...Если верить древнегреческим мифам, то однажды в Греции приключилась пренеприятная история. Бог виноделия Дионис потерял своего любимого учителя, старичка Силена. Тот, сильно пьяный (еще бы, быть учителем бога вина и не напиваться!), сидя верхом на осле (который тоже наверняка был "под мухой"!) отбился от свиты, заблудился и ненароком заехал во владения царя Мидаса. Недалекие слуги царя вначале хотели прогнать нагловатого пьяного старикашку, но тут вмешался сам царь. Он-то сразу узнал знаменитого Силена, и поэтому приказал обслужить старика "по высшему разряду". Силена накормили, напоили (похмелили?) и спать уложили - и все бесплатно. Вскоре на горизонте царя Мидаса нарисовался бог Дионис - он везде искал своего учителя, и вот, наконец-то нашел. Увидев, как уважительно царь отнесся к Силену, Дионис решил наградить Мидаса: мол, загадывай любое разумное желание - выполню! А царь-то был жадноват, и его желание было весьма корыстным: хочу, что все, к чему я прикасаюсь, превращалось в золото. Дионис поморщился, пожал плечами, но выполнил желание царя, присовокупив, что Мидас мог бы выбрать себе что-то и получше.
Едва Дионис и Силен ушли, царь кинулся все хватать. Отломил ветку - она золотая, схватил яблоко - оно золотое, льют ему слуги на руки воду - и капли воды превращаются в маленькие слитки золота. От восторга царь почти обезумел, но... скоро пришло жестокое разочарование. Во-первых, Мидас не мог есть: едва он касался еды, она становилась золотой и, следовательно, несъедобной. Во-вторых, царь сообразил, что если он случайно коснется сам себя, он превратится в золотую статую. Эта мысль повергла Мидаса в настоящий древнегреческий шок, он кинулся к Дионису с просьбой забрать дар. Бог виноделия выпил чарку, едко усмехнулся, но наказывать алчного царя не стал, приказав тому смыть волшебный дар в водах реки Патокл. Мидас мигом окунул руки в воду, все исчезло, но с тех пор воды реки стали золотоносными. Почти как речка Клондайк: золотой песок, самородки и т.п.
...Чиновники Министерства культуры РФ, ответственные за "рекламу, продвижение и раскрутку" нашего киноискусства за границей, оказались лишь жалкими подражателями бога Диониса. Они тоже решили генерировать этот чудесный дар - превращать все в золото легким касанием, но... что-то не сработало. Все, до чего доходили руки чиновников, "пролетало" мимо золота со страшной силой.
Сколько казенных денег ахнул Никита Сергеевич Михалков на своего "Сибирского цирюльника"! В каком восторге визжали государственные телеканалы и официозные газеты! "Он русский, и это многое объясняет!" Ура-патриотизм во всей его сивушной силе! И чего? Ни-че-го. Как пел Высоцкий по другому поводу: "Ваня, мы с тобой в Париже нужны как в русской бане пассатижи".
Александр Сокуров привез на Берлинский кинофестиваль фильм "Солнце", об императоре Хирохито, императоре Японии, который вместе с Гитлером и Муссолини проиграл Вторую мировую войну. Фильм... неплохой, но в официальных СМИ немедля подняли неистовый вой: "лучший фильм", "шедевр", "полотно великого художника" и т.п. Сам Сокуров даже стал заикаться, поскольку как порядочный человек, был в сильнейшем смущении. Что в итоге? Ни-че-го. Вся работа "отдела пропаганды" Минкульта России пошла прахом, "Золотой медведь" фильму не достался.
Совсем свежий пример - прошедший Венецианский фестиваль. Фильм (с совершенно непроизносимым названием) Алексея Германа-младшего про футболистов начала 20-ого века тоже начали прославлять с нечеловеческой силой. Даже показали по ОРТ сюжет, где сияющий от радости директор фестиваля взахлеб нахваливал фильм Германа: "о, вива, грандиозо, модерато, престо, аллегро" и т.д. Заодно вновь высказали решпект Михалкову: он сыграл в фильме Кшыштофа Занусси русского дипломата, соблазняющего красавицу полячку (привет от Н.В. Гоголя с его Андрием Тарасовичем Бульбой, продавшем Отчизну по аналогичным мотивам), и тоже надеялся на что-то. Ну, например, что-нибудь... скромненькое... приз за лучшую мужскую роль - как минимум. Истерика продержалась ровно до вечера воскресения, когда Россия вновь получила... ни-че-го она не получила, поскольку злодейское западное жюри не оценило усилий чиновником Минкульта РФ по "раскрутке русского товара". Как в насмешку над нашей озверело - гетеросексуальной официальной культурой первый приз получила лента о двух геях - любящих канадских ковбоях. Вот так мимо нас пронесли уже не "Золотого медведя", а "Золотого льва".
Если же залезть в историю слегка назад, то ситуация "с официальной раскруткой отечественных фильмов" была в бывшем СССР точь-в-точь как в современной России. Один в один! Меня лично убил пример Московского кинофестиваля, куда великий Фредерико Феллини привез свой бессмертный фильм "Восемь с половиной". У киночиновников СССР хватило ума противопоставить этому шедевру фильм "Знакомьтесь, Балуев". Ага, у Вас тоже отвисла челюсть? Где Феллини, а где Балуев... Но вот нет, официозная пропаганда СССР заливалась соловьем, расхваливая "Балуева" на все лады. Слава Богу, председатель жюри устроил негромкий, но грандиозный скандал и не допустил позора (чиновники от культуры хотели поделить первое место между "нашим" и "нахальным итальяшкой" Феллини). "Восемь с половиной" получил Гран-при, а "Балуева" тихо задвинули в угол.
...Вот так история древнегреческого мифа наоборот: как только до какого-то произведения русского режиссера дотрагивается мохнатая лапа Министерства культуры, официальных газет и телевидения, то все, оно, произведение, об-ре-че-но. И совершенно не важно, каким оно будет: плохим, средним или гениальным - "золота" не будет! Но если власти фильм ругают - это прекрасно! Как охаивали "Москва слезам не верит", помните? И на тебе - "Оскар"! А про русский фильм "Возвращение" россияне впервые (!) узнали по ОРТ, когда фильм получил "Золотую ветвь" Канн! До этого ни про режиссера, ни про его творение официоз ни слова не вякнул. И - "Золотая ветвь"! Поэтому просьба к "верхним" - не хвалите и не трогайте ни-че-го! А то от Ваших прикосновений к искусству получается не золото, а пахучее природное удобрение...