Зашел в читальню, где и был обстрелян ...
(В.Вишневский)
И было мне видение. И был мне Голос. И Голос сказал:
- Иди и смотри.
И я ходил и смотрел...
***
КОШКА
Сей ник уже говорит о многом. Хотя бы о том, что скрывается под ним женщина вполне определённой натуры и характера.
Читать Кошку интересно. Более того, читать Кошку полезно. Во всяком случае, я почерпнул кое-что о женских взглядах на жизнь. Два необходимых для меня условия приемлемого чтения - хороший язык и интересная тема. То о чём пишет Кошка, мне интересно. Такую литературу я предпочту душераздирающим описаниям красот среднерусской полосы или игре в "Зарницу" на Тау-Кита, где, вместо деревянных "калашниковых", применяют шмайсер-бластеры. Спазма в груди это у меня не вызывает. Что же касается языка - им она владеет прекрасно. Без хорошего языка, те, зачастую незамысловатые сюжеты кошкиных работ, рассыпались бы как песчаные домики.
Немалая доля того, что я прочитал, посвящена Героине, выступающей в разных ипостасях, но обладающей целым рядом единых признаков. Это всеми любимый тип женщины, стремительно несущейся в экспрессе от станции "Лолита" до станции "Мадам Грицацуева" и пока ещё находящейся в первой трети пути. Она обладает сразу тремя замечательными качествами - хороша собой, бесспорно умна и бесконечно несчастна. Личная жизнь у неё безнадёжно и непоправимо неустроенна. Таких очень хочется на первом этапе посадить на колени и пожалеть, что впрочем, не исключает того, что на следующем их захочется придушить. Подобного рода литература от Набокова до Петрушевской, Ерофеева и Полякова, прежде всего подкупает сходностью ощущений героя и читателя. Может быть, для кого-то это литпопса. Я так не считаю. Это та самая жизнь, в которой мы все и барахтаемся с переменным успехом. Правда, есть одно коренное отличие в подаче материала. "Мужская" литература на эту тематику посвящена в основном, размышлениям добропорядочной супруги (шлюхи в душе), как бы половчее дать инструктору по туризму в задней комнате лагеря, среди рюкзаков, лыж и пустых бутылок, пока муж у костра поёт песни Клячкина. В "женской" литературе всё, как правило, с точностью до наоборот.
Если же автор стремится избежать таких поворотов сюжета и пишет только о "чистом и прекрасном", то без занудства и пошлости (не путать с пошлятиной), ему редко удаётся обойтись.
Однако интересы Кошки простираются шире той упрощённой схемы, которую я вам нарисовал, что я и попробую сейчас продемонстрировать:
(Примечание: для чистоты ощущений - в коммы не заглядывал. Во время написания ни одно животное не пострадало.
Отчаяние Могу себе представить, чему было посвящено "серьёзное вполне совещание", если на нём думалось о таких вещах.
Героиня рассказа - Лиса. Наша. Типичная представительница средней полосы.
В детстве я обожал книжки, в которых героями были звери. Умные, думающие как мы и говорящие по-человечьи. Черепахи Костенурки и оленята Бемби... спите спокойно, дорогие товарищи. Здесь проблемы совершенно другого рода. Недетские.
Бежит лиса, объявленная вне закона. Плачет, да жизнь свою невезучую перебирает. Детишков не сберегла и самой уйти непросто.
Вот... в принципе и всё. Такой вот сюжет.
Только мысли он всякие навевает.
Не о лисе, мне показалось, писал автор.
О нас.
О той тонюсенькой прослойке, которая отделяет нас, благополучных и цивилизованных, от условий, в которых мы превратимся в лис. Лиса-чеченка, лиса-израильтянка, лиса-ирландка, лиса-мусульманка, лиса-христианка... и будем бежать точно так же, повинуясь древнему инстинкту. А сзади стая... кто из интереса, кто из чувства долга, кто из жажды крови...
Тогда остаётся только одно, вцепиться в горло - хоть один, да мой.
Как и сделала лиса...
Звонарь
Обозначено, как философия.
Я бы сказал, что здесь есть некий философский подтекст.
Интересна сама по себе, попытка женщины взглянуть на мир с "мужской"" колокольни. Мне кажется - получилось. Удалось дистанцироваться от цехового и родового братства.
...Итак - стоит себе мужик в автомобильной пробке и думает о житухе и работе.
"Зелёный", пробка кончилась, поехали. Колокольня по пути. Мешают заразы, звонят каждый день. Всё.
Только вот второе "я", неощутимое и молчаливое, при виде колокольни и звоне наполняется восторгом и радостью. Но об этом никто не знает. Даже он сам.
Достаточно для небольшого рассказа? На мой взгляд, вполне.
Заодно можно прикинуть и своё место в жизни и Марка Твена вспомнить "Путешествие мистера Стормфилда в рай", где мистеру показывают величайшего полководца всех времён и народов, перед которым померкли бы и Александр и Ганнибал. Только он сам об этом не знал. Потому что, всю жизнь чинил башмаки.
Коллективный Кустурица и все-все-все...
Посвящается окружающей среде, себе, животным, родным и близким.
Писать о родных животных вообще трудно. Надо помнить, что простое упоминание имени Пусика или его милой привычки чухать лапкой за ушком, ни у кого, кроме хозяина, ровным счётом ничего не рождает и слезы из глаз не выжимает. Тон повествования в таких случаях рекомендуется отстранённо-соредоточенный. Пусть читатель сам увидит и разберется, какое чудесное существо описывается. И уж тогда, пусть пищит от восторга или капает на монитор слюнями зависти, что не у него такое счастье бегает по квартире.
Вот при таком подходе получается то, что можно читать, что не вызывает тошноты и сострадательного отношения к автору докатившемуся до зверофетишизма.
Здесь, кажется, получилось. Поскольку сюжета практически нет, то рассказ получился именно за счёт верно взятого тона повествования.
Хотя, лично я, один момент всё-таки не понял. Уже в самом финале, муж отсылает кота к матери. А к какой именно матери, не указано...
Пронзительная вещь.
С первых строк.
Здесь уже фигурирует та самая Героиня, о которой я говорил вначале. Холодно-снисходительная, умудрённая опытом, и всё равно - беззащитная. Беззащитная, от своей женской натуры и природы.
История кинематографична. Такое ощущение, что подруги разговаривают под прицелом камеры, да и сюжет развивается в соответствии с законами жанра. Ну, а почему бы и нет? Ведь где-то же такое происходит. История Золушки бесконечно повторяется в разных вариантах. Правда и сама Золушка другая, да и Принц несколько "сериальный". Все сногсшибательно умны, красивы, богаты и обаятельны.
И лишь в финале, Автор приоткрывает нам то, ради чего эта история и написана. Очень ранимое и очень личное. А что... прочитаете сами.
Очень сильная вещь. Пожалуй, самая сильная из того, что я у Кошки прочитал. Мистика. Хорошая мистика. Не та, где толпами бегают немытые нетопыри, а та, которая окружает нас постоянно и ежедневно. Автор напоминает нам о ней и даёт повод задуматься... что происходит с теми, кого мы убиваем? Убиваем словом, взглядом, отношением. И с теми, кто убивает нас? Подтекст достаточно хорошо зашифрован и с первого раза мне даже не удалось понять, кто есть кто. Кто за "красных", кто за "белых". Перечитал, понравилось ещё больше. К сожалению, так уж мы устроены, что не видим себя. Видим, только когда смотрим в зеркало. А оно у нас кривое. Оттого и собственная физиономия и поступки имеют далеко не тот вид, который у них на самом деле. И нет рядом ангела-хранителя, который мог бы остановить и показать, что ты есть на самом деле.
Но ведь и у каждого ангела должен быть свой ангел...
***
Вот, вкратце, всё.
Такие впечатления от прочитанного...
С Новым Годом Кошка и все-все-все...