Аннотация: Одна из бесед с лидером питерской группы "Пикник".О музыке и не только...
В последнее время встречи с "Пикником" приобрели регулярность дня рождения - каждый год. Правда, на этот раз корабль "Пикник" зашёл в наш город всего лишь на несколько часов. Команде пришлось обойтись даже без гостиницы. В связи с этим "доступ к телу" Капитана был ограничен двадцатью минутами. Несмотря на многочасовое путешествие из Подольска, Эдмунд Шклярский был бодр и благодушно настроен.
- Первый вопрос о последнем альбоме "Пикника" "Железные мантры". Я посмотрел сайт, там выложено начало песен. Показалось, что этот альбом углубленно-философский, и основная нагрузка лежит на тексте. Одна песня особенно запомнилась. "Существо", по-моему, называется:
И вот без причины,
Опять без причины,
Исчезнешь, на свет появившись едва,
Ведь только песчинка,
Ты только песчинка
В руке божества...
- Да, есть такая песня.
- И она навеяла вот что. У Блеза Паскаля, философа французского, есть мысль о том, что человек подобен тростнику, мыслящему тростнику. Он очень слабенький, его легко обидеть и убить можно каплей дождя...
- Красиво сказал.
- Я уловил настроение альбома или что-то другое здесь подразумевается?
- Как понимаешь, мне сложно говорить изнутри, тем более Паскаль приукрасил человека, по-моему (улыбается). Слишком хорошие эпитеты дал. А впечатления... Эта песня как эхо. Скажем, была такая группа "Jefferson Airplane", и был альбом с сюрреалистическим названием. Там была такая песня, где мне мерещились облака... И хотелось что-то в этом духе сочинить. А насколько там глубоко или не глубоко, это сам понимаешь: одному кажется так, другому - так.
- А был какой-то начальный импульс создания альбома? Или была просто программа: каждый год записывать альбом?
- Нет, прошло два года, такой программы, собственно, и не было. Есть у меня, как правило, наброски, которые потом лежат. Альбомы собираются как мозаика... Например, подходит вот это к этому или не подходит. Некоторые наброски ждут долго-долго, а какие-то рождаются в этот период и совмещаются с теми песнями. "Существо" была давным-давно.
- А "Лунатики"?
- "Лунатики" недавно.
- Они по настроению сходны...
- Я и говорю, что хочется по настроению сделать альбом. Понятно, чтобы не в каждой песне были "лунатики"... (улыбается)
- В твоём новом альбоме есть и "лунатики", и "романтики". В отличие от предыдущего альбома "Мракобесие и джаз", который запомнился яркими мелодиями. Мне всегда мелодичные песни как-то особо трогают душу. Хорошая мелодия на дороге не валяется...
- Да, всё так. Но если брать не совсем песенную музыку, где есть барабаны и всё прочее, иногда песня бывает построена не на мелодии, на каком-то риффе, который и мелодией-то не назовёшь. Но есть изюминка, на которой всё и строится, на каких-то технических приёмах. Но если есть мелодия, она никогда не мешает.
- Мы выросли на мелодичных "Hey, Jude" "The Beatles", "Paint it black" "The Rolling Stones", "Беладоннe" "UFO"... И твои песни в этом же ряду: "Ночь", "Великан"... В "Мракобесии и джазе" тоже отличные мелодии: "Заратустра", "На луче", "Ихтиандр".
- Знаешь, "Ихтиандр" выбивается из общего контекста, потому что редко кто называет его мелодичным...
- Она показалась мне ключевой или переходной к новому альбому. Это субъективно, конечно...
- Я бы не сказал так. Я стараюсь не перегружать альбом. В каждом альбоме есть песни, так скажем, "на любителя". Взять альбом "Родом ниоткуда" - там есть песня "Это Он". Если кому-то нужна мелодия, он её там вряд ли найдёт. Это как сыр "рокфор" с чем-то, не с душком, но, по крайней мере, не на любой вкус. Я стараюсь в каждый альбом что-то вставлять, но не полностью делать его из "ихтиандров".
- А если говорить о последнем альбоме, какие песни ты бы выделил?
- Мы представляем примерно, что будет играться на концертах, а что останется - это другой вопрос.
- Что будет играться?
- Сейчас уже играем "Недобитый романтик", потом будем играть "Гиперболоид", "Колдыри да колдобины", "Мантры", потом попробуем "Существо" сыграть.
- По заявкам трудящихся...
- Да, а там - пойдет, не пойдёт... Концерт предполагает свой закон, определенный подбор песен.
- Я недавно прочитал книгу "Мой сын БГ", которая написана мамой Бориса. Достаточно интересная книжка. Плюс её в том, что после прочтения представляешь, в какой атмосфере он рос. Оказывается, к примеру, когда он шёл в первый класс, подошёл к двери, приносят телеграмму от Капитана Немо (!). Поздравляет, желает... То есть родители создавали особую атмосферу. Бореньку потом спросили: "Ты сказал об этом одноклассникам? - Да сказал, но никто не знает, кто такой Капитан Немо". И так до сих пор: он поёт, но многие не понимают о чём. А у тебя были в семье какие-то моменты, которые создавали особую атмосферу?
- У нас тоже, например, в классе никто не знал, кто такие "Битлз". Во дворе единственная пластинка битлов была у человека, который был душевнобольной. Вот я и рос в этой атмосфере... (смеётся)
- А в семье?
- Иногда во дворе меня звали "битлз-одиночка". Дома у нас была атмосфера такая... двуязычная. Говорили в основном по-польски. Поэтому много информации пришло как раз из польских журналов, где были и новости кино, и то, что появлялось нового в живописи, в музыке. Поэтому я был в курсе всего происходящего, к счастью. Я читал многие рассказы, которые здесь не печатались. Двуязычие помогало находится в курсе событий.
- Неужели в семье говорили только по-польски?
- Там да. Потому что русскоязычной была только моя мама. Но и она изучила. Да и сейчас мы разговариваем с родственниками на польском.
- Красивый язык...
- По крайней мере, любой другой язык добавляет каких-то красок, потому что невозможно некоторые слова перевести один в один. Даже с таких близких языков, как славянские. Не говоря уж с английских, немецких.
- "Червоны гитары", "Скальды", Немен, "Будка суфлера" - мои любимые с давних времен. А ты можешь кого-то выделить из польских музыкантов?
-Самый почитаемый и любимый Немен. Помнится, когда слушатели были недовольны, что он стал играть в другом стиле, то страдал не только он, но и его
автомобиль, который мазали краской.
- Как-то мы с тобой говорили, что трудно найти на нашей сцене таких статичных артистов, как Эдмунд Шклярский. Ты соглашался. Вот у нас был несколько дней назад "Ю-Питер"... Вячеслав Бутусов переплюнул тебя! Отошёл в глубину сцены, закрыл глаза и "честно отработал полтора часа". Но с другой стороны, такой не очень подвижный человек, как Борис Гребенщиков, как-то прыгнул на спину, и задрал ноги вверх, подчёркивая какой-то эмоциональный момент. А у тебя было, когда ты отходил от своей манеры выступления?
- Может, это и было во времена музицирования в институте, когда это происходило с какими-то возлияниями... Красили ногти и физиономии. И тогда вот, наверное, я себе кое-что на сцене позволял. И потом... Если бы я учился в каком-то театральном училище, где заставляют терять стыд и совесть, наверное, я бы делал то, что мне делать противоестественно. А поскольку не обладаю такими навыками, я не могу это делать. Делаю только то, что могу.
- А случались какие-то чрезвычайные обстоятельства? Ходулист(человек на ходулях) знаю, у вас иногда падает...
- Да, в прошлом году в Белоруссии. В Гомеле поставили фонарь, о котором не предупредили. Ты же знаешь, на сцене темно. Он упал, сломал руку... Но концерт не прервали... Более того, потом он по контракту поехал в Германию и там тоже отработал...
- В твоих песнях, особенно в последних альбомах, ты как бы подчёркиваешь отрицательные моменты сегодняшней действительности:
В сладкий сон погружен,
В круге вечных фантазий,
Не заметит и он
Этой жизни чумазой...
- Ну, это, даже не отрицательное, а то, что есть.
- А что конкретно больше всего сейчас трогает, волнует, цепляет и возмущает?
- Возмущает... Вот включи телевизор. Всё, что там будет происходить и возмущает... Я бы выделил такой момент, как обесценивание человеческой жизни. Особенно это удивительно, когда, к примеру, образование поднялось на какую-то планку. И с этим грузом образования и культуры, человек позволяет себе делать худшие вещи, чем тот, кто, будучи папуасом, ел кого-то, не ведая, что творит. Сегодня человек делает то же самое, только делает это культурно, с образованием...
- В этом кто-то виноват?
- В этом виноват сам человек. Потому что внутри сидит то самое низкое, которое человек должен в себе уничтожить.
- Путём саморазвития? Анализа?
- Путём размышлений. Потому что если, к примеру, человеку давать неограниченную власть, то он становится тем самым, кого, к сожалению, мы сейчас наблюдаем. Часто происходит испытание безграничной властью: я нахожусь на ступень выше, и вот это делает человека отвратительным. Самое большое искушение, которое мало кто может преодолеть...
- Эдмунд, сейчас у тебя тоже пошёл очередной круг испытания медными трубами. Я посмотрел твой сайт, там такие восхваления, восторги. Радуются, говорят, что такого не было никогда...
- Так это же игра... Мы играем в игру, в которой, допустим, к тебе приходят в гости и хвалят твой салат.
- А я повар?
- И я знаю цену этому салату. Но по условиям игры его так или не должны его особо ругать, потому что они пришли в гости.
- Но они могут не придти в следующий раз.
- Да, они могут не придти, но это, тем не менее, какая-то зависимость друг от друга, определенные правила игры.
- Сейчас группа на вершине, я так понимаю. Рейтинги, наполняемость концертов...
- Тьфу-тьфу-тьфу... Как ни странно, не зависимо от того, что нас пугают кризисом, у нас увеличилась по сравнению с прошлым годом посещаемость концертов. Но кризис только впереди. Поэтому я как раз не очень люблю, когда гладко. Ещё в прошлом году были разговоры, что слишком всё гладко. Поэтому, как бы не было того, что было. Лучше когда это всё как-то чередуется.
- Возвращаясь к "Ю-Питеру". Меня порадовало, что при том, что у вас больше сценографии, реквизиты и люди, которые на ходулях ходят, цены на билет у вас гораздо ниже, чем у Бутусова. Ты какое-то влияние оказываешь на ценовую политику?
- Мне хочется, чтобы смогли придти и обычнее люди. Не толстосумы... Некоторые, наверное, ориентируются на посетителей Садового кольца. Нам не понравились концерты во МХАТе, потому что там были очень дорогие билеты и там была какая-то атмосфера... Чувствуется, что это пришли люди, которые заплатили за дорогие билеты...
- Ты участвуешь в этом вопросе?
- По крайней мере, интересуюсь. Если человек необоснованно хочет озолотиться на организации нашего концерта... По крайней мере, это не практикуется у нашей группы.
- У тебя появился сайт -qazimodo.ru. Зачем второй сайт, когда есть Piknik.info?
- Так это же официальный. Там официальная информация. Я не участвую в форумах как таковых: обсуждениях чего-то там. Только отвечаю на вопросы. На qazimodo.ru находится то, что не связано с музыкой. Белые стихи без рифм, картинки, прозаические вещи.
- В работе сайта qazimodo.ru ты отслеживаешь его, дизайн определяешь?
- Редактирую не только я, потому что я путешествую. Да и не всегда хочется участвовать. Там бывают иногда травмирующие надписи, лучше не смотреть. Разный народ бывает. Одно дело - человеку не нравится. Дело хозяйское. А когда там оскорбительное что-то... Это, в принципе, не нужно никому. Как бывает: приходит в компанию какой-то обиженный, и он портит весь настрой. Или очень весёлый. Вот такая "душа-компания" высосет из тебя все соки... (улыбается) Контингент подбирается тоже соответственно твоему складу характера. И на этом сайте то, что не входит в официальную хронику. Он чаще обновляется. А меня он толкает лень преодолевать.
- Ты как-то говорил, что сидя в автобусе через телефон выходишь в Интернет и обновляешь сайт. Так это и продолжается?
- Не очень удобно в телефоне, но у нас есть sky link... В гостинице подключаемся, смотрим.
- Интересуешься тем, что происходит.
- Ну, конечно, интересуюсь.
- Сейчас ты своего сына Стаса вовлекаешь в группу, в отдельные туры...
- Какие-то были. Но он сейчас учится. В Москве отыграл, где недалеко, где можно совмещать. Брать кого-то со стороны не особо хотелось. А так, поскольку он учился и иногда участвовал в концертах, так и получилось...
- Остается поблагодарить, что нашёл время для встречи со мной. Пожелать "Пикнику" и тебе лично, Эдмунд, больших успехов, удачи во всех твоих начинаниях. Будем за тобой пристально следить. Мне очень нравится то, что ты делаешь.
декабрь 2008 г.
www.tektonika.ru
Еще несколько интервью со Шклярским можно прочитать в разделе Другие произведения автора Сергей Горцев