Голдина Ирина Марковна : другие произведения.

Приобщим наших детей к поэтическому слову

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Хочу поделиться с Вами своими размышлениями и творчеством моих воспитанников в детском саду


  
  
   Кто думает о воздухе, которым дышит? Но задержите дыхание - тут же вспомните: без воздуха невозможно жить. Сходно с воздухом еще одно богатство - наша речь, наш язык. Чтобы оценить это богатство, представьте себя в мире, где все всегда молчат...
   Человек, только народившись, уже умеет дышать. А говорить не умеет. И вот, крохот-ный, беспомощный, он мудро определяет сам себя учеником в школу языковедения. Мать, отец радуются добрым переменам в ребенке. Поднял головку. Сел. Встал на ножки. Пошел. Наконец свершилось, заговорил! Слово, услышанное от близких, стало ему родным.
   Бессмысленных слов нет. Каждое слово - знак чего-то, звуковой портрет чего-либо. Все в жизни обозначено словами. Значит, чем лучше мы знаем родной язык, тем лучше знаем окружающий мир. Если мы знаем окружаю-щий мир, то и чувствуем себя в нем спокойно, уверенно, радостно. Вот какое свойство у родной речи - постигшему ее хорошо жить! А ради хорошей жизни можно и потрудиться!
  

... Есть слово веселое - смех,

Есть горькое слово грусть,

Есть сладкое слово - арбуз,

Есть кислое слово - лимон,

Есть слово промокшее - дождик,

Есть слово колючее - ежик,

Есть некрасивое слово - зло,

Есть милое слово - добро,

Есть слово холодное - лед,

Есть жаркое слово - любовь.

И надо не просто их знать.

Слова мы должны понимать!

   Чем больше услышали хороших стихотворений наши дети и запомнили в детстве, тем богаче, ярче и выра-зительнее будет их речь. Приобщение детей к поэтическому слову, погружение в мелодику речи позитивно сказывается и на формировании читательского вкуса.
   Природа для поэтов-лириков была источ-ником впечатлений и вдохновения. Они заме-чали малейшие изменения в состоянии природы.
   Давайте почитаем вместе с ребенком "весеннюю" лирику, обращая его внимание на то, каким образом поэт рассказал о весне, какими слова-ми выразил свои чувства. Например, у Ф.И. Тютчева мы слышим песню весенних вод, славящих природу молодой весны.
   Читая стихи А. Майкова, чувствуем пробуждение природы, и нежные весенние запахи кружат нам голову:
  

Подснежник

Голубенький чистый подснежник-цветок!

И подле сквозистый, последний снежок...

  
   Неповторимая поэзия А. Майкова, волшеб-ный мир сказки и реальности, который захва-тывает дух (весна - "мчится на золотой колес-нице", зима - "седая", первые весенние цветы - "целая армия благовонных ветерков").
   "Жемчужинами" русской поэзии можно назвать стихи А.С. Пушкина. Возьмем отрывок из произведения "Евгений Онегин" - "Гонимы вешними лучами...". Обратите внимание ребен-ка, как красиво поэт называет Весну - "утро года":

...Улыбкою ясною природа

Сквозь сон встречает утро года!

   Нельзя не вспомнить стихотворение "Жаворонок" В. Жуковского, которое помогает нам услышать нежное пение ранних птиц:

На солнце темный лес зардел,

В долине пар белее тонкий,

И песню раннюю запел

В лазури жаворонок звонкий.

Он голосисто с вышины

Поет, на солнышке сверкая:

- Весна пришла к нам молодая,

Я здесь пою приход весны!..

   Чтение вслух можно сопроводить негромко звучащей музыкой. Идеально подой-дет для весеннего настроения классические музыкальные произведения "Подснежник" или "Жаворонок" замечательного русского компо-зитора П.И. Чайковского.
   Как Вы думаете: изменяются ли цветы после того, как с ними здороваются и нежно говорят? Расскажите детям о цветении своих любимых цветов весны. Нарисуйте их вместе. Каждый цветок как упавшая с неба звезда.
   Например, "Ландыши" А. Фета:

О первый ландыш!

Из-под снега

Ты просишь солнечных лучей...

   Этот чарующий загадочный цветок с тонким ароматом, слегка кружащим голову, до боли в сердце, до "бешеного обожания" любил П.И. Чайковский.
   Во Флоренции, оглушенный неистовым запахом магнолий и буйствующих роз, Петр Ильич так затосковал, что обратился к поэзии. Про ландыш он говорил:
  

"Мой любимый, мой нежный, мой хрупкий цветок".

...Когда в конце весны последний раз срываю

Любимые цветы, тоска мне давит грудь,

И к будущему я молитвенно взываю:

Хоть раз еще на ландыши взглянуть!

   Совершите весеннюю прогулку с детьми в березовую рощу или парк. Природа пробужда-ется - сколько солнечного света! Цветы, бабоч-ки, жуки, весенние ручейки... Пусть ребенок потрогает белоствольную березку, покрытую тонкой берестой. А какие зеленые сережки, с чудодейственным ароматом весны! Недавно набухшие смолистые, душистые почки превра-тились в клейкие нежные зеленые листочки (ну разве это не чудо природы?). Зеленой дымкою покрылись опушки березовой рощи. Птичий гомон радует душу. Голосистые дрозды перекликаются с кукушками. Не оставьте без внимания шустрых синичек, которые переле-тают с дерева на дерево. Порадуйтесь вместе с ребенком весенним первоцветам, они ярко вспыхивают внизу под березками. Как воздух чист, как легко дышать в парке! Спросите у своего малыша, чем пахнет весна? ...
   Все березы покрылись молодой свежей листвою. Обыграйте лиричное настроение подходящим стихотворением А. Прокофьева:

  

Люблю березку русскую,

То светлую, то грустную,

В белом сарафанчике

С платочками в карманчиках,

С красивыми застежками,

С зелеными сережками,

Люблю ее, нарядную,

Родную, ненаглядную! ...

  

Сказки наших детей

Пряничная страна

   Далеко-далеко на невиданной земле была волшебная - Пряничная страна. В этой стране жили пряничные человечки. Они были очень дружные и весёлые. И были у них сказочные сладкие домики из бубликов, пряников и крендельков. В этой стране даже машины строились из сладких леденцов. На деревьях росли не плоды, а шоколадные фигурные конфетки. В солнечной сладкой стране летали пчёлки и собирали сладкий нектар.
   У мальчиков было любимо занятие кататься на красивеньких леденцовых машинках и устраивать весёлые старты.
   А девочки любили напевать весёлые песенки и лакомиться шоколадными фигурками с деревьев. Чем больше волшебных конфеток съедали девочки, тем длиннее становились их чудесные косички, в которые были вплетены волшебные цветки - бантики. Когда сильно палило солнышко на помощь жителям приходили тучки. Вот такая чудесная Пряничная страна.
   А вы хотели бы в ней побывать?
  

Геворгян Мариам

  
  

Сказка о добре и любви

   По городу влюблённых гулял волшебник и увидел такую красивую девушку, что сразу влюбился. Она тоже его заметила и влюбилась. Потом они сыграли свадьбу. Когда они после свадьбы возвращались домой, перед ними появился портал, из которого вылетел смерч зла и засосал невесту. Это злой колдун позавидовал их любви. Тогда Волшебник отправился на поиски своей возлюбленной, он долго искал её и в конце путешествия набрёл на замок. Перед ним был чёрный замок злого колдуна. Когда Волшебник хотел войти, его остановили чёрные рыцари. Он выхватил волшебную палочку и взмахнул ею - рыцари развалились. Волшебник пошёл дальше и оказался перед темницей, зайдя в неё, он нашёл там свою невесту, а рядом стоял злой колдун. Увидев Волшебника, злой колдун превратился в чёрный смерч. Волшебник взмахнул волшебной палочкой и этот смерч стал цветочным вихрем. Цветочный вихрь прошёлся по всему замку и превратил чёрный замок в цветочный замок любви и добра. А Волшебник и его возлюбленная вернулись в свой город и жили долго и счастливо.

Криводубский Дима

  
  

Волшебство лесного озера

   В самой чаще леса на высокой сосне жил бельчонок. Был он на удивление беззаботным. Целый день он скакал по веткам деревьев, распевал свои веселые песенки, и подшучивал над всеми лесными жителями, которые трудились с утра до вечера.
   А недалеко от домика бельчонка было красивое лесное озеро. В один из чудесных весенних вечеров, когда на небе уже появились первые звездочки, бельчонок прискакал к озеру, чтобы попить воды и умыться перед сном. И вдруг он увидел белые кувшинки, которые кружились на поверхности воды. А потом их бутоны открылись и оттуда вылетели маленькие феи. Они взлетели в небо и, как разноцветные светлячки, кружились, в чудесном танце. На небосвод уже вышли все звездочки, и это волшебное зрелище стало еще прекрасней. Бельчонок заворожено смотрел на маленьких фей, и не заметил, что уже наступила ночь.
   Вдруг феи обратили внимание, что за ними кто-то наблюдает. Они подлетели к бельчонку и спросили:
   - малыш, ты почему еще не спишь уже ведь так поздно.
   Бельчонок рассказал им о том, что не заметил, как наступила ночь, а теперь в темноте он не сможет найти дорогу домой. Феи решили ему помочь. Они проводили бельчонка к его дому и на прощанье подарили бельчонку сладкий волшебный сон.

Курбатская Лиза

  
  
  

Ирина Марковна Голдина,

педагог высшей квалификационной категории,

воспитатель ЦРР "Ягодка"

(село Кулешовка, Азовский р-н)

  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"