Сразу оговорюсь, на прочтение всего комплекса не претендую, но в очередной раз встретив похожий персонаж в японских легендах, стала задумываться. Что сподвигает, по мнению умудренных жизнью авторов и народной мысли, к "возвращению" и утверждению своих точки зрения и своих решений?
Первая встреча - школьный курс- Панночка - тут уместна ссылка на лекцию Дмитрия Львовича Быкова по "Вию". Влюбленность, страсть, азарт, видимо, привычка получать желаемое, полученная при жизни, или наоборот, какой-то сильный облом. Но летает девушка с намерением, от гастрономических хотелок далеким. Планомерно и с обращением в вышестоящие инстанции (которые поступают по принципу "чем бы дитя не тешилось"). Во взрослом возрасте читается не страшно, а очень мило, нечисть воспринимается активными футбольными болельщиками. По мне, - прелесть. Хома - жертва, скорее, собственных внутренних проблем, чем Вия. Или Вий это он, открывший на себя глаза? На внутреннюю бездуховность, отношение к молитве, как к скороговорке? Судя по разговору его товарищей, Хома жив, а виноваты во всем женщины.
Пиковая дама - ею руководит честное слово, которое почтенная госпожа выполнила, а Герман уже сам нашел проблемы на свою голову, так как к слову чести относился по-иному. По мысли Александра Сергеевича, в этой ситуации, раз тайна раскрыта не с личного соизволения, то и улыбка с карты совершена также.
Фигура третья - Маргарита. Здесь, как мне лично кажется, все упирается в свободу творчества и необходимость ее охранять. Разглядела талант Мастера, заставила поверить в свои силы, а то, что не заметила несвоевременность подобной публикации - сразу отбрасывает к словам о далеких отношениях с примусом, к ее постоянному благополучию (молодость девушки приходилась на сложные времена, когда абсолютно все сталкивались с физическим сокращением личного пространства и резким падением уровня жизни), к загадочным прогулкам (Мастер молчит где), к страху за мужа (могла она опасаться поисками возлюбленного повредить супругу, которому и так с ее стороны что-то грозило уже? Какие-нибудь политически несвоевременные родственные связи?)
Девица Кристина у Мирчи Элиаде. Она не нечистая сила, саму стригой побрал, потому что другого человека собой закрыла. В картине застыла в поисках любви и с целью защитить близких и родных. В результате читателю показывается то страшное, что просыпается в решительном, но не думающем человеке. Девушку погубил, имение разгромил, зачем все сделал, с чего начинал - напрочь забыл. Зато энергии - атомные электростанции столько не вырабатывают.
Госпожа Сидзуке у Мацуоки Такаси. Мощная сила внутри девушки, вознамерившийся по ходу действия и получению проклятия, защитить потомство. Начиналось с борьбы за себя, финишировало самопожертвованием ради других. Всем рекомендую "Стрелы на ветру" и "Осенний мост".
Джек Финней "Любовное письмо". Элен Элизабет Уорли продолжает жить в письмах, беседуя с человеком из другого времени. В экранизации стрелки постепенно переводятся на утверждение творческого начала и на обязательность свершения предначертанного свыше.
Дафна дю Морье. Ребекка. Самая яркая и самая трагическая. Впечатлила силой и слабостью. Создала легенду из заброшенной и забываемой антикварной избушки. Вот честно, насколько для каждого из нас культурно значимым является посещение старой усадьбы? А ухоженной? Пропиаренной? Сравним Глубоко над Влтавой с Вяземами, Мурановым, Лопасней? Где круче? Пропитала собой Мендерли, сгоревшее вместе с обнаружением ее настоящего трупа, напугала до дрожи в коленках невротичного аристократа, запомнилась целой округе, больше, - стране. Самое прекрасное музейное привидение.
Дафна дю Морье. Дом на берегу. Панночка сменила пол и стала Роджером. Он возвращается в мысли Ричарда Янга, подтверждая истину, не надо идти против велений своего сердца, поступать, как следует, если тебя от этого колбасит. Исповедуется в убийстве любимой женщины, потому что, останься она жива, было бы хуже. История о призвании, любви к истории, о краеведении.
Япония. Легенда о Снежной невесте (еще один аналог французской Мелюзины, цыганских сказок и т. д.) - как и в истории с госпожой Сидзуке движущим стимулом является забота о потомстве - основной инстинкт. Можно вспоинить легенду о девушке, чей возлюбленный стал монахом и решил приобщить ее к учению, отринув чувство, - гражданка стала буйным демоном. Привет Фрейду.
Как вывод, если принять во вниманию, что в древней Руси самым тяжким грехом считалось закапывание таланта в землю, отказ от него, то народ и отряд писателей (друг с другом этого не обсуждая) истинно женским талантом видели и видят любовь, заботу и не только о детях, но и обо всем том, что создается. Поэтому будущее за созданием - зданий, произведений, картин, семей, человеческих взаимоотношений, благополучия - и своего и чужого. Резкие движения в этих областях, попытки отнять, заставить сделать по собственному образцу - часто приносят неприятные последствия, ощущения, они произносятся даже коробяще. Всегда можно сделать, как говорит абстрактная Истина Истиновна в последней инстанции, но кому от этого будет хорошо? Скоро Новый год. Давайте созидать.
Список книг
Николай Васильевич Гоголь "Вий"
Александр Сергеевич Пушкин "Пиковая дама"
Михаил Афанасьевич Булгаков "Мастер и Маргарита"
Мирча Элиаде "Девица Кристина"
Мацуока Такаси "Стрелы на ветру", "Осенний мост"
Японская мифология. Энциклопедия под редакцией Н. Ильиной
Дафна дю Морье "Ребекка", "Дом на берегу"
Джек Финней "Любовное письмо" - http://richters-time.blogspot.com/2007/09/love-letter-by-jack-finney.html