Поскольку организаторы просили, даже требовали обращать внимание прежде всего на соблюдение темы, чтобы в текстах присутствовал хотя бы минимальный ментальный след предложенных картинок, то я основным критерием отбора именно это и сделаю. А потом уж займусь "второстепенным" - литературными достоинствами (или недостатками)ваших работ. Ну и, конечно, соответствие жанру. Хоррор такая штука, что просто фантастика или мистика тут не прокатят. Должно же быть хоть чуть-чуть страшно, верно? Для того конкурс и затевался, правильно? И совсем уж прекрасно будет, если я, например, вполне прочувствуюна себе тот самый укол. Очень надеюсь, хоть кому-то сие удастся...
И ещё. Выборочно возьму тексты и из других групп. Чтобы, например, иметь более расширенное представление о заданных темах.
А критерии оценок на этот раз будут "в топ", "рядом с топом" и "мимо топа".
Ink V. Игра с неполной информацией
Что несомненный плюс: автор умеет заинтересовать читателя с самого начала. Грамотная (хотя и часто встречающаяся) вводная, когда нам указывают на событие-тайну, тут же обрисовывают героев, круг проблем и - поехали. Кстати, афоризм тоже весьма к месту. То есть, завязка рассказа, несомненно, удалась. И сразу, вслед, обрисовка темы: вот он, заброшенный парк аттракционов, героиня, то ли наяву, то ли во сне, застрявшая в нём, как муха в патоке. История началась... И история, что называется, читабельная. Неспешное, я бы сказал, тщательное погружение в тему, с замечательными зарисовками-кадрами Москвы, героев, самого вечера и характеров. Полный набор зрелой, на высоком уровне сделанной прозы. И, что немаловажно (если исходить из конкурсных задач), уже подспудно начинаешь переживать, ожидать, готовиться к чему-то такому, хоррорному, - автор умело, буквально на грани, по краешку, подводит к таким ощущениям. Талантливо сделано, витает уже в тексте что-то неуловимо-тревожное, страшненькое. И - невольно готовишься, уже погружаешься в атмосферу того самого неуловимо-тревожного. Это сделано мастерски, снимаю шляпу.
Однако есть пара моментов. На мой взгляд, имеется перебор с описаниями различного толка (карточная игра, например, "птичник", ключ), не имеющих непосредственного отношения именно к УУ. Тут уже не укол, а целая полновесная инъекция получается (в негативном смысле именно для рассказа). И финал. Да, название рассказа подразумевает. Мол, будет неполная информация. Она таковая и вышла - додумывай, читатель, сам. Хотя заключительная фраза и даёт ключ к пониманию. Смело. Боюсь только, что ленивый читатель, привыкший к тому, что ему всё разжёвывают, такую смелость не оценит. Ну, его проблемы.
В целом: очень хороший рассказ. Есть атмосфера, хоррор как жанр на самом видном месте, героям веришь, характеры раскрыты, стиль выше всяких похвал.
Итог: в топ.
Алгот А. Чёрный век
Вот интересно: и тут вроде бы даётся качественная завязка, сразу идёт заявление об исчезновении людей, пустынных улицах, то есть проблему имеем в полный рост. Только вот читать это начало не в пример скучнее, нежели у Инквизитора. В чём разница? А в стиле. Если в "Игре..." язык богатый, образный, живой, струящийся, то тут - масса канцеляритов пополам с пафосом: "незначительным изменениям со стороны муниципальных властей", "власть не смогла превзойти кем-то придуманное равенство (это кем же придуманное, позвольте спросить?), "мы привыкали к новому образу существования", "шёл по траектории создаваемой веками", "время стало терять свою значимость" - все эти предложения не вызывают ничего, кроме зевоты. Я, как читатель, стремительно теряю интерес после такого суконного изложения мыслей. Теперь сюжет... Ага, пандемия. Непонятно откуда взявшаяся, лопает людей, оставляя лишь кости и одежду. Город битком набит подобным мусором, но парочка живых всё же имеется. Как думаете, кто они? Правильно - наш герой и девушка по имени Мелия (наверное, чтобы герой не скучал в одиночестве, надо же в текст и диалоги ввести). А дальше упоминается белый фосфор и какая-то операция Ярость (без кавычек. Что за бяка?). Ещё эскадроны смерти в противогазах, верующие в Эстахос (очередная бяка). Ещё "мелькающие за окном грустные пейзажи разрухи и обветшалости" и "стальные пики домов (!)". Ещё гибель Мелии, превратившейся в скелет (так и не понял, с какого перепугу автор её вообще вводил как персонажа?). Ну и так далее, в том же духе. Ни логики тебе, ни героев, ни мира, одни картинки с выставки, некая фантасмагория, похожая на бред. Надо ли говорить, что никакого укола ужаса я не почувствовал? Да и откуда ему взяться, если это не рассказ, а наброски какие-то? Уважаемый автор! В рассказе должна быть хоть какая-то событийная логика. Я уж молчу о композиции, характерах персонажей, деталях и детальках, что делают текст не только читабельным, но и познавательным, интересным. И, умоляю, исправьте вы "пирон" на "перрон". Стыдно за вас, ей богу. Если вы думаете, что это ваше некое ноу-хау, культурологическая фишечка, то вы глубоко ошибаетесь.
В целом: рассказ никудышный. Стиль никакой, героев так и не увидел, мир не продуман, само повествование сплошь в логических дырах.
Итог: мимо топа.
Савченко Е. Эскапизм
Выдумать свою собственную реальность, а там - ужас, вот, пожалуй, основной смысл рассказа. Однако, возвращаясь к пожеланиям организаторов, хочется спросить: а где же тема? Где вторая картинка, та, с аттракционом? Даже ментального следа нет, даже упоминания. Что, конечно же, огромный минус. Хотя написано толково, читается с интересом, но, как по мне, вещь почти не цепляет. А нечем там особо цеплять - имеется некая схематичность в изложении, картинки меняются, почти не запоминаясь, сюжет прямой, без извилин и загадочности, ГГ какая-то однобокая. Хотя, в оправдание, тут тема поднята такая, что шаг вправо, шаг влево - и прощай, фабула. Хотя, наверное, можно было бы и попробовать. Добавить образности, например. Да и с самой карамелью имеется какая-то неясность, не очень понятно всё же, что в итоге это за штука. А вообще сложилось впечатление, что автора зацепило это словечко - "эскапизм", ну, и попробовал разобраться человек в этимологии. Рассказ ради рассказа. Но это, конечно, лишь мои предположения.
В целом: рассказ неплохой, написано толково, но без особых эмоций. Хоррор желает лучшего, укола нет и в помине.
Итог: рядом с топом.
Шоколадка Дерьмо
Название многообещающее... "Когда Антон потягивал из горлышка пиво..." - здесь неуместно "когда". Напишите "вчера", "на днях" или "сегодня", плюс после введите деепричастный оборот "потягивая...", тогда вы не разорвёте временную связь в предложениях. А так она рвётся. Там дальше ещё есть подобное, но хотелось всё же не о грамматике, хочется спросить: и что это было? Аллегория? Игры с интернетом, когда осуществляются и овеществляются твои желания? Или даже - рассказ-предупреждение? Но где, в таком случае, раскрытие темы конкурса? О второй картинке лишь упоминается, а по первой вообще ничего конкретного. Такое ощущение, что автор решил настолько завуалировать подачу конкурсного материала, настолько "приземлить", "приинтернетить" смысл картинок, что тема просто-напросто потерялась среди описания быта и жизненных "ценностей" героя. Крен оказался в сторону социалки. И он критический, хоррор остался за бортом, утоп. И ещё пара неясностей: вышибить канализационный люк, тем более дерьмом, одна возможность на миллион, а тут - целый сюжетный ход, построение финала, и потому кажется притянутым за уши, я скорее автору не поверю. А кошки зачем? Для чего мне в финале знать, что ни один усатый-полосатый не пострадал? Теряюсь в догадках. Рассказ интересен лишь в плане ознакомления с жизнью и стремлениями современных молодых людей, хоррор тут постольку-поскольку. Была, правда, попытка укольчика в сцене с пустой квартирой. Её бы развить, обогатить, сделать центральной и вообще повести сюжет, отталкиваясь от той атмосферы, что там начала уже сгущаться, привнося в рассказ тот самый элемент ужаса и страха... Но нет, автор зачем-то вернулся в старую колею, напрочь забросив такое перспективное начало, зарождение именно хоррора. А жаль.
В целом: рассказ написан сносно, стиль выдержан, герои имеются. Хоррора только нет.
Итог: мимо топа.
Яковенко Д. О. Свежий холст
Вашу ремарку "менее поехавшую" я бы взял в анналы стилистических огрехов, новый взгляд на пассажиров авто. По аналогии, значит, есть и "более поехавшая"? И насчёт "она пожала плечами, уронив с них несколько лимонных прядей" я бы тоже был осторожней: ассоциации либо с лучевой болезнью, либо с грибком. Нельзя разве было просто написать "рассыпались пряди по плечам"? Сразу понятно, что волосы длинные и ничего из них не роняется. Или: "смотря под ноги, которые волочили багряный балахон". А вот: "Арс пошёл следом за одними и впереди других", "ноты ещё прижимали в его голове вопросы о том, откуда тут орган", "держа что-то в руке, обращённой от зрителя". Кстати, у вас достаточно таких перлов, просто эти самые показательные. Такое ощущение, что местами читаешь не текст, а подстрочник, настолько языковые обороты неуклюжи, грамматически неверны и слова в предложениях не согласованы. Очень мешает восприятию, потому что раздражает. Но даже без этих стилистических и грамматических ляпов текст настолько запутан, тяжёл для восприятия, что искать тут хоть какую-то логику труд тот ещё. Описан некий ритуал, суть которого так и осталась непонятна. Плюс ещё добавлены реплики о роли такого искусства в жизни героя. Его подсознание рвётся давать ответы, но утопает в бредовой реальности. Хоррор? Да помилуйте. Скорее, какой-то модерн, отчасти сюр, выплёскивающие образы за образами, создающие какую-то сборную солянку, разобраться в которой нет уже сил, ни читательских, ни комментаторских. И где тема, кстати? Ну, с первой картинкой ещё с грехом пополам пусть и ясно, вторую же в упор не вижу.
В целом: герои плоские, аки лист фанеры, укола ужаса так и не дождался, стиль местами неплох, даже изыскан, местами ужасен (хоть какой-то ужас). Сам рассказ нагромождение чего-то, что было бы интересным (наверное), будь в нём смысл и логика. Описание какого-то арт-ритуала и мечущихся мыслей героя маловато для восприятия рассказа в целом.
Итог: мимо топа.
Штерн В. Конечная
Хороший рассказ, с цельной композицией, выстроенным сюжетом, живым человеком на месте героя. Даже Шарлотту представляешь, хотя она и осталась где-то на периферии. И мир имеется, пусть и кусками, короткими кадрами, но доносит он свою сущность, запах, цвет. Нормальный, без изысков, но и без каких-либо ляпов, текст. Многое логически обосновано, цепочка событий не разорвана, разве что сцена в больнице несколько сумбурна, мнится мне, что автор решил туда добавить хоррора, описаний ужаса и страха, но вышло довольно скомкано, будто на бегу. Искалеченные фигуры не впечатлили, помаячили и исчезли. Но мысль ясна: герой и сам мечется, подменяя реальность на вымысел, в котором ему хорошо и уютно. Но отчасти. Даже там его находит что-то, чему он не может дать разумного объяснения. Кстати, да. Не очень понятно, кто это. Если, например, читать рассказ, не подозревая о картинках с конкурса, то самодостаточность текста под большим вопросом. А это, как мне кажется, всё же минус. Рассказ должен доходить и без всяких картинок. Те всего лишь средство, а не цель. И ещё один момент: если убрать дирижабли и паромобили и заменить их чем-то другим, что в рассказе изменится? Правильно, тогда не будет второй картинки. Но это так, к вопросу о самодостаточности. Вот у Инквизитора, например, с этим всё в порядке. Там всё же рассказ, а не описание картинок. Это не критика как таковая, просто стоит над этим подумать, как мне кажется.
В целом: тема затронута, герой на месте, со стилистикой всё в порядке. Хоррора почти не видно, но в данном случае это не критично. Для того мира вполне достаточно и той реальности.
Итог: рядом с топом.
Тихонова Т. В. Дойдём, вернёмся и забудем
Название хорошее, многообещающее такое... И сам рассказ получился, читается на раз. Потому что интересно. Потому что имеется действие, потому как переживаешь, дойдут люди или нет, видишь этот мрачный мир их глазами, ощущаешь его смертоносное дыхание их кожей. Да, мало описать пейзажи и дать картинку, надо ещё уметь их преподнести так, чтобы прочувствовали, чтобы окунулись, чтобы поверили. Думаю, такое автору как раз удалось. Я, как читатель, поверил. И как-то всё равно уже, куда и зачем идут эти люди, что это за город, в каком он из миров. Сюжет выстроен так, что вопросы по поводу места и персонажей как-то повисают в воздухе. Ну, посочувствуем любителям конкретики, мы-то не из таких, нам главное местные коллизии и взгляд со стороны, что и имеем. Плюс оценим стиль изложения, тут с русским языком и образностью всё в порядке, как и с героями. О каждом по чуть-чуть, буквально по реплике/ремарке, но манекенами они от этого не выглядят. У каждого свои чувства, задачи и предназначение. Сделано хорошо, на достойном уровне. Что касается конкурсной тематики, то тут уже не так гладко. Вторая картинка как бы подразумевается, да и от первой взято немного, но вполне достаточно, чтобы заработала ваша фантазия. Хватает ли этого? Думаю, да. В конце концов тупо писать с натуры (с картинок) и следовать в их кильватере всё же для настоящего художника путь тупикоый. Мне куда интересней, что за мир там, за окном этого вагона/троллейбуса, почему, в силу каких причин он таким стал, и куда, в конце концов, этот вагон движется. А потом уж поинтересуемся, кто на месте водителя и что собой представляют остальные персонажи картинки-задания. Что ж, автор, похоже, думал так же. С чем нас и поздравляю.
В целом: хоррор в данном случае в атмосферности самого рассказа, стилистика на высоте, мир и герои на месте, тема вполне просматривается. Даже о "живой" воде пара слов сказана.
Итог: в топ.
Терехов Б. В. Кукольная королева
Стилизация под "Буратино". На мой взгляд, неудачная, автор попытался добавить юмора, даже слэнговые речевые обороты у персонажей, даже что-то из "Кавказкой пленницы". В результате вышло, уж извините, ни рыба ни мясо, про хоррор и вовсе молчу. Всё портит речь персонажей, их диалоги, иногда скатывающиеся в стеб, тут уж не до хоррора и атмосферы чего-то ужасного, ждущего вон там, за углом. Нет в рассказе ни углов, ни атмосферы, ни тем более ожидания. И тема как бы сама по себе, ничуть не вплетается в повествование. Надо изобразить что-то по второй картинке, вызвали Змея, который на самом деле выполнил роль рояля в кустах. И уж если рассматривать ужасом то, что куклы пошли править миром, то я и не знаю... Ничего не было сделано для того, чтобы я испугался: не подвели меня как следует к подобной мысли, не показали возможных последствий, не обыграли ситуации. Ну не верю я, что от этой толпы, которая весёлой гурьбой отправилась в каморку папы Карло, дальше можно ждать чего-то ужасного, какого-то страха натерпеться. По-моему, главный недостаток рассказа как раз неверие в то, что тут показано. Ни грамма не страшно. Зато местами было весело. Вот вам, гм, и хоррор...
В целом: рассказ для конкурса средний, хоррором и не пахнет, я уж молчу об уколе. Персонажи давно знакомы и этим всё сказано. Разукрасить их новыми красками не получилось. Сама история такая же, дочитал чисто из спортивного интереса. Уж извини, Борис, но говорю как есть...
Итог: мимо топа.
Ситникова Л. Г. Искушение
Всё впечатление от начала рассказа портят чуть ли не сплошняком идущие "я". Посоветовал бы вам их подсократить, всё-таки это - показатель вашего стиля, умение оперировать языковыми конструкциями, в которых местоимения далеко не главное, а зачастую слова-паразиты наряду с "был", "который", "где", если они, конечно, встречаются в избытке. Дальше, правда, язык выровнялся, появилось ощущение темы, если можно так выразиться: сон/кошки/пустая квартира/мистическое составляющее. Однако вкупе с этим чётко идёт и социальная линия повествования: почему так происходит и кто же в этом виноват? Более того, линия эта к финалу вообще становится главной, оттесняя хоррор в сторону, потому сами картинки-задания выступают в роли пассивного зрителя, а оттого и тема получилась не до конца раскрытой, статичной, второстепенной. Нам довольно подробно описывают то, что происходит с ГГ. Чуть ли не реальные кошмары ей мнятся, в которых главными действующими лицами выступают призраки тех, с кем несправедливо обошлись при жизни. Однако автор, на мой взгляд, и сам поддался искушению - сказать о несправедливости жизни больше, чем того требовал сюжет. Отодвинув тематическую составляющую конкурса. Потому и финальные сцены, и сама финальная фраза оказались насквозь пропитаны социалкой, пусть и отчасти под хоррорным соусом. "Мы сами творим всё то зло, что нас убивает" - трудно не согласиться. Но причём тут конкретное задание конкурса?
В целом: герои заметны, жизненные коллизии заметны ещё больше, хоррор присутствует, но социальной тематики, увы, куда более. Укола не почувствовал.
Итог: рядом с топом.
Рэйн О. Раз пришла ко мне любовь
Вот здесь стилистическая ошибка: "Наташа стоит на коленях у глубокой ямы, которую вырыла куском арматуры с площадки у подножия дуба", правильно: "Наташа стоит на коленях у глубокой ямы, которую вырыла у подножия дуба куском арматуры"."С площадки" лишнее уточнение, итак понятно. Фактически единственная ошибка на весь текст. А вещь вышла замечательная. Потрясающая! И вот что интересно: выше имеется рассказ "Искушение", с похожей концепцией. Я имею в виду социальную составляющую текстов. Но как же в "Раз пришла ко мне любовь" это подано! Через героев, обстоятельства, обстановку, а не отдельными фразами, вброшенными то тут, то там. Здесь мы видим цельную Картину. Жизни. Истории. Судеб. Видим абсолютно живых героев, с душой, сердцем, которое умеет любить, прощать и ещё ненавидеть зло. Шикарный рассказ. Тема раскрыта полностью, от и до. Хоррорная составляющая просачивается, проникает сквозь поры, завладевает тобой, атмосфера чего-то гнетущего, страшного пересекается в рассказе с показом судьбы двух героинь, женщины и девочки. И в финале они закономерно и, что главное, логически выверено, окончательно воссоединяются в одно целое. У меня, как читателя, мурашки по коже от финала... И ещё я почувствовал аж целых два укола во время чтения - когда Наташа откопала череп Леры, и когда Лера проникла через порезы в тело Наташи. Пусть это были и не совсем уколы ужаса, но это были... уколы! Только одно остаётся сказать в заключении: браво, автор! Спасибо за великолепный рассказ. И ещё, напоследок: название рассказа полностью вытекает из текста. Очень оно к месту.
В целом: отличный стиль, герои полны жизни, эмоций, энергии, хоррор образцово-показательный, уколы есть, сопереживание полное. Тема раскрыта более чем.
Итог: в топ.
Политов З. Успеть в срок
Оригинальное решение темы. Ни грамма мистики, фантастики и прочих нереалий, всё буднично, прозаично и местами детективно. Хорошая такая история в духе Андрея Дашкова. Хорошо рассказанная, в действии. Читается вполне и вполне, хотя задумка насчёт эвакуатора-гильотины мне лично кажется технически малоосуществимой, если учесть рельеф, погодные условия и прочие трудности. Но да ладно, всё-таки хоррор, нужны были тайны и соответствующая атмосфера, спишем на производство, издержки сюжетных коллизий. А вот банда маньяков во главе с Шаманом вполне реальна, вполне могла вписаться в нашу бытовуху. И весьма изящное решение по первой картинке, вторая в этом смысле осталась в тени, потому что такого же изящного решения для неё уже не нашлось. Что несколько разочаровало (чуть-чуть) - это финальный аккорд рассказа: тёща и очередная ирония на её счёт. Но, насколько я знаю, автор такие приёмчики использует не стесняясь. Не имею ничего против, но некий осадок остаётся. Хотелось бы финал в том же духе, что и весь рассказ. Но, думаю, это всё же не критично. Рассказ, несомненно, получился. Уж с оригинальной точки зрения получился стопроцентно.
В целом: написано качественно, тема раскрыта полностью. Был махонький такой укольчик, когда описывалась машина с обезглавленными трупами. Героя вижу, мир наш, родной, его тоже узнаю. Хоррор ощущается, местами не слабо. И - оригинальность имеется.
Итог: в топ.
Натрикс Н. Про Ёлу и её куклу
Дааа... Это не рассказ, а сочинение четвероклассника на заданную тему. Рассказ никакой. Абсолютно. Больше сказать нечего, да и не хочу, если честно. После вышепрочитанных вещей ругать этот ни желания, ни настроения...
В целом: ни темы, ни героев, ни хоррора. Ничего.
Итог: мимо топа.
Кратко о группе.
Что приятно удивило: уровень текстов в подавляющем большинстве очень высок, есть понимание темы и жанра, прописаны и герои/характеры, и мир/антураж, в котором они живут. Читать было в удовольствие, спасибо!
Теперь о грустном.
Есть несомненный фаворит - Ольга Рэйн. Ей ставлю высший балл по совокупности.
Второе и третье место пока не определил. Буду думать. Есть несколько текстов, которые по праву заслуживают быть в топе, да вот мест всего два. Придётся во главу ставить всё же наибольшее соответствие теме, как просят организаторы. И следующим критерием - литературный уровень. Как-то так, другого выхода не вижу.
Авторы из других групп
Григорьева Е. А. Местная байка
Никогда, наверное, не пойму людей, которые вот так безбашенно могут бросить всё и остаться жить в другой стране. Всё-таки, при всём уважении, думают они не о будущем, а о дне сегодняшнем, это сейчас им хорошо, сейчас их всё устраивает и хочется продолжения банкета, но что дальше? Года так через три-четыре? Молодость - она же не вечна... Но это так, к слову, навеялось вот текстом невольно. Что касается рассказа, то он, безусловно, хорош, сделан на высоком уровне. Несомненное достоинство - в динамике повествования, она нигде не сбоила, нигде не тормозилась, как взяли события разбег с первых строк, так и до самого финала динамика сохранялась. Обычно происходит обратное, идут какие-то маловнятные объяснения, ненужные описания, бестолковые разговоры и прочий композиционный мусор. Здесь такого не произошло, действие идёт по нарастающей, пока не доходит до кульминации и развязки. Однако финал показался мне недостаточно цельным. Не очень понятно, что ГГ отдала-то? Да и последствия поступка Боба тоже смазаны: почему-то казалось, что с ним тёмные силы обошлись очень круто, вплоть до смертельного исхода, а тут он очухавшийся и относительно свеженький. И ни слова, что с ним конкретно ночью было. Хоррорная составляющая рассказа на лицо, есть то самое ощущение страха, гнетущей атмосферы, что достигается наслоением деталей и описанием состояния ГГ. Хотя то, что произойдёт с девочкой, я понял ещё в середине рассказа - слишком много ружей было развешено по ходу. Которые, кстати, все выстрелили в нужное время и с хорошей такой отдачей.
В целом: тема раскрыта полностью, герои на месте, история состоялась, хоррор имеется, и укол тоже: мне, например, "понравилось" появление призрака девочки, есть в этой сцене своя хоррорная изюминка. Что касается стиля, то он не безупречен. Встречаются предложения, будто не пером написанные, а топором вырубленные. И название, на мой взгляд, не очень удачное.
Итог: в топ.
И. Блейк Особое место
Очень длинная завязка. Но тут это, пожалуй, не минус, потому что читается с интересом: тайна на тайне, мы лишь догадываемся, о чём речь. Атмосфера чего-то неведомого, зловещего и страшного над героями постепенно сгущается, заставляя и читателя прислушиваться, осматриваться - что это может быть? Автор выбрал беспроигрышный приём, плюс достаточно хорошо владеет словом, чтобы интерес сохранялся, чтобы не зевалось над страницами. Но дальше уже продолжилось не с таким эффектом. Один момент: компания стояла, как следует из написанного, в паре метров от карусели, а потом вдруг оказывается, что они к ней побежали, да так, что даже запыхались. Невнимательность к деталям? Или элементарная небрежность, когда автор сконцентрирован на другом, более важном? Но читатель-то следует за героями, и он на такие мелочи обращает внимание, потому что история-то захватила, есть элемент напряжения, оттого и детали для него уже не просто так, они важны для восприятия истории, а тут такой огрех. И в кульминации вдруг пошла объясняловка, путаница событий, непонятки с тем, где кто находится, от чьего имени идёт повествование. Да ещё стали попадаться неуклюжие фразы типа: "Он просто молчал, всё больше выводя Катьку из себя с каждым шагом в её сторону". Вообще-то произошло то, чего я и боялся при чтении такого рода текстов, с таким объёмом - пошли нагромождения, путаница, появились ни к чему не обязывающие реплики героев, да ещё неуклюжие описания того-то и того-то - "тяжёлый, по-настоящему сочувствующий взгляд", "предчувствие горечью наполнило её рот" - динамика повествования вязнет во всём этом нагромождении, кульминация растягивается и тянется, тянется, тянется, внимание и интерес отчего-то загасают на самом бы, казалось, интересном месте. С текстом произошли необратимые метаморфозы, автор оказался заложником собственного желания показать нам как можно больше, разукрасить это желание где цветистыми фразами, где действием ради самого действия, где откровенным объяснением отчего да почему. Забыв, что читателю по большому счёту это совершенно не нужно. И оттого финал в целом смотрится каким-то лабиринтом, нагромождением событий, а где и просто невнятицей - все эти двери, смотрители, какие-то нити, пауки, то ли аллегория, то ли иллюзии - ох!.. Запутался я, автор. Много всего на квадратный сантиметр текста. Да ещё в финале! Где надо и логику не забыть, и героев показать как должно (а не мечущихся в поисках чего-то), и интерес читателя сохранить, а не размазать его по абзацам и предложениям с малопонятной информацией о том о сём. В общем, под конец было разочарование, если учесть, как всё начиналось. Честно - откровенно жаль. Многообещающий такой текст скатился фактически до просто писанины. А у неё имеется глобальный недостаток: там зачастую массивный объём информации не несёт ничего, кроме переливания из пустого в порожнее.
В целом: герои (да и сам хоррор) потерялись в каких-то громаздушках, укол не состоялся по той же причине. И стилистически всё это дело оформлено так себе, на троечку. Вообще, рассказ этот яркий пример того, как большой объём текст не спасает. Скорее, наоборот.
Итог: рядом с топом.
Баталова Н. М. И тогда я услышал
Названо "исповедь". Вопрос чисто риторический: кому герой исповедуется, если он в финале, как следует из текста, попадает в ад? Но это так, к слову. Написано живо, в духе жанра, потому как хоррор есть, хотя я бы данный рассказ обозначил как "рассказ ужасов", ибо львиную долю описаний занимают именно описания ужасов, а не создания атмосферы, ожидания чего-то страшного, нездешнего. Да и откуда в исповеди какие-то ожидания, герои и прочий антураж? И, кстати, тут как раз небольшой объём к месту, размазывать эту историю килобайт на 20-30 было бы верхом неосмотрительности. Что ещё подкупило? Речь героя. За долей юмора и самоиронии скрывается неподдельный ужас от происходящего, тут герою веришь, такой разговор, такая исповедь точно не из пальца высосана. На мой взгляд, рассказ состоялся. Стоит к нему прислушаться.
В целом: хоррорная часть присутствует, герой в силу поджанровой специфики дан схематично, но это и к лучшему. Стиль нормальный, само повествование на уровне реалий конкурса, что считаю хорошим показателем. Хотя, конечно, есть вещи намного динамичней и сильнее, но это конкурс.
Итог: рядом с топом.
Йолочь Прятки
В данном случае начало рассказа как вводная: вот герои, вот обстановка, а вот проблема - сны ГГ. Сжато, ёмко, короткими предложениями, оттого художественности - кот наплакал. Да и дальше текст в таком же духе, минимум образности, эпитетов, метафор, в нём явный недостаток тех средств, посредством которых любое прозаическое произведение становится именно что художественным произведением. Хоррор ведь тоже не исключение. Тут, на мой взгляд, как раз и надо все стилистические возможности языка брать не стесняясь - для создания атмосферы, например, или для раскрытия характера и поступков героя в той или иной ситуации, ведь хоррор априори подразумевает какие-то нестандартные, за гранью реального, поступки и обстоятельства. И потому бедный, малохудожественный язык тут не помощник. Оттого и читаешь, позёвывая. Потому что не цепляет. Нет сопереживания - бледный герой на фоне таких же декораций. Возможно, тут злую шутку сыграло то, что весь рассказ по сути сделан в "режиме" внутреннего монолога, некой даже исповеди. Не очень, правда, понятно, что там и к чему. Да к тому же и темы нет. Ни малейшего следа нет. И хоррор - где? Страшилка в подвале? Маловато будет...
В целом: есть картинка, только не для этого конкурса. Стиль среднего качества, герои так себе, сюжет о чём-то далёком, но близком автору. И причём тут УУ и мы, его читатели?
Итог: мимо топа.
Истратова И. Тянучка
Браво, автор, за начало. Ничего лишнего, громоздкого, никаких сюсюканий, прекрасный стиль и плюс уже есть атмосфера. Я, как читатель, ваш со всеми потрохами. Завязка на все двести. И дальше также, в таком же темпе, никаких отклонений от сюжета, более того, динамика нарастает, ГГ обретает постепенно и характер, и краски, и собственную индивидуальность (ремарка о зомби-девочке очень показательна и к месту). Начинаешь за Тошу переживать, представляешь себя на её месте, а это значит, что автор тебя заинтересовал полностью, заставил сопереживать - а что дальше? Какие напасти, тревоги и ужасы её ждут? Сделано на высоком уровне, потому что ничего лишнего, только герой, сюжет и образный показ, почти картинка. История, что называется, захватывает. Оттого что текст без стилистических ляпов и погрешностей, потому что нигде не спотыкаешься, всё внимание рассказу, и только ему. Одно замечание: когда вы описывали тянучку, сравнивая её с напалмом, то у меня, как читателя, было полное ощущение, что и речь о напалме, а не о тянучке. Я бы в этом месте подкорректировал. "Слова застряли в горле, словно заклинившие патроны" - какая чУдная метафора! И финал закольцованный, что, прямо скажем, для этого конкурса совершенно нетипично, зато в этом рассказе самое то.
Можно, конечно, поспорить об идеи (но не о её воплощении), найти в ней какие-то нестыковки и нелогичность, но я не буду о грустном. Потому что мне лично рассказ понравился. Прежде всего оригинальным подходом к раскрытию темы. А это уже дорогого стОит.
В целом: хоррор имеется, прежде всего в атмосферности рассказа, герои практически живые, им сочувствуешь, за них переживаешь, стилистика на высоком уровне, тема раскрыта. Хотя может возникнуть вопрос: а где же вторая картинка, та, с головой? Мне она видится в той самой тянучке. Задурила голову, проникла в мозг - и привет...
Итог: в топ.
Микхайлов Карамельный дым
"Алина повернулась к дочке и увидела, что та бесцельно вертела вилку в руке" - правильно применить "вертит", тогда не нарушается временная согласованность в предложении. "Её зажмуренные, впалые глаза указывали на настоящую слепоту" - хм, автор, а что, есть ненастоящая слепота? Или вы имеете в виду, что её можно типа имитировать? Но в данном контексте речь явно не о том. Да и потом, получается, собственные глаза указывают на собственную слепоту? Коряво и нелогично. "Наверное, я сделала крюк в дыму" - я понимаю, что вы имеете в виду, но выглядит такой оборот смешным, а для хоррора, да ещё в середине кульминации, сие смерти подобно. "Прозвучал голос бабки где-то в утробе мглы" - если вы думаете, что метафора "утроба мглы" верх метафоричности, то я вас разочарую. Это опять смешно и вовсе не образно, а коряво и неумело. "До её ушей дотронулись осколки французских фраз" - опять коряво... Я особо не копался в тексте, но и этих примеров достаточно, чтобы сделать вывод о писательском мастерстве. Один совет: учитесь оформлять свои мысли как дОлжно, а иначе получается где смешно, где коряво, а где и вовсе графомански в худшем смысле этого понятия. И ещё: как вы думаете, зачем в русском языке имеется такая вещь, как причастные и деепричастные обороты? Для красоты? Нет, автор, они нужны, чтобы предложения не выглядели, как у вас, отдельными кусками - "пошла", "прикоснулась", "увидела", "услышала" - а была бы картинка того, о чём идёт речь. Вы почему-то предпочитаете обходиться почти без этих оборотов, потому и текст у вас "суконный", "репортажный", нет достаточного погружения и восприятия, спотыкаешься об эти глаголы, аки о коряги, торчащие во все стороны. Двоякое осталось впечатление от рассказа. Начало неплохое, диалоги были живые, описания и антураж соответствовали, герои начали прорисовываться, заимели даже характер, авторские отступления использовались к месту, но постепенно всё сошло на нет, исчезло в каком-то унылом, сером полотне изложения, сопереживания героям ни грамма, диалоги стали какими-то поверхностными, появились в них пафосные нотки (особенно ближе к финалу), логика стала хромать на обе ноги и финал закономерно был слит, как и всё повествование. Утонуло всё в каком-то словесном дыму (кстати, не очень и понятно, отчего дым в самом рассказе имеет карамельную основу. Решали конкурсную задачу в лоб?). В общем, рассказ разочаровал. Да и хоррор в нём тоже. Я уж молчу про укол, которого даже в проекте не было.
В целом: средний рассказ с замысловатым сюжетом, который бы реализовать как следует - глядишь, рассказ бы и получился. Хоррор на тройку с минусом, уколом и не пахнет. Герои? Одни наброски. Даже главная злодейка-бабушка и та тут эскизом, не тянет на полновесного "монстра". Стиль тоже не ахти, если только местами.
Итог: мимо топа.
Гарбакарай М. Падай ниц пред Крысиным Королём
Есть погружение в рассказ уже с самого начала, потому что пишется о тех жизненных ситуациях и коллизиях, с которыми многие знакомы не понаслышке. Да толково пишется, сюжетно. Что ещё для завязки надо? Герои. Ну, с ними всё в порядке, их представляешь, видишь, ощущаешь, пространство с ними заполняется не пустотой, что частенько бывает. Комплимент автору: вы для обрисовки героев умело используете диалог. Даже междометья Полины - уже характеристика. А такое редко встретишь. И дальше автор буквально впечатывает тебя в рассказ. Странная семья Полины и эта картина на стене. Невольно, как герой, начинаешь об этом думать и также задавать вопросы. Интерес стопроцентный, рассказу только на пользу. С чем, кстати, поздравляю - беспроигрышный сюжетный ход. А ещё дальше мастерски сделанная расшифровка этих странностей. Знаете, автор, я физически ощутил ту картину с клубком голых человеческих тел, присутствие и видение было полным. Описано замечательно. Так что примите ещё одни поздравления. Ещё вы умело используете повторы, когда заключительное слово или словосочетание в предыдущем предложении служит началом следующего. Так сохраняется, подчёркивается динамика повествования. Очень сильный приём (которым, кстати, в совершенстве владели братья Стругацкие), почему им так редко пользуются остальные, ума не приложу. И у вас получился образ Вики, очень запоминающийся образ. Такое ощущение, что писался он буквально с натуры, настолько всё реалистически, правдоподобно и верно. И дело даже не в деталях (что тоже не маловажно), а в какой-то общей целостности, что сохранилась и не потерялась по дороге повествования. А такое уметь надо, господа читатели. Кстати, о финале. Он несколько неожидан. Казалось почему-то, что история закончится вот так, поиском ребёнка (найдут или нет - другой вопрос), но автор пошёл дальше, решился на концепцию Добра и Зла, вывел образ ритуального самопожертвования (или убийства?), отчасти закольцевав ГГ и обстоятельства. По-моему, это логично. Пусть и неожиданно. Финал оказался подстать всему рассказу: цельная картина со смещённым центром тяжести. В какую сторону - каждый решит сам.
В целом: хоррор присутствует, герои выше всяких похвал, сделаны от и до, стилистически выверено и сюжетно обосновано, укол имеется. Мне очень жаль, что рассказ так и не вышел из группы. Могу только предполагать, что уважаемые голосовавшие не увидели тут темы конкурса. Отчасти они правы. Вторая картинка получилась очень размытой. Но по моему мнению, тут как раз тот случай, когда можно было бы и отступить от правил. Хотя бы на сантиметр.
Итог: в топ.
Мудрая Т. А. Метрополь
Ещё один рассказ, достойный, по моему мнению, финала. Некий имеем нонсенс: очень всё образно и в тоже время по-деловому сжато, истории в историях, некие экзерсисы в темы вампиров и охотников на них, оттого есть элемент запутанности, не всё понятно, кто с кем и против кого. Однако тут этот элемент отступает, ибо имеем дело с прозой высочайшей пробы. Конкретики нет? Много тумана? Ну, так автор такой, если кто не в курсе. Для него важно построение идеи как таковой, игра словами, понятиями, образами. Иногда (соглашусь со скептиками, но отчасти) во вред самому произведению - не каждый знает или даже догадывается, о чём речь, например, в диалоге Марии и Амброзия, о чём именно рассуждает время от времени трио из вагона, и что в итоге такое сам Метрополь. Но уж слишком хороша вышла картина! Нарисованная словами-мазками, сделанная в великолепном стиле. Браво, автор! А уж сравнение того мира с лентой Мёбиуса меня лично покорило. Потому что логично и красиво. Или отсылка к Пелевину. Или ремарка насчёт ДНК. Или... Да много чего есть в тексте, гурманы оценят. Теперь немного о грустном. Хоррора как такового я не заметил (оттого, наверное, голосовавшие и не поставили высшие баллы), скорее тут отголоски вампирских саг в хорошем смысле: часть их мира (ДНК помните?), ГГ оттуда же и такая же, финал некой битвы и сама идея/сюжет крепко завязаны на такой же тематике. Но вот что интересно: рассказ-то сам по себе самодостаточен. Прочитай я его, ничего не зная о картинках конкурса, и был бы полностью удовлетворён историей, всё бы понял. Потому что элементы конкурсных картинок однородно, будто так и надо, вплетаются в повествование, ничуть его не смущая. А это - показатель класса. Однако другой элемент всё же выглядит чужеродным - детали стим/дизель панка. Вот тут отдана дань одной из картинок, той, что с пейзажем урбанистского города. Не знаю, мне показалось, убери из текста упоминания о самоходных экипажах с лошадьми в противогазах и замени их чем-то другим, более механическим, - ничего не изменится. Что, в свою очередь, говорит о той же самодостаточности. В общем, что и требовалось.
В целом: хоррор виден не очень, укол тем более, но рассказ от этого не перестаёт быть рассказом во всей своей красе: антураж, герои, сюжет и стиль - всё на высоте. А уж сама история запоминается. Как и дОлжно.
Итог: в топ.
Мартин И., Сергеева М. В хаусе
Бодренькое такое начало, сразу интрига, масса информации (правда, пока малопонятной), авторы смело и безапелляционно бросают читателя в бой. Иногда это срабатывает, если дальше (когда постепенно, а когда почти сразу) будут хоть какие-то объяснения, где именно читатель оказался и в какой компании. Посмотрим... Интересный приём - картинка идёт с двух ракурсов одновременно, события передаются от лица двух, а потом и трёх персонажей, и у каждого своя правда и причина тут находиться, невольно сравниваешь их ощущения через взаимное восприятия этого места, своей задачи и в оценках друг друга. Как минимум интересно, максимум - интрига сохранятся и набирает обороты, что ничего, кроме плюса. Если ещё учесть, что до сих пор непонятно, кто же это такие, эти герои, и зачем они тут, собственно? Однако есть прямое указание на какую-то игру, то ли РПГ, то ли квест. Подумалось, правда, опять игры? Разбор полётов по совокупности? Очередное "по мотивам"? Наверное. Если бы не ощущение чего-то надвигающегося, какого-то ужасного события, атмосфера таинственности сгущается, и честное слово, уже не до антуража, который лишь подчёркивает. Эх, если бы тут да усилить именно такую динамику, сконцентрироваться именно на хоррорной составляющей да и зарулить на таинственную дорогу, где ни обочины, ни указателей, но рассказ поехал по наезженной: игра осталась в неприкосновенности, игровые персонажи остались как есть, квест не пройден, сюжет изменений не претерпел (да и подразумевались ли они вообще?). Мне импонирует то, что рассказ также самодостаточен, от конкурсного задания зависит постольку поскольку, жанр тоже не главное, по крайней мере, ставки на него не делаются, лишь мелькают хоррорные обрывки, главное - игровая основа, виртуальный мир и характеры персонажей. Что не отнять - оригинальное прочтение темы. Свой взгляд. Однако чего-то не хватает. Вот именно: хоррора и того самого укола.
В целом: очень интересный рассказ, свой мир, герои и антураж, полностью вытекающий из второй картинки. Стиль ровный, читается на раз, никаких ляпов и почти без спотыканий. Хоррор остался в тени, укол там же. И ещё присутствует ощущение, что текст отрывок от чего-то большего, имеется толика непонятного. Существенно это дела не меняет, но всё же...
Итог: рядом с топом.
Пожалуй, с группами достаточно. Есть общее представление, мнение и впечатления. И то, и другое, и третье вполне на уровне, с чем авторов и поздравляю. Ну, а теперь главное блюдо:
ФИНАЛ
Поскольку времени уже практически не осталось, я, с вашего позволения, кратенько. И оценки выставлю по 10-ти балльной системе. Естественно, они ни на что не влияют, но хоть какой-то показатель, поскольку Финал и все работы в одной "весовой категории"...
Финн Т. Маски
Читается и читаемо. Мир запоминается, потому что не хочется такого мира. Хотя тема раскрыта частично (трио в вагоне я так и не увидел). И герои под стать этому миру, такие же однообразные, однобокие, но по-другому, наверное, было и нельзя. Хоррор в самой атмосфере - давящей, чужой. Стиль ровный, выдержан в духе рассказа. В целом рассказ получился так, как, очевидно, и задумывался, но конкурсное задание выполнено лишь наполовину. Что не есть гут.
Оценка 7.
Маликов А. Н. Я всё расскажу тебе утром
Что хочется отметить сразу: совершенно естественные, живые, натуральные диалоги, оттого и текст выглядит абсолютно приземлённым, на который также вовсю работают детали и бытовые мелочи, упоминающиеся как бы мимоходом, но цель свою имеющие. О рекламе, например. О пробках на дорогах. О компоте и супе. Однако впечатляет, потому и читаешь с интересом, всё-таки о жизни говорится, которая вон, за окном. И также незаметно, плавно, автор погружает тебя уже в другой мир - без времени, населённый персонажами, у которых свои задачи и цели. Очень качественно сделано. Текст вообще шикарен, погружение полное. Тут никаких претензий, даже хоррор вплетается. Однако с картинками заковыка. И если вагон (без трио, правда) ещё присутствует, то вторая картинка где-то потерялась. Конкурсное задание, на мой взгляд, осталось в стороне. А на поверхности - просто история. Страшная она или нет, решили голосовавшие. Мне страшно не было, было просто интересно читать. Даже несмотря на отсутствие темы как таковой.
Оценка 9.
Бондарева О. И. Солнечная, 5.
Изумительный рассказ. Стопроцентное попадание в тему. И - полная индивидуализация, абсолютно своё видение. Браво, автор. Собственно, добавить больше и нечего. Это надо читать и видеть...
Оценка 10.
Моисеев В. В. Болезнесома
Литература знает много примеров, когда повествование в произведении ведётся от лица психически нездорового человека. Классика тут "Цветы для Элджернона". Из последнего мне запомнился ещё "Таймер" Саши Матюхина, где также подробно и обстоятельно прослеживалась логическая цепочка поступков, причин и следствий. Потому что в такого рода вещах это главное. Получилось ли здесь? Думаю, да. Но получилось с одним "но": только исходя из темы конкурса, ибо рассказ, в отличие от приведённых выше примеров, на самодостаточность ничуть не тянет. Хотя в данном случае и цели такой, наверное, не было. Не последнюю роль в решении задачи играет и стиль. Тут общий плюс, ощущается, что повествование и ведётся как раз от лица человека ненормального, хотя пунктуационные ошибки порой просто раздражают, местами фразы как топором вырублены, да и начало, когда сплошняком идут простые предложения, лично меня тоже не воодушевило. Но это мои проблемы, пусть невольно и задавался вопросом: автор это специально или по "жизни" пишет так же? А герой и его история получились. Для конкурса самое то. И хоррорная составляющая имеется, и даже пару лёгких укольчиков ощутил.
Оценка 8.
Львова Л. А. Моль
И хорор, и триллер. Очень образно, отличным стилем подано и то, и другое. Очевидное достоинство - психологическое составляющее, характеры героев и их поступки раскрыты до самого донышка, вычерпаны до суха. Читал с неослабевающим интересом. Финал прошёл апофеозом истории, выверено всё до миллиметра. Единственное, что царапнуло: не очень уловил, как Светка сама превратилась в хищника. К остальному никаких претензий. Браво, автор!
Оценка: 10.
Ефимова М. Испытатель
Очень обстоятельно, развёрнуто и с дотошностью, переходящей в педантичность, автор раскрывает образ ГГ, называющего себя "испытателем". Своеобразные тут "испытания" - человек пробует определить, что происходит, когда его ощущения как бы зависают между жизнью и смертью. Для этого он с упорством маньяка (да таков он и есть, собственно) время от времени совершает "посторонний" суицид всевозможными способами, но на самом деле совершает убийства. Кстати, объём тут ничуть не помеха, читать про все эти превращения/состояния весьма интересно, даже занимательно, у автора тут не полотно даже, а целые многоступенчатые, многокрасочные картины. Знаете, такое суметь надо, делать не однообразно, а многоуровне. Хоррор как таковой присутствует, уколы ощущаются. Отличный рассказ. Опустим детали - каким образом, например, он оживал, на что жил - и просто насладимся текстом. Он того стОит...
Оценка 10.
Фоменко А. Наташа
Зашкаливают местоимения "мне", "меня" в самом начале текста. Вроде ничего особенного (как бы), но оценка мастерства писателя уже падает. Просто имейте в виду. Тоже самое с "был", "были", а это уже на оценку влияет самым пагубным образом. Вообще к стилю серьёзные претензии: многочисленные повторы, корявые фразы (одно "чувствовать контуры мозга в черепной коробке" чего стоит!), те же личные местоимения на каждом шагу, картонные диалоги - всё это вместе взятое сводит на нет и интерес к тексту, и его художественные достоинства. Хотя проблески этого самого интереса проявляются, когда ГГ носится в поисках ответов и всё больше увязает в мистике. Тут есть неплохие моменты, даже описательная часть выпрямилась, стала местами вполне читаемой. Хоррорная составляющая на "троечку", если честно. В целом, по впечатлениям, рассказ средний. Его можно было бы вытянуть, пожалуй, если б автор поработал над стилем, обернул бы довольно неплохую историю и сюжет в красивую обёртку, где нашлось бы место и метафорам, и образности, и просто хорошему языку без корявостей, топорности и откровенных ляпов. А так - малоудобоваримо, увы.
Оценка 4.
Алексеева-Минасян Т. С. Оттолкнуться от дна
Тоже средняя работа. Сам по себе рассказ неплохой, но вот на фоне остальных текстов - средне. Погружение в психологию ГГ состоялось, а вот хоррор остался стоять рядом. И прослеживается явный интерес автора к социальным вопросам (ну, это естественно, исходя из общей направленности других рассказов этого автора), слишком много и подробно о жизни и обстоятельствах ГГ в свете её замужества. На поверку вышла какая-то инфантильная особа, фактически с комплексом несуществующей вины и готовая подчиняться от и до. Что и произошло. Финал в этом смысле логически закономерен, что плюс. Ещё достоверно описано её внутреннее состояние, внутренний мир, в котором нет места ни исканиям, ни полёту фантазии, ни прочим жизненным реалиям. Мрачно, безысходно. Ну, собственно, и получите финальный аккорд. Стилистически описано вполне приемлемо, хотя автор может и куда лучше.
Оценка 7.
Мудрая Т. А. Ржавь
Как всегда, написано с блеском, стиль безупречен. Сама история слегка запутана из-за массива информации, что сваливается на голову бедного читателя. Тут многое смешалось, но обрывки того-этого логически обоснованы, нет ощущения мешанины. ГГ получилась цельным куском, а уж папочка и подавно, с ним всё ясно. Неясно с матерью, но намёков тоже вполне достаточно. Хоррора как такового мало, вообще бренд автора - это гремучая смесь жаров, выделить что-либо конкретное зачастую трудновато, да по большому счёту и не требуется. Просто расслабьтесь и получите удовольствие...
Оценка 8.
Вот такой финал. Масса впечатлений, в основном положительных, если можно так о хорроре. Спасибо участникам! И в финале финала мой личный топ: