Аннотация: Устали руки и ноги. Нет сил соображать. Но останавливаться нельзя. Смерть дышит в затылок. Ты понимаешь, на этот раз тебе не уйти. Но сдаваться пока рано...
ЗАЖИГАЛОЧКА.
Глава7.
A HARD DAY'S NIGHT.
Егор выскочил из переполненного автобуса как пробка из бутылки. Он и сам собирался сойти именно на этой остановке, но давление, созданное стиснутыми в узком пространстве автобуса многочисленными пассажирами, придало его выходу дополнительное, почти реактивное ускорение. Пробежав несколько метров по инерции и чуть было не споткнувшись о бордюр, он оглянулся, створки дверей дребезжали от натуги, но закрыться не могли, и вообще все механизмы этого общественного транспортного средства, казалось, работали из последних сил, на пределе, и только молчаливые пассажиры, не произнося ни звука, с портфелями и сумками, вжимались в плотную массу тех, кто был уже внутри, давили на них с упрямым усердием. После приобретения автомобиля Егор очень редко позволял себе роскошь сродниться с тысячами москвичей и нелегальных гостей столицы в салонах и вагонах, и стал уже забывать обо всех неудобствах, которые испытываешь, особенно вечером, когда основная масса работающих, отмотав рабочий день, стремится домой, и на пределе всех своих душевных и физических сил штурмует двери многострадальных автобусов и троллейбусов. От этой, воистину, борьбы за место под солнцем веяло военным романтизмом. Это когда участвовавшие и выжившие вспоминают об этом с гордостью, а те, кто был лишен этого удовольствия, тайно завидуют, хотя сами бы ни за что не согласились испытать подобное. Егор остался жив, видимо сказался многолетний боевой опыт, изрядно помятый и в прямом смысле слова подавленный, он смотрел, как створки двери наконец сомкнулись, и, покачиваясь, автобус отъехал от остановки. Вот вам и общественное, здесь очень трудно остаться человеком, надо быть прежде всего обществом, единым целым, чтобы пережить и на следующий день снова броситься под пресс, и так изо дня в день, всю жизнь.
Егора совсем не тронул недавний инцидент, закончившийся угоном его авто. Из всего происшедшего с ним самым неприятным моментом было пробитое колесо. Он даже не почувствовал реальной угрозы для своей жизни - ни когда ему связывали руки, ни когда угрожали настоящим оружием. Он давно уже чувствовал себя персонажем какой-то игры. Он практически потерял самостоятельность, переходил с одного уровня на другой, зарабатывал или терял очки, управляемый кем-то находил выход из той или иной ситуации, опять же навязанной ему извне. Он по-прежнем не ждал ничего хорошего от сегодняшнего вечера, но понимать, что все решается помимо твоей воли, и в принципе выход всегда будет найден, было очень приятно.
На данном этапе, после благополучного избавления от индивидуального транспортного средства, он должен отыскать в лабиринте огромного города своего приятеля. На всякий случай для экономии времени ему дана была подсказка. Следуя ей, он прошел через испытание автобусом, выжил и, без сомнения, готов пройти этот этап до конца, чтобы приступить к следующему.
К счастью, долго искать не пришлось. Келдыш лежал на боку на скамейке, поджав ноги под себя. Егор узнал его сразу. Никогда раньше Келдыш не спал на скамейках, и поэтому Егор сразу заподозрил, что случилось что-то ужасное и непоправимое. То же самое заподозрил и проезжающий мимо наряд милиции. Когда Егор подбежал к лавке, у скрюченного тела Келдыша уже стояли два милиционера.
- Ребята, ребята, это со мной, - выпалил Егор, втиснувшись между лавкой и блюстителями порядка.
Он был окинут недоверчивым взглядом с головы до ног, к его дыханию внимательно принюхались, карманы вызвали особенно пристальное внимание. Но все было проделано очень быстро, буквально за доли секунды. Профессионельное чутье не признало в Егоре негативный элемент общества, но служба есть служба.
- Документы?
- Я сейчас, - Егор вынул из кармана водительское удостоверение.
- Не твои, его документы.
- У него их нет, - уверенно сказал Егор, зная отвратительную привычку своего друга всегда ходить без документов.
- Чего он лежит?
- Устал, спит, - Егору и самому хотелось, чтобы так и было на самом деле.
- Спит?
- Мы сейчас же домой. Вот и автобус.
- Да какой автобус! Он же пьяный в дробадан.
Один из милиционеров вежливо отодвинул Егора в сторону, ловко похлопал лежащего Келдыша по карманам и вдруг вытащил на свет паспорт. Этот факт обескуражил Егора окончательно. С его другом действительно что-то случилось.
- Интересно! Значит, документов у него нет? А это значит не его документы? А чьи это документы?
- Наверное его, раз они у него, - неуверенно предположил Егор.
- Думаю, вам двоим прийдется проехать с нами.
- А вы в какую сторону едете? - вырвалось у Егора.
- Что? - не понял его вопроса милиционер и очень убедительно положил свою широкую сильную ладонь на рукоятку дубинки.
- Забирай его, и катитесь отсюда, - неожиданно вмешался второй.
- Ты чего, как это понимать? - первый даже обиделся.
- Да ну их, поехали, - убеждал второй.
- Ни куда я без них не поеду. У меня план горит. Если я всех пьяных буду домой отпускать, я без премии останусь. И в конце концов, это наша работа. Пьяный на лавке - типичное хулиганство. Здесь дети ходят, гости из заграницы гуляют. Москва - лицо России.
- Да ладно, - второй отмахнулся, - этот же нормальный, - указал он на Егора. - Пусть едут. Документы у обоих в порядке.
- А ты ему кто? - спросил первый у Егора.
- Я - друг.
- Друг? А почему он пьяный, а ты трезвый?
Егор попытался подобрать нужные слова, чтобы объяснить ситуацию, и чтобы объяснение звучало хотя бы убедительно, но ничего толкового в голову не приходило. Вопросы милиционеров ставили его в тупик, отвечая, он тут же своими ответами давал повод для новых вопросов.
- Чего молчишь?
- Думаю, - медленно ответил Егор.
- Вот в отделении и подумаешь. А может их сразу в вытрезвитель?
- Зачем обоих? Этот же нормальный.
- Ладно, нормального в отделение, а этого в вытрезвитель, - а затем уже обращаясь к Егору, - Бери его, так лучше будет. А то взяли моду жаловаться: превышение полномочий, неоправданное применение физической силы...
- Я сейчас, - Егор склонился над Келдышем и некоторое время напряженно всматривался в лицо друга.
Ему еще никогда не приходилось иметь дело с покойниками, но он был уверен, что сможет отличить лицо мертвого человека от спящего. Келдыш казался спящим, но дышал он как-то тихо и незаметно. Он не храпел и не сопел, ресницы его не вздрагивали, он был удивительно неподвижен. Егор все не решался коснуться его плеча, опасаясь, что прикосновение к окоченевшему телу он уже не сможет никогда забыть и будет ощущать его во сне каждую ночь, покрываясь холодным потом от страха. Милиционеры терпеливо ждали, стоя чуть поодаль, они внимательно следили за манипуляциями Егора, и им так не хотелось, чтобы этот в общем-то приличного вида молодой человек вдруг бросился бежать или начал оказывать сопротивление. Но на всякий случай они были готовы при малейшем намеке на попытку побега тут же броситься в погоню.
Ни один мускул на лице Келдыша не дрогнул, но все же он выглядел слишком живым. Егор даже уловил легкий запах перегара, исходящий от него. Неужели это ему не снится? Его друга похитили, а затем позвонил этот псих и сообщил, что нашел Келдыша и готов доставить его в любое удобное время и место. Само по себе это было странно и неожиданно. Егор привык к сюрпризам, но не настолько. Звонивший так и не сказал, в каком состоянии он нашел Келдыша. Думать о худшем варианте не хотелось. Ясно было одно, если бы Келдыш в момент звонка мог говорить, он наверняка бы подал голос. Но Егор так его и не услышал. Он нашел его в непривычной позе, в непривычном месте, с документами в кармане, еще и выпившего, самое время растеряться и признать, что Егор Келдыша совсем не знает, хотя дружат они достаточно долго.
- Тебе помочь? - раздался за спиной Егора голос одного из милиционеров.
Егор вздохнул и тронул Келдыша за плечо, затем с силой толкнул, от чего тот чуть не свалился со скамьи. К великой радости Егора Келдыш ожил. Он резко сел и, не открывая глаз, сказал достаточно внятно.
- Палец, - протянул вперед руку с выставленным мизинцем.
Егор с облегчением вздохнул
- Я вижу, - сказал он и, повернувшись к милиционерам, победно улыбнулся, мол, я же вам говорил, что все в порядке.
Келдыш бессильно опустил руку и снова замер.
- Келдыш, Келдыш, - ласково звал Егор.
Милиционеры снова начали спорить. Один предлагал отпустить и Егора, и его друга, второй настаивал на их немедленном задержании.
Келдыш разлепил веки и, пьяно уставившись в лицо Егора, некоторое время смотрел неотрывно, без всяких эмоций. Он словно бы продолжал спать, только
теперь с открытыми глазами.
- Это я - Егор, - подсказывал ему Егор, водя ладонью перед лицом Келдыша.
Точно так же делают врачи, но никто толком не знает, зачем они это делают. Егор тоже не знал, хотя надеялся, что в какой-то момент стеклянный взгляд друга оживет и зрачки начнут следовать за ладонью.
- Ну ладно, хватит, бери и тащи его, - скомандовал один из милиционеров.
Егор взвалил себе на плечо Келдыша, тяжелого и неповоротливого как мешок картошки и не спеша потащил его к машине. Милиционеры услужливо распахнули дверцу и помогли уседить невменяемого на узкую лавку. Егор сел внутрь без посторонней помощи.
Дальше произошло вот что: водитель еще издали узнал задержанных, их лица показались ему настолько знакомыми, что он мог бы поклясться в том, что видел их совсем недавно и при весьма приятных обстоятельствах. Он сосредоточился, наморщил лоб, но все никак не мог вспомнить, где и когда мог видеть этих ребят. И только когда грустное лицо Егора замаячило в небольшом окошке со стальными прутьями, водитель его узнал. Он радостно вскрикнул, дух захватило, и он долго не мог произнести ни слова, только глупо смеялся и издавал громкие резкие звуки, какие можно услышать разве что в зоопарке ночью. Старший группы не выходил из машины, он как бы прикрывал своих ребят и очень нервничал, наблюдая, как его бойцы карамельничают с молодыми алкоголиками, и когда дверь обезьянника громко хлопнула и послышалась возня задержанных, устраивающихся поудобнее, он практически перестал нервничать и крякнул, довольный результатом. Поведение водителя снова огорчило его, и начали даже появляться слабые подозрения в его профпригодности, но старший группы не любил делать скоропалительных выводов, он не спешил, присматривался, отчего в отделении прослыл человеком разумными опытным.
- Что с тобой, Саша? - спокойно спросил он бьющегося в странной истерике водителя.
Тут как раз подоспели два сотрудника, производившие задержание. Они были возбуждены, их принципиальные разногласия не нашли компромиса, поэтому тот, что предлагал отпустить ребят, чувствовал себя немного ущемленным. Сев в машину и стараясь не смотреть и не общаться друг с другом, они не обратили внимания на нетипичное поведение водителя и на беспокойный взгляд старшего.
- Куда едем, в отделение или в вытрезвитель? - спросил один из спорщиков, обращаясь ко всем, но его оппонент точно знал, что это еще одна шпилька в его адрес.
И тут водитель заговорил. Он перестал смеяться, звуки ночного зоопарка стихли, он хлопнул себя рукой по колену, щелкнул пальцами, как недобитый непман в кабаке, и сказал громко и радостно:
- Мы едем к ближайшему банкомату. Я знаю тут один недалеко.
Больше всех его реплике удивился Егор, который сразу подумал о дежа вю. Где-то когда-то что-то подобное в этом роде уже с ним происходило.
- Объясни, - потребовал старший группы.
- Это отличные ребята. С ними никогда проблем не бывает. Ну выпили, ну поспали на природе. Я уверен, они готовы искупить.
- А! - до старшего стал доходить смысл сказанного водителем, понемногу он нашел объяснение его идиотскому поведению, вскрикам и смеху.
Егор тоже все вспомнил и засмеялся. Ему было совсем не жаль денег.
- Ну что, едем? - спросил старший у Егора.
- Едем, - согласился Егор. Хорошо, что кредитка была с ним.
Через полчаса все грехи перед обществом, перед гуляющими детьми и иностранными гостями столицы были искуплены полностью и по самому высокому курсу. Водитель, сумевший за два дня заработать неплохие деньги, предложил подвезти друзей домой, чтобы не искушать судьбу. Егор согласился. Келдыш был доставлен к дому Егора в целости и сохранности, его невменяемое состояние также осталось ненарушенным. Егор взвалил расслабленное тело друга на плечо и начал долгий мучительный подъем к своей квартире.
***
Игорь не спешил выходить на улицу. Он стоял в коридоре возле открытого окна и курил. Взгляд его блуждал по стенам, по лицам и фигурам людей, быстро переходящих из одной комнаты в другую, громко хлопающих дверьми и производящих невообразимый шум и суматоху. Жизнь в студии "Топ-рекордз" кипела, и казалось, что к вечеру она текла более стремительно. Шла подготовка к ночной записи.
Игорь сумел оторвать нужных ему людей от их насущных дел, но разговор с ними получился скомканный. В душе у него появился неприятный осадок, он как незванный гость явившийся в незнакомую компанию, чувствовал свою отчужденность и брошенность. Он знал, что эти люди - настоящие профессионалы, и больше всего их заботит результат работы, а не дружеские отношения с никому не известным музыкантом. Все это временно, скоро изменится отношение, и появится интерес, но это будет после, пока надо ждать и терпеливо сносить их невнимание и наивность.
Игорь курил четвертую сигарету подряд. Из стоящей рядом огромной урны несло кислым зловонием, как из жерла потухшего вулкана. Над урной висела табличка: "Курить здесь!", и невольно взгляд Игоря упирался в эти два слова, и читая их снова и снова, он все курил и курил, словно на свете не осталось больше других мест, где можно курить свободно.
Нужно было возвращаться домой. В принципе он был доволен результатом этой встречи. Главное, что сохранились его прежние, еще не законченные записи. Если со следующей недели они приступят к работе, старая пластинка будет готова уже через месяц. Все-таки процесс творчества захватывает человека целиком, глотает его с руками и ногами, внутри этого процесса бесконечный праздник, труд конечно великий, но и праздник. Предвкушение предстоящей работы избавило Игоря от гнета волнений, тревог и сомнений, ошибки и промахи забылись, пережитые опасности вспоминались как досадные мелочи, вроде укуса комара, казалось, что жизнь не имеет конца, и пока не спета последняя песня, она будет длиться и длиться.
Игорь загасил сигарету, еще раз с отчаянной тоской посмотрел на табличку: "Курить здесь!" и пошел к широкой нарядной лестнице, застеленной огромной зеленой дорожкой.
Выйдя на улицу, он направился к ближайшей станции метро. Пешком до нее было около получаса пути, на автобусе в три раза быстрее, но Игорю захотелось прогуляться, тем более, что вечер был теплым и спокойным, на небе уже зажглись первые звездочки, и идти, осененным их робким светом было приятно и романтично. Он совсем не смотрел по сторонам. Шел, глядя перед собой, погруженный в свои мысли, и не замечал, что его появление на улице заставило заволноваться некоторых людей, дежуривших уже больше часа перед входом в студию.
Первыми вслед за Игорем направились Крис и Света. Следом за ними из подворотни выехал "Мерседес" с треснувшим лобовым стеклом и помятой крышей. Последними, ловко вырулив со стоянки, присоединились к слежке Тасс и Скрипкин.
- Ты заметил, он стоял в подворотне. Номер записывай, - возбужденно давал указания Скрипкин. - Похоже, я знаю, кто может следить за нашим подопечным. Ну, ладно эти идиоты, которые не слушают мудрых советов, и ради принципов, съедаемые своим юношеским маскимализмом, готовы сдохнуть, но не уступить. Ты видишь? Он еще и девку с собой прихватил, честно, не удивлюсь, если где-то на другой стороне улицы в инвалидном кресле едет их раненная подруга. С этими-то все понятно, но зачем в это дело влезать таким серьезным людям? Номер записал? Проверь по картотеке своей.
- Мне достаточно одного звонка, - уверенно сказал Тасс.
- Держи телефон, - Скрипкин передал ему мобильный.
Свету неожиданно захватило это преследование. Она не представляла себе, что на самом деле задумал Крис, но в ней слабой искоркой загорелся азарт, и она подчинялась только его неписанным законам, шла, увлеченная слежкой, не думая о последствиях, искренне веря в ум и силу Криса. Они держались на довольно большом расстоянии от спокойно шагающего Игоря, беспокоясь, что каким-то образом он сможет их заметить, узнать и выкинуть что-нибудь из ряда вон выходящее. Оба они знали и верили, что Игорь в экстремальной ситуации может быть непредсказуем. Кроме того, от поспешных шагов их удерживала уверенность в том, что Игорь держит пистолет при себе. Они шли за ним следом и молчали. Крис знал наверняка, куда направляется Игорь, и преследуя его, он лишь хотел убедиться, что тот благополучно сядет в метро, тогда они со Светой поймают такси и отправятся прямо к нему домой. Домашний адрес Игоря Крис раздобыл очень просто: сначала ему сказали его фамилию и номер телефона, а затем и адрес, и так выходило, что это не студия, а целое адресное бюро.
Игорь все-таки оглянулся. Его что-то заинтересовало, вырвало из хаоса рассуждений и мечтаний, заставило повернуть голову. Может окрик, может смех, показавшийся очень знакомым, скрежет тормозов или звон трамвая, он и сам точно не мог сказать, зачем он сделал это. Оглянувшись, он продолжил свою неспешную прогулку, но вдруг внезапно остановился, и затем развернулся всем телом. Он узнал "Мерседес", тут же вспомнил все, что было связано у него с этой машиной. В груди поселился неприятный холодок, в горле тут же пересохло, и Игорь пустился бежать.
Крис и Света не ожидали, что все произойдет именно так. Они были уверены, что он узнал их лица, несмотря на большое количество пешеходов, он увидел их, узнал, испугался, и главное теперь не дать ему уйти. Крис и Света побежали следом, причем очень быстро, изо всех сил, необходимо было срочно наверстать то расстояние, на которое они позволили ему удалиться во время слежки.
Пассажиры "Мерседеса" были уверены, что Игорь их узнал. Особенно они не скрывались и считали, что теперь, когда он понял, с кем на самом деле он связался, от них он не скоро сможет избавиться. "Мерседес" значительно прибавил скорость и устремился вслед за убегающим Игорем. Свету и Криса пассажиры "Мерседеса" не заметили.
- Вот и началось! - радостно вскрикнул Скрипкин, сильнее вдавливая педаль акселератора.
- Это люди Рахмета. "Мерседес" числится за его ребятами, - докладывал
Тасс. - Ничего интересного. Ничего нового. Бандиты, как бандиты. Контроль над рынками, супермаркетами и банками. Промышляют наркотой. Рахмет имеет также и вполне официальный бизнес. Несколько производственных фирм, делают всякую ерунду, также вкладывают деньги в шоу-бизнес. Похоже, Игорь его должник. Да, не повезло парню, влип он серьезно.
- С ними надо встретиться, - заявил скрипкин.
- С кем? - Тасса передернуло. Он еще не успел прийти в себя после "встречи" с господином Болдиным, а тут... Похоже Скрипкин решил всерьез почистить столицу от всякой нечисти. Ну и пусть. А при чем же тут Тасс? Он-то ведь не очень стремится к этому.
- Я знаю, что они мне скажут, - продолжал Скрипкин, не упуская из виду черный "Мерседес", - но все равно. Есть подозрение, что и Рахмет участвует в этом деле. Только участвует он с другой стороны. События приобрели неожиданный оборот, что скажешь?
Тасс пожал плечами:
- То и скажу, что им нужен Игорь. Это их дела. Рахмет не любит, когда кто-то вмешивается. Я про него слышал много хорошего. Он не беспредельщик, человек с понятием. Он слишком стар и опытен, чтобы играть в эти детские игры с ограблением. Не его стиль.
- Может ты с ним лично знаком? - усмехнулся Скрипкин.
- Нет, не знаком. Но лезть к ним не надо.
- Мне нужны деньги, им, видимо, тоже. Ты сам видишь, этой встречи не избежать.
Тасс вздохнул и замолчал, его даже не испугала скорость, с которой Скрипкин преследовал черный "Мерседес", ловко лавируя между испуганными прохожими, он просто думал о последствиях предстоящей разборки с людьми Рахмета, и мысли эти были весомее, чем банальная боязнь больших скоростей.
***
Господин Грызлов не страдал гигантоманией. Любовь ко всему приземистому, компактному, неброскому была одной из главных отличительных черт его характера. При этом жадным его назвать никто не мог. Грызлов был из тех, кто любил гулять широко и богато, без меры ел и пил, шумел в ресторанах, нанимал катера и арендовал целые санатории для своих проказ. Все гулянки заканчивались грандиозным мордобоем, порчей имущества, своего и чужого, а позднее широким жестом возмещения ущерба. После таких, прямо скажем, купеческих выходок он возвращался либо в свою однокомнатную квартиру в одном из престижных районов Москвы либо на дачу, больше похожую на охотничий сруб, затерянный где-то в дремучем лесу. Сам себя он называл человеком практичным. Он дорожил каждой минутой своей жизни, и чем веселее и роскошнее она проходила, тем спокойнее он себя чувствовал. Жить долго он не собирался, поэтому-то и не стремился обременять себя нелепыми по его мнению дорогими и престижными вещами.
Всего лишь раз, в нарушение всех своих принципов, он неожиданно стал обладателем шикарного дома. Это произошло по нелепой случайности. На одной из своих шумных вечеринок, кажется это был день воздушно-десантных войск (Грызлов, вообще-то не десантник), устроил показательные бои без правил, в которых сам принял активное участие. До сих пор остается неясным, как на этой вечеринке оказался тот хлюпик-дизайнер, кто его пригласил? С кем он пришел? Дальнейшее разбирательство не внесло ясности. Но речь не об этом. Этот архитектор попал под горячие руки и ноги Грызлова, даже пытался сопротивляться с помощью стула, но был повержен и покалечен. Вообще-то ничего серьезного, так, сотрясение мозга и несколько переломов. В отличие от других участников импровизированного турнира, его в бессознательном состоянии увезла скорая. Грызлову стало жалко парня. Он навестил его в больнице. Юноша от денег отказался и уже успел написать заявление в милицию. Нехорошо в общем-то получилось. И тогда Грызлов, расчувствовавшись, что иногда с ним бывало, сказал: "Не хочешь денег брать просто так? Тогда заработай." К его удивлению парень согласился. И еще находясь в больнице он составил примерный план и смету строительства будущего дома. Грызлов даже не взглянул на проэкт, он просто вывалил необходимую сумму итут же забыл об этом случае. Но неожиданно через год юный дизайнер снова объявился с полным отчетом о выполненной им работе. Об этом больше не знал никто. Так получилось, что Грызлов приобрел себе убежище, сам того не желая. Дом был прекрасен во всех отношениях. Он был одноэтажный, со всеми удобствами, окруженный деревьями, и в целом соответствовал исповедуемым Грызловым принципам. Этот дом Грызлов берег на самый крайний случай. Здесь он мог отсидеться некоторое время и чувствовать себя в некоторой безопасности. И вот неожиданно он пригодился. Здесь он собирался прятаться ближайшую неделю, именно сюда он пригласил "вольных стрелков" для расчета, уверенный, что они уже больше никогда никому не расскажут об этом тайном убежище.
За домом был сад, в котором были вырыты три могилы, где должны были найти последнее пристанище трое из команды "вольных стрелков".
Грызлов ждал их визита. Пил только пиво, чтобы оставаться в форме и в любой момент быть готовым к неожиданностям. Верные ему люди заняли ранее оговоренные позиции и теперь ждали только команды открыть огонь.
"Вольные стрелки" прибыли точно в назначенный час. Их было трое, как и договаривались. Прогромыхав по сонным улицам тихого дачного поселка своими мотоциклами, задымив весь двор Грызловского дома, они в сопровождении пса с раскрашенной мордой сошли на землю. Включился счетчик, отсчитывающий отмерянные им последние часы жизни.
- С собакой нельзя, - вдруг заартачился один из людей Грызлова.
- Музей, что ли? - нагло поинтересовался гер-главарь.
- Кунтс-камера, - отозвался вышедший встретить дорогих гостей сам хозяин дома. - Пусть идут с собакой. Кучи сами за ней убирать будете, - добавил он, обращаясь к "стрелкам".
Когда Грызлов с приглашенными вошли в дом, охранник сплюнул в сторону и пробормотал: "Теперь четвертую яму копать."
Грызлова беспокоило упрямое молчание Болдина. Его компаньон не брал мобильный, в клубе также не объявлялся и вообще вел себя слишком странно. Складывалось такое впечатление, что он провел собственное дознание и разыскал украденные деньги. Теперь он, наверное, попивал коньяк и ржал как конь над нерасторопностью Грызлова. Если это было так, тогда для окончательного их разрыва и последующего уничтожения Грызлова, как компаньона, ему необходимо сделать один лишь звонок и рассказать одну из сказочек об их суровом сотрудничестве, о коварстве Грызлова, о его замыслах и, естественно, о себе, любимом и благородном, сумевшем вовремя среагировать и предотвратить беспредел. Болдин, конечно, сволочь и старый козел или старая сволочь и козел, или сволочной козел, как говорится, от перемены мест слагаемых..., он хитрый, точно хитрый, но он не подлец. Грызлов был в этом уверен. Он в принципе допускал, что сработал плохо, и Болдин мог обскакать его и с грабителями, и с деньгами, мог даже успеть доложить об этом "папе" и сознательно держать Грызлова в неведении, мучать его, пытать сознанием собственной неполноценности и неспособности выпутываться из сложной ситуации. Как всякий жесткий человек, Болдин любил преподать урок сопливому несмышленышу. Только одной вещи он не мог сделать - начать собственную игру за спиной Грызлова. За все время их совместной деятельности у каждого из компаньонов была масса возможностей до смерти насолить друг другу, но ни одна из них не была реализована. Плохой мир лучше хорошей войны. Замышляя свой дерзкий план, Грызлов преследовал самую банальную цель - он хотел немного разжиться деньгами, получить наличку в обход бухгалтерии, на карманные расходы. Он и не хотел никого подставлять, это только потом, после случая на даче у Болдина, он понял, что хочет проучить этого стареющего гиббона и первым возвестить о том, что деньги найдены.
Родители глупого Обломова томились сейчас в подвале, а их нерадивый сынок может быть уже выложил все Болдину и лежит теперь где-нибудь мертвый. Болдин может это сделать. Ему кокнуть человека ничего не стоит. Почему же Грызлов так нервничает? Он уверен, что Болдин при всей своей жесткости не желает его скорой смерти, почему же он так боится своего компаньона, который то и дело жалуется на здоровье и хватается за сердце? Неужели все из-за телефона, который молчит? Или может он наконец понял, что его план не удался? Да что там! Его план с треском провалился. Он нанял "вольных стрелков", продумал и проанализировал, казалось, все возможные варианты. Грабители сделали все по-своему. Они разрушили ровную цепочку событий, прогноз не сбылся, впрочем, как всегда. Денег нет, грабителей нет, Болдина нет, Шплинта и Пети нет, уверенности нет, завтрашнего дня - нет! А что же есть? Очень своевременный вопрос. Есть два перепуганных старика, сидящих в подвале среди всякого хлама и строительного мусора, есть имя, фамилия, описание Облмова - одного из грабителей, и есть еще "вольные стрелки", замучившие своими допросами или Петю, или Шплинта. Этого очень много для следствия, но очень мало для пользы дела. Грызлов, конечно, храбрился и убеждал себя в том, что он поступает правильно, но снова и снова у него в мозгу возникали назойливые мысли о бессмысленности всего, что он затеял. Обломов может плюнуть на своих родителей и смыться с деньгами. Никто ведь не знает, какие у них были отношения в семье. Он может сейчас пьет шампанское, сидя в кресле самолета. Болдин при всех своих положительных, точнее сказать, правильных принципах, мог и выкинуть что-нибудь этакое. Бес в ребро. Деньги могли взять Шплинт и Петя, и уж конечно их могли взять "вольные стрелки".
Грызлов мучился и пил пиво, но пиво не спасало. День прошел, еще один день, а у него по-прежнему нет денег, и теперь он точно не знает, как ему поступить. Он убъет "стрелков". Зачем? Зачем из убивать? Он все-таки надеялся, что, видя приближающуюся смерть, люди становятся очень откровенными. Сегодня вечером он будет наблюдать, как умирают три человека, никчемных бесполезных человечишка, мусор, мешающий остальным нормально жить. Он будет слушать их откровенность, будет не верить, отворачиваться, уходить, снова возвращаться, чтобы увидеть в их гаснущих глазах, как предсмертную подпись, последний веский взгляд, искру истины.
Грызлов прошел со своими гостями в просторный зал. Дизайнер-архитектор знал свое дело, жаль только, что хозяин дома никогда не сможет по достоинству оценить талант великого, но молодого мастера.
Снаружи дом казался приземистым, небольшим. Со стоящими рядом трехэтажными домиками, поражающими своими хитрыми фасадами, он вообще выглядел убого и бедно. Прячущаяся в листве высоких деревьев крыша больше походила на крышу конюшни какого-нибудь богатого конезаводчика. Зато внутри вас просто разрывало на части, тянуло ваше тело по углам, нишам и закоулкам открытое до безобразия пространство. Словно в заколдованном дворце, нарушая земные законы, во все стороны от стены до стены была такая даль, как поле, и ближайшая дверь была так далеко, что казалось, бежать к ней нужно очень долго. Что там нахимичил дизайнер, какие силы он призвал себе в помощь, кто вдохновлял его при строительстве этого дома, можно лишь предполагать.
Грызлов успел обжиться в этих "хоромах", и он очень быстро убедился, что огромное открытое пространство - это лишь обман зрения. До ближайшей двери каких-нибудь три-четыре шага, и вообще, домик так себе. Обилие ниш и закоулков раздражало поначалу, но после оказалось, что и к этому можно легко привыкнуть.
Он даже ожидал, что "вольные стрелки", переступив порог этого дома, растеряются, и он сможет эффект искривленного пространства использовать в корыстных целях. Вопреки его ожиданиям гости остались равнодушными, даже скучающими. Их уже ничто на этой земле не могло удивить, и тем более поразить, заставить смутиться или испугаться. Даже их бультерьер не остановился и не осмотрелся. Вслед за хозяевами, он, как и подобает псу, высоко задрав морду, гордо ковылял на коротких сильных лапах. Разве что глаза его стали совсем маленькие, как две черные пуговицы, пришитые к плюшевой морде.
Ну чтож, усмехнулся про себя Грызлов, перед смертью у них была уникальная возможность удивиться хоть чему-нибудь. Умрут они так, как и жили, скучно и грязно.
Грызлов успел притащить в свой дом кое-какую мебель. Кроватей было маловато, для своих людей он купил самые простые раскладушки, что впрочем их нисколько не обидело. Лучше на жесткой раскладушке, чем в мягкой земле.
- Ну что, я жду вашего рассказа, - с улыбкой нарушил молчание Грызлов, жестом приглашая "вольных стрелков" садиться и устраиваться поудобнее.
Очевидно, в их планы не входило затягивать свой визит. Они стали треугольником. Вперед вышел гер-главарь, который, видимо, выбрал себе роль парламентера. Двое других стояли за его спиной. Один стоял к Грызлову боком и совсем не смотрел в его сторону. Другой, тот, что был с собакой, перебросил поводок в левую руку, отчего преданный пес, усевшийся и вытянувший вперед странно прямые лапы, был полностью скрыт от взгляда Грызлова телом стоящего перед ним предводителя.
- Мы пришли за расчетом, - отрезал гер-главарь.
- Разве я отказываюсь. Ты разве услышал, что я сказал: никакого расчета не будет? Мое правило вы знаете: работа - оплата. Все очень просто. Если вы сделали работу, значит я сделаю то, что обещал. Я человек серьезный. Если и были между нами всякие там недомолвки и недопонимание, то, как говорят, господа бизнесмены, это рабочие моменты. Ну, теперь поподробнее.
- Что именно тебя интересует?
- Меня интересует, что вам сказал мой приятель перед смертью. Я дал вам адрес. Вы туда пришли, и ...
- Мы сделали все по плану. Он начал отстреливаться, ранил несколько наших.
- Родина их не забудет, - не удержался Грызлов.
Гер-галварь промолчал, он выдержал паузу, чтобы дать понять Грызлову, что его шутка была действительно глупой, а затем продолжил:
- Он был в наших руках. Никакого второго там не было. Этот был один. Мы его взяли и увезли к себе.
- Не надо этих подробностей, говори по сути. Мне интересно, что он вам рассказал.
- Он сказал, что действительно он с приятелем должен был ждать в переулке, когда им передадут деньги. У него отставали часы, поэтому приехали они на час позже. И еще, у них в машине была какая-то баба.
- Стервецы, - Грызлов разозлился, - я так и знал. Я знал, что на них нельзя положиться. Тоже мне профессионалы. А эту отмазку насчет часов я уже проходил, когда учился в первом классе. Значит, лохонулись. Очень хорошо! И денег у них,естественно, нет?
- Естественно.
- Ну конечно, какой же дурак будет торчать целый час в переулке ночью с сумкой на плече, полной краденных денег. Они идиоты! Они все провалили. Все! Боже, в этом мире ни на кого нельзя положиться. Ну я еще понимаю из корысти. Пусть бы лучше украли деньги, а после рассказывали такие сказки. Но я уверен, черт возьми, на сто процентов я уверен, что все было именно так, как он говорил. Конечно, часы отставали, прихватили бабу, выпили и забыли на хрен обо всем на свете. Ублюдки! Он что-нибудь еще сказал перед тем, как умереть?
- Это и все.
- А он сказал, где второй?
- Ушел с бабой.
- Что-о-о? - Грызлов так долго тянул букву "о", что бультерьер аж привстал, видимо почуяв в человеческой интонации что-то собачье.
- Денег у них нет, - уверенно заявил гер-главарь, - если бы они их взяли, он бы рассказал. Ему было очень больно.
- Да хрен с ним! - отмахнулся Грызлов.
Почему-то он решил, что с бабой ушел Петя, он всегда недолюбливал этого молчуна с ангельским личиком. Значит, "вольные стрелки" пытали Шплинта, но тот парень крепкий. Если все, что они говорят, правда, а как это ни грустно, это очень похоже на правду, денег им все-таки не передали. Шплинт умер. Петя где-то с бабой, а родители Обломова сидят в подвале и ждут избавления. Деньги остались у грабителей - это ясно, и теперь Грызлову не осталось ничего другого, как надеяться, что у современной молодежи, какой бы гадостью ни была забита голова, еще сильны сыновние чувства и жива любовь. Если это не так, тогда кроме разочарования в молодом поколении Грызлову грозит другая более весомая неприятность: он разочаруется в самом себе. Для самолюбивого человека нет ничего хуже, чем обнаружить веские доказательства собственной несостоятельности.
Некоторое время он замер в раздумьях. "Вольные стрелки", не нарушая повисшего молчания, терпеливо ждали, когда им наконец заплатят. Один лишь бультерьер, чуждый всякой солидарности с человеческими особями, сосредоточенно клацая зубами, пытался выловить у себя на задней лапе назойливую блоху. Грызлову тяжко было осознавать, что все неудачи связаны с его неправильными расчетами и решениями. И "вольные стрелки", и Шплинт, и грабители были частью его плана, поэтому винить во всем нужно прежде всего себя и свою самонадеянность. Болдин исчез. Кокнул несчастного Бориса и растворился в мутном дыме тлеющих торфяных болот. Когда теперь он отзовется, и отзовется ли вообще? "Папа" проводит собственное расследование и, в первую очередь, подозревает их, главных владельцев клуба. Но ему не составит труда копнуть немного глубже. "Вольных стрелков" наверняка видели у черного хода клуба. Эти ребята не будут молчать. Сколько бы им сейчас не заплатил Грызлов, никакое вознаграждение в денежном эквиваленте не сделает их преданнее. Это обячная сделка. Так и грызлов говорит: работа - оплата. И все. Дальше никаких обязательств. Не брать же с них подписку о неразглашении. Поэтому их надо уничтожить. Кроме прочего, это поможет ему избавиться от комплекса вины перед самим собой. Вместе с ними уйдет в небытие и его замысел обскакать Болдина, и вообще потеряет смысл и свое значение их преступный сговор. Пока деньги у грабителей, пока Шплинт (царство ему небесное) и "вольные стрелки" (царство им небесное) будут молчать, а в этом нет никаких сомнений, они будут молчать, им с Болдиным беспокоиться особенно не о чем, ни одна улика не укажет на их причастность к ограблению. И вроде бы все хорошо и правильно, но есть еще "механик" - мифическая личность, следствие, суд и палач в одном лице. Кто знает, как далеко ему удалось продвинуться в собственном расследовании? Как бы там ни было, с этими тремя придурками нужно кончать. Проблема может возникнуть только с собакой.
Бультерьер словно почувствовал, что кто-то из присутствующих думает о нем, перестал чесаться и, вытянув морду вверх, принюхался.
- Что еще ты хочешь узнать? - прервал затянувшееся молчание гер-главарь.
- Мы сработали на совесть. Пока не нашлось ни одного человека, который мог бы обвинить нас в плохо выполненной работе. Мы действовали строго по плану, соглавно твоих указаний. нашей вины нет в том, что все так получилось. Я думаю, настало время для расчета.
Грызлов посмотрел на него удивленным взглядом, словно не понимая, о чем речь и каким образом сказанные слова относятся именно к нему. Пришло время для расчета. Не слишком ли они торопят события? После они умрут. Куда же они спешат?
- Кит, неси деньги, - позвал Грызлов.
Эта была условная фраза, что-то вроде: " На старт. Внимание". Люди Грызлова все это время были в доме, в этой же самой комнате и ждали сигнала открыть огонь. Также несколько человек были на улице, они прикрывали окна и входную дверь на случай, если кому-нибудь из "стрелков" повезет выскользнуть из мясорубки. Двое стояли за дверью в комнату, задуманную архитектором как спальню. У одного из них был в руках кейс с вмонтированной в ручку небольшой гранатой, взрыв которой должен будет деморализовать противника. Кит войдет в комнату, поставит дипломат перед гостями, и отойдет к Грызлову. Его широкая спина будет служить щитом. Более надежного укрытия Грызлов придумать не смог, кроме того он не собирался упускать возможность в очередной раз проверить беззаветную преданность своих людей и воспитанную в них, самим Грызловым готовность к самопожертвованию. Дальше должна будет прозвучать фраза: "Вот и расчет," - это сигнал к началу стрельбы. Больше всего Грызлова беспокоила собака. Массивный кожанный ошейник, болтавшийся у той на шее, мог содержать небольшую бомбу.
Услышав команду, люди Грызлова приготовились к действию - совсем скоро им предстояло поработать на славу. Никто из визитеров не должен уйти из этой комнаты живым. Главное без паники, а то и своих положить можно за компанию.
Кит с невозмутимым лицом вошел в зал. Он поставил перед герром-главарем дипломат и отошел. Грызлов оказался закрытым его широкой спиной. В руке Кит сжимал небольшой пультик дистанционного управления бомбой, спрятанной в ручку кейса. Теперь очередь за Грызловым. Вот сейчас он произнесет, как заклинание банальную фразу и на несчастных анархистов посыпяться веселые свинцовые циллиндрики. Но он отчего-то медлил. Молчание несколько затянулось.
Герр-главарь смотрел на стоящий перед ним кейс и не делал никаких движений. Он был уверен, что это ловушка, но еще не решил, как ему поступить. Бультерьер, задрав голову вверх, протяжно и низко завыл.
Ожил телефон. Грызлов ответил на звонок. Звонил Шплинт. И конечно, он звонил не стого света.
- Кит, унеси, - вдруг приказал Грызлов.
Ничего не понимающий Кит подобрал с пола кейс и вышел из комнаты, вернувшись на исходную позицию. Неожиданно собака перестала выть. Переговорив со Шплинтом, Грызлов воспрял духом.
- Так говорите, часы отставали? - ухмыляясь, обратился он к "вольным стрелкам". - А знаете, кто сейчас звонил? Это звонил он, тот самый, которого вы замучили до смерти. Сейчас он будет здесь. С деньгами.
- Ты знаешь, отчего только что собака выла? - невозмутимо заговорил герр-главарь. - Она натаскана на запах тротила. Что было в кейсе?
- Деньги, - усмехнувшись, ответил Грызлов.
- Мы не уйдем отсюда, пока не получим всю причитающуюся сумму, - с с расстановкой произнес герр-главарь.
В этот момент в руке каждого из троицы появилось по пистолету.
- Не надо с нами играть.
- Я не играю с вами. Все-таки устраивайтесь поудобнее. Я не заплачу вам, пока не пообщаюсь с вашим покойником. Вам это тоже будет интересно. Оружие можете не прятать, если вам так удобнее. Выпить я вам не предлагаю, так как знаю наверняка, что вы откажетесь. Собачего корма для вашего волкодава у меня нет.
Не обращая внимания на направленные на него стволы, он вошел в спальню, где прятался Кит.
"Вольные стрелки" остались одни. Стоять посреди комнаты было неудобно, и кроме того, они порядком устали. Поразмыслив, они расположились у окна, при этом кресла расставили таким образом, чтобы в случае чего оказать сопротивление и еще успеть уйти через окно.
Грызлов вернулся в зал. В руке у него было четыре бутылки пива. Посмотрев на расположение "стрелков", он усмехнулся, хотя про себя отметил, что с точки зрения опытного бойца, они заняли одну из наиболее выгодных позиций.
- Пива? - предложил он им.
- Сколько ждать? - вопросом на вопрос ответил герр-главарь.
- По паре бутылочек выпить успеем, - пытаясь держаться весело и непринужденно, ответил Грызлов.
Он сел напротив окна рядом с застывшими в напряженном ожидании гостями.
- Пиво не отравлено. Если не верите, могу сделать по глотку из каждой бутылки, - пошутил он, поставив три бутылки с пивом возле спокойно сидящей собаки. - Видите, ваш Баскервиль не воет, мин нет.
"Вольные стрелки" к пиву не притронулись. Грызлов открыл свою бутылку с помощью пистолета и, прихлебывая из горлышка горьковатый ароматный напиток, ждал, когда к нему заявится Шплинт. Шплинт везет деньги. Это очень кстати. В конце концов, может все не так уж плохо.
В саду двое людей, сняв пиджаки, копали четвертую могилу, предназначенную для Шплинта. Труп собаки было решено похоронить с кем-нибудь из убитых. Не копать же ей отдельную могилку.
***
Егор знал множество способов напиться, но не знал ни одного способа быстрого отрезвления. Кипучие термоядерные смеси, тяжелые, как ртуть и обжигающие, как жидкий азот, полученные опытным путем, рецепты которых скачут как блохи из одной безумной головы в другую, были давно ему известны, опробованы и доказали свою убийственную силу. К подобной механике потребления алкоголя их компания прибегала лишь в редких случаях. И применение их всегда было оправдано обстоятельствами: если было мало выпивки, если опоздавший желал мгновенно достичь состояния, в котором уже пребывали собутяльники, если было очень хреново на душе и доводы рассудка не спасали, если просто хотелось напиться без предисловия.
Но за всю свою жизнь ему не пришлось столкнуться с таким человеком, который бы в разгар веселья попросил бы отрезвить его в одно мгновение. Это же кощунство! Хочешь быть трезвым - не пей! Если уж пьешь, зачем тогда трезветь?
Однако Келдыш ему нужен был трезвым. За его неожиданное спасение стоило бы выпить, и Егор в глубине души простил своему другу эту слабость. Келдыш напился, сам, один, как заправский алкоголик, до стстояния нового веника, который невозможно поставить ровно и который валится то в одну, то в другую сторону.
В квартире у Егора был самый настоящий бардак. Вещи валялись в таком немыслимом беспорядке, что при виде этой картины на ум сразу приходила мысль о существовании полтергейста. Но Егор знал виновника этого беспорядка. Все равно вид выпотрошенных шкафов, ниш, антресолей и тумбочек, и пола, сплошь заваленного их содержимым заставил его содрогнуться. Егор сбросил с плеча руку окончательно размякшего Келдыша и с тоской принялся осматривать результаты своих поисков отцовского ружья. Потерявший опору Келдыш с грохотом рухнул на пол. За все это время он так и не проснулся. Егор подобрал несколько вещей, хотел положить их в шкаф, но по пути споткнулся о кипу кассет, наступил на неровную горку из книг, чертыхнулся, отбросил в сторону свитера, что держал в руках, и отправился на балкон. Это было единственное место, где ураган не бушевал, и беспорядок, царивший здесь, имел давнюю историю и превратился в своего рода порядок.
Постепенно радость, которую он испытал при виде своего друга живыми здоровым, куда-то исчезла, словно с Келдышем ничего и не происходило, словно он проспал там в коридоре со вчерашней ночи. Егор облокотился на балконные перила. Ему было страшно. Ледяной холод ужаса скользнул по его внутренностям, подбираясь к горлу и сковывая морозом все, что попадалось у него на пути. От страха могут замерзнуть и сердце, и легкие, а потом они могут остановятся. Кто тогда спасет родителей Егора? Пьяный Келдыш?
Егор вернулся в квартиру. Тупо все, очень тупо! Он склонился над спящим другом. Зачем они взяли ту проклятую сумку, набитую куклами? Егор вспомнил по крайней мере три способа приведения пьяного в чувства.Он не знал, где он мог слышать о них раньше. Может в кино видел? Один способ - быстро и сильно потереть уши пьяного, кажется так делают врачи и милиционеры.
Зачем он пытался убить тех двух бандитов? Ведь если бы не этот псих, который непонятно каким чудом вытащил Келдыша на свет божий, его друга или убили, или долго мучали, чтобы проучить Егора.
Второй способ - вода, точнее холодная вода. Все что угодно, душ, ванна, просто из ведра прямо на голову.
Зачем он неизвестно кому отдал свою машину и сумку, полную изготовленных собственными руками вот на этой самой кухне кукол?
Третий способ был вообще из разряда мифов народов мира. Для пьяного готовили смесь состоящую из очень крепкого спиртного напитка, яиц и кучи острых специй, которую пострадавший должен выпить залпом.
Все это хорошо, и что теперь, теперь, когда нет оружия, нет денег, нет машины?
Егор усадил Келдыша, прислонив спиной к стене. Затем, передумав, уложил друга на спину и тут же начал тщательно и безжалостно терзать его уши. Келдыш открыл глаза, внимательно посмотрел на Егора и произнес очень трезвым голосом:
- Ты что делаешь?
Егор запыхался и устал, но он не знал, как долго нужно тереть уши реанимируемого. Чем дольше, тем лучше, уж покрайней мере хуже не будет. Келдыш вдруг вырвался и сел. Егор внимательно наблюдал за ним, но не мог определить, достигнут ли желаемый эффект. Келдыш говорил и смотрел по сторонам довольно осмысленно, но встать на ноги не решался.
- Ты что со мной делаешь? Почему я на полу? Ты спятил, Егор. Егор?
Егорчик, - бормотал он, и Егору на миг показалось, что Келдыш целует его в щеку.
- Да ну тебя, - Егор освободился от пьяных объятий.
- Это ты, ты, я не верю своим глазам. Спасибо, боже! Спасибо, Будда, спасибо, Аллах, спасибо, Вишну, - бормотал заплетающимся языком Келдыш, усердно стирая со щек катившиеся слезы. - Я жив. Я жив! Я их всех просил, всех. Ты понимаешь, Егор, бывают в жизни такие ситуации, когда надеяться больше не на кого. Я надеялся на них. Может быть я и переборщил, обращаясь ко всем сразу. Я просто перестраховался. Жить охота, просто мочи нет. Они мне помогли. Все помогли. Пить брошу. Я им всем обещал, что пить брошу.
- Значит, тебя спас Аллах, - резюмировал Егор.
- Почему? Объясни.
- Мусульмане не пьют. Бросишь пить - будешь хорошим мусульманином.
- Не пьют? А как же они балдеют? В чем же кайф?
Келдыш не мог подняться, но трещал без умолку. Массаж ушей вернул ему голос, но и только. Егор видел, что глаза его друга снова посоловели и веки то и дело безвольно захлопывались. Настало время закрепить отрезвляющий эффект. Егор поволок Келдыша в ванную. Он включил холодную воду и терпеливо ждал, пока ванна наполнится, между тем слушая болтовню Келдыша и внутренне содрогаясь от ужаса.
- Слышь, он мне и говорит, - лепетал тот. При виде наполняющейся ванны, у него проснулся инстинкт раздевания, и он с усилием пытался стащить футболку через голову, но запутался. Однако попыток обнажиться не оставил. - Говорит, Келдыш, ты смелый парень. Таких как ты единицы. Егор твой - негодяй, не привез денег, и ты теперь ответишь за его глупость. Говорит, умных людей не бывает. Умные - это те, кто ловко скрывают свою глупость и заставляют окружающих чувствовать себя еще глупее. Это он мне говорит. Ты слышишь?
- Слышу, слышу, - отозвался Егор. Он автоматически окунул руку в воду и тут же отдернул. Вода была ледяной. Просто чудо! Летом в Москве из крана течет ледяная вода!
- Он мне говорит, ты слышишь? Я, говорит, тебя уважаю, ты, Келдыш, мужик, мужик что надо. И Егор, говорит, тоже мужик, но глупый. Ты слышишь, он тебя глупым назвал, - Келдыш умудрился стащить с себя футболку и теперь принялся выбираться из штанов. - Я мужик, он это сказал. А раз я мужик, я должен его понять. Он ведь зла мне совсем не желал, он хотел проучить тебя. Ты ведь сделал все не так, как он просил. Почему ты сделал все не так, а, Егор?
- Потом расскажу.
Егор помог Келдышу снять штаны. Затем с трудом поставил его на подгибающиеся ноги, размышляя, стоит ли стаскивать трусы.
- И тогда он мне говорит: калечить тебя не буду, бить тоже, но наказать Егора надо так, чтобы он понял, что все это не шутки. Говорит, выбирай или ухо, или палец. Понимаешь? Он хотел, чтобы я выбрал то, что мне больше нужно, чем я больше дорожу. Ухо или палец? Ножик достал такой здоровый. Подумай, говорит, хорошенько. Ухо или палец? Представляешь, я не мог сразу выбрать. И знаешь почему? Потому что и ухо,. и палец были моими. Не чьими-то, а моими собственными. Я не мог выбрать. Он, главное, и не торопил вовсе. Бутылку бах передо мной. Анестезия говорит. Я эту водку выпил вот так сразу. Всю бутылку до дна, одним махом. Хорошая была водка, легко пошла. Жалко мне уха, и пальца жалко. Тогда я начал молиться, а потом вырубился, и тут ты, а я выбирал все и выбирал.
- Выбрал?
- Да, палец, - вздохнув, ответил Келдыш и показал Егору мизинец.
Егор толкнул друга в ванну, и пока тот, воя во все горло, барахтался в ледяной воде, он взял душ и принялся старательно поливать голову Келдыша. Первый шок от холода быстро прошел, Келдыш сидел в ванной и отмокал. Больше он ничего не сказал.
- Ты как? - поинтересовался Егор, отведя душ в сторону.
- Может надо было выбрать ухо? - задумчиво спросил Келдыш, не поднимая головы.
Егор завинтил кран и подал Келдышу полотенце. Впереди третий этап. Для окончательного отрезвления необходимо было сделать чудо-коктейль. Келдыш выполз из ванны. Покачиваясь, но все же удерживая равновесие, он тщательно вытирался. Егор гремел на кухне посудой. Через три минуты коктейль был готов. Закутанный в махровый халат, Келдыш и это испытание перенес с достоинством. Он даже хотел произнести тост, но передумал и просто выпил залпом гремучую смесь.
- А теперь кофе,- сказал Егор, убедившись, что рвотные спазмы у Келдыша прошли, и теперь тошнить его уже не будет.
От опьянения, казалось, не осталось и следа. Руки, конечно, дрожали, и во рту было сухо, однако, самое славное то, что Келдыш мог довольно сносно соображать.
- Что нужно лизнуть сзади, чтобы погладить спереди? - спросил Егор, чтобы убедиться, что с соображалкой у друга все в порядке.
- Марку, - вяло отозвался Келдыш. Кофе источал запах горелой резины и был отвратительно безвкусен, но расстраивать Егора не хотелось. - Что случилось? - спросил он, только теперь заметив, что с другом что-то не так. - Все ведь закончилось благополучно.
- Еще ничего не закончилось! - закричал Егор. - Я не знаю, что мне делать! Как поступить? Я на грани! Тупо все, тупо!
От его крика Келдыш как-то сник. Егор вдруг осознал, что его друг не все знает. Про родителей он точно не в курсе. Но больше всего Егор злился на себя, поэтому кричал, выплевывая давившую его изнутри безнадегу. На чудо уповать бессмысленно. Келдыш спасен, но к его спасению Егор не имеет никакого отношения, зато к похищению - самое прямое.
- Они забрали папу и маму, - тихо сказал он.
- Куда?- не понял Келдыш.
- Не знаю, - Егор пожал плечами.
- Кто они?
- Не знаю, не знаю, не знаю, не знаю, - Егор резко встал с табурета и выплеснул недопитый кофе в раковину. Затем принялся тщательно мыть чашку и не прекратил этого занятия даже после того, как она засияла чистотой.
- Что вообще происходит? - осторожно поинтересовался Келдыш, безропотно прихлебывая черный горький кофе.
- Они звонят. Говорят куда принести деньги. Денег - нет. В банке мне денег не дали. Я сделал куклы, у меня их украли. Нет, не спрашивай, ни о чем не спрашивай. Я тебе отвечу сразу на все вопросы лишь тремя словами: я не знаю.
Егор вернулся к столу.
- Келдыш, так хреново мне еще никогда не было.
- Оружие лучший дипломат, - вставил свое слово Келдыш.
- У меня нет оружия. Теперь нет, - вздохнул Егор.
- У тебя есть я. Мы достанем оружие.
- Времени в обрез. Они позвонят, и нужно будет ехать.
- Давай сообщим в милицию? - предложил Келдыш.
Зазвонил млбильный.
- Это они, - прошептал Егор.
***
Игорь ко всеобщему удивлению оказался очень прытким парнем. Лавируя между припаркованных машин, он то и дело менял траекторию своего движения, нырял в подворотни, пронзал сквозные подъезды и старался не оглядываться назад. Но все его тактико-стратегические ухищрения были тщетны. Люди Рахмета на своем пострадавшем "мерсе" хоть и выигрывали в скорости, зато проигрывали в маневренности, однако это нисколько не мешало им следовать за убегающим Игорем буквально по пятам. Этот район Москвы они знали особенно хорошо. Скрипкин безотрывно следовал за ними, справедливо полагая, что они в конце концов выведут его на Игоря. Тяжелее всего было Крису и Свете. Они еле поспевали за парнем, устали и дышали тяжело и сдавленно. Свете успела надоесть эта гонка. Ее сердце требовательно стучало в грудную клетку, предупреждая о возможных неприятных последствиях такого стремительного бега. В боку кололо. Нетренированные мышцы ног одеревенели. Если бы не Крис, вцепившийся в ее руку и буквально волочивший девушку за собой, она давно бы остановилась, чтобы отдышаться, а после, махнув рукой на Игоря и на деньги, отправилась домой. Крис же сдаваться не собирался. Его жгло желание немедленной расплаты. О деньгих он тоже вроде бы забыл, точнее, этот вопрос сам собой отступил на второй план, уступив место желанию справедливой мести за предательство и за ранение Алены. Удивительно, но Игорь так и не обратил внимания на бегущую за ним пару, его больше заботил поблескивающий капот и потрескавшееся лобовое стекло черного "Мерседеса", от которого, казалось, невозможно спрятаться.
Люди Рахмета, увлеченные погоней, тоже не обращали внимания на путающихся под ногами Криса и Свету, которые несколько раз умудрились столкнуться с "мерседесом". На это никто не обращал внимания, каждый был занят своим делом и был уверен, что действует в одиночку. Только Скрипкин, посмеиваясь, наблюдал с безопасного расстояния за суматошной погоней. Он видел раскрасневшиеся лица ребят, видел "мерседес", и иногда ему удавалось рассмотреть спину или плечо скрывающегося за поворотом Игоря. Тасс был безучастен. Больше всего он опасался за свою жизнь, и никакого дела не было ему ни до Игоря, ни до Криса со Светой, ни до людей Рахмета, даже до Скрипкина. Сильнее всего в этот момент он хотел оказаться где-нибудь в бильярдной, чтобы убаюканные мерным постукиванием шаров тревоги уснули и оставили его наконец в покое.
Игорь чувствовал, что силы на исходе, и долго держать подобный темп он не сможет. Необходимо было придумать что-нибудь простое и гениальное. Он знал, что его может спасти большое скопление народа, где он мог бы спокойно затеряться, и если повезет, исчезнуть, оставив преследователей с носом. Но, как говорится, умные мысли всегда приходят потом. Если бы с самого начала он не начал метаться, как перепуганный пескарь, а побежал бы прямиком к ближайшей станции метро, он давно был бы в безопасности. А теперь, запутавшись в лабиринте дворов, похожих друг на друга, как две капли воды, как вообще все капли воды, он не мог даже представить себе, где находится и в какой стороне ближайшая станция метро. Он просто бежал, потому что останавливаться было нельзя. Он искал толпу, ту самую толпу, которой всю жизнь сторонился, опасаясь стать ее частью. Он искал людей, но не затем, чтобы попросить их о помощи, он знал, что это бесполезно.
Неожиданно для самого себя Игорь оказался на широкой улице. Он остановился перед рекой проезжей части, испуганный, словно загнанный в тупик. Он привык бежать только вперед, а теперь путь ему преграждали ряды проносящихся мимо машин. Если повезет, можно проскользнуть на противоположную сторону и уцелеть. Но может не повезти. Сейчас не лучшее время для травмы. Нужно бежать, бежать.
Перефирийным зрением Игорь заметил, как справа из подворотни вырулил "мерседес" и замер, ожидая его дальнейших шагов. Игорь тяжело дышал, пот струился по лицу, затекал под веки, обжигал губы и мешал думать. Глянув прямо перед собой на противоположную сторону проезжей части, Игорь замер, пораженный увиденным. От волнения он даже перестал дышать, просто замер, вытянувшись и разинув рот. Он не обратил внимание на хлопнувшие за его спиной двери подъезда, из которого сам выскочил всего пару минут назад. Крис и Света, увидев Игоря, тоже резко остановились и пытались отдышаться. Не было сил просто подойти и поговорить с ним. Света, глядя на Криса, смешно двигала губами, пытаясь что-то сказать, но не могла произнести ни слова, только шипела, как чахоточная змея. Крис прикрыл ей рот ладонью и кисло улыбнулся. Момент расплаты настал. Его смущало, конечно, что вокруг много свидетелей, но он надеялся, что сможет увести Игоря в более укромное место и там поговорить. Они осторожно, как кошки, завидевшие жирного беззаботного голубя, начали приближаться к стоящему столбом Игорю. Но тот неожиданно рванулся с места и побежал прямо через проезжую часть, лихо форсируя невысокие ограждения. Через несколько секунд он уже был на той стороне улицы.
- Черт! - заорал Крис.
Он подошел к самому краю тротуара и тяжело облокотился на ограждение, стоял и смотрел себе под ноги. Света же с вниманием разглядывала большой щит, прицепленный к фасаду здания, к которому и устремился Игорь. "2002 год. Фотовыставка. Окна в мир." - было выведено большими буквами на этом щите, чуть ниже более мелкими были перечислены спонсоры и совсем маленькими буквами были написаны имена и фамилии участников выставки.
Возле здания было полно народу. Игорь вклинился в толпу и туж же исчез, словно утонул в телах.
- Он там, на выставке, - охрипшим голосом сказала Света.
Крис поднял голову, посмотрел на щит, затем глянул по сторонам, увидев подземный переход, он улыбнулся.
- Никуда он от нас не денется. Время еще есть, - быстро проговорил он и, схватив Свету за руку, поволок ее к переходу.
Черный "мерседес" припарковался у здания. Из машины вышли двое. Они качающейся походкой направились ко входу, у которого кишел народ.
Игорь довольно нагло и бесцеремонно протискивался к дверям, не обращая внимания на ворчание и недовольные окрики. У дверей стояла охрана. Игорь смело шакгул к ним навстречу.
- В очередь, - резко сказал один из охранников.
- Сейчас, - довольно нагло заявил Игорь. - Я Сергей Мельников, мои работы тут выставляются.
Охранники смутились.
- Где ваш бейдж?
- Да какой на хрен бейдж, я и так на открытие опоздал, видите, мокрый весь.
Охранник вполголоса посоветовался со своей рацией и наконец впустил
Игоря.
Сергей Мельников был семнадцатым в списке участников фотовыставки. Всего их было двадцать восемь, но Игорь отчего-то запомнил только его. Правда, еще он запомнил Мишуру Гакоэ, но эти имя и фамилия не вязались с его внешностью. Войдя в зал, он немного расслабился. Потолки здесь были высокие, они тонули в темноте, отчего-то ассоциируясь со сводами в храме, за которыми непременно должны быть небеса. Ярко освещали только развешанные на стендах фотографии. Народу тут было еще больше, чем на улице. Игорь вздохнул с облегчением. Главное сейчас побыстрее найти запасной выход.
В зале тихо играла музыка. Это было что-то ненавязчивое, спокойное, типа "new age". Видимо по замыслу организаторов выставки музыка должна была закреплять визуальный эффект, наполнять банальные процесс созерцания фоторабот восторгом и магическими вибрациями. Игорь, стараяся ни чем не выдать волнения и страха, брел вдоль щитов с фоторгафиями, скользя взглядом по снимкам большого формата. Ярко освещенные, они действительно казались окнами в мир, в другой мир, живущий иными законами. Там синий цвет был не просто синим, он переливался и волновался, как вода, красный - искрился, как огонь, белый цвет - пролитое молоко. Люди на этих снимках, замершие, с почти удивленными лицами, смотрели оттуда на зрителей, и в каждом незавершенном движении, в каждом недоповороте головы, в каждой недосогнутой руке было столько жизни, столько света, столько смысла, черт возьми, и фотографии уже казались иконами, а выставочный зал - храмом, а все вокруг - молящимися, и даже музыка звучала как-то религиозно, словно хор ангелов-неформалов. На миг Игорь забыл обо всем на свете, очарованный, подавленный, он не ощущал больше усталости и страха. Волны трепета и тихого блаженства омывали его лицо и тело. В нем возникло могучее желание простить всему миру его несовершенство и жестокость, простить людям черствость, грубость и слепоту души и после исповедаться и надеяться, что и ему самому будут прощены ошибки и тщеславие. Игорь остановился перед щитом, на котором были представлены работы того самого Сергея Мельникова, именем которого он открыл себе доступ сюда, в это убежище. Сергей Мельников родом был из Самары, о чем свидетельствовала надпись, венчавшая щит с его снимками. Гармонию и смысл жизни он искал в юных полуобнаженных моделях, преимущественно женского пола. Глядя на его работы, начинаешь верить в то, что самые красивые девушки Росии живут именно в Самаре. Сергей Мельников, похоже, знал толк в эротике. Игорь невольно представил себе лицо невозмутимого бородача с дымящейся трубкой в зубах, с ясными голубыми глазами, которые видят в женщине не просто объект желания, но в первую очередь красоту и тайну. Интересно, видели ли охранники на входе работы Мельникова?
Игорь оглянулся на входные двери и увидел Криса и Свету. Он даже не испугался, в этот момент он как никогда чувствовал свою вину перед ребятами. В чем-то Крис был прав, убеждая его повременить с возвращением в город. Игорь смотрел на них открыто и прямо, но ни Крис, ни Света не замечали его. Они стояли, не решаясь с головой окунуться в толпу ценителей фотоискусства, опасаясь что внутри нее они никогда не отыщут Игоря. Дверь за их спинами отворилась, впустив в зал еще двух человек. Эти двое не стали терять времени на панорамный осмотр и тут же вклинились в волнующуюся гущу народа, по пути, правда, толкнув стоящего без движения Криса и бросив через плечо извинения; они были людьми прямого действия и были уверены, что отыскать Игоря можно только если искать его. Игорь же не узнал вошедших, так был поглощен своей дистанционной исповедью, что кроме Светы и Криса, к кому и были обращены душевные импульсы покаяния, он больше никого не замечал. Когда же, когда же наконец они посмотрят в его сторону? Он даже подумал, что вот сейчас их взгляды встретятся, Крис все поймет и все простит, и спасет его, сделает невидимым, выведет из зала на улицу, вместе они спустятся в метро и уедут далеко-далеко. Алена тоже простит его, пусть даже, если хочет, выстрелит ему в ногу, он и это готов был стерпеть. Только бы не видеть больше черный "мерседес"...
Взгляд Криса, метавшийся по лицам и затылкам находящихся в зале людей, наконец остановился на встревоженном лице Игоря. Но Игорь уже не смотрел на них, он заметил "черных ангелов", спешащих к нему, бережно, но настойчиво протискиваясь через толпу посетителей. Он совсем забыл, зачем пришел сюда, одурманенный атмосферой, царившей в зале, ошарашенный внезапным появлением Криса и Светы, он потерял контроль, размяк, а ведь ему нужно было бежать, искать выход и бежать. Сколько времени потеряно! Игорь побежал.
- Вот он, - кивнул головой Крис, взяв Свету за руку, он увлек ее за собой.
Траектории преследователей пересеклись. Люди Рахмета и Крис столкнулись. От неожиданности они остановились и некоторое время смотрели друг на друга, не понимая, что происходит. Но каждый из них ощутил, что перед ним конкурент, которому тоже позарез нужен Игорь. Эта нелепая случайность дала Игорю возможность выиграть нескольно важных, спасительных мгновений. Он заметил боковую дверь, побежал к ней, рванул на себя и чуть не вскрикнул от радости - дверь оказалась незапертой. Пробежав по узкому коридору, он интуитивно выбрал из множества дверей ту самую, которая вела на улицу. В этом здании он был впервые, а о существовании этого коридора он вообще не подозревал, но это его нисколько не смутило, он упрямо бил ногой по закрытой двери, уверенный, что это и есть искомый спасительный запасной ход. Дверь оказалась крепкой, ей нипочем были ни удары пчечом, ни ногами. Игорь злился и громко ругался. Особенно мучительной была мысль, что он всего в семи сантиметрах от свободы, и нет способа преодолеть их. Сейчас, вот сейчас по узкому коридору загрохочут тяжелые шаги его преследователей, клацнут предохранители и затворы, прогремят выстрелы, и все закончится, среди кислого запаха горелого пороха будет метаться в поисках пути в небеса душа Игоря, он сам, то есть его многострадальное тело, останется валяться здесь, скрюченное и моркое от пота и крови.
Игорь, что есть силы, ударил кулаком по двери, взвыл от боли, видимо выбив сустав на руке. Он готов был разрыдаться от сознания собственного бессилия, он крутился на одном месте, как волчок, и ждал, ждал, когда наконец зазвучат по коридору шаги. Безумный от страха его взгляд упал на висевший в стороне щит с пожарным инвентарем. Конечно, никакого инвентаря там не было, ни лопаты, ни топора, но прямо под щитом, рядом с небольшим ящичком для песка он увидел огнетушитель. Времени на раздумья не было, Игорь стремительно бросился к стоящему столбом огнетушителю...
Люди Рахмета изучали стоящих перед ними парня и девушку. Крис нагло ответил таким же оценивающим взглядом. И те, и другие чувствовали опасность, исходящую от оппонентов. Затаенная злость и готовность к немедленному действию словно электрический ток пронизывала их тела. Они были прямолинейны и жестоки, они не знали друг друга, но чувствовали, что перед ними враги. Эта напряженность, возникшая между четырьмя заряженными электричеством телами ждала пика электрической активности, чтобы в своем извечном природном стремлении любой материи к равновесному состоянию освободиться от лишней энергии путем короткого замыкания, а проще говоря, взорвавшись. Крис внутренне подобрался, готовый к прыжку. Продолжая сверлить взглядом одного из противников, он ждал, когда тот сделает резкое движение, когда рука его скользнет за пазуху, и тогда Крис, словно сжатая пружина, получившая свободу, стремительно бросится на него.
Внезапно прямо перед ними, вклинившись в поле особо опасной напряженности, возник некий субъект в плащеи в шляпе. Несмотря на летнюю жару и на духоту в помещении, его, видимо, знобило, тело его дрожало мелкой дрожью, и лицо казалось белым, вылепленным из снега. Ему было холодно, морозильник был у него внутри, и плащ со шляпой просто не давали ему возможности растаять. Личность не обратила внимания на четверку, и вообще она не обращала внимания ни на кого, она замерла и засунула руки в карманы. Люди Рахмета и Крис, ошарашенные внезапным и бесцеремонным появлением данного субъекта, растерялись. Человек из глубоких карманов своего плаща выудил два огромных пистолета. Этого вообще никто не ожидал. Крис и Света отпрянули назад, а люди Рахмета полезли за пазухи за своими "Стечкиными".