Шпионское танго
Самиздат:
[Регистрация]
[Найти]
[Рейтинги]
[Обсуждения]
[Новинки]
[Обзоры]
[Помощь|Техвопросы]
" ШПИОНСКОЕ ТАНГО "
Сценарий.
Автор: Дмитрий Станиславович Горяинов тел. 8913 9752840 No
E-mail: sibmakiz@mail.ru
НАТ. АФРИКА. ОЗЕРО "ВИКТОРИЯ". НАШИ ДНИ. ВЕЧЕР.
На берегу, у подножья горы, приютилась небольшая африканская деревушка. Примитивные домишки с соломенными крышами. Вечернее солнце освещает живописное место. Перед камерой, на переднем плане, африканец погоняет двух коров. Группа женщин на берегу выделывают шкуры животных. Двое пожилых мужчин подгребают к берегу на лодке. Доносятся одиночные бытовые звуки. В звенящей тишине слышно жужжание насекомых. Возле крайнего дома, на земле, сидит молодая женщина. Она ступкой растирает в большом тазу зерна. Возле нее "крутится" пятилетний ребенок. Он расшалился - женщина звонким голосом заругала его на местном наречье. Шлепнула для острастки, подала большой глиняный кувшин и указала рукой в сторону озера. Чуть поодаль группа мужчин и женщин вступили в перепалку. Слышен чей то веселый смех. Камера скользит по их лицам и зритель понимает, что они абсолютно похожи друг на друга, как "сделанные под копирку". Похоже, что они не африканцы, а скорее - метисы. Несмотря на обыденность картинки, зрителя не покидает чувство нависшей тревоги. Малыш с кувшином в руках приближается к воде. Гул и жужжание насекомых усиливается. Мальчик зашел по-колено в воду, зачерпнул полный кувшин. Камера уходит под воду: всю глубину которой заполняют живые личинки, их количество огромно. На глазах личинки превращаются в летающих насекомых. Гул зловеще нарастает. Над гладью воды поднимается невероятных размеров рой "кровососов" Они превращаются в огромную тучу, приближающуюся к берегу. Наконец, люди заметили эту угрозу. Начинается паника. Туча пикирует на людей и животных. Все вокруг окутано слоем насекомых. Истерика, предсмертные крики! Люди мгновенно покрываются огромными язвами и, с обезображенными болью лицами, падают замертво. Через минуту - все кончено. Один сплошной рой кровососущих. Вокруг множество обезображенных изъязвленных мертвых тел.
Из кустов, откуда велась съемка, выходит группа людей в хим.защитных костюмах, похожих на космонавтов. Из баллонов они выпускают облачка белого дыма - насекомые падают на землю и противно хрустят под ногами.
Мужчина, в котором сразу угадывается главный, снимает с головы шлем. Он европеец, лет пятидесяти. Подтянут, волевое лицо. Мужчина: Сними это крупнее, Ник! Грандиозно! Противостояние мира человека и мира насекомых завершилось безоговорочной победой последних!
Поворачивается к другим помощникам: Несколько интересных экземпляров отобрать. Все остальное сжечь! Я завершил свой великий эксперимент! Европеец доволен.
Подручные, человек шесть, сняли маски; оказалось, что они метисы одного возраста, роста, с одинаковыми лицами, как близнецы. Появились ручные огнеметы: языки пламени пожирали все вокруг.
1.
ИНТ. МОСКВА. КАКБИНЕТ ГЕНЕРАЛА ФСБ СЕВРЮГИНА.
За столом сидит генерал Севрюгин, быстро просматривает фотографии, которые передает ему начальник второго отдела полковник Белугин. Последняя фотография задерживается в руках генерала дольше остальных. На ней изображен молодой человек с наивным выражением лица.
Генерал. Ты отдаешь себе отчет, Федор Сергеевич, предлагая отправить этого пацана на самостоятельное задание? В твоем отделе поопытнее никого нет?
Белугин. Двадцать шесть лет, Александр Михайлович, какой же он пацан! Опыта самостоятельной работы маловато, согласен, но надо же когда то начинать. Он уже три года в подмастерьях ходит - никаких нареканий нет.
Генерал. Нелегалом за границу отправляешь. А парень, по нашим меркам, еще совсем "зеленый".
Белугин. Там делов-то, товарищ генерал, всего ничего: принял пакет и отвалил. Работа курьерская. Не Штирлица же в самом деле засылаем. После паузы: да и свободных людей у меня в настоящий момент никого нет.
Генерал. Встал из-за стола, прошелся по кабинету. Какой псевдоним присвоили дебютанту?
Белугин. Придумал на ходу: Грин!?
Генерал. Грин? Зеленый значит. Сам придумал или аналитики твои юморят?
Белугин. Грин! товарищ генерал. Его Евгением зовут, значит Джин Грин получается.
Генерал. Как в шпионском романе... Играетесь как дети, честное слово. Примирительно: Ну что же: зеленый, так зеленый. Остановился, пристально посмотрел в глаза. Полковник поднялся, руки по швам.
Генерал. Серьезно: Под вашу личную ответственность, полковник. Зови представляться.
2.
ИНТ. ПРИЕМНАЯ ГЕНЕРАЛА.
Просторная комната. Вдоль стены ряд пустых стульев. В углу, прислонившись к стене, сидит молодой парень в гражданском костюме. В ухе микрофон, взгляд равнодушно- отсутствующий. За столом сидит адъютант, играет в компьютерную "стрелялку" без звука. Звонок.
Адъютант. Отвечает в трубку телефона: Так точно. В приемной. Слушаюсь. Кладет трубку. Азаров, заходи!
Парень в углу не реагирует, сидит с прежним выражением лица. Адъютант тихо подходит, выдергивает микрофон из его уха. В комнату, из плеера, врывается грохот тяжелого металла. Адъютант отвешивает земной поклон и с подобострастием говорит:
Адъютант. Евгений Борисович! Генерал-лейтенант Севрюгин в гости просют зайти. Кофию испить. Разные каляки- покалякать. Будьте добреньки - не откажите?
Парень с деланным равнодушием поднимается, выключает плеер, басит:
Парень. Это можно!
Подходит к двери, поворачивается к вытянувшемуся по стойке смирно адъютанту, протягивает плеер: береги как знамя, сынок. Строго: об одном прошу тебя, Василий - не включать!
Проходит в кабинет.
3.
ИНТ. КАБИНЕТ ГЕНЕРАЛА.
Входит в кабинет. Официально представляется.
Лейтенант. Товарищ генерал, старший лейтенант Азаров, для представления в связи с назначением, по месту прохождения службы, прибыл.
Генерал. Ты книжку "Джин Грин неприкасаемый" читал?
Азаров. Никак нет, товарищ генерал, не читал.
Генерал. А вот полковник читал, Кивает в сторону Белугина: возьмешь потом у него.
Там образ разведчика очень колоритно прописан, девочкам должно нравиться. Вот и полковнику так понравилось, что решил он из тебя этого самого Джин Грина неприкасаемого сделать... Только я против. Нет в разведке неприкасаемых, ни с той, ни с другой стороны. Запомни это.
Сел за свой стол, закурил. Первое самостоятельное задание у тебя, лейтенант. Непростое... не может быть простым... много тут неясного... пока. Тут "Рембо" нам не нужен. Прошу тебя, как сына, - стань мышкой серой, человечком незаметным, камнем придорожным, но дело сделай. Положил тяжелую ладонь на стол.
В комнате воцарилась тишина. Пауза затянулась. Лейтенант, по-прежнему, стоял у двери - не шелохнулся.
Полковник. Ты понял, лейтенант? К тебе обращаются.
Азаров. Так точно.
Полковник. А чего молчишь?
Азаров. Стараюсь быть незаметным, товарищ полковник.
Генерал. Мы посмеемся, лейтенант. Обязательно посмеемся, когда вернешься... целым и здоровым... Решение принято. Федор Сергеевич, забирайте его, вводите в курс дела. На подготовку, изучение легенды даю два дня. Успеха тебе, старший лейтенант Азаров.
4.
ИНТ. ПРИЕМНАЯ ГЕНЕРАЛА.
Приемная генерала быстро наполняется прибывшими на совещание военными и штатскими людьми.
Адъютант просит присаживаться. Товарищ генерал просил передать, что совещание начнется через десять минут.
Все рассаживаются, берут газеты, смотрят документы. Адъютант садится за свой стол и незаметно для окружающих включает плеер, вставив, малюсенький микрофон в ухо. Звучит окончание прерванной песни, мелодия внезапно прерывается и громогласный возглас из динамика плеера разрывает тишину приемной: Что же ты сделал, Вася! Тебя просили - не включай!!! Из динамика, перекрывая все звуки на свете, в эфир летит грохот боя, разрывы снарядов, автоматные очереди... Ошарашенный адъютант нажимает кнопку "выкл.". В это мгновение происходит взрыв: из плеера вырывается облако черного как сажа дыма. В приемной наступает гробовая тишина. Адъютант протирает глаза - все присутствующие в комнате люди смотрят на его черное от копоти лицо. Из кабинета выходят генерал, полковник и Азаров.
5.
ИНТ. КАБИНЕТ ПОЛКОВНИКА БЕЛУГИНА.
Перед экраном телевизора сидят Белугин и Азаров. На экране языки пламени пожирают трупы под звуки музыки. Экран гаснет - Белугин выключает телевизор. В комнате тихо. Полковник поворачивается к Азарову, внимательно на него смотрит.
Белугин. Что скажешь, Женя?
Азаров. Похоже на репортаж из преисподней. Если бы не у вас в кабинете смотрел - уверенно сказал бы, что все это - "киношный" трюк.
Белугин. Нет, не трюк. Эксперты заверяют, что все подлинное.
Азаров. Фантастика, какая то? Так в жизни не бывает. Люди все одинаковые, как близнецы - это грим? Белугин отрицательно качает головой. Комары больно уж кусучие.
А где снимали? У нас или в Голливуде?
Белугин. Где снимали и когда - неясно. А насекомые современной науке неизвестны. Ученые считают, что после их укуса у людей мгновенно наступает гемолиз эритроцитов.
Белугин встает, смотрит на часы: Пойдем, перекусим Женя, заодно и прогуляемся, подышим.
Азаров встает вслед за командиром: Ну у вас и подготовочка, товарищ полковник! Я, после такого зрелища могу поесть только водки и лучше - без закуски.
6.
ИНТ. СТОЛОВАЯ. ДЕНЬ.
В пустой ведомственной столовой за столиком сидят напротив друг друга Белугин и Азаров. Белугин с аппетитом кушает борщечок, а Азаров, подавшись вперед, смотрит ему в рот.
Белугин. Кассетку эту принес в контору наш "мидовский" работник Лагунов. Был он по делам МИДа в Брюсселе и на улице встречает нашего перебежчика, бывшего майора госбезопасности Михайлова. Они с юности знакомы, были однокурсниками, дружили... Их так и звали все - два Коли.
Кладет перед Азаровым фотографию Лагунова. Камера берет крупно фото до глаз, затем отдаляется и появляется живой Лагунов на мостовой.
7.
НАТ. БРЮССЕЛЬ. СТАРИННАЯ УЛОЧКА. ВЕЧЕР.
Узенькая, пустынная улочка. По тротуару идет Лагунов. Рядом притормаживает старенький Опель. Дверь открывается, выходит Михайлов.
Михайлов. Здравствуй, Коля. Узнаешь старого приятеля?
Лагунов. Узнаю, бывшего приятеля, бывшего офицера КГБ, а ныне изменника Родины...
Михайлов. Примирительно: Зачем так пафосно. Мы не на собрании, ... да и Родины той уже нет и ГБ нет. Ничего, Коля, нет. Все в прошлом.
Лагунов. Неправда твоя, Михайлов. Настоящего без прошлого не бывает.
Михайлов. Брось, Коля. Я тебя уже неделю пасу, дело у меня к тебе, весточку хочу с тобой в Россию отослать.
Лагунов. Весточку на почте примут, дешевле обойдется. Адрес подсказать?
Михайлов. Подходит вплотную: Документики у меня есть для ФСБ. Очень важные документики. А ты, по старой дружбе, самый лучший почтальон будешь. Оттопыривая карман с пистолетом: Быстро садись в машину, и не дури. Мы уже десять минут здесь затылками светим.
Садятся. Машина срывается с места.
8.
ИНТ. САЛОН АВТОМОБИЛЯ. СТЕМНЕЛО.
Те же в машине на окраине города в безлюдном месте.
Михайлов. Кассету передашь по назначению. Это для того, чтобы поняли - бумаги у меня - не "туфтовые". Скажешь, что готов открыть я Родине и злодея и планы его, и оружие его бесчеловечное.
Лагунов. Готов? Так открой.
Михайлов. Открою, но за деньги... Да ты не смотри так на меня, Коля! Не будет запоздалого раскаяния, не надейся. Я тогда на Запад за сытой жизнью махнул. Меня, как полагается, накормили, напоили, обогрели. Шутка ли - для семьдесят восьмого года, майора ГБ завербовать?! На руках носили! А затем высосали, как лимон и вышвырнули. Предателей никто не любит.
Лагунов. Где же ты харчивался все эти годы?
Михайлов. Долго скитался по миру, нуждался в деньгах, пока в Африке не нашел себе в хозяева этого ублюдка. Представляешь? Столько лет его медицинские опыты охранял! И от ваших, и от не ваших. Пока до меня дошло, что в голове у него только одна идея; смерть для всего живого. А значит и для меня. Закурил, шумно выдохнул клубы дыма. Молодость ускакала, не догонишь. Мы ведь, Коля пенсионеры с тобой, по всем статьям. Самое время тихо доживать на теплом берегу. Серьезно: Вот и передай - все документы по биологическому оружию, образцы и само логово этого нелюдя готов выдать, с дорогой душой, в Россию. В обмен на один миллион, противных моей душе, но так необходимых моему телу, американских долларов.
Вынимает из кармана маленький диск, передает Лагунову: Это мой подарок бывшим товарищам, пусть внимательно посмотрят и поймут, что я не блефую.
Камера крупно берет лицо Михайлова до глаз и отдаляется. Фотография Михайлова лежит на столе перед Азаровым.
9.
ИНТ. СТОЛОВАЯ.
Азаров. Товарищ полковник, разрешите вопрос?
Белугин. Вытирает рот салфеткой: Валяйте.
Азаров. Кто этот злодей? Неужели в нашей базе на него ничего нет?
Белугин. Почему же нет, есть! Пауза: Но лучше было, если бы ничего не было.
Кладет на стол фотографию доктора.
Камера: крупно на фото - затем отдаляется, то же лицо в форме СС на документальной хронике времен Отечественной войны.
На хронике бравый доктор - эсэсовец позирует перед камерой на фоне тюремных бараков, в операционной с подопытными арестантами, с начальником лагеря, на встрече с Гимлером ...
Голос Белугина за кадром: На пленке, доставленной Лагуновым, эксперты идентифицируют злодея с вероятностью 90%, как фашистского полковника медицинской службы, военного преступника, Отто Грюнберга, 1901 года рождения, пропавшего без вести в апреле 1945 года. Есть предположение, что транспортный самолет, на борту которого находился Грюнберг, был сбит авиацией союзников над Средиземным морем, недалеко от побережья Африки.
Хроника заканчивается крупной фотографией доктора, лежащей на столе.
ИНТ. СТОЛОВАЯ.
Азаров. Глаза загорелись: Так значит он не погиб! Надо искать следы этого гребаного Грюнберга в Африке и прихлопнуть его вместе с пробирками!
Белугин. Равнодушно: Значит не погиб. Тогда сегодня ему должно быть 105 лет. Эксперты же уверяют, что на пленке Михайлова снят мужчина в возрасте 50 -55 лет.
Азаров. Может сын, или брат?
Белугин. По данным архивов - Грюнберг - круглый сирота, семьи никогда не имел, все военные годы безуспешно лечился от мужского бесплодия. Наклоняясь к Азарову, будто желая сказать тайну, между тем громко и грубо выпалил: яички у этого выродка имели врожденную аномалию. Отстраняется, смотрит на часы: Сейчас в спортзал размяться и поплавать, а через два часа - ко мне на инструктаж - время пошло.
10.
ИНТ. СПОРТЗАЛ.
Азаров в спортзале качается на тренажерах. В другом углу идет тренировочный бой. Пожилой инструктор все время дает указания: Жестче, жестче плечо! ... Контакт, ребята, полный контакт! Не забивайся в угол - там нет маневра! Азаров присел на скамейку передохнуть.
Инструктор садится рядом: Ты сильно не грузи себя, Женя. Разогрелся и в баньку, попарься, поплавай. Перед командировкой мышцы без меры не грузи.
Азаров. Удивленно. Перед какой командировкой? О чем ты, Степаныч?
Инструктор. На картошку, в подшефный колхоз. Я, парень, в конторе работаю, почитай всю жизнь. Кожей чувствую, когда вас к командировке готовят. На прошлой неделе затребовали справку о твоем физическом состоянии - точно на картошку готовят.
Азаров. С интересом: И что ты написал?
Инструктор. А так и написал - хиляк мол ты редкостный, но упертый, как пять баранов. Науку мою познал в совершенстве. В общем, готов к труду и обороне...
Азаров. За науку отдельное тебе спасибо, Степаныч. Захочу забыть, да не смогу: ломаные пальцы, да вывернутые суставы напомнят.
Инструктор. Не на чем, сынок. Без боли науки не бывает. Зато теперь я спокоен, что первым кирпичом тебе башку не проломят.
Азаров. А вторым?
НАТ. ОПУШКА ЛЕСА.
Кадры спец. подготовки агента. Сцены жестокого натаскивания и муштры.
Четверо курсантов, измотанных долгим бегом, выбираются из леса на опушку. За их спинами слышится лай собак, звуки преследования. Курсанты остановились. Двое, обессилив, валятся на землю. Бежать дальше не куда: слева и справа - колючая проволока, впереди котлован с вонючей густой жижей. На пригорке вырастает фигура пожилого инструктора:
Степаныч. Это что за привал?! Етить ту Люсю через Дарданеллы! У ну ныряй скорее, сопли в обмотках, и на махах , на энтот берег!
Курсанты опешили. Глаза налились.
Азаров. Цедит в ответ: Куда ныряй? Трясина. Потопнем, как котята!
Степаныч. Туда и ныряй! Еще слово и распотрошу вас, как харьков скрипучих! Снимает с плеча автомат. Одна очередь трассирующими пулями над головами. Курсанты опешили. Вторая - под ноги. Азаров с надрывным воплем бросается в болото, за ним остальные. Гребут остервенело.
НАТ. БОЛОТО.
Совершенно грязные, без сил выползают на крутой берег. Смертельная трясина позади, но перед ними вырастают четверо Амбалов и сталкивают назад в болото. Курсанты бьются насмерть. Азаров "пробивает" одного, затем второго... Но Степаныч делает вертушку и он летит навзничь в грязную жижу. Азаров жадно хватает воздух, но чей то сапог вдавливает его грудь в болото. Лицо погружается в жижу, изо рта вырываются пузыри, сапог ослабляет натиск - лицо, похожее на черную маску, всплывает, жадный глоток воздуха и вновь сапог давит на грудь - маска скрывается в черной пучине. Кажется, что уже навсегда.
Азаров, словно болотный пузырь, вырывается наружу, делает подсечку и Степаныч, совершив кульбит в воздухе, плюхается в болото.
Степаныч. Етить ту Люсю, через Дарданеллы!
11.
ИНТ. САЛОН АВТОМОБИЛЯ. НОЧЬ.
Стемнело. Старенький Опель движется по шоссе по направлению к городу. Михайлов ведет машину: Времени для принятия решения даю две недели. Место встречи: Стамбул, улица Денизбекю, кафе "Манават". Не позднее 27 числа в Стамбульской газете " Эргани" должно появиться объявление: " Психиатрическая лечебница приобретет репродукцию картины Брюллова "Последний день Помпеи" , справки по телефону..." . Первые две цифры номера означают дату, последние - время встречи. Главное условие: на встречу прейдешь ты и только ты. И никаких неожиданностей. Ни с кем из "конторы" встречаться не буду.
Лагунов. С чего ты решил, что тебе поверят? Предавши раз ...
Михайлов. Поверят. Это не просто угроза - приговор уже вынесен всем: и белым, и черным, и цветным... Маховик раскручен, и часики уже тикают...
Лагунов. Какие гарантии, что это все не "липа".
Михайлов. Ваши эксперты легко установят подлинность записи. Спецы дадут заключение, что аналогов этому оружию нет, стало быть нет и средств защиты. Начальство примет решение: любой ценой заполучить все имеющиеся материалы.
Машина резко тормозит на том же месте, где произошла встреча.
Михайлов. Не забудь передать, что двадцать восьмого числа я предложу все это американцам уже за два миллиона. Они купят - я продам, бизнес - будь он неладен.
Давай прощаться.
Лагунов. Целоваться, надеюсь, не будем. Открывает дверь машины.
Михайлов. Подожди! Один вопрос: как там мои? Живы? Я их тридцать лет не видел.
Лагунов. Задумчиво: Живут... Дочка твоя, Аленка, на Чукотке врачом работает, семья у нее. Маша замуж вышла лет через пять после твоего побега. Мужик у нее нормальный, работяга, дальнобойщик. Сына родила. Трудно им было, очень, все отвернулись, в спину шипели, в глаза плевали. Маша травилась - чудом спасли. Сейчас полегче - потихоньку все забылось, да и время другое.
Лагунов вышел на тротуар, не оборачиваясь, не закрыв дверь машины, пошел прочь.
12.
ИНТ. КАБИНЕТ БЕЛУГИНА. ДЕНЬ.
В кабинет полковника Белугина входит лейтенант Азаров. Белугин, не отрывая взгляда от монитора, одним пальцем набирает текст на клавиатуре, знаками указывает Азарову садиться.
Белугин. Какие у тебя познания в офтальмологии?
Азаров. Удивлен, но мгновенно реагирует: Белки, зрачки, хрусталик... сетчатка... Приличные знания, товарищ полковник. Могу лекцию, минут на тридцать, прочитать, в сельском клубе.
Белугин. Поднимает удивленные глаза: Да? А на сорок?
Азаров. Могу и на час, если повторю все два раза.
Белугин. В Стамбуле в понедельник открывается симпозиум офтальмологов, ты включен делегатом, надеюсь, до лекции дело не дойдет, но вот учебник, профессора Выходцева, до завтра прочитай.
Бросает через стол книгу, на обложке: "Проблемы современной офтальмологии". Азаров ловит ее.
Белугин встает из-за стола, подходит к шкафу: Легенда твоя такая: ты, молодой, подающий надежды, ученый Евгений Крымов, направлен на симпозиум от Краевой больницы для сбора материала своей кандидатской диссертации. Устроишься в гостинице, пройдешь аккредитацию, потолкаешься среди участников, поучаствуешь в диспутах. Открыл шкаф, достал увесистую папку, передал Азарову. Советует: Старайся больше слушать, чем говорить. Держи свои научные гипотезы при себе. Продержись, хотя бы сутки. Во вторник - твоя главная задача - встреча с Лагуновым. Тычет пальцем в папку: Там все написано... Запомни одно - ты конверт, крепкий, надежный конверт. Взял материалы Михайлова, огляделся - нет наблюдения, и быстро отвалил на Родину, к своей любимой диссертации. Вопросы?
Азаров. Почему Лагунов не может передать документы в наше посольство? Для отправки дипломатической почтой? Зачем так сложно?
Белугин. Раздраженно: Потому, что дело какое то странное. Нет веры у меня ни Михайлову, ни Лагунову. Все в спешке, не профессионально, по-дилетантски! Но, решение принято. Указал пальцем в потолок. Не обсуждается.
Взял Азарова под локоть, повел к столику. Присели в кресла. Белугин достал непочатую бутылку коньяку, две маленьких рюмочки. Налил. Выпили, не чокаясь.
Контактов тебе никаких не даю, только аварийная связь - на крайний, самый крайний случай. Предупреждаю, в сотый раз - будь готов к любым поворотам. Плотно закрывает бутылку. Азарову: Подпиши свою.
Азаров удивленно расписывается на бутылке. Полковник открывает дверцу шкафчика и ставит ее на полку. Там стоят пять-шесть таких же "початых" бутылок. Белугин их трогает рукой. Вернешься с задания - допьем ее вместе. Вон их сколько стоит в ожидании своих хозяев. Прощается, крепко жмет руку Азарову. Я в тебя верю, Женя. В добрый час!
12./1
ИНТ. КВАРТИРА АЗАРОВА.
Обычная московская квартира. В своей комнате, за столом сидит Азаров, молча и проникновенно смотрит на мужской портрет в рамке. За его спиной суетится женщина, лет пятидесяти, собирая дорожную сумку сына.
Мама. Носочки вязаные я разложила в разные пакеты и запаяла их утюгом. Белье с начесом положила - пригодится, ночи уже холодные. Рубашки теплые... и вот еще... демонстрирует: галоши. Ты не представляешь, Женя, каких трудов мне стоило их достать! А вещь, в твоей командировке, просто незаменимая! Азаров безучастен к сборам. Он смотрит на фото. Мама перестает суетиться и через плечо сына смотрит на фотографию.
Мама. Совершенно другим голосом: Мне тоже очень его не хватает, сынок. Тогда, перед Афганом, он мог остаться дома - я беременна - можно было собрать какие-то справки, ... но он не стал этого делать. У него всегда было гипертрофированное чувство долга.
Азаров. Он был хорошим мужем?
Мама. Хорошим? Я об этом никогда не думала. Просто он был единственным для меня мужчиной. Гладит волосы сына. С любовью: Пока не появился ты.
Азаров. А на службе? Его уважали?
Мама. С иронией. Да! Особенно после его гибели. На похоронах генерал так и сказал: " Он был лучшим из нас". И вручил мне его орден и ордер на эту квартиру. Вот и все, что государство могло нам с тобой дать взамен, его жизни...
Помолчала, вытерла накатившуюся слезу и продолжила суетиться с вещами.
Мама. Господи, как же я рада, что ты выбрал себе другую профессию и стал геологом!
13.
НАТ. СТАМБУЛ. ПОЛДЕНЬ.
Жара, шумная пестрая толпа, в которой движется ничем не примечательный Лагунов. В руке у него портфель. Он сворачивает в проулок, бросает взгляд на вывеску: "Манават" и заходит внутрь.
14.
ИНТ. ВОСТОЧНОЕ КАФЕ.
Небольшое уютное кафе. Звучит восточная мелодия. Лагунов осматривается и садится за свободный столик в углу. Официант, с улыбкой радости и обожания, подает ему меню. Отходит к другому столику. Лагунов берет в руки меню и внимательно осматривает зал глазами, поверх книги. Людей немного, Михайлова среди них нет. Заказывает чай. Видно его напряжение.
15.
ИНТ. ВОСТОЧНОЕ КАФЕ.
Проходит время. Люди заходят - выходят. Вдруг Лагунов увидел в дверях Михайлова. Он замер в проходе и взглядом фиксирует весь зал. Глаза их встретились, но Михайлов делает вид, что они незнакомы. Он явно чувствует угрозу. Медленно проходит через зал и резко садится за столик у окна. Официант направляется к Михайлову, как к дорогому гостю. Михайлов всматривается через окно в улицу, замечает кого-то, резко встает и быстрым шагом устремляется в туалет. В этот момент в кафе заходят два метиса, они от самой двери следуют туда, где секунду назад скрылся Михайлов.
Лагунов, не отрываясь, наблюдает эту картину, на его лбу выступила испарина, превращаясь в горошины пота.
Через несколько минут из того проема, где скрылся Михайлов, вновь появляются метисы. Они спокойно проходят через зал, осматриваясь по сторонам. Лагунов следит за ними. На мгновение их взгляды встретились. Уже у самого выхода Лагунов замечает в руке метиса маленькую сумочку Михайлова. Как только за этими двоими закрылась дверь, в кафе раздается страшный крик. Все вскакивают с мест и бегут на этот крик из подсобки. Лагунов поднимается вместе со всеми. На полу в подсобном помещении, в луже крови лежит Михайлов. Он мертв. Из-под лопатки, слева, торчит огромный нож. Шум, возгласы. Лагунов пятится назад и незаметно покидает кафе.
15./1
НАТ. ОБЫЧНАЯ ПЯТИЭТАЖКА.
Азаров вышел из подъезда своего дома. На его плече висела дорожная сумка. Он посмотрел на окна второго этажа, мама махала ему рукой. Он помахал ей в ответ и быстро пошел прочь. Азаров огляделся по сторонам и шмыгнул в соседний подъезд.
15./2
ИНТ. ПОДЪЗД ДОМА.
Евгений поднялся по лестнице. Позвонил в дверной звонок, дверь открылась. На пороге стоит адъютант генерала в домашнем халате. Азаров молча подал ему сумку - тот принял.
Адъютант. Опять?
Азаров. Опять. С раздражением: Только давай, не как тогда - сказано поноси, значит поноси!
Адъютант. Что?
Азаров. Все! А то вернулся в прошлый раз: наглаженный, как из химчистки.
Адъютант. Разворачивает кулек. Достает пирожок. Лады, испачкаем в лучшем виде. Будете довольны! Пирожки прикажете съесть?
Азаров. Спохватывается. Щас! Выхватывает пирожок и весь кулек, жует. Святое не трожь!
16.
НАТ. АЭРОПОРТ СТАМБУЛА.
Азаров спускается по трапу, проходит таможенный контроль. Таможенник бегло проверяет документы, декларацию. Ставит штамп и на ломаном русском говорит: Добро пожаловать в Стамбул, мистер Крымов!
Азаров. Обращается к таксисту: отель "Хаус Парадиз". Таксист согласно кивает и срывается с места. Оживленные улицы и площади столицы. Азаров, периодически, внимательно осматривается по сторонам, проверяется - нет ли слежки. Его внимание привлекает мотоциклист в шлеме с тонированным визором. Взгляд Азарова фиксирует его не "байкерские" ботинки.
ИНТ. КОНЦЛАГЕРЬ. МАРТ 1942 ГОДА. БОЛЬНИЧНЫЙ БАРАК.
Эсэсовец, под конвоем ведет арестанта - немолодого еврея в лагерной робе. Нездоровая желтизна кожи и крайняя степень истощения свидетельствуют об обреченности его судьбы. Конвоир открывает дверь, дулом автомата приказывает арестанту войти.
Кабинет обставлен роскошно: старинная мебель, ковры, картины, шторы, камин. Перед камином - два кресла, столик сервирован напитками и едой. В одном из кресел сидит офицер. Это Отто Грюнберг. Он жестом приказывает конвоиру удалиться. Тот салютует и выходит.
Грюнберг. Вы сильно постарели.
Заключенный. Тюрьма никого не красит.
Грюнберг. Угораздило вас родиться евреем, профессор.
Заключенный. Мне нечего стыдиться. Я честно жил, честно и умру.
Грюнберг. Умрете, кто бы сомневался, но не сейчас. Мне нужны ваши мозги. Сегодня вы самый сильный в Европе микробиолог и генетик.
Заключенный. Есть имена и авторитетнее моего, например Берстайн, Торстен.
Грюнберг. Были. Никого не осталось. Что поделаешь - война, она пожирает всех без разбору. Так, что вы остались последним из живых. Сегодня вы - нужный мне человек, поэтому еще поживете.
Заключенный. С вызовом. Смерти я не боюсь. Для меня она будет скорее освобождением от вас и вам подобных.
Грюнберг. Вчера расстреляли вашего отца. В газовой камере удушили вашу жену, поверьте, она приняла это, как подарок, после того, что ей пришлось пережить в солдатской казарме. В Дахау казнены: ваш брат, племянник и вся его семья. Сегодня, после нашей встречи, в газовую камеру отправят вашу мать. Завтра умрет ваша дочь. Но вас я оставлю в живых. Вас сведет с ума ваша совесть. Вы будете гнить в ее муках долго. Столько, сколько это понадобится мне. Поверьте на слово, я постараюсь.
Заключенный медленно оседал по стене на пол, губы его тряслись.
Грюнберг. Но есть и другой сценарий: ваша мать и дочь останутся жить, скромно, но достойно, и будут жить до того момента, пока вы будете работать на меня.
Заключенный. Завыл, слезы сочились сквозь щелки глаз. Будьте вы прокляты!
Грюнберг. Ну, я вижу - вы согласны. Оставьте истерики и скажите внятно: Вы будете работать на меня, профессор Лебин?
Заключенный. Простонал. Да-а!
Грюнберг. Вот это другое дело. А сейчас сядьте и поешьте: вот икра, крабы, мясо, выпейте рюмочку прекрасного виски Балвини. Я очень люблю этот сорт. Ешьте - мне нужны ваши мозги, следовательно, их нужно кормить.
17.
ИНТ. ВЕСТИБЮЛЬ ОТЕЛЯ.
Азаров заполняет карточку, получает от портье ключ и направляется через вестибюль к лифту. Взгляд его останавливается на знакомых уже ботинках. Их обладатель сидит в кресле, прикрывшись газетой. Азаров, будто случайно, наступает ему на ногу. Мужчина, от неожиданности, отстраняет газету.
Азаров. Искюзми, мистер. Ай эм абсент- майндид (рассеянный, невнимательный), говорит он на ломаном английском и входит в лифт.
18.
ИНТ. ГОСТИНИЧНЫЙ НОМЕР.
Азаров включает телевизор, осматривает номер.
Голос Азарова за кадром: "