|
||
Обозреваемые авторы: Капустин В., Козырева А., Габбасов Р.Г., Тарская Ю., Булгакова И., Лопушанская А., Тёмный Д., Рубцова Д.П., |
Некоторые размышления, навеянные стихами, поданными на конкурс "Страничка из дневника". Пятая дюжина.
Продолжаем разговор. Перед нами - "Аквариум" Капустина Вада. Ленты валлиснерий, ветка элодеи, Лампочка-тридцатка, типа ЛБУ. Трубочник, циклопы, черви-энхитреи. Ну зачем купил я рыбок и траву? Полюбуюсь сказкой ровно три недели. Ничего не буду у нее просить. Нужно возвращаться мне в Москву в апреле, Рыбка золотая, как мне дальше жить? Я оставлю рыбок Мишке в универе, Кустики пристрою Ромке в магазин. И замок повешу на железной двери До свиданья, сказка, я опять один. Вечный поиск русского интеллигента вылился у лирического героя в нелогичный поступок - покупку аквариума с рыбками и прочими прибамбасами. В самой покупке ничего нелогичного нет, человеку захотелось сказки. Причём не из корыстных побуждений захотелось, а полюбоваться, побеседовать. О нелогичности можно сделать вывод из того факта, что герой через три недели должен возвращаться в Москву, то есть со счастьем придётся расстаться, раздать всё приятелям или знакомым. Герой стихов делится своими переживаниями весьма бодро, в ритме гитарных аккордов российских бардов. Всё, вроде бы, понятно, но откуда такая бодрость - тема-то невесёлая, сказка-то - по боку. Аквариумные рыбки, конечно, даже не кошка, но как там с ответственностью за тех, кого приручил? :)) Хотя к художественным особенностям произведения мои мысли отношения не имеют.
Двигаемся дальше. Перед нами стихотворение "Положись на меня" Козыревой Аллы. Привожу его без английского варианта, разговор будет идти только о русском. Порой нам бывает очень-очень плохо в жизни! И это замечательно, если в нашей жизни есть человек (люди), на которого (которых) мы можем положиться. Ведь именно тогда, все проблемы кажутся простыми миражами, которые нам померещились. У каждого человека есть такие люди - ОГЛЯНИТЕСЬ! Стихотворение на русском и на английском языке. Джозефу Гали Порой нам кажется, что мы совсем одни, И что-то гложет нас, не отпуская. А боль, как моль, съедает уголки души, Не видно ей конца и края! Бывает, кажется, что скомканы мечты В воронке жизни тщетно погибая. Я буду сильной, если слабым будешь ты, Я слабой буду, суть твою спасая! Когда-нибудь покажется, что радуга полна теней, И в пелене глаза, не веря, потухают. Но смысл есть из каждых пройденных ночей. Лишь надо верить также, как в тебя вверяют! Однажды мы поймём, что было всё смешно, Казавшись, веря в глупые поверья. Ведь положиться друг на друга не грешно! Куда страшней не отыскать такого "бремя"! 8.03.2008 г. В аннотации Алла подробно объясняет, о чём стихи, поэтому буду говорить лишь о том, что они навеяли. Начнём прямо по порядку. Порой нам кажется, что мы совсем одни, И что-то гложет нас, не отпуская. А боль, как моль, съедает уголки души, Не видно ей конца и края! Где-то в глубине души я чувствую, что у неё есть уголки, но как-то мне не нравится их наличие. :)) Про рифму я уже высказывался где-то в самом начале, так что повторяться не буду - ничего страшного не вижу. Бывает, кажется, что скомканы мечты В воронке жизни тщетно погибая. Я буду сильной, если слабым будешь ты, Я слабой буду, суть твою спасая! Не очень мне понравилось соседство вводного слова бывает с однословным предложением кажется, получается что-то типа повторения. Наверное, стоит заменить. Ну, что-нибудь такое - и вдруг покажется... И слово суть не нравится в Вашем суть твою спасая. Сущность, индивидуальность - лучше. Когда-нибудь покажется, что радуга полна теней, И в пелене глаза, не веря, потухают. Но смысл есть из каждых пройденных ночей. Лишь надо верить также, как в тебя вверяют! Чего вдруг размер поменяли? Впрочем, это тоже не было бы принципиально, если бы в строчке но смысл есть из каждых пройденных ночей не стал проситься дополнительный слог: но смысыл есть... Кроме того, как-то не по-русски: смысл есть из каждых ночей. Либо - смысл есть в каждой из пройденных ночей, либо - смысл можно извлечь из каждой пройденной ночи. Из пройденной? Не из прошедшей? Теперь, как в тебя вверяют. Вверяют обычно что-то кому-то, не в кого-то. Однажды мы поймём, что было всё смешно, Казавшись, веря в глупые поверья. Эта фраза вообще непонятна по смыслу, в чём-то очень сильно перемудрили. И... веря в поверья? Ведь положиться друг на друга не грешно! Куда страшней не отыскать такого "бремя"! Вот тут всё логично. Успехов в творчестве!
Рыбки у нас сегодня уже были, теперь очередь птичек. "Журавль". Автор - Габбасов Ринат Гибатович. Уходят дни, летят минуты, Секунды тают на глазах. Вино, цветы, любовь - кому-то, А мне лишь птица в облаках. Плывёт на крыльях белоснежных, Без суеты и шутовства, Мой лунный мир в печали нежной, Где спят красивые слова. Он всё такой же, как и прежде, Листок бумаги на руках. Летит журавлик безмятежный - Мой белый парус на волнах. Легко, свободно, безупречно Несут кораблик два крыла - Ему не страшен ветер встречный И равнодушная хвала. Уходят дни, летят минуты. Надежда, грусть - в моих глазах. Вино, цветы, любовь, разлука И эта птица в облаках. И сразу первый вопрос - чем обусловлена такая лесенка? Если бы интонацией, стихи имели бы следующий вид: Уходят дни, летят минуты, Секунды тают на глазах. Вино, цветы, любовь - кому-то, А мне - лишь птица в облаках. И так далее, по тексту. А в Вашем случае? Для красоты? Теперь - дальше: Плывёт на крыльях белоснежных, Без суеты и шутовства, Мой лунный мир в печали нежной, Где спят красивые слова. Где же спят красивые слова? Смею думать, что в печали нежной. Или, всё же, в Вашем лунном мире? Кстати, этот образ - мой лунный мир в печали нежной - как он связан с журавлём и что он означает, я как-то не соображу. Или опять ни к чему не обязывающая красота? Он всё такой же, как и прежде, Листок бумаги на руках. Летит журавлик безмятежный - Мой белый парус на волнах. Листок бумаги на руках - всё-таки звучит странно, это же сложенный в фигурку листок, оригами. И, правильнее бы было, в руках. Теперь такая образная линия: птица в облаках - лунный мир в печали - журавлик в руках - парус на волнах. Витиевато. К тому же, у Лермонтова про парус: а он мятежный просит бури. А у Вас: журавлик безмятежный - мой белый парус на волнах. Легко, свободно, безупречно Несут кораблик два крыла - Ему не страшен ветер встречный И равнодушная хвала. Во-первых, линия продолжается, теперь это ещё и кораблик с двумя крылами. Во-вторых, равнодушная хвала - у Вас одно из препятствий для его движения-полёта. А Вы всю дорогу чем занимаетесь, прошу прощения? Уходят дни, летят минуты. Надежда, грусть - в моих глазах. Вино, цветы, любовь, разлука И эта птица в облаках. Вот всё справедливо в этих последних строках. Из всего стихотворенья единственное, что я вынес, что где-то есть вино, цветы, любовь, разлука. Эта птица остаётся где-то в облаках. В Ваших глазах просто нет места от надежды и грусти. А у нас уходят из жизни дни, летят минуты, пока идёт знакомство с Вашим "Журавлём".
И, надо же, какое совпадение - ещё одна "птица" Тарской Юлии. Обойди полгорода на тонких каблуках И дойдешь до двери, за которой спит дождь. Ты всегда так дорого платила за страх. Ты больше не веришь, что кто-то поймет. Разнеси по улицам все, что берегла И получишь - слезы с лимонным соком. Ты уже забыла, чего так ждала В этом дворе под умирающим солнцем. Разложи тревоги на теплом песке И поймешь, какие это были цветы. Ты теперь, похоже, не сможешь не петь Невидимой птицей В чужой голове. Вот в этом стихотворении, кроме общего настроения, я, прошу прощения, не уловил чёткого смысла. Но почему-то мне это не мешает. Может быть, потому что пришлись по душе оригинальные образы, а, может быть, потому что проникся этим самым настроением. Что не понравилось? Неровный ритм - сбиваешься при чтении. Что понравилось? Слезы с лимонным соком и обошедшая полгорода на тонких какблуках невидимая птица в чужой голове. Больше добавить нечего.
"Тому, кто за спиной". Булгакова И.Е. Не думаю. Не знаю. Не надеюсь. Не жду от жизни ничего, увы. У каменной стены на солнце греюсь, А не в лучах божественной любви. И шею холодит твое дыханье - Ты за спиной - как тот, кому решать Продлить или закончить наказанье. В бессмысленности истину искать Я не хочу. Душа вот только ноет. Алеет шрамом от удавки след. Шагну вперед - и жизнь чего-то стоит, Когда в туннеле замаячит свет! Ослеплена в летящей круговерти И сердца стук растаял за спиной. Я умерла... Но ты не знаешь смерти - В безмолвной тьме ты следуешь за мной. Всё-таки непосильно тяжёлую ношу я на себя взвалил - такие мысли возникли при прочтении этих стихов. Ну как, в самом деле, обсуждать их художественные особенности? Видимо, не получится. Слишком тема интимная. Тема выбора между жизнью и смертью. Лирическая героиня испытывает душевный кризис: она растеряна, не видит смысла в жизни, но и не ждёт изменений в будущем. Жизнь она принимает как наказанье, а самоубийство как избавление от наказания. Только лишившись жизни, можно почувствовать её цену. И апеллировать к высшим силам бесполезно - они живут иными категориями, ибо бессмертны.
Переходим к следущему стихотворению. Это "Зарисовка". Автор - Лопушанская Анна-Мария. Просто запись в дневник..и подарок одному человечку на день рождения Небо. Озера. Чистота и нетронутость. Город. Позеры. Глупость и напальцованность. Ливень. Радуга. На душе - безмятежность. Ветер. С Ладоги. И снобизм - лишь погрешность. Солнце. Облако. Лета яркие краски. Танцы. Музыка. И ночей белых сказки. Он. Она. Их свиданья столь страстные. Ты. И я....... Мы с тобой слишком разные... Стихи - своеобразный букварь, по которому можно выучить азы отношения лирической героини к окружающему миру вообще, и - к лирическому герою, в частности. Ну, что же поделать, если слишком разные? Значит, не судьба. Всё, в общем-то, понятно, кроме того, почему ветер с Ладоги ассоциируется у героини с погрешностью снобизма. :))
Двигаемся вперёд, и перед нами - "Прости." Тёмный Демьян. Прости за сладость обещаний, За призрак счастья и мечты. Прости за боль твоих страданий, За увяданье красоты. Прости за горькую разлуку, За безысходность наших встреч. Прости за длительную муку, За всё, что я не смог сберечь. Прости за огонёк надежды, За ложь елейную в словах. Прости за то, что было прежде, За подлость и безвольный страх. Прости за все твои невзгоды, За пустоту моей души. Прости за ненависти всходы, За твой безмолвный плач в тиши. Прости за радость наслажденья, За веру в сказочный полёт. Прости, отбрось свои сомненья И пусть с души исчезнет гнёт. Забудь, поверь, сумей понять, Но, ни за что не смей прощать. Прошу прощения, уважаемый Демьян, если обижу: Вы знакомы с другими стихами на данную тему? Или читать чужие стихи не позволяет гордое звание поэта? Ну, хотя бы песенки там разные... не обещайте деве юной любови вечной на земле? Или Земфиры "Прости меня, моя любовь". А я вот набрал на поисковике слово "прости", и он мне выдал такое! Кучу "датских" стишков, качества подобного Вашему, которые некоторые юноши должны оставлять в альбомах неких барышень. Зато нашёл и удачный образец для подражания. Наш самиздатовец, между прочим. Александр Щегловитов. Привожу в качестве примера целиком. Прости, если можешь и, если не можешь,- прости. Зима наступила, завьюжила белой разлукой, И реки замёрзли, деревьев заломлены руки... Уйду не прощаясь, сжигая надежды мосты. Позёмка очертит шагов неуверенных цепь, Свеча задрожит на ветру мотыльковою тенью, Ещё я надеюсь твоё получить всепрощенье, И может быть где-то на гранях судьбы уцелеть. Прости, если можешь и, если не можешь,- прости. Скитаться по свету издревле мужская забава, Так часто меняются женские слёзы на славу, Но так тяжело эту славу по жизни нести. И кто-то опять наполняет мечтой паруса, И кровь закипает опять в набухающих жилах, А я измениться никак очевидно не в силах... Но снова и снова мои произносят уста: Прости, если можешь и, если не можешь,- прости.... А повторить десять раз прости, а потом - забудь, поверь, сумей понять, но, ни за что не смей прощать, на мой взгляд, позёрство, кокетство и моветон.
На смену одуванчику, тополю, пиону и папоротнику приходит "Тюльпан",
автор - Рубцова Дарья Петровна.Алый тюльпан Умирает и плачет, Знает тюльпан - Не дожить до утра. Что-то - по-прежнему, Что-то - иначе, Все не серьезно, Все - лишь игра. Снова стемнело, Уснули все птицы, Лапками ветви Во сне обхватив. Кто-то - не верит, Кому-то не спится, Все лишь фантазии, Все - только миф. Я за столом, Я сижу и листаю Книгу о сотне Бессмысленных лет. Комната светлая, Только пустая - Я лишь иллюзия, Я - только бред. Алый тюльпан, Умирает и плачет, В крике раскрыв Перекошенный рот. Пусть - не по-прежнему, Пусть - все иначе, Пусть мой тюльпан До утра доживет. Стиль повествования чем-то напомнил Белый шиповник из "Юноны". Эта история не менее грустная, но без детективного сюжета. Зато с пожеланием невозможного - чтобы алый тюльпан, который в Европе традиционно считается цветком ранним, а потому недолговечным, дожил до утра. Всё ли так серьёзно или это всего лишь игра, не мне рассуждать, лирической героине виднее. У меня, собственно, остался один вопрос: какое значение несёт идиома о сотне бессмысленных лет. Сто лет одиночества, сто лет бестюльпанья в Европе, сто лет без царя в России, сто лет после конца света или просто - очень давно? Это так, к слову - личный интерес.
А, тем временем, "Бабушка-ночь задремала в кривом переулке..." Автор - Рахунов Михаил. Бабушка-ночь задремала в кривом переулке; Спит на скамейке, укрывшись разорванным пледом. Нет ни звезды. Над куском недоеденной булки, Слышно - шуршит мошкара: прилетела обедать.