Начнем с банального вопроса: "Что такое модельный бизнес сегодня?". В чем состоит профессиональная деятельность модели? Отнюдь не в том, что она девушка с длинными ногами и красивыми глазами. Модель представляет рекламируемый товар/бренд, олицетворяя его практическую ценность, его социальный престиж, его конкурентоспособность по сравнению с другими товарами/брендами. Ее функция посредника базируется на привлекательности образа модели для потребителя, то есть, попросту говоря, на женской красоте. По сути, работа модели - эта работа менеджера. Она должна четко знать людей с их интересами и проблемами. Ее за руку водить никто не будет. Не умеешь или не хочешь находить с людьми общий язык, быть пунктуальной и трудолюбивой - считай, что ничего из тебя не выйдет, и не только в модельном бизнесе. С другой стороны, модель - тоже товар, нуждающийся в продаже, которой и занимается модельное агентство - институциональный участник модельного бизнеса.
Таким товаром является и наша гостья Марина Михайленко. С виду молодая девушка, но за пять лет она познала многое в модельном бизнесе. Сегодня она работает региональным представителем столичного агентства "Дизайн-Мода" в нашем городе.
Марина, с чего ты начинала свою карьеру? Как удалось добиться результатов и чего ты хочешь добиться в этом бизнесе?
- Вообще я участвую в конкурсах красоты еще со школы. Потом я решила пойти в школу моделей, чтобы научиться красиво двигаться. По радио услышала объявление о наборе в "Султан Санбель" и меня взяли туда. После трех месяцев занятий получила диплом и буквально через два месяца поехала в Алматы на международный конкурс "Мисс Туризм Казахстан 2001". Ну, и до этого много было показов.
Модельный бизнес - это серьезный бизнес, который не исчерпывается показами и конкурсами красоты. Для достижения каких-то серьезных результатов агентство должно сосредоточить усилия только в своей профессиональной сфере и ни в какой другой. Этот бизнес должен быть очень далек от всевозможных центров досуга, эротики, сопровождения и прочего. По крайней мере, должен быть далек. У нас в Казахстане есть какая-то система, по которой должен развиваться процесс в модельном бизнесе?
- Почти во всех городах Казахстана в школах моделей девушки занимаются три месяца. В Алматы учатся целый год. Вот и получается, что работа не столичных моделей идет совсем по другому. У нас, к примеру, преподается хореография, визаж, этикет - то есть предметы для общего развития. Столичные школы больше построены на дефиле. Я считаю это более эффективнее, потому как перед любым конкурсом с моделями работают профессиональные визажисты и парикмахеры, поэтому нет необходимости браться самой за все это.
Этот бизнес прекрасно отлажен во Франции и других европейских странах, в США. Там конкурсы пользуются государственной поддержкой, в первом ряду всегда сидит президент с супругой, а первая красавица города, страны - предмет патриотической гордости. Красота работает на благотворительность, экологические и всевозможные международные программы. Красота вызывает не злобу и зависть, а восхищение и уважение. Одновременно девушка получает возможность для начала карьеры - ее многие видят и запоминают. У нас же конкурс красоты часто рассматривается как развлечение и заканчивается вручением шубы, короны и других призов. Почему так? Как же должен строиться модельный бизнес, чтобы этого не происходило?
- Как такового модельного бизнеса здесь нет. Все показы, дни высокой моды, fashion-week"s сосредоточены в Алматы. Даже самым перспективным девушкам из других городов Казахстана очень трудно на них выезжать, хотя бы, чтобы оправдать дорогу. В основном они работают на показах, презентациях бутиков, фотосессиях. Конкурсы красоты, в отличие от западных, у нас преследуют совсем другие цели. Возьмем на пример "Мисс Мира". Выбирают образованную, талантливую девушку, она становится образом Красоты. Недаром же говорят "Красота спасет мир". Этой девушке дают срок - ровно один год, за который она должна олицетворять себя, занимаясь благотворительностью, экологическими проблемами и т.д. У нас все совсем по-другому. Например, я провожу конкурсы для того, чтобы отобрать девушек для республиканского тура "Мисс Туризм", и не использовать их в дальнейшем как моделей. Они могут только появляться на презентациях, обложках журналов, в прессе и на телевидении, и потом передать корону другим. На этом все заканчивается. У местной власти нет никакого интереса к таким конкурсам, может быть поэтому нет у нас более глобального развития.
Наверное, этот вид зарабатывания денег как и спорт. Это очень хорошая и понятная аналогия. Например, футболист играет в районной команде. На матч между двумя районами приходит представитель городской команды и смотрит игру. Спортсменов, проявивших себя, перспективных, он приглашает в свою команду. И так по цепочке до самого высокого уровня. При этом в выигрыше остаются все. Спортсмен заключает контракты, а клубы получают комиссионные. Ровно то же самое должно происходить в модельном бизнесе - агентство или конкурс, те, кто вводят девушку в эту сферу, занимаются ее карьерой, продвижением, профессиональным образованием, затем получают дивиденды от ее состоявшейся карьеры. Сколько сегодня может получить агентство, скажем за то, чтобы прорекламировать джинсовую одежду, как это стало модно у нас на последних показах? И сколько получит за это модель?
- Нет четкой определенной суммы оплаты. Все зависит от заказчика и агентства, как оно делится с девушками. Как правило, все агентства работают в столицах, в обычных городах как Костанай их нет. Агентство получает от 15 до 30 % от заработка модели. И это нормальная сумма, потому как агентство несет свои затраты за переговоры и др. услуги. К примеру, за рекламу крупного бренда в Алматы модель может заработать до 50 тысяч тенге. У нас цены гораздо ниже. Но последний год радует тем, что люди стали понимать, что это за бизнес. Полтора года назад придти в бутик и предложить прорекламировать одежду было сложно, не так понимали. А сегодня это вполне реально. Сейчас пошла тенденция, что при открытии любого салона работают манекенщицы. Цены разные. Если в столице девушка получает в среднем от 3 тыс. тенге до 50$, то у нас 200, 500, максимум 1000 тенге. Причем за полный день работы, а в Алматы такие деньги только за один выход. Все это хорошо - подиум, фотография... Но есть такие, кто просто пользуется своей красотой. Это не модели, это просто красивые девушки. Мужчинам они нравятся, сними приятно провести время. Во всем мире давно отлажена такая система, когда в агентство приходят и по каталогу отбирают себе спутницу на курорт или большую вечеринку. И такие девушки для сопровождения есть в каждом агентстве. Насколько мне известно, в Алматы это не так развито. В основном, кто занимается сопровождением они стараются выезжать за границу, чтобы не испортить репутацию в своем городе.
В каком возрасте желательно начинать карьеру модели?
- Лет с 14-15, когда девушка еще не сформировалась, и еще не стала женщиной. В этом возрасте она начинает экспериментировать с косметикой, укладкой и перекрашиванием волос. И если она начнет с этого возраста, то при поступлении в вуз ей будет не так сложно совмещать занятия с работой. В детской моде есть свои критерии.
Чем в первую очередь должна обладать будущая модель?
- Прежде всего должна быть трудолюбивой, сильной и самостоятельной. Должна знать то, чего хочет добиться, ухаживать за собой и обязательно знать языки.
Можно ли в Казахстане сделать удачную карьеру модели? И кто достиг высокого уровня в этом на наших подиумах?
- В Казахстане можно засветиться, а карьеру нужно делать за рубежом. У нас если ты стал лицом одного бренда, ты не можешь работать на другую компанию. Последнее время и у нас появились девушки, которые довольно неплохо работают на профессиональном уровне. Их около десяти. Из своего представительства могу отметить только двоих - Ольгу Кускову и Наташу Савельеву. Оля часто выезжает на фотосессии в Алматы, недавно снялась для каталога "Планеты Электроник". Из других - Лариса Зосич выезжает на дни высокой моды, Катя Шевченко.
Подготовить портфолио - это сложно? Как модель работает с фотографами?
- В Костанае с этим проблема. Портфолио складывается не за один день. Туда входят лучшие снимки, особенно хорошо, когда это уже рекламные фотографии, которые использовались каким либо брендом. Заказчик должен заглянуть в портфолио и выбрать, нужна ему такая модель или нет. У подготовить такой альбом трудно. Я работаю только со студийными фотографами Олегом Сытником и Евгением Жуковым.
Последнее время, как говорил приезжая в Костанай Борис Кульмагамбетов - директор международного агентства "ФотоАрт" из Алматы - грань между фотомоделью и манекенщицей стерта, так ли это?
- Если девушка маленькая по росту, меньше 175 сантиметров, то ей можно даже не мечтать о подиуме. Хотя сейчас в манекенщицы берут и с ростом до 170. Невысокие девушки сегодня довольно популярны. Но все же я считаю, что эта грань между фото и подиумом существует.
Марина, работала ли ты за рубежом? И если да, то чем отличается, кроме хорошего заработка, работа на выезде?
- Буквально в декабре я работала в Стамбуле на фотосессии, рекламировала нижнее белье торговой марки "Miss Kiss". Со мной работали еще две девушки с Казахстана. Это был мой первый опыт в съемке каталога. Было физически трудно и необычно психологически. 6-7 часов непрерывной работы, переодеваний, и причем нужно было делать так, как говорил фотограф фирмы. Жаль, фото из каталога не выдаются на руки. Там общалась с девушками, которые работают за рубежом уже несколько лет. Это колоссальный труд. По 9 кастингов в день, с ума сойти! В Стамбуле мне пришлось и поработать в шоу-руме, когда одежду нужно наглядно предложить заказчику, чтобы он сразу сказал покупает он или нет.
Что ты пожелаешь читателю?
- Цветите и расцветайте, радуйте этим своих окружающих. И не забывайте, что Красота спасет мир.