О Новой Зеландии, стране с уникальной и неповторимой природой, написано много статей, поэтому я не собираюсь повторять те заслуженно восторженные эпитеты удивительно красивому краю. Мне хотелось бы больше рассказать о людях, чьим умом, трудом, стараниями сохраняется природа в своей первозданной чистоте, но я начну свой очерк с отношения новозеландцев к ценности человеческой жизни.
Позднее утро 17 февраля 2007 года застало нас в пути на шоссе Те Анау - Мильфорд. На арендованном в Крайстчёрче моими новозеландскими друзьями микроавтобусе мы собирались добраться до глубоко врезавшихся в скалистое побережье заливов, совершить на теплоходе морскую прогулку, полюбоваться на водопады в горах и дельфинов в прибрежных водах. Лучи жаркого солнца легко пронизывали ажурную листву серебряного и красного бука, окаймлявшего полотно шоссейной дороги, отчего асфальт казался покрытым мелкой мозаикой. Шоссе проходило по территории национального парка, и у нас было достаточно времени, чтобы ехать без спешки в тени густого леса и наслаждаться сочной зеленью клонившегося к закату лета.
Умиротворенность и покой пропали разом, когда на крутом повороте мы увидели две искореженные машины. Буквально несколько минут назад произошло их лобовое столкновение, в результате которого пострадало пять человек. Первым на месте аварии оказался британский полицейский, направлявшийся на отдых к морскому побережью. Это был один из последних дней его отпуска в Новой Зеландии, и выдался он крайне напряженным. Полицейский сразу же связался со службой спасения и проинформировал ее об аварии, затем осмотрел пострадавших и стал оказывать возможную помощь. По шоссе двигалось много машин, и каждая из них останавливалась. Все предлагали помощь. Среди ехавших на отдых людей оказалось два профессиональных врача, которые еще до прибытия спасателей сделали все возможное, чтобы облегчить страдания попавших в аварию туристов. Четверых удалось извлечь из машин и уложить на траву, где им была оказана первая помощь. Женщину, сидевшую за рулем Ниссана, было решено не трогать до приезда машин со специальным оборудованием, так как у врачей возникли опасения о серьезной травме позвоночника. Наш микроавтобус, который оказался одним из первых на месте аварии, был остановлен полицейским. Он попросил поставить его так, чтобы тень падала на пострадавших людей. В тот день нещадно палило солнце, температура воздуха была +25, но на этом участке шоссе она поднялась значительно выше. Причин тому было несколько: и раскаленное лучами солнца полотно шоссейной дороги, и обширный лесной массив с насыпью, отсекавшие ветер от злополучного поворота. Маневрирование нашего микроавтобуса оказалось безуспешным, потому что солнце стояло уже высоко в небе, и отбрасываемая корпусом машины тень была слишком короткой, чтобы хоть как-то защитить людей от жары. Один из остановившихся туристов принес тент. Его прикрепили к жердям и подняли над пострадавшими людьми. По просьбе все того же британского полицейского двое моих друзей стали временными регулировщиками, зорко следившими, чтобы проезжавшие мимо машины аккуратно огибали место аварии.
Через двадцать минут после звонка в службу спасения из ближайшего городка примчались две полицейские машины, которые полностью блокировали движение на шоссе. Вслед за ними прибыли две пожарные машины и три машины скорой помощи. Я все это время держал один край тента и неустанно вертел головой, наблюдая за действиями новозеландских спасателей. Надо отдать должное их профессиональной подготовке, ни одна минута не была потеряна напрасно. В то время как медработники делали попавшим в аварию людям прививки, брали кровь на анализ, подключали их к различным медицинским аппаратам, доктор в ярко-красном комбинезоне осмотрел пострадавшую женщину за рулем Ниссана и распорядился разрезать машину.
Начальник спасательной службы города сразу после получения сообщения об аварии вызвал специально оборудованный вертолет из города Дунедина. Так как пострадавших было много, то он связался с туристической фирмой, специализирующейся на вертолетных экскурсиях, и попросил о помощи. Легкие белые вертолеты этой фирмы первыми сели рядом с полотном шоссе благодаря тому, что их база находилась ближе к месту аварии. Садились они так близко, что наши бейсболки безвозвратно унесло в лес. Чуть позднее прилетел черный вертолет спасательной службы. На нем в госпиталь города Дунедина было отправлено двое тяжело травмированных туристов. Остальные, чье состояние здоровья не вызывало серьезных опасений, полетели в легких вертолетах в Саузлендский госпиталь.
Эвакуатор оттащил искореженные машины с полотна дороги, пожарные промыли асфальт от стекла и металлических частей, и через час с небольшим движение на шоссе Те Анау - Мильфорд было восстановлено.
Мы сели в тени деревьев, чтобы немного отдохнуть от неумолимого солнца. Все то время, пока я держал тент, у меня было навязчивое желание сфотографировать новозеландских спасателей: слишком много интересного происходило вокруг. Одних только носилок разного назначения я насчитал четыре вида. Поражало и обилие медицинской аппаратуры. Но этическая сторона вопроса не разрешала мне воспользоваться фотокамерой. Между тем я заметил фоторепортера местной газеты, который в силу своей работы спокойно и деловито снимал происходящее. Решив, что в завтрашней газете будут фотографии аварии, я спокойно отправился в лес на поиски своей бейсболки. И тут мои новозеландские друзья позвали меня. Оказалось, что фоторепортер был в России, и вернулся оттуда с двумя маленькими детьми, таким образом, у него в семье появились сын и дочка. Он приглашал нас в гости, чтобы показать, как живут дети. Скажу честно, было жалко терять драгоценное время, поэтому от приглашения я постарался уклониться.
Но на следующий день, когда в моих руках оказалась местная газета, я понял, что этот визит просто необходим: фраза о том, что на дороге царили хаос и паника, когда туда прибыли спасатели, не давала мне покоя. В любом случае, я все время стоял на одном месте, удерживая край тента, и уж никак не мог вызвать хаос и панику. Что касается остальных, то их действия были взвешенными, умелыми и спокойными. Мне стало обидно и за британского полицейского, и за врачей, и за туристов, которые делали все возможное, чтобы оказать помощь людям, оказавшимся в беде. И я отправился за объяснениями. Фоторепортер только развел руками. Как выяснилось, редактор остался доволен фотографиями, но написание статьи поручил другому журналисту, возможно, более бойкому собрату по перу. Естественно, противопоставление хаоса, паники и смятения умелым действиям спасателей было очень выигрышным. Но обида на газету у меня все-таки осталась, тем более что моя знакомая упала в обморок от теплового удара на шоссе, когда операция по спасению людей уже заканчивалась. В качестве компенсации за моральный ущерб и унесенную в неизвестном направлении потоком воздуха от винтов вертолета бейсболку, я потребовал фотографии, которые и поместил в своем очерке.
В разговоре выяснился интересный факт, что кроме полицейских, вертолетчиков, начальника службы спасения и доктора в красном комбинезоне, все остальные спасатели были добровольцами. Этому я уж никак не мог поверить, учитывая их уровень мастерства и подготовки, поэтому не счел за труд завернуть на ближайшую спасательную станцию. Действительно, в ангарах стояли тяжелые пожарные машины и готовые к выезду автомобили спасательной службы, но без личного состава. Когда мы заехали на бензозаправочную станцию и среди ее служащих увидели женщину, день тому назад спасавшую людей в форме медсестры, то я уже мало чему удивлялся.
Профессионализм российских спасателей не вызывает сомнения, особенно, при ликвидации последствий крупных аварий и катастроф. Но территория страны настолько громадна, что их помощь нередко приходит тогда, когда уже и спасать некого. Недаром ведь некоторые хозяйства, удаленные от городов не столько расстоянием, сколько состоянием дорог, стремятся приобрести свою собственную спасательную технику. Жизнь заставляет наших людей в глубинке, по сути, идти тем же путем.