Грибер Альфред Михайлович : другие произведения.

96. Студент-заочник

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  СТУДЕНТ - ЗАОЧНИК
  
  Благодаря идее Леночки Николаенковой, моей коллеги, я решил поступать на филологический факультет Житомирского педагогического института имени Ивана Франко и буквально в последний день подал документы в приёмную комиссию. Итак, спустя 8 лет я снова решил учиться.
  
  В институте к тому времени я проработал всего месяца четыре, поэтому меня ещё здесь мало кто знал из преподавательского состава.
  
  Вступительные экзамены я сдал неплохо -18 баллов из 20. И это несмотря на то, что я окончил музыкальное училище, где изучал общеобразовательные предметы, в 1964 году.
  
  Первый экзамен - сочинение я сдал на "5". Я выбрал вольную тему: "Коммунизм - это молодость мира, и его возводить молодым". А что ещё я мог выбрать? Описание литературных образов я как-то подзабыл, а на вольной теме всегда можно развернуться. Вот я и развернулся. Написал об участии моей бабушки в Трипольской трагедии, о повешении белыми и чудесном спасении моего дедушки, о нашей с мамой эпопее на целине, о своей работе в Гурьеве.
  
  На экзамене по истории СССР получил "4" только за то, что не помнил каких-то тезисов последнего партийного съезда. На экзамене по немецкому языку тоже получил "4", и вполне заслуженно, потому что по-немецки последний раз я говорил на экзамене в музыкальном училище.
  
  А вот об экзамене по русскому языку стоит рассказать особо.
  
  Писал я всегда грамотно, и это происходило чисто автоматически. Наверно, благодаря книгам, которые я прочитывал в невероятных количествах. А вот правила я, конечно, помнил уже не совсем хорошо.
  
  Два вопроса я преодолел быстро. Третьим вопросом была тема - "Правописание прилагательных с -н и -нн". Про исключения "стеклянный, оловянный, деревянный" и "ветреный" я помнил. Но вот правила были как-то в тумане. Я написал большой список прилагательных с -н и -нн, рассортировал их так, как я считал правильным, и пошёл отвечать.
  
  Экзамен принимала корифей русского языка института Аза Феодосьевна Папина. Первые мои два ответа на вопросы в билете у неё не вызвали никаких сомнений. Когда я перешёл к изложению правописания прилагательных, я почувствовал, что Аза Феодосьевна как-то оживилась. Она слушала, не прерывая меня. Лишь где-то в уголках её рта я заметил "джокондовскую" улыбку.
  
  После окончания моего ответа Аза Феодосьевна сказала:
  
  - Вы знаете, я поставлю Вам "5". Но это не потому, что Вы всё так хорошо знаете. А потому, что Вы так всё логично изложили о правописании прилагательных, что я начала сомневаться в том, что в учебниках эти правила написаны правильно.
  
  А через четыре года Аза Феодосьевна Папина стала научным руководителем моей дипломной работы, которая писалась как диссертация с учётом на будущее. Но об этом чуточку позже.
  
  Итак, 1 сентября 1972 года я стал студентом 1-го курса филологического факультета заочного отделения Житомирского педагогического института.
  
  От сессии к сессии моя учёба продвигалась хорошо. Особенно меня заинтересовали старославянский и древнерусский языки, которым нас обучала старший преподаватель Ида Овсеевна Федоровская. Заметив мой интерес к этим дисциплинам, она посоветовала мне написать студенческую научную работу на республиканский конкурс. В то время я очень серьёзно увлекался нумизматикой. Поэтому как-то сама собой сформировалась тема будущей работы - "Лексика денежных единиц Древней Руси IX-XIII веков".
  
  Под руководством Иды Овсеевны я написал эту работу, будучи студентом 4-го курса. Ида Овсеевна - замечательный человек и мой большой друг. Она как чуткий и внимательный педагог очень помогла мне в моих исследованиях, за что я ей бесконечно признателен.
  
  Во время написания этой работы мне удалось сделать лингвистическое открытие, что называется, "на кончике пера". А суть дела была в следующем.
  
  Во всех словарях и справочниках было (да и сейчас ещё) написано, что слово "рубль" происходит от слова "рубить". Дескать, брали серебряный слиток, рубили его пополам и получали рубли.
  
  Однако, углубившись в исторические и археологические исследования, я обнаружил, что в начале XIII века в Древней Руси, наряду с обычными денежными слитками, которые назывались "гривнами", появились новые слитки так называемого "двойного литья". Сначала заливали форму высококачественным серебром, а затем сверху добавляли низкопробное серебро. Между этими слоями был ясно виден шов, или рубец.
  
  Сопоставляя это данные, а также зная то, что новая реалия требует нового названия, я пришёл к выводу, что новые слитки с рубцом и были "рублями". Древнерусское слово "руб", означавшее "рубец, шов", и послужило основой для нового слова "рубль".
  
  А рубить слитки стали позже, и эти отрубки-половинки получили название "полтина", от более позднего ещё одного названия рубля - "тин".
  
  Моя научная работа в 1975 году была послана институтом на Республиканский конкурс студенческих научных работ 1975/76 учебного года. По итогам конкурса я был признан его победителем и награждён Дипломом Министерства высшего и среднего специального образования УССР и ЦК ЛКСМ Украины.
  
  Когда в институте получили данный Диплом, был большой ажиотаж. Не каждый год студент Житомирского пединститута удостаивался звания победителя такого Конкурса. Было устроено торжественное собрание, на котором мне и вручили Диплом победителя.
  
  Ида Овсеевна Федоровская была рада, кажется, больше меня:
  
  - Какой успех! - восклицала она. - Теперь тебе открыта дорога в науку. Ты уже заявил о себе. Нужно перерабатывать эту работу в дипломную. Я убеждена, что тебе разрешат защищать дипломную работу вместо сдачи государственного экзамена.
  
  И я снова засел за работу. Но тут вскоре ко мне опять обратилась Федоровская:
  
  - Я должна тебе кое-что разъяснить. У тебя, действительно, есть большое научное будущее. Но я не смогу помочь тебе подняться на вершину. Мы с тобой оба евреи. Поэтому научный руководитель-еврейка тебе не годится. Я поговорила с нашей Азой Феодосьевной, и она согласилась быть твоим научным руководителем. А я всегда буду помогать тебе, чем только смогу.
  
  Таким образом, моим научным руководителем стала доцент Аза Феодосьевна Папина. Да-да, та самая, которая принимала у меня вступительный экзамен по русскому языку.
  
  Аза Феодосьевна сразу сказала мне:
  
  - Мы с Вами, Альфред, писать дипломную работу не будем. Она фактически у Вас уже написана. Мы будем готовить диссертацию, которая Вам понадобиться для защиты в аспирантуре Киевского университета. А здесь в институте при защите дипломной работы мы её обкатаем.
  
  Целый год я под руководством Азы Феодосьевны и с помощью Иды Овсеевны доводил мою научную работу до совершенства. А через год я защищал её перед государственной комиссией.
  
  Уже в наши дни мой давнишний друг Владимир Шинкарук, ныне профессор Житомирского университета и заслуженный артист Украины, как-то в разговоре с заведующей кафедрой славянских языков этого же университета Натальей Месяц упомянул моё имя. Она сразу вспомнила меня и сказала, что до сих пор очень хорошо помнит мою блестящую защиту дипломной работы. А ведь прошло более 30 лет.
  
  Если тебя помнят столько лет, значит, всё было не напрасно.
  
  Правда, некоторые чиновники от науки заявляли мне в то время: "Да Вы, вообще, кто такой, чтобы спорить с маститыми, признанными учёными, словарями и энциклопедическими справочниками?". Официальные инстанции не хотели слушать мои доводы и не воспринимали меня всерьёз.
  
  Так и хотелось мне им ответить словами Аркадия Райкина: "Ребята, вы хорошо устроились".
  
  Но как приятно мне было чувствовать себя победителем в этом извечном споре, когда на официальных сегодняшних сайтах России я увидел, что моя точка зрения на происхождение названия русской денежной единицы "рубль" является уже главенствующей.
  
  Как восхитительно то, что спустя 30 с лишним лет те идеи, которые я высказывал, и те гипотезы, которые я выдвигал, приобретают официальное признание! И дело уже даже и не в научном приоритете.
  
  Но вернёмся в 1977 год. Когда я окончил институт и получил Диплом учителя русского языка и литературы, передо мной встал выбор. Что делать и куда идти? Что выбрать - синицу в руке или журавля в небе?
  
  Аза Феодосьевна настаивала на моём поступлении в аспирантуру Киевского университета. А у меня на руках 10-месячная дочь, рождённая во втором браке, и жена в декретном отпуске. Занимаюсь я интересной работой, за которую получаю нормальную зарплату.
  
  И я выбрал синицу. Аспирантура, решил я, подождёт до лучших времён. Диссертация у меня лежит дома, кушать не просит. Защищу её позже.
  
  И я продолжал работать инженером-конструктором в лаборатории электромузыкальных инструментов завода "Электроизмеритель".
  
  И только спустя 8 лет я начал работать по своей филологической специальности - учителем русского языка и литературы в школе.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"