Аннотация: Аллегория на тему апории Зенона, гласящей о том, что Ахиллес никогда не догонит черепаху
БАБУШКА И ЧЕРЕПАШКИ
Юрий Горбачев
Туда-сюда телепающаяся мутновато-полупрозрачная дверь на входе в метро. Встречные потоки входящих-выходящих. Гитарист Витя, бренчащий на своей недоразбитой "банке." Девушка с котятами в коробке. Коренастный "браток" с картонной вывеской "Куплю золото" на груди. И вот среди завихрений и воронок этого потока -- бабушка с подушечками, сшитыми в виде черепашек. Подушечки маленькие, "думками" в народе называемые. Обшитые темно-коричневой ворсистой тканью в клеточку, они --полная имитация того самого панциря, глядя на который кто-то сочинил афоризм "разделал, как Бог черепаху". Рукодельница так постаралась придать своему творению умильный вид, что все-то в черепашках радует глаз. И лапки. И головка на длинной шейке. И чепчик. И профессорские очочки. В этих очочках, можно сказать, народная ирония скрыта. Намек. Тут расчет на самую демократическую публику, которой было бы по душе присесть мягким местом на нечто пародирующее всех этих начитанных умников, привалится боком к персонажу, напоминающему о всех этих кандидатах наук, которые сегодня с радостью соглашаются мести мусор и таскать тележки на базаре. В то же время бабушка сумела создать в шитье образ вполне узнаваемый и по-детски ностальгический. В головках черепашек можно углядеть и Тетку Тартилу, сыгранную когда-то Риной Зеленой, и волка из "Красной шапочки", прятавшего свои "большие ушки" опять-таки под чепчиком. Философу работы швеи-надомницы напомнят о бедолаге Ахиллесе, который никак не может догнать черепаху. Так что товар у бабушки рассчитан на самый широкий круг покупателей! Тем более что в ассортименте панцири различных расцветок--коричневые, зеленые, оранжевые. А замысловато выгнутые из проволоки миниатюрные очки обшиты мягкой ветошкой, напоминающей о том, что еще недавно из лоскутков тюками привозимых на наши заводы-гиганты протирочного тряпья можно было шить вполне приличные бикини и даже трусы в формате-- "семейные". Ну ежели только где вставочку другого цвета приходилось делать! Вот эта "семейная мысль" рукодельницы - и греет. "Думка", она ведь ,поди, по глади диваного полотна должна своими лапками грести. По его топкой, усыпляющей, засасывающей в сновидения поверхности. Пришел. Отвалился. Надавил на кнопку пульта, поглазел минут пятнадцать на мелькающих перед глазами суперменов с пистолетами, уцепил краем закатывающегося под веко глаза
чью-то грудь тугую, телевизионную - и отвалился...
-- Бабуль? Почем черепашки-то? - интересуется "браток" -- золотоискатель, для которого сегодня что-то - не Клондайк.
-- Да чо ты меня спрашиваешь--по чом? Все одно ведь не купишь! Который день тут рядом торчишь!
--Да я вот чо-то посмотрел на твои подушечки - и в сон потянуло. Прям крыша отъезжать стала. Глюканул маленько... Будто я Буратино...
--Ты бы ,Вась, лучше котеночка взял! - встряла девушка с коробкой усато-глазастого товара.
--Да куда мне! Кормить кота! Вымахает будет колбасу просить... А вот подушечка - мяконькая...
--Это у вас -что? - вынырнул из толкучки мужчина как раз напоминающий не - то очкастый персонаж из "Матет-шоу", не то того самого русского интеллигента, которого сознательно или бессознательно по неумолимым художественным законам типизации изобразила рукодельница в своем шитье. Интеллигент, словно разглядывая свою уменьшенную копию, взял одну из черепашек в руки.
-- Что-что? - непонимающе отозвался интеллигент, держа в руках ныряльщицу за золотым ключиком.
--Да это я так! К слову, -- не стал накалять атмосферу фиксатый.
--Хорошая вещь! -заключил очкарик . -- И символизирует...
-- Ты давай, телегу-то кати! Уже навалили...-- вывел из созерцательного состояния задумчивого "профессора" оборотистый барахольный - "челночок"-ларечник.К досаде бабушки покупатель швырнул черепашку в общую каучку - и, не договорив, чего же там оно символизирует--это рукодельное подобие медленноходящего, сто лет живущего, откладывающего яйца в горячий песок, скрылся с глаз.
--Чо за чудик? - обратилась бабушка к всезнающему Васе.
-- Да тут на базаре телеги таскает...Раньше по типу в институте преподавал...Профессор...В общем конченный...
Котеночка я уже потискал. Золота, чтобы сдавать на каждом перекрестке - не нажил. Черепашками полюбовался. Оставалось только слиться с потоком - и шепкой плыть по течению. Струя человеческих тел вынесла меня к ГУМУ "Россия". И тут я увидел по-бурлацки запряженного в громадную телегу "профессора", тянущего поклажу в сторону камер хранения, располагающихся где-то на другой стороне площади. Он полностью слился с телегой, в которую впору бы коня или мини-трактор запрягать. Он вытянул шею. Нос его, украшенный очками, торчал. Шапка-чепчик довершала обнаруженную гопником - скупщиком золота схожесть. Но более всего этой по-черепашьи движущейся человеко-телеге придавала схожесть с нецуклюжей барахтающйся на суше огромной морской черепахой кое-как претороченная к телеге гора барахольных шмоток в мешках, тюках и клетчатых сумках. Это и был "панцырь". Колесики вполне имитировали слегка втянутые, усердно упирающиеся лапки.
Так что же имел ввиду оборванный на полуслове базарный чернорорабочий? Что символизируют бабушкины черепашки? Медлительность, с которыми мы движемся к новому благоденствию? Или еще что? Он удалялся от нависающей над площадью недостроенной гостиницы. Этот железобетонный Ахиллес даже и не пытался догнать базарную черепаху. Он желал оставаться античной руиной времени ушедшего. Такелажник подкатил телегу к улице Ватутина. Неуклюжая "черепаха" вытянула шею и, замерев на месте, стала выжидать,-- когда прервется поток иномарок-- и ей будет дозволено переползти на ту сторону.