Она все время путалась, что будет впереди за семафором: Пролетарская или Сальск. Ночью не только кошки одинаковы, но и элеваторы. Огни хлебной громадины основательно осветили степную даль, потом, вслед за ними, замигала металлоломная униформа железной дороги и, наконец, сонно сощурилась коробочка маленького здания вокзала.
Нет! Это не Сальск. Значит она вышла на двадцать минут раньше, поэтому придется еще постоять, вглядываясь в темноту и отделять свое оконное изображение от воспоминаний. Ох уж эти длинные дороги в город детства!..
Сальск вынырнул из ночи, играя бусами провинциального освещения. Вокзал блеснул неожиданно бирюзовым боком кафельной плитки, но потом развернулся как свиток, пестрым рисунком аляповатой отделки. Издалека он походил на пасхальный кулич тети Марии.
Надо сказать, что эта пестрота была особым стилем города, который начинался через несколько шагов притихшего зала ожидания, открывшего двери на проспект.
"Двенадцать ступеней - и я на родине", - Богдана поправила ремешок сумки на плече, крепче сжала ручку чемодана, похвалив себя за подъемную ношу подарков, состоящую из коробок конфет и индийских шарфиков. Потрескавшийся от жары асфальт проспекта чередовался с серыми камнями, поэтому разумней было смотреть под ноги, а не по сторонам. Хотя, конечно же, хотелось наоборот.
Тетя Мария жила в конце центральной улицы, где заканчивались незамысловатые пятиэтажные постройки и начинались дома частного сектора. Воздух застыл в спячке, намаявшись в дневной духоте. Чтоб вырвать из него подобие дуновения, Богдана прибавила шагу и волосы забились по влажной шее. Подойдя к отдаленно знакомой калитке, она тихонько свистнула, чтоб разглядеть лениво выходящую теткину собаку из прянично крашеной будки.
- Пенка, Пенка, собака милая, как тут у вас калитка открывается? - подлизывалась Богдана к мохнатому сторожу, пока та нюхала воздух и шевелила "полуафганскими" ушами.
- Та кого ж к нам намело? - раздался говорочек тетушки и она быстро сбежала с крылечка, поправляя бигуди из криво повязанной косынки. "Богданочка! Зайчик мой! Чуяла, что скоро приедешь, ведь два месяца ни одного письма".
Богдана помнила, сколько раз ей приходилось возвращаться к этой самой калиточке, - почти каждый год ее сорокалетней жизни. Последнее время они с теткой постоянно плакали при встрече, долго потом разглядывая друг друга. Всегда настает такое время для людей, когда многое начинает трогать до слез.
- Зараз наварю яичек? Ха? Как ты любишь, - затарахтела тетка, настраиваясь на свое обычное щедрое гостеприимство. "Борщик в горобце. Мигом слетаю".
- Завтра загоришь, можно прям на сарайке. Там орех разросся, всех мух разогнал. Солнце тако скаженное, как завелось з маю, так и пече. Так и пече. Тильки у ночь и поливаем наши огороди.
- Погоди, погоди, тетичка, - Богдана сразу входила в ласковые обороты казачьей речи, - Погодь, кому говорю! У меня уже все в голове смешалось: сарайки, борщики, огороди. Ничего не нужно варить, греть. Я чуть-чуть что-нибудь закушу из холодильничка. В кухне работает холодильник?
- Та шо ему будет? - ворковала суетливо тетка, одобрительно разглядывая стройную фигуру Богданы, бежевые немнущиеся брюки, белое полотно рубашки, ворот которой оттенял золотистую кожу племянницы, ее милое кареглазое лицо. "Зараз соберу на стол з холодильнику. На улке будем или у кухни?
- Конечно на улке, - улыбалась Богдана, вытягивая ноги, сидя в колченогом креслице возле груши. - Я не взяла мамину рыбу, теть. Двое суток в поезде летом! Какая рыба! У вас тут всего полно. Я захватила несколько баночек малосольной горбуши. А мамин спецпосол зимой пошлю по почте. В этой кадушке можно руки мыть?
- Та де угодно! Душик нагретый стоит, в умывалке есть, колонку в ванной могу затопить. Надевай халатик.
- Начнем с кадушки, а потом - душ, - Богдана взяла у тетки халат, который она оставила у нее несколько лет назад, потрогала и положила на креслице. Внимательно разглядев воду в кадушке и не найдя там никакой живности, окунула руки. Пенка, сдержано повизгивая, перебирала лапами и норовила, подпрыгнув, положить эти лапы на белоснежную богданину блузку. Ее хвост при этом вертелся, как пропеллер.
- Подожди, пожалуйста, Пеночка, попросила Богдана и собака, доверившись ее голосу, взяла в зубы кирпичик и стала бродить из стороны в сторону с этим грузом, опуская в пыль ниточки слюны.
- Ось рыбка. Яка хошь. Несу яички и икряньички. Уместо хлеба.
- Вкуснятина! - поглядывала на столик Богданка, переодеваясь в халатик и шлепки,
- икрянички уже нажарила. Ну, тетичка, ну волшебница моя! Так, рассказывай, чем меня угощаешь.
- Цэ такэ: сомятина у томатах с чесноком, холодный сазан, ось - зажелировался. Вот котлетки, как ты любишь, из метисиков.
- Да, метисов я обожаю, - смеялась племянница, - яркие лица, круглые плечи, жаркие глаза, тугие бедра... Тетка хохотала, посыпая котлеты петрушкой и эстрагоном.
- Тю! Болтуха! Домой когда позвонишь?
- Как расцвет!
- Рассветет! - поправила тетушка. - Холодильного дольешь или чайку?
- Чайку. А потом прогуляемся с Пенкой до балки и обратно. В поезде насиделась. Собака-а-а!
Пенка поскуливала, строя всякие глазки, облизывала лицо Богданки, проводя лапой по лицу женщины.
- Та греца ее! Сейчас тебя завалит, Цветы помнете. От, зараза!
- "Вот такая вот зараза, девушка моей мечты" - пропела Богдана, подтаскивая собаку за калитку. Женщина натянула на пятки стоптанную ткань тапочек и через минуту они уже бежали, вырисовываясь в светлеющем ультрамарине горизонта. За силуэтами бегущих неслись уши Пенки и грива пушистых волос Богданы.
Спортивно-расхристанный тандемчик вольных бегунов добежал до балки. Богданка не могла вспомнить историю названия этого постоянно заросшего пустыря.
Балка, да балка. К пустырю примыкало небольшое нагромождение глинно-каменистых утесов, отлого демонстрирующих широкие гнезда птиц и какие-то таинственные норы. Сейчас казалось издалека, что Богдана попала совсем в другое место. Пейзаж напоминал Турцию, Адену, драматическую историю раннего христианства с подземными норами, где укрывались гонимые последователи Спасителя. Там в таких же отвесных стенах вулканических пород темнили прорезанные окна подземного города. А, в степном Сальске, в детстве Богдана слышала детские разговоры о каких-то черных монахах, которые отшельничали здесь в период гражданской войны. Тогда, в десятилетнем возрасте, всем очень хотелось ринуться в подземные ходы утесов балки, да подобраться к ним было невозможно. Вроде так и не нашлось смельчаков.
Все светало и светало помаленьку исподволь, и даже потянуло прохладой. Пенка обнюхивала территорию, реагирую на птичьи вылазки. Над балкой стоял деревянный домик, в котором и сейчас был какой-то кооперативный магазинчик, закупающий у населения продукцию земли и животноводства. Магазинчик уныло заскрипел петлями старой двери, и какая-то толстая баба с босыми ногами выплеснула на обрыв воду, которая истекла темной струйкой в одну из так и неисследованных нор.
- "Связь времен продолжается" - подумала Богдана и ощутила в себе вялый всплеск защитной иронии, который всегда перерастал в скуку. "Побежали назад, собака", женщина тихо свистнула и Пенка, тявкнув, важно начала трусить под аккомпанемент петушиных голосов и вялого собачьего лая из-за длинной череды заборов кривой и ухабистой улочки.
- Замаялись, детки! - встретила их тетка.
- Тетечка Манечка, я сразу в душ. Захвати, пожалуйста, кулечек из моей сумки с банными принадлежностями. Через несколько минут Богдана сушила волосы, а Пенка смачно грызла мозговую косточку, перемазав лапы в теплой перловке.
- Тетечка, милая, как славно у тебя пахнут фиалки! Чудо! Благодать-то какая... Покой. Женщины обнялись и замолчали, улыбаясь каждая своему.
- Пойдем, моя хорошая. Как сказал бы сейчас один мой знакомый: "Самые сильные впечатления - гастрономические!"
Куры засновали, услышав голос хозяйки.
- Ось, видишь, рыженькая что-то прихварывает. Придется ее в суп отправить.
- Теть, смотри, если ты считаешь, что ей после этого станет легче...
Голос сальского утра уже набирал полную силу, когда женщины, делясь новостями, закончили уборку кухни. К звукам шоссе, отдаленно маячившим в окне, охотно присоединились разноголосые собаки, затем глухое мычание, блеяние и верещание нутрий. Соседское хозяйство слева добавляло к этой фермерской какофонии еще и смутное похрюкивание.
- Добры людыны, кивала в сторону примерных животноводов тетя Мария, - мы в них усе сбираем: молоко, смитанку, творог, мясцо, сало. На рынок редко хожу. Добры людыны. Хлопец у них гарный. З флоту пришев. З морзким чином. Зараз не вспомню: чи боцман, чи форейтор.
- Мичман я, теть Маша, - раздался голос сверху и Богдана, расположившаяся в любимом старом кресле, подняла голову наверх сарая. Загорелый парень в светлом спортивном костюме обрывал одной рукой пыльную вишню, а другой пытался отцепить штаны от закорючки тетушкиной крыши.
- А що вы, молодой чоловик, тама зробыли?
- Прошу прощения. Теть Маш, хотел вспомнить детство, когда вишня была сладкой только у вас.
Он смотрел сверху вниз на женщин, задерживая взгляд на Богдане. Ловко спрыгнув с крыши сарайчика, парень подошел поближе, дергая замок куртки.
- Еще раз приношу извинения.
Тетка мельком оглядела закаменевшее лицо племянницы и стала молча чистить кукурузу.
- Морской волк - верхолаз, - попыталась острить мысленно Богдана, подавляя раздражение, - Буду молчать. Выпутывайся сам. Что я буду тебе помогать, мичман? Раз такой храбрый, действуй дальше.
Она разглядывала малость растерявшегося морского волка. Отметила бегло: прямые волосы. Прямое тело. Прямой взгляд. Дискомфорт накатывал далекой океанской волной. Мичман запаса притушил льдинками взгляд и сощурившись сказал:
- Я понимаю, насколько я не вовремя. Черт знает что меня дернуло. Дайте, пожалуйста, возможность загладить вину и не потерять лицо.
- Ну что ж, будем пробовать, - начала говорить Богдана, - Вам нравится этот город, молодой человек?
- Сальск? - переспросил парень, - Нравится. Это город моего детства...
- И моего, - перебила Богдана, - Без спроса, не подумав, вы спрыгнули в мое детство.
- На то оно и детство, - заулыбался парень, - чтоб именно так: "без спроса" и "не подумав".
- Неплохо! - согласилась про себя Богдана, но продолжила, - Придется еще прыгать. Теперь уже с крыши дома. Слабо?
Парень помолчал, посмотрел на тетку. Тетя Мария с большим интересом, разглядывая початки, чистила с них зерна. Впавший в детство морской волк вздохнул и полез по лестнице на дом. Балансируя возле чердачного окошка, на секунду замер, сгруппировав мышцы и аккуратно спрыгнул на асфальт. При приземлении немного поскользнулся на упавшей абрикосине, но сохранил равновесие и выпрямился.
- Ну, думаю, теперь можно познакомиться, соседи, - миролюбиво провозгласила тетка, - Это моя Богдана. А это Богдан. Цэ такэ.
Выдержав паузу, все трое рассмеялись.
Шел седьмой день Богданиного гостевания. Ошалев от традиционных посещений многочисленной родни и обильных сальских застолий, племянница начала искать лазейку для решения своих эгоистических, но истинных целей приезда в родной город. Такая лазейка нашлась: соседский мичман - животновод, уставший от безуспешных попыток сблизиться с понравившейся ему женщиной, скованный тисками родственных отношений, засобирался на несколько дней в Ростов.
- Ах, как мне туда надо, - заметила Богдана в разговоре с тетечкой Машечкой, - мне надо посетить все наиболее крупные мастерские, где производят технику горячей эмали. Финифть. Несколько дней иметь под рукой машину - это же находка. Я ж совсем не знаю Ростов.
- Радость моя, но к этой машине есть еще и нагрузка - Богдан. Он настырный
парень. До тебя рвется, - изрекла тетка, многозначительно подняв бровь.- Ну "рвется" - это слишком сильно сказано. Тетечка, во-первых у меня нет ни минуты на лирику.
- А ночь?
- Ночью я буду рисовать эскизы.
- А что там "во-вторых", краля моя?
- Там еще лучше: Богдан мне не нравится. Чужой какой-то. У меня на работе проблемы. Мужики в голову не идут.
- А що это им в голову твою идти. Есть другие места.
Тетка и племянница закатились в хохоте. Потом разом остановились и побежали к зазвонившему телефону. Звонки были длинные, междугородние и, скорее всего, звонил кто-нибудь из детей Богданы, Рита или Лева, или зять Александр.
Смотря на поднявшую трубку тетку, Богдана подумала, что звонки из дома заставляют трусливо сжиматься сердце, в постоянном предчувствии бед. Больших и маленьких. Потому что дети стали большими, но жизнь их все еще сводилась к каким-то мелким счетам, неразрешенным с самого детства.
- Я - плохая мать, - повторяла про себя Богдана, начиная разговор с дочерью.
- Мамочка, - ворковала Рита, - у нас все в порядке. Занимаемся тем-то и тем-то.
Но Богдана нисколько не сомневалась в том, что порядок этот относительный, что Ритка мотается, как всегда, между домой и своим Славиком, а Лева вряд ли отказался от своих любимых наркотиков, что когда-нибудь они доведут его до "цугундера".
- Господи! - подумала Богдана, - ну что я могу? Врываться в жизнь детей, держа их за руку, уводить от неприятностей? Я могу только любить. Уютный дом, щедрый стол, глаженые стопочки белья, доброе слово уходящему - что еще я могу, мать? Что могла моя мама, когда мы, прожив почти двадцать лет, разводились с Евгением? Мамочка только плакала да пила валерьянку. Если б я начала жизнь сначала, у меня бы не было детей. Потому, что я не могу воспитать мужественных, социально-удобных граждан. Ничего я не могу. Только рисовать.
Тетка с сочувствием смотрела на напряженные лопатки своей дорогой племянницы, догадываясь о наличии ее постоянных материнских тревог. Тетю Марию тревоги нисколько не удивляли и не пугали. Сама она детей не имела по причине, на сегодняшний день, настолько дальней и неинтересной, что ей уже начинало казаться, что вспоминает она не свою судьбу, а какую-то чужую. Подойдя к пенсионному возрасту, тетя Мария успела познать другие привязанности к людям и, вряд ли они были слабейматеринских инстинктов. Раз есть сердце, всегда в нем будет любовь и боль.
Положив трубку, Богдана заморожено смотрела в окно, заплетая из русых волос косу, потом сказала:
- Тетечка, милая, давай съедим кого-нибудь!
- Можно гарбузик зарезать. Дывысь, яки сладки ковуны!
Опаловая финифть.
В Ростов собрались засветло. Богдана листала постоянно какие-то бумаги, делала записи, выбегала курить свою ментоловую отраву. Тетка прочла на пачке "Пьер Карден".
"Платье от Кардена - звучит, решила она но сигареты от Кардена - уже что-то не то. Да. Нет в мире гармонии. Одной рукой творим, другой зачеркиваем.
Богдан нажал на сигнал. Когда женщины вышли, сказал: "Вы самые красивые дамы, каких мне довелось повидать". Богдана с теткой улыбнулись, но промолчали, при этом каждая про себя подумала, что прямолинейный мичман запаса не льстит. Так оно и есть.
На дорогу отводилось около двух часов.
- Я вряд ли буду хорошей собеседницей, - сказала Богдана, откидываясь на заднем сидении "джипа".
- А я ни на что не рассчитывал, отбил подачу Богдан, но в голосе его можно было расслышать легкую обиду, - Тетя Маша показывала мне ваши рисунки и украшения. Радуют глаз. Такой набор я подарил бы своей любимой.
- Не торопись. Настоящую финифть мы увидим у Горосько. Ростовский коллекционер. Ювелир из меня невеликий. Я, скорее всего, качественный стилист, - Богдана запнулась после этого слова.
- Вы не беспокойтесь, говорите со мной вашей терминологией. Я не специалист. Но искусство, в конце концов, принадлежит народу!
Они рассмеялись.
Пять лет назад Богдана Лиманская, преподаватель декоративно-прикладной кафедры факультета искусствоведения УрГУ зарегистрировала свою творческую мастерскую в фирму "Отчество". Название часто читали как "Отечество", поэтому она откликалась на оба слова. Богдане тогда хотелось совместить опыт художника-модерниста с опытом российской экономики. Но оба опыта никак не хотели стыковаться, разводя по разным сторонам 90-х годов богданины силы, деньги и вдохновение.
Получив "грант" в десять тысяч долларов от Нью-йоркского департамента, поддерживающего формы малого бизнеса, она съездила на учебные мероприятия этого штата и затосковала от интуитивного ощущения бесперспективности начатого дела. Ее практические и теоретические знания, навыки могли отточить мастерство будущих специалистов в области художественной обработки металлов, но они становились в тупик в вопросах становления производства. Вопросы сбыта были еще сложней.
Богдана со своими коллегами уже начинали догадываться, что капитализма в России, в строгом смысле этого слова, как не было, так и нет. Малый бизнес окунулся в ту же административно-распределительную систему с вторичным рынком труда: мало зарабатывать свои деньги, - нужно их еще "выбить". Дурная эпоха наступила. Деньги стали товаром народного потребления, а покупается он на особую валюту. Валюту власти.
Где власть - там распределение и неизбежно маячит призрак недостроенного социализма. За возможность пользоваться деньгами человек попадает в рабство к деньгам.
- Предлагаю остановиться в "Изабелле", - прервал мысли Богданы инициативный морской волк, - здесь моя родичка работает.
Зазвонил золоченый телефонный аппарат и голос Богдана произнес:
- Полчаса хватит на сборы? Буду ждать вас в баре холла.
Позвонив по интересующим ее организациям и наметив первые визиты, она сбежала по ступенькам в бар. Здесь было прохладно и темновато.
- Хочу есть, - сказала она, разглядывая скупое меню, - Отдадим должное: спиртное представлено здесь в достаточном ассортименте. Так. Мне бутерброд с сыром, двойной чай в большой кружке, несладкий и один "сникерс".
Пока бармен резал сыр и сочинял бутерброд с видом философа на отдыхе, Богдана коротко рассказала своему спутнику о Горосько.
Коллекционер встретил их в городской картинной галерее в отделе прикладного искусства, под вывеской "Эмаль".
Термин "финифть" пришел на Русь в Х-ХII вв из Византии. В древнерусских "мастеровниках" (описях) ХII века эмалевые изделия иногда называли мусия. Богдана изучала в г. Ростове (Ярославском) смальтовую мозаику, напоминавшую по внешнему виду древние византийские финифти, привозимые в Россию. Ростовское живописное эмалевое производство сегодняшних дней старается именовать себя финифтьщиками, считая свое мастерство более высоким и сложным, чем труд эмальеров.
Коллекция Горосько состояла именно из финифти. Здесь были византийские образцы с очень сложным составом, днепровская, мастеров русского севера (Сольвычегорск), перегородская финифть из старорязанских кладов, джустинлановская и петуховская.
Богдан хотел вежливо оставить специалистов вдвоем, но Горосько прикрикнул:
"Коллега, мы вас ждем". И ему пришлось идти рядом, придавая лицу осмысленное выражение.
Горосько был удобным собеседником: он задавал интересные вопросы и сам, так же интересно, на них отвечал. Через полчаса Горосько вызвали на экскурсию и он с не затушенным энтузиазмом рванулся к группе доверчивых японцев. Посочувствовав переводчику из страны Восходящего Солнца, Богдана с мичманом, не сговариваясь, пошли к витринам перегородской финифти.
- Я мало знаю о цвете, - сказал Богдан, - У людей наверное общее восприятие
цвета?
- Конечно, - кивнула женщина и ее карие глаза при искусственном освещении стали темнеть и прятать в себе колючие блестки люстр, - В реальной жизни все цвета, как ты знаешь, делятся на две гаммы - теплую и холодную. Пурпурный, красный, оранжевый, желтый, охра, золотистый воспринимаются как теплые, а фиолетовый, синий, зеленый, зеленовато-желтый - как холодные. Теплые цвета имеют свойство восприниматься как активные, возбуждающие, веселящие, а холодные - как спокойные, печальные, умиротворяющие. В соседстве теплые и холодные цвета ведет себя противоположно: теплый цвет активно выступает вперед, кажется ближе расположенным, а холодный отступает, уходя в глубину. Любой художник мечтает овладеть мастерством колорита: зная тайны психологического восприятия цветовых оттенков, можно завладеть вниманием, изменить настроение, внушить мысль, идею.
- Богдана, а вам не кажется, что любое мастерство - это гордыня, ступень к власти. Власть, она ведь в любых масштабах - власть?
- Это не вопрос, мичман, это ответ. Что вас подвигло на такие рассуждения? Служба в Морфлоте?
- Да я как-то давно это заметил за собой, с тех пор как вошел в коллективное сообщество.
- Имеете в виду детсад?
Богдан внимательно посмотрел на Богдану и тезки улыбнулись друг другу. Богдана расстегнула сумочку и вытащила чисто белый платок. Положила его на подоконник и, аккуратно взяв изогнутый листик фикуса, положила его на белую поверхность.
- Смотри, мичман, не отрываясь.
Богдан всмотрелся в ярко-зеленый лист и через несколько секунд увидел, что платок вокруг предмета стал казаться розовым.
- Это школьные фокусы, Богдан. Давай, еще раз посмотрим вон ту опаловую эмаль. Встань прямо, а теперь измени угол падающего света, уйди влево. Есть разница?
- Конечно. Когда я смотрел прямо, финифть была такой, ну, как бы глухой, напоминающей густой, переливчатый опал, а сбоку - прозрачной, просвечивающей. Сквозной.
- Все правильно. Любое художественное произведение смотрят с разных углов освещения. Это только у телевизора не надо вертеться.
- Знаешь (можно на ты?), если б мне в школе с первого класса преподавали рисование таким образом, я, возможно, стал бы художником. Мне сейчас 27 лет и я испытываю зависть к тем, кто рисует, поет, знает музыку.
Богдана прищурилась:
- Хочешь сказать, что испытываешь зависть к тем, кто может оказать на тебя воздействие?
- Не совсем так. Хочу прикоснуться к гармонии. Если это чувство не дано при рождении, то все равно чему-то можно научиться?
- Можно. Чему-то можно.
- Богдана, ты очень похожа на свою тетку. Любишь насмешничать. Куда теперь тебя отвезти?
Через несколько минут джип выруливал на улицу Буденного, к месту, где находилась галерея "Золотая скань". Магазин был практически пуст. На нескольких витринах лежали золотые вериги турецких земель.
- Золото Трабзона, - прокомментировала Богдана, - нашего золота конечно уже нет? Или было, но только что кончилось?
Продавщица, отвлекаясь от книги, вздохнула и ответила, что продукция в стиле "золотая скань" пользуется у населения повышенным спросом, независимо от цен. Поставщики - ювелирные заводы России. СНГ работает только на валюту и по предоплате.
- Простите, а такой вид ювелирной продукции, как эмаль по скани идет на продажу?
- За три года моей работы я только однажды видела такую работу. Художник принес на комиссию... Погодите, Наталья Сергеевна! - из-за приоткрытой двери вынырнула сухощавая пожилая женщина, вопросительно подняв брови, - Скажите пожалуйста имя кооператорщика, что торговал золотыми яичками, скань с эмалевым покрытием.
- Ой, не вспомню, - усомнилась в себе Наталья Сергеевна, - Мы ж ничего у него не взяли. В церкву послали. Крестовоздвиженский храм. К отцу Олегу. Они у него продукцию берут. Вспомнят. Не каждый же день такую красоту привозят.
Поскучневшие тезки вышли в обморочную жару.
- Два часа. Вечерняя служба начинается в четыре. Попробуем подъехать. Только сначала полчаса посидим в холодке, - предложил Богдан, - вон в том кафе, возле цирка. Богдана сполоснула в туалете лицо, подержала локти под холодной водой и подумала, что на самом деле стоит немного посидеть, только пить она будет горячий час, никаких холодных напитков.
- Богдан, я останусь на всю службу. Дорогу назад найду. Ты и так посвятил нам слишком много времени.
- Вам - это кому?
- Мне и искусству.
Молодой человек посмотрел женщине в глаза и подумал, что заглядывать в них - как в колодец: ни дна не видать, ни воды напиться.
Крестовоздвиженский храм был виден издалека, как и должно быть храму.
- Еще один зов к Небу, - думала Богдана, разглядывая золоченый купол с росчерком креста, - Когда подлетаешь самолетом к любому российскому городу, - продолжила она разговор сама с собой, то видишь, как оспенно испещрив лик земли, взывают ввысь купола церквей, соборов, храмов, - настоящий культ тем и хорош, что усыпляет аналитическую бдительность, - вздыхала Богдана, входя в прохладную тишину затаившегося храма.
Она накинула на голову прозрачный платочек с жемчужным отливом. Матушка, исправляя свечи возле иконы св. Николая Чудотворца, задержала взгляд на вошедшей женщине и улыбнулась благостной мысли. Ей показалось, что новая прихожанка на фоне темноватого угла монастырского киоска смотрится в бело-розовом верхнем одеянии яблонькой. "Хорошие глаза, - отметила матушка, - спокойные, непритязательные. Вот только брючки..."
- Простите, матушка, - шепотом угадала подходящая Богдана, - я в дороге, в дорожной одежде. Как мне найти о. Олега?
- Только утром, голубка. На литургии.
Богдана кивнула и стала возвращаться к выходу. Матушка продолжала:
- А ты не спеши, жаль моя, побудь в храме-то. Помолись, отдохни сердцем.
- Спаси Господи, матушка, да только в другой раз. Суета на мне. Неловко как-то. Не с тем шла.
- Не по душе храм?
- Да, что вы, матушка. Сама себе не по душе.
- Ну, иди, иди, голуба. Завтра пораньше. Отец Олег за час в алтарь входит, около 8-ми часов.
- У меня к нему короткий разговор, Всего один вопрос.
- Не затруднишь. Приходи, жаль моя. Платьице одень. Очень уж идет к тебе светлое.
Матушка умильно посмотрела на женщину, скрестив руки на высокой груди.
- А ведь она, по-моему, еще молода, лет 35, - подсчитала Богдана, разглядывая бледноватое без косметики лицо служки, - губы какие-то бескровные. Чуть-чуть бы помады кофейных оттенков, немного румян. Радикальное все-таки у нас время. Все что-то хочется подчеркнуть. Что за привычка дорисовывать мир?
Она вышла из храма, складывая дымку косынки в сумку. Потом купила две фруктовых мороженки и, усевшись под тенистое деревце, с удовольствием откусила ядовито-желтый бочок ледяного лакомства.
- Не люблю я это дело, - буркнула про себя, - еще 17:00, а бизнес остановился на первом витке следствия. Куда пойти? Вернусь-ка я к Горосько.
Горосько сидел в кабинете, заваленном журналами, буклетами, коробками и бумагами. Он снял свой представительный пиджак, расстегнув первые пуговички свежей рубашки. Посмотрев на вошедшую поверх очков, достал платок и вытер шею.
- Геннадий Павлович, не откажите в любезности.
- В какой? - Горосько неохотно возвращался мыслями к неопределенным целям приезжей. Возле него стрекотал вентилятор и было видно, что человек занялся отложенными делами.
- Я хочу пригласить вас отобедать со мной. Только я не знаю, где можно спокойно посидеть и попробовать хорошую кухню. На ваш выбор. Раз уж я вас так нагло отрываю от работы.
Горько заторможено ушел в размышление, отчего его выдвинутая челюсть приобрела еще более тяжелый вид, потом щелкнул выключателем вентилятора, бодро вскочил и сказав: "Та-а-ак. что бы такое придумать....", - стал надевать пиджак, - "Едем к армянам. Ростовские армяне отменно готовят".
Это был небольшой ресторанчик, еще полупустой и достаточно уютный. Такие ресторанчики встречались Богдане в многонациональном Сочи. К вечеру в них набивается многочисленная шумная толпа из знакомых и родственников. Готовят в таких заведениях, "как для себя".
Заказав шашлык из молодой свинины "на косточке", баклажаны и айран, легкий хмельной напиток из кислого молока, Горосько и Богдана решили начать обед с холодной рюмки водки, маринованных оливок и зелени. Придерживая очки на острой переносице Геннадий Павлович рассеяно пытался подцепить скользкую ягоду на глиняной тарелке.
Разговор шел о возможностях восстановления производства живописи по эмали (финифти).
- Почему вы, Богдана, решили заинтересоваться подобной техникой? - Горосько теперь приступил к изучению красного с искристой мякотью помидора.
- Я владею технологией живописи по эмали, имею цех штамповки металлоизделий на 25 рабочих мест, двоих эмальеров-живописцев, одного известного ювелира по эмали, несколько договоров на поставку медного лома и белого бисера. Помещение в два этажа полностью подготовленное для технологического процесса. Муниципальную структуру. Возможность кредитования. Бизнес-план на перспективу, отмеченный службой менеджмента в нью-йоркском госдепартаменте.
- Нью-Йорк - это хорошо... Пожалуй, я еще выпью водки. Мне становится как-то не по себе, когда такая молодая и красивая женщина затевает нелегкий бизнес. Да еще на меди. Стратегический металл, миледи. Хлопоты, так сказать, с казенным домом.
- Это не серьезно. От тюрьмы и от сумы... сами понимаете. Я с удовольствием,Геннадий Павлович, затеяла бы что-нибудь иное, но я умею только это. Я - художник. Если прибавлять себе весу, - то художник с кандидатским минимумом.
- Все это хорошо. Нью-Йорк - хорошо. Все хорошо. Но, в итоге, все плохо. С каких это пор художник был богатым человеком? С каких времен? Богатыми были только те, кто перепродавал его работы. Производство "съест" ваши прибыли. Если я верно понял, то вы хотите быть художником, производителем и реализатором. В одном лице. Идея "от" и "до". Под ключ. С сохранением гарантий, со знаком фирмы.
- Абсолютно верно. Фирма. Стиль фирмы. Фирменный знак. Фирменные прибыли. Что у нас на Урале, что в Краснодарском крае магазины полупустые. Изделиям из эмали не нужна реклама. Будет "штамповка" для массового вкуса, ювелирка и раритетные работы.
- Богдана, давайте вдарим по шашлычку. Я за вами поухаживаю. Этот кусочек подойдет? Соус? Еще зелени? Лимончик?
- Спасибо, на самом деле, очень вкусно.
- Обратите внимание, - Горосько понизил голос, - на вас здесь активно посматривают.
- Да-да. На доброе здоровье. Я нравлюсь южным мужчинам. Романтический имидж.
- Кстати, насчет имиджа. Лучше бы вы замуж вышли. Еще раз.
- Геннадий Павлович, я оценила вашу наблюдательность. Посмотрите, пожалуйста, мои рисунки.
Горосько закурил сигарету и сквозь дым начал щуриться на фотографии.
- Поляроидом? Плоскость не та. Но, конечно, очень симпатично. Красиво. Что красиво, то красиво, - никуда не денешься.
Богдана достала пунцовую бархатную коробочку размером с видеокассету.
- Не могу сказать, Геннадий Павлович, в вашу коллекцию, просто, в подарок коллекционеру. Известному музейному работнику.
- Славная работа, в традиции братьев Поповых. Великий Устюг.
Портсигар сквозь рельефы золоченой фольги мерцал ровной фарфоровой поверхностью эмали, сквозь которую так же просвечивались белые и зеленые рельефы, которые сдерживала золотистая зернь. Эмаль нежно просвечивала, как кожа девушки.
- Славно! Ах, как славно, - приговаривал Горосько, а Богдана улыбалась своему последнему доводу.
- Видите, Геннадий Павлович, я лучше делаю, чем объясняю.
- Ну, не скромничайте, милая дама. Говорите вы не менее убедительно. Давайте встретимся в конце запланированной вами командировки. Через пять дней. Позвоните мне, пожалуйста.
Запах яблок. Шифон на коленях.
Утром она проснулась от телефонного звонка.
- Доброе утро, тезка! Моя помощь нужна?
- Богдан, пожалуйста, после двух часов, в аллее при Крестовоздвиженском парке. Там я видела стоянку.
- Все понял. До встречи.
Бессчетность маленьких событий этого утра подавала надежду на сюрпризы. Разглядев с балкона отеля золоченый купол ожидающего храма, Богдана выбрала дорогу напрямик. Пешком. С легким сердцем.
Цветастые обозы машин давно прыгали на ухабах мостовых и корявого асфальта, пронося за собой легкую и тяжелую музыку, выхлопы и перегар горючего. Шифон юбки метался и бился по легким ногам женщины, высвечивая в мягком отблеске горизонтального солнца нежную округлость стройных бедер, розовые "танкетки" плотно облегали точеную ступню. Пушистые волосы, собранные на затылке в блестящий овал ракушки, блестели бронзой, оставляя на высокой шее теплоту забытых завитков.
Двери храма были открыты. Деревянный настил влажно отражал тени от купола и оконных проемов. С иконостасов отстранено взирали византийские глаза Спасителя. Богдана перекрестилась и зашептала: "Царю небесный, Утешителю, Душе Истины, иже везде свой и вся исполняй..." Намоленные иконы нехотя отдавали ответные знаки понимания. Символы рисунка внимали символу слова.
В храм вошли. Богдана оглянулась и встретила взгляд священника, осенявшего себя крестом. Он прошел мимо, снимая куфейку, останавливаясь возле алтарной иконы.
- Наверное, это отец Олег, - Богдана смотрела ему в спину. Священник, помолившись, направился к "царским воротам".
- Батюшка, соблаговолите несколько минут. Я пришла к отцу Олегу.
- Это я.
- В последнюю Пасху вы приобретали поделки с эмалевым покрытием. Я разыскиваю этого художника. Кто он? Не подскажите?
Священник задумался.
- Боюсь, без бумаг не вспомню. Подождите, пожалуйста.
Священник вернулся через несколько минут, держа в руке маленький, аккуратно оторванный листок бумаги. Богдана почему-то, избегая смотреть в лицо духовника, остановила глаза на записке и руках отца Олега, широких, с опрятными коротковатыми пальцами.
- Художник, у которого епархия приобрела пасхальное ремесло проживает по улице Конников, 12. Лымарев Сусан Сергеевич.
Богдана посмотрела на лицо священника.
- Вот такое имя - Сусан, - духовник немного помолчал и спросил, продолжая разговор, - Вы издалека приехали?
- Екатеринбург.
- Знакомый мне город. После обеда я мог бы сопроводить вас к Сусану Сергеевичу.
Это неблизко. У меня есть машина. Мне самому надобно увидеть Сусана Сергеевича.
- Если вас не затруднит...
- Почему затруднит? Я бы не предлагал помощи, находясь в стеснении.
- Убедительно. Принимаю ваше приглашение. Когда мы увидимся?
- После службы, около 12:30. Вы не останетесь на литургию? У нас тут хорошо.
Певцы - профессионалы. Пение по собранию 13-го века. Не в каждом храме услышите.
- Спаси Господи, батюшка. Можно ли будет сидеть, не нарываясь на замечания?
Устаю после болезни.
- Делайте, как вам удобно. Только сотрите помаду, если будете прикладываться к кресту.
Священник отвернулся. Когда он шел к алтарю, Богдана смотрела ему вслед. Ей было приятно смотреть на него, несмотря на замечание о помаде.
Ей часто казалось, что спина православных служителей культа должна держать на себе какой-то особый смысл. Потому, что во время службы священнослужители православной веры при молитвенном бдении часто стоят спиной к своей пастве.
Плечи отца Олега смотрелись покатыми. Возможно, из-за покроя рясы. Он был
невысок, однако в своем длиннополом черном облачении казался выше и тоньше. На подоле его одежды было несколько мазков глинистой почвы.
- Наверное запачкался, садясь в машину, - подытожила Богдана, машинально стряхивая с себя гипноз повышенного внимания, переключаясь на второстепенные предметы. Но второстепенное никак не хотело подавлять нарастающее ожидание. Будто рука ведет по поверхности невнятный стелющийся орнамент, и эта линия, соединяясь с плоскими пятнами цвета, не выделяя объема, сливаясь с плоскостью, открывает маленький, пульсирующий мир образа. Образа приятного человека.
Отец Олег на мгновение оглянулся и внимательно, как бы припоминая, посмотрел в глаза Богданы. А она подумала:
- Сегодняшний день начинается с того, что придумываю себе то, чего нет. И быть не может. Просто совпадение каких-то поисков, потребностей. Причуда.
Сделав глубокий вздох, женщина пошла искать место на скамейке возле киоска с церковными принадлежностями.
Прихожане подходили. В основном женщины. Разных возрастов. Две молодые девушки-близнецы, чрезвычайно похожие друг на друга, с длинными косами под кружевными шарфиками начали читать часы, потом запели на клиросе, ладно и выразительно. Их хрустальные сопрано соскальзывали с камерной мелодистики церковного песнопения в неожиданное сочетание гортанного фольклора. Голос священника на стыке тропарей и молитв то приближался, то прятался в алтаре.
- Причуда, - повторила про себя Богдана, стараясь отделить профессиональные возможности духовника от собственных наивных попыток поиска задушевности, - Що такэ не подлызнеться, кады не выспишься, - вспомнила она теткину присказку и вышла на улицу.
Тепло охватило ее тело и она подставила лицо солнцу, закрыв глаза. Прошлась по аллее, присела возле каменной урны и закурила свой сладковатый "Карден". Увидев выходящего священника, положила под язык валидол и быстро подошла к ступеням церковного здания.
Отец Олег, немного прищурив глаза от набирающего дневные обороты солнца,сказал:
- Моя машина стоит через дорогу. Это недалеко.
Машиной оказался серенький "утюжок" "девятки". Открыв перед Богданой дверцу, отец Олег извинился и убрал с сиденья пакет с яблоками. Когда автомобиль вырулил из закоулков на проспект, Богдана уныло отметила, что в затянувшемся молчании она пытается выровнять сбившееся дыхание.
- Если б я был иностранцем, мне бы нелегко было перевезти ваш ответ "Да, нет".
- Свободное от культа время занимаетесь лингвистикой, батюшка? - Богдана смотрела в окно прямо, не гладя на собеседника.
- И лингвистикой тоже. Простите, я не хотел вас укорить. Не знаю вашего имени.
- Богдана. Богдана Лиманская.
- Моя фамилия Барутчев, отец Олег, - он продолжал, - Значит город Ростов-на-Дону вас не радует, Богдана?
- Не радует, отец Олег.
- Екатеринбург лучше?
- Нет, не лучше, но затей больше.
- Вы любите затеи?
- Как видите, батюшка.
Если б нашелся наблюдатель этого негромкого диалога, он наверняка бы решил, что эти двое думают совсем о другом, нежели говорят. Богдана чувствовала: то, что значат сейчас слова, непродолжительно. Продолжительно улица, тепло, запах яблок в чистеньком автомобиле, пузырчатый шифон на напряженных коленях. Рука отца Олега на рычаге.
Существенное и несущественное не равны лишь в самом их начале. А сейчас все детали и ощущения выровнялись в какую-то новую полосу времени, где люди и вещи вдруг начинают подниматься, опускаться, удаляться, сближаться... Все и вся - комедия расстояний.
- Я сижу с ним рядом, - думала Богдана, - и он мне близок. Хочу обнять его плечи и не сдерживать дыхания. Глядеть в его глаза и оставаться там, путая их с небом. Вовремя литургии, когда он молился, мне было холодно. От того, что этот человек стоит так далеко от меня.
Отец Олег молчал, сосредоточенно изучая дорогу, перекрестки, мигание светофора.
- Вот хорошо, - согласилась Богдана, - не говорит лишнего, не развлекает меня.
Делает только то, что находит нужным, - она видела его не глядя.
Дом Лымарева стоял особняком возле развесистой груши-дички. Хозяин быстро вышел на звонок, поздоровавшись с гостями. Он сразу сказал: "Гостям рад. Если вы ко мне, то это я!"
Они прошли в горницу, где в наушниках, слушая Бон Джови, сидела юная девушка в шортах. Она улыбнулась, кивнув вошедшим, и продолжая счищать тонкие ленточки кожуры со старой картошки. Посмотрев на священника, подумала, сдернула платок со стула и накинула на голые ноги. Сусан заговорщески посмотрел на Богдану и спросил: