Григорян Елена Николаевна : другие произведения.

Банальная тема о главном

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    О весьма субъективной вещи, обитающей в мозгу человека, которому живется хорошо или плохо в зависимости от того, что он сам по этому поводу думает.

БАНАЛЬНАЯ ТЕМА О ГЛАВНОМ

Как-то дети оставили мне на день присмотреть маленького внука. Ему тогда слегка за два с половиной перевалило. Совсем, казалось бы, несмышленый еще. У машинки, с которой он играл на ковре, вдруг отвалились колеса. Он взял их в руки, посмотрел на ставший неполноценным транспорт и деловито так, по-мужски сказал: "Бабуля, дай мне инстлумент, сто ли". Я опешила: "Какой инструмент?". "Отвелтку, наплимел",- последовал уверенный ответ мастера, знающего свое дело.

Понятно, что там была нужна не отвертка, но важным и поразившим меня было другое - владение в этом возрасте таким общим понятием, которое скрывается за словом "инструмент", а также конкретика - какой именно предмет может быть частным случаем обобщенного "инструмент". Казалось бы, что необычного? Но именно такая обыденная ситуация дала мне в тот момент ощущение счастья - маленький, родной мне человечек, будущий мужчина нормально и правильно развивается в полном соответствии с заложенной в него природой программой и, даже, вероятно, опережает ее.

Наверное, счастье в целом и складывается из таких отдельных счастливых мгновений. Думаю, невозможно найти на этой земле нормального, психически здорового человека, который непрерывно ощущал бы себя счастливым.

Такое было бы нелогичным, ведь в этот мир душа приходит для совершенствования, развития через накопление в течение жизни опыта, а этот процесс не может протекать как сплошное блаженство. Неизбежны ошибки и разочарования. Но периодически или в целом человек может и должен ощущать состояние счастья.

По сути своей человек - ненасытное существо. Наш древний предок жил в пещере, ел тогда, когда охота оказывалась удачной, одевался в шкуры убитых животных, но был в своей короткой жизни гораздо чаще счастлив, чем современный человек. Он ощущал это чувство, например, всякий раз, когда сидел у костра с куском мяса мамонта после опасной охоты. Такое счастье нам уже непонятно.

Сегодня у нас нет каких-либо принципиальных забот о пище, крыше над головой и одежде. Речь может идти только о более изысканной еде, более престижном и комфортном жилье или более модной одежде. Человек, не имеющий серьезных забот с этими тремя базовыми жизненными потребностями, начинает переживать из-за третьестепенных пустяков, и тем сильнее, чем качественнее эти три основные проблемы у него решены.

Мы совсем разучились радоваться мелочам, простым ежедневным вещам, из которых, собственно, и состоит наша жизнь, но, главное, мы - общество потребления и нас не столько радует то, что мы имеем, сколько удручает то, чего мы еще не имеем. Все это гасит в нас позитивное мироощущение и не позволяет быть счастливыми.

Более того, часто переживаем "авансом" - проблема еще, как говорится, не поступила (может даже и не поступит вовсе), а мы уже тратим на нее массу эмоциональных, психических и прочих сил, которые нам очень пригодились бы для более полезных дел. Но главное, об ощущении счастья в эти периоды, конечно же, и говорить не приходится. Часто один такой период сменяется следующим, а иногда, даже совмещается с предыдущим.

Сейчас самые современные причины неврозов или депрессий -

текущие жизненные неурядицы, снижение доходов от своего бизнеса в период кризиса, потеря работы, увеличение платы за коммунальные услуги, утерянная вещь или еще что-нибудь в таком роде, не относящееся к вопросам жизни и смерти.

Итак, о банальном. О счастье. Этим изрядно избитым вопросом задавались многие, но до сих пор никто так и не смог дать счастью единого, более или менее четкого определения. Об этом говорит огромное множество самых различных, а иногда и противоречащих друг другу определений счастья, высказанных известными личностями.

Аристотель: "Свободно применять свой талант - вот подлинное счастье". Цицерон: "Счастливее всех тот, кто зависит только от себя". И. Кант: "Счастье есть удовлетворение всех наших склонностей". Ж.-Ж. Руссо: "Никто не бывает вполне счастлив, если у него нет свидетелей его счастья". М. Ю. Лермонтов: "Поверь мне - счастье только там, где любят нас, где верят нам!". Л. Н. Толстой: "Совпадение линии жизни с линией идеала есть счастье...". А. Н. Толстой: "Счастье - ощущение полноты своих духовных и физических сил в их общественном применении" и т. д. до бесконечности.

Этому "разнобою" может быть два объяснения.

Первое - если никто не смог его определить, то, наверное, никто этого счастья и не видел, а, значит, оно просто не существует.

Второе - трудность в однозначном определении счастья в том, что это состояние есть не что иное, как самоощущение, а значит, у каждого оно свое, индивидуальное, неповторимое. Т. е., счастье не относится к объективным понятиям, это глубоко субъективное ощущение. Оно в нашей голове, в нашем разуме, в нашем отношении к миру и к себе.

Первое слишком пессимистично. Я склоняюсь ко второму.

Итак, будем считать, что выработать всеобщее определение счастья невозможно по причине его индивидуальности. Но говорить о нем необходимо. Я пишу на эту "банальную", "перепаханную" вдоль и поперек, но так и не "вспаханную" тему, поскольку также принадлежу к тем людям, которые, по словам А.П. Чехова, "питают пристрастие к вопросам, остающимся без разрешения".

Некоторые мыслители и философы, касавшиеся темы счастья, не ставя перед собой такой неблагодарной задачи дать общее определение счастья, пытались выяснить хотя бы главные составляющие этого ощущения. Мне ближе рассуждения Аристотеля и Шопенгауэра.

Древнегреческий мыслитель, называя факторы, способствующие счастью, благами, разделил их на три группы:

1) телесные,

2) душевные,

3) внешние.

Дифференциация достаточно четкая и понятная. Аристотель говорит о ней в своем труде "Никомахова этика". Хотелось бы задержаться на размышлениях о счастье более современного нам Шопенгауэра. Он обозначил причины, от которых зависит "разница в жребии смертных", примерно так:

1) личные качества (характер, здоровье, ум, нравственность, внешность ...);

2) то, что человек имеет (разного вида собственность);

3) каким он представляется другим (честь, ранг, слава).

Исключительность первой группы факторов философ подтверждает такими своими словами: "То, что есть в человеке несомненно важнее того, что есть у человека".

В вопросе о счастье личным качествам отдавали пальму первенства также древнеримский поэт Гораций и великий Гете, активно касавшиеся в своем творчестве философско-моралистических рассуждений. С этим трудно не соглашаться.

Действительно, личные качества это то, "что есть сам человек", их нельзя ему дать и невозможно отнять. Они даются свыше, Природой и уже только поэтому оказывают самое действенное влияние на счастье и несчастье. Второе и третье - всего лишь производные первого плюс некоторые внешние обстоятельства.

Человек с богатым внутренним миром вполне самодостаточен и, находясь в совершенном одиночестве, никогда не будет скучать наедине со своими мыслями. Конечно, беседа с близкой по духу личностью принесет ему удовольствие, но из-за отсутствия таковой несчастным он никогда себя чувствовать не будет. У него есть он сам!

Марк Аврелий в своих "Размышлениях" писал о том, что людям свойственно искать отдыха в уединении где-нибудь в горах или у моря, но есть более простая "возможность в любое время уединиться в самом себе". Только такое уединение в собственной душе может быть абсолютно спокойным и безмятежным, особенно для тех, "у кого есть внутри нечто такое, во что стоит только пристальнее вглядеться...".

Из всего ряда личных качеств человека, которые имеет в виду Шопенгауэр, он выделяет "веселый нрав", помогающий легче относиться к реальности особенно в периоды, когда она к нам неблагосклонна.

Если из десяти целей достигнуто девять и только одна из них не удалась, то обладатель веселого нрава будет радоваться. А вот человек мрачной, "желчной", как выражается философ, натуры в такой ситуации будет печалиться одной неудаче, забыв о девяти удачах. Оскар Уайльд после очередной неудачной театральной премьеры по его пьесе, на вопрос: "Как прошел спектакль?", с улыбкой ответил: "Пьеса имела большой успех. Но публика провалилась с треском".

Существенное значение из перечня личных качеств философ придает здоровью. И это понятно. Мы хорошо знаем, что "здоровье - это еще не все, но все без здоровья - ничто". Не зря при встрече или в телефонном разговоре с друзьями мы интересуемся их здоровьем и именно его желаем в первую очередь.

Поэтому вряд ли найдется кто-то, желающий поспорить с утверждением этого гениального философа о том, что "величайшая из всех глупостей - жертвовать своим здоровьем ради чего бы то ни было, ради наживы, чинов, учености, славы, не говоря уже о сластолюбии и мимолетных наслаждениях...".

Что касается второй группы факторов, то их второстепенность подтверждает и сам Сократ, которому как-то пришлось видеть разложенные для продажи предметы роскоши. Их вид вызвал у него восклицание: "Как много, однако, существует такого, в чем я не нуждаюсь".

У некоторых людей при виде чужого богатства возникает мысль: "Если бы это было мое...". Учитывая природу человека, подобные мысли не способствуют его счастливым ощущениям. Где-то я прочла совет для таких случаев (возможно у того же А. Шопенгауэра) и хочу им поделиться. Вместо выше приведенного направления мышления следует чаще задаваться размышлениями типа: "А что, если бы то-то или то-то, что у меня есть, я бы вдруг потерял?".

Этими "то-то" могут быть не только материальные ценности, но, прежде всего, близкие и дорогие вам люди. Как часто мы не ценим то (или того), что (или кто) у нас есть, а по-настоящему оцениваем только тогда, когда теряем. Это умозаключение основное у М. Пруста в его "Поисках утраченного времени".

Во все времена множество людей стремилось к богатству как к цели, но, к сожалению, меньшее их количество понимало материальную собственность и деньги как элемент свободы, как средство, дающее возможность максимально раскрыть свои творческие и личностные качества, не отвлекаясь на банальную добычу хлеба насущного.

Совсем немногие умные и творческие личности не были вынуждены продавать свое время и заниматься "не своим" трудом, работая для хлеба, а не для радости творчества. Совсем немногие ощущали себя "хозяевами своего времени и сил, имея право каждое утро сказать: "День - мой"".

Третье место у Шопенгауэра занимает совокупность суждений и мнений о человеке. Это стороннее и локализуется в чужом сознании, определяя поведение других относительно нас. Философ называет это "жалкими ресурсами счастья".

Тому, кто не в состоянии найти свое счастье в первых двух группах факторов, приходится довольствоваться его поисками в третьем, т. е., "не в том, что он есть на самом деле, а в том, каков он в чужом представлении".

Невозможно не согласиться с мнением философа о том, что не стоит придавать чрезмерного значения мнению о себе других. Это касается и "тревожно-рабского соображения "а что о нас скажут?"", и воспоминаний о древнем Герострате, ничем не примечательном человеке, решившим добиться вечной памяти о себе путем ужасного преступления, равного которому не совершал в одиночку ни один человек на этой земле.

Не могла не уделить здесь столько внимания Шопенгауэру, занимавшемуся так называемой "философией жизни" - одному из моих любимых философов, притом, что есть темы, где я осмелюсь быть с ним не согласной. Но в его суждениях о счастье, вернее, об обозначенных важнейших факторах, влияющих на человеческое счастье, я увидела родственное понимание этих вопросов, профессионально и грамотно систематизированных.

Совсем недавно, проезжая по пыльной и шумной, забитой автомобилями и людьми улице, немного застряла в "пробке" и была рада потом этому, казалось бы, не совсем приятному событию, подтвердившему мне, что для того, чтобы чувствовать себя счастливым совершенно необходимо научиться радоваться обычным ежедневным мелочам.

Это был Французский бульвар - историческое место в Одессе с мощеной мостовой, созданной для транспорта своего времени. Теперь эта зеленая улица стала узкой - всего двухрядная ее проезжая часть в уплотняющейся новостройками элитной приморской части города давно не вмещает всех автомобилей, поэтому заторы там обычное явление.

Однако и в неприятных явлениях есть полезные моменты. Медленно продвигаясь в пробке, получаешь возможность лучше рассмотреть все, что происходит вокруг. Из супермаркета напротив буквально выкатился толстый низкого роста мужчина с такой же шарообразной тележкой, до верха заполненной продуктами. Вид хозяина этой горы съестного, мягко выражаясь, не был похож на счастливого современника каменного века, добывшего, наконец, в совместной охоте мамонта. Он был чем-то недоволен.

Багажник огромного дорогого джипа, без труда поглотив все содержимое тележки, резко захлопнулся хмурым хозяином. Махина отъехала и без промедления стала нагло пытаться выехать со стоянки на плотно заполненную проезжую часть. За темными стеклами не было видно обладателя завидного авто с целой горой еды на борту. Но по резким, нервным движениям агрегата на колесах нетрудно было догадаться об эмоциональном состоянии водителя.

Наконец, джип, почти расталкивая едва успевающие увернуться от столкновения автомобили, втиснулся в затор и оказался перед жигуленком, за которым ехала я. От этого мое медленное и равномерное движение на некоторое время сменилось полной статикой. Появилась еще одна возможность понаблюдать жизненную картинку с персонажами, совершенно иначе воспринимающими действительность.

Молодой мужчина, почти юноша сидел в инвалидной коляске у дерева рядом с трамвайным полотном и автодорогой. Он не обращал внимания ни на грохочущие трамваи, ни на "протекающий" рядом нервный автомобильный поток, ни на здоровых и сытых посетителей недешевого магазина.

Парень с улыбкой увлеченно наблюдал за восторженно клюющим что-то воробьем. Ага, кто-то обронил печенье! Пернатый горожанин рядом с инвалидной коляской среди всей этой суеты и шума бесстрашно радовался своей удаче, а вынужденный хозяин не престижного транспортного средства, похоже, нашел в нем родственную душу и был счастлив этим.

В воздухе висело всепоглощающее раздраженное недовольство. И только паре радостно увлеченных живых существ в самом центре этого круговорота негативных эмоций ничто не мешало быть счастливыми. Это ощущение стало для них доступным благодаря редкому нынче качеству - умению радоваться простым вещам, а не горевать по поводу своей обездоленности.

Последнее еще раз убеждает в том, что счастье, о котором мы здесь рассуждаем - весьма субъективная вещь, обитающая в мозгу человека, которому живется хорошо или плохо в зависимости от того, что он сам по этому поводу думает.

Елена Григорян

08/2009


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"