С именем гигантского змея Васуки, царя нагов и брата тысячеглавого змея Шеша, связан знаменитый в индийской мифологии сюжет о пахтании Океана. В древнем сказании "Махабхарата" он излагается так.
Однажды на священной горе Меру собрались боги и стали думать о том, как бы избавиться от недугов и старости. Один из главных богов -- Вишну -- предложил добыть напиток бессмертия амриту. Для этого богам предстояло потрудиться: взбить Океан. Боги заключили перемирие с асурами и вместе стали готовиться к пахтанию Океана. Для решения грандиозной задачи требовался и размах соответствующий. В качестве мутовки они решили взять гору Мандара -- вырвать огромную гору из земли богам помог вселенский змей Шеша, обвивший гору своими кольцами. Испросив у Океана согласия, боги приступили к его пахтанию.
Царь черепах опустился на дно, чтобы послужить опорой для мутовки -- горы Мандара. Гигантский змей Васуки обвернулся вокруг горы Мандара вместо веревки, боги ухватились за его хвост, асуры -- за голову и стали попеременно тянуть на себя тело змея. При каждом рывке из пасти змея вырывались дым и пламя. Гора вращалась с великим шумом. Нелегко пришлось богам и асурам -- вращать гору-мутовку надо было непрерывно. От трения возникло пламя, леса на горе запылали, но тут с небес хлынул ливень и загасил пожар.
Боги и асуры трудились без отдыха. Целебные соки деревьев и трав изливались в воду. Постепенно она стала напоминать молоко, затем начала сбиваться в масло. И когда силы богов и асуров были уже исходе, из Океана вышла прекрасная дева в белом одеянии -- она стала богиней красоты и счастья Лакшми; за ней из молочных вод появились новые чудеса: белый волшебный конь Уччайхшравас, белый слон Айравата, чудесное дерево с благоухающими цветами -- и наконец вышел из воды бог врачевания и исцеления с драгоценной чашей, полной амриты -- напитка бессмертия.
Боги, добывшие в трудах и битве с демонами напиток бессмертия, поставили гору Мандара на место, а змея Васуки отпустили в его царство.
Ананту (Ананта-Шешу) обычно изображают как гигантскую змею, свернувшуюся кольцами в космическом пространстве и плавающую в водах причинного вселенского океана. Ее кольца выступают как место отдыха для Вишну и его вечной супруги Лакшми. Ее изображают пятиглавой, семиглавой, и наиболее часто -- с множеством голов, на каждой из которых она носит разукрашенную драгоценными камнями и узорами корону.
Ананта-Шеша тесно ассоциируется с Вишну. Ее имя в переводе означает "то, что остается", и происходит от санскритского корня "шиш" -- после того, как вселенная разрушается в конце каждой калпы, Шеша остается неизменной. В индуизме Баларама, Лакшмана и Нитьянанда рассматриваются как воплощения Шеши (или наоборот). Воплощением Шеши также считается Патанджали.
Согласно "Махабхарате", отцом Шеши был риши Кашьяпа, а матерью -- Кадру. В одной из пуранических историй Шеша отдает гору Мандару дэвам и асурам, дабы те использовали ее как мутовку для взбалтывания молочного океана.
В честь Ананта-Шеши названа столица южноиндийского штата Керала город Тируванантапурам (в переводе означает "Город Госпожи Ананты").
Систр - культовый музыкальный инструмент, один из основных атрибутов богини Хатор, а также богини Баст - как одной из ее ипостасей. Позднее он вошел также в культ Амона, а затем и в культ Исиды.
Различаются систр-лук (сехем) и систр-наос (сешешет).
Систр сехем представлял собой металлическую дугу, укрепленную на рукоятке с изображением Хатор; на дуге в два или три ряда натягивалась проволока, на которую нанизывались миниатюрные металлические диски, звеневшие при сотрясании инструмента. Его верхний изгиб символизирует орбиту Луны, с которой богиня управляла движением четырех первичных стихий. Навершие систра обычно украшали изображением кошки с человеческим лицом - символа этого светила и женского начала, а рукоятку - изображением Хатхор и богини-кошки Бастет.
Систр сешешет выглядел иначе: на рукоятке, украшенной головой Хатор, устанавливалось изображение монументального входа в храм, с двумя металлическими дугами, на которые были нанизаны звенящие диски. Систр сешешет часто украшался уреем.
Огромный золотой систр стоял в главном святилище Хатхор в Дендере (Иунет-та-нечерет). По преданиям, гармоничный и таинственный звук систра имел удивительные магические свойства: он пробуждал человека к жизни, лечил и успокаивал душу и тело, возвращал надежду и радость, дарил любовь, вдохновение и счастье. В культе Исиды систр употреблялся для изгнания демонов. Звуки систра должны были прогонять силы тьмы.
Кроме того, звуки систра символизировали движение и перемешивание первоэлементов всего сущего.
"Систр напоминает, что все, что существует, должно быть сотрясаемо и никогда не прекращать движения". (Плутарх).
Само слово "систр" - греческое, от греч. sеistron - "то, чем потрясают". Из Древнего Египта попал в Шумер, Древнюю Грецию, Древний Рим. Как культовый инструмент сохраняется в ритуалах эфиопской церкви.
В современных магических практиках систр, хотя и не является основным магическим инструментом, но, тем не менее, весьма широко используется. Особенно это относится к Египетской и Греко-Римской традициям. Его применяют в ритуалах Низведения Луны, в ритуалах, так или иначе посвященных Богине или любому из ее проявления. Помимо этого, при помощи звука систра очищается и избавляется от негатива магический круг. Помимо этого, систр используется в ритуалах плодородия, преувеличения благосостояния, а также для исцеляющей, тотемной, защитной и любовной магии.
По преданиям, гармоничный и таинственный звук систра имел удивительные магические свойства: он пробуждал человека к жизни, лечил и успокаивал душу и тело, возвращал надежду и радость, дарил любовь, вдохновение и счастье.