Аннотация: О философском направлении в педагогике, созданном и опробованном в нашем коллективе
"Все во всем".
(Анаксагор)
Мир глубок; и глубже, чем думает день!
(Ницше)
Американский астронавт Эдгар Митчел как-то сказал: "На Луну мы полетели технарями, а вернулись гуманитариями".
Системная Педагогика - это наука о системной работе учителя.
Системная Педагогика описывает работу учителя, при которой из множества педагогических элементов, находящихся во взаимоотношении друг с другом, создается запланированный учительский результат.
Предметом Системной Педагогики, как науки, является личность ученика. Цели Системной Педагогики - формирование личности через развитие мышления, обучение мыслить, воспитание гуманного мышления.
Системная Педагогика, как методика, включает в себя различные методы, решающие задачи формирования личности через мышление.
Учитель, работая по Системной Педагогике, и имея дело с множеством элементов, которые участвуют в формировании учащегося, создает взаимоотношение этих элементов так, чтобы достичь своей учительской цели.
Система элементов для каждого человека индивидуальна и постоянно изменяется. Причем, эти изменения происходят по-разному для каждого элемента.
Учитель, работающий по Системной Педагогике, учитывает эту динамику в воспитании, обучении и развитии, творчески и системно решая учительские задачи.
Знания, умения, навыки, воспитание определенных черт характера, мировоззрение, мышление - это области, в которых учитель работает по Системной Педагогике, создавая человека.
Множество элементов, которые участвуют в формировании человека, можно распределить в две группы: 1. влияния, которые оказываются из внутреннего мира человека и 2. из внешнего мира.
Все влияния перечислить трудно. Каждый учитель имеет личный и субъективный подход в выборе важности того или иного элемента влияния.
Успех учительской работы начинается, в данном случае, с правильной оценки влияний и правильной систематизации этих влияний.
Работа учителя, в Системной Педагогике, есть творческая работа, включающая выбор первостепенных и второстепенных влияний, создание уникальной для каждого ученика системы работы с этими влияниями.
Если в созданной учителем системе недостаточно существующих влияний, то учитель создает недостающие. Если есть влияния, мешающие учительскому процессу, тогда учитель устраняет то что мешает.
Учитель, работающий по Системной Педагогике, подобен художнику, творящему из множества существующих и созданных элементов прекрасное произведение.
Только при этом учитель имеет дело с несоизмеримо большим количеством разных элементов: у учителя в наличие вся Вселенная.
Чтобы овладеть методикой работы по Системной Педагогике, нужно понять ее в целом и в каждой составной части.
Понимание приходит с опытом мышления и деятельности. Успешная работа требует от учителя владения "Искусством Образования".