Аннотация: Рассказ об удивительном Лабиринте Тетраморфа в кишинёвском Парке Штефана Великого. О Существах Силы - о Человеке-Ангеле и Стихие Воды, о Льве-Огне, Орле-Воздухе и Тельце-Земле. О тайнах прохождения Лабиринта и обретении Сил Тетраморфа...
#Алхимир
Алекс Грин
КИШИНЁВ АЛХИМИЧЕСКИЙ
Рассказ об удивительном Лабиринте Тетраморфа в кишинёвском Парке Штефана Великого. О Существах Силы - о Человеке-Ангеле и Стихие Воды, о Льве-Огне, Орле-Воздухе и Тельце-Земле. О тайнах прохождения Лабиринта и обретении Сил Тетраморфа...
ЧАСТЬ 1. "А В ГОРОДЕ ТОМ ПАРК"
(1) Время квестов
Люди Дороги, гайдуки и джедаи, самураи и сикарии, индейцы Эльдорадо и цыгане Алхимира, пираты Хайбории и детективы Балканпола!
Время квестов, путешествий и приключений пришло.
Мы, писатель Алекс Грин, гид Инна Шангина и продюсер Александр Ситняковский приглашаем вас к путешествию в Алхимир!
Про Алхимир - Неизвестное Балкано-Средиземноморье - много написано в моих текстах. Они рассказывают о пустынях Магриба, горах Трансильвании и болотах дельты Дуная.
Но наше первое путешествие - не в края далёкие и безлюдные. Нет, мы отправимся в известный множеству людей город - в Кишинёв.
Хотя, возможно, эти люди только думают, что Кишинёв им хорошо известен!
И мы покажем иной, неожиданный и удивительный Алхимический Кишинёв...
(2) Парк
И песня поведёт нас в наш первый алхимический маршрут!
"... Над небом голубым -
Есть город золотой,
С прозрачными воротами
И с яркою стеной.
А в городе том - сад:
Всё травы да цветы.
Гуляют там Животные
Невиданной красы.
Одно как рыжий огнегривый лев,
Другое - вол, исполненный очей.
Третье - золотой орёл небесный,
Чей так светел взор незабываемый...
А в небе голубом
Горит одна звезда.
Она твоя, о Ангел мой,
Она всегда твоя.
Кто любит - тот люби́м.
Кто светел - тот и свят.
Пускай ведёт звезда твоя
Доро́гой в дивный сад.
Тебя там встретят огнегривый лев
И синий вол, исполненный очей.
С ними золотой орёл небесный,
Чей так светел взор незабываемый...
(Анри Волохонский "Город золотой")
В "Городе золотом" описан "тетраморф" (четырёхвидный), родственник сфинксов и серафимов. Тетраморф - существо с четырьмя ликами, символизирующими первоначальные алхимические стихии: Лев - Огонь, Телец - Земля, Орёл - Воздух, Ангел (Человек, Рыба) - Вода...
А теперь, гайдуки и сикарии, - ваш первый самостоятельный квест!
Найдите в парке Штефана Великого в Кишинёве Льва, Тельца и Ангела, или - другие символы алхимических стихий.
Сфотографируйте или зарисуйте их. Опубликуйте их здесь в комментариях. Лучшие фото и рисунки мы включим в альбом "Алхимический Кишинёв"...
А кому до этого парка добраться сложно - вы увидите его в фотографиях и рисунках будущего альбома.
В путь, гайдуки и сикарии! Квест зовёт!
(3) Алхимия и Архитектура
Истории алхимии и архитектуры переплелись с самого их рождения.
Первые архитекторы вышли из артелей вольных каменщиков, масонов. Замки, дворцы и соборы, созданные ими, это особые удивительные пространства.
Но сады и парки занимают первое место в этом ряду особых пространств!
Ведь появились они задолго до дворцов и замков...
Да, самым первым был Эдем, Ган Эден, Райский Сад. Волшебное пространство Золотого века, где львы и ягнята мирно жили рядом, а люди соседствовали с ангелами, тетраморфами, херувимами и серафимами...
Но ныне, для Падшего Человечества это удивительное пространство стало Потерянным Раем...
ЭТО И ОПРЕДЕЛИЛО ГЛАВНУЮ ЦЕЛЬ ПЕРВЫХ АРХИТЕКТОРОВ И АЛХИМИКОВ - НАЙТИ ДОРОГУ В ПОТЕРЯННЫЙ И САМЫЙ ЧУДЕСНЫЙ САД - РАЙСКИЙ...
(4) Маршруты Рая и Ада
Мудрец Гераклит учил: Мир - это Единство и Борьба Противоположностей.
РАЙ - ЭТО И ЕСТЬ ИХ ЕДИНСТВО ГАРМОНИЯ И ЛЮБОВЬ.
АД - ИХ РАЗДЕЛЕНИЕ НЕНАВИСТЬ И БОРЬБА...
Мудрецы Балкано-Средиземноморья обозначили четыре главные пары полярностей. ЭТИ ВОСЕМЬ ПРОТИВОПОЛОЖНЫХ СИЛ И СОЗДАЮТ АД ИЛИ РАЙ В МИКРОКОСМОСЕ НАШЕЙ ДУШИ, МАКРОКОСМОСЕ ОБЩЕСТВА И МЕГАКОСМОСЕ ФИЗИЧЕСКОГО МИРА...
Тетраморф - четыре полярные стихии, ставшие единым существом, и есть символ этого Слияния Полярностей, АЛХИМИЧЕСКОГО БРАКА.
Другой символ Алхимического Брака - ФОНТАН В ЦЕНТРЕ САДА...
Вода устремляется вниз. Но плод алхимического брака - ОГНЕННАЯ ВОДА ФОНТАНА движется вверх, подобно Огню...
(5) Лабиринт Девяти Сил
Итак, Учение Алхимии говорит о восьми полярных, противоположных силах и об уравновешивающей их девятой силе - Эфире, Центре.
Суть этих МАРШРУТОВ РАЯ И АДА передаёт рисунок, называемый Квадрат Полярностей, Квадрат Аристотеля, ЛАБИРИНТ ДЕВЯТИ СИЛ.
И, что особо важно в нашей истории, именно структура Лабиринта Девяти Сил была заложена в основу открытого в 1818 году Кишинёвского публичного сада (ныне - парк Штефана Великого)...
И мы начнём со структуры Лабиринта. И расскажем затем - как он вписан в Кишинёвский парк-сад...
Для начала нарисуем квадрат, и обозначим точками 9 сил. 8 из них - 4 пары полярностей.
Точки полярностей находятся на углах квадрата и серединах его сторон. 9-я точка - центр квадрата, центр Лабиринта.
Соединив Точки Полярностей линиями, мы получим ВОСЬМИКОНЕЧНУЮ ЗВЕЗДУ - ещё один важный символ алхимиков Балкано-Средиземноморья.
Восьмиконечная Звезда - это 2 креста - прямой и косой: "+" и "х".
Прямой соединяет Полярные Качества: Горячее и Холодное, Сухое и Влажное.
Косой крест соединяет Полярные Стихии: Огонь и Воду, Воздух и Землю.
Стороны угла, в котором находится Точка Стихии и определяют её качества.
Земля - Сухая и Холодная, Вода - Холодная и Влажная, Воздух - Влажный и Горячий, Огонь - Горячий и Сухой.
Центр Лабиринта - Эфир - не обладает проявленными качествами, но пронизывает и уравновешивает всё...
Перейдём теперь к Кишинёвскому парку-саду.
Его нижняя сторона примыкает к центральной улице - бульвару Штефана Великого. Это - Холодная Сторона. С противоположно стороны - Горячая.
Боковая сторона, примыкающая к Дому Правительства - Сухая. Противоположная - Влажная...
Угол Земли - на пересечении Сухой и Холодной сторон. Именно там находится памятник Штефану Великому.
Далее по Холодной на пересечении с Влажной - Угол Воды. Выше по Влажной, на пересечении с Горячей Угол Воздуха.
Замыкая Квадрат, мы по Горячей стороне возвращаемся к Сухой - здесь и находится четвёртый угол - Угол Огня...
Таковы наши первые алхимические цветочки. А скоро пойдут и ягодки...
(6) Нисхождение и Восхождение. В поисках Вечной Весны...
Гераклит говорил также о Двух Потоках, Двух Спиралях Сил, создающих и разрушающих Миры. Катабазис (Нисхождение) и Анабазис (Восхождение)...
Нисхождение от Пламени (Огня) ко Льду (Земле) тесно связано с Годовым Циклом. Огонь (Весна), Воздух (Лето), Вода (Осень), Земля (Зима)...
Обходя Парк Штефана Великого по периметру и по часовой стрелке, мы закончим этот обход в последней точке Катабазиса - в углу Земли-Зимы.
Именно там и находится памятник великому господарю Молдавского Княжества.
Но это же - и начальная точка Восхождения, Анабазиса...
(7) Парк. Стихии и Масти Карт...
Древние Карты Таро - важная часть Учения Алхимиков. Каждая масть Таро связана с одной из Пяти Стихий.
Штефан Великий находится в конце пути Нисхождения - в углу Земли-Зимы. И его правая рука держит меч, опирающийся на землю. А левая рукам с крестом высоко поднята вверх.
Находясь в зоне Земли господарь Молдовы держит в руках символы высших стихий - Воздуха (Пики, Мечи) и Огня (Крести, Посохи). Его меч указывает на Землю - нижний этап Катабазиса. Крест указывает на Небо, Сферу Звёзд - высший уровень Анабазиса
Общий смысл этих символов: здесь, среди Холода и Мрака Земли, начинается Тропа, ведущая к Вечной Весне...
"...Жизнь Земли несовершенна,
Каждый день богат смертями,
Только в Небе неизменно
Звёзды движутся Кругами...
Знал Залмоксис тайну эту:
Среди горестей и вьюг
По Тропе к Огню и Свету
Проведут Звезда и Круг..."
(Алекс Грин "Штефан Великий и Тропа Фэт-Фрумоса")
(8) Крест Господаря
"... Он фармазон; он пьёт одно
Стаканом красное вино..."
(А. С. Пушкин "Евгений Онегин")
Многие, видевшие памятник Штефану Великому, не обратили особого внимания на крест в левой руке господаря. Между тем, в нём спрятана не одна загадка!
Но начнём с неоспоримых фактов: Штефан Великий был православным, и многое сделал для укрепления православия в Молдавском Княжестве.
Более того, в Историю Молдовы он вошёл как "Штефан чел Маре ши Сфынт" - "Штефан Великий и Святой".
Но, при всём этом, крест в руке господаря Молдовы на памятнике - не традиционный православный крест...
Два основных вида православных крестов - восьмиконечный и шестиконечный.
У шестиконечного - две поперечины. Одна строго горизонтальная, вторая, нижняя - косая.
А Штефан Великий держит совсем другой крест - рыцарский крест Ордена Тамплиеров, Ордена Рыцарей Храма...
Тамплиерский крест - четырёхконечный, с расширяющимися концами ("лапками"). Отсюда и его другое название - "Лапчатый крест"...
Крест Рыцарей Храма также является и крестом Строителей Храма - вольных каменщиков, франкмасонов. Или "фармазонов", как говорили провинциальные помещики, соседи Евгения Онегина...
Так почему бессарабский скульптор Александр Плэмэдялэ, сын православного священника, прекрасно знающий христианскую символику, вложил в руку Штефана рыцарский крест?
На сей счёт есть масса версий. Состоял ли Штефан в одном из рыцарских орденов? Был ли скульптор Плэмэдялэ масоном?
Не стоит спешить с выводами! Но отметим - крест господаря Молдовы несёт тайны, к которым стоит вернуться!
(9) Штефан. Люди Тропы...
Судьбы людей, связанных с Тропою Штефана, странно переплетаются...
Скульптор Александр Плэмэдялэ, создатель памятника господарю Молдовы, с 1919 года возглавил Кишинёвскую школу пластических искусств. Он стал преемником создателя этой Школы.
Создатель её - Шнеер Коган, художник и педагог.
Сын Шнеера Когана - писатель и журналист Анатолий Шнеерович Коган. Анатолий Коган, "молдавский Дюма" - автор серии повестей и романов об эпохе Штефана Великого...
Анатолий Коган - светлая ему память! - со времён моего детсва сосед нашей семьи. Небольшой трёхэтажный дом в Старом Кишинёве. Некоторые из соседей в общении периодически переходили с русского и молдавского на французский...
Анатолий Шнеерович тоже прекрасно говорил по французски. Пришло время, и он стал моим первым и главным Наставником в литературе и журналистике.
С него началось и моё знакомство с темой Штефана Великого. Темой, которую я продолжаю и сегодня своим циклом книг о Тропе Штефана...
Необычна и полна неожиданных поворотов и судьба самого памятника Штефану Великому.
"... В 1923 году скульптору Александру Плэмэдялэ было предложено разработать проект памятника Стефану Великому. За основу для работы над портретом скульптор взял миниатюру, датированную 1475 годом, найденную им в Хуморском монастыре (на территории современной Румынии), изображение на которой считалось написанным с натуры.
В 1927 году памятник был отлит в бронзе и установлен в одном из старейших парков Кишинёва (ныне парк "Стефана Великого"). Архитектурное оформление монумента было выполнено по проекту Е. А. Бернардацци.
В 1940 году один из яростных поклонников Стефана Великого среди румынских генералов настоял на том, чтобы памятник сняли и перевезли в Румынию. Монумент был установлен в городе Васлуй, возле церкви святого Иоанна, построенной некогда Стефаном Великим. В Кишинёве пьедестал памятника был взорван.
В 1942 году памятник вернули Кишинёву, а в 1944 году снова отправили в Румынию. В 1945 году его обнаружила по чистой случайности торчащим из под снега в лесопарке ученица А. Плэмэдялэ скульптор К. С. Кобизева. Она сообщила об этом полковнику Ворошилову. Вскоре памятник отправили в Кишинёв. 23 июня 1945 года обсуждался вопрос о восстановлении памятника. Он был одним из первых объектов, восстановленных в послевоенном Кишинёве..."
("Памятники Кишинёва")
Да, памятник Штефану Великому может рассказать о многом! Если уметь смотреть и слушать...
(10) "Гуляют там животные невиданной красы..."
"... С первым шагом нога очерчивается голубыми (в некоторых случаях бело-голубыми) искрами. Ощущается поток энергии, текущей через тело, и вскоре станет слышно потрескивание и почувствуется сопротивление. После первой кривой сопротивление увеличивается. Это- Первая Вуаль.
Если путешественник ухитрится уговорить себя пройти Первую Вуаль, станет немного легче, по крайней мере на какое-то время. Но вторая Вуаль труднее, и к тому времени все существо идущего будет, кажется, состоять только из воли. Как перемещение по Отражениям и через козыри Лабиринт требует огромного усилия для сосредоточения и концентрации внимания.
После Великой Кривой путь - настоящее сражение. Лабиринт требует полнейшей решительности, и идущий чувствует свою смерть и возрождение фактически с каждым шагом. Но если его воля достаточно сильна, он, в конце концов, пройдет и дойдет до Последней Вуали.
Затем он окажется в центре.
Из центра Лабиринта одно лишь желание перенесет идущего в любое место, которое он может мысленно представить себе..."
(Роджер Желязны "Хроники Амбера")
Мы описали периметр Парка Штефана Великого. Но главное происходит в его центре - Центре Лабирита Девяти Сил!
И пришло время вернуться к тетраморфу - единому существу, соединившему в себе Льва, Тельца, Орла и Человека (Ангела).
И, хотя Парк Штефана не очень велик по площади, для всех четверых существ-стихий место в нём нашлось...
Мы уже говорили про значение этих символов: Лев - Огонь, Телец - Земля, Орёл - Воздух, Человек (Ангел) - Вода.
Но есть и другой, более глубокий аспект понимания этих Сил - аспект Миров.
"... Третье золотой орел небесный
Чей так светел взор незабываемый..."
Мир Орла - Высший, Небесный. Мир Вечности, Гармонии, Реальность Вечных Образов - "эйдосов", идеалов.
Это - Мир Силы Духа.
Его антипод - Нижний Мир, Царство Тельца. Царство неживой, мёртвой материи, уровень Земли и Льда. Мир Силы Разума...
Средний - Мир Льва. Промежуточный между Вечностью и Смертью.
Мир Времени и циклов Рождения и Смерти. Мир Смертных, борющихся за Выживание. Мир Борьбы и Силы Воли...
На рисунке четырёхголового тетраморфа голова Человека (Ангела) не случайно находится в центре. Только Человек был создан по образу и подобию Всевышнего. Мир Человека открыт трём другим Мирам, находится на их пересечении.
Мир Человека - Космос Души. И только Душа способна соединить в одно целое Силы Духа, Воли и Разума...
Все четыре Силы Тетраморфа присутствуют в Парке Штефана в виде скульптур. Но, как и должно быть в Лабиринте Сил, невидимые Вуали скрывают суть этих Существ Силы. Их суть и их тайны. Вуали, подобные Преградам Лабиринта Амбера, описанного Роджером Желязны.
Но главный герой "Хроник Амбера" принц Корвин научился проходить сквозь Вуали. Попробуем это сделать и мы...
(11) Вуали Льва...
" - Только ведь туда надо попасть. Есть такое древнее понятие: невидимые вуали. Священные места окружены невидимыми вуалями. Ткнётся человек в первую же вуаль и думать забудет про священные места, пойдёт заниматься обычными делами.
- Как же её пройти - первую вуаль? - спросил я.
- Надо остановить сонное течение жизни, проснуться и проявить настойчивый интерес..."
(Алекс Грин "В поисках девяти сил")
Эта книга - "Кишинёв Алхимический" - во-многом продолжает текст, написанный мною очень давно - "В поисках девяти сил".
Книга "В поисках девяти сил" была издана в 1999 году в Кишинёве при поддержке бизнесмена Андрея Грузевича. И у неё был подзаголовок - "священные места Евровостока".
Та книга посвящалась особым местам Балкано-Карпатского региона, Причерноморья и Кавказа.
Тема парка Штефана Великого и его скульптур также была начата ещё в той книге...
"... Технократическая цивилизация плодит однобоких зашоренных специалистов. Архитекторов сегодня не интересует алхимия, а историки не занимаются переходами между мирами.
Так что не удивительно, что во множестве публикаций, посвящённых кишинёвскому публичному парку, никогда ни слова не было посвящено мистической стороне его загадочных символов...
В 1986 году кишинёвское издательство "Тимпул" выпустило книгу Я.Н. Тараса "Памятники Архитектуры Молдавии". И хотя в этой книге, конечно, вы также не найдёте ничего об алхимии и священных зонах, однако в ней немало интересных фактов из истории Молдовы, а фотоиллюстрации Т.Ананьиной, использованные в книге, сделаны с большим вкусом.
Правда, читатель "Памятников..." так и не узнает, откуда взялись в парке "животные невиданной красы...".
"У парка имени Пушкина есть ещё одна достопри?мечательность - вход в аллею классиков охраняют дремлющие мраморные львы. Как попали они сюда, кто автор этих скульптур, пока неизвестно. Это одна из неразгаданных тайн парка".
Спешу уточнить: на самом-то деле спит лишь один из львов, второй же бодр и подтянут. Впрочем, не стоит винить в недосмотре ни автора "Памятников...", ни очень титулованных рецензентов этой книги.
Если уж два этих алхимических зверя сумели не замеченные никем вытесаться из мрамора, пройти в парк и водрузиться в самом его центре - значит их влияние на человеческую психику велико и непостижимо.
И лично мне эти "огнегривые" проказники поведали, что охраняют они вовсе не вход в аллею классиков, а священный центр Лабиринта, фонтан слияния стихий.
Или, если серьёзно и открытым текстом - Кишинёвский публичный сад создавался как священная зона, где хранится информация о пути девяти сил. Со временем гармонизирующее воздействие этой зоны стало ослабевать. Одной из причин тому были некоторые изменения, про?изведённые в парке специа?листами-технократами, явно не обладавшими алхимическими познаниями..."
(Алекс Грин "В поисках девяти сил")
Итак, Лев - это Огонь Тетраморфа. Огонь, который в обычном человеке спит. Но второй - Лев с открытыми глазами - это Пробуждённый Огонь...
Он не должен проснуться раньше времени - сила его слишком велика. С другой стороны, у Центра Лабиринта, у фонтана Слияния Стихий он уже должен стать Пробуждённым Львом, Пробуждённым Огнём...
(12) Силы Тертраморфа и Масти-Касты...
Силы Тетраморфа тесно связаны с особыми способностями четырёх сословий, каст, на которые древние люди, палеоантропы разделились уже на заре своей истории.
Знание об этих кастах поможет и лучше понять Четыре Силы Тетраморфа...
КАСТЫ-МАСТИ или КАСТЫ-КАРТЫ впервые появились в цивилизации, которую предания Балкан называют Альба, Албания, Белая Страна, Беловодье. Археологам же она известна, как культура Кукутень-Триполи и культура Винча...
Прежде всего, необходимо понять принципиальную разницу между Мастями-Кастами Альбы и более поздней и искажённой системой каст, сохранившейся в Индии.
Закостеневшие касты Индии направлены на создание и закрепление глубокого социального неравенства.
Масти-Касты Альбы выросли из Трудовых Союзов (Сестринств и Братств) охотнтков, собирателей, пастухов, танцоров, виноделов, кузнецов.
Постепенно шаманы и целители, сказители и музыканты стали жрецами и учителями, Мастью Посоха, Кастой Орла.