|
||
Обозреваемые авторы: Бородина А.А., Скляров О.В., Меркулов Е.Ю., Ушаков А., Иванова Т.А., Овсянников А.С., Карпач Э., Екатерина С.Б., Женя М., |
Некоторые размышления, навеянные стихами, поданными на конкурс "Страничка из дневника". Последние из могикан (окончание).
Сегодняшние мысли, друзья мои, будут посвящены остаткам участников. Разумеется, остаткам - не в смысле качества, а лишь потому, что их угораздило подать свои работы последними. Сильно, между прочим, рисковали остаться обделёнными моими мудрыми замечаниями. (:-)) Приступим.
***. Бородина Алла Александровна. Не верю в беспричинность. Все отмечено Каким-то знаком, клинописью лет... Твоя салфетка рифмой изувечена, И стынет чай. Несъеденный омлет Повис, как бык на острых шпагах вилки. В открытое окно струится день, И бабочки примятые закрылки Рисуют феерическую тень. Пойдем ли в сад, шутя, украсив шляпы Свисающей гирляндами лозой, Где спелых ягод запах сладковатый Еще не терпкий, но уже хмельной, Как у вина, что подают к "сациви". Или паря в клубах дорожной пыли, И, счесывая локти о кусты, Изъеденной коровами ажины, Мы к морю выйдем, где шаланд винты Сверкают серебром сквозь сгустки тины,- Везде знамения: оставленный рапан На линии прибоя, крики чайки И терна куст, как мохноногий Пан, Склоняет ветви, сочиняя байки Для двух наяд, невнятно бормоча Полынным ветром в зарослях плюща. Всё имеет свою причину в этом мире. Вся жизнь состоит из знаков, посылаемых нам кем-то или чем-то. Во всём, если приглядеться, можно найти какой-то скрытый до поры, до времени смысл. Лирическая героиня этого стихотворения, кажется, расшифровывает такие знаки, словно читает оставленные кем-то следы на песке, и, одновременно, делает своеобразные пометки в памяти, как будто дневниковые записи на манжетах окружающего её мира или на упомянутой ею же салфетке. А вокруг просто нет места от множества таких вот следов, само настроение таково, что кажется: что-то важное происходит. То, что потом нужно будет обязательно не забыть, что-то судьбоносное, роковое. Подобное предчувствие было описано Булгаковым у Маргариты в то утро, когда она встретила Мастера. Ну, там букет жёлтых нелюбимых цветов опознавательным знаком, и всё такое. Хорошие стихи, Алла Александровна. Много деталей, которые почему-то не раздражают. Прекрасно созданное настроение. Видимо, это показатель мастерства. Есть, правда, пара личных мыслей, к делу не относящихся. Несъеденный омлет повис, как бык на острых шпагах вилки. У меня бы висящий на вилке омлет вызвал бы ассоциацию с торреадором на рогах быка, но это, конечно, более свирепая картинка, для омлета не подходит. (:-)) И вторая мысль. С чем, интересно, рифмуется у героини салфетка? (:-))
"Преждевременное". Скляров Олег Васильевич. Впечатление Мартом веет в феврале... Тянут мокрые заборы Из тумана параллель Предвесеннюю, но скоро, Скоро, споро говорит Грач какой-то очумелый, Что весна уже горит Где-то за станицей белой! А в подтаявшем снегу Мирно роется ворона. Заискрила набегу Ветвь трамвайного вагона: Поворот, считай, крутой От сомнения к надежде На исход зимы святой... Только в марте, но не прежде. *** Идея понятна. Что-то такое уже было в мыслях о последнем дне зимы. А что можно сказать про эти стихи? Во-первых, почему-то не сложилась у меня единая картинка, какое-то общее впечатление. Есть отдельные, разрозненные образы. Например, мокрые заборы, трамвайная ветвь... Из совсем непонравившегося - исход зимы святой. Такое ощущение, что святой взято для рифмы, просто так. И почему-то вспомнились пастернаковские дела зимы иной, совершенно к делу не относящиеся. В общем, средненько, уважаемый Олег Васильевич, необходимо, на мой взгляд, над Вашими стихами ещё поработать.
"Следующий - ты!" Меркулов Евгений Юрьевич.
Живешь, кружась в извечном хороводе,
Забыв о главном в шорах суеты.
И лишь когда родители уходят,
Вдруг понимаешь: следующий - ты!Коротко, ясно, идейно, сильно. Следующий - я. Что-то можно изменить? (:-)) Тогда я пошёл дальше.
"Неотправленное письмо". Ушаков Алекс. Ты пишешь, что встретиться нам пора, Чтоб снова мороз по коже - Мы это прошли сотни тысяч раз, Теперь как впервые?...А сможем? Все прошлые жизни ты хочешь забыть, Зачем?... Чтобы жить совместно? До тризны в единой пироге доплыть? - Опять станет скучно и тесно. Не лучше антракт объявить нам пока, Куда же теперь деваться? Я нашу любовь записал в ДНК - Ни встретиться, ни расстаться. Послушай-ка, ВЕЧНОСТЬ, ты что творишь? Зачем обещала свободу? Эоны* я ждал от зари до зари, И что?... - Ни плотА, ни брода. Давай перестанем друг другу лгать, Доверимся ЕЙ, как врачу, Я лучше еще не умею писать, А хуже - уже не хочу. *Эон (греч. aion - век) Значит, мысли такие: автор пытается, вроде бы, говорить о вещах возвышенных, но, при этом, всё время опускается до бытовой лексики. Ну как можно об одном и том же: до тризны в единой пироге доплыть и жить совместно? Лучше антракт объявить нам пока - что за неуместная патетика, где обяснение театральности (неестественности) отношений? Я нашу любовь записал в ДНК - ни встретиться, ни расстаться. Почему? Может, в банк ДНК, в пробирку, в сейф? Ну, и последний катрен. Какая связь между всем предыдущим прогоном про Вечность-врача и способности лирического героя к написанию писем? Неудачные стихи, дорогой Алекс, если одним словом.
"Встреча". Иванова Татьяна Антоновна. Грусть тоска по лесу мчалась, чтобы разыскать беду, Вдруг ей радость повстречалась, улыбнулась на ходу. Земляники полный кузов радость из лесу несла Угостить тоску хотела, та надулась, - не взяла. -Почему? - спросила радость, - разве ягода плоха? Ты ее испробуй малость, вдруг окажется вкусна? Но тоска ей отвечала, разозлившись уж совсем. -Ты зачем ко мне пристала? Знай, чужого я не ем! -У меня такой порядок, - радость говорит опять, -Сделать встречному подарок, настроение поднять! -Мне б могла не улыбаться, и ничем не угощать, Ведь тоске никто не сможет настроение поднять! Радость снова улыбнулась. - Ты, подружка, не права! Ведь гласит людская мудрость, что любовь всему глава! Не идет твоя угрюмость с ней в сравнение никак, Ведь сердиться сложно очень, улыбнуться же, - пустяк! Если ближнего полюбишь, пусть он плох или хорош, Ты и сам счастливей будешь, в том усладу обретешь. И тогда тебя не тронет ни тревога, ни печаль, А на то, чтобы сердиться, будет время тратить жаль! Тут тоска и растерялась! Радость ей не обозлить. Та в лицо ей улыбалась, что же делать, как же быть? И угрюмая подружка сникла, голову склонив Ягод что ли съесть немножко? Больно вид у них красив. Потянула воровато руку прямо к кузовку, Но отдернула обратно, - нет, пожалуй, не возьму! Радость снова улыбнулась, молча кузовок взяла, -Сколько хочешь ешь, подружка, я же их в лесу нашла! И тоска вдруг улыбнулась, против воли, как-то так, Земляники зачерпнула в свой соломенный колпак. И сама собой спасибо вдруг она произнесла. Тут с ней радость распрощалась, повернулась и ушла! Знаете, вот тут как раз тот самый случай, когда никаких комментариев не нужно. Приведу-ка я лучше отрывок из всего того же любимого мной Хармса. Хорошо? Новый талантливый писатель. Андрей Андреевич придумал рассказ. В старинном замке жил принц, страшный пьяница. А жена этого принца, наоборот, не пила даже чаю, только воду и молоко пила. А муж ее пил водку и вино, а молока не пил. Да и жена его, собственно говоря, тоже водку пила, но скрывала это. А муж был бесстыдник и не скрывал. "Не пью молока, а водку пью!" - говорил он всегда. А жена тихонько, из-под фартука, вынимала баночку и хлоп, значит, выпивала. Муж ее, принц, говорит: "Ты бы и мне дала". А жена, принцесса, говорит: "Нет, самой мало. Хю!" - "Ах ты", говорит принц, "ледя!" И с этими словами хвать жену об пол! Жена себе всю харю расшибла, лежит на полу и плачет. А принц в мантию завернулся и ушел к себе на башню. Там у него клетки стояли. Он, видите ли, там кур разводил. Вот пришел принц на башню, а там куры кричат, пищи требуют. Одна курица даже ржать начала. "Ну ты, - говорит ей принц, - шантоклер! Молчи, пока по зубам не попало!" Курица слов не понимает и продолжает ржать. Выходит, значит, что курица на башне шумит, принц, значит, матерно ругается, а жена внизу, на полу лежит - одним словом, настоящий содом. Вот какой рассказ выдумал Андрей Андреевич. Уже по этому рассказу можно судить, что Андрей Андреевич крупный талант. Андрей Андреевич очень умный человек. Очень умный и очень хороший!
"Лета не та река..." Овсянников Александр Сергеевич. Лета не та река, Чтоб в ней омывать свои лица, Детям давать понять, Кто принц и как стать этим принцем. Но в принципе молодость бьет По стеклам булыжником лунным, Кто вовремя плавно кивнет, Всегда причисляется к умным. Осина не дерево для До звезд достающей качели, Найдется кто будет решать: Успели они? Не успели. Успехов побольше таким Во всех их благих начинаньях, А дело бывает благим, Что теплилось в детских мечтаньях. Голгофа не место для свай И гор из строительной пыли, Всех прав на аренду земли Не хватит, чтоб это забыли. За быстрой текучестью вод И скоростью ветра над нами, Земля совершит оборот, Который считаем мы днями. 19 июл. - 11 сент. 2007 г. Странные стихи: с одной стороны - красивые образы, а с другой - сплошное морализаторство, никак по смыслу с красотой не связанное. Вообще, художественной его особенностью, на мой взгляд, является плохая логическая связь между разными мыслями. Видимо, причина кроется в недостаточном владении автором словом. Давайте пробежимся. Лета не та река, Чтоб в ней омывать свои лица, Детям давать понять, Кто принц и как стать этим принцем. Красивое начало первых двух строк продолжают две логичные следующие. Потом, вдруг ни с того, ни с сего ещё один красивый образ: молодость бьет по стеклам булыжником лунным. И сразу же, ни к селу, ни к городу - мораль: Кто вовремя плавно кивнет, Всегда причисляется к умным. Причём здесь Лета? Причём лунный булыжник юности? Ума не приложу. Долго останавливаться не буду - в двух последних строфах примерно то же самое, местами - с ещё более рваными смысловыми переходами. Увы, Александр Сергеевич, что-то не так. Перехожу к следующему.
"Как просто..." Карпач Элеонора. Крик души. Как просто оценять людей по их поступкам, Напоминать про прошлые ошибки И говорить что помутились все рассудком, Узрев на лицах легкие улыбки. Как просто ранить словом в сердце, Не дав тепла любви взамен И,скрипнув пластиковой дверцей, Все ждать от жизни перемен. Как просто обмануть из злобы, Живя вот так во мраке лжи, Как звери дикие в чащобе, Роняя хрупкий гран души. Как просто предавать из эгоизма, Лишь потому,что хочется предать И оставляя след из нарциссизма Насмешкой для природы стать. Как просто -или нет?- убить из мести, Оставив за собою шлейф из алых капель И,наплевав на все богов запреты, Поднять на борт души тяжелый якорь. Как просто оставатся в клетке, Вгоняя жизнь свою в унынье, И только плакать мимолетно, Над чаем с горькою полынью. Но как же просто,не роняя слезы, Не оскорблять,не предавать и помнить, Что от любви мы видим лепестки от розы, Ну а от злобы - лишь занозы... Плохо, дорогая Элеонора. Не тянет, к сожалению, Ваше стихотворение на что-то значимое. Хотите подробно? Давайте подробно. Оценять - очень сильно торчит по звучанию. К тому же, о людях судят, прежде всего, именно по их поступкам. Только близких принимают такими, какие они есть. Относиться ко всем, как к самым близким, на мой взгляд, лицемерие или юродство. Непонятно, почему, при напоминании о прошлых ошибках, у людей на лицах возникают лёгкие улыбки. Действительно, клиника какая-то. Или Вы просто так перескакиваете? Откуда взялась пластиковая дверца? Причём к ней неспособность дать любви взамен и ожидание перемен? Действие происходит в общественном туалете? Не сердитесь, это не придирки, так получается понять из Ваших стихов. Живя вот так во мраке лжи. Вот так - всунуто для заполнения пустого места. Гран - это мужик грани? Это уже просто шутка, но строчка про хрупкий гран души очень неестественна. Предать из эгоизма - вполне тривиальная вещь, но вот из-за того, что просто хочется предать, поверьте мне, никто не предаёт. Ну, разве что, маньяки разные, не водитесь с такими! (:-)) Природе, кстати, все милы: и страдающие нарциссизмом, и другими, на первый взгляд, отклонениями. (:-)) Шлейф из алых капель - несколько романтично для убийства из чувства мести, Вам не кажется? Тяжёлый якорь, на мой взгляд, положительный образ с точки зрения не убий-не возжелай. Он служит для помощи плавательному средству остановиться. У Вас же - он почему-то олицетворяет собой душевный груз. Как Вы предлагаете из клетки выбираться? С усилиями? Тогда проще всё-таки оставаться. Понятно, что жизнь СВОЮ вгонять в уныние, зачем уточнять было? Уточните тогда, пожалуйста, заодно, как это: плакать мимолётно? И что случилось с чаем? Последний катрен - слепок со всего стихотворения. Во-первых, абсолютно косноязычный, во-вторых, розы-занозы, которые я так люблю, и, в-третьих, для красного словца не пожалели и отца: от любви мы видим лепестки от розы. Тут несколько вариантов. Либо от любви, либо от розы. Либо так: от любви мы видим лишь лепестки, самих роз не замечая. Типа: дырку тебе от бублика, а не Шарапова! Ещё вариант: от любви остались одни лепестки. От моего терпения ещё меньше, поверьте мне на слово, уважаемая Элеонора. Прощайте, мавр сделал своё дело. (:-))
"Из века прошлого". Екатерина Сергеевна Балкан. Из века прошлого В век нынешний привет. Чем связь столетий обусловлена И быстро так идущих лет? В своей тихой, одинокой комнате Читаю я Страничку дневника, Когда-то жившей здесь графини Н. Пожелтевшая от времени бумага, Покрыта буквами неровными, Написанными в волнении быть может. Она в тот день, похоже, поняла: Никто ей не поможет! Познавшая любовь так рано И видевшая в жизни слишком мало. Она страдала, боже, как она страдала! Горячие признания в любви, Терзания девичьи, Сомненья и слезы, К самой себе вопросы И спуся столетье мне близки. Вы были одиноки, как и я, Прекрасная графиня Н., Несчастная графиня Н., Любившая весь мир,покинутая всеми. Я благодарна, что нас свела судьба Чрез пожелтевший лист бумаги, Страничку дневника...