Мухаметова Ирина Анатольевна : другие произведения.

Загадка Дома-музея

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


Ирина Мухаметова

Загадка Дома-музея

Действующие лица

   Писатель, или другой какой-то деятель, например, ученый, политик. Он, может выбираться непосредственно перед конкретным спектаклем самим театром или голосованием зрителей. Если выбрать писателей сразу на несколько спектаклей, то можно даже отражать это в заголовке пьесы в афишах. Разных деятелей в разных спектаклях может играть как один человек, так и разные люди.
   Женщина
   Мужчина, его играет тот же человек, что и Писателя в этом спектакле
   Сотрудница музея
   Охранник

Действие 1

Часть 1

Офис крупной фирмы. Кабинет шефа. Стол и кресло, еще какая-то мебель. За столом сидит Мужчина и что-то пишет. Дверь резко открывается и входит Женщина.

   Женщина: Представляете, мне пришло письмо.
   Мужчина: От кого?
   Женщина: Вы сядьте.
   Мужчина: Я уже сижу.
   Женщина: От одного человека.
   Мужчина: От какого?
   Женщина: От того, чей Дом-музей есть у нас в городе. Вспомнили? Тот, что рядом с вашим домом.
   Мужчина: Помню. И что? Я все равно ничего не понял.
   Женщина: Я так и думаю.
   Мужчина: Вы где-то достали его неизвестный автограф?
   Женщина: Нет. Говорю же, мне пришло письмо.
   Мужчина: От кого?
   Женщина: От этого человека.
   Мужчина: Я ничего не понял.
   Женщина: Не сердитесь.
   Мужчина: Я не сержусь. И что этот человек вам пишет?
   Женщина: Он приглашает меня на встречу.
   Мужчина: С кем?
   Женщина: С ним.
   Мужчина: Так, спокойно. С кем "с ним"?
   Женщина: С хозяином Дома-музея.
   Мужчина: К памятнику, что ли, надо подойти?
   Женщина: К какому памятнику?
   Мужчина: К тому самому.

Мужчина изображает памятник.

   Женщина: Нет, не к памятнику.
   Мужчина: И то хорошо. А то я уже еще об одном памятнике подумал.
   Женщина: О каком?
   Мужчина: О том, который будет у каждого человека.
   Женщина: На кладбище, что ли?
   Мужчина: На кладбище.
   Женщина: Нет, не то.
   Мужчина: Тогда я ничего не понял.
   Женщина: Он приглашает меня на встречу с ним в его Доме-музее.
   Мужчина: Всего лишь. А я уж испугался! Отправляйтесь!
   Женщина: Вы мне советуете?
   Мужчина: А что? Сходить в музей опасно для жизни?
   Женщина: Не знаю.
   Мужчина: Пожалуйста, расскажите еще раз все по порядку. Вы получили письмо, в котором вас приглашают в музей? Правильно?
   Женщина: Правильно.
   Мужчина: И что?
   Женщина: Ничего. Письмо-то от него. Он приглашает.
   Мужчина: Кто он?
   Женщина: Тот человек, чей это Дом-музей. Какой вы непонятливый!
   Мужчина: Вы в своем уме?
   Женщина: В своем.
   Мужчина: И как же это он вам с того света письмо написал?
   Женщина: Не знаю.
   Мужчина: Извините, а прочитать это послание можно?
   Женщина: Нет. Он велел мне никому его не показывать.
   Мужчина: А зачем тогда я вам?
   Женщина: Мне нужен совет. Идти мне или не идти?
   Мужчина: Куда?
   Женщина: В Дом-музей.
   Мужчина: Сходите. В чем проблема?
   Женщина: Он меня приглашает туда в полночь.
   Мужчина: В полночь?
   Женщина: В полночь.
   Мужчина: Но ведь музей ночью закрыт.
   Женщина: В том и проблема.
   Мужчина: Да. Тяжелый случай.
   Женщина: Что можно сделать?
   Мужчина: Не знаю, что и посоветовать. Я думаю, что лучше не ходить.
   Женщина: Нет уж, я решила идти, и поэтому хочу, чтобы вы мне помогли. Мы туда придем вместе перед закрытием. Пока вы будете говорить с музейными работниками, а я где-нибудь спрячусь.
   Мужчина: Знаете, это очень опасно! Если вас обнаружат, то подумают, что вы хотите что-то украсть.
   Женщина: У меня нет выхода. Я хочу туда пойти.
   Мужчина: Слушайте, а может это все подстроено! Кто-то хочет вам неприятностей, и поэтому уговаривает вас на такой глупый поступок.
   Женщина: Пусть! Но я туда пойду.
   Мужчина: А может быть, у вас есть знакомый из сотрудников музея, и это он вас разыгрывает?
   Женщина: Если бы у меня был знакомый сотрудник музея, я бы вам ничего не говорила! Неужели об этом сложно догадаться? Трудно понять?
   Мужчина: Я запутался! И когда все это должно произойти!
   Женщина: Завтра.
   Мужчина: Когда? Но послезавтра, насколько я помню, у музея выходной!
   Женщина: И что?
   Мужчина: Как вы сможете оттуда выйти?
   Женщина: Не знаю. Может быть, так и должно быть.
   Мужчина: Что?
   Женщина: Чтобы мне с ним весь день разговаривать!
   Мужчина: И две ночи!
   Женщина: И две ночи.
   Мужчина: Кошмар какой-то! А что вы будете там есть?
   Женщина: Возьму с собой что-нибудь! Это не главная проблема!
   Мужчина: Я бы все-таки не пошел!
   Женщина: Я и не приглашаю.
   Мужчина: А вы пригласите!
   Женщина: Как?
   Мужчина: Давайте, мы туда пойдем вместе.
   Женщина: Тогда он не придет, это ясно написано в письме!
   Мужчина: Опять письмо! Как оно к вам попало?
   Женщина: Не важно. Вы мне поможете?
   Мужчина: До завтрашнего дня я не успею подготовиться.
   Женщина: К чему?
   Мужчина: Мне же надо будет с музейным работником о чем-то говорить. Надо почитать соответствующую литературу!
   Женщина: Успеете! У вас впереди еще сутки. Время есть! А мне пора, потому что тоже надо подготовиться к встрече, которая меня ждет. До завтра.
   Мужчина: Женская логика! И это называется, вы приходили со мной посоветоваться. Подождите! Слушайте, я ведь все-таки соскучился!

Мужчина пытается обнять Женщину.

   Женщина: Мне сейчас не до этого!
   Мужчина: Почему?
   Женщина: У меня бездна проблем!
   Мужчина: Каких?
   Женщина: Вы еще спрашиваете! Во-первых, это письмо, а во-вторых, ...
   Мужчина: Что?
   Женщина: Вы не поймете!
   Мужчина: Куда уж мне!
   Женщина: Это долго. Мне надо понять, как жить дальше? Смириться с тем, что есть или сделать попытку что-то изменить в своей жизни?
   Мужчина: Да, неразрешимая задача! У вас есть дети, для них и живите!
   Женщина: А своей жизни, что, у меня уже нет?
   Мужчина: А я как? Разве я не ваша жизнь?
   Женщина: Я не об этом! Мне нужно что-то еще!
   Мужчина: Живите, любите, и все будет хорошо!
   Женщина: Как у вас все просто! А мне так скучно!
   Мужчина: Скоро вам станет весело. Я постараюсь.

Мужчина опять пытается обнять Женщину.

   Женщина: Нет, не то. Поймите, вокруг столько несправедливости. Я хочу понять, почему так? Куда все катится? Надо же разобраться! Мне тяжело. И я как-то не так я живу. Каждый день одно и то же. Хочу, чтобы что-то во мне изменилось!
   Мужчина: Я понял, понял! Но, может быть, и я на что-нибудь сгожусь?
   Женщина: Может, и сгодитесь!
   Мужчина: Я вам помогу! Обещаю!
   Женщина: Никто мне не поможет!
   Мужчина: Как знать!
   Женщина: Хватит об этом. Значит, завтра я вас жду.
   Мужчина: Хорошо. Договорились!
   Женщина: Договорились.
   Мужчина: Встречаемся около входа в музей в это же время.
   Женщина: Хорошо.
   Мужчина: Сверим часы!
   Женщина: Сверим!

Занавес

Перед занавесом. На нем изображение Дома-музея, такое же, как на известных фотографиях. Выходят Мужчина и Женщина.

   Мужчина: Я надеялся, что вы не придете!
   Женщина: Зря! Вы готовы к беседе с музейными работниками?
   Мужчина: Готов. Просмотрел несколько книг. А вы, может быть, одумаетесь?
   Женщина: Нет. Я для себя все решила. Значит, так! Мы проходим вместе и находим то место, где я могу спрятаться. Потом вы отвлекаете людей, которые там есть, а я прячусь.
   Мужчина: Все просто. Значит, гениально.
   Женщина: Пошли!
   Мужчина: Пошли!
  

Часть 2

Декорации типичного музея. В центре - большой портрет Писателя. Несколько окон и дверей. На стенах стенды. Есть какая-то мебель. Это стол, диван, кресла, стулья, сундук, шкаф, ширма. Есть также какая-то посуда, книги, фотографии, всякие мелочи. Среди них много вещей, которые раньше принадлежали хозяину дома. В одну из дверей входят Мужчина и Женщина.

   Женщина: Вот и вход. Сколько раз я этот Дом-музей видела, а сейчас как-то по-новому смотрю на все. Во многих книгах здешние фотографии раньше печатали. Экскурсии сменялись одна за другой. А теперь - тишина! Смотрите, сотрудница музея! Какая милая! Но нам придется ее обмануть. Вперед!

Выходит Сотрудница музея.

   Мужчина: Здравствуйте!
   Сотрудница музея: Здравствуйте.
   Женщина: Здравствуйте!

Мужчина подходит к Сотруднице музея и берет ее за руку.

   Мужчина: Мы из газеты. Хотели бы написать о вашем Доме-музее.
   Женщина (в сторону): Что он говорит! А если она попросит у него какой-нибудь документ? Нет, ничего. Какой он все-таки обаятельный мужчина! Вроде сотрудница музея ему поверила.
   Сотрудница музея: А что именно вы хотите узнать?
   Мужчина: Многое. Например, как вы думаете, музеи нужны в нашей жизни?
   Сотрудница музея: Конечно. Это же моя работа.
   Мужчина: Ясно. Вам, конечно, они нужны, а обычным людям?
   Сотрудница музея: Наверное. Иначе бы нас давно закрыли.
   Мужчина: А вам человек, которому посвящен этот музей, интересен?
   Сотрудница музея: Естественно.
   Мужчина: Он хороший был или плохой?
   Сотрудница музея: Разный. Он был яркая личность. Но им сейчас почти никто не интересуется, а жаль! Давайте я вам о нем расскажу.

Сотрудница музея рассказывает о Писателе общеизвестные факты, которые можно найти во многих книгах. Она и Мужчина уходят в глубину сцены. Женщина делает вид, что тоже внимательно слушает, потом начинает рассматривать вещи вокруг себя.

   Женщина (про себя): Пусть поговорят! Какие скрипучие половицы! Так, и куда я могу спрятаться? Не очень много подходящих для меня вещей. Вот шкаф. Вот сундук. Только бы он не был закрыт!

Женщина открывает крышку сундука и опять ее закрывает.

   Женщина (про себя): Все нормально! И моя сумка сюда влезет. Прекрасно! Где же мой мужчина? Вот он. Рассматривает с сотрудницей музея какой-то документ.

Сотрудница музея и Мужчина выходят из глубины сцены. Сотрудница теперь рассказывает о том периоде жизни Писателя, который он провел в этом доме. Женщина подходит к Мужчине и Сотруднице Музея.

   Женщина: Я еще немного похожу здесь, а потом подожду вас в парке!
   Мужчина: Хорошо! А я еще немного задержусь.

Мужчина и Сотрудница музея уходят.

   Женщина: По-моему, он понял, что я нашла место, куда спрячусь. Теперь быстрее за дело. Как музейная работница-то разговорилась! Надеюсь, что они обо мне и не вспомнят! Залезаем! Все.

Женщина прячется в сундук. Мужчина и Сотрудница музея выходят и проходят мимо сундука. Мужчина оглядывается. Сотрудница музея продолжает что-то рассказывать.

   Мужчина (громко): Как интересно! Я вас внимательно слушаю. Очень! Очень интересно!

Мужчина и Сотрудница музея уходят.

Занавес

  

Часть 3

Те же декорации, но уже темно. В окна светит луна. Прошло какое-то время. Никого нет. Открывается крышка сундука, оттуда выглядывает Женщина.

   Женщина: Все ушли. Смолкли последние звуки. Все стихло. Значит, мне все удалось. Как темно! Хорошо, что у меня циферблат часов светится.

Женщина смотрит на часы.

   Женщина: Так, если музей уже давно закрыт, то, наверное, можно вылезать из этого сундука.

Женщина вылезает из сундука.

   Женщина: Как темно! Осторожней! Надо куда-нибудь сесть! Ничего не вижу. Тут где-то должен быть стул.

Женщина на что-то садится.

   Женщина: Подождем! Достать фонарик, что ли? Или пока не доставать? Наконец, глаза немного привыкли к темноте. Надо было хоть рассмотреть все вокруг до того, как я в этот сундук влезла.

Женщина рассматривает окружающие ее предметы.

   Женщина: А не так уж плохо жил наш деятель... Посуда какая интересная! Мебель. Книг много. И что же он читал? Умный был. Ой! Какая замечательная вещица! Ты смотри! Несколько раз здесь была, а ничего не видела. И зачем я сюда пришла? Никто ведь ко мне на встречу не придет! Тогда хоть хорошо время проведу. Что я говорю! Это я от страха. Вот полночь пройдет, тогда и успокоюсь. Что это там за шум? Показалось! Нет, кто же тогда это письмо написал?

Женщина достает лист бумаги, подходит к окну и пытается его читать.

   Женщина: Приходите, и я помогу вам.

Женщина убирает письмо.

   Женщина: Никто мне не поможет. Все так сложно. Я бы хотела понять себя, но как это сделать? Чего я хочу в жизни? Счастья. Как мне этого достичь? Никто не знает.

Женщина смотрит на часы.

   Женщина: А время летит! "Уж полночь близится!" Кто это там ходит? Показалось! Ой! Как страшно! Что это я? Тут же люди жили. Надо представить себе, что как будто я у них в гостях. Все будет хорошо! Все будет хорошо! Ой! О чем это я? Вдруг, действительно, сейчас хозяин этого дома придет? Верю ли я во все это? Не знаю. Пока все своими глазами не увижу, ничему не поверю. Что это? Недалеко от того места, где я сижу, стало светло. Ой! Чей это силуэт! Я боюсь! Кто это? Это он. Не может быть! Он подходит. Не надо! А-а-а!

Появляется Писатель.

   Писатель: Здравствуйте!
   Женщина: Здравствуйте! Это вы?
   Писатель: Спасибо, что пришли. Это я.

Писатель называет свое имя.

   Женщина: Ой!

Женщина теряет сознание.

Занавес

  

Действие 2

Часть 1

Декорации Части 3 Действия 1. Писатель пытается привести Женщину в чувство.

   Писатель: Вам надо успокоиться.
   Женщина: Надо.
   Писатель: Я сейчас.

Писатель уходит.

   Женщина: Куда же он? Ой! Зачем я сюда пришла! Спала бы себе сейчас дома, и этого бы кошмара не было! Возвращается. Ой! Я, кажется, опять теряю сознание!

Писатель возвращается, опять пытается привести Женщину в нормальное состояние.

   Писатель: Тут у сотрудников музея кое-какие продукты имеются. Вот выпейте и съешьте. Мне это раньше всегда помогало.

Женщина что-то пьет и ест.

   Женщина: Вы актер?
   Писатель: Что?
   Женщина: Вы актер из местного театра?
   Писатель: Что?
   Женщина: Вы кто?
   Писатель: Я - это я.
   Женщина: Но такого быть не может!
   Писатель: Как видите, может!
   Женщина: Как это у вас получилось?
   Писатель: Получилось!
   Женщина: Не понимаю.
   Писатель: Потом поймете.
   Женщина: Когда потом?
   Писатель: Когда такой же, как я, будете.
   Женщина: А почему вы мне здесь встречу назначили?
   Писатель: Потому что я сюда часто прихожу. Тянет. Мне здесь при жизни хорошо было, и обстановка та же. Многие вещи подлинные. Сюда легче приходить оттуда.
   Женщина: Вы что хотите сказать, что во всех Домах-музеях по ночам приведения разгуливают?
   Писатель: Не во всех, но во многих.
   Женщина: Интересно!
   Писатель: И почему разгуливают? Я, например, могу сидеть.

Писатель садится на стул. Женщина тоже на что-то садится. Постепенно становится светлее.

   Женщина: Продолжаем разговор! А вы все-таки не сотрудник музея? Или любитель розыгрышей?
   Писатель: Что я вам могу сказать? Вы ведь все равно ничему не поверите.
   Женщина: Не поверю.
   Писатель: Тогда поговорим о чем-нибудь другом.
   Женщина: Поговорим. Как у вас там наверху?
   Писатель: По-разному. Но в основном, скучно!
   Женщина: Почему скучно?
   Писатель: Делать нечего, а творить не получается. Одни разговоры.
   Женщина: О чем?
   Писатель: Кто о чем.
   Женщина: А вы?
   Писатель: А я о себе.
   Женщина: Не поняла.
   Писатель: Потом поймете.

Возникает пауза.

   Женщина: А я вас представляла старше.
   Писатель: Там у нас с возрастом все просто решается, он меняется как платье. Когда я был внешне таким, какой сейчас перед вами, у меня было самое счастливое время в моей прошлой жизни. И потом я все равно старше вас.
   Женщина: Зачем вы меня позвали?
   Писатель: Давайте пока просто поговорим. Я бы хотел, чтобы вы ко мне немного привыкли, а потом вы сами все поймете.
   Женщина: А вы еще кому-нибудь такие же письма, как и мне, посылали?
   Писатель: Посылал!
   Женщина: И что?
   Писатель: Думаете, кто-нибудь пришел?
   Женщина: Не знаю.
   Писатель: Никто! Никому до меня нет дела.
   Женщина: Людям сейчас некогда, им надо деньги зарабатывать!
   Писатель: Деньги - это хорошо, только бы себя они при этом не потеряли.
   Женщина: Да и боятся люди, наверное, с вами здесь ночью встречаться!
   Писатель: А вы не боитесь?
   Женщина: Боюсь!
   Писатель: А зачем тогда пришли?
   Женщина: Когда еще такой случай представится!
   Писатель: Вы как к музеям относитесь?
   Женщина: Нормально!
   Писатель: Что за слово!
   Женщина: Как еще сказать! В музеях о жизни известных людей много узнаешь!
   Писатель: Что именно?
   Женщина: Об их детстве и юности. Это очень интересно!
   Писатель: Чем же?
   Женщина: Как они жили, как из них получилось то, что получилось! От детства и юности в жизни человека много зависит! Знаете, я читала много книг, которые писали известные писатели о своем раннем периоде жизни.
   Писатель: И что?
   Женщина: В них общее то, что у этих еще невзрослых людей было достаточно свободного времени, чтобы думать о своей жизни. А у людей, которые не стали кем-то, наверное, его не было. Им надо было работать целыми днями или развлекаться. А у этих будущих известных людей была возможность развивать себя. Например, были хорошие книги, соответствующая обстановка. Люди им встречались интересные.
   Писатель: Наверное, вы в чем-то правы.
   Женщина: А вам нравится ваш Дом-музей?
   Писатель: Конечно.
   Женщина: Чем?
   Писатель: Тем, что он есть. И потом тут сохранились мои вещи.
   Женщина: А это для вас теперешнего важно?
   Писатель: Оказывается, да.
   Женщина: Почему?
   Писатель: Это что-то материальное. Напоминает о прекрасном времени, когда я был. И потом, значит, не зря я жил, если обо мне помнят!

Писатель берет какой-то предмет в руки.

   Писатель: Вот это в моих воспоминаниях связано с одной женщиной.
   Женщина: Вы ее любили?
   Писатель: Не знаю. Говорят, что любил.
   Женщина: Как это?
   Писатель: Любовь важна, когда человек живет, а потом все это не имеет смысла.
   Женщина: Зря вы так!
   Писатель: Человек хочет себя реализовать! Вот это я понимаю. А любовь больше относится не к душе, а к телу.
   Женщина: Вам оттуда виднее. А что вы знаете о будущем нашей страны?
   Писатель: Все очень зыбко, как на весах.
   Женщина: А будущее всего мира вам известно?
   Писатель: Оно во многом зависит от будущего нашей страны.
   Женщина: Почему?
   Писатель: У нас большая страна, с этим ничего не поделаешь. Это и достоинство, и недостаток.
   Женщина: А люди?
   Писатель: Что люди?
   Женщина: От людей что-нибудь зависит?
   Писатель: Что-то зависит, а что-то нет.
   Женщина: Но размеры нашей страны оказывают же все-таки влияние на их характеры!
   Писатель: Как это?
   Женщина: Большая она у нас очень. Направо пошел - не кончается, налево пошел - не кончается. Кажется, что все возможно. Богатство страны огромное. Тут тебе и полезные ископаемые, и лес, и пушнина! Кажется, что если небогато живешь, то все легко исправить. И появляется лень наша национальная! И дурость. Была бы страна маленькая, некогда было бы мечтать, надо было бы работать.
   Писатель: Вы интересно мыслите.
   Женщина: Спасибо.
   Писатель: Вы умница!

Писатель берет Женщину за руку.

   Писатель: Вы мне очень нравитесь!
   Женщина: Я рада.
   Писатель: Я потом буду вас вспоминать.
   Женщина: Я тоже.
   Писатель: Мне это приятно.

Женщина смущается.

   Женщина: Уже утро. Хотите кофе.
   Писатель: Хочу. Откуда он у вас?
   Женщина: Я с собой принесла.
   Писатель: Спасибо.

Женщина достает из сумки термос, бутерброды и наливает кофе в чашки. Передает одну чашку Писателю.

   Писатель: Давно я кофе не пил! Там у нас ничего такого нет.
   Женщина: Наверное, это естественно.
   Писатель: Нет, вы неправильно меня поняли. Там ничего не хочется. Ни кофе, ни чай, ничего. Хотеть можно только при жизни.
   Женщина: Не знаю. Вам виднее.

Женщина подходит к шкафу и открывает его.

   Женщина: Смотрите, тут в шкафу одежда вашего времени! Это ничего, если я переоденусь?
   Писатель: Как хотите!

Женщина берет что-то из одежды и идет за ширму.

   Писатель: И я тоже что-нибудь надену!

Писатель что-то меняет в своей одежде. Выходит Женщина в новом платье.

   Писатель: Вам идет!
   Женщина: Спасибо! Как замечательно!

Женщина кружится, потом, наконец, останавливается.

   Женщина: Я совсем по-другому себя чувствую. Как будто совершила путешествие во времени. Уже за одно это я вам благодарна.
   Писатель: Я рад! А я вам как благодарен за то, что вы пришли.

Женщина подходит к окну.

   Женщина: Смотрите, как красиво в парке!
   Писатель: Очень.
   Женщина: А можно нам туда выйти?
   Писатель: А почему бы и нет! Кто здесь хозяин! Я!
   Женщина: Но все окна и двери закрыты.
   Писатель: Все входы и выходы гости знать не могут.

Писатель открывает потайную дверь.

   Писатель: Выходите! Не бойтесь. Смелее!
   Женщина: Иду.

Женщина и Писатель надевают на себя что-то из одежды и выходят в парк. Писатель берет тросточку.

Занавес

  

Часть 2

Красивый парк около Дома-музея. Много деревьев, кое-где стоят скамейки.

   Писатель: Как здесь хорошо!
   Женщина: Все-таки у нас природа очень красивая!
   Писатель: Да, вот сколько раз сюда в дом приходил, а в парк выйти ни разу не догадался!
   Женщина: А если нас здесь в парке увидят?
   Писатель: Постараемся, чтобы не увидели. Кто сюда может придти!
   Женщина: Идите сюда. Здесь такая замечательная аллея!
   Писатель: Действительно, замечательная!
   Женщина: Что с вами?
   Писатель: Я как будто вернулся в свое время!
   Женщина: А я перенеслась в ваше!
   Писатель (кричит) : Как хорошо жить! Любить! Творить! Как хорошо!

Женщина прячется за деревом.

   Женщина: Ау!
   Писатель: Где вы?
   Женщина: Я тут.
   Писатель: Я испугался, что вы исчезли!
   Женщина: По-моему, мы поменялись местами. Это вы можете исчезнуть, а не я!
   Писатель: Я очень долго вас ждал.
   Женщина: Почему? Почему вы хотели меня видеть?
   Писатель: Вы жалеете об этом?
   Женщина: Конечно, нет.
   Писатель: Давайте сядем. Вот скамейка.

Женщина и Писатель садятся на скамейку.

   Женщина: Почему вы все-таки меня позвали? Я еще раз об этом вас спрашиваю.
   Писатель: Я знаю, что вам сейчас нужен совет, что вам сейчас плохо, что вы на перепутье!
   Женщина: Откуда вы можете это знать?
   Писатель: Знаю. Мысль, однажды сформулированная, доступна для других.
   Женщина: А почему мне мысли других людей неизвестны?
   Писатель: Во-первых, вы забываете, что я все-таки не такой, как вы. А во-вторых, мысли, например, каких-то писателей, я уверен, вам близки и понятны.
   Женщина: Да, это так. И я часто ловила себя на том, что хочется с кем-нибудь из них поговорить и даже поспорить.
   Писатель: Что же тогда странного в том, что я пришел поговорить с вами?

Выходит Охранник и что-то делает. Может быть, подметает дорожку в парке.

   Женщина: Охранник!
   Писатель: Где?
   Женщина: Вон!
   Писатель: Прячьтесь!

Женщина и Писатель прячутся за деревом и оказываются совсем близко друг от друга. Кажется, что между ними пробегает искра.

   Писатель: Извините.
   Женщина: Ничего.

Охранник уходит. Женщина и Писатель выходят из-за дерева.

   Писатель: Ушел.
   Женщина: Если меня здесь найдут, представляю, какой будет скандал!
   Писатель: У вас кто-нибудь есть?
   Женщина: Вы о чем?
   Писатель: О вас.
   Женщина: У меня дети.
   Писатель: Вы любите кого-нибудь?
   Женщина: Я же говорю, у меня дети.
   Писатель: Я не об этом спрашиваю. Вы кого-нибудь любите?
   Женщина: Не знаю. Какая уж сейчас любовь! Мое время, наверное, прошло! И к тому же сейчас всем некогда! А вы любили в своей жизни?
   Писатель: Любил, но вот вы сейчас сказали, что вам некогда, и я про себя вспомнил, что тоже так раньше думал. Потом! Еще успею! В чем-то мы с вами очень похожи! Мечтал, что еще столько смогу сделать! Планов было море. А вот жизнь раз! - и пролетела! И ничего не сделал, и не любил так, как надо. Ничего не успел.
   Женщина: У вас в жизни были ошибки?
   Писатель: Были, были, были! Если бы можно было все изменить! Я бы многое сделал по-другому. Но я верил в то, что делал, хотя это меня сейчас вряд ли оправдывает.
   Женщина: Не волнуйтесь вы так! Все уже прошло.
   Писатель: Поверьте, я хотел счастья людям, я не хотел никому горя, но иногда, так уж получалось, кому-то его приносил.
   Женщина: Не вы один такой.
   Писатель: Сейчас, я уже понимаю, что мне было много дано при жизни, а я тратил себя не всегда на то, на что было нужно. Но ничего исправить нельзя.
   Женщина: Вы оставили свой след в истории. Люди о вас помнят. Даже памятники есть.
   Писатель: Спасибо. Но знаете, я не всегда был памятником.
   Женщина: Я понимаю.

Писатель берет Женщину за руку.

   Писатель: Я вам мог бы понравиться?
   Женщина: Вы мне уже нравитесь.

Писатель целует Женщину.

   Женщина: Вы меня неправильно поняли!
   Писатель: Простите!
   Женщина: Давайте вернемся в дом.
   Писатель: Давайте!

Писатель и Женщина возвращаются в дом.

Занавес.

Часть 3

Декорации Части 1 Действия 2. Женщина и Писатель выходят через потайную дверь. Писатель закрывает ее.

   Женщина: Я хочу еще раз переодеться!

Женщина подходит к шкафу.

   Женщина: Смотрите, здесь очень много мужской одежды, но я рада, что и женская есть!

Женщина опять берет что-то из одежды и идет за ширму. Мужчина тоже меняет что-то в своей одежде. Женщина выходит из-за ширмы в новом платье.

   Женщина: А вы с ним пытались общаться?
   Писатель: С кем?
   Женщина: С охранником.
   Писатель: Нет.
   Женщина: Почему?
   Писатель: Я ему уже много раз мог явиться, но зачем?
   Женщина: Он вам не интересен?
   Писатель: В каждом человеке есть что-то интересное. Но мне кажется, что я ему не очень нужен. Хотя кто знает!
   Женщина: А работникам музея вы могли бы явиться?
   Писатель: Мог. Но опять-таки зачем?

Раздаются чьи-то шаги и кашель.

   Писатель: Что это?
   Женщина: Охранник идет.
   Писатель: Прячьтесь!
   Женщина: А вы?
   Писатель: А я сегодня не буду!

Женщина отходит в глубину сцены. Писатель садится на диван. Входит Охранник.

   Писатель: Здравствуйте! Вы знаете, кто я?

Охранник показывает на портрет Писателя.

   Охранник: Знаю. Чур, меня, чур!
   Писатель: Не волнуйтесь!
   Охранник: Зря вчера пил! Не хотел ведь, а пил. Сгинь!
   Писатель: Давайте немного поговорим! Что вам стоит? Пожалуйста!
   Охранник: Все. Пить надо меньше. Вообще надо бросать!
   Писатель: Давайте предположим, что вы спите, и я вам снюсь.
   Охранник: Вы мне снитесь? Такого быть не может! Вы... И мне...
   Писатель: Предположим!
   Охранник: Не могу! И потом я на работе спать не должен!
   Писатель: Но я знаю, что иногда вы спите!
   Охранник: Откуда?
   Писатель: Какая разница! Знаю и все.
   Охранник: Ладно, сплю иногда. Грешен. Только кто сюда придет, когда в музее выходной день?
   Писатель: Действительно, кто сюда придет в это время? Кроме меня.
   Охранник: Нет, пить надо бросать!
   Писатель: Вы о чем-нибудь другом можете говорить?
   Охранник: Могу. О чем?
   Писатель: Как вы ко мне относитесь?
   Охранник: Ага. Ты меня уважаешь, я тебя уважаю! Вы пьяный, что ли?
   Писатель: Опять о том же. Нет, никакого терпения не хватит. Выпить хотите?
   Охранник: Хочу.

Писатель достает откуда-то бутылку и наливает что-то в чашку.

   Охранник: А вам?
   Писатель: И мне.

Писатель наливает и во вторую чашку.

   Писатель: За встречу.
   Охранник: За встречу.

Писатель и Охранник пьют. Из глубины сцены выходит Женщина.

   Охранник: А это кто?
   Писатель: Моя знакомая.
   Охранник: Здравствуйте!
   Женщина: Здравствуйте!
   Охранник: Тоже из прошлого?
   Писатель: Вы не отвлекайтесь!
   Женщина: Да, не отвлекайтесь!
   Писатель: Как вы ко мне относитесь?
   Охранник: Великий вы человек!
   Писатель: Спасибо! И что вы обо мне знаете?
   Охранник: Фамилию вашу. И вообще!
   Писатель: Что вообще? Что вы знаете?
   Охранник: Все.
   Писатель: Печально! Вы хоть раз к стендам подходили, которые здесь на всех стенах висят?
   Охранник: Нет. Зачем мне это? Пусть другие этим занимаются. Мое дело охранять!
   Писатель: Какой я глупый! На что-то еще надеялся.
   Охранник: Можно мне еще немножко?
   Писатель: Что?

Охранник показывает на бутылку.

   Охранник: Можно?
   Писатель: Можно.

Писатель передает бутылку Охраннику.

   Охранник: А вы что же?
   Писатель: Не хочу.
   Охранник: А дама?
   Женщина: Нет, спасибо.

Охранник выливает все, что осталось в бутылке, себе в чашку.

   Охранник: Тогда за вас и за ваш талант.

Охранник пьет.

   Писатель: Откуда вы знаете, что у меня был талант? Откуда вы знаете, что я великий человек?
   Охранник: Простому бы музей не сделали!
   Писатель: А какому бы сделали?
   Охранник: Я вам так скажу! Вы для народа старались, и народ вас великим считал! Поэтому и улицы вашим именем называли! Книги про вас писали! Фильмы снимали! Зря такое не сделают!
   Писатель: А вы лично как ко мне относитесь?
   Охранник: А я, как все! Против всех не пойдешь!
   Писатель: Вы лично, что обо мне знаете?
   Охранник: Ну, как же! Знаю!

Охранник называет что-то, совсем не связанное с Писателем, но широко известное.

   Писатель: Это не мое.
   Охранник: Тогда вот это.

Охранник опять называет что-то, не связанное с Писателем.

   Писатель: И это не мое. Это все не мое. Какой ужас!
   Охранник: Да вы не волнуйтесь! Я человек маленький! Но я когда-то давно здесь на экскурсии был. Кто бы мне сказал, что я здесь охранником работать буду и во сне с вами разговаривать, не поверил бы! Но почему-то я больше ничего о вас не помню. Вы уж извините! Великий вы наш человек...

Охранник садится на что-то и засыпает.

   Писатель: Вот она благодарность! Я никому не нужен! Приходят сюда на экскурсию, уходят и обо мне забывают.
   Женщина: Зачем вы так? Работники музея вашу жизнь и то, что вы в этой жизни сделали, все-таки знают.
   Писатель: Я не для них работал! Я для народа старался! А народ меня не знает! Я ему не нужен! Где, кстати, он?
   Женщина: Кто? Народ?
   Писатель: Охранник.
   Женщина: Спит. Вот тут.

Женщина показывает рукой на Охранника.

   Писатель: Как вы не поймете! Я далек от сегодняшних людей! Они не понимают, что все, что я хотел до них донести, сейчас рядом с ними! Они не понимают, что в музее прошлое соединяется с настоящим. Я никому не нужен. Поэтому я написал вам. Вы думаете о том же, что было важно и для меня, над теми же проблемами мучаетесь. Если и у нас с вами диалог не получится, если я до вас не достучусь, если даже вы меня не услышите, то зачем я жил? Зачем все это?

Писатель пинает мебель.

   Писатель: Люди забыли свое прошлое! Не хотят вспоминать о том, что до них тоже были другие люди!
   Женщина: Жить сейчас не просто, большинству людей не до вас. Поймите, все так сложно!
   Писатель: Мое поколение надеялось, что люди изменятся! Будут чище, лучше нас! По справедливости будут жить. Мы думали, что если показать жизнь во всей ее неприглядности, люди ужаснутся, и тогда в их сознании начнутся перемены!
   Женщина: Какая наивность!
   Писатель: Да, обидно, что мы сейчас выглядим такими недалекими! Но поймите, мы хотели, чтобы наши потомки были счастливы, хотя это совсем не означает, что мы хотели, чтобы все были счастливы нашим счастьем. Нам мечталось, чтобы каждый человек начал себя уважать, раскрылся полностью, чтобы у него появилась цель в жизни.
   Женщина: Вы ничего не понимаете!
   Писатель: Это вы ничего не понимаете!
   Женщина: Сейчас не то время. Не то.
   Писатель: То! То! Всегда то время. Нет настоящего без прошлого! Я пришел вам сказать, что не забывайте нас ушедших! Используйте наши мысли и наш опыт!

Писатель открывает книгу и читает. Звучит какая-то цитата.

   Писатель: Разве плохо сказано? Или вот еще.

Писатель открывает другую книгу и опять читает. Звучит еще одна цитата.

   Писатель: Почему бы вам сегодняшним не использовать эти мысли в своей жизни?
   Женщина: Понимаете, вы как бы даете направление жизни для других. А им, может быть, это не надо? Может быть, они сами хотят до всего дойти!
   Писатель: Опровергайте! Спорьте! Но используйте нас!
   Женщина: Вы хотите сказать, что писатели приходят из прошлого, чтобы помочь нам сегодняшним?
   Писатель: Я бы очень этого хотел.
   Женщина: Вы молодец!
   Писатель: Что вы на меня так смотрите?
   Женщина: Вы продолжаете думать о нас, о народе, о нашей стране. Вы удивительный человек! Вы пришли сюда, значит, вы победили смерть!
   Писатель: Что вы так на меня смотрите?
   Женщина: Не знаю.

Женщина и Писатель целуются.

   Женщина: Любят победителей, остальное - жалость, потому что надо все, а не малость.
   Писатель: Вы не жалеете, что сюда пришли?
   Женщина: Нет. Но все-таки, почему вы мне написали?
   Писатель: Я же вам объясняю! То, о чем вы часто думаете, попало в резонанс с ходом моих мыслей!
   Женщина: Разве такое может быть?
   Писатель: В жизни может быть все!
   Женщина: Да?
   Писатель: Мне и захотелось с вами все это обсудить. И еще мне, понимаете, любви захотелось!
   Женщина: Любви?
   Писатель: Нет там у нас ничего. Ни любви, ни творчества. Ничего нет!
   Женщина: И вы думаете, что я тут в вас за один день влюблюсь?
   Писатель: Нет, не думаю! Но, может быть, все-таки?
   Женщина: Страсти ему захотелось!
   Писатель: Любви! Как вы не понимаете! Мне высоких чувств захотелось!

Женщина повышает голос, Писатель потом тоже.

   Женщина: Эгоист! Ему, видите ли, чего-то там захотелось, а я должна ночью лезть в какой-то музей! А если меня здесь поймают?
   Писатель: Не поймают!
   Женщина: Надеюсь! Все вы великие люди - эгоисты!
   Писатель: Как это?
   Женщина: Вы прославиться захотели, а мы, ваши потомки, должны расхлебывать!
   Писатель: Зачем же так?
   Женщина: Кто-нибудь из вас, великих людей, думал, к чему ваши книги могут привести? Не думал! Натворили неизвестно что! А люди за идеи шли на смерть во имя счастья будущих поколений. А им, этим будущим поколениям, это надо было?
   Писатель: Не так все! Не так!
   Женщина: Так! И еще я поняла, что вы боитесь, что у вас, лично у вас, ваш музей отберут. Жадный вы! Не будут считать вас великим! И правильно сделают!
   Писатель: Но это не так! Вы меня прямо убиваете!
   Женщина: Вы дух! Как я могу вас убивать?
   Писатель: Какая жестокость!
   Женщина: Вообще все музеи надо закрыть! Это вы во всем виноваты!
   Писатель: В чем? В том, что у вас все не так? Почему это мы в этом виноваты?
   Женщина: Потому что вы все мечтали о светлом будущем! А его нет светлого будущего! Есть только настоящее.
   Писатель: Все не так! Не так!
   Женщина: Да, и вы все-таки из-за вашего дома пришли! Боитесь, что его закроют и снесут! Вот ваша основная мысль! А не о стране вы беспокоитесь, а о себе!

От шума просыпается Охранник. Женщина этого не замечает.

   Писатель: Замолчите!
   Женщина: Нет уж, я вам все скажу!
   Писатель: Тихо!
   Женщина: Почему?
   Писатель: Охранник проснулся! Народ ваш проснулся!
   Женщина: Не может быть!
   Писатель: Тихо! Мы его разбудили.
   Женщина: Не может быть!
   Писатель: Тихо! Все может быть.

Писатель и Женщина прячутся. Охранник просыпается.

   Охранник: И приснится же такое... С кем же это я говорил? Пойти на стенды что ли посмотреть? Да... Дела...

Охранник встает и уходит.

Занавес

Действие 3

Часть 1

Декорации Части 1 Действия 2. Женщина и Писатель сидят далеко друг от друга.

   Писатель: Вы со мной будете разговаривать?

Женщина молчит.

   Писатель: Будете?
   Женщина: Буду.
   Писатель: Давайте мириться!
   Женщина: Давайте!
   Писатель: Считайте, что я нехороший человек! Кем хотите, тем меня считайте! Что это изменит? Ничего! Скажите честно, вы хотели со мной встретиться?
   Женщина: Хотела.
   Писатель: А я прочитал ваши мысли! И поэтому пришел! Неужели это так сложно понять! Мысль - она реальна! Вас мучают те же вопросы, что и меня когда-то мучили! Мы должны были встретиться! Мы шли навстречу друг другу!
   Женщина: Странно все это!
   Писатель: Разве это сейчас важно?
   Женщина: Странно, что вы не обиделись! Странно, что вы не уходите!
   Писатель: Почему?
   Женщина: Я на вас так накричала. Но зря!
   Писатель: Зря?
   Женщина: Зря! Вы не виноваты.
   Писатель: Знаете, я не уйду, пока смогу не уходить.
   Женщина: Почему?
   Писатель: Наши споры - это все-таки жизнь. Как говорится, если у тебя есть проблемы, значит, ты еще жив. Там уже нет ни проблем, ни жизни.
   Женщина: Извините.
   Писатель: Чего уж там!
   Женщина: Давайте попробуем разобраться!
   Писатель: Понимаете, мы не знали пути, но интуитивно хотели, чтобы каждый человек стал личностью. Но многие из нас забыли, что человека не переделаешь.
   Женщина: Не один вы такой!
   Писатель: Знаю, но это меня вряд ли оправдывает! Понимаете ли, я чувствовал, что что-то не так! Чувствовал! Не может быть все так просто!
   Женщина: Не волнуйтесь вы так уж!
   Писатель: Душа болит! Покой обрести не могу. Что-то я главное не сделал! Что-то не понял! Что-то не объяснил людям! Что-то не сказал! Думал я не о том, мечтал все. Но поймите, в наше время у всех была надежда, что скоро придут новые люди!
   Женщина: Фантастика все это!
   Писатель: Поймите, я в своей жизни делал то, что считал нужным тогда, и это нельзя изменить.
   Женщина: А сейчас?
   Писатель: Что сейчас?
   Женщина: Знаете, я все-таки немного готовилась к сегодняшней встрече. Скажем так, я знакома со многим из того, что вы в своей жизни натворили. И я задам вам, наверное, глупый вопрос, но как вы сейчас оцениваете это свое творчество?
   Писатель: Я старался! Но я не мог тогда писать и действовать по-другому.
   Женщина: Давайте тогда спокойно все обсудим!
   Писатель: Давайте.
   Женщина: Вопрос, мне кажется, стоит так - как жить?
   Писатель: Да, правильно, именно так.
   Женщина: Понимаете, людей нельзя переделать. У каждого свое представление о счастье, и он живет в соответствии с ним. Можно тянуться к небу, но нельзя отрываться от земли. Природа человека двойственна, ничего с этим не поделаешь. Ему нужно и материальное, и духовное.
   Писатель: Да. Хорошо, что вы это понимаете. Но многие из людей нашего поколения думали, что в будущем люди станут лучше и чище.
   Женщина: Люди просто хотят всегда себя уважать.
   Писатель: Правильно! Вот вы хотите себя уважать?
   Женщина: Конечно, хочу.
   Писатель: Тогда поймите, что для этого главное - себя реализовать. Вы, лично, вы, не бойтесь этого! А то люди у вас сначала в школе все месте учатся, потом в институте, потом вместе работают. У этого что-то есть, и мне это же надо. Так и живут! Но умирают-то все поодиночке. А только перед смертью понимают, что и то не сделали, и это! Поймите вы это! Вы же живая! В этот мир пришли что-то сделать! Так и не бойтесь ничего! У вас еще есть время.
   Женщина: Да-да. Все правильно!
   Писатель: Тогда - вперед! Подождите, я вам сейчас прочитаю.

Писатель открывает книгу.

   Писатель (читает): В нашей литературе часто обсуждались вопросы "кто виноват" и "что делать". Предположим, что человек во всем разобрался! Виноваты нехорошие люди, а надо все делать по справедливости. И что? Как жить-то этому человеку?
   Женщина: Да, правильно, как заставить хотя бы самого себя так жить? Не говоря уж о том, что надо противостоять несправедливости, которая царит вокруг! Как заставить себя стать собой? Редко, предлагался какой-то конкретный путь! Хотя, спору нет, направление кое-кто давал.
   Писатель: Наверное, человек сам должен этот путь искать!
   Женщина: Но сказать-то о том, что он есть, надо!
   Писатель: Так же и с нашей страной.
   Женщина: Как?
   Писатель (читает): Россия сейчас на перепутье. Все она уже проходила. И "кто виноват", и "что делать". Все все знают. Все хотят великую страну с великим народом, и чтобы всем в такой стране жилось более-менее хорошо, и чтобы люди работали с полной отдачей на благо страны. Но что-нибудь меняется? Нет, потому что никто ничего толком не делает, а все верят и надеются, что в будущем все само по себе будет хорошо. Как же переломить ситуацию?
   Женщина: И как?
   Писатель: Знаете, наверное, это все зависит от внутренней сущности наших людей, от особенности нашего русского характера.
   Женщина: И какая она, эта особенность?
   Писатель: В самой глубине нашего человека сидит страх.
   Женщина: Страх?
   Писатель(читает): Страх будущего. Страх быть собой. Но никому не хочется в этом признаваться, и он, этот страх, переходит из поколения в поколение вместе с людьми. Вот вам и загадочная русская душа! Отсюда или дикое веселье, когда люди махнут на все рукой, или вселенская тоска, когда о нем, этом страхе, вспоминают. Может быть, это все от нашей природы, от наших бесконечных лесов, суровой зимы и бурых медведей, или, может быть, от нашей истории. Но отсюда получаются и другие крайности! Например, наши желаемые системы распределения - или всем поровну, или тем, кто много работает, тому больше. Но всегда есть и будут те, кто считает, что к нему отнеслись несправедливо. А все из-за страха, он является двигателем любого дележа! Да и как можно признать, что наш народ и вдруг чего-то боится! Страшно же даже подумать об этом! А, может быть, основная причина всех наших неудач - это то, что мы считаем себя великим народом! Вот наш человек и скрывается от этого страха, не хочет его признавать. Все думают, что авось! - пронесет. А когда все-таки вдруг понимают, что нет, не пронесет, то берут, наконец, себя в руки и всю свою сообразительность и свою сноровку, которые развил в нас опять-таки вечный страх выживания, запускают в дело и тогда - только держись! Отсюда и наша знаменитая поговорка, что "мы долго запрягаем, но быстро едем". Три врага у нашего русского народа - лень, дурость и страх! Сумеем их победить, никого сильнее нас в мире не будет!
   Женщина: Так как же их преодолеть?
   Писатель (читает): Через любовь, творчество и желание каждого человека стать собой, и в этом ему должно помочь государство. Люди не должны бояться делать свои ошибки, признавать и исправлять их. Понимаете, надо прямо сказать себе, что, да, я боюсь, но я переступлю через свой страх, и постараюсь стать тем, кем я хочу быть.
   Женщина: Гениально! Слушайте, я все-таки не верю, что вы - это вы!
   Писатель: А кто же я?
   Женщина: Не знаю. Может быть, вы какой-нибудь журналист! Разве такая встреча - это плохая тема для статьи?
   Писатель: Не знаю!
   Женщина: Зачем вы сюда пришли?
   Писатель: Я уже вам это несколько раз пытаюсь объяснить! И я надеюсь, что вы захотите меня услышать. Понимаете, я сделал в жизни не все так, как нужно было сделать! Поэтому я прошу вас - не вставайте на те же грабли! Я не хочу, чтобы кто-то повторял мои ошибки! Не хочу!
   Женщина: Какие?
   Писатель: Я не успел себя реализовать!!
   Женщина: Почему вы так считаете?
   Писатель: Знаю. Теперь уже знаю! Все надо было не так делать! И любить женщин так, как они этого заслуживают, мне было некогда. Все думал, что потом успею!
   Женщина: Вы снова про любовь!
   Писатель: Снова и снова! Мне кажется, что я полюбил вас!
   Женщина: Что?
   Писатель: Я вас полюбил!

Звучит музыка. Писатель приглашает Женщину, они танцуют.

   Писатель: А вы как ко мне относитесь?

Женщина смеется.

   Писатель: Я вам сейчас стихи буду читать!
   Женщина: Читайте!

Писатель читает стихи.

   Писатель: Хотите, а вам петь буду?
   Женщина: Хочу! Это так несовременно!

Писатель откуда-то берет гитару и поет.

   Писатель: Ну, как?
   Женщина: Вы восхитительны!
   Писатель: Так как вы ко мне относитесь?
   Женщина: Вы на одного моего знакомого мужчину внешне очень похожи!
   Писатель: И что?
   Женщина: Может быть, вы это он?
   Писатель: Опять? Я - это я! Как вы не можете это понять!
   Женщина: Но этого быть не может! Я не могу во все это поверить! Мой разум отказывается это понимать!
   Писатель: И пусть не понимает!

Писатель и Женщина смотрят друг на друга.

   Женщина: Хорошо, что я должна в жизни делать?
   Писатель: То, что вы действительно хотите, то и делайте! И если даже вам кажется, что вас никто не поймет, то не бойтесь этого! Высказанная мысль всегда найдет адресата! Я тому доказательство! Не бойтесь думать.
   Женщина: Конечно. Я вас поняла. Если я буду бояться думать о чем-то, буду бояться делать то, что действительно хочу, то я буду не я. Правильно?
   Писатель: Правильно!

Звучит музыка. Писатель и Женщина опять танцуют.

Занавес

Часть 2

Те же декорации. Те же люди. Время движется к полуночи. Постепенно темнеет. Женщина в той же одежде, что и в Части 2 Действия 1.

   Писатель: Мне скоро уходить! Что вы молчите? Мне кажется, что я вас знаю уже много лет! Я вас люблю! Какая жалость, теперь надо говорить "любил"!
   Женщина: Любил? Любите? Вы же из нереального мира! Да и кто мне доказывал, что там любви нет?
   Писатель: Ее там и нет. Она здесь. Вы же здешняя!
   Женщина: Запуталась я с вами! А, может быть, наоборот - распуталась!
   Писатель: Вот и хорошо. А теперь мне пора. Скоро полночь. Я больше не могу здесь оставаться.
   Женщина: Как? Уже? Не уходите!
   Писатель: Я не могу оставаться здесь. Не могу, но я не хочу туда! Там нет любви, нет творчества, там ничего нет! Я не хочу туда! Я хочу быть здесь! Я жить хочу! Но все, мое время кончается!
   Женщина: А у вас не будет неприятностей из-за того, что вы сюда приходили?
   Писатель: Это уже мое дело.
   Женщина: А нельзя вам здесь еще немного задержаться? Вы могли бы и другим людям что-то сказать, а не только мне!
   Писатель: Поймите, я не могу! Теперь очередь за вами! Только, пожалуйста, не бойтесь! И не надо беречься! Там потом невозможно будет оправдаться тем, что вы думали о семье, о деньгах. Там, кто ты есть, тот и есть!
   Женщина: А если я не успею? Время так скоротечно! И как все, что я поняла, объяснить другим людям? Как мне теперь жить без вас?

Писатель дает Женщине книги.

   Писатель: Возьмите книги. Там все написано. Читайте их. Думайте! И потом наши прожитые жизни остаются с вами, используйте наш опыт.
   Женщина: Не уходите! Нет! Я не хочу!

Писатель и Женщина целуются.

   Писатель: Кто бы знал, что так может быть!
   Женщина: Мне так хорошо с вами.
   Писатель: Прощайте! Минуты остаются здесь! Ужасно!
   Женщина: Ничего нельзя сделать?
   Писатель: Ничего!
   Женщина: Подождите! Большое спасибо за эту встречу!
   Писатель: Пожалуйста!
   Женщина: Я плачу! И в то же время я так счастлива! Я не буду бояться. Я постараюсь стать собой!
   Писатель: Я очень рад, что вы меня поняли. Значит, я не зря приходил.
   Женщина: Конечно, не зря!
   Писатель: Идите вперед и будьте счастливы!
   Женщина: Мы еще когда-нибудь встретимся?
   Писатель: Не знаю. Никто ничего не знает.
   Женщина: До свидания.
   Писатель: До свидания. Вы больше не спрашиваете, кто я?
   Женщина: Не спрашиваю. Это не главное. Главное, что эта встреча была. Как жаль, что все кончилось!
   Писатель: Прощайте!
   Женщина: Прощайте!

Писатель отходит от Женщины и исчезает.

   Женщина: Вот и все! Что это было? Кто это был? Может быть, мне все почудилось?

Женщина садится на сундук и обхватывает голову руками.

Занавес.

Часть 3

Те же декорации. Уже светло. Женщина все еще сидит на сундуке.

   Женщина: Ой! Сколько времени? Надо быстрей прятаться!

Женщина открывает крышку сундука.

   Женщина: Как здесь неудобно! Где же мой мужчина? А вот и его голос! И голос музейной работницы!

Женщина прячется. Крышка сундука закрывается. Входят Мужчина и Сотрудница музея. У Сотрудницы музея в руках большой букет цветов.

   Сотрудница музея: Спасибо за цветы. Знаете, я несколько штук, конечно, четное число, положу тому человеку, кому этот Дом-музей посвящен.

Сотрудница музея кладет цветы к портрету Писателя.

   Мужчина: Да, это справедливо. По вашим рассказам я лучше узнал его. Вы мне очень помогли. Большое вам спасибо!
   Сотрудница музея: Да, у него была очень сложная судьба, но он тоже был человеком, как мы с вами, хотя сейчас об этом уже как-то не думается.

Мужчина и Сотрудница музея уходят. Женщина выглядывает из сундука и, наконец, выходит из него.

   Женщина: Кажется, они ушли в другую комнату. Пора! А то вдруг кто-то придет наводить здесь порядок! Быстрей вылезать! Так! Выпрямилась! Взяла сумку! Видели бы меня мои дети! Как спина болит! Где же эта работница музея? Вижу!

Входят Мужчина и Сотрудница музея.

   Женщина: Вот вы где! А я вас везде ищу! Доброе утро!
   Мужчина: Здравствуйте!
   Сотрудница музея: Здравствуйте!
   Женщина: Я пройду в парк! Мне кажется, надо описать, как выглядит этот дом снаружи.
   Мужчина: Хорошо! Я сейчас приду к вам!
   Сотрудница музея: До свидания.
   Женщина: До свидания.

Женщина уходит.

   Мужчина: До свидания! Очень приятно было с вами познакомиться! Очень!

Мужчина стоит и держит Сотрудницу музея за руку.

Занавес

Часть 4

Декорации Части 2 Действия 2.

   Женщина: Вот я и на воле. Как здесь хорошо! Вот и скамейка.

Женщина садится на скамейку.

   Женщина: Так! Попробуем сосредоточиться! Была ли эта встреча в Доме-музее или нет? И если была, то с кем? Я так и не поняла. Или все-таки это был хозяин Дома-музея? Тогда мне очень повезло. У кого еще такая встреча могла быть! Что я говорю! Но все равно большое спасибо тому, с кем я встречалась в Доме-музее! Он помог мне разобраться в моих мыслях. Дал ощущение, что кто-то там наверху обо мне думает. Еще раз спасибо! И, наверное, мне не так важно, кто же это был! А сейчас я пойду домой и буду работать! Мне надо успеть стать собой! Семья, дети - это важно, но я все-таки хочу еще попытаться что-то изменить в своей жизни! Хочу сделать еще одну попытку! А вот и мой мужчина идет.

Входит Мужчина и садится рядом.

   Мужчина: Это ничего, что я без цветов?
   Женщина: Ничего.
   Мужчина: Ну? Что?
   Женщина: Что?
   Мужчина: Приходил?
   Женщина: Приходил.
   Мужчина: Правда?
   Женщина: Правда.
   Мужчина: А что это у вас в руках?
   Женщина: Книги.
   Мужчина: Он дал?
   Женщина: Да.

Мужчина рассматривает книги.

   Женщина: Читали?
   Мужчина: Пытался.
   Женщина: Говорят, в них все есть.
   Мужчина: Что все?
   Женщина: Ответы на все вопросы.
   Мужчина: Интересно!
   Женщина: Очень.
   Мужчина: Вы какая-то странная!
   Женщина: Будешь тут странная.
   Мужчина: Я вчера был тут. А вы меня не видели?
   Женщина: Нет.
   Мужчина: Все рядом ходил. За вас переживал.
   Женщина: Я вас не видела.
   Мужчина: Ясно. Были заняты другим человеком. И какой он? О чем вы говорили?
   Женщина: Я потом все расскажу, ладно? Вы идите. Теперь мне надо побыть одной. Я хочу подумать о том, что со мной произошло.
   Мужчина: О чем?
   Женщина: Обо всем. О жизни. О себе!
   Мужчина: Ничего я из ваших слов не понял. Думайте.
   Женщина: Буду думать!

Женщина и Мужчина встают и смотрят друг на друга. Начинает звучать музыка.

   Женщина: Подождите!
   Мужчина: Что?
   Женщина: Вы не пригласите меня на танец?
   Мужчина: С удовольствием.

Мужчина приглашает Женщину, они танцуют.

   Мужчина: Все будет хорошо.
   Женщина: Нет, вы не правы. Не правы! Само все хорошо не будет. Не надо дремать и ждать, когда судьба разбудит и вечно прикажет спать! Нет, вы не правы. Само все хорошо не будет! Надо что-то для этого делать! Само все хорошо не будет! Понимаете, само все хорошо не будет! Вы меня понимаете? Понимаете?

Музыка гремит. Мужчина и Женщина танцуют.

Занавес.

  
  
  
  
  
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"