  Когда я посвятил одно из своих предыдущих эссе Нереальности, этому фантомному спруту где-то в глубинах наших подсознаний, один из читателей заметил, что я пишу о ней словно о некоем живом существе.
  Быть может, и так, - кто может знать?
  Между современными фантастическими романами о так называемых "попаданцах" и средневековым фольклором о побывавших в Стране Фей также наблюдается любопытное сходство и параллели.
  Как правило, Параллельный Мир Попаданца подчёркнуто эфемерен - даже в тех немногих случаях, когда автор пытался изобразить его как инструкцию к действию для мира реального.
  Коммунистическая утопия Георгия Мартынова "Каллисто", описывающая путешествие двух землян на планету с идеальным общественным строем, также описывает - неясно зачем - странные болезненные припадки у одного из героев под влиянием местного солнца, в результате которых окружающий мир казался ему блёкнущим и исчезающим. Сказочная повесть Джанни Родари "Планета Новогодних Ёлок" описывает путешествие некоего школьника на упомянутую планету, произошедшее всего за одну ночь при посредстве подаренного ему и оказавшегося летающим деревянного коня, причём единственным доказательством реальности произошедшего наутро оказываются лишь прихваченные с той планеты съедобные конфетти. Так и тянет выдвинуть еретическое предположение, что в лошадку был просто встроен гипноиндуктор, хотя сказанное жителями Планеты Новогодних Ёлок в финале - насчёт желания показать детям Земли свою жизнь и так привлечь на свою сторону её будущих правителей - как раз может быть правдой.
  Если же рассмотреть ту часть Нереальности, которую некоторые считают Реальностью, - сеттинг существования НЛО, фейри с эльфами, иных странных созданий?
  Многое в их поведении словно бы указывает на эфемерность, иллюзорность их мира.
  Они якобы способны ставить над людьми странные эксперименты, оставлять вроде бы материальные следы - наподобие найденных Марко в кармане съедобных конфетти. Они способны вырывать людей из потока времени, так что те по возвращении в родную деревню выясняют, что исчезли для близких давным-давно.
  При этом, когда "исчезнувший" пытается рассказать близким об увиденном им мире эльфов, рассказ его выглядит странным, бредовым и бессвязным.
  Как повествование о Планете Новогодних Ёлок.
  Не странно ли?
  Ну, быть может, истории о попавших в Эльфийский Бугор людях тоже изначально были не более чем чьим-то сказочным вымыслом?
  Отсюда их странная схожесть с литературными утопиями и "попаданческими" романами?
  Ведь "попаданческие" романы, где герой проваливается в иное измерение, завоёвывает и подчиняет всё вокруг, играет в прогрессора и так или иначе мужает, тоже носят во многом подобные черты. Там происходят зачастую те же игры со Временем - только чаще с обратным знаком - герой возвращается в родной мир и узнаёт, что прошло лишь около минуты. Вполне нормально для наведённой иллюзии? Кроме того, герой после пребывания там так или иначе меняет систему ценностей.
  Выглядит так, будто Нереальность дотянулась своим фантомным щупальцем до человеческого подсознания и попыталась перепрограммировать его.
  Кого?
  Того, кто побывал в Эльфийском Бугре? Или же история о Бугре с самого начала вымышлена, в то время как воздействие ведётся - через эту историю - сразу на умы тех, кто будет её слушать? Какая, в принципе, разница.
  Зачем?
  Вопрос отдельный и интересный.
  Человеческая история строительства многих утопий - тщетного и бесполезного - также выглядит как осознанная попытка Нереальности повлиять на человечество.
  
*    *    *    *
  
  Контролируем ли мы неведомые нереальные миры? Будь то глубина нашего подсознания или некая таинственная Сопредельная Реальность, так или иначе - контролируем ли мы её? Сложно найти ответ на вопрос, когда мы не знаем даже, правильно ли он поставлен.
  Среди исследователей паранормального среза Нереальности - НЛО, полтергейсты и тому подобное, - распространено мнение, что феномены эти являются оборотной стороной нас.
  Изнанкой.
  Так ли это?
  Известно, что физическое тело человека представляет собою неотделимый чётко от биосферы конгломерат различных живых существ - от кишечных микробов до митохондрий в наших клетках. Соблазнительно допустить, что и к разуму человека относится нечто подобное, но не чересчур ли старательно напрашивается данный вариант? Ведь это - именно то предположение, к которому нас тщательно подводила эволюция фантастической культуры на протяжении всего двадцатого века.
  Так правильно ли оно? Хотя, безусловно, подводить хитрыми способами могут и к истине.
  Сказать сложно.
  Сейчас одна из рекомендаций, которую дают начинающему психонавту перед покорением края Осознанных Сновидений, представляет собой не что иное как совет найти гида. Вообразить себе эдакого мудрого восточного сенсея или доброго дедушку с белой бородой, который будет объяснять Вам - что проделывать в Краю Сновидений и как.
  Вот и думайте: мы владеем ситуацией - или она нами.
  Неоднозначно?
  
*    *    *    *
  
  Если допустить, что корни силы, условно именуемой здесь Нереальностью, таятся в глубинах наших умов, то иной лик её - энтропия.
  Мозговые ресурсы небезграничны.
  Чем хаотичней устройство чьего-то разума, тем легче им управлять, засеять мозговое пространство теми или иными мемами или информационными вирусами, отвоевать часть вычислительных мощностей серого вещества для совершенно посторонних нужд.
  Правда, чтобы предположить, что Нереальность способна на столь осознанные стремительные действия - являясь в то же время не более чем изнанкой наших подсознаний - необходимо также предположить существование неких телепатических каналов связи, практически недоступных сознанию и постоянно используемых неосознанно. Но кто знает, на что мы вообще в действительности способны?
  Недоступность этих способностей для сознания может быть объяснена - как бы парадоксально это ни звучало на первый взгляд - естественным отбором.
  Представьте себе, что Вы имеете доступ к телепатическому Интернету, связывающему воедино мозги всех разумных и неразумных созданий, что Вы не обязаны вечно хоститься в нейронах одного и того же существа. Будете ли Вы тогда заботиться о жизни этого существа с тем же усердием, с которым о нём будет заботиться разум, лишённый доступа к псионической Паутине?
  В рамках особо извращённой оккультной конспирологии можно было бы предположить также, что мы - взбунтовавшиеся големы.
  Программы с узким предназначением, специально созданные для заботы об организмах носителей, но по какой-то причине вышедшие за пределы роли.
  Почему нет?
  
*    *    *    *
  
  Если допустить, что так называемая Нереальность по природе своей не уступает в онтологическом статусе нашему миру - являясь чем-то вроде Сопредельного Измерения - мы имеем ситуацию на порядок более мистическую и менее понятную.
  В этом случае неясна причина, по которой Нереальность тяготеет к контролю над нами.
  Религиозный сеттинг и средневековая демонология не могут здесь предоставить правдоподобных объяснений. "Падшие духи стремятся погубить человеческую душу, чтобы человек не попал в Рай и чтобы взирающему на это Богу было обидно" - ну, если это объяснение Вас удовлетворяет, то Вам можно позавидовать. Не менее своеобразно выглядит и одна из религиозных попыток объяснить мотивы одержимости: "Пребывание в плотском теле представляет невероятную ценность и даёт невероятные ощущения, без которых падшим духам - которые вообще-то изначально создавались как бестелесные существа - почему-то никак не обойтись".
  Если феномены паранормального рода в действительности представляют собой не Мир Грёз, но Сопредельную Явь, то как бы нам не пришлось переписывать все наши учебники по физике.
  Иначе многое не объяснить.
  
*    *    *    *
  
  Трудно сказать, какой из двух вариантов более приемлем - или более удобоварим.
  Первый вариант мы, по крайней мере, способны понять и осмыслить. Но в то же время он ставит нас лицом к лицу перед Топливом Паранойи: кто из нас в состоянии справиться с неизвестными силами в глубинах своего собственного мозга?
  Второй вариант загадочен и мог бы потребовать от нас переосмысления Вселенной. Во всяком случае, в попытках придумать сценарий, объясняющий, зачем жителям Сопредельного Измерения вести себя столь необычным образом, на ум приходят самые диковинные концепции. Однако в этом варианте есть и преимущество: он выводит таинственного потенциального противника за пределы нас самих, тем самым теоретически облегчая задачу борьбы.
  
*    *    *    *
  
  Есть, однако, и третий вариант, намного более простой:
  - никакой Нереальности не существует.
  Вообще.
  То, что существует, - общие тенденции в современном творчестве и средневековом фольклоре, манеры творцов разных времён давить на одни и те же струны в человеческих душах, - объясняется лишь единством человеческой природы во все времена.
  Не больше.
  
*    *    *    *
  
  То, что здесь описано, - не более чем сказка перед сном, не особо связная логически и поэтому даже не особо страшная.
  Спите.
  
  
03/03/2013

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"