Наш удивительный город растет, расширяется, преображается на глазах. Все больше удобных, больших домов вырастают не только на окраинах, но и в центре города. Старые дома, не большие, порою одноэтажные сносятся, исчезают, растворяются оседают уступая место кирпичным бетонным или каменным зданиям. И вместе с исчезновением старых домов теряется, исчезает облик, лицо, физия прежнего старого Сергиевого Посада. Города с его неповторимыми узкими подчас, кривыми улочками, переулками, тупиками, одни названия которых есть история нашего города: Поварская, Банный двор, Кустарная, Вознесенская, Нижне-Кокуевская и др.
Между тем районы старой застройки представляют большой интерес для всех тех, кому близко народное деревянное зодчество с его безудержной фантазией, стремлением к узорочью. Вдохновенным творчеством, поэзией дерева отличаются многие из дошедших до наших времен старинных зданий. Тончайшие узоры фризов, подзоров, наличников, решетки веранды над крылечком составляют единый гармоничный ансамбль. Неизвестным мастерам ХIХ века в процессе многолетнего творчества удалось найти точное соотношение резного убранства по отношению к размерам дома.
В этой работе чувствуется как творческое вдохновение скульптора, художника резчика, так и величайшее мастерство умельца познавшего тайны дерева.
Из уникальных памятников прошлого богатых резными узорами, надо отметить дома:
N21 по Овражной улице, N12 по Пионерской улице, N6 по Вокзальному переулку, N62 по Проспекту Красной Армии.
Ранее Сергиев посад, был небольшой уездный город. Жителями посада были крестьяне, мещане, ремесленники, купцы. Многие из них, не имея достаточных средств, не могли построить богатый нарядный дом. Однако городище посада маленькими домишками окружал уникальный Троицкий монастырь. Хозяин дома, подражая красоте монастыря, старался, несмотря на небольшие размеры жилища, украсить строение плоской или объемной резьбой.
Но в самом городе практически не было людей, занимавшихся плотничеством и плоскостной резьбой. И для постройки домов приглашались мастера из окрестных деревень или соседских губерний. В настоящий момент известно, что в городе трудились плотницкие артели из Ярославской, Владимирской, Брянской области; а также из сел Бужаниново, Богородское, Кудрино.
Многие из них имели свой стиль, приемы, навыки, ассортимент излюбленных мотивов, что и определило разнохарактерность декоративного оформления домов улочек местечек и переулков старого города.
На памяти старожилов часть домов по улице Нижней, и близких к ней по стилю домов по улицам Кооперативной и Березовому переулку, строила артель владимирских плотников во главе с Ефимом Романовым. Дом N7 по улице Болотной является, очевидно, работой мастеров из Ярославской губернии. Имеются сведения об участии местных резчиков по дереву в исполнении архитектурного декора строящихся домов в начале ХХ века. Память сохранила некоторые имена этих мастеров: К.Е. Плешков и С.К. Горбачев.
Особую группу составляют дома, построенные в стиле "модерн" в начале ХХ века. Они отличаются необычными формами фронтонов (например, в форме женского кокошника), измененными пропорциями окон, дверей и др. Примером является дом N32 по Кооперативной улице.
Сергиево Посадский музей-заповедник провел большую работу по обследованию старой деревянной застройки города. Около 200 домов, имеющих художественную ценность, зафиксировано на фотопленку.
В настоящий момент жители старого города самостоятельно реконструируют внешний облик старых домов. Они меняют старые рамы на новые, чаще пластиковые, выбрасывают наличники и другие детали домовой резьбы. После таких реконструкций дома преображаются в худшую сторону, становятся казенными, теряя красоту и прежнюю индивидуальность.
Небольшая часть старинных домов сохранилась и радует нас великолепием резного убранства. Это память, как наших предков, так и память мастеров умельцев вложивших душу в изготовление объектов деревянного зодчества. Мы обязаны всемерно охранять эти памятники искусства, беречь их, стараться продлить недолгий век деревянного дома. И новые строения строить, воссоздавать в старом стиле уникального русского зодчества.