Аннотация: Читая житие святого Кирилла Туровского наткнулся на совершенно неожиданные исторические параллели
Круговорот истории: несколько слов, не нуждающихся в комментариях
"горе согрешающему по принятии священного сана! Горе не боящимся Бога в монастыре, иерействе и самом епископстве"
(из поучений св. Кирилла Туровского)
Читая жития святых не мог пройти мимо жития святого Кирилла Туровского, прозванного в народе "русским Златоустом". Это была неординарная личность для своей эпохи. Будучи рожденным в богатой семье, он с самых ранних лет был увлечен словом Божьим, прилежно учился, стал известен умом, благочестием и непримиримостью к грехам человеческим. Было время, когда он принял послушание столпничества. В это время им было создано много богословских произведений. Его справедливость, мудрость и благочестие привели к тому, что князь и бояре туровские пришли просить его занять кафедру Турова, на которой он исполнял с ревностью свой долг. Он активно искоренял язычество, в то время все еще сильное в Полесье, старался укрепить народ в православной вере. Отсутствие веры у людей печалило епископа Туровского, так, он упрекал прихожан в том, что не могут и часа посвятить в день Богу: "Если бы я раздавал в церкви мед или пиво, - с горькой иронией восклицает духовный отец, - сколь же быстро шли бы вы сюда, опережая друг друга; а ведь я произношу в церкви слово Божие, лучшее пива и меда!". На закате лет отказался от кафедры, чтобы иметь силы заниматься литературой. Его литературное наследие до сих пор является предметом научных исследований, так, многие приписывают ему авторство "Слова о полку Игореве", но это пока еще только гипотеза.
В биографии же святого Кирилла, епископа Туровского, мое внимание привлек один интересный момент: Киевская Русь переживала в его время период упадка, связанного с княжеской раздробленностью и постоянными междоусобицами. Суздальско-Владимирское княжество набирало силу и экономическую мощь, все чаще Суздальско-Владимирские князья думают о политической независимости от Киева. Между Киевом и Суздалем идет то, что теперь принято называть "перманентной войной" - набеги, интриги, попытки захвата власти. При сыне Юрия Долгорукова, Андрее Боголюбском, политическая ситуация обострилась до предела. Юрий Долгорукий захватывает Киев, оставляя княжество на сына. Пока что деяния Андрея далеки от боголюбия: он старается всеми силами приобрести независимость от Киева, даже под рукою своего отца. Князь понимает, что центр государства должен быть не только политическим или экономическим центром, а, в первую очередь, центром духовным. В 1160 году Андрей пытается учредить в Ростове независимую от Киева митрополию. Он поддерживает Феодора, брата киевского тысяцкого Петра Борисовича (прозванного в народе Федорцем), который отправляется в Константинополь. Ему удается получить, как сказано в летописях "обманом" сан епископа Ростовского, минуя Киевский престол. Но вот в сане митрополита Константинопольский патриарх Лука Хризоверг Феодору отказал. А еще через некоторое время рукоположил в ростовские епископы византийца Леона. В это время центром владений Андрея Боголюбского становится Владимир, куда перебирается и Феодор, а Леон, поддерживаемый киевским митрополитом остается в Ростове. В епархии наблюдается двоевластие. Феодор пишет и распространяет "слова", в которых уже явно прослеживается уход в арианство. Вот как пишет про Феодорца летописец: "Не только как прежде, посты отвергал и монашество осуждал и отметал, но более того дерзнул хульные слова на Пресвятую Богородицу и святых Божиих угодников произносить дома и в поучениях церковных". В пылу борьбы за власть он, все еще ощущая поддержку князя Андрея переходит всякие рамки: закрываются все храмы, настоятели которых поддерживают Киевского патриарха, церкви разоряются, стоят в запустении, ограблены. Своих противников Феодор преследует, многих арестовывают, пытают. Противостояние Киева и Владимира в духовной сфере все больше обостряется. И на пике этой борьбы внезапно Феодорец теряет защиту князя. Он был выдан Киевскому митрополиту на суд, осужден на ссылку и заточение в монастыре, а позже, по приказу князя, жестоко казнен. Надо сказать, что Кирилл Туровский сразу же активно боролся против Феодора, обличая его в своих трудах и во время проповедей. А во время Собора 1169 года выступил с пламенной речью, осуждавшей ересь Феодора, после чего сам Феодорец был предан анафеме, а его книги были сожжены на костре. Но главная роль Кирилла в поражении Феодорца была не только в этом обличении. Будучи умнейшим человеком, он понимал, что Феодор силен только поддержкой князя. И Кирилл пишет князю Андрею Юрьевичу, и таких посланий известно множество. Возможно, изменение в мировоззрениях князя Андрея, его путь к святости и боголюбию начался именно с посланий епископа Туровского Кирилла. В любом случае, влияние Кирилла на Андрея Боголюбского несомненно, и историками не оспаривается. Впереди еще и жестокое разорение Киева с разорением святой Софии, устроенное князем Андреем и многочисленные удачные и провальные походы Боголюбского, который из князя-сепаратиста стал князем-собирателем, пытающимся централизовать русское государство и преодолеть феодальную раздробленность, и его (князя) мучительная смерть от рук бояр-заговорщиков.
Прочитав это я всего лишь подумал, как дивны, дела твои, Господи, как повторяются сюжеты в книги Жизни...
И в конце не могу не процитировать слова из молитвы к святому Кириллу Туровскому: "Святителю Кирилле! Да будут молитвами твоими в отечестве твоем пастыри словеснаго стада Христова духом горящий, Господеви работающий, а не себе угождающий, паству, а не себе пасущий. Да будут они добрыми пастырями, душу свою полагающими за овцы паствы своей, а не наемниками, небрегущими о овцах и при виде волка бегающими и оставляющими овцы на расхищение. Ты, блаженне Кирилле, и словом и писанием учил еси древле князей и всех людей Российския земли ходити достойно звания своего. Призри и на нас, потомков твоих, чад и учеников, и умоли Бога, да низпошлет стране нашей твердость и благоустроение, законам нашим святость и силу, правителем и судиям мудрость, усердие, безкорыстие и нелицеприятие".