|
||
Обозреваемые авторы: Ботвинов В., Сыроежкин В.А. , Макаров И., Эстерис Э., Меркулов Е.Ю., |
Некоторые размышления, навеянные стихами, поданными на конкурс "Страничка из дневника". Вторая дюжина. Продолжаю делиться мыслями от прочитанного. Стихотворение "Тридцать монет" Ботвинова Виталия.
Задан вопрос,
Брошен ответ.
Странный ответ:
- Тридцать монет.
И все, что есть -
Грош на гроше.
Поздно уже
Рыться в душе.
Тихо идешь
Из года в год,
Вечный поход.
Искариот.
И на губах
Старый куплет,
Странный куплет:
- Тридцать монет.
Видимо, в последнее время стало привычным обходиться минимальными средствами при написании стихов. Но всегда ли это оправдано? Давайте посмотрим. Четыре суперкороткострочных катрена, содержащих не просто короткие, а сведённые к минимуму мысли. Это даже не мысли, а скелеты мыслей, выдаваемые на гора, словно одиночные выстрелы. Способствует этому и выбранный ритм - рифмовка последних трёх строк четверостиший. Стихотворение, как жанр, вообще-то само по себе является квинтэссенцией мыслей, образов, ассоциаций и всего остального, что напрямую или косвенно связано с основной темой. В данном случае, минимализируя изобразительные средства до самого что ни есть предела, автор рискует оставить для читателя огромное количество вопросов, на которые никогда не суждено будет найти ответов, не обратившись за помощью к самому автору. Можно, конечно, подискутировать на тему, что искусство не обязательно должно быть понято народом, но, мне кажется, не в контексте данного произведения. Что я вынес из этих стихов? Лирический герой совершил некое предательство, за что получил символическую мзду. Выбор сделан, поздно думать о раскаянии, остаётся нести свой крест Иуды до конца. И всё. Непонятно, сожалеет он о своём выборе, не сожалеет, о фактическом предательстве речь или о некоем моральном, какое-то конкретное лицо он предал или свои идеалы... В общем, бедный стих, холодный. На его фоне очень сильно выделяется "Предельные смыслы вещей" Сыроежкина Василия Александровича. По улице девочка шла.
Какую-то сумку нашла.
Открыла. А там, как назло,
Лежало вселенское зло.
Лежали: моральный закон,
Смешной поролоновый слон,
Еще пара древних монет,
Завернутый в плащ пистолет,
звездное небо (в кульке),
Ладонь на горячей щеке,
Абстракции дальних морей,
Песцовые шкурки зверей,
Коричневый теплый предмет,
Квитанция на пистолет,
Фарфоровых блюд карнавал,
Квитанция на самосвал,
Ребенок на фото (в саду),
Следы на заснеженном льду,
Огромный глухой телефон,
Тревожный полуденный сон,
Свободные воля и власть,
Пиковая черная масть,
Один неудачный аборт,
Покрытье на теннисный корт,
Растрепанный женский парик,
И потный мужской дождевик,
Рыбацкая глупая снасть,
Заботливо-сонная власть,
Предельные смыслы вещей,
Заслуги, любовь и Кощей,
Отгадки, шарады, полки,
Капканы, буи, огоньки,
Остывшие за ночь костры,
Набитые снедью шатры,
Полоски железных дорог,
Сердечных сосудов порок,
Страница бессмысленных слов,
Отсутствие всяких основ...
Я видел, как девочка та
Шагнула спокойно с моста.
На шее висел - телефон,
В руках поролоновый слон.
Над речкой светила луна.
Так ярко! До самого дна! Мистическая история-ужастик о том как некая девочка нашла на улице сумку со вселенским злом, заключённым в материальную форму предметов-символов или явлений. Увидела всё это девочка и не смогла вынести - бросилась вниз с моста. Автор умело создал некую эстетику стиха - что-то среднее между детскими, так называемыми садистскими страшилками и маршаковским - дама сдавала в багаж: диван, чемодан, саквояж... Особенность формы - попарная рифмовка строк - способствует, как и занимающее большую часть стихов перечисление содержимого сумки, возникновению специфического ритма. Очень приятные, стильные стихи. Одно только Над речкой светила луна.
Так ярко! До самого дна!
чего стоит! Может быть, не совсем по теме конкурса, но в остальном..."Исповедь". Макаров И.Н. Я научился пить из лужи воду, Спать на земле, укрывшися плащом, И наслаждаться непогодой, И умываться под дождем. Я научился смерть встречать улыбкой, И к мертвецам, как ко всему привык, И научился я по гране зыбкой Идти, давя души предсмертный крик. Я научился и друзей помалу В объятья женщин отдавать, Что делал трудно поначалу- Я научился и любовь терять. Я научился обходиться малым И загрубел, как старый, мудрый зверь, И не кажусь себе усталым, И не боюсь иных потерь. Я научился жизнь кромсать на части, Беречь людей и чувства не жалеть, Я научился усмирять и страсти, И в пропасть с высоты лететь, И жить, любя, о прошлом не жалея, И женский поцелуй ценить, И, таинств жизни, трогать я не смея, Их, как дитя, от бурь хранить. ................. Я научился пить из лужи воду, Спать на земле, укрывшись лишь плащом, И наслаждаться непогодой, И умываться под дождем. Лирический герой (читай - автор) исповедуется о высоких материях в низкого качества, даже, местами, примитивной форме, постоянно противореча самому себе. Неровный ритм стиха, не оправданный его художественными особенностями, слабоватые рифмы, повторения типа: чувства не жалеть и о прошлом не жалея, и друзей помалу и обходиться малым и, почему-то, по гране зыбкой - всё это, мягко говоря, заставлят задуматься о пользе питья из луж. И, кстати, укрывшись лишь гораздо лучше, чем укрывшися. Смысловые противоречия в тексте навскидку: И загрубел, как старый, мудрый зверь, И не кажусь себе усталым ...жизнь кромсать на части, Беречь людей и чувства не жалеть, Я научился усмирять и страсти И в пропасть с высоты лететь, И жить, любя, о прошлом не жалея...
и т.д. Рефреном в стихах встречается фраза Я научился. Видимо, это не совсем относится к написанию стихов."З0 апреля, как хотите, так и понимайте". Эстерис Э. Я знаю, влечение странно мое, Хоть быть перестало запретным. Как долго искал идеала - ее, По тропам бродил неприметным, Найти не сумел, по пути постарел, В последнем застыл переходе, Гляжу на тебя, как на блонди монгрел, По моде, почти что по моде. Я клялся на тайном холодном огне Забыть про несбывшийся поиск, Страстям не давать проявляться вовне, В аскеты удариться то есть. Но клятвы давать не достойно труда, Мы сами бываем не сами, В болоте железная мокнет руда, Рыбешки пинают носами Корабль,что гниет бесполезно в порту, Поскольку отстал от прогресса, А мимо достойно несет красоту Блестящая яхта-принцесса. Подарит ли радость природы курьез? Какой запасаться соломкой? Мой принц,я не стану бояться всерьез Любви твоей краткой и ломкой: Осенним кленовым листком полыхнет, Избыток тепла ей не нужен, А завтра пронырливый ветер смахнет Оранжевость в серую лужу. Изменю обычной манере своих комментариев и отвечу дорогому автору его же монетой. Не я один, наверно, находил его рифмованные следы у себя на страницах. Позволю и себе немного поулыбаться в рифму. Отмечу лишь, что, благодаря данным стихам, узнал для себя много чего нового. Спасибо, дорогой Э.Э. Я манга листал и смотрел анимэ, Почуствовав вечность потери - Мечты и надежды сгорели в огне, Зажёг что Эстерис в апреле. Он видел как Я, кульминации нет Ни в сердце, ни в снах, ни в природе, И снова взбирается вещий эстет На блонди, почти что на блонди. В невинных картинках твоих сёнэн-ай Совсем не найти О-концовки. Как хочешь, так всё это и понимай, Пора проявить и сноровку. Нет смысла дописывать граффити на Й, Оставь мел судьбы для отаку, Назавтра монгрел перейдёт в первомай - В апреле ж немного тридцато. Я манга листал и смотрел анимэ, Оранжевых слушал мелодий, А строчка, как автор, кончалась на Э, Что, в общем, сиренево, вроде б. Переходим к детям. Они тоже страдают не по возрасту, и, если б грамоту разумели, могли бы многое оставить на страницах своих дневников. Пока же за них отдуваются Меркулов Евгений Юрьевич и "Сонет - 29 (детский) ". О, женщины! Измена - ваш девиз!
Сегодня моя лучшая подружка
Меня, как надоевшую игрушку,
С вершины счастья вмиг столкнула вниз.
Она сказала: "Ты мне надоел!
С Алёшкой мне гораздо интересней".
И свет померк, в душе умолкли песни.
Всё кончилось. Я брошен. Не у дел.
Я попросил: "Открой мне свой секрет?
Чем лучше он? Ответь мне, в чём причина?"
- Ах, у него есть красная машина,
И все кармашки полные конфет...
И вот в слезах, от горя сам не свой,
Бреду домой с поникшей головой. Сонет вроде бы детский, но полон недетских проблем. Материальные ценности определяют любовные отношения. Приятный стишок. Не шедевр, но улыбку вызывает. Из слабых мест мной было замечено лишь - Сегодня моя лучшая подружка
Меня, как надоевшую игрушку... Эта маалучша требует, видимо, изменения, ещё и потому, что перекликается с Меня в следующей строке. "Каждый в душе похож на волка ..." Попов Иван Борисович. Каждый в душе похож на волкА - Злость и желание сбиться в стаю. Потому-то божественная рука И приводит к власти таких, как Сталин. Реже таких, как Ленин и Маркс - Только в том случае, если нужен Талант контролировать поведение масс И какая-нибудь теория. Но это - хуже. Хуже затем, что уж лучше палач, Чем теоретик. Теория - зло. Ирод был лучше, чем тот же самый Пилат, Потому что не оправдывал своё ремесло. Чем быть благородным злодеем, лучше быть Неблагородным злодеем и не оправдывать то, Что совершаешь, а просто плыть По течению жизни, как конь в пальто. Свежая тематическая струя и огромное количество пищи для размышлений. Homo homini lupus est, как говаривали латиняне. Позвольте несколько замечаний. Сначала по форме. Во-первых, взгляните на это: Каждый в душе похож на волкА - Злость и желание сбиться в стаю. Потому-то божественная рука И приводит к власти таких, как Сталин. Реже - таких, как Ленин и Маркс - Только в том случае, если нужен Талант контролировать поведение масс И какая-нибудь теория. Но это - хуже. Хуже затем, что уж лучше палач, Чем теоретик. Теория - зло. Ирод был лучше, чем тот же самый Пилат, Потому что не оправдывал своё ремесло. Чем быть благородным злодеем, лучше быть