6. Первый сосед (в Картине 1) - он же прохожий (в Картине 3).
7. Второй сосед (в Картине 1) - он тоже прохожий (в Картине 3).
Прохожие:
8. Пожилой мужчина - подтянутый, с военной выправкой.
9. Женщина с собачьим поводком.
10. Девушка.
Могут быть дополнительные безмолвные прохожие.
- - - -
Комментарии.
Если в театре мало актёров, можно некоторым актёрам исполнять по две роли. Тогда для пьесы достаточно семь человек. В этом случае, роли прохожих распределяются так:
8. Пожилой мужчина - его играет Игорь в гриме.
9. Женщина с собачьим поводком - её не видно - она находится за кулисами. А её реплики из-за кулис говорит Стелла.
10. Девушка - её тоже играет Стелла (в тёмных очках, парике и другой одежде).
При желании, можно сократить еще одного актёра. Тогда для пьесы достаточно шесть актёров. В этом случае, Игорь, кроме роли прохожего, будет играть ещё одну роль - Алекса. При таком распределении ролей должно быть так: когда Игорь играет Игоря - он в гриме - например, с усами и в парике, сильно отличающемся от естественных волос актёра. А когда Игорь играет Алекса - актёр в своём естественном виде. И, соответственно, Картина 2 будет начинаться немного по-другому. Сначала на сцене будет только Сергей. Алекс в это время будет находится во второй комнате - его не видно. Свои первые реплики Алекс будет произносить из второй комнаты. А сам в это время перевоплотится из Игоря в Алекса. Актёр снимет усы и парик Игоря, натянет на себя яркий свитер и сразу после этого (уже в образе Алекса) выйдет в комнату к Сергею.
Сцена разделена стенами на три участка:
1. Слева - квартира Игоря. Видна одна комната. Слева - окно. Оно должно открываться. В дальней стене - две двери - одна - входная, вторая - на кухню.
2. В центре - мастерская Алекса и Сергея. Это - самый большой участок из трёх. В дальней стене - тоже две двери - входная и во вторую комнату.
3. Справа - самый узкий участок - изображает улицу.
Разделяющие стены должны быть символическими - короткими, чтобы все участки сцены хорошо просматривались из зрительного зала. (При желании можно сделать выдвижные или складные стены. В этом случае, когда действие идёт на боковых участках сцены - стены короткие, а когда - в центре - длинные.)
Когда действие происходит на улице, квартира и мастерская не освещены. И наоборот. То есть, освещается только тот участок, где в данное время происходит действие.
Картина 1.
Квартира Игоря. На столе - магнитофон с большими наушниками, рядом - кресло. Игорь читает газету. Звонок в дверь. Игорь смотрит в глазок и открывает дверь. Входит Анна в длинном вечернем платье.
И г о р ь. Здравствуй! Ты такая красивая!
А н н а. Привет. В какой театр мы пойдём?
Игорь берёт со стола рекламный буклет и протягивает его Анне.
А н н а. Нет! В этот театр я не пойду!
И г о р ь. Почему?
А н н а. Я люблю этот театр! И уже подходя к нему, испытываю благоговейный трепет. А упоминание при разговоре вызывает у меня самый искренний отклик: если театр ругают, мне кажется, что оскорбление нанесено лично мне, а если театр хвалят, я понимаю, что беседую со знатоком. Во все другие театры города я хожу редко. В этом же театре вообще не была ни разу в жизни - чтобы не разочароваться!
И г о р ь. Может, ты передумаешь. Время ещё есть. Ты мне поможешь?
А н н а. Помогу, если ты не собираешься взвалить на меня очень тяжёлую работу. Кстати, я сейчас заходила в соседний подъезд к Нине Петровне. Отдала ей старое пальто для дачи.
И г о р ь. Ты не могла этого сделать! Нина Петровна давно переехала!
А н н а. Никуда она не переехала! Я с ней только что разговаривала.
И г о р ь. Не может быть! Они уже года три, как уехали. Я недавно встретил Верку, и она мне рассказывала, что на окраине жить вполне комфортно.
А н н а. Правильно. Верка переехала, а её мама осталась.
И г о р ь. Ты хочешь сказать, что Нина Петровна живёт теперь одна - без Верки?
А н н а. Конечно. А ты этого не знал?
И г о р ь. Нет. Но и саму Нину Петровну тоже давным-давно не видно! Она явно здесь не живёт!
А н н а. Наверное, вы ходите по улице в разное время, вот ты её и не видишь.
И г о р ь. Возможно. Хотя, вообще-то, мы с ней и не знакомы. Я даже не представляю, как она выглядит!
А н н а (улыбается). Ты в своём репертуаре!
И г о р ь. Но я о ней много слышал от Верки!
А н н а. Ты лучше скажи, в чём конкретно тебе надо помочь!
И г о р ь. Мои уехали на дачу. А я хочу потравить тараканов. Мне достали какое-то шикарное средство. Говорят, ни одного таракана не останется.
Анна смотрит в окно.
А н н а. У вас хорошо - второй этаж. Не люблю высоты.
И г о р ь. А как ты живёшь на девятом?
А н н а. Не выхожу на свой балкон. А так, нормально живу.
Игорь достает из стола два противогаза и баллончик с аэрозолем. Надписей на баллончике не видно.
И г о р ь. Сказали, что травить надо обязательно в противогазах. Как обработаем всю квартиру, сразу пойдём в театр.
А н н а. Игорь! Я же сказала, что не пойду в этот театр!
И г о р ь. А там сегодня - премьера! У меня и билеты есть.
А н н а. Продашь. Я не пойду. Это мой любимый театр. И я давным-давно решила никогда там не бывать, чтобы не портить впечатления. Давай, выберем какой-нибудь другой театр.
И г о р ь. В другой театр мы сегодня не успеем. Сейчас мы будем здесь травить тараканов. А потом я обещал подъехать в театр. Если не хочешь, ты и не будешь смотреть спектакль. У меня там друг работает. Лёшка. Мы пройдём с бокового входа прямо в подвал. Бутафорская находится как раз под зрительным залом. Ты не увидишь ничего такого, что испортит твоё мнение о театре. Лёшка тоже хотел травить сегодня тараканов. У меня есть ещё два баллончика аэрозоля. Быстро потравим тараканов у Лёшки в бутафорской. Я у него брал противогазы. Там их - целый ящик. Отдадим Лёшке противогазы - и всё. Договорились? Надевай противогаз.
А н н а. Ладно.
Анна надевает противогаз.
И г о р ь (улыбается). Ты сейчас выглядишь немного экстравагантно!
Анна прохаживается по сцене.
И г о р ь. Лёшка не понимает, откуда у него в бутафорской тараканы. Говорят, они всё жрут - и краски, и бумагу. В бутафорской прикольно. Там попадаются интересные вещи. Ты просто походишь, посмотришь, что там есть. Работать тебе не придётся. Мы с Лёшкой быстро всё разбрызгаем и сразу куда-нибудь пойдём. А завтра посмотрим какой-нибудь спектакль в другом театре. Хорошо?
А н н а (кивает). Да.
И г о р ь. Я начну с кухни. А ты мне потом поможешь смести трупы?
А н н а (кивает). Да.
И г о р ь. Ты пока можешь послушать музыку. Только очень громко не включай. Меня соседи замучили - не любят музыки. Когда будем уходить, ты противогаз в квартире не снимай. Противогазы снимем уже на крыльце.
Игорь натягивает противогаз и уходит с баллончиком на кухню. Анна проходит по комнате, смотрит в окно, а потом включает магнитофон, раздаётся популярная песня. Но Анна быстро переключает звук на наушники, наступает тишина, Анна надевает наушники и садится в кресло лицом к зрителям. Из кухни слышно, как Игорь роняет кастрюли. Вскоре раздаётся голос Игоря.
И г о р ь (в противогазе). Анна!
Анна не реагирует.
И г о р ь. Анна! Аня! Ты что, не слышишь? Аня!
Появляется Игорь. В руках у него - баллончик, большое пластмассовое ведро, веник и старая свёрнутая газета.
И г о р ь. Аня!
Игорь подходит к Анне, ставит на пол ведро и снимает с неё наушники. Так как сквозь противогазы хуже слышно, в следующей сцене Игорь и Анна сопровождают свои слова усиленной жестикуляцией, стараясь, чтобы было понятнее.
И г о р ь. Помоги смести трупы! Там полно тараканов!
Игорь протягивает Анне ведро, веник и газету. Анна берёт их.
А н н а (кивает). Да.
И г о р ь. Я здесь буду травить.
А н н а (кивает). Поняла.
Анна подходит к магнитофону и включает его на полную громкость. Раздаётся ещё одна популярная песня. Анна с ведром, веником и газетой уходит на кухню. Игорь начинает травить тараканов в комнате. Он бегает с баллончиком и старается разбрызгать отраву в разные углы, под стол и так далее. Вскоре возвращается Анна. Она начинает сметать тараканьи трупы на газету, а потом пересыпает их в ведро. Из-за музыки и противогазов текста не слышно, но Игорь и Анна помогают себе жестами. Игорь подходит к Анне.
И г о р ь. Ты в кухне всех тараканов убрала?
А н н а. Да.
Анна с опаской смотрит вверх на стену и веником показывает это направление Игорю.
И г о р ь (кивает). Понял.
Игорь встаёт на стул и продолжает травить тараканов на высоте. Анна сметает трупы около входной двери. Несмотря на музыку, слышен стук по дереву - это снаружи пинают дверь. Анна смотрит в глазок и подходит к Игорю.
А н н а. Там несколько парней! Наверное, пьяные!
И г о р ь (качает головой). Не открывай!
Стук прекращается. Игорь и Анна возвращаются к своим занятиям. Но почти сразу же распахивается окно. И в окне появляется верхняя часть лестницы и взлохмаченный парень. Это - первый сосед. Он хочет влезть в окно. Игорь и Анна замечают парня. Игорь двумя прыжками пересекает комнату и с силой толкает незванного гостя. Парень хватается за лестницу, но Игорь толкает её и парень с лестницей исчезают - падают на газон. Игорь закрывает окно на шпингалеты и выключает магнитофон. Анна смотрит в окно.
А н н а. Хорошо, что второй этаж! И там стояли люди. Они его поймали.
И г о р ь. Это соседи. Они не любят музыку. Пойдём в театр! Не снимай противогаз!
А н н а (кивает). Хорошо.
Игорь и Анна собираются выйти. Но когда Игорь открывает дверь, в квартиру вваливается прилично одетый мужчина с вытаращенными глазами. Это - второй сосед. Сосед изгибается, корчится и скребёт ногтями стену.
И г о р ь. Не бойся! Мужик так пьян, что не опасен!
А н н а. А вдруг ему надо врача... Может, ему с сердцем плохо? Может, надо вызвать "Скорую"?
И г о р ь (качает головой). Как же, с сердцем... Ничего ему не надо!
А н н а. Давай, вытащим его на улицу и поручим соседям.
И г о р ь (кивает). Хорошо!
Игорь и Анна берут соседа под руки и волокут его за пределы квартиры. Сосед старается идти сам, но продолжает корчиться, поэтому покинуть квартиру удаётся с трудом.
Картина 2.
Мастерская Алекса и Сергея. Обязательно есть этюдник на ножках (или мольберт), кровать (или диван), стулья, телефон, куски толстой проволоки на полу, краски, длинная кисточка, большие ножницы и хотя бы пара картин на стене. Есть шест или палка в человеческий рост - это основа для скульптуры. К шесту надо будет прикручивать проволоку. Есть чистый свёрнутый лист ватмана (или хотя бы бумага небольшого формата). Желательна гора серой глины примерно с метр высотой. Если нет такой возможности, пусть глина находится за дверью во второй комнате, которую зрителям не видно. В этом случае - на столе должно быть хотя бы немного глины или пластилина.
Алекс лежит на заправленной кровати. В углу кровати валяется газета. Сергей сидит на полу около шеста и разбирает проволоку, - рассматривает куски и сортирует их по размеру - раскладывает в разные кучки.
С е р г е й. У тебя с Анной серьёзно? Или так?
А л е к с. Не знаю. Я сам пока не понял.
С е р г е й. Ясно.
Алекс садится на кровати.
А л е к с. Слушай, Сергей! А это не она попросила тебя со мной поговорить?
С е р г е й. Нет. Мне просто любопытно.
А л е к с. Но тебя это не должно волновать!
С е р г е й. А меня и не волнует! У других есть и квартира, и мастерская. А мы живём в мастерской.
А л е к с. Ты боишься, что я женюсь, и Анна тоже поселится в нашей мастерской?
С е р г е й. Ничего я не боюсь! Мне кажется, она уже у нас поселилась!
А л е к с. Клевета! Сегодня она здесь не ночевала!
С е р г е й. Анна мне, в принципе, не мешает. Хорошо, что нам под мастерскую выделили двухкомнатную квартиру, а не однокомнатную.
Алекс встаёт.
А л е к с. Не переживай из-за Анны! У неё есть, где жить. Ты же знаешь, что она снимает комнату. Может, переменим тему? Что, больше не о чем поговорить?
С е р г е й. Есть. Ты не забыл, что сегодня придёт человек выбирать наши картины для той выставки?
А л е к с. Помню. У них в комиссии четыре человека?
С е р г е й. Да.
А л е к с. Интересно, как они голосуют, если их чётное количество. Вдруг голоса разделятся пополам.
С е р г е й. У них всегда один из членов комиссии наделяется двумя голосами. В настоящее время при данном составе комиссии этим правом располагает некая Стелла - в соответствии с должностью - дочь Логинова. Говорят, у неё неотразимая внешность. Ты эту Стеллу когда-нибудь видел?
А л е к с. Нет. Но я знаю, что в комиссии кроме неё - член-корр. и два лауреата.
С е р г е й. Но у них - по одному голосу.
А л е к с. Хорошо, что они пришлют человека прямо в мастерскую.
С е р г е й. Говорят, что Стелла так же слабо разбирается в текстильной живописи, как и в станковой, и в монументальной.
А л е к с. И именно поэтому Стелле приходится отбирать картины для выставок!
С е р г е й. Вот возьмёт и отберёт у тебя картину! А ты будешь сопротивляться!
А л е к с. Я слышал, ей мало платят. Её ставка пока не соответствует ни должности, ни авторитету Стеллы.
С е р г е й. В Союзе уже обещали исправить это несоответствие - или повысить ставку, или понизить должность и авторитет.
А л е к с. Я думаю, Стелла с искренним интересом ждёт этого решения!
Звонок в дверь.
С е р г е й. Твоя пришла! Беги, Алекс, открывай!
Алекс направляется к двери.
А л е к с. Завидуешь?
С е р г е й. А чему тут завидовать? Квартиры у неё тоже нет.
Алекс открывает входную дверь и выходит в прихожую. Он не захлопывает дверь. Алекса не видно, но слышен его разговор с Анной.
А л е к с. Не разувайся. Сколько можно говорить? Проходи так. У нас грязно.
А н н а. Я же вчера мыла пол. И вообще, у нас в Н-ске всегда разуваются, входя в квартиру. Подожди. Я отнесу хлеб на кухню.
А л е к с. Ты уже сколько в Москве?
А н н а. Как будто сам не знаешь.
А л е к с. И ты до сих пор не можешь отвыкнуть от дурной привычки! Забудь про свою Сибирь. Мало ли, что у вас принято? Здесь - свои правила. Сибирь заселили относительно недавно, поэтому у вас ещё низкий уровень культуры. А Москва - древний город.
А н н а. Между прочим, Новосибирск - крупнейший научный и промышленный центр! Наш Академгородок известен во всем мире! А что касается культурных традиций... Если бы ты в детстве хорошо учил географию, то знал бы, что Н-ск расположен ближе к Востоку, чем к Западу. Отсюда и традиции. Например, в Японии и Корее тоже разуваются, когда входят в дом. Надеюсь, ты не будешь утверждать, что Восток заселили недавно. И вспомнишь, что традиции на Востоке чтут не меньше нашего!
Анна открывает входную дверь. Анна в джинсах.
А н н а. Кстати, цивилизованного человека очень просто узнать. Он ценит чужой труд. Я мыла пол, а ты его топчешь.
Анна входит в комнату. Она разулась в прихожей и теперь стоит в носках. Анна смотрит под ноги. Алекс тоже возвращается в комнату.
А л е к с. Я тебя предупреждал - не разувайся. У нас грязно.
А н н а. А почему земля на полу?
А л е к с. Это не земля. Это отлетели маленькие комочки глины.
С е р г е й. Добро пожаловать!
А н н а (Сергею). Привет!
А л е к с. Смотри.
Алекс идёт в сторону горы глины. (В случае, если глина находится в другой комнате, Алекс приоткрывает вторую дверь). Анна на мгновение выходит из комнаты, возвращается с кроссовками в руках, засовывает в кроссовки концы шнурков и так и обувает кроссовки, не зашнуровывая. Если гора глины находится в комнате, Анна подходит к глине. (Если глина во второй комнате, Анна заглядывает в ту комнату).
А л е к с. Я постелил газету. Её под глиной не видно, но она там. Я помнил, что ты мыла пол.
А н н а. Откуда столько глины?! Гора, наверное, больше метра высотой!
А л е к с. Долг вернули. Один скульптор (ты его не знаешь) год назад занимал двадцать баксов. Мы давно забыли об этом. А сейчас какие-то мужики притащили глину. Сказали - от нашего должника.
Анна подходит к кровати, садится на неё и начинает переобуваться - снимает кроссовки, обувает их и уже нормально зашнуровывает.
А н н а (переобувается). Почему он вместо денег глину-то прислал?
Алекс садится на стул.
А л е к с. Наверное, вспомнил про долг, а под рукой ничего другого не было.
С е р г е й. А я решил заняться скульптурой. Давно собирался. Только подходящего случая не было. Ты мне ценную идею подкинула. Сделаю что-нибудь в восточном стиле. Например, статую Будды в натуральную величину. Смотри - я уже каркас начал делать.
Сергей сгибает кусок проволоки, встаёт с пола и закрепляет проволоку на шесте - это проволока для руки. В дальнейшем Сергей закрепляет другие куски проволоки на шесте, стараясь создать каркас для скульптуры. Имеется в виду, что Будда должен сидеть в позе лотоса. Проволока для руки должна быть на соответствующей высоте.
С е р г е й. Алекс, ты помнишь Кольку Кима? Недавно его встретил. Он здесь в командировке был. Сейчас живет в Бурятии. Работает в буддийском монастыре. Сделал им Будду и ещё что-то по мелочам. Скоро увидите, что мой Будда будет не хуже Колькиного.
А н н а. Может, и не хуже. Кто знает вашего Кольку? Равняйся лучше на авторитеты. Ты хоть представляешь, как должен выглядеть Будда?
С е р г е й. Да я почти буддист! Нашла, кого учить!
А л е к с. Поделись проволокой. Тоже сделаю что-нибудь в корейском стиле.
С е р г е й. Нет. Я первый придумал. Глины мало. А Будда - большой. Мне самому глины еле хватит.
Сергей изгибает оставшиеся куски проволоки в форме крючков, чтобы их легко было куда-нибудь повесить.
А л е к с. Это общая глина.
С е р г е й. Ты её хотел выкинуть в мусоропровод. Значит, ты от неё отказался. Я бы тебя не отговорил, сейчас бы и глины не было, и мусоропровод засорили бы.
Алекс встаёт и отодвигает стул к стене. Сергей лихорадочно подвешивает проволочные крючки к каркасу скульптуры. Сергей цепляет крючки как попало. Ему не важно, куда он их подвешивает - лишь бы успеть потратить все куски проволоки, чтобы они не остались на полу.
А л е к с. Анна! Хочешь понять разницу между карате и таэквондо? Продемонстрирую на Сергее, если он добровольно не поделится проволокой.
Сергей успевает подвесить все куски проволоки.
С е р г е й (миролюбиво). А где ты видишь проволоку? Она кончилась. У меня не осталось ни куска. Всё ушло на каркас.
А л е к с (раздражённо). Чёрт с тобой! Подавись своей проволокой! Радуйся, что я - истинный художник, и не могу ломать произведения искусства!
С е р г е й. Не переживай! Какой из тебя скульптор? Ты же в жизни не занимался скульптурой.
А л е к с. Как будто ты - скульптор!
С е р г е й. Дело не во мне. Твоя стихия - живопись. Вот и напиши корейскую картину.
А л е к с (улыбается). Ладно, уговорил. Займусь корейской живописью. Я, в отличие от некоторых, прекрасно в ней разбираюсь. Как-то на экзамене по истории искусства мне достался вопрос: "Классическая корейская живопись". Тогда я, конечно, всё списал с чужого конспекта. Но пока списывал и отвечал по билету, абсолютно всё запомнил. Вот ты, например, знаешь корейских художников?
С е р г е й. Нет.
А л е к с (Анне). А ты?
А н н а. Откуда?
А л е к с. Вот видите!
Сергей возится с каркасом, стараясь привести его в порядок - перевешивает и гнёт проволоку.
А л е к с. Между прочим, что у вас произошло вчера в театре? Мы видели сюжет в "Новостях", но там не было подробностей.
Алекс подходит к кровати и заглядывает под неё. Анна встаёт.
А н н а. Не важно, что там говорили! Это - чистое недоразумение! Сначала мы с Игорем травили тараканов у него дома, а потом стали травить уже в театре. Там бутафорская находится в подвале прямо под зрительным залом. Лёшка с Игорем быстро разбрызгали аэрозоль.
Алекс достаёт из-под кровати деревянную рамку размером примерно сорок на шестьдесят сантиметров и садится на кровать. Рамку Алекс продолжает держать в руке. Сергей иногда садится на стул и смотрит на свою работу, а потом снова встаёт и занимается каркасом.
А н н а. Мы все втроём были в противогазах и уже собирались уходить. Но тут в бутафорскую ворвался какой-то седой мужчина. Он закрывал лицо носовым платком. И сразу начал кричать: "Где противогазы?". Лёшка вежливо показал на ящик с противогазами и сказал: "Выбирайте, Николай Иванович, какой нравится." Этот мужик оказался их главным режиссёром. Он быстро надел противогаз и опять крикнул Лёшке: "Что ты тут делал?" Лёшка всё так же вежливо ответил: "Тараканов травил. А что?" Режиссёр опять закричал: "Идиот! Весь яд пошёл в зал через вентиляцию. А там - премьера. Полно народу. Живо наверх! Спасать публику!" Этот Николай Иванович нагнулся к ящику, вручил по несколько противогазов Игорю и Лёшке и приказал: "Противогазов хватит только для своих - руководить эвакуацией." Алекс! Я тебе как-то говорила, что не хочу заходить в этот театр. Поэтому передо мной встал вопрос: идти спасать пострадавших и, следовательно, попасть в зрительный зал или никому не мешать и подождать Игоря в бутафорской. Но всё решилось само собой. Режиссёр с противогазами выскочил из бутафорской. Игорь и Лёшка - за ним. Представляете, какая была паника в зрительном зале? Народ подумал, что это - теракт.