Голубов Альмагий Иосифович : другие произведения.

Сюжет Для Фантастического Рассказа

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Меня всегда занимали дискуссии на тему: явились ли Вселенная, наша Земля и люди на ней результатом эволюции, или творением Божьим? Всегда считал, что если кто-то не в силах постичь законы эволюции, то это вовсе не означает, что она не могла создать его самого, да и всех нас заодно. Природная вредность давно побуждала меня принять посильное участие в обсуждении этой темы.


А.Голубов

СЮЖЕТ ДЛЯ ФАНТАСТИЧЕСКОГО РАССКАЗА

   Меня всегда занимали дискуссии на тему: явились ли Вселенная, наша Земля и люди на ней резуль­татом эволюции, или творением Божьим? Всегда считал, что если кто-то не в силах постичь за­коны эволюции, то это вовсе не означает, что она не могла создать его самого, да и всех нас заодно. При­родная вредность давно побуждала меня принять посильное участие в обсуждении этой темы. Оставалось выбрать форму этого уча­стия.
   Когда-то Станислав Лем порадовал мир серией удивительных маленьких шедевров. Это были ре­цен­зии на несуществующие фантастические романы. Литературно-крити­ческие параболы этих псевдорецензий (явная па­родия на "творчество" каких-то польских критиков) читателя вне Польши ос­тавили равнодушным. Зато краткое изло­жение заво­раживающе интересных фантастических сю­жетов привело многих в не­опи­суемый вос­торг. Желание попробовать себя в подобном жанре зрело давно.
   Но обсуждать на должном уровне проблемы бытия Божьего, опира­ясь только на ле­мовский опыт изложе­ния забавных фанта­стических сюжетов, вряд ли разумно. Тут ближе всего сакральные для каж­дого пишущего тексты Хорхе Луиса Бор­хеса. Тем более что в отли­чие от польского фантаста, при­бег­нувшего к такому стилю повество­вания лишь одна­жды, вся проза великого латиноамери­канца - ли­шенные деталей и простые по форме, но пара­доксальные по смыслу, короткие рас­сказы, по сути притчи.
   Существует еще опыт анекдотов, художественная сила которых в краткости. Их сю­жеты начисто лишены бытовых и психологических деталей. Так что я, вроде бы, на пра­вильном пути. Впрочем, что из моей затеи вышло, су­дить читателю.
   Итак, нашу Вселенную создал во время урока в колбе на своем лабораторном столе ша­лун-школь­ник, дитя иной сверхцивилизации. К сере­дине урока он, используя специаль­ный микроскоп, обнаружил на одной из планет, рас­по­ложен­ной на краю небольшой пе­риферийной галактики, колонии странных (с признаками разумности) мик­роскопических существ. Замедляя время внутри Вселен­ной, ма­лыш с помощью новейшего манипулятора и набора микроробо­тов стал забав­ляться своими соз­да­ниями. Для людей этот космиче­ский школь­ник был Бо­гом, ибо он изредка вмеши­вался в их жизнь.
   Неутомимый в своих выдумках малыш пожелал быть не только Демиургом нашей Все­ленной, но и духов­ным наставником разумных существ в ней обитающих. Через мифы и ле­генды, послужившие впоследствии источниками всех религиозных культов земли, он внедрил в соз­нание своих подо­печных наивно по-дет­ски понятую им духовность.
   Несмотря на природную разбросанность энергичный и последова­тельный в осуществле­нии своих желаний малыш без долгих раз­мышлений решил использовать для этой цели свою любимую детскую книжку, которую всегда таскал с собой в школьном ранце. Это был известный каждому на их планете сборник сказок попу­лярного детского писателя. Но здесь у нашего сорванца про­изошли некоторые технические накладки.
   Особо въедливые аналитики фольклора народов Земли давно заметили некоторые странности, характерные для легенд и мифов самых разных уголков планеты. Прежде всего, это бьющая в глаза неров­ность сюжетных линий, как будто кто-то нарочно изъял отдельные куски тек­стов, совер­шенно необходимых для связного и последователь­ного изложения, чем оказалось неоправ­данно за­трудненно понимание некото­рых, хоть и фан­тастических, но простых и ясных, историй.
   Еще более удивительным было открытие одного известного исследователя фольклора, впоследст­вии неод­нократно подтвержденное его многочисленными коллегами. В рамках рацио­нальной, не­под­верженной мисти­ческим влияниям логики совершенно непонятно по какой причине персонажи и сюжеты из легенд, бытовавших у народов одних регионов пла­неты, были без всяких видимых причин изъяты и будто нарочно пе­ренесены в фольк­лор народов населяющих дру­гие, географически удаленные от первых, регионы планеты.
   Для фольклора первых групп народов потеря важных сюжетных ходов и ключевых пер­со­нажей обернулась утратой стройности некоторых легенд и ми­фов. А для других групп народов, неоправданное по­явление неизвестно откуда взявшихся, несвой­ственных их мен­талитету сюжетов и чуждых им героев утяже­лило и в значительной сте­пени обес­смыслило некоторые важнейшие для их фольклоров тексты.
   Гипотеза сторонников теории литературного модерна, утверждавших, будто их собст­венные эсте­тические пристра­стия были присущи людям далекого прошлого, серьезными специалистами были с негодованием от­вергнуты. Однако оставались широкие возможно­сти для антинаучных измышлений, чем не без успеха поль­зовался многочисленный отряд демагогов и жуликов, а также целый сонм эзо­териков и мистиков.
   В действительности, истинная причина этих удивлявших земных фольклористов несооб­разностей была вполне ба­нальна. Состояние сборника сказок, которым пользовался ма­лыш, снаб­жая нашу Землю легендами и мифами, было ужасным. С раннего детства не­обузданный, неуправляемый и не в меру ак­тивный малыш во­зымел привычку рвать книги, заливать их чернилами и закрашивать целые станицы.
   Ма­маша юного хулигана, дабы образумить свое чадо, привить ему уважение к ценно­стям, тру­долю­бие и ос­новы добропорядочного поведения не покупала сыночку новые книги, а вместе с ним ре­монтировала старые, подклеи­вая вырванные им листы. Однако закрашен­ные ее чадом абзацы, а иногда и це­лые страницы она естественно восста­новить не могла. К тому же не разо­бравшись в залитых чернилами но­мерах вы­рван­ных юным чу­до­вищем страниц, некоторые из них она вклеивала не туда, где им надле­жало быть. Вос­пользовавшись нахо­дившимся в таком со­стоянии сборником сказок, ма­лыш внес фольк­лор Земли такое количество несо­образностей, что впо­следствии в нем не могли ра­зо­браться сотни квали­фициро­ванных спе­циалистов.
   Следует заметить, что наш малыш именно внедрял мифы и легенды из своей детской книжки в соз­нание людей, а не препод­носил им их в готовом виде в качестве Дара Небес. Это выдумка хитроумного Мои­сея, будто Скрижали Завета были дарованы ему Богом. Над их на­черта­нием зу­билом и молотком на плоском камне он, вдохновленный Господом (а в дей­стви­тельности нашим неуемным сорванцом), тру­дился сам. Ибо никакого самого дис­цип­лини­ро­ван­ного робота ма­лыш не смог бы за­ставить выполнить столь бес­смыс­ленно трудоем­кое за­да­ние. Даже с созданием го­раздо более технологичных Вавилонских глиня­ных таб­лиц, у ма­лыша были серьезные трудности. Но роботы, наотрез отказавшиеся во­зиться с глиной, в конце концов, обучили этому делу вави­лонских писцов.
   Исключение составил лишь Коран, написанный возвышенным стилем поэтически ода­ренным робо­том-переводчиком. Начертанный им же с каллиграфическим изяществом фо­лиант робот-интеллек­туал пре­поднес малограмотному и совершенно лишенному поэтиче­ского дара бедуину, страстно при этом же­лавшему стать основателем нового учения.
   ...Со звонком на перемену шалун, уда­лив из колбы через специальный шлюз своих ро­ботов, ушел на другой урок. На Земле (из-за того что всю вторую половину урока малыш замедлял время внутри Вселенной) наступил всего лишь XVII век. Переменчивый, как все дети его возраста, малыш полностью ут­ратил ин­те­рес к своему тво­рению. Впрочем, если бы он захотел продолжать забавляться своей игрушкой, жесткие школьные по­рядки все равно не по­зволили бы ему да­лее вме­шиваться в нашу жизнь.
   После уроков школь­ная лабо­рантка, ругая не­рях, оставляющих за собой грязную ла­бо­раторную по­суду, вымоет все колбы. А это озна­чало бы смерть на­шей Все­ленной, и вме­сте с ней ги­бель на­шей находящейся на стадии высшего расцвета цивилиза­ции. Гибель трагическую, осо­бенно если учесть, что к тому времени гордое человечество успеет обле­теть вдоль и попе­рек свою Галактику, правда (справедливости ради нужно это признать) не самую крупную в нашей Вселенной.
   Впрочем, у рассказа есть и счастливый вариант окончания. Колба нашего малыша пока­жется лаборантке трес­ну­той, и она выбросит ее в мусорный бак. Далее благодаря исклю­чительному стечению обстоятельств произойдет следующее. Будет нарушен стро­жайший приказ, всю выбро­шенную лабора­торную по­суду тщательно дезинфициро­вать и измель­чать. После чего из-за неради­вости комму­наль­ных служб нашу колбу вместе с дру­гими не­нуж­ными предметами, не обработав соответствующим образом, на­правят на брике­тиро­вание. Далее при обра­ботке партии мусора с нашей колбой, из-за исключительного раз­гильдяй­ства работников брикет­ного предпри­ятия, будет снижено давление, а брако­ванный брикет бесшабашные строители, не проверив, ис­поль­зуют для фундамента культового со­ору­же­ния, не под­лежащего сносу, по крайней мере, до конца жизни этой цивилизации.
   Таким образом, колбе с нашей Вселенной предстоит существовать еще отрезок вре­мени, сопоста­вимый с продолжительностью жизни цивилизации космиче­ских гигантов, к кото­рой при­над­лежит ша­ловли­вый школьник. Если учесть разницу в масштабах времени, то для нашей Вселен­ной этот срок не ограничен­ ника­ким разумным пределом.
   Итак, благо­даря счастливому сте­чению обстоятельств цивилизация "ла­бораторных крыс", про­дол­жи­тель­ность жизни которой должна была быть ограничена сроками школь­ного урока, пре­вратится в гордую циви­лиза­цию Сво­бодных Граждан Вселенной, срок су­ществования которой практически не имеет верхнего пре­дела.
   Не исключено, что наша земная цивили­зация разовьется до такой степени, что человече­ство сможет до­тя­нуться до края нашей Вселенной. Тогда оно упрется в чудовищно тол­стую стенку лабораторной колбы. Если школьная лаборантка не ошиблась, то наши дале­кие потомки смогут на своих кос­мических ко­раблях проникнуть в трещину в колбе (сэ­кономив тысячелетие-дру­гое, если наша галактика случайно окажется от­носи­тельно неда­леко от этой, некогда спасшей нашу Вселен­ную, а вместе с ней и нашу цивилизацию, трещины). Од­нако в конце пути они встретят преграду в виде уже совершенно невообра­зимо громад­ного фундамента, про­биться сквозь который земляне, конечно, не смогут ни­когда (отчаянные попытки проникновения в соседствующие с трещиной пустоты плохо спрессованного фундамент­ного блока принесут кос­монавтам будущего много опасней­ших, хотя и несколько однооб­разных при­ключений).
   Поскольку исследования покажут, что материал и колбы и фундамента - ре­зультат ра­зумной деятельности, стилизованная под фантастический рассказ гипотеза о шалуне-школьнике (впервые возникшая еще при встрече че­ловечества со стенкой лабораторной колбы), до­пол­ненная историями о нера­дивых работни­ках коммунального хозяйства ги­перцивилиза­ции и о ее бес­шабашных строите­лях, станет особенно популярной. Популяр­ность гипо­тезы бу­дет вызвана тем, что она, не только объяснит вновь открытые феномены мира фи­зического и неожиданно, но весьма логично, интерпретирует несо­образности на­шей зем­ной мифо­логии, но и введет теистический взгляд на действительность в научный обиход.
   Примечательно, что интерес к бытию Божьему возникнет во всей бесконечной цепи виртуальных (созданных во­ображением читателя) миров бу­ду­щего. Все эти воображаемые миры словно в матрешке потенциально содержатся в представленном выше рассказе о ма­лыше. При чтении нашего рассказа в Вашем сознании возни­кает еще один - подобный, а разворачивание его сюжета - порождает еще один, и так да­лее...
   Механизм этого бесконечного порождения все новых и новых расска­зов-гипо­тез таков. В рассказе о малыше и соз­данной им Все­лен­ной, в не­драх кото­рой за­родилось че­ловече­ство, неизбежно возникает тема по­яв­ления в созна­нии добрав­ше­гося до стенки колбы че­ловечества гипо­тезы о Создателе. Еще одного фантастического рассказа - гипотезы о не­коем разумном существе, со­творившем колбе Все­лен­ную и одухо­творившим цивили­за­цию, которая дос­тигнув стенки колбы, вновь соз­даст рассказ-гипо­тезу о своем Созда­теле. И так без конца...
   То, что в каждом рассказе-гипотезе, содержащемся в другом рассказе-гипотезе, у персо­нажей появляется основание для теистиче­ского видения мира, отнюдь не является еще одним (косвенным) свиде­тель­ством бытия Бо­жьего. Ибо Его пребывание в мирах вирту­альных вряд ли под­вергнет сомнению даже самый по­следова­тельный атеи­ст. Иное дело Его присутствие в мире реальном. Наш мир, в отличие от Все­ленной, созданной малы­шом, не дает тому ни малейших свидетельств. Но все эти теологи­ческие тонкости не имеют ровно никакого от­ношения к вопросам веры, ибо она не рацио­наль­ный акт, а некое особое со­стояние души. Состоя­ние сугубо интим­ное, чуждое прису­щей вся­кому обсужде­нию пуб­личности.
   В завершение необходимо сделать два уточнения:
   Первое. Главные герои - Создатели нашей Вселенной и детали сюжетов бесконечной после­довательности рассказов-гипотез могут быть различны. В нашем рассказе Создатель - школь­ник, в другом - он может ока­заться одержимым уче­ным, в третьем - вообще сыном не­гума­ноидной цивилизации, в чет­вертом - еще кем-то. И так далее...
   Второе. Для персонажей этой бесконечной совокупности рассказов один вариант обяза­тельно будет истинным. А для нас реально живущих (для тех, кто неколебимо уверен, что он чита­тель рассказа, а не его персонаж - сын одной из созданных воображением цивили­заций) в этой бесконечной последовательности расска­зов в рас­сказе (гипотез в гипотезе) истинного варианта, скорее всего, не будет вовсе. Ибо по­ставив вымысел (то, что наша Вселенная заключена в лабораторную колбу) в качестве ог­раничителя числа вариан­тов, мы существенно уменьшаем вероятность того, что истин­ный вариант в этой совокупности присут­ствует.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

Информация об авторе.

   ФИО: Голубов Альмагий Иосифович.
   Почтовый адрес: 142190 Московская обл., г. Троицк, Сиреневый бульвар д.6 кв. 198.
   E-mail: golubov5@mail.ru
   Тел. дом. 8-496-7-51-76-79
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   4
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"