Аннотация: попытка рецензии на фильм братьев Коэнов "Бартон Финк" и кое-какое переосмысление моих мыслей.
Забавно... То ли это интуиция. То ли опять "знаки":).
На сей раз "знаки разума". Вернее, ловушки разума, которые он расставляет одну за другой, дабы не промахнутся, дабы рыбка не соскочила, дабы наверняка.
Дабы пронести мысль через все фильтры памяти, пренебрежения, невнимания, рассеянности.
Соскрести с нее налет романтичных бредней и идеализации.
И утвердить ее в повторе. Повторение - мать учения, и двоюродная сестра дежавю - формы сумасшествия.
Такая вот моя первомайская форма сумасшествия.
Моя восторженная, идиотская, искусственно выращенная мысль о "писательском даре", претерпевшая чистку здравым смыслом. Вернее мысль, о происхождении дара и о его отсутствии.
Мысль, которую я начала в своем "Писательском счастье".
Мысль, которую закончили за меня братья Коэны в фильме "Бартон Финк".
Они закончили мысль, превратив ее основную суть "о боли и источнике вдохновения"
в фарс, доведя сатирой до высшей степени абсурда, тем самым, вывернув наружу все возможные грани нелепого, комичного, идиотского и наносного в этой фальшивой мысли ... да еще примешали к ней доведенные до абсурда,
с помощью образов гнусного быта, кафкианские мотивы с отклеивающимися обоями.
Я люблю "подлецов" Коэнов:).
Коэны мне смешны и в "Человеке, которого не было" и в "Большом Лобовски"
и в "О, где же ты, брат". И даже смешны, когда Бартон Финк допечатывает
роман и кладет на него вату из ушей.
Если разбирать фильм по винтикам и искать в нем символы, то их можно найти
массу и выдернуть кучу смыслов и пластов. Если "развинчивать" то, по Коэнам,
выходит, что коли ты пишешь что-то за деньги то, как ни крути, подаешься дьяволу.
А в аду всегда жарко и хозяин в нем - дьявол - толстый маньяк.
Чья роль, как кажется, давать подсказки. ("Смотри на меня - я покажу тебе жизнь разума!!!")
Подсказки для жизни, для разума, для сюжета, для героя. А если их не слышат, вправлять мозги.
И все разговоры Бартана о боли, переполняющей писателя - тщеславная и честолюбивая чушь
("Животные! Я - творец!") неудачника, зациклившегося на одной удачной вещи.
Неспособного без подсказок "маньяка-дьявала" написать ни строчки.
Можно, впрочем, подумать, что он просто постепенно сходит с ума. И то, что сначала лишь
слегка шумит морем, в конце оборачивается псевдореальностью. И слишком много
разбросанных символов вокруг. Все это можно найти...если искать.
Если все это, конечно, не шутки ради. Что ближе к хитрым Коэнам, которые, как будто,
издеваются надо мной. О каких смыслах идет речь? О каких? В фильме, который в духе
истинного постмодернистского стеба, попирает законы жанра, по ходу действия превращаясь
из затянутой нуарной комедии в тяжёлый психотропный абсурд, но при этом ни на кадр
не теряя тонкого странного юмора. А этот "писатель" это всего лишь маленький
лишний человек в большом городе и несуществующие, демонические, скотские и
гротескные личности рядом с ним.
И разбуженный Коэнами здравый смысл смеется над моим больным воображением,
идиотскими поисками истины и затуманенным идеальными мечами разумом.
Братцы всем своим фильмом издеваются надо мной, зная, что я буду искать скрытый
подтекст там, где его попросту нет. Бартон Финк - это простой парень,
бесталанный писатель с добрым сердцем, но со слабой волей. И двуличный маньяк
есть просто двуличный маньяк, психопат, и не нужно искать в его словах какого-то двойного
смысла и действий провидения. Его попросту нет.
Такие-то дела. Ничего нет. Ни боли писательской. Ни тайной мистической силы-дьявола,
диктующей строчки и дающей подсказки. Ни рефлектирующего гениального писателя.
Ни кафкианского Замка.
Есть псих-маньяк - случайный сосед. Есть бездарный писатель. Есть Голливуд со своими законами.
Есть формула "добротного сценария", которой нужно следовать, чтобы был успех, касса и зрители.
И есть вшивая затхлая гостиница...С отклеивающимися обоями.