Горощеня Александр Сергеевич : другие произведения.

"Русская Идея" от С.Сельянова

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  "Проект Британского киноинститута "Век кино" был задуман как собрание личных мнений наиболее ярких и влиятельных деятелей мирового кино, каждый из которых мог бы поделиться своими мыслями о пройденном пути и перспективах кинематографии собственной страны".
  
  Эти слова написаны на оборотной стороне ДВД-футляра купленного мной фильма с интригующим названием "Русская Идея: История русского кино от Сергея Сельянова".
  На лицевой стороне фото автора - бородатый мужик прикуривает сигарету, исподлобья глядит пронзительно. В волосах и на свитере снег, позади канал, дома, виден православный храм. Калика перехожая, вынырнувшая из снега в нашем Сегодня, чтобы рассказать о нашем Вчера. Загадочная русская душа, глядя на которую британские киноакадемики будут судить о русских вообще и о нас с вами в частности...
  
  Помнится, в одном из многочисленных романов Пикуля (по-моему, речь идет о романе "Богатство", хотя могу ошибаться) был герой, который не принимал Достоевского (который, кстати, к созданию Русской Идеи тоже приложил руку). Этот герой, помню, возмущенно восклицал: - Да где он видел в России таких людей (имелись в виду, конечно, не разумихины, а раскольниковы и шигалевы)?!
  Возмущение этого человека было искренним и, без всяких сомнений, являлось отражением пикулевской позиции. И отражением жизни оно тоже являлось. Чем и объясняется тот факт, что здоровые русские люди всю жизнь открещивались от достоевщины, всегда - просто по причине наличия здоровых инстинктов, которые объединили в отношении к вопросу даже таких разных людей, как Пикуль и, например, БГ!..
  Впрочем, вернемся к предмету.
  Фильм Сельянова как бы отражает связь между творениями Бердяева и революцией 17-го года, как воплощением разгаданных Бердяевым чаяний русского народа. Если быть более точным, то Сельянов отражает даже не связь, а отражение этой связи. Связь между Русской Идеей и обрушившимся на Россию революционным кошмаром устанавливают кинематографисты 20-х годов (Эйзенштейн, Довженко, Барнет и другие).
  Вот она, Русская Идея - заполошные мутные люди с выпученными глазами. Истерящие: - А правда где?!
  Основной вопрос, который, как выясняется, всю жизнь не давал спать русскому человеку! Который чурается богатства и назначается каким-то пожизненным юродивым, каким-то Гамлетом в лаптях, постоянно занятым поиском Бога в косматой своей бороде!
  Где корни этого явления? И есть ли такое явление вообще? Или оно выдумано религиозными философами и поддержано пронырливыми политиканами, которые просто так ни в одном очаге огонь поддерживать не станут?
  Голос Алексея Петренко за кадром сообщает нам, что после падения Византии русский народ ощутил свое одиночество
  и свою ответственность за правду православия, которую должно было нести в мир, отрекшись от всего русского в себе. "Оставь отца и мать своих, и иди за мной". И народ-богоносец, перекрестившись, пошел. Понёс миру идею спасения через Правду. Это была прививка против "национального эгоизма" - другими словами, это была прививка, разрушающая иммунитет народа, как живого организма.
  
  И тут следует повторить главный вопрос: была ли эта прививка?
  Или была лишь байка о ней?
  Или, это вообще никакая не прививка? А просто часть нашей природы - изначально? - Это важные вопросы.
  Ибо, если русский народ и впрямь заражен этой маниакальной жаждой Правды, если он (мы) одержим(ы) мечтой несмотря ни на какие тернии приползти к Богу, проложив коленками и локтями тропку для остального человечества, тогда революция, гражданская война, террор и всё остальное, выпавшее на его (нашу) долю есть закономерные продукты его (наших) мировоззрений. Разрушаются храмы старой веры, дабы на их месте был воздвигнут храм Истины. И если сами мы этой истины не найдем, то уж другим маякнём точно. Разве не об этом кадры из фильма Сергея Эйзенштейна, где погромщики храмов "похожи на святых"? - Об этом. А разве не русские люди в указанном фильме разоряют храм? - Русские. Значит, это разрушение лишь виток их (нашего) развития, это ступень будущего созидания. Впереди Свет, а жертвы гражданской войны, тысячами гниющие на обочине исторического процесса - даже не деталь. Они, эти трупы, вообще существуют условно. Или, скорее, не существуют вообще (за Эйзентштейном не видно Бронштейна).
  Об этом фильмы послереволюционных кинематографистов, которые дореволюционную жизнь изображали кошмаром (ведь убогие избы с чадящими печками, где вповалку спят какие-то вшивые унтерменши, где под ногами чавкает вода, это кошмар самый натуральный)? Если об этом, то мы вынуждены констатировать - такая "Русская идея" - яд для русского народа.
  И заканчивается эпоха "Русской Идеи" не "идеей государственности", которая представлена, кстати, тем же Эйнзенштейном, а продиктована Сталиным, а настоящей Русской Идеей, отстаивающей концепцию не анархического поиска того, чего не может быть, но концепцию русского государства, которое и является единственной, и совершенно очевидной, единственно возможной предпосылкой существования любого народа.
  В одном из своих интервью С.Сельянов сказал: "Страна наша нуждается в самоидентификации, в какой-то опоре, в национальной идее".
  Прекрасные слова! Не совсем понятно, правда, почему в качестве средства самоидентификации опять подсовываются грабли, на которые страна наступала уже неоднократно? Я не увязываю напрямую слова интервью с фильмом (фильм как раз не дает ощущения того, что автор в восторге от изысканий своих предшественников), но факт остается фактом - именно этот продукт назван "русским", именно он будет восприниматься, как "русский" в той же Британии, с помощью которой он и создавался.
  Именно такие продукты делают вполне оправданным вот такое отношение к России и такие вот сравнения:
  - "......до Сибири миллион миль, а Америка пока еще старая добрая страна... вся ГНИЛАЯ ТЬМА-СКОРБЬ мыслей о Россиях и заговорах с целью убить душу целого народа рассеивается, когда просто слышишь: - Боже мой, счет уже 26:0... И я знаю, что Америка слишком огромна, с народом, слишком огромным, чтобы его когда-нибудь превратили в нацию рабов... и я... знаю, что, если не считать пары потасовок в барах... ни единый волос у меня на голове не пострадает от Тоталитарной Жестокости..."
  И это говорит не сынок Эйзенхауэра, не стопроцентный американец, это слова Джека Керуака, неформальщика и певца "разбитого" поколения.
  И пока будут выпускаться фильмы, выдающие за русский брэнд всю эту псевдорусскую довженковскую муть, на которую тошно смотреть, таким высказываниям удивляться нечего. Конечно, от того, что было, открещиваться нельзя, в том смысле, что нельзя делать вид, что этого не было. Это было, а из песни слов не выкинешь. И спасибо Сельянову за напоминание. Но пытаться выстроить цепочку преемстенности, пытаться оживить в современности вчерашнюю дурь - зачем? А ведь фильм Сельянова содержит в себе явный намек на то, что т.н. "русская идея" жива. Начиная с оформления диска, с этой стилизованной фотографии и заканчивая кадрами "Сталкера" с Кайдановским, всё в этом кино кричит именно об этом. И я искренне не понимаю, зачем пытаться реанимировать покойника, который помер от дурной болезни! - "Русская Идея" - это история наших, хочется надеяться, ОСОЗНАННЫХ заблуждений, но акцента на этом автор не делает, хотя и не исключает возможность такой трактовки...
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"