ОЛЬГА: Погодите... Дайте передохнуть... (Смотрит на него внимательно) А вы... Вы совсем не то, что я от вас ожидала... Дайте-ка я вас рассмотрю получше...
ИВАНОВ: О, моя королева!
ОЛЬГА: Только не надо так сразу все портить... Где это вы набрались этих пошлостей?
ИВАНОВ: Пойдемте, пойдемте же скорее в спальню, бесценная моя...
ОЛЬГА: Какой вы прыткий! В спальню нельзя, мой милый... В спальне сейчас муж...
Иванов отскакивает от нее.
ИВАНОВ: Чей?!
ОЛЬГА (поправляя прическу): Мой. Его не надо беспокоить, он сегодня не в духе...
ИВАНОВ: Как? И вы молчали?
ОЛЬГА: Я не думала, что вас интересует настроение моего мужа...
ИВАНОВ: Почему вы мне сразу не сказали, что муж в спальне?
ОЛЬГА: Во-первых, вы мне не дали такой возможности. А во-вторых, я не знала, что сегодня вы тоже претендуете на нашу спальню...
ИВАНОВ: О, Боже! Еще немного и все могло бы закончиться очень трагично...
ОЛЬГА: Ну, не надо преувеличивать, милый... Мы все-таки все цивилизованные люди... Все закончилось бы просто и скучно... Ну, спустил бы он вас с лестницы...
ИВАНОВ: Слава Богу! Вы меня успокоили!
ОЛЬГА: Но его тоже можно понять: имеет право человек отдохнуть после тяжелого дня? Не встречая в гостиной любовников своей жены...
ИВАНОВ: Я, пожалуй, пойду...
ОЛЬГА: Идите, идите...
Из зала на сцену поднимается БУЛАНОВ.
БУЛАНОВ: Стоп, стоп, стоп! Вот тут ему надо придумать интересный уход. Нельзя его отпускать просто так.
ОЛЬГА: Я должна его удерживать?
БУЛАНОВ: Ну, не удерживать... но не отпускать.
ОЛЬГА: Простите, Аркадий Дмитриевич, я не очень улавливаю разницу...
БУЛАНОВ: Все очень просто. Прежде чем его выпроводить, вы должны увидеть перспективу.
ОЛЬГА: Перспективу?
БУЛАНОВ: Ваших с ним отношений.
ОЛЬГА: Я не понимаю: я в нем заинтересована или мне это все так... что по бульвару прошвырнуться?
ИВАНОВ: Оля, фи! Откуда такие выражения?
БУЛАНОВ: Вам это естественно "так"... У вас таких "так" о-го-го сколько было, не сосчитать. Но именно, что было. И вдруг перестало. И вам этого резко стало не хватать. Отсюда заинтересованность именно в этом мужчине.
ОЛЬГА: Тогда я не понимаю, почему я так сопротивляюсь ему в начале!
ИВАНОВ: Ну, дорогая моя, ты же все-таки не ночная фея, ты мать семейства, жена уважаемого буржуа...
БУЛАНОВ: Не надо отягощать этот образ: да она - жена, но совсем не мать семейства...
ИВАНОВ: Но у них ведь есть дети...
БУЛАНОВ: Ребенок. И тот сын мужа, а не ее. И вообще он уже совсем взрослый. Ей скучно: опостылевшие развлечения, дуры-подруги, храпящий по ночам муж... А ведь когда-то было все иначе...
ОЛЬГА: Но неужели она не видит всю пустоту, весь идиотизм этого типа! Ведь он же - вульгарная кокотка!
ИВАНОВ: Ну, милая, ты тоже не Жорж Санд...
БУЛАНОВ: Оля, вы забываете, что мы играем не Ибсена... У нас - комедия. Все должно быть легко и задорно.
ОЛЬГА: Ах, комедия! Извините, в комедии артисты вопросы не задают... В комедии речь о психологических портретах не идет. Я понимаю. Хорошо.
БУЛАНОВ: Хорошо. Давайте на этом сегодня закончим. Завтра пройдем этот кусок заново. С него и начнем. Люда! Люда!
Из-за кулис показывается помощник режиссера Люда.
ЛЮДА: Да, Аркадий Дмитриевич...
БУЛАНОВ: Пометьте себе, что завтра мы начинаем с этого места. И вызовите на репетицию Котяшёва, Богданова и Голобокову. Мы дойдем до тринадцатой сцены.
ЛЮДА: У Голобоковой завтра съемки.
БУЛАНОВ: И что? Я тут при чем? Пусть отменяет.
ЛЮДА: Ну, я не знаю, я, конечно, позвоню ей... Она предупреждала за месяц вперед. Вам Лена приносила ее расписание...
БУЛАНОВ: Ну, хорошо. Обойдемся. Оля, завтра, будем делать сцену без Голобоковой. Пойдем сначала по вашему рисунку.
ОЛЬГА: Вы простите меня, Аркадий Дмитриевич... Но я не понимаю, честное слово. У нас здесь что, кружок театральной самодеятельности в свободное от работы время? Мы по моему рисунку ходим уже два месяца. Может, пора привлекать к нашим прогулкам и других артистов, чтобы они на премьере в кулисах не путались?
ИВАНОВ: Оля, Оля, ну что ты начинаешь...
ОЛЬГА: Я, между прочим, работаю в этом театре двадцать три года. И ни разу не позволяла себе срывать репетиции из-за халтур на стороне, и не понимаю, почему я должна терпеть чужую халтуру!
БУЛАНОВ: Люда, вызывайте на завтра Голобокову и предупредите, что ее неявка будет считаться прогулом и иметь самые неприятные последствия. Всем спасибо, репетиция окончена.
ОЛЬГА: Всем спасибо!
Буланов и Ольга уходят. Люда собирает реквизит по сцене, рядом слоняется Иванов.
ЛЮДА: Вот сука...
ИВАНОВ: Тише, тише... Да, Лялечка сегодня разошлась.
ЛЮДА: У самой за десять лет ни одного съемочного дня, так она другим житья не дает. Зараза!
ИВАНОВ: Зависть, Людочка, величайшее из зол... Не дай Бог никому. А эта... Ну что с нее взять? Несчастная баба! Ни ролей, ни детей, ни денег.
Появляется Ольга.
ОЛЬГА: Люда, ты не видела мой браслет? Я, кажется, его здесь потеряла.
ЛЮДА: Нет. (Уходит.)
Ольга ходит по сцене, ищет браслет.
ИВАНОВ: Помочь?
ОЛЬГА: Обойдусь.
ИВАНОВ (нагибается): Это не он?
ОЛЬГА: Да. Спасибо. Видимо расстегнулся, когда ты изображал свою бурную страсть. Да, кстати, ты не мог бы снимать часы перед началом репетиции? Посмотри, во что мне обходятся твои железки. (Показывает ему стрелку на чулке.)
ИВАНОВ: Это вообще-то "ролекс" настоящий, а не железка. Я со съемок из Лондона привез...
ОЛЬГА: Милый, мне совершенно плевать, какая дрянь болтается у тебя на руке... Для меня главное, чтобы ее не было, когда ты тянешь свои руки ко мне.
ИВАНОВ: Хорошо, извини.
ОЛЬГА: Да, вот еще. Я очень была бы тебе признательна, если бы ты не увлекался во время поцелуев. Никто от тебя не требует такого натурализма.
ИВАНОВ: Ну, что ты! Зритель мне не простит имитации, когда я рядом с тобой.
ОЛЬГА: Мне неприятно, дорогой. Слишком много слюней.
ИВАНОВ: А не поискать ли тебе другого партнера, менее слюнявого?
ОЛЬГА: Не я тебя на роль назначала, не я тебя с нее и снимать буду.
ИВАНОВ: И на том спасибо. (Быстро уходит.)
Сцена 2.
Ольга, Андрей.
ОЛЬГА (одна, подходит к краю сцены, молчит): Когда я вновь и вновь прохожу по коридорам своего прошлого, то вместо лиц людей, окружавших меня, я вижу лишь цветные пятна. Я не слышу того, что они говорят мне, не помню их голоса. От прошлого у меня остался лишь голый перечень событий и поступков, имевших отношение ко мне, но неокрашенных индивидуальностью того, кто их совершил. Вместо них пылают во всю силу пожарища несбывшегося, безжалостно освещая подробности того, что должно было случиться со мной, но не случилось.
Через зал на сцену поднимается Андрей.
АНДРЕЙ (не видя Ольги, громко распевается): До - ми - соль - до - соль - ми - до. А-а-а-а - а-а-а-а...
ОЛЬГА: Вы ополоумели?
АНДРЕЙ: Простите, ради Бога, я вас не заметил.
ОЛЬГА: Сочувствую. У вас еще все впереди.
АНДРЕЙ: Что вы имеете ввиду?
ОЛЬГА: Слушайте, а почему вы дерзите?
АНДРЕЙ (растерявшись): Я?
ОЛЬГА: Обернитесь: сзади вас кто-нибудь стоит?
АНДРЕЙ (оборачивается): Нет...
ОЛЬГА: Следовательно, я обращаюсь именно к вам. Логично?
АНДРЕЙ: Логично.
ОЛЬГА: В логике вам не откажешь. Теперь дальше. Что вы делаете здесь?
АНДРЕЙ: Так, зашел... Декорации посмотреть.
ОЛЬГА: А кто вам позволил разгуливать просто так по сцене? Тем более, когда на ней работает артистка. Вы - кто? Новый монтировщик? Реквизитор? Мебельщик? Не боитесь быть уволенным за свою самодеятельность?
АНДРЕЙ: Я - артист.
ОЛЬГА: В мечтах?
АНДРЕЙ: Нет. Так в дипломе написано.
ОЛЬГА: А... Тогда другое дело! Тогда болтайтесь здесь на здоровье, орите во все горло, перевирая ноты, и ни на кого не обращайте внимания. Те, у кого есть диплом, могут себе это позволить.
АНДРЕЙ: Я не хотел вам мешать, сейчас я уйду.
ОЛЬГА: Я уже и не надеюсь.
АНДРЕЙ: Извините меня еще раз.
ОЛЬГА: Постойте. Вы артист какого театра?
АНДРЕЙ: Этого.
ОЛЬГА: Юноша, ваша находчивость иногда вас подводит. Вы периодически останавливайтесь, проверяя, кому именно вы врете.
АНДРЕЙ: Я не вру. Я действительно работаю в этом театре. Артистом.
ОЛЬГА: С сегодняшнего дня?
АНДРЕЙ: Нет, уже полгода. И мы с вами даже знакомы. Вернее, представлены друг другу.
Ольга внимательно смотрит на него, поворачивает его к лампе.
АНДРЕЙ: На банкете, на открытии сезона... Меня к вам Чуйков подвел...
ОЛЬГА: А... От Чуйкова всегда можно ожидать какой-нибудь дряни... Это я не про вас сейчас. Да. Я вспомнила. Вас зовут Антон.
АНДРЕЙ: Андрей.
ОЛЬГА: Это почти одно и то же. Ну, хорошо, Антон. И что же вы играете у нас в театре?
АНДРЕЙ: Андрей.
ОЛЬГА: Что?
АНДРЕЙ: Меня зовут Андрей. Андрей Смоленский.
ОЛЬГА: Это прекрасно. Дальше.
АНДРЕЙ: Ну, я пока не очень занят в репертуаре...
ОЛЬГА: Этого следовало ожидать еще при поступлении...
АНДРЕЙ: Меня ввели на Молчалина в "Горе от ума"... Еще я играю Горацио в "Гамлете"...
ОЛЬГА: Да что вы? А я там же играю Гертруду! Как это мы не встречались с вами раньше, на сцене?
АНДРЕЙ: Все очень просто: мы в разных составах. Я играю с Бабичевой. Людмилой Сергеевной.
ОЛЬГА: Да? Ну, и как вам Людмила Сергеевна? Впрочем, неважно. И все? Я имею ввиду по ролям у вас все?
АНДРЕЙ: Сейчас я буду репетировать Мишеля во "Французской любви".
ОЛЬГА: Что, простите?
АНДРЕЙ: Мишеля. Пасынка вашей героини.
ОЛЬГА: А как же Филиппов?
АНДРЕЙ: А Филиппов болен. Уже две недели, у него перелом. И гипс снимут не раньше премьеры. Так что вместо него назначили меня.
Затемнение.
Сцена 3.
Буланов, Люда, Ольга.
По сцене шагает Буланов, на ходу давая указания Люде по реквизиту. К ним подходит Ольга.
ОЛЬГА: Аркадий Дмитриевич, Аркадий Дмитриевич, постойте, мне надо с вами поговорить!
БУЛАНОВ (останавливаясь): Что случилось, Ольга Николаевна?
ОЛЬГА: Я хочу знать, почему артистку, репетирующую главную роль, не уведомляют о вводе нового артиста.
БУЛАНОВ: Как? Разве Люда вам не сказала?
ОЛЬГА: Люда?
Все смотрят на Люду.
ЛЮДА (догадавшись): Ах, простите, пожалуйста, Ольга Николаевна, я действительно забыла вам сказать.
ОЛЬГА: Что вы, Люда, какая ерунда! Это совершенно лишняя для меня информация, отвлекающая, я бы даже сказала, от работы. Не беспокойтесь, дорогая, все к лучшему.
Резко разворачивается, уходит.
ЛЮДА: Простите, Аркадий Дмитриевич, а что за новый артист у нас вводится?
БУЛАНОВ: А... Смоленский на Мишеля. Я что, не сказал вам? Но можно же было самой как-то догадаться, что мы будем его вводить: Филиппов уже три недели в гипсе!
Затемнение.
Сцена 4.
Ольга, Мать.
Ольга стоит одна, на авансцене.
ОЛЬГА: ...Вместо них пылают во всю силу пожарища несбывшегося, безжалостно освещая мельчайшие подробности того, что должно было случиться со мной, но не случилось. Все мои ожидания, не нашедшие в реальности своего отражения, постоянно приходят ко мне, теребят и тревожат, точно обвиняя в своей бесплотности. "Человек предполагает, а Бог располагает" - довольно слабый аргумент выдвигаю я вместо ответа. Где-то... где-то что-то было упущено, где-то я пропустила нужный поворот, и моя жизнь потекла не в том направлении... Я просто покорилась этому, не думая о возможности бунта. Ведь очень долгое время мне казалось, что все складывается как нельзя лучше... В какой момент эта уверенность ушла? Как давно я ищу оправдание собственной бессмысленности?
Появляется Мать.
МАТЬ: Оля! Оля! Ты пришла?
ОЛЬГА: Да, мама, я пришла. Я здесь.
МАТЬ: Ты ела?
ОЛЬГА: Да, мама. Я ела.
МАТЬ: Зачем ты мне врешь? Я ведь знаю, что ты даже не открывала холодильник!
ОЛЬГА: Мама! Я прошу тебя...
МАТЬ: Три котлеты, пять сосисок в упаковке, суп в кастрюле - ничего не тронуто!
ОЛЬГА: Я ела в театре.
МАТЬ: Я разговаривала сегодня с Ниной, она сказала, что ты в буфете не появлялась...
ОЛЬГА: Мама! До каких пор ты будешь позорить меня перед всеми?
МАТЬ: Позорю я ее! Не гони пургу-то!
ОЛЬГА: Я взрослый человек - мне сорок четыре года! Я ведущая актриса! Как долго ты собираешься еще шпионить за мной?
МАТЬ: Ведущая! Два спектакля! Два спектакля ты играешь в этой дыре...
ОЛЬГА: Мама! Не надо! Не надо, мама, так говорить об одном из лучших театров города!
МАТЬ: Не твое дело указывать, как и что мне говорить!
ОЛЬГА: Да, у меня не так много ролей, как хотелось бы... Но дай Бог каждой актрисе в моем возрасте сыграть то, что сыграла я! Кроме того, я репетирую...
МАТЬ: Репетируешь...
ОЛЬГА: Да, я репетирую, а это свидетельствует о том, что я востребована! Востребована театром, режиссерами, зрителями! Я - актриса, востребованная зрителями и от этого никуда не деться!
МАТЬ: Пойдем, пойдем, выйдем на улицу и спросим у первого прохожего, знает ли он, как тебя зовут, и тогда решим, надо ли нам от этого куда-нибудь деваться...
ОЛЬГА: Да, ты прекрасно знаешь, что в свое время я сделала нелегкий выбор между кино и театром. И посвятила себя сцене. Да, театр не дает такой широкой популярности как экран! Но я не гонюсь за всем этим... я плевать хотела на эту дешевку!
МАТЬ: О... Ну все, затянула...
ОЛЬГА: И мне нравится моя жизнь! Сотни женщин охотно поменялись бы со мной местами! Потому что Ольга Васнецова - это имя! Поняла? Это имя, не скомпрометированное штамповкой! Это имя уважающей себя актрисы!
МАТЬ: Ну ладно, ладно, успокойся... Ну вот уже и слезки появились... Ну все, все, все... Что ты такая вздернутая?
ОЛЬГА: Мама! Я прошу тебя, не трогай, дай мне немного отдохнуть... У меня сейчас сложный период... Две недели до премьеры...
МАТЬ: Говорят, вместо Филиппова будет играть Смоленский?
ОЛЬГА: О, Господи! А ты откуда знаешь? Я не знала, кто такой Смоленский, пока этот птенец не надерзил мне сегодня на сцене!
МАТЬ: Он? Тебе?
ОЛЬГА: Да... ерунда. Не стоило труда поставить его на место. Но откуда ты про него знаешь?
МАТЬ: Оленька, я - еще не старая женщина, у меня много подруг, я живу насыщенной, интересной жизнью...
ОЛЬГА: Я прошу тебя: не ходи в театр... Ты ведь ставишь меня в неловкое положение, вынюхивая про меня повсюду...
МАТЬ: Почему ты так разговариваешь с матерью? "Вынюхивая"! Не твое дело, соплячка, указывать, куда мне ходить!
ОЛЬГА: Мама! Я уеду от тебя! Уеду!
МАТЬ: Скатертью дорога! Интересно только куда...
ОЛЬГА: Боже мой, Боже мой, дай мне терпенья! Дай мне терпенья!
МАТЬ: Ну, зачем ты так, Лялечка? Не надо, не надо так нервничать... У тебя скоро премьера, премьера у моей девочки, а она так переживает... Ну, иди сюда, иди... Дай я тебя обниму и поцелую... Что ты сама себя травишь-то?
Ольга подходит к матери, мать обнимает ее, гладит по волосам.
Сцена 5.
Ольга, Андрей. Потом Буланов, Люда.
Ольга нервно ходит по сцене. Андрей сидит в углу, наблюдает за ней.
ОЛЬГА: И будет завтра день... И этот день не принесет мне ничего того, что бы я от него не ждала... Чего бы я от него не ждала...