Горелик Елена : другие произведения.

Земля - Торманс

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


Земля - Торманс.

  

- Это люди, с которыми можно сделать все, что угодно! Ограбить, отнять жен и возлюбленных, выгнать из удобных домов. Надо только применить старый, как наш и земной мир, прием: восхвалять их. Кричите им, что они велики, прекрасны, храбры и умны - и они позволят вам все. Но попробуйте назвать их тем, что они есть на самом деле: невеждами, глупцами, тупыми и беспомощными ублюдками - и рев негодования заглушит любое разумное обращение к ним, хотя они живут всю жизнь в унижении куда худшем.

Иван Ефремов, "Час Быка"

  
   Фантасты - конструкторы миров.
   Пусть этот мир виртуален, пусть существует только в образах, рождающихся и живущих в воображении читателей или - если повезёт с хорошим режиссёром - на экранах. Но чем талантливее автор, чем больше души вкладывает в этот мир, тем он ближе к реальности.
   Читая "Час Быка" и наблюдая изнутри то, что происходит на Украине, начинаешь это понимать.
   Расхожий мем о прозорливости гениев - тоже правда. Но это не пророчества дельфийского оракула, а работа ума, когда из множества фактов прошлого и настоящего делается вывод о возможном будущем. И Ефремов нам такое будущее показывает. Вернее, два его варианта. Первый - это общество справедливости, когда любой поступок означает ответственность за его последствия. Поэтому герои-земляне предпочитают сперва думать, а потом делать. Причём, воспитанием им привита привычка думать прежде всего о других, а затем о себе. Там, где это правило соблюдают все без исключения, положительная отдача даже на самый скромный вклад в общее дело превысит любые ожидания. И второй - общество Торманса. Планета, уже пережившая кризис "общества потребления", закономерно завершившийся веком Голода и Убийств, и скатившаяся до "Железной пяты" финансового капитала в чистом виде. Ефремов показывает нам их в прямом столкновении и словно говорит: смотрите, сравнивайте и выбирайте.
   Многие из нас его не поняли, не услышали. Не захотели тогда понять и услышать. А зря. Впрочем, он явно был понят и услышан где-то в другом месте. И вот, спустя более, чем сорок лет после публикации "Часа Быка" мы наблюдаем, как сквозь маску нашего привычного мира всё чётче проглядывает Торманс.
   Рецепт Чойо Чагаса - безудержное восхваление толпы - действует на недостаточно подготовленных людей гипнотически. Человеку отовсюду внушают: ты велик, прекрасен, храбр и умён по умолчанию. И человек делает нужный вывод: зачем становиться лучше, если я и так идеален? Да что там идеален! Я почти что бог! Вон люди в телевизоре так говорят, они врать не будут... В результате раздувшееся от потоков незаслуженной лести эго своей тушей давит тихий писк совести: посмотри в зеркало, дрищ несчастный, какой из тебя бог?! Лесть - страшный наркотик, к нему привыкают мгновенно, а его отсутствие приводит к дикой ломке. Поэтому любой Торманс нуждается в докторе Геббельсе.
   А что же люди думающие? Что же те, на кого лесть не действует настолько разрушительно? Всё просто: на любом Тормансе всегда есть спрос на рейхсфюреров гиммлеров и папаш мюллеров... Всё действительно до смешного просто: кнут и пряник. Но кнут убивающий, а не наказующий, а пряник - отравленный. Только и всего.
   Владыки Торманса к моменту визита близкой родни из космоса уже смутно догадывались, что общество планеты обречено на деградацию, распад, одичание и вымирание. Процесс остановить было невозможно, только задержать, принимая законы о материальной помощи молодым матерям для поднятия падающей рождаемости, и одновременно действуя дубинкой террора. Они пошли на контакт с землянами не только из-за мифической угрозы военных действий, но и потому, что увидели шанс использовать достижения более высокой цивилизации в своих целях. А когда окончательно убедились, что эта затея провальна, что земляне не собираются спасать их драгоценные шкурки - тогда и разразилась финальная катастрофа. Но главного-то они так и не поняли. Общество, которое живёт в постоянном стрессе от террора физического и духовного, рано или поздно теряет волю к жизни. Ведь полицейские меры в условиях всё ухудшающейся жизни устраняют наиболее активных, наиболее думающих, наиболее совестливых людей. Вот олигархия и реагирует на таких - как и полагается реагировать дорвавшейся до власти банде убийц. Остальные будут тупо молчать, и ...бояться любой инициативы из-за страха совершить ошибку или не угодить владыкам. Молчаливая серая масса, покорно склонившая головы перед вооружёнными отморозками, может некоторое время существовать. Но это уже не общество, а стадо. Чойо Чагас говорит это открытым текстом, и он, к сожалению, прав. Только забыл упомянуть, что в катастрофической дегуманизации виновен он сам - как олицетворение власти "Железной пяты". Фай Родис не замедлила ему об этом напомнить.
   Стадо не способно создать ничего принципиально прорывного. Забитые, полуграмотные "кжи" всю свою короткую жизнь монотонно клепают детали на заводах, ненавидя нищенскую зарплату, нудную работу и инженеров-"джи". Кучка учёных Торманса, превращённых в такое же, но более образованное и ещё более запуганное стадо, способна только кропать восхвалительные книжонки и совершенствовать орудия пыток, но никак не создавать космические корабли и мечтать о звёздах. А уж правители Торманса, воображающие себя владыками жизни и смерти, очень оскорбились бы, узнав, что сами давно утратили признаки страты нормального общества, превратившись в банку с голодными пауками. Когда творить, если все силы и средства уходят на смертельные интриги? Иными словами, общество Торманса не только обречено, оно ещё и духовно бесплодно. О какой воле к жизни можно говорить, когда неизвестно, будешь ли ты жив завтра? Когда недостаточно восторженный образ мыслей является преступлением, и чем хуже живётся, тем большим обязан быть искусственный восторг, человек духовно умирает задолго до физической смерти. И тем более это всё убийственно, когда и сбежать-то некуда, то есть диссиденты могут существовать лишь в виде глубоко законспирированного тайного ордена. Духовная катастрофа Торманса гораздо хуже материальной, как верно подметили земляне. Понимание этого факта всё большим количеством людей - первый и самый слабый признак выздоровления, но в том-то и беда, что мозгомойка работает круглосуточно. Те робкие ростки здравых мыслей, что не удалось забить агрессивной пропагандой, безжалостно выпалываются всякими ухищрениями вроде "встреч со Змеем" и банальными полицейскими методиками. До прихода землян люди Торманса были свято уверены, что живут в лучшем из миров и справедливейшем из обществ. Не зря владыки очень быстро озаботились запретить показ земных фильмов. Альтернатива, тем более такая успешная - это удар ниже пояса для власти финансового капитала. Потому любой Торманс будет запрещать доступ к альтернативному мнению. Оправдания найдутся всегда, ассортимент богатейший.
   Апологетам войн, вещающим о массовых бойнях как о двигателе прогресса, стоит напомнить, что даже для такого прогресса нужны люди-творцы. Торманс честно пытается напрячься и выродить что-нибудь действительно креативное. Но опять всё упирается в оболваненное стадо, в которое превращаются люди с промытыми мозгами. В стадо, принципиально не способное создать ничего толкового.
   Замкнутый круг? Нет. Спираль, ведущая вниз. К одичанию и вырождению. Шахматная композиция, из которой существует один-единственный выигрышный выход, но, чтобы его увидеть, нужно просчитать всё на десяток ходов вперёд. Тот, кто дальше одного хода не видит, её не найдёт, и обязательно сделает ошибку. Гораздо хуже поступают владыки Торманса, видящие выход, но сознательно запрещающие себе даже думать о нём, ибо он грозит им утратой власти. Для того, чтобы её захватить, владыки сознательно и цинично разрушали духовные традиции общества, низводя народ до состояния манкуртов. Возвращать традиции? Дать волю истинной духовности? Что вы. Они же не сумасшедшие - вот так взять и отдать то, за что боролись веками (и добились в итоге). Но понимание, что со стадом их путь лежит только вниз, лишь озлобляет. Стадо относится к обязанностям перед планетой в лучшем случае наплевательски, отчего качество жизни с каждым днём всё ухудшается. Ресурсы истощаются. Три четверти населения - тупые и агрессивные дебилы. Потому злоба владык на самих себя оборачивается всё более ужесточающимся террором против населения. И всё заходит на новый виток боли и ненависти.
   Выхода нет?
   Выход есть.
   Возьмусь оспорить финал "Часа Быка" на предмет реалистичности, пусть это будет моим личным мнением.
   Землянам нельзя было оставлять всё "как есть" в состоянии зарождающегося хаоса, потому что по физическому устранению неадекватов в тоталитарном обществе во власть приходят ещё большие неадекваты и кровопийцы. Никакие "Серые ангелы" не смогли бы это предотвратить. Спираль террора стремительно расширяется, и центробежные силы разрывают общество изнутри, превращая всё в кровавый винегрет. Через сто лет цефеянский звездолёт застал бы не становящееся общество справедливости, а разрушенную планету, населённую редкими и малочисленными племенами дикарей. Так рано или поздно случилось бы и без землян, но гораздо позже. И улететь вот так, полагаясь на здравый смысл тотально оболваненных людей - это, как по мне, чистой воды эльфизм. По моему мнению, раз уж взялись, доведите до конца. Но это всего лишь моё мнение.
  
   - Вы, очевидно, из фильмов, вывезенных с Земли, усвоили худший из способов управления людьми, - укоризненно сказала Родис. - Но и тогда уже нашими предками применялся другой метод: обращение к здравому смыслу людей, стремление объяснить им причины действий и доказать следствия. Тогда, по глубоко заложенному в нас чувству справедливости и ощущению правоты, мы сделаем гораздо больше и пойдем на трудные испытания, что и было доказано людьми прошлого. Нельзя выбирать всегда легкий путь - можно очутиться в безвыходном инферно.
  
   Благие намерения, которыми, как известно, вымощена дорога в ад, всегда просты. Пресловутый "лёгкий путь". Такой соблазн - затратив минимум усилий, получить некий результат. Выгода, что называется, здесь и сейчас. А что в дальней перспективе назреют неприятные последствия, никого не волнует. Вот тут и проявляется разница между обоими вариантами будущего по Ефремову. Фай Родис говорит: думайте, не забывайте о будущем, оставайтесь людьми. Но - для этого нужно затратить усилия. Всем ли это под силу?
   Не всем. И потому - два мира, два варианта будущего.
  
  
   Елена Горелик
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"