Конкурс : другие произведения.

Нереальная Рулетка

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками Юридические услуги. Круглосуточно
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Уважаемые участники конкурса "Нереальная новелла"! Событие, которого все так долго ждали, свершилось. Нереальное казино открывает для вас свои двери. Дамы и господа в нашем казино нет проигравших. Наша щедрость не знает пределов, каждый сделавший ставку (в качестве ставки принимаются только новеллы участвующие в конкурсе) получает рецензию от одного из пяти преноминаторов. Главное, вовремя успеть, пока еще есть свободные ставки: 2 - красное; 4 - красное; 6 - чёрное; 8 - красноe; 14 - чёрное.

  
 []
  

Дамы и господа делайте ваши ставки, фортуна сегодня к вам благосклонна!

  Крупье бросает шарик, барабан останавливается... Дамы и господа! Первый выигрыш в нашем нереальном казино - "5 - черное"! И всеми любимая Марита получает рецензию на свою замечательную новеллу:
  

Это было в Любавичах

  Сразу хочется поблагодарить автора за выбор темы, мало того, что она идеально легла на тему конкурса, так еще и вечная, и злободневная одновременно. Это не просто про нашу историю, войну, которая без исключений отзывается в ДНК каждого читающего на русском, это и про этнические чистки, и фашизм, и предательство с одной стороны, и про надежду, веру, спасение, человечность с другой. Вечные вопросы, на которые будут ли ответы? Вот и этой, казалось бы, небольшой зарисовкой автор задает массу вопросов: кто тебе близок и дорог, кого будешь спасать в тот самый страшный, решающий момент, как верить, кому доверять, на что способен человек и прочие. И все это вспыхивает, роится в голове, пока ты читаешь строки, и остается в сердце навсегда, цепляется, кровит, до тех пор пока не дашь честные ответы себе, как на духу. И это прекрасно! Ведь для этого и устраиваются конкурсы, и пишутся новеллы, и люди читают, думают, выбирают и помнят. И поэтому хочется сказать еще пару слов-впечатлений как читателя.
  Есть некоторые вопросы по сеттингу, но на них можно даже не акцентировать внимание, так как они перекрываются стилем и поэтической направленностью текста, чего нельзя сказать о самом стиле повествования. Сложный язык выбран не случайно: автор пытается задать темп - ломанный, жесткий, это действует на читателя физиологически, кажется даже частота сердцебиений изменяется, но в какой-то момент филологических нюансов (назовем это так) становится слишком много, вот уже приходится спотыкаться и вдумываться о ком (чем) речь, кто кругл (белобрыс, глазаст) - береза, фашист или ворон? А хочется, чтобы строки проглотились на одном вдохе, без остановок. Ведь темп, который мы задаем тексту, это тот же темп, который мы чувствуем и в музыке. Музыкальное произведение на одной ноте режет слух, вызывает раздражение, а вот ровное течение с кульминацией и выделенными фрагментами создает гармонию. Так и те самые нюансы, чтобы не потерялись, а, наоборот, усилили эффект, не должны быть растворены в общей массе стилистических изысков, они призваны помогать читателю выделять особенно существенное. Поэтому стилистически можно назвать произведение экспериментом, а насколько успешным, читатели ответят каждый себе. Наверняка найдутся поклонники подобного новаторства, любители классического строя тоже без особого труда пробьются сквозь строй кратких прилагательных. А автору огромное спасибо за возможность порассуждать, посмаковать текст и его смысл и, конечно же, дальнейших творческих успехов!

  
  Дамы и господа! Игра продолжается, и в нашем Нереальном казино играет новая ставка 11 - черное. Приветствуйте дамы и господа, Юрий Адашов и его замечательная новелла:
  

"Кикифер"

  Долгая дорога в болотах.
  Желание написать рецку к новелле у меня появилось еще до начала конкурса, но все откладывалось, и, как говорят, мечты сбываются. Желание, желанием, а задача очень непростая. "Кикифер" - самая комментируемая работа на конке, попала в девятку из одиннадцати обзоров, да и комменты развернутые, по делу, с обсуждениями не хуже иных обзоров. Мнения разные, некоторые диаметрально противоположные, но в одном все же сходятся текст сильный и достойный. Не хочется повторяться, но придется, многие обозристы и комментаторы сходятся во мнении: текст мрачный, тяжелый, а герои далеко не лучшие представители рода человеческого. Да, это вполне серьезное взрослое чтиво, и герои очень даже разные, и характеры у них сложные, противоречивые, многослойные.
  Илью Ильфа и Евгения Петрова винили, что в их романах нет ни одного положительного героя. Писатель - зеркало, отражающее суть общества, времени и места. Во всем мире окраинные земли заселялись лихими людьми. Одни, шли за легкой наживой, как казаки Дежнева или Хабарова, другие, скрывались от преследования, и не только властей, а третьи, как герои новеллы, попадали в те края не по своей воле. Многие столетия Сибирь являлась местом ссылки и каторги, что само по себе обесценивало человеческую жизнь. Достаточно вспомнить повесть "Каторга", но у Пикуля это Сахалин - самый край света, там все еще жестче и страшнее.
  В тексте упоминается Чита, чтобы представить место действия достаточно вспомнить песню: "По диким степям Забайкалья, где золото роют в горах. Бродяга, судьбу проклиная..." Природа под стать героям или герои под стать природе, не зря автор уделяет так много внимания ее описанию. Край с дикой первозданной природой и необычайно суровым климатом, место, мало приспособленное для выживания человека. Слабым телом и духом, в этом мире не выжить. Вспоминается Джек Лондон, он описывал Аляску, но условия выживания очень похожие. У него есть рассказ о том, как опасно выходить из дома, когда температура опускается ниже восьмидесяти по фаренгейту (-62С). При таком холоде на открытом воздухе человеческое тело мгновенно коченеет. Летом еще хуже, болота, гнус, заедающий людей и животных до смерти.
  Так кто же герои новеллы? Братья - "Народовольцы", старший Захар и младший Василий. Для общества того времени они уголовные преступники - каторжники, это намного позже именами "Народовольцев" будут называть улицы и пароходы. Восприятие событий одних и тех же событий современной точки зрения и в историческом контексте может оказаться диаметральным. Емельян Пугачев обывателями своего времени воспринимался, как преступник, но в литературе его образ романтизирован, достаточно вспомнить поэму Есенина - "Пугачев", или "Капитанскую дочку" - Пушкина. Однако с братьями все еще сложнее, они предали интересы партии, пошли на сотрудничество администрацией, а это осуждалось и по революционным, и криминальным "законами". Но, имеем ли мы право их судить? По утверждению одного из братьев лучше сдохнуть, чем вернуться на каторгу.
  Их антагонисты - уважаемая купеческая семья, да их можно назвать криминальными авторитетами, но единственный урядник на огромную территорию, заселенную потомками бывших каторжан и беглых крепостных, мог обеспечить лишь видимость закона. Природа не терпит пустоты, кто-то должен поддерживать хоть какой-то порядок на местах, иначе - "Суд Линча", именно с него начинается Новелла. Семен, старший из братьев Ярпиловых, имеет свою меленькую армию из бывших каторжан. Чувствуя за собой реальную власть, Семен хвастается перед урядником - "У меня родня, почитай, в каждой берлоге лапу сосет...", а представители власти как светской, так и духовной предпочитают иметь с ним дружеские отношения. Можно сколько угодно осуждать этих людей, но таковы были реалии того времени и места.
  Сюжетная линия четкая, не имеет ни ответвлений, ни альтернативных трактовок, а вот последовательность, с которой автор представляет события читателю, имеет иной порядок, что делает композицию нелинейной. В сюжетной линии можно выделить два очень важных для ГГ, Василия, момента. Первый, гибель Захара, именно с него начинается новелла. Читателю событие представлено глазами Захара, но автор не акцентирует на этом внимание, оставляя некую интригу практически до самого финала. Василий винит Семена в смерти Захара, что запускает древний, как человечество, процесс мести - "кровь за кровь". Степан Разин мстит за казненного старшего брата, что приводит в хаос едва пережившую смуту Россию. Владимир Ульянов так же мстит царской семье за казнь старшего брата, что приводит страну еще более страшным последствиям.
  Сицилийцы говорят: "месть - это блюдо, которое подают холодным", в новелле это правило соблюдается. Автор не первый раз обращается к теме мести, иногда она проскальзывает меж строк, а иногда, как здесь, образует сюжет. Сложно сказать, какие чувства заставили Захара пойти на поводу у нечисти, мне кажется, он хотел лучшей доли для брата, но Василия двигала точно не жажда легкой наживы. Осуждая поступок брата, Василий не ставит себя выше, мне лишь показалось, что он не желает чужой крови. Даже встав на путь мести, он противится убийству, как ему кажется, непричастных к смерти брата людей. Неслучайно автор указывает на эти сомнения, именно они в итоге определят выбор Василия.
  Второй момент открывается читателю сразу после описания смерти Захара. Описание так построено, что читатель не сразу понимает смену фокала. Читатель еще не знает, насколько важен этот момент в жизни Василия, но уже ощущает эмпатию к ГГ. При этом автор фиксирую обе точки бифуркации в сюжете. Кажется, что у Василия есть выбор, мстить или не мстить, убивать ради золота или нет. Но характер героя и обстоятельства, в которых он оказывается перед выбором, уже все определили. Еще один интересный момент, месть не приносит Василию облегчения, она лишь запускает новый виток смертей, теперь уже младший Ярпилов получает возможность отомстить за брата Семена.
  Еще одним героем можно считать нечисть, от имени которого новелла получила название. Благодаря стараниям автора этот персонаж не просто некая темная субстанция, а вполне осязаемая сущность со своим характером и привычками. С одной стороны, Кикифер лишь исполняет человеческие желания, давая людям выбор, своего рода сибирский Филип Траум. С другой стороны, сюжет больше напоминает историю о бедном угольщике Питере Мунке от братьев Грим. Только здесь ГГ одержим не страстью к возлюбленной девушке. А Кикифер подобно строму голландцу ловит человеческие души на золотой крючок.
  Считается, что в Аду нет самого понятия времени, попавший туда, оказывается во временной петле, и переживает свой грех бесконечное число раз, нечто подобное происходит и с героями новеллы. Перед самым финалом, еще один скачок во времени, когда Василий вспоминает свой последний разговор с братом. Брат отдает Василию берег от Кикифера, но настоящий оберег - слова предупреждения. Василию вновь предстоит выбор, ему удается вырваться из временной петли, а может, он лишь так думает. Кикифер, словно клещ, однажды вцепившись в человеческую душу, ни за что ее не отпустит.
  Отдельно хочется отметить авторский стиль, да, он появился не сегодня, и эта работа не единственная, где по стилю автор легко узнаваем. Это не похвала, а признание упорного труда автора. Умение создать оригинальный сюжет и раскрыть характеры героев всегда были присущи автору. Рождение нового мира случилось не одномоментно, от рассказа к рассказу, от конкурса к конкурсу формировались особенности стиля: построение фраз, выбор эпитетов и создание метафор, все то, что делает тексты автора такими запоминающимися.
  
  Дамы и господа! Пауза затянулась, но наша игра продолжается, встречайте аплодисментами, играет "1 - черное", Егор Альтегин и его нереально детективная новелла:
  

Вертеп колдунов. Нереальная Новелла

  Легко писать отзыв на работу, которая понравилась. Хотя и не с первого раза, если откровенно говоря.
  Начнем с того, что это -детектив. Со всеми вытекающими - есть преступление, есть слуги закона, его расследующие, есть патологоанатом, эксперты и конечно, преступник. Постепенно, как бы мимоходом, рисуется окружающий мир. Оказывается, некое событие разделило общество на две части - люди со способностями (м-мутанты) и тех, у кого их нет. Причем и среди тех, и среди других есть те, кто считает наличие/отсутствие способностей инвалидностью. И к сожалению, герои истории, бывшие когда-то семьей, оказались по разные стороны. Впрочем, это не заставило их перестать быть профессионалами своего дела.
  Случайно так совпало, что не так давно пришлось освежить нетленное 'Преступление и Наказание'. И оно, вы не поверите, удивительно пересеклось с данной новеллой.
  'Тварь я дрожащая или право имею?' Кажется, именно этим вопросом задается преступник - проводит свои эксперименты не смотря на этические нормы, не спрашивая желания подопытных, его не останавливает по сути, даже убийство.
  И если Раскольников всё-таки раскаивается, то Брут продолжает считать себя правым.
  А еще мне кажется, что псевдоним для преступника выбран не случайно. Он отсылает нас к предательству, неожиданному повороту. И в данной работе обнаружение 'переселенца', да и вообще возможности этого самого переселения стало неожиданностью для героя, да я думаю, что и вообще для общества, если это будет раскрыто.
  Что еще хотелось бы отметить - хотя это детектив, но он не нарисован сплошь красно-серым. Немножко сленга, реалистичности ('В голове стая дятлов перевыполняла план'), простые диалоги - и картинка становится живой, динамичной. И мотив для преступления не банальный.
  Резюмируя - мне понравилось, работа в моем топе, хотя я и не очень люблю детективы.
  
  Дамы и господа! Наша Нереальная рулетка продолжает крутиться, и на барабане "15 - красное"!
  Дамы и господа, встречайте шампанским и аплодисментами!
  

Станислав Стрыгин и его чудесная новелла - "Майко"

  Для более объективного восприятия текст новеллы "Майко" необходимо перечитать. Ибо впечатления совершенно различны, в первый раз от хитрой завязки и неожиданной развязки, во второй - так как и было изначально задумано автором.
  Завязка новеллы нарочито неторопливая, как гладь озера, по которой медленно, неспешно движется чёлн главного героя. Так и чувствуются на коже брызги от неловких движений при гребле, позабытому искусству, по утверждению самого персонажа. Как столь же чувствительно описание состояния героя, который мёрзнет. При первом прочтении нутром понимаешь, что это "ж-ж-ж-ж" неспроста, но уж больно убаюкивает размерность текста, погружая в тихую безмятежность спокойного озера. Но введение нового персонажа заставляет вынырнуть из благодатной неги, заставляя насторожиться. Ведь одинокий гребец с накинутым на чело капюшоном, да ещё стоящий и гребущий на корме, вызывает лишь один-единственный образ. Причём, из древнегреческой мифологии. И начинаешь проклинать свою чрезмерную начитанность, которая, как оказывается, иногда работает совсем не на благо. Но автор старается быстрее развеять навязчивое наваждение, напоминая, что дело-таки происходит на Востоке, а учитывая название - в Японии. А стало быть, навеянный Хароном образ неправоверный. И снова читатель погружается в мир спокойствия и умиротворения. Ну а погружение в источник и вовсе смывает всю усталость и все тревоги не только с главного героя, но и читателя.
  И тем неожиданней финальный твист, который бьёт по нервам со всего размаху, наотмашь, словно оплеуха боксёра. И понимаешь, причём с двойственным чувством, с одной стороны, разочарование, что не смог разгадать замысел автора, расколоть крепкий, как орешек сюжет, с другой, необыкновенную радость от прочитанного, и облегчением, что с персонажем всё в порядке. Но это не просто классический хеппи-энд, где "все по итогу счастливы, и я там был, мёд-пиво пил". Читатель вполне осознаёт, что героя ждёт тяжёлый период восстановления, быть может, череда сложных операций с угрозой ампутации конечностей. И тем не менее грань между смертью и жизнью преодолена, причём в пользу последней.
  При повторном прочтении первоначальное очарование несколько тускнеет, но не настолько, чтобы наступило полное разочарование. И начинаешь подмечать, уже зная финал и корректируя своё понимание под идею и изначальный смысл новеллы, некоторые детали, пропущенные по невнимательности, и которые, как маркер, непосредственно влияют на сюжет.
  Словом, замечательная новелла, которая оставляет по прочтении (причём, обязательно) приятное послевкусие и некоторую грустинку.
  Имена рецензентов будут раскрыты, но только 22 февраля. Все еще есть свободные ставки, делайте вашу игру дамы и господа!
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"