|
|
||
Весьма высоко ценимое нами в жизни ВРЕМЯ является таким же призрачным понятием, как и СЧАСТЬЕ. То есть, в обоих случаях мы ценим то, не зная, на самом деле, что это такое... |
Признаюсь Тебе, Господи, я до сих пор не знаю, что такое время, но признаюсь, Господи, и в другом: я знаю, что говорю это во времени... (Августин. Исповедь,11,32)
Никто не знает всей правды... (А. П. Чехов)
Многим из нас приходится иногда задумываться о ценностях нашей земной жизни. Как правило, тем или иным путем рассуждений каждый приходит к собственному их набору. Скорее всего, они достаточно разные, как и сами люди. Позволю себе предположить, что в этих разношерстных предпочтениях рядом с традиционными здоровьем, счастьем, удачей и прочими благами довольно часто может встречаться коротенькое слово время. За его внешней простотой скрывается широкий и не во всем ясный смысл.
Так что же стоит за этим словом вообще, а также в частности, когда мы говорим о нем применительно к человеческой жизни? Оказывается, определить его так же непросто, как и некоторые другие факторы из уже упомянутых виртуальных списков (о таком обязательно присутствующем в них факторе, как счастье я уже пыталась рассуждать в эссе "Банальная тема о главном").
Если длительность жизни изначально краткая, то тогда теряет смысл здоровье - фактор, продлевающий время жизни. Поблекнут удача, благосостояние и все прочее, что определяет ее комфортность. Да и другие "списочные" пункты могут стать малозначительными или вовсе неосуществимыми. Многое в той или иной степени окажется зависимым от времени.
Может быть, именно по этой причине мир так устроен, что дата завершения нашего жизненного времени скрыта от нас, благодаря чему мы живем так, как живем - с чувством, что это время закончится, по крайней мере, не скоро. Разум знает о конечности времени земной жизни, но чувства, связанные с содержанием того, что для нас закрыто, как бы, не верят ему.
Толкований времени примерно столько же, образно говоря, сколько существует словарей. "Форма последовательной смены явлений и состояний материи". "Способ существования человека, в котором тот должен переживать прошедшее, настоящее и будущее". "Продолжительность, длительность чего-либо, момент, промежуток той либо иной длительности, в который совершается что-либо". "Форма возникновения, становления, течения и разрушения в мире, а также его самого вместе со всем тем, что к нему относится". Этот ряд определений философского ракурса можно продолжить и далее.
Если взглянуть на время с точки зрения точных наук, то большинство из нас, немного знакомое с ними, скажет, что время это четвертая координата нашего материального мира. После трех пространственных, определяющих местоположение в нем, строго говоря, точку. А набором из четырех координат, включающим время, можно в определенной степени охарактеризовать еще и события или явления нашего мира - "в этом месте в это время".
Другие, в большей степени знакомые с уже упомянутыми точными науками, несколько откорректируют понятие времени и скажут, что его можно определить лишь приблизительно, неточно, относительно, в зависимости от выбора системы отсчета. Она может быть связана с астрономическими явлениями (вращением нашей планеты вокруг своей оси, ее вращением вокруг Солнца и др.) или атомными явлениями (частотой излучения некоторых атомов при переходе с одного энергетического уровня на другой).
Они же могут еще добавить, опираясь на каноническую науку: "Время относится к скалярным величинам, имеющим только численную, количественную характеристику, в отличие от векторных величин, определяемых помимо этого еще и направлением".
На это могут возразить другие, вовсе не знакомые ни со скалярами и векторами, в частности, ни с точными науками, в целом. Эти люди, а их подавляющее большинство, полагаются в подобных вопросах на наблюдения реальной окружающей их действительности и собственный жизненный опыт.
"Как же, - воскликнут некоторые из них, - ведь время имеет направление. Разве мы не движемся во времени, вначале рождаясь, затем взрослея, старея и так далее? То есть, можно говорить о направленности времени: прошлое>настоящее>будущее". Другие из этой же группы тоже будут утверждать, что время имеет направление, но... в противоположную сторону.
"Все события, - скажут они, - к нам в настоящее являются из будущего, а из настоящего безвозвратно уходят от нас в прошлое. То есть, мы последовательно проживаем цепочку событий, которые были для нас вначале будущим, потом стали настоящим и, наконец, превратились в наше прошлое. Никто не оспаривает то, что человек вначале рождается, потом пребывает в детстве, затем приходит его юность, после нее - зрелость и так далее. Эта последовательность состояний, является к нему из будущего и в этом же порядке неизменно уходит из настоящего в прошлое. То есть, в этом случае налицо следующее направление течения времени жизни: будущее > настоящее > прошлое".
Тем, кто не согласен с такой направленностью предлагают мысленно отразить на кинопленке любую вереницу последовательных событий, а затем просмотреть ее в обратном направлении. Получится абсурд или, иначе говоря, картина, не соответствующая общепринятой логике. В самом деле, наоборот не бывает. События необратимы. "Значит, - с облегчением подведет итог вторая часть упомянутой группы незнакомых с наукой, - в наших рассуждениях мы пришли к единственно возможной направленности течения событий во времени! Разве не так?" - утвердительно спросят они.
"Нет! - не выдержав, вмешиваются теперь в спор ученые. - Современной науке, по большому счету, не противоречит обратное движение в процессах, а значит, и течение времени вспять. То есть, возможны обе формулы: будущее > настоящее > прошлое и прошлое > настоящее > будущее. Только реально наблюдаемое течение жизненных событий, то, о котором вы говорите, весьма вероятно, а вот противоположная направленность этой последовательности очень маловероятна, поэтому только в этом смысле события нашего мира можно считать необратимыми", - и так далее с включением в доводы понятия энтропии и других малознакомых сложностей, придуманных ими.
Неожиданно? Но дальше - еще больше! Среди самих ученых мнение о времени тоже неоднородно.
Часть из них обязательно будет возражать по поводу любой направленности времени примерно так: "Вспомните, время, как и пространство, бесконечно. Как вообще можно говорить о направлении того, что бесконечно? Бесконечно - то есть, не имеет ни начала, ни конца. Иными словами, для времени не может существовать абсолютной шкалы, которая по определению имеет начало отсчета, а значит, и его конец (это парные понятия). Имея в виду дату какого-то события, мы, на самом деле, говорим не о точке на шкале времени, а лишь об отрезке времени между этим событием и каким-то другим условленным событием, например, Рождеством Христовым. Это принято считать началом нашей эры и стартом летоисчисления, которым мы сейчас пользуемся. Как известно из математики, у отрезка есть лишь размер, но нет направления".
Другая часть ученых будет рассуждать иначе: "Предыдущие рассуждения справедливы в целом для Бесконечности. Но в ней есть некая ограниченная редчайшая в своем роде флуктуация - наша Вселенная. Конечное внутри бесконечного. Известные нам законы естествознания, а также логика, на которой они построены, справедливы лишь для ограниченного пространства нашей Вселенной и не распространяются за ее пределы в Бесконечность. Внутри конечной Вселенной пространство, естественно, не может быть бесконечным. Так же в ней обстоит дело и со временем. Оно имеет, по крайней мере, начало, связанное с возникновением самой Вселенной. Поэтому в ее пределах будут вполне справедливы рассуждения о направленности времени".
Далее предположим, что в беседу включились гуманитарии и представители искусства. Теперь будет оспариваться еще и сама реальность времени. Помните слова песни, прекрасно исполненной Олегом Анофриевым для одноименного фильма по роману Обручева "Земля Санникова": "...есть только миг между прошлым и будущим..."? Все остальное в этом мире признается "призрачным", то есть нереальным.
С этим перекликается утверждающее заявление известного философа-богослова начала 20-го века Алексея Введенского, сделанное им в своей актовой речи в Троице-Сергиевой лавре: "Реально существует только настоящее. Время есть не что иное, как передающее себя из момента в момент вечно рождающееся настоящее".
А ранее знаменитый немецкий мыслитель Гегель, говоря о бесконечном времени, о вечности, тоже высказывал подобную мысль о том, что у нее нет прошлого и будущего. "Вечности не будет, вечности не было, а вечность есть".
Но вот Николай Александрович Морозов - русский писатель, общественный деятель и ученый конца 19-го - начала 20-го веков считал, что реально существует только прошлое и будущее, а настоящего нет. Это только просвет, щель, между прошлым и будущим.
Он рассуждал так: "Все прошлое не превратилось в небытие, а только ушло из нашего поля зрения, подобно тому, как картины природы уходят из поля зрения пассажиров, несущихся в поезде, - и далее. - Когда мы минуем их, они не исчезают (возвратившись назад это можно проверить)". Так в его понимании обстоит и со временем. Кстати, просидев в полутемной камере Шлиссельбургской крепости около 25-и лет, он даже пытался обосновать совершение побега путем перемещения в иное пространственное и временное измерение.
А французский поэт-гуманист 16-го века Пьер Ронсар, опираясь на Талмуд, вообще считал, что время не движется: "Увы, не время проходит, проходим мы". Сравним это с другим утверждением, принадлежащим уже Вернадскому: "Время - это текучее пространство".
И еще одно интересное представление о времени. Русский ученый начала 20-го века Аксенов был убежден: "В действительности существует не течение времени, а единовременное единство настоящего, прошлого и будущего". В этом смысле было бы уместным говорить о том, что в каждый момент настоящего мы проживаем, такое себе, "былое будущее"!
Становится очевидным, что в понимании времени нет недостатка в разночтениях. Приведенные выше мнения личностей с авторитетными именами окончательно запутывают, и после этой пары страничек, скорее всего, понятие времени у читателя стало еще более размытым, чем было перед началом чтения. Возможно, настолько, что ему сейчас, как и мне, хочется, перефразировав известную мудрость Сократа, воскликнуть: "Я знаю о времени лишь то, что ничего о нем теперь не знаю!"
Да и как может быть иначе? О какой определенности в понятии времени может идти речь, если, вообще говоря, в широком смысле, время бесконечно, а само понятие бесконечности для любого человека весьма абстрактно и непостижимо.
Получается следующее, весьма высоко ценимое нами в жизни время является таким же не вполне определенным, призрачным понятием, как и счастье. То есть, и в этом случае мы ценим то, не зная, что это такое. Парадокс какой-то!..
Современное состояние научного естествознания добавляет времени помимо направленности течения еще такое свойство как плотность, что ранее не учитывалось канонической физикой. Это можно попытаться слегка "пощупать" на бытовом уровне. Всем известно, что в течение жизни меняется наше восприятие времени, и каждый из нас может в определенном смысле прочувствовать эту самую плотность времени.
Замечено, с возрастом мы все больше дорожим своим временем, а оно, как бы играя с нами в злую игру, все быстрее и быстрее убегает от нас. В детстве и в юности дни кажутся намного длиннее, как и весенние дни в природе, а в старости видятся очень короткими, как дни осени. "Вся предыдущая часть жизни представляется, как неделя: во вторник - 20, а в пятницу - уже 50". Не помню, к сожалению, автора этой шутки, но подозреваю - Жванецкий, как-то очень по-Одесски!
Проводились даже соответствующие исследования. Подбиралось несколько разновозрастных групп людей. Каждому испытуемому было предложено нажать кнопку секундомера с закрытым циферблатом в тот момент, когда, по его мнению, завершится определенный промежуток времени: минута, час и т. д. Разница в мнимом времени оказывалась тем больше, чем значительнее различался возраст.
Известный немецкий философ Артур Шопенгауэр сравнивал это явление с вращением диска вокруг оси. Если смещаться от нее к краю вращающегося диска, то вначале, у самого центра (в детстве), линейная скорость вращения точки очень маленькая, но по мере увеличения радиуса она значительно возрастает и у края диска (в старости) превращается в своеобразное мелькание.
Он объяснял этот эффект тем, что в начале жизни для нас много нового, неизменно вызывающего у нас яркие впечатления. Позже их яркость меркнет, мы привыкаем к восприятиям. Как выражается сам Шопенгауэр, "интеллект настолько отшлифовывается, что впечатления и события начинают скользить по нему все более и более бесследно", поэтому "у всякого человека по мере его удаления от начала жизни, время несется все быстрее и быстрее".
Философ в своих трудах даже приводит некоторые своеобразные расчеты. "Когда, например, год есть 1/5 нашего возраста, он кажется нам в 10 раз длиннее, чем когда он равен лишь 1/50 его". Тот, кто уже пережил и тот, и другой возрасты, подтвердит это, если не в количественном смысле (в 10 раз), то в качественном обязательно.
Из размышлений на эту тему у Шопенгауэра, вероятно, и родились его общеизвестные слова о том, что "с точки зрения молодости жизнь есть бесконечно долгое будущее, а с точки зрения старости - очень короткое прошлое".
Расплывчатость в понимании времени, неразрывно связанного с пространством, вообще говоря, возможно, имеет место еще и потому, что довольно легко, даже на уровне науки, допустить в рассуждениях путаницу реального (материального) пространства и абстрактного (математического). Но разве абстрактное существует не как отражение реального?..
Определенно лишь то, что для человека в течение отведенного ему природой времени каждое мгновение его жизни неизбежно рассекается настоящим на соотношение прошлого и будущего, и это отношение в нашем сознании волей-неволей проецируется на весь бесконечный мир. Здесь, вероятно, и гнездятся корни разделения нами времени на прошлое, настоящее и будущее.
Наверное, можно еще долго продолжать разговор на тему проблемы "вчера, сегодня, завтра", но итог все равно пока останется прежним. Пока. Во всяком случае, до перехода человечества на новый уровень знаний.
И все же, время... что это? Пока не познанное или вообще непознаваемое?..
Елена Григорян
07 / 2010
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"