Голый И.: другие произведения.

(2) Некоторые размышления, навеянные стихами, поданными на конкурс "Страничка из дневника"

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Обозреваемые авторы: Ботвинов В., Сыроежкин В.А. , Макаров И., Эстерис Э., Меркулов Е.Ю., Попов И.Б., Бова С.И., Маранин И.Ю., Узланер М., Калинникова Т., Ефимов Н., Семенаха А.А.

Некоторые размышления, навеянные стихами,
поданными на конкурс "Страничка из дневника".
Вторая дюжина.
 
 
  Продолжаю делиться мыслями от прочитанного. Стихотворение "Тридцать монет" Ботвинова Виталия.
 
Задан вопрос,
Брошен ответ.
Странный ответ:
- Тридцать монет.
 
И все, что есть -
Грош на гроше.
Поздно уже
Рыться в душе.
 
Тихо идешь
Из года в год,
Вечный поход.
Искариот.
 
И на губах
Старый куплет,
Странный куплет:
- Тридцать монет.
 
Видимо, в последнее время стало привычным обходиться минимальными средствами при написании стихов. Но всегда ли это оправдано? Давайте посмотрим. Четыре суперкороткострочных катрена, содержащих не просто короткие, а сведённые к минимуму мысли. Это даже не мысли, а скелеты мыслей, выдаваемые на гора, словно одиночные выстрелы. Способствует этому и выбранный ритм - рифмовка последних трёх строк четверостиший. Стихотворение, как жанр, вообще-то само по себе является квинтэссенцией мыслей, образов, ассоциаций и всего остального, что напрямую или косвенно связано с основной темой. В данном случае, минимализируя изобразительные средства до самого что ни есть предела, автор рискует оставить для читателя огромное количество вопросов, на которые никогда не суждено будет найти ответов, не обратившись за помощью к самому автору. Можно, конечно, подискутировать на тему, что искусство не обязательно должно быть понято народом, но, мне кажется, не в контексте данного произведения. Что я вынес из этих стихов? Лирический герой совершил некое предательство, за что получил символическую мзду. Выбор сделан, поздно думать о раскаянии, остаётся нести свой крест Иуды до конца. И всё. Непонятно, сожалеет он о своём выборе, не сожалеет, о фактическом предательстве речь или о некоем моральном, какое-то конкретное лицо он предал или свои идеалы... В общем, бедный стих, холодный.
 
  На его фоне очень сильно выделяется "Предельные смыслы вещей" Сыроежкина Василия Александровича.
 
По улице девочка шла.
Какую-то сумку нашла.
Открыла. А там, как назло,
Лежало вселенское зло.
Лежали: моральный закон,
Смешной поролоновый слон,
Еще пара древних монет,
Завернутый в плащ пистолет,
звездное небо (в кульке),
Ладонь на горячей щеке,
Абстракции дальних морей,
Песцовые шкурки зверей,
Коричневый теплый предмет,
Квитанция на пистолет,
Фарфоровых блюд карнавал,
Квитанция на самосвал,
Ребенок на фото (в саду),
Следы на заснеженном льду,
Огромный глухой телефон,
Тревожный полуденный сон,
Свободные воля и власть,
Пиковая черная масть,
Один неудачный аборт,
Покрытье на теннисный корт,
Растрепанный женский парик,
И потный мужской дождевик,
Рыбацкая глупая снасть,
Заботливо-сонная власть,
Предельные смыслы вещей,
Заслуги, любовь и Кощей,
Отгадки, шарады, полки,
Капканы, буи, огоньки,
Остывшие за ночь костры,
Набитые снедью шатры,
Полоски железных дорог,
Сердечных сосудов порок,
Страница бессмысленных слов,
Отсутствие всяких основ...

Я видел, как девочка та
Шагнула спокойно с моста.
На шее висел - телефон,
В руках поролоновый слон.
Над речкой светила луна.
Так ярко! До самого дна!
 
Мистическая история-ужастик о том как некая девочка нашла на улице сумку со вселенским злом, заключённым в материальную форму предметов-символов или явлений. Увидела всё это девочка и не смогла вынести - бросилась вниз с моста. Автор умело создал некую эстетику стиха - что-то среднее между детскими, так называемыми садистскими страшилками и маршаковским - дама сдавала в багаж: диван, чемодан, саквояж... Особенность формы - попарная рифмовка строк - способствует, как и занимающее большую часть стихов перечисление содержимого сумки, возникновению специфического ритма. Очень приятные, стильные стихи. Одно только
 
Над речкой светила луна.
Так ярко! До самого дна!

чего стоит! Может быть, не совсем по теме конкурса, но в остальном...
 
  "Исповедь". Макаров И.Н.
 
Я научился пить из лужи воду,
Спать на земле, укрывшися плащом,
И наслаждаться непогодой,
И умываться под дождем.
 
Я научился смерть встречать улыбкой,
И к мертвецам, как ко всему привык,
И научился я по гране зыбкой
Идти, давя души предсмертный крик.
 
Я научился и друзей помалу
В объятья женщин отдавать,
Что делал трудно поначалу-
Я научился и любовь терять.
 
Я научился обходиться малым
И загрубел, как старый, мудрый зверь,
И не кажусь себе усталым,
И не боюсь иных потерь.
 
Я научился жизнь кромсать на части,
Беречь людей и чувства не жалеть,
Я научился усмирять и страсти,
И в пропасть с высоты лететь,
 
И жить, любя, о прошлом не жалея,
И женский поцелуй ценить,
И, таинств жизни, трогать я не смея,
Их, как дитя, от бурь хранить.
.................
Я научился пить из лужи воду,
Спать на земле, укрывшись лишь плащом,
И наслаждаться непогодой,
И умываться под дождем.
 
Лирический герой (читай - автор) исповедуется о высоких материях в низкого качества, даже, местами, примитивной форме, постоянно противореча самому себе. Неровный ритм стиха, не оправданный его художественными особенностями, слабоватые рифмы, повторения типа: чувства не жалеть и о прошлом не жалея, и друзей помалу и обходиться малым и, почему-то, по гране зыбкой - всё это, мягко говоря, заставлят задуматься о пользе питья из луж. И, кстати, укрывшись лишь гораздо лучше, чем укрывшися. Смысловые противоречия в тексте навскидку:
 
И загрубел, как старый, мудрый зверь,
И не кажусь себе усталым
 
...жизнь кромсать на части,
Беречь людей и чувства не жалеть,
Я научился усмирять и страсти
 
И в пропасть с высоты лететь,
И жить, любя, о прошлом не жалея...

и т.д. Рефреном в стихах встречается фраза Я научился. Видимо, это не совсем относится к написанию стихов.
 
  "З0 апреля, как хотите, так и понимайте". Эстерис Э.
 
Я знаю, влечение странно мое,
Хоть быть перестало запретным.
Как долго искал идеала - ее,
По тропам бродил неприметным,
Найти не сумел, по пути постарел,
В последнем застыл переходе,
Гляжу на тебя, как на блонди монгрел,
По моде, почти что по моде.
Я клялся на тайном холодном огне
Забыть про несбывшийся поиск,
Страстям не давать проявляться вовне,
В аскеты удариться то есть.
Но клятвы давать не достойно труда,
Мы сами бываем не сами,
В болоте железная мокнет руда,
Рыбешки пинают носами
Корабль,что гниет бесполезно в порту,
Поскольку отстал от прогресса,
А мимо достойно несет красоту
Блестящая яхта-принцесса.
Подарит ли радость природы курьез?
Какой запасаться соломкой?
Мой принц,я не стану бояться всерьез
Любви твоей краткой и ломкой:
Осенним кленовым листком полыхнет,
Избыток тепла ей не нужен,
А завтра пронырливый ветер смахнет
Оранжевость в серую лужу.
 
Изменю обычной манере своих комментариев и отвечу дорогому автору его же монетой. Не я один, наверно, находил его рифмованные следы у себя на страницах. Позволю и себе немного поулыбаться в рифму. Отмечу лишь, что, благодаря данным стихам, узнал для себя много чего нового. Спасибо, дорогой Э.Э.
 
Я манга листал и смотрел анимэ,
Почуствовав вечность потери -
Мечты и надежды сгорели в огне,
Зажёг что Эстерис в апреле.
Он видел как Я, кульминации нет
Ни в сердце, ни в снах, ни в природе,
И снова взбирается вещий эстет
На блонди, почти что на блонди.
В невинных картинках твоих сёнэн-ай
Совсем не найти О-концовки.
Как хочешь, так всё это и понимай,
Пора проявить и сноровку.
Нет смысла дописывать граффити на Й,
Оставь мел судьбы для отаку,
Назавтра монгрел перейдёт в первомай -
В апреле ж немного тридцато.
Я манга листал и смотрел анимэ,
Оранжевых слушал мелодий,
А строчка, как автор, кончалась на Э,
Что, в общем, сиренево, вроде б.
 
  Переходим к детям. Они тоже страдают не по возрасту, и, если б грамоту разумели, могли бы многое оставить на страницах своих дневников. Пока же за них отдуваются Меркулов Евгений Юрьевич и "Сонет - 29 (детский) ".
 
О, женщины! Измена - ваш девиз!
Сегодня моя лучшая подружка
Меня, как надоевшую игрушку,
С вершины счастья вмиг столкнула вниз.

Она сказала: "Ты мне надоел!
С Алёшкой мне гораздо интересней".
И свет померк, в душе умолкли песни.
Всё кончилось. Я брошен. Не у дел.

Я попросил: "Открой мне свой секрет?
Чем лучше он? Ответь мне, в чём причина?"
- Ах, у него есть красная машина,
И все кармашки полные конфет...

И вот в слезах, от горя сам не свой,
Бреду домой с поникшей головой.
 
Сонет вроде бы детский, но полон недетских проблем. Материальные ценности определяют любовные отношения. Приятный стишок. Не шедевр, но улыбку вызывает. Из слабых мест мной было замечено лишь -
 
Сегодня моя лучшая подружка
Меня, как надоевшую игрушку...
 
Эта маалучша требует, видимо, изменения, ещё и потому, что перекликается с Меня в следующей строке.
 
    "Каждый в душе похож на волка ..." Попов Иван Борисович.
  
   Каждый в душе похож на волкА -
   Злость и желание сбиться в стаю.
   Потому-то божественная рука
   И приводит к власти таких, как Сталин.
   Реже таких, как Ленин и Маркс -
   Только в том случае, если нужен
   Талант контролировать поведение масс
   И какая-нибудь теория. Но это - хуже.
   Хуже затем, что уж лучше палач,
   Чем теоретик. Теория - зло.
   Ирод был лучше, чем тот же самый Пилат,
   Потому что не оправдывал своё ремесло.
   Чем быть благородным злодеем, лучше быть
   Неблагородным злодеем и не оправдывать то,
   Что совершаешь, а просто плыть
   По течению жизни, как конь в пальто.
  
   Свежая тематическая струя и огромное количество пищи для размышлений. Homo homini lupus est, как говаривали латиняне. Позвольте несколько замечаний. Сначала по форме. Во-первых, взгляните на это:
 
   Каждый
   в душе похож
   на волкА -
   Злость
   и желание сбиться в стаю.
   Потому-то
   божественная рука
   И приводит к власти
   таких,
   как Сталин.
   Реже -
   таких,
   как Ленин и Маркс -
   Только в том случае,
   если нужен
   Талант
   контролировать
   поведение масс
   И какая-нибудь теория.
   Но это -
   хуже.
   Хуже затем,
   что уж лучше палач,
   Чем теоретик.
   Теория -
   зло.
   Ирод был лучше,
   чем тот же самый
   Пилат,
   Потому что не оправдывал
   своё ремесло.
   Чем быть благородным злодеем,
   лучше быть
   Неблагородным злодеем
   и не оправдывать
   то,
   Что совершаешь,
   а просто плыть
   По течению жизни,
   как конь
   в пальто.

   Хотя бы вот так. Как-то проще читается. Я бы даже некоторые части разных строк соединил по логическому смыслу. Если уж продолжать дело рэпа, начатое Маяковским, то уж до конца. :-)) И второе. Удачно выбран стиль для передачи социальной тематики. Теперь несколько слов по этой самой тематике. Согласен, что самое страшное - подвести под радикализм теоретическую базу. Не нужно забывать, что создателями и вдохновителями красных бригад были либерально настроенные интеллектуалы Европы. Да и в России существует немало феноменов типа Эдички Лимонова. Но вот с постулатом, что убийца, убивающий просто так, лучше убийцы, убивающего из идейных соображений, вынужден не согласиться. Вообще, как-то странно слышать мнение о предпочтительности одного зла перед другим. Аналогия с Иродом и Пилатом совсем не к месту - разные задачи решали товарищи. По мне, так истинными виновниками прихода сталиных к власти являются как раз просто плывущие по течению жизни кони-в-пальто, а не волкИ, описанные автором, которые должны, по идее, были быть пазорные, то есть призванные этой власти служить, и потому никак не тянущие на образ, созданный в стихах. Такое вот мнение. Учтите, что я ещё невероятно политизирован. Другим будет просто по барабану.
 
    "Как тяжело, когда не можешь плакать... " восклицает Бова Светлана Игоревна и описывает это чувство в ритме самого настоящего блюза, насколько я могу судить со своей слабомузыкальной колокольни.
 
   Как тяжело, когда не можешь плакать!
   Не потому, что не хочешь, просто слез нет!
   И на душе оттого такая слякоть,
   Словно болью поражений сменилась вся радость побед...
   Я-то знаю, о чем говорю:
   Плакать я уж давно разучилась.
   И когда ты сказал "не люблю",
   Я ни сколько не прослезилась.
   Да, мне плакать хотелось, хотелось рыдать,
   Только вот я не помню, как все это делать!
   Что я черствая стерва, ты можешь сказать.
   "Да, я стерва. Ты прав", - отвечу я смело.
   Ну и пусть. Мне плевать на все уж теперь,
   Что сказал ты, что сделал, что подумал... Довольно!
   Я ушла из той жизни и захлопнула дверь.
   Вот только...
   Знаешь...
   Не плакать ведь очень больно...
 
   Видимо, песенным жанром и объясняется разговорная простота лексики и рифмовки. Автор непременно найдёт мыслящих в унисон читателей из рядов любителей КСП, я же могу лишь добавить, что понимаю эмоции, захлестнувшие лирическую героиню, но сами стихи проходят мимо меня стороной.
 
    "Сжигаю имена". Маранин Игорь Юрьевич.
 
   Сжигаю имена.
   Их сладкое звучанье
   ворует мой покой.
   И в тишине
   пью небо из окна
   и жгу воспоминанья
   о тех, кто был когда-то дорог мне.
 
   Из памяти. Из сна.
   Из тайных комнат дома.
   Крошу сухие буквы
   на ладонь.
   Сжигаю имена,
   как фото из альбома,
   выбрасывая прошлое в огонь.
  
   И чувствую, плывёт
   весь мир перед глазами.
   И больно мне,
   и очень страшно мне.
   Наверное, моё
   сжигает имя память,
   чужая память в предрассветном сне.
  
   Почему-то ничего не хочется говорить о художественных особенностях этого стихотворения. А, вот, о теме - можно. Лирического героя мучают воспоминания из прошлого, скорее всего, о неких когда-то дорогих ему людях. Он пытается избавиться от этих воспоминаний, старается забыть радикальным способом - огнём. Но как аукнется, так и откликнется - его тоже удалили с чьего-то винта. Мистическая история. :-)) Но если серьёзно, в моей жизни был такой момент, когда я настолько постарался забыть о прошлом, что полностью поверил во вновь созданную легенду своего существования. К чему я это? А к тому, что обычно стараются забыть вещи неприятные. А случайно высветившийся номер безвременно умершего друга на моём сотовом рука не поднимается стереть. Вот уже четыре с лишним года. Что же мы видим в стихах автора?
  
   Сжигаю имена.
   Их сладкое звучанье
   ворует мой покой.
   И в тишине
   пью небо из окна
   и жгу воспоминанья
   о тех, кто был когда-то дорог мне.
  
   По-моему, несостыковка какая-то. Хотя логика - такая же продажная девка, как и патетика.
  
    "Осеннее настроение" Узланера Михаила.
  
   Вот и день пролетел - на душе неуютно и пусто
   И сгущаются сумерки вновь, и темнеет газонов трава
   Этот день растворил в суете все желания, надежды и чувства
   Безразличен мне осени цвет и гниющая в парке листва.
   Почернели домов закопчённых угрюмые силуэты
   Заблестел в фонарях серпантин в мелких суетных каплях дождя
   А осенний листок на ветру всё танцует свои пируэты,
   Всё ища себе пару на мокрых пустых площадях.
   Вот иду по асфальту один и не вижу нигде я прохожих
   То ли дождь растворил их в потоках своей черноты
   То ли спрятались все по домам от нахлынувшей непогоды
   То ли все собралИсь и ушли в никуда от пустой суеты.
   Мне бы тоже покинуть сей град неуютный, пустынный и тёмный
   Навестить бы оставшихся в прошлом забытых друзей
   Но не вырваться мне из ловушки железобетонной
   И не скрыться никак от холодных осенних дождей.
  
   Настроение лирического героя передано хорошо. Иногда - даже очень хорошо. Очень просто и понятно. Приятная, грустная картинка. А вот со средствами передачи не всё гладко.
  
   всё танцует свои пируэты,
   Всё ища себе пару на мокрых пустых площадях
  
   Всё танцует - всё ища звучит нехорошо. Кроме того, нельзя сказать - вот иду по асфальту один. Может, и ошибаюсь, но несколько коробит. Слово суета в стихах всплывает три раза в разных приложениях. И ещё - что-то непонятное со знаками препинания. То они есть, то их нет. Вы бы определились как-нибудь, а?
  
    Вот, например, в стихотворении "Голем" Калинникова Татьяна решила этот вопрос раз и навсегда, и, мне кажется, совершенно оправданно - стихи проиграли бы от тяжести оков запятых и точек.
  
   Если тебя я покину то городом голым
   Или межою меж тлена пшеничного жнива
   Ты побредешь умирать мой униженный Голем
   И разумеется сделаешь это красиво
  
   Робко сотрешь рукавом надоевшее слово
   С бледного лба понимая конечно подспудно
   Что умирать уж столетье как стало не ново
   Что одиночество в общем-то тоже не трудно
  
   Там за граненым глотком обжигающей горькой
   Рыбьим ребром или словом оставшимся в горле
   Можно увидеть как в мятой божественной койке
   Спит одинокий и всеми покинутый Горний
  
   А стихи прекрасные. Я думаю, что пока это - лидер в моём личном хит-параде из первых двух дюжин работ. Лирическая героиня сравнивается с душой своего любимого, да, собственно, всего мира, который его окружает. Без души и сам он - лишь пустая оболочка, голем, и окружающий мир - безжизненная пустыня. С другой стороны, лирическая героиня сама и создала Голем, подобно тому, как был создан Адам. И, поскольку герой несёт на себе божественный отпечаток автора, лишившись души, он умирает красиво - оболочка рассыпается в прах (происходит нравственное очищение), после чего обретаеся высший покой. Что-то такое, в общих чертах. Интересные образы, красивое настроение, вообще, какая-то свежесть наблюдается мной в этих стихах. Несомненно, это удача автора. А строки
  
   Что умирать уж столетье как стало не ново
   Что одиночество в общем-то тоже не трудно

напрямую отсылают к классикам. Из шероховатостей отмечу повторы некоторых слов - одиночество-одинокий и слово-словом. Впрочем, они не так заметны.
  
    "Что же ты увидел?" - стихи-картинка, стихи-загадка. Ефимов Ник заинтриговал меня своей графическо-вербальной шарадой.

Что же ты увидел,
Что же ты почувствовал,
Никого ль ты не обидел?
Всем ли посочувствовал?
Просто счастье в сердце
Так тихонько - тук, тук!
Постучалось;
И, словно в музыке - скерцо,
Родило внутри - звук, звук! -
Не сломалось;
Ты открой ему дорогу -
Оно подарит счастье
И уничтожит всю тревогу;
И, даже в ненастье,
Поклонится Светлому Богу!

   Что же я увидел? Не то человечка, не то недоангела. Может, замочная скважина? Или каббалистический знак? Не табличка же на женском туалете, в самом деле! :-)) А в тексте? Если видеть, чувствовать, сострадать, внимать, то счастье будет звучать в сердце. И, если не препятствовать, открыть ему дорогу наружу, оно подарит новое. Тревоги пройдут стороной, наступит божья благодать. Точно недоангел (в смысле - на рисунке)! Приветствую новые формы, но ребусы... Ладно, может, раскроете секрет, автор, а то буду мучиться всю ночь.
  
    И последнее стихотворение в данной группе - "Ножом по сердцу...". Представила его нам Семенаха Анна Алексеевна.
     
  Ножом по сердцу полоснуло
  И больше нет моей любви.
  В любви к тебе я вся тонула,
  Но ты оставшийся ничей...
  Чужая боль, чужая рана,
  Ты смотришь молча на меня.
  Я знаю: поздно или рано
  Я буду вновь одна, одна...
  Я знаю: будет снова больно,
  Я буду с этой болью жить.
  Любить тебя все также трудно,
  Еще труднее позабыть.
  Пусть ты уйдешь, пусть ты с другою,
  Пусть будешь счастлив не со мной.
  Я справлюсь с этою бедою,
  Я без тебя смогу прожить.
  
   Я не буду подробно на нём останавливаться, скажу лишь несколько слов. Уважаемая Анна Алексеевна! В аннотации к стихам Вы указываете, что они довольно ранние, датируете их мартом-апрелем 2006 года. Поверьте мне, пожалуйста, что большой разницы между мартом-апрелем 2006 года и июлем 2008 нет. Что я хочу сказать? Попробуйте при описании своих чувств в стихах использовать несколько другую форму изложения. И удача без сомненья...


   Вот и всё, закончилась вторая дюжина. Было гораздо сложнее, но, зато, и гораздо интереснее. Всем огромное спасибо за внимание и творческих удач! Продолжение следует. Ваш голый.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"