Грибер Альфред Михайлович : другие произведения.

41. Зима на целине

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  ЗИМА НА ЦЕЛИНЕ.
  
  Моя мама была рисковая женщина. Сорваться с насиженного места и поехать в неизвестность - на это способен не каждый человек. Для этого нужно родиться смельчаком.
  
  СМЕЛЬЧАКИ.
  
  Уехать в никуда с одним лишь чемоданом
  И начать всё с нуля лишь может человек,
  Живущий по одним ему известным планам,
  С которыми он свой соизмеряет век.
  
  Не зная наперёд, что ждёт его в дороге,
  Смельчак стремится вдаль, не думая о том,
  Что ждут его в пути и радость, и тревоги,
  Не ведая о том, где свой построит дом.
  
  Живут совсем не так другие, а иначе.
  И, как ни странно, всё понятно это нам.
  Поэтому всегда, а уж везде, тем паче,
  Я сердце отдаю - по жизни смельчакам.
  
  
  Я в то время ещё не совсем осознавал всей серьёзности ситуации. Для меня это было какой-то новой игрой, новым приключением. Я не задумывался о том, как мы будем жить на новом месте, что нас ожидает в ближайшем будущем. Я так всецело доверял своей маме, что у меня даже не появлялось никакой мысли о том, правильно ли она сделала, так кардинально изменив нашу жизнь.
  
  Я помню, в те годы была очень популярна песня с такими словами: "Едут новосёлы по земле целинной...".
  
  Вот так и мы с мамой в декабре 1956 года ехали, ехали..... и приехали в Казахстан, в Кокчетавскую область, на железнодорожную станцию Тайнча, находящуюся в 80 километрах к северу от Кокчетава.
  
  Здесь нас ожидали глубокий снег и сильный мороз. После довольно таки прозаичной встречи без оркестра, без речей, без оваций, без девушек в белых платьях и без цветов нас прямо со станции отвезли в какое-то село.
  
  Маму и меня поселили в доме какой-то женщины, которая выделила нам маленькую отдельную комнату.
  
  На следующий день всех новоприбывших собрали в каком-то большом одноэтажном доме. Мама вместе с другими взрослыми людьми зашла в зал.
  
  А всех детей, пригласили в большую комнату. Здесь каждого записали и распределили соответственно возраста по классам. Дети, которые были старше меня, куда-то ушли. В комнате нас осталось всего около десяти детей.
  
  Какая-то молодая женщина обратилась к нам со следующими словами:
  
   - Дорогие дети! В нашем селе пока нет школы. Поэтому дети постарше будут учиться в школе, которая находится недалеко от железнодорожной станции. А вы, ученики младших классов, будете учиться здесь, в этой комнате. У нас с вами будет необычная школа. Так как вас очень мало, то вы все будете учиться одновременно у одной и той же учительницы, то есть, у меня. Ученики каждого "класса" будут заниматься по своей программе, но все "классы" будут находиться в одной комнате.
  
  Я поднял руку. Учительница, увидев это, спросила меня:
  
   - Ты хочешь спросить что-то?
  
   - Да. Мне интересно, как мы, ученики разных классов, будем одновременно отвечать у доски и выполнять задания?
  
   - А я посажу учеников каждого"класса" за один и тот же стол, буду подходить к каждому столу и беседовать с вами. А уроки у вас у всех будут одни и те же. Например, математика будет на первом уроке во всех наших "классах", а на следующем уроке у всех будет рисование или физкультура. Понятно?
  
   - Пока не очень. Там, где я учился, всё было не так.
  
   - Но я же вам сказала, что у нас будет необычная школа. Так что завтра мы начнём наши занятия. А сегодня вы все свободны. До свидания!
  
  Мы попрощались с нашей новой учительницей и вышли из комнаты. Взрослые ещё находились в зале. Поэтому я стал ждать маму, ведь всё равно мне некуда было идти.
  
  Спустя какое-то время двери зала открылись, и я увидел среди других взрослых свою маму. Я подошёл к ней, и мы стали делиться друг с другом своими новостями.
  
  Мама рассказала мне, что ей предложили работать счетоводом в тресте "Тайнчастрой", и она согласилась. А так как контора находится не в этом селе, то теперь каждое утро её будут увозить на работу, а вечером привозить обратно.
  
  С этого дня для нас с мамой началась новая необычная жизнь.
  
  А вообще с момента приезда в Тайнчу окончилось моё беззаботное детство и началось отрочество со всеми вытекающими отсюда последствиями. Из ребёнка, опекаемого бабушкой, дедушкой и мамой, я в одночасье превратился в полноправного члена семьи не только со всеми правами, но и со всеми обязанностями.
  
  Благодаря своей маме я научился убирать квартиру, стирать, гладить, готовить еду и выполнять различную домашнюю работу. Так как мама была на работе весь день, то я, придя со школы, должен был убрать нашу комнату, очистить дорожки около дома от снега, принести воду из колодца, приготовить что-нибудь на ужин, сделать домашние задания. Так что времени скучать у меня не было. А ведь, как и каждому мальчишке, мне хотелось ещё и поиграть со своими сверстниками на улице.
  
  В "школе" мне было очень скучно. Вскоре я узнал, что за железнодорожной станцией, которая находилась не очень далеко от села, где мы жили, была большая школа.
  
  И вот однажды, в солнечный морозный день, придя со школы и наскоро пообедав, я отправился искать новую школу.
  
  Эта двухэтажная школа мне , действительно, показалась большой. Я нашёл кабинет директора и, подойдя к двери, постучал в неё. Из кабинета послышался мужской голос:
  
   - Да, да, войдите!
  
  Открыв дверь, я переступил порог кабинета:
  
   - Здравствуйте! Вы директор школы?
  
   - Да, - ответил мне сидевший за столом мужчина в тёмном костюме. - А ты кто такой?
  
   - Меня зовут Алик, а фамилия моя - Грибер. Мы с мамой приехали на целину и живём сейчас в селе недалеко отсюда. Мама работает счетоводом, хотя она у меня бухгалтер. Но бухгалтер здесь пока не нужен. А я хожу в четвёртый класс сельской школы.
  
   - Хорошо. А от меня тебе что нужно?
  
   - Понимаете, наша сельская школа не совсем обычная, то есть не такая, как та, в которой я учился в Житомире на Украине, откуда мы с мамой приехали. Вся младшие классы учатся вместе в одной комнате, правда, в большой. У нас одна учительница на всех. Пока она подойдёт ко мне, я успеваю не только выполнить все задания, но и помочь младшим. И ещё остаётся время поглядеть в окно или что-нибудь нарисовать на листике. Мне там скучно учиться. Библиотеки у нас нет. А книги, которые есть у хозяйки дома, где мы с мамой живём, я уже все прочитал. А здесь у вас такая большая школа. Наверно, тут и библиотека большая? Вы не могли бы принять меня в вашу школу?
  
   - Верно, библиотека у нас большая. А ты готов каждый день топать в школу и обратно по несколько километров?
  
   - Я готов. Только примите меня в вашу школу. Я и учиться буду хорошо, вот увидите.
  
   - Ну, я сначала должен поговорить с твоей мамой. А почему она не пришла вместе с тобой?
  
   - Мама сегодня работает. Но, если Вы согласитесь принять меня в школу, она обязательно придёт.
  
   - Давай договоримся так. Мы всё равно сможем принять тебя в нашу школу только после весенних каникул в новой четверти. Так что, скажи маме, чтобы она пришла ко мне ещё до конца этой четверти. Хорошо?
  
   - Хорошо, спасибо, я ей скажу. До свидания!
  
  Я вернулся домой и, дождавшись маму после работы, сообщил ей:
  
   - Мама, я сегодня ходил искать новую школу и нашёл большую железнодорожную школу в посёлке за станцией.
  
  Мама удивлённо раскрыла глаза и с недовольством в голосе произнесла:
  
   - А кто тебе разрешил так далеко уходить от дома? А если бы с тобой что-нибудь случилось?
  
   - Мама, ну что со мной могло случиться? Я ведь уже почти взрослый. А ты сама меня учила быть самостоятельным.
  
   - Вот и научила на свою голову.
  
   - Мама, а я разговаривал с директором школы, и он обещал меня принять в свою школу после каникул. Но он сказал, чтобы ты пришла к нему поговорить о моём переводе в их школу.
  
   - Хорошо, я зайду к нему как-нибудь, когда буду посвободнее. Я работаю там неподалёку.
  
  Мама сдержала своё обещание и поговорила с директором железнодорожной школы. Было принято решение, что я закончу третью четверть ещё в сельской школе, а сразу после весенних каникул начну учиться в железнодорожной школе.
  
  Планы - планами, а действительность всё расставила на свои места. Как говорится в пословице: "Человек предполагает, а бог располагает."
  
  Наше недолгое зимнее пребывание в посёлке Тайнча завершилось в начале марта, когда мама неожиданно для самой себя получила повышение по службе.
  
  Уж не знаю, как в тресте "Кокчетавстрой" узнали, что где-то в Тайнче бухгалтер с Украины работает счетоводом, но вдруг буквально в самых первых числах марта моя мама получила приглашение от этой организации перейти к ней на работу в качестве бухгалтера и переехать на жительство в областной центр - город Кокчетав.
  
  Я думаю, что никто не сомневается в том, что мама с радостью приняла это приглашение.
  
  И вот в красивый солнечный день 10 марта 1957 года за нами пришла грузовая машина. Мы положили в кузов свой нехитрый багаж, сели в кабину и поехали на новое место жительства, учёбы и работы.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"