Плоская квадратная крыша частного дома. В центре сцены купол, по углам четыре башенки. Две из них спереди у самого края сцены, две - в глубине. Между ними невысокий заборчик. В башенках имеются окошки, которые сейчас открыты. Жаркий летний день. Ярко светит солнце. На переднем плане стоит плетеная - стол и два кресла. В одном из них сидит Николай Юрьевич и читает книжку. Рядом на столе стоит его завтрак.
Николай Юрьевич (потягиваясь): Интересная мысль! Автор явно не глуп. Но в одном вопросе я бы с ним обязательно поспорил. Русский человек он ведь как ребенок.
Сверху на крышу спускается парашютистка. Это Светлана.
Светлана: Привет!
Николай Юрьевич: Привет!
Светлана отстегивает парашют.
Николай Юрьевич: Вы кто?
Светлана: Подождите вы с вопросами! Лучше помогите. Не видите, что ли, женщина запуталась.
Николай Юрьевич помогает даме собрать парашют. С трудом им это удается. Николай Юрьевич возвращается в свое кресло.
Светлана: Уф!!! Спасибо.
Николай Юрьевич: Пожалуйста.
а Светлана снимает с головы шапочку.
Светлана: И как я вам?
Николай Юрьевич: Вполне.
Светлана: Спасибо. Вы уж извините. Так получилось, что я к вам прилетела. Это все ветер сильный. Я чувствую, меня несет и несет. А тут вижу - крыша плоская, дай, думаю, приземлюсь. Вот так я и оказалась у вас в гостях. Вы извините, я, наверное, вам мешаю.
Николай Юрьевич молчит.
Светлана: Не сердитесь.
Николай Юрьевич все так же продолжает молчать, но теперь посматривает на Светлану с любопытством.
Светлана: Я сейчас уйду.
И опять со стороны Николая Юрьевича в ответ только молчание.
Светлана: Так я пошла?
Тишина.
Светлана: А?
Николай Юрьевич: Вы меня не боитесь?
Светлана: Я? Нет. Вы же по виду приличный человек.
Николай Юрьевич: Спасибо. Значит, я так понимаю, мы друг другу понравились. Правильно?
Светлана: Это вы к чему?
Николай Юрьевич: Это я к тому, что нам будет приятно вместе выпить по чашечке кофе. Правильно?
Светлана: Так вы меня приглашаете?
Николай Юрьевич: Да.
Светлана: Большое вам спасибо.
Николай Юрьевич: Пожалуйста. Сейчас я принесу еще одну чашку.
Николай Юрьевич подходит к окну одной башни и что-то там в башне делает. Светлана осматривает крышу и все, что на ней находится. Подходит Николай Юрьевич с заставленным подносом и ставит его на стол. Светлана тоже садится за стол. Николай Юрьевич разливает кофе.
Светлана: Это ваш дом?
Николай Юрьевич: Естественно. И я живу в нем один, если вас это интересует.
Светлана: Оригинальная постройка. Я таких никогда не видела.
Николай Юрьевич: Вам нравится?
Светлана: Да. А что в этих башенках?
Николай Юрьевич: В них мои спальни.
Светлана: Четыре спальни?
Николай Юрьевич: Да. А что?
Светлана: Ничего. А зачем это вам?
Николай Юрьевич: Хочется.
Светлана: Очень необычно.
Николай Юрьевич: Я знаю. Понимаете, в детстве мне очень хотелось иметь дом, который медленно бы вращался вокруг своей оси. Но когда я вырос, то понял, что такое решение очень экстравагантно. Поэтому я решил эту проблему в лоб.
Светлана: Как? В лоб?
Николай Юрьевич: Да. Решил сделать себе четыре спальни, чтобы каждое утро просыпаться и видеть новый вид из окна.
Светлана: Потрясающе! А можно на ваши спальни взглянуть?
Николай Юрьевич молчит.
Светлана: Взглянуть можно? Надеюсь, вы меня правильно понимаете.
Николай Юрьевич: Я тоже на это надеюсь. Конечно, вы можете посмотреть, если вам это интересно.
Светлана подходит к башенке и заглядывает в открытое окно.
Светлана: Так у вас тут прямо рабочий кабинет. Массивный письменный стол. Удобные кресла. Вы, между прочим, кто по профессии?
Николай Юрьевич: Будем считать, что я писатель.
Светлана: Ага. Понятно. Поэтому в вашей спальне так много книг. А можно и на другую комнату посмотреть?
Николай Юрьевич: Если вам так хочется, хоть на все четыре.
Светлана: Спасибо.
Светлана подходит к другой башенке и заглядывает в окно.
Светлана: Тут все то же самое, только цвет мебели другой и занавеси на окнах другие. Это что-нибудь символизирует?
Николай Юрьевич: Да, четыре стороны горизонта. Север, Юг, Запад, Восток.
Светлана: Потрясающе! Мне очень нравится.
Николай Юрьевич: Я рад.
Светлана: А что это такое у вас между кроватью и столом в каждой комнате стоит?
Николай Юрьевич: Это подставка для картин.
Светлана: Ух, ты! Никогда бы не догадалась.
Николай Юрьевич: Мне, знаете ли, очень нравится вот так лежать и смотреть на хорошие картины. Даже на их копии. Главное, чтобы картины были со смыслом.
Светлана: Как я вас понимаю!
Николай Юрьевич: Надеюсь.
Светлана идет к третьей башенке и тоже заглядывает в окно.
Светлана: Потрясающе! У человека четыре спальни!
Теперь она идет к последней четвертой башенке и заглядывает туда.
Светлана: Хоромы! А вам не скучно здесь одному жить?
Николай Юрьевич: Нет, я привык. Я вообще-то всегда один.
Светлана: Понятно. Я тоже одна. Но вы ничего такого не думайте, это я просто так сказала.
Светлана возвращается за стол.
Николай Юрьевич: А я вот подумаю и знаете, что? Я приглашаю вас сегодня на обед. Вы любите пельмени? Настоящие! Любите?
Светлана: Люблю!
Николай Юрьевич: Я их сам вчера лепил. Как чувствовал, что ко мне сегодня гости придут.
Светлана: Ой! А я не одета! Не могу же я в таком виде идти к вам на обед. Мне надо платье красивое и все такое остальное.
Николай Юрьевич: Все такое будет.
Светлана: Да? Откуда?
Николай Юрьевич: Я всю жизнь увлекаюсь девятнадцатым веком, поэтому долгие годы собираю всё, что с ним связано. У меня целый шкаф одежды того времени. И там есть несколько платьев, которые, я думаю, подойдут вам для сегодняшнего случая.
Светлана: Потрясающе!
Николай Юрьевич: Если что, то там рядом на столике стоит шкатулка с нитками и иголками. Надеюсь, вы шить-то умеете?
Светлана: Обижаете. Конечно, умею. Я вообще многое чего умею.
Николай Юрьевич: Я это я уже заметил. Например, с парашютом на крышу прыгать.
Светлана: Ну это мелочи!
Николай Юрьевич: А вы чем в жизни занимаетесь?
Светлана: У меня своя газета.
Николай Юрьевич: Да? Надеюсь, вы этот полет затеяли не с целью взять у меня интервью?
Светлана: Мысль, конечно, интересная, но я не думаю, что вы его мне дадите?
Николай Юрьевич: Правильно!
Светлана: Жаль!
Николай Юрьевич: А мне нет. Но продолжим. Значит, так. Вы сейчас идите вниз и переодеваетесь. А я тем временем варю пельмени и накрываю на стол.
Светлана: Хорошо.
Николай Юрьевич: Тогда вперед?
Светлана: Вперед!
Занавес.
Часть 2
Большая комната. Вверху купол, который был виден на крыше. На переднем плане стол, сервировочный столик, стулья, диван, кресла.
На заднем плане висит большая картина. На ней изображен кусочек зеленого парка в средней полосе России - летний день, двухэтажный белый дом, а перед ним стоят девушка в белом длинном платье и мужчина средних лет.
Николай Юрьевич заканчивает накрывать на стол, устанавливая большую дымящуюся супницу.
Николай Юрьевич: Ау! Где вы? Пора садиться за стол!
Выходит Светлана. Она в длинном платье. Выглядит очень хорошо. Николай Юрьевич сражен её видом.
Николай Юрьевич: Какая вы красавица!
Светлана: Правда?
Николай Юрьевич: Без всякого сомнения.
Светлана: Я рада, что вам нравится.
Николай Юрьевич: Я в восторге! Но садимся за стол.
Светлана: Спасибо.
Николай Юрьевич разливает вино по бокалам.
Николай Юрьевич: За встречу!
Светлана: За нашу встречу!
Николай Юрьевич: Да, за нашу оригинальную встречу!
Они пьют и едят.
Николай Юрьевич: Как вам мои пельмени?
Светлана: Очень вкусно! Никогда таких не ела.
Николай Юрьевич: Если хотите, я дам вам дам рецепт.
Светлана: Конечно, хочу.
Николай Юрьевич: В фарше должно быть 45% говядины, 33% баранины и 22% свинины.
Светлана: Всё так сложно? Такая точность необходима?
Николай Юрьевич: Это рецепт самых правильных пельменей. Раньше они были ритуальным блюдом. Пельмени обязательно должны состоять из трех видов мяса и специальных приправ.
Светлана: Да? Что только не узнаешь! Потрясающе!
Николай Юрьевич: Я рад, что вам всё у меня нравится. Но давайте теперь перейдем к пище духовной.
Светлана: Давайте.
Николай Юрьевич: Вы любите путешествовать?
Светлана: Конечно, люблю. По-моему, этот вид отдыха все любят.
Николай Юрьевич: А по России любите путешествовать?
Светлана: Да, про Москву и Петербург и так понятно, но особенно я люблю путешествовать на пароходе по Волге.
Николай Юрьевич: И что вам особенно запомнилось?
Светлана: Всего не перечислишь! Ярославль, Кострома, Углич, Нижний Новгород - потрясающие города, и потом там до сих пор много мест связанных с нашей историей, например, со Смутным временем. А вот Самара с Бункером Сталина и Волгоград с Мамаевым курганом всегда будут напоминать нам о Великой Отечественной войне. В Саратове мне запомнился музей Чернышевского. Оказывается, у этого писателя в жизни была великая любовь, и теперь все пары из загса едут прямиком в этот его музей и там фотографируются. А в Ульяновске, бывшем Симбирске, рядом с музеем Гончарова стоит металлический обломовский диван и около него лежат металлические домашние тапочки. И каждый может на этот диван сесть, засунуть ноги в тапочки и немного почувствовать себя Обломовым. Представляете?
Николай Юрьевич: Представляю! Знаете, вы очень интересная женщина!
Светлана: Да и вы не скучный, как я заметить успела!
Николай Юрьевич: Спасибо.
Светлана: Как у вас в доме красиво! И какая замечательная картина на стене висит! Кто ее автор?
Николай Юрьевич: Вы будете смеяться, но это я.
Светлана: Так вы еще и рисуете?
Николай Юрьевич: Ну что вы! Я же не художник. Так! Балуюсь! Но удовольствие от этого получаю огромное.
Светлана: Нет, очень хорошо получилось. Мне нравится. А что тут изображено? Это какое-то конкретное место?
Николай Юрьевич: Нет. Это мои фантазии. Скажем так, это образ идеальной России.
Светлана: Девятнадцатый век?
Николай Юрьевич: Да, девятнадцатый век. Как вы поняли, я этим временем очень увлечен.
Светлана: Слушайте, я сейчас представила, что на картине изображены мои любимые герои Тургенева. Например, те же Лиза и Лаврецкий из 'Дворянского гнезда'? Или Елена и Инсаров из 'Накануне'? Или Наталья Ласунская и Рудин? Вообще, тургеневские девушки - это мой идеал! Понимаете? Я вот, например, до сих пор не могу спокойно читать его 'Порог'. Было время, я даже наизусть эти строки выучила. Слушайте!
'- О ты, что желаешь переступить этот порог, - знаешь ли ты, что тебя ожидает?
- Знаю, - отвечает девушка.
- Холод, голод, ненависть, насмешка, презрение, обида, тюрьма, болезнь и самая смерть?
- Знаю.
- Отчуждение полное, одиночество?
- Знаю. Я готова. Я перенесу все страдания, все удары.
- Не только от врагов - но и от родных, от друзей?
- Да...и от них.
- Хорошо. Ты готова на жертву?
- Да.
- На безымянную жертву? Ты погибнешь - и никто...никто не будет даже знать, чью память почтить!
- Мне не нужно ни благодарности, ни сожаления. Мне не нужно имени'.
Николай Юрьевич аплодирует.
Светлана: Разве такие строки могут не волновать? Нет, тургеневские девушки - это здорово. Как я мечтала в школе на них хоть немножко походить.
Николай Юрьевич: Я же говорю, вы дама неординарная.
Светлана: Слушайте, а может быть на картине изображена Обломовка? Настоящее русское место из романа Гончарова?
Николай Юрьевич: Такое вполне тоже может быть.
Светлана: Потрясающе! А вдруг это сам Обломов и Ольга Ильинская? Может ведь быть так?
Николай Юрьевич: Вполне.
Светлана: Знаете, а как здорово было бы всё это увидеть своими глазами! Представляете? Встреча с литературными героями на природе! Это было бы нечто!
Николай Юрьевич: Представляю. А что нам мешает?
Светлана: В смысле? Я не поняла.
Николай Юрьевич: У меня в доме есть хорошая библиотека. И там найдется всё - и гончаровский 'Обломов', и тургеневские романы.
Светлана: Я вас не понимаю.
Николай Юрьевич: Минуточку! Я сейчас принесу книги, и мы здесь с вами разыграем сцены из них. Это будет незабываемо! А вы пока подберите себе соответствующую одежду и аксессуары, чтобы сыграть, например, Ольгу Ильинскую. Или одну из тургеневских девушек. Шаль, например, веер, еще что-нибудь. Вы знаете, где все лежит. Хорошо?
Светлана: Хорошо. Нет, кто бы мог подумать! Ну и ну! Конечно, давайте попробуем. Через несколько минут я буду готова.
Николай Юрьевич: А я скоро вернусь! И мы начнем наше представлении.
Николай Юрьевич уходит.
Занавес закрывается.
Действие 2
Часть 1
Светлана примеряет платье перед зеркалом.
Светлана: Вроде для девятнадцатого века я выгляжу соответствующе.
Входит Николай Юрьевич. Он несет в руках три книги.
Светлана: Что это?
Николай Юрьевич: Держите! Гончаров 'Обломов', Тургенев 'Рудин', Чернышевский 'Что делать?'.
Светлана берет книги в руки и кладет их на стол.
Светлана: О! Чернышевский!
Николай Юрьевич: Вы его читали?
Светлана: Еще бы! 'Новыми людьми' я когда-то даже восторгалась, особенно Верой Павловной.
Николай Юрьевич: Я рад, что вам она нравилась. Тогда пора начинать! Кстати, я увеличил изображение дома, который вы видите на картине. Минуточку!
Сверху спускается огромный фрагмент той же картины, но теперь на ней остался только один дом. Прежняя картина теперь не видна, она закрыта фрагментом. Получились как бы новые декорации сцены. Столы, стулья, кресла, диван находятся перед этим фрагментом и поэтому как бы на поляне перед домом.
Светлана: Потрясающе! И с какого романа начнем?
Николай Юрьевич: С тургеневского. Я - Дмитрий Николаевич Рудин, а вы - Наталья Ласунская.
Занавес закрывается. Занавес открывается. Светлана берет в руку книгу и находит нужную страницу.
Разыгрывается фрагмент романа Тургенева 'Рудин'.
'Рудин наклонил голову и устремил глаза вдаль.
- Наталья Алексеевна! - начал он с свойственным ему сдержанным и значительным выражением, которое всегда заставляло слушателя думать, что Рудин не высказывал и десятой доли того, что теснилось ему в душу,
- Наталья Алексеевна! вы могли заметить, я мало говорю о своем прошедшем. Есть некоторые струны, до которых я не касаюсь вовсе. Мое сердце... кому какая нужда знать о том, что в нем происходило? Выставлять это напоказ мне всегда казалось святотатством. Но с вами я откровенен: вы возбуждаете мое доверие... Не могу утаить от вас, что и я любил и страдал, как все... Когда и как? об этом говорить не стоит; но сердце мое испытало много радостей и много горестей...
Рудин помолчал немного.
- То, что я вам сказал вчера, - продолжал он, - может быть до некоторой степени применено ко мне, к теперешнему моему положению. Но опять-таки об этом говорить не стоит. Эта сторона жизни для меня уже исчезла. Мне остается теперь тащиться по знойной и пыльной дороге, со станции до станции, в тряской телеге ... Когда я доеду, и доеду ли - бог знает... Поговоримте лучше о вас.
- Неужели же, Дмитрий Николаевич, - перебила его Наталья, - вы ничего не ждете от жизни?
- О нет! я жду многого, но не для себя... От деятельности, от блаженства деятельности я никогда не откажусь; но я отказался от наслаждения. Мои надежды, мои мечты - и собственное мое счастие не имеют ничего общего. Любовь (при этом слове он пожал плечом)... любовь - не для меня; я... ее не стою; женщина, которая любит, вправе требовать всего человека, а я уж весь отдаться не могу. Притом нравиться - это дело юношей: я слишком стар. Куда мне кружить чужие головы? Дай бог свою сносить на плечах!
- Я понимаю, - промолвила Наталья, - кто стремится к великой цели, уже не должен думать о себе; но разве женщина не в состоянии оценить такого человека? Мне кажется, напротив, женщина скорее отвернется от эгоиста... Все молодые люди, эти юноши, по-вашему, все - эгоисты, все только собою заняты, даже когда любят. Поверьте, женщина не только способна понять самопожертвование: она сама умеет пожертвовать собою.
Щеки Натальи слегка зарумянились, и глаза ее заблестели. До знакомства с Рудиным она никогда бы не произнесла такой длинной речи и с таким жаром.
- Вы не раз слышали мое мнение о призвании женщин, - возразил с снисходительной улыбкой Рудин. - Вы знаете, что, по-моему, одна Жанна д'Арк могла спасти Францию... но дело не в том. Я хотел поговорить о вас. Вы стоите на пороге жизни... Рассуждать о вашей будущности и весело и не бесплодно... Послушайте: вы знаете, я ваш друг; я принимаю в вас почти родственное участие... А потому я надеюсь, вы не найдете моего вопроса нескромным: скажите, ваше сердце до сих пор совершенно спокойно?
Наталья вся вспыхнула и ничего не сказала. Рудин остановился, и она остановилась.
- Вы не сердитесь на меня? - спросил он.
- Нет, - проговорила она, - но я никак не ожидала...
- Впрочем, - продолжал он. - вы можете не отвечать мне. Ваша тайна мне известна.
Наталья почти с испугом взглянула на него.
- Да... да; я знаю, кто вам нравится. И я должен сказать - лучшего выбора вы сделать не могли. Он человек прекрасный; он сумеет оценить вас; он не измят жизнью - он прост и ясен душою... он составит ваше счастие.
- О ком говорите вы, Дмитрий Николаич?
- Будто вы не понимаете, о ком я говорю? Разумеется, о Волынцеве. Что ж? разве это неправда?
Наталья отвернулась немного от Рудина. Она совершенно растерялась.
- Разве он не любит вас? Помилуйте! он не сводит с вас глаз, следит за каждым вашим движением; да и, наконец, разве можно скрыть любовь? И вы сами разве не благосклонны к нему? Сколько я мог заметить, и матушке вашей он также нравится... Ваш выбор...
- Дмитрий Николаич!- перебила его Наталья, в смущении протягивая руку к близ стоявшему кусту, - мне, право, так неловко говорить об этом; но я вас уверяю ... вы ошибаетесь.
- Я ошибаюсь? - повторил Рудин. - Не думаю... Я с вами познакомился недавно; но я уже хорошо вас знаю. Что же значит перемена, которую я вижу в вас, вижу ясно? Разве вы такая, какою я застал вас шесть недель тому назад?.. Нет, Наталья Алексеевна, сердце ваше не спокойно.
- Может быть, - ответила Наталья едва внятно, - но вы все-таки ошибаетесь.
- Как это? - спросил Рудин.
- Оставьте меня, не спрашивайте меня! - возразила Наталья и быстрыми шагами направилась к дому.
Ей самой стало страшно всего того, что она вдруг почувствовала в себе.
Рудин догнал и остановил ее.
- Наталья Алексеевна!- заговорил он, - этот разговор не может так кончиться: он слишком важен и для меня... Как мне понять вас?
- Оставьте меня! - повторила Наталья.
- Наталья Алексеевна, ради бога!
На лице Рудина изобразилось волнение. Он побледнел.
- Вы все понимаете, вы и меня должны понять! - сказала Наталья, вырвала у него руку и пошла не оглядываясь.
- Одно только слово! - крикнул ей вслед Рудин.
Она остановилась, но не обернулась.
- Вы меня спрашивали, что я хотел сказать вчерашним сравнением. Знайте же, я обманывать вас не хочу. Я говорил о себе, о своем прошедшем - и о вас.
- Как? обо мне?
- Да, о вас; я, повторяю, не хочу вас обманывать... Вы теперь знаете, о каком чувстве, о каком новом чувстве я говорил тогда... До нынешнего дня я никогда бы не решился...
Наталья вдруг закрыла лицо руками и побежала к дому.
Рудин бросился к ней, взял ее за руки. Они были холодны, как лед.
- Наталья Алексеевна!- заговорил он трепетным шепотом,
- Я должен вам сказать, чего я не подозревал, чего я не сознавал даже сегодня утром: я люблю вас.
Руки Натальи слабо дрогнули в его руках.
- Я люблю вас, - повторил он, - и как я мог так долго обманываться, как я давно не догадался, что люблю вас!.. А вы?.. Наталья Алексеевна, скажите, вы?..
Наталья едва переводила дух.
- Вы видите, я пришла сюда, - проговорила она наконец.
- Нет, скажите, вы любите меня?
- Мне кажется... да... - прошептала она.
Рудин ещё крепче стиснул ее руки и хотел было привлечь ее к себе...
Наталья быстро оглянулась.
- Пустите меня, мне страшно - мне кажется, кто-то нас подслушивает... Ради бога, будьте осторожны. Волынцев догадывается.
- Бог с ним! Вы видели, я и не отвечал ему сегодня... Ах, Наталья Алексеевна, как я счастлив! Теперь уже ничто нас не разъединит!