Нескучный сад примечателен не только историей, связью с литературой и следом в живописи. Он звучал. В разное время его обитатели и гости слушали музыку, пение птиц, именно отсюда по России широко распространилась популярность цыганских хоров.
Александринский дворец
при Прокофии Демидове
Сам сад, заложенный Демидовым как плодовый, позднее был перепрофилирован "для одной ботаники". На террасах находились гряды с однолетними и многолетними растениями (в грунте и горшках), кустарниками, оранжереи для теплолюбивых растений, птичник и большой пруд. Прокофий был большим любителем птиц, особенно певчих. Сохранились письма, полные искренней любви к пернатым: "мои птички хуже твоих поют... у меня перелиняли соловьи и едва запели, только не громко. Малиновки, жаворонки поют... соловьи, малиночки, пеночки твоему здравью кланяются". Одно время в птичнике содержались "редкия иностранныя птицы из роду кур и уток".
при Николае Первом
В правление Николая I (1796-1855) и его супруги Александры Федоровны музыкальная жизнь в России находилась на подъеме. Сам император предпочитал, правда, музыкальные инструменты военного оркестра, играл на тубе и барабане и любил сочинять военные марши, но затем полюбил народные песни и церковную музыку, разучивал церковные песнопения вместе с детьми. По его заказу композитор А.Ф. Львов написал гимн "Боже, царя храни" на слова В.А. Жуковского. Император постоянно посещал музыкальный театр и концерты. Учитывая шефство Николая I над Преображенским полком, можно ожидать, что в Нескучном саду часто звучал его марш.
Император Николай Павлович стал первым российским монархом, игравшим на различных духовых инструментах: флейте, валторне, корнете и корнет-а-пистоне. Сам Николай I называл свои инструменты без различия нюансов, попросту "трубой". Современники отмечали его хорошую музыкальную память и слух. Кое-где он даже сочинял, отдавая предпочтение военным маршам. Свои музыкальные навыки Николай Павлович реализовывал так, как это принято в дворянской среде по всей России, - на домашних концертах. Концерты проходили и в Зимнем, и в Аничковом дворцах, и на них, как правило, приглашались только "свои".
Поскольку у царя не было физической возможности систематически заниматься на музыкальном инструменте, то он поручил А.Ф. Львову (автору гимна "Боже, царя храни") "всегда за несколько минут пред концертным вечером приходить к нему в кабинет, чтобы проиграть с ним его партию". Специально для царя А.Ф. Львов составил партию на cornet-a-piston.
Некоторую объективную информацию о музыкальных пристрастиях Николая Павловича дают его приходно-расходные книги по так называемой "Гардеробной сумме". Так, в 1824 г., находясь в Пруссии, великий князь Николай Павлович счел необходимым "за свой счет" приобрести у "инструментальных мастеров" Грислинга и Шлотта "духовые инструменты для Саперного и Пионерного батальонов", шефом которых он также был. Эти духовые инструменты обошлись великому князю в 2914 прусских талеров.
Кроме этого, в период правления Николая I формируется такая форма музыкального досуга, как концерты на открытом воздухе в императорских резиденциях. Именно в 1840-х гг. Павловский вокзал превращается в музыкальную Мекку для истинных ценителей музыки. Согласно некоторым сведениям, великий князь Михаил Павлович согласился на продолжение Царскосельской железной дороги до Павловска только при условии регулярных музыкальных вечеров, которые предполагалось организовывать в здании Павловского вокзала.
К Императорскому двору регулярно приглашались первоклассные европейские музыканты, они принимали участие и в музыкальных вечерах в Павловске. Так, 5 апреля 1843 г. на торжестве по случаю 25-летия обручения Николая I и Александры Федоровны играл Ференц Лист.
Знаменитый Иоганн Штраус более десятка сезонов отыграл на Павловском вокзале для рафинированной публики.
Летний домик
Цыган Алексей Григорьевич вывез из Молдавии и сделал их своими крепостными. Числились они "приписными крепостными" села Пушкино. Созданным объединенным "русско-молдавским" хором, который явился родоначальником всех цыганских хоров в России, руководил Иван Трофимович Соколов, а одним из певцов и танцоров был Илья Осипович Соколов (умер около 1849 г.), впоследствии сменивший Ивана. Этот самый хор известен до сих пор как "соколовский хор у "Яра"". Песни и пляски цыган в расшитых золотом и украшенных монетами нарядах производили неизгладимое впечатление. Своим исполнением, сопровождаемым прерывистыми вскриками, они доводили себя танцами до исступления. Впоследствии цыганский хор А. Орлова получил "вольную". Мужская половина этих цыган воевала в 1812 г. против Наполеона. Сами цыгане-историки считают А. Орлова первым, кто открыл в Москве путь цыганским песням и пляскам.
В 1807 году новый руководитель хора, племянник Ивана Трофимовича, Илья Осипович Соколов (1777-1848) - цыганский певец, автор песен, стал любимцем московской (позднее и петербургской) публики.
Московские цыгане к тому времени так прославились, что даже Наполеон захотел полюбоваться на знаменитую русскую забаву. Но в 1812 году хор Соколова, пожертвовав большие деньги на нужды армии, перед приходом французов эвакуировался в Ярославль, а все боеспособные мужчины хора с началом боевых действий вступили добровольцами в гусарский полк. В послевоенные годы слушать цыганские хоры, ездить "к цыганам" стало любимым развлечением московских артистических и литературно-художественных кругов, также купечества. В репертуаре хора Соколова были преимущественно русские народные песни.
Ротонда
Вероятно, из-за плохого состояния имения Нескучный сад не совсем удовлетворил Николая I: в нем не было достойного императорского семейства дворца. Поэтому сад не закрыли для посетителей и в 1830 году с согласия императора открыли в нем летний театр. Сейчас трудно сказать, где могло находиться это довольно большое сооружение, имевшее размеры в плане 70;40 метров и вмещавшее 1500 зрителей. План Нескучного, выполненный в 1826 году, на левой стороне большого оврага показывает строение, обозначенное как "амфитеатр". Однако существуют основания искать театр в другой части сада. Современник, описывая свой поход в театр Нескучного, рассказывал, что по окончании спектакля они темной аллеей вышли на покрытую цветами поляну. "С сей поляны представились нашим взорам направо и налево большие березовые и сосновые деревья, (...) от сих деревьев, взглянувши левее, виден глубочайший ров и в нем разбросанные природою небольшие березки, сосенки и болотные кустики, которые своими зелеными листиками затеняют прозрачный ручеек, текущий по сему рву и впадающий в Москву-реку; прямо - кристальные струи Москвы-реки с ее прелестными окрестностями". Из этого рассказа следует, что театр должен был располагаться на правой стороне большого оврага."Спектакли шли под открытым небом. Красивейшая местность, военный оркестр, фейерверки привлекали массу публики. Летом 1830 года в Нескучный сад приехали П. В. Нащокин и А. С. Пушкин с Н. Н. Гончаровой и ее семьей погулять и посмотреть только что отстроившийся воздушный театр, где происходила репетиция. Артисты, увидав Пушкина, прекратили работу, и пока поэт осматривал сцену и места для зрителей, толпою ходили за ним, не сводя глаз ни с него, ни с невесты". В мае 1835 года театр в Нескучном был сломан, а спектакли перенесены в новый театр в Петровском парке.
Есть предположения, что в Летнем театре Нескучного сада можно было увидеть, например, балет Цезаря Пуни "Эсмеральда".
Зная, что рядом располагалась летняя усадьба князей Голицыных, в которой гостила Наталья Петровна - один из прототипов "Пиковой дамы", можно мысленно напевать арии из оперы Петра Ильича Чайковского, проходя мимо ротонды.
Охотничий домик
В начале XIX века этот участок именовался Борятинской дачей; "содержал" ее московский купец Матвей Колесников. В объявлении, помещенном в номере "Московских ведомостей" от 26 июля 1805 года, говорилось: "Содержатель дачи, именуемой Борятинской, соединенной посредством мосту с Нескушным, что близ Калужской заставы, московский купец Матвей Колесников честь имеет объявить почтенной публике, что он на упомянутой даче в удовольствие публики доставит разные увеселения: во-первых, на мостовых воротах ежедневно играть будет роговая музыка, а по воскресеньям и праздничным дням пускаем будет на воздух бумажный шар с парашютом с посаждением животного, которое по поднятии на воздух отделиться от шара и опуститься на землю".
В те дни в обиход твердо вошел романс, сменивший "российскую песню". Первыми русскими романсами можно назвать сочинения Ф. Дубянского, О. Козловского, Д. Кашина, А. Жилина, И. Рупина. Широкое владение общественности навыками игры на музыкальных инструментах дало толчок такому же всеобщему сочинению песен, исполнявшихся, в том числе, во время массовых мероприятий.