Аннотация: "Вдохновение" - это мысленный эксперимент, задача которого представить ум человека с религиозно-мистическим мышлением.
1
Было похоже на нервный срыв. Удалось быстро взять себя в руки, но теперь ощущается необычно яркое состояние удивления, какое бывает, когда не узнаешь свое отражение.
Это ощущение обнаружения скрытого, сокровенного. Трудно подобрать подходящее слово. Возможно, "откровение"?
В данный момент, что можно определить однозначно?
Срыв произошел из-за бытовой мелочи: не удалось закрыть дверь в комнату с первого раза, защелка застряла, никак не получалось ее поправить; что-то мешало, нагло сопротивлялось, упорно отказывалось работать как положено. Внезапно захотелось все ломать, рушить вещи вокруг, кричать и ругаться. Был бы кто рядом из людей - убил бы его.
Ясно, что не это было истинной причиной срыва. Что-то накопилось, прорвалось наружу, взяло твое тело под свой контроль, начало изливаться без участия сознания.
В гневе все вокруг чернеет и затуманивается, ты наблюдаешь свои действия как-бы со стороны, подглядывая в щель. Мышцы без твоих указаний напрягаются до предела, кулаки бьют в дверь, не замечая боли и крови, ноги порываются раздробить все, что попадется. Возникает недоумение тем, что тело не подчиняется осознанной воле, не отвечает на команды, действует само по себе. Трудно признать совершенное за собой. Твои действия в гневе, при нервном срыве, кажутся чужими.
Хочется знать, как порождается это впечатление, когда ты ощущаешь себя наблюдателем по отношению к побуждениям и действиям своего тела.
В науке нашли бы короткое объяснение: что автономные мозговые центры берут на себя полное управление над нервной системой в моменты, когда психика человека перенапряжена, а сознание ослаблено.
Но как объяснить странное ощущение присутствия при своем теле?
Вспоминаются те редкие случаи, когда просыпаешься после дневного сна и в первые секунды не узнаешь ничего вокруг, не понимаешь где находишься, не понимаешь кто ты вообще, и что из себя представляешь - ты будто оказался включен в чужом теле без памяти о нем. Эти мгновения пугают, но память восстанавливается, и ты успокаиваешься.
Для данного случая также есть научное объяснение: не все мозговые центры активируются одновременно при внезапном пробуждении ото сна. Но как понять состояние отчужденности от собственного тела? Кажется, что оно не является лишь впечатлением, но чем-то иным, внешним по отношению к телу.
Заметь - чтобы найти объяснение машинальных побуждений и действий своего тела тебе приходится обращаться к науке, к специалистам, что изучают человеческий организм - таким же образом ты поступаешь, если хочешь узнать, как устроена какая-либо вещь или механизм. Выходит, что ты присутствуешь при своем теле так же, как присутствуешь при окружающих предметах, обстоятельствах и событиях. Тело человека, как и внешний мир одинаково не изучены.
2
Всего трое из двадцати человек на кафедре заметили сегодня, что тебя забыли пригласить на вчерашнее празднование юбилея. Бросили короткий, выражающий секундное любопытство, взгляд и тут же отвернулись. Скорее всего тут же забыли об этом. Для них всех стало привычным забывать приглашать тебя на праздники.
И это хорошо.
Это очень удобно, что никому нет дела до стареющего лаборанта. В глазах преподавателей ты все равно что мебельная принадлежность кафедры - никуда не денешься, разговорами не отвлечешь, ни о чем не пожалуешься, ничего не попросишь. Ни на что не будешь претендовать.
Молодые лаборанты имеют преимущество - в них видят будущих ассистентов, доцентов, профессоров, заслуженных ученых с наградными грамотами и полными лицами, которые излучают важность своего присутствия в институте.
Хорошо то, что никто не пытается втянуть тебя в утомительное соперничество, пересуды, ссоры и обиды. Студентам не обязательно здороваться с тобой, знать твое имя, замечать тебя. Твоя работа расписана на дни, недели, месяцы вперед; преподавателям нет нужды обращаться к тебе, если этот утвержденный порядок не нарушен. Ты чувствуешь себя тенью в каждом помещении кафедры. Бывает, что кто-то из преподавателей не замечает тебя до такой степени, что начинает бормотать себе под нос, будучи уверен, что никого рядом нет, или начинает громко вести интимные разговоры по телефону.
Очень удобно и спокойно быть тенью. Слишком тяжелым бывает внимание окружающих. Хочется, чтобы никто вообще не задевал тебя. Чтобы никто не ожидал от тебя инициатив. Чтобы никто не смотрел на тебя как на соперника. Нужно лишь сохранять неприступный вид и равнодушное поведение, чтобы никто не пробовал испытать тебя.
Но если не соперничество за награды, деньги и похвалу окружающих, если не попытки возвысится над людьми, если не желание служить им ради всеобщего развития - ради чего ты просыпаешься каждый день? Что прибавляешь ты к миру своим существованием?
Ты давно осознал, что все внимание направляешь в себя, в свой ум и личность, мало отзываешься на изменения окружающего мира и никак не пытаешься на что-то в нем повлиять. Ощущаешь себя лишним в обществе людей. Будто рождение твое было ошибкой.
Хочется верить в предназначение каждого человека. Но если это признать правдой, то бывает трудно отделаться от навязчивой идеи, что в твоем случае произошел какой-то сбой. Ты не ощущаешь никаких даже интуитивных стремлений, которые можно было бы назвать вестниками твоей судьбы. Нет склонностей, нет талантов, нет возбуждающих вдохновение интересов.
Итак, все будущее время нужно потратить на то, чтобы понять свою чуждость по отношению к миру и собственному телу.
3
Было наивностью думать, что поездка к родительскому дому освежит голову, пробудит воспоминания, напомнит о чем-то действительно важном. Дорога к дому разбита, улицы заросли - кажутся меньшими, чем были в детстве. Дом перестроен, сад вырублен, земля покрыта сорняками. Видимо брат больше не приезжает сюда.
Внутри дома тоже все не так. Еще можно найти некоторые вещи, которые напоминают об отце и матери, но нет уже ничего, что могло бы напомнить о тебе самом. Ты будто никогда не жил здесь.
С братом давно не виделся. И не хочется его навещать. Не хочется видеть его взгляд, который выражает терпение и ожидание, что скоро ты наконец-то уедешь. Он повяз в семейном быту, и ты рядом с его семьей лишний. Уже нет тех общих интересов, что были в молодости, нет взаимопонимания и родства. Он вобрал в свою личность жену и детей, для тебя там нет места.
Может быть ты раздосадован потому, что своя семья не удалась?
Не хочется вспоминать об этом. Более того - не хочется даже пробовать снова. Со словом "семья" теперь всегда соседствует впечатление разочарования. Видимо ты не создан для семейной жизни. Поэтому не замечаешь за собой мыслей об ускользающих возможностях, которые втягивает ускользающее время.
Заметь, что ты постоянно отчитываешься перед собой о том, что ты не создан для того или этого. В сущности, единственное твердое знание, которое ты имеешь - что ты "создан". Но ради чего не понимаешь.
4
Речная заводь, мутно-зеленая вода, узкий деревянный причал, доски прогибаются под ногами, окунаясь в воду. Берег заводи окружен высоким густым лесом, с ярко зеленой листвой. Жарко, кусаются комары.
Вдоль причала старые лодки; ты босой проходишь по мокрому причалу мимо загорелой и сгорбленной спины рыбака, который работает со снастями. Позади тебя идет напарник, вы вместе подходите к лодке, начинаете притягивать ее ближе чтобы залезть.
Всякий сон - это поток образов из памяти, смешанных воображением без участия сознания. В этом вопросе не может быть наивной мистики, которая нравится большинству людей. Но есть ли в данном видении что-то из твоего опыта?
Лес во сне явно тропический, спина рыбака не просто загорелая - он темнокожий. Что главное: во сне тебя не удивляло окружение, все казалось знакомым и естественным. Ты знал кто этот рыбак, понимал, чем он занят, знал того, кто идет позади, хотя не видел лица, чувствовал, что знаешь куда и зачем вы собираетесь плыть на лодке.
Сейчас ты не можешь выразить это словесно; воспроизводя сон, ты не можешь сказать куда вы собирались плыть, и кто эти темнокожие люди, лица которых ты не видел. Но ты можешь уверенно сказать, что во сне все казалось привычным и знакомым. Будто это был отрывок из твоей обыденной жизни.
Твоей ли жизни?
Привычки наивного мышления склоняют к идее о воспоминаниях из прошлой жизни. Не хочется воображать лишнее - нужно довериться интуитивному чувству, а не тому, что навязано культурой.
Интуиция напоминает о той невыразимой идее, которая воплощается в молчаливом согласии между людьми - что все связаны. Все зависимы друг от друга в значительно большей степени, чем это можно объяснить словами. Каждый, когда обсуждает эти связи, чувствует недосказанность, поэтому предпочитает не продолжать разговор, чтобы не увлечься пустословием. Единство всех людей, общность всего живого - это основа понимания твоего присутствия в мире.
Единство людей не в единообразии одного организма с другим, а во взаимопонимании их сознаний, которое наглядно проявляется в движениях толпы и в согласованной подчиненности одним и тем же шаблонам мышления, которые принято называть общественным мнением. Единство людей интуитивно улавливается при тесном откровенном общении, также, когда все объединены творческим порывом или необходимостью выработать скорое решение проблемы.
Собственно, различия между людьми определяются лишь некоторой степенью отклонений от типового устройства организма, которое подробно описано в учебных пособиях по анатомии и нормальной физиологии. В остальном отличия сводятся к разным обстоятельствам, в которых организм пребывает, испытывая впечатления. Из этих различий принято выводить зыбкое понятие личности, которую хотят видеть самобытной и неповторимой.
Ты присутствуешь в данном теле при данных обстоятельствах, участвуешь в текущих событиях - это все, что можно сказать о понятии сознания. События, обстоятельства и само тело являются внешними к тому, что называют личностным сознанием - которое обречено всю жизнь разбираться в том, как устроен мир вообще и тело человека в частности.
Надо признать это всерьез: единственное стремление сознания - познать, как устроены вещи, события, люди и все живое в целом - чтобы сотворить из познанного новые сочетания. Все остальные стремления, которые принято называть базовыми - выживание, размножение, соперничество - они неизбежный факт для сознания, являются внешними для него.
Можно сделать основополагающий вывод: между сознанием одного и другого человека нет разницы. Сознание едино для всех людей, имеет доступ к памяти каждого, направлено на творческую работу, понимается как присутствие в данном человеке при данных обстоятельствах и событиях.
5
Цель жизни разумного человека - творчество. Если он не делает открытий, не способствует развитию цивилизации, то его роль сводится к продолжению рода - чтобы потомки пробовали созидать то, что не смогли родители.
Ты не чувствуешь ни того, ни другого стремления. Не замечаешь никаких склонностей, никаких интересов к творческой работе, также ощущаешь чуждой идею создания семьи и продолжения рода. Можно сделать вывод, что ты создан по ошибке, что произошел какой-то сбой - природа не дала тебе ни способностей, ни талантов, ни желания оставить наследников. Тебе остается отбыть свой срок на краю жизни и не вмешиваться во всеобщую творческую работу, не оставлять следов, чтобы случайно не внести искажений.
Возможно - не стоит ждать?
Чувство отторжения к собственному телу постоянно нарастает. Вызывают отвращение запахи, которые исходят от тела, противны выделения, что из него исходят, мучительны потребности, которые зарождаются внутри и толкают твой ум к животному поведению. Непонятно, как можно ощущать длительное притяжение к другому человеку? Даже к женщине влечение сильно до тех пор, пока не заметишь у нее признаки физиологических проявлений. Потливость, неряшливость и уродство всех мужчин так и вовсе делает их близкое нахождение невыносимым.
Обрати на себя внимание. Как можешь ты нравиться кому-либо? Если во внешнем виде женщины еще можно уловить сочетания, которые вызывают впечатление красоты, то вид мужчины кажется столь несуразным, что думаешь о себе как об ошибке природы. Будто Бог создал уродство только для того, чтобы усилить контрастное ощущение красоты.
Можно быть уверенным, что тело и сознание различны по природе, и ты интуитивно понимаешь от чего исходит второе. Сознание исходит от того, что принято называть божественным, не вкладывая в идею божественного ту или иную религиозную традицию.
Сознание - все то, что каждый хочет называть "Я" - есть проявление того высшего единства, которое интуитивно понимается как первосоздатель, творец всего живого и неживого, источник, излияние которого улавливается всеми чувствами и умом, если он не подчинен искажающим влияниям.
Создатель смотрит сквозь каждого - тело человека для него лишь инструмент для творчества. Его интересует только созидание. Если инструмент не пригоден, он заменяется другим. Человек без творческих побуждений угасает, вытесняется другими, погибает, и о нем никто не вспоминает, не сожалеет. Если он не оставляет после себя наследие, хотя бы в виде потомства - ему нечего делать среди живых.
6
Самоубийство - не выход, так как оно является паническим побуждением плоти, которая сдавлена со всех сторон угрозами.
Может ли самоубийство быть осознанным?
Чистому сознанию самоубийство кажется бессмысленным. Более того -немыслимым. Чтобы самоубийство совершилось необходимо помутнение сознания. Тогда нервная плоть, руководствуясь отчаянием, порождает стремления к умерщвлению себя.
Ты, наоборот, ощущаешь предельную ясность ума, следовательно, решение о самоубийстве не может быть умозаключением. Если ты жив, значит нужен для чего-то.
Нужно только узнать для чего.
Все что ты знаешь наверняка - мир есть целостность и полнота; прибавлять к миру что-то от своего воображения, усиливать мнимые угрозы, раздувать без повода чувство отчаяния, значит погрязнуть в бесконечно сменяющихся спутанных побуждениях, что машинально выдает нервная плоть, когда неподконтрольна Сознанию.
Нужно отдать свое тело под контроль Создателя, усилить ясность ума, чтобы Он мог беспрепятственно пронизывать каждую твою клеточку - тогда ты узнаешь для чего живешь и какая роль тебе уготована.
7
Вспомни, ты всегда был таким в детстве - сторонящимся людей наблюдателем, с вопрошающим отношением к жизни, с постоянным стремлением понять, как все устроено и почему именно так, а не по-другому. Твоя роль не была деятельной, но познающей.
Нужно вернуться к этому состоянию, чтобы понять свою роль в жизни; ты уже интуитивно подозреваешь, что вместе с этим знанием ты получишь нечто большее, нечто существенное для всех людей, не только для тебя самого.
Важно избавиться от наивности при первых шагах. Роль, смысл, предназначение - все это не может быть выражено в категориях бытового мышления, для которого всякая вещь имеет практическое назначение, а всякие повседневные действия человека имеют смысл для пользы и выживания. Речь должна идти о предназначении в наиболее общем понимании, которое есть сфера божественного, то есть предназначение в категориях понимания единства Вселенной.
Создатель смотрит сквозь твою плоть, что ощущается как обострение сознания, - его интересуют твои возможности, также обстоятельства, при которых ты присутствуешь, вызовы окружающего мира, которые отзываются в твоем теле побуждениями, - все это ради сотворения небывалого, ради преображения устоявшегося, ради открытия новых сочетаний.
Вызревание и становление единства мира в его разнообразии - только в этих категориях ты можешь мыслить предназначение человека и всего живого вообще.
Ты - Бог. Прими это понимание не как открытие или самолюбивое возвеличивание личности, а как первый шаг на трудном пути очищения Божественного от всего индивидуально-телесного.
8
Трудно понять: как древние религиозные тексты могут воодушевлять современных людей, усиливать в них веру?
Когда ты начал их изучать, тебя манила таинственность, историчность этих текстов, знание о силе их воздействия на прошлые поколения. Теперь мучит разочарование. Теперь ясно, что эти книги предназначались для прошлых веков, для умов, которые не были научены отличать миф от действительности.
Что более важно: в древних религиозных текстах постоянно навязывается идея рабской подчиненности человека, народа, всего живого перед божественным. Идея подчиненности вносит собой раскол между Создателем и его творением, тогда как интуиция подсказывает об их единстве.
Человек, как и все живое, это проявление Божественного - отличия могут быть только в степени проявления. Сознание человека - доказательство высшей степени проявления Творца в своем творении.
На самом деле нужно приложить немалое усилие, чтобы заглушить в себе интуитивное понимание единства всего мира, понимание порядка, что в нем заложен, ощущение стремительной силы, что толкает и направляет все сущее.
Более того - научное знание приближает разум современного человека к осознанию этого единства и порядка. Теперь науке известно о предопределенности естественных ответов живой материи, клеток, тканей, органов и их систем на воздействия внутренней или окружающей среды. Предопределенность закодирована в живых существах на уровне мельчайших химических соединений, потому она устойчива, она след творческого усилия Создателя, который утверждает в формах материи результаты своего творчества. Если рассудок видит в чем-то спутанность и бессистемность, этим он лишь признает недостаток усилий разума в поиске упорядоченности.
Следует признать, что слабость разума и тела может стать преградой для творческого порыва Бога: человек становится малопригоден для работы, увядает, делается посредственностью, которая может найти смысл своего существования только в размножении и тупом удовлетворении других животных потребностей.
9
Зачем ты ходил туда? Возможно, что только лишь детские воспоминания побудили тебя сходить в христианский храм.
Помнится, было ясное утро, роса на траве и листьях, прохлада в ногах, родители идут позади, их догоняют соседи, весело здороваются. Ты, малый, пытаешься отбежать подальше вперед, воображая будто взрослые это великаны, которые топчут все на своем пути. Нужно повернуть за угол здания суда. Здесь стройная церковь из красного камня. Все, кто ее видят, крестятся. Их движения для тебя маленького - загадка, которую никто не хочет объяснять.
Перед воротами веселое настроение исчезает, лица родителей внезапно стареют, глаза опущены, губы сомкнуты. Звон колоколов принуждает вслушиваться, хочется предугадать их биение, запомнить переходы, уловить порядок. В то же время хочется понять каково значение этого звона для взрослых, лица которых выражают покорность.
Внутри церковного собора воздух кажется тяжелее, будто он сжимается по направлению к иконам и кружит вокруг оси, которая поднимается под купол. Пение хора отзывается в каждом чувствительном лоскутке кожи, неразборчивое и заунывное чтение служителей заставляет думать, что ты еще многое не готов понять из таинственной жизни взрослых, что ты еще слишком мал, а они делают нечто значительное. Люди крестятся и склоняются, смотрят перед собой завороженно, некоторые рассеянно и равнодушно - что кажется еще более загадочным. Торжественность церемоний, обстановка покорности и терпения вызывают в детском уме впечатление важности и незыблемости всего, что связано с храмом, звоном колоколов, священными книгами, иконами, золочеными крестами, праздниками, большими бородами священнослужителей, длинными рядами горящих свечей, с платками на женских головах. Ощущение странности происходящего постепенно перерождается в чувство смирения перед тем, что создано задолго до твоего рождения, устоялось в древние времена, а значит сильнее тебя.
Теперь же в соборе тебе неуютно, обстановка кажется причудливой, не согласованной с действительностью природы; пышность внутреннего устройства кажется излишней, поведение прихожан отталкивающим. Более нет там ничего таинственного и величавого. Обряды выполняются машинально, действия подчинены единой системе, служба кажется временной тягостью для всех участвующих.
Из истории известно, что существование первых религиозных общин подчинялось потребности объединения и установления порядка в отношениях. Но по мере увеличения участников на первый план, по-видимому, вышли две потребности: подчинять или быть покорным. Интуитивному уму доступно понимание того, что человек сотворен, что он зависим, что в него заложено самосознание единства всего живого под властью Создателя-разума, возвеличивание которого приводит к попыткам изготовить идолы, либо сочинить образ внешнего по отношению к миру божества, которое являлось бы людям в различных обликах. Можно сделать вывод, что идея Бога является внутренней неосознаваемой потребностью человека, но она обязательно соединена с признанием личной слабости и подчиненности перед внешней высшей силой. Такая идея бога ?- лишь след в теле человека, след творческих преобразований Создателя, что совершались во многие века.
Понимание себя в Творце, выражение своей личности в единстве Сознания во всем живом доступно только ясно себя мыслящему разуму, который не приписывает сознание только работе собственного ума, а признает последний одним из Его инструментов.
Задача на будущее - добиваться наиболее широкой степени осознанности, наименьшего проявления слепых побуждений тела. Нужно достигнуть того возвышения сознания, при котором станут понятны принципы творения, при котором удастся почерпнуть больше сил из общего потока, чтобы выполнить то, что для тебя назначено.
10
Зря ты затеял спор с теми женщинами. Их роль определена церковью, они проповедуют только то, что предписано. На любой твой вопрос или замечание они будут отвечать заготовками, которые вложены в их головы наставниками. Они держат в руках книги, которые называют священными, но из общения понятно, что они их не читали. Или читали избирательно.
Избирательность вообще отличительное свойство последователей традиционных религий. Они сосредоточивают внимание на тех отрывках, которые во все времена уместны, и на тех предписаниях, которые для данного времени приемлемы. Те же смыслы и предписания, которые откровенно устарели, либо явно противоречивы, либо вовсе немыслимы для современного человека, они пропускают мимо внимания, делают вид непонимания, будто ничего подобного в священных книгах нет.
Кажется странным - быть последователем какого-либо книжного религиозного учения. Ты будто веришь скорее в текст, чем в его содержание, забывая о том, что текст составлен таким же как ты человеком, а значит откровение может быть доступно тебе самому.
Нужно лишь направить человека к откровению. Не требуя исполнения странных обрядов и поклонения перед всем, что назначено святым, но словом пробуждая в его уме стремление к богооткровенному творчеству, что является тем же творческим порывом, который ощущает каждый в обыденной жизни, но с прибавлением осознанного смысла. Творчество ради благосостояния в Едином, ради его преображения в лучших формах.
Оправданной можно считать работу толкователей древних религиозных книг, но только если их толкования не приобретают положение единственно верных и узаконенных в какой-либо системе. Творчество толкователей можно оценивать только как постоянно продолжающееся из поколения в поколение развитие разума в единении с Творцом, стремление к расширению осознанности, выработка новых более сильных форм взаимодействия человеческой плоти с ее Создателем, который смотрит сквозь каждое свое создание, толкая его к свершениям и победам.
Что интересно, те женщины не хотят понимать суждения о божественном, не только потому, что считают самодостаточными тексты священных книг, но потому, что размышления об этом кажутся им излишними. Достаточно устоявшейся системы вероисповедания, считают они. Разумом познать божественное невозможно.
Нужно признать, что они правы, но лишь отчасти - полностью познать единство Бога в себе и во всем живом нельзя, но отдельные его формы и проявления изучить возможно. Звездное пространство невозможно изучить полностью, но это признание не создает запрет на познание ближайшего к нам космоса. Мало просто верить в бескрайность вселенной, пытливый ум хочет проникнуть в его глубины насколько это возможно.
Как мысль обволакивает образы, что бросаются в луч сознания из восприятия или выпадают в сознание из памяти, так же с помощью мысли можно уловить чувственные проникновения Творческого Начала, которое своим порывом принуждает тело к труду и преображениям. Мысленное оформление и словесное выражение этих чувственных проникновений составляют философию веры. Древние писали: Вечная сила и Божественная природа - со времени сотворения мира постигаются разумом через созерцание сотворенного.
Теперь ты понимаешь свою будущую работу: с помощью философии приблизиться к божественному, чтобы понять свою роль в мире творчества.
11
Важно отметить, как сильно отвлекают люди. На работе преподаватели и студенты постоянно мельтешат перед глазами, дома шумят соседи, иногда стучатся в дверь, чего-то хотят. Люди на улице что-то спрашивают, толкаются, ругаются, вызывающе смотрят, ждут чего-то от тебя.
Мало только лишь ограничить общение с людьми, нужно отстраниться от них физически. Нужно попросить перевод на другое место, может быть даже на другую кафедру или другой факультет. Найти место, пусть в маленьком помещении, но где ты будешь один и будешь редко пересекаться с преподавателями, и вообще не будешь контактировать со студентами.
Следующим шагом будет поиск другого жилья. Лучше, чтобы это был дом в пригороде, подальше от соседей. Жить в квартире более невозможно, слишком много людей, слишком часто они пытаются задеть тебя, втянуть в свои проблемы и интересы.
Согласись, интуитивно ты уже давно стремишься к этому. Нет семьи, нет друзей; не показываешь стремление участвовать в народных гуляниях и соревнованиях; нигде не зарегистрирован в сети, вяло отзываешься на сообщения из новостей, не следишь за всем, что принято называть актуальным, современным, злободневным.
Порой трудно понять, почему люди так сильно тянутся друг другу, ввязываются в общую толкотню и соперничество, не понимая за что идет борьба. Почему проникаются чужими интересами и целями, не задаваясь вопросом каковы личностные цели у них самих. Возможно они непригодны для творческого труда, поэтому Сознание толкает их друг другу - в этом притяжении определяются их роли, а именно: как и кому из творческих личностей они будут служить.
Что важно для тебя: ты не ощущаешь притяжение к людям, только отторжение, следовательно, твоя роль определена, нужно только узнать ее.
Всегда нравилась идея затворника, который не сторонится людей, но и не вовлекается в их сиюминутные дрязги. Он выступает властным наблюдателем, который каменной стеной нависает над мелочными личностями. Его не могут задеть повседневные проблемы, но он проявляет к ним исследовательский интерес, свободно выбирая проблему на свой вкус.
Ты чувствуешь отторжение от людей, значит ты далек от этого идеала. Это отторжение нужно понимать, как проникновение воли Создателя, который толкает тебя к совершению чего-то, что тебе предстоит выяснить.
У большинства людей Сознание нацелено на работу; каждый из них хорош настолько, насколько продуктивен его труд. Тебе с людьми не по пути, они отвлекают тебя, это выражено ощущением отчуждения, посредством которого Сознание подталкивает тебя к возвышению не только на личностном уровне, но также в основе своей - до уровня единения с Первоначалом, из которого истекает воля к жизни всего сущего в мире.
12
На короткое время показалось, что у тебя есть единомышленники - но это не так. Казалось, что они открыты для того, чтобы проникнуться знанием о Творце, но теперь ясно - они ничем не отличаются от большинства людей. После первого дня переписки с ними ощущалось потрясение от того, что есть люди, способные к той же мыслительной работе, которую выполняешь ты сам. Хотелось сближения с ними, взаимного обогащения откровением. Воображению хотелось бросить все и начать новую жизнь; представлялась новая община, в которую могли бы войти люди способные слушать и говорить, впитывать и излучать, объединять всех в себе и растворяться в каждом.
Из первых сообщений изливалось столько вдохновения и согласия, что казалось между людьми возможна высшая степень взаимопонимания. Теперь же ты видишь, что кроме понимания принципа разумного сотворения и единства в Боге этим людям более ничего не доступно. В действительности каждый способен интуитивно ощущать верность идеи разумного создания мира, остается лишь проблема - что с этим знанием делать. Большинство современных последователей науки стыдятся озвучивать эту идею, так как они погрязли в соперничестве друг с другом в производстве теорий и гипотез, также сочинении остроумных дополнений к ним. К этому их приучил научный метод мышления, принцип которого дарует уму полную свободу в работе над обобщением понятий и выдумывании терминов. Но так они ограничивают потенциал своего мозга, игнорируя интуитивную работу с образами чувств, но признавая ценной работу только той его части, что отвечает за дискурсивное мышление.
Но оказывается, что и те личности, которым дано откровение, тоже стремятся к соперничеству в производстве остроумных идей. Ты пишешь им о тех идеях, которые объединяют всех в осознании творческого порыва, о том, что каждый одинаково должен быть признан Искрой Бога - они отвечают противоречивыми толкованиями и странными словоформами, которые для того только выдумали, чтобы добиться похвалы за оригинальность мысли.
Очевидно, что ты не найдешь чего-то ценного в среде людей, не откроешь нового в общении даже с умнейшими из них.
Нужно прекратить переписку с ними. Более того - прекратить чтение философских книг, ведь они написаны такими же людьми, зацикленными на поиске одобрения своих якобы оригинальных идей, на привлечении последователей, которые хвалили бы их за каждое якобы утонченное высказывание.
Следует сосредоточиться на работе собственного ума, ведь через него смотрит то же Сознание, что смотрит сквозь каждого. Нужно приблизиться к единению с ним не только разумом, но и всем телом, каждой его клеточкой.
13
Хочется восстановить в памяти ту странную ночь.
Уже семь дней подряд тебя тянет ночевать под открытым небом. И погода будто подстраивается под тебя, оставляя ночи ясными и теплыми всю неделю. Переехать в пригород было правильным решением. Здесь тихо и уютно, можно сосредоточиться на философской работе.
Что интересно - по ночам спать не хотелось, но под утро ты засыпал. При этом просыпался без будильника, на работу приезжал вовремя, чувствовал себя полным сил и здоровья.
Но в ту последнюю ночь ты успел застать минуты, когда ночное небо отступает перед надвигающимся рассветом, когда с одной стороны видны звезды, прикрытые легким туманом, с другой - краснеют лучи восходящего солнца. Тогда ты вдруг остро ощутил, что восход, звездное небо, земля и весь космос целиком это уже не волнующие загадочностью картины перед глазами, а ты сам, единство с миром. Все вдруг сжалось и устремилось в тебя, одновременно ты сам будто рассеялся в мир, наполняя его как сосуд, проникая в каждую расщелину.
Очевидно, что даже образности языка недостаточно для отчета о переживаниях той ночи, но лучших средств пока не найти. Эти впечатления не были телесными, скорее духовными. Они дают понимание того, что тело временно дано твоему сознанию, тело лишь один из узлов за который цепляется Дух, чтобы осмотреться, употребить что ему нужно, оставить след преображения и продолжить дорогу.
Какова конечная цель пути? Слияние всего многообразия в одном совершенном целом.
Необходимо узнать свою роль в этом событии длинною в вечность. Будь уверен в своих поисках: рассудочному восприятию доступны знаки, нужно только распознать их и выразить словесно.
14
На новой кафедре оказалось хуже, не надо было переводиться.
Они думают, что ты сходишь с ума. Их взгляды становятся все более подозрительными и враждебными. Твое поведение своей отрешенностью настораживает их.
Признай, работать в университете становится все более труднее. Ведь ты понимаешь, что за настороженностью с их стороны последуют попытки исправления тебя, подгонки твоего ума под шаблон "быть как все". Сначала будут осторожно подшучивать между собой в твоем присутствии, потом начнут действовать наглее, позже напрямую будут указывать тебе, что не так и - как должно быть.
Придется сменить работу. Найти место, где можно было бы работать по ночам или удаленно. Какой-нибудь заработок, который позволял бы оставаться наедине с собой.
Хотелось бы понять враждебность с их стороны. Ведь сквозь них смотрит то же Сознание, что через тебя, ими руководит единый Дух, что направляет тебя самого. Они - ты сам.
Если речь идет о степени проникновения Сознания в тело, которое у тебя явно растет, то следует признать поведение людей неосознанным даже тогда, когда они думают, что в сознании. Значит, животные инстинкты, которые по сути есть древние следы творчества в их теле, захватывают власть во внимании, а Сознание остается бездеятельным наблюдателем. Оно присутствует в людях на случай спонтанного открытия ими новых сочетаний - чтобы запечатлеть это открытие в материи.
Значит, нужно сторониться этих людей. Сознание не придает важность нравственным правилам, они суть изобретения человека, направлены на выживание и применимы только в межличностных отношениях, которые временны, следовательно, незначимы.
15
Только музыка, очень хорошая музыка, способна вытолкнуть из сознания почти все иные воздействия, которые пытаются пробиться из внешнего и внутреннего миров. Музыка обволакивает чувства, сбивает счет времени, заражает своим настроением, вытягивает из потайных карманов памяти неожиданные образы и воспоминания.
Человек, способный к единению с музыкальным произведением не может называть себя несчастным. Он испытывает опыт радости и отреченности, опыт к которому невозможно быть равнодушным.
Но попробуй закрыть глаза и вслушаться в звуки природы. Ночь хороша тем, что дневной свет не раздражает глаза, внимание к вещам ослабляется, звуки деятельности людей стихают, можно направить слух на неумолкаемый шелест Мироздания. Чтобы уловить различия в звуках, нужно сделать усилие, сосредоточиться - что утомительно. Как только силы уходят, ты вновь возвращаешься к самобытному звучанию природы, которая не выпячивает из своей объемной сущности каких-либо особых деталей.
Только потребность выживания заставляет человека напрягать силы, чтобы различать в мире предметы и события, иначе нет возможности освоиться и побороть страх перед возможными угрозами. Развитое зрение у человека, так же как острые слух и обоняние у животных, не позволяют воспринять цельность Мироздания и собственную слитность с ним, так как эти органы подготовлены для различения, служат средством борьбы и соперничества. Необходимо переступить через этот порог, духовно перерасти эти низменные склонности, которые являются следами былых давно устаревших актов творчества.
16
Удивительная книга, удивителен опыт, который в ней описан. Хочется познакомиться с автором, он кажется истинным мудрецом.
Его язык самобытен, представления схожи с идеями даосизма, но дело не в языке, а в его опыте единения с миром. Возможно этот старик знает нужные тебе ответы.
Почему он написал только одну книгу? Почему она мало кому известна? Ведь ее содержание бесценно!
Представь себе, его знания сейчас, возможно в разы шире чем, когда он писал книгу двадцать лет назад!
Нужно найти этого старика и попробовать уловить хотя бы намек на способ его откровения Сознанию. Пишут, что он живет затворником в заброшенной деревне на севере. Но названия деревень в различных статьях указаны разные. Нет ни его фото, ни каких-либо данных о родственниках.
Придется искать через издательство.
В редакции отвечают, что об этом авторе ничего не знают, советуют пообщаться с редактором книги, дают его контакты. Редактор звонки не принимает, но на сообщение отвечает. Пишет уклончиво, всеми способами пытается вежливо намекнуть, чтобы ты его не беспокоил.
Наконец он соглашается на встречу. При этом настаивает, чтобы все, что будет обговариваться не было передано третьим лицам.
Трудно в это поверить, но редактор утверждает, что никакого старика-мудреца нет, он сам сочинил его легенду, написал книгу. Весь проект - теперь ясно, что неудачный - был редакционным заданием, творческим экспериментом. Книга оказалась слишком сложной даже для искушенного читателя, спрос был низким, от продолжения проекта отказались.
Что интересно, сильного разочарования не ощущается. Только кажется странным смотреть на непримечательного с виду обывателя, каким выглядит этот редактор, и видеть в нем автора столь проникновенного текста.
Как это получилось? - спрашиваешь.
Говорит, что читал много автобиографических текстов, авторы которых верили, что им было явлено откровение божественного. Полученные знания он синтезировал и вывел образ мышления человека, которому свойственно стремление ко всему мистическому и сверхъестественному; человека, воображение которого порождает столь сильные образы величественных и всемогущих сил, что трудно в них не поверить.
Теперь ты чувствуешь себя одураченным. Этот редактор одновременно кажется мошенником, искусным пустословом, в то же время есть впечатление, что он лукавит. Может быть тебе просто не хочется верить, что его книга сплошное измышление.
Можно предположить, что этот эксперимент был лишь толчком к истинному творческому порыву, что руководил умом этого редактора. Вдохновение проникло в каждую его клеточку, итогом всего оказался неповторимый текст, ценность которого сам автор, будучи человеком подчиненным и слабовольным, не сумел признать.
Очевидно, что этот человек знает свою роль в жизни, примирился с ней, не ожидает ничего другого, потому не замечает своих исключительных способностей. Тебе же предписано не только познать ширину своих способностей, но также найти цель, данную Богом, ради воплощения которой эти способности будут применены.
Будь рад и доволен тем, что не знаешь своей роли в жизни - ведь раньше ты страдал от этого. Теперь ты интуитивно понимаешь, что для личности, которая ощущает себя лишней в обществе, на самом деле уготована особая судьба.
17
Телесная ткань может называться живой, когда в нее вдохнули жизнь, когда с ней связалось Творческое Начало, свойство которого ?- поток. Дух жизни следует понимать, как основу единого Сознания. Он проявляется во всех организмах, но это не значит, что всем отрыт доступ к Сознанию.
Воля Творца проявляется в различной степени в растениях, животных, но высшей степени откровение доступно лишь человеку, по причине того, что он обладает развитой нервной тканью, восприимчивость и многозадачность которой наиболее подготовлена к единению в Боге и творческому созиданию.
Побуждения и действия человека более осознанны, следовательно, в человеке меньше всего телесного противления творческому порыву. Постоянство материи является сильнейшей формой противления, человеком оно ощущается как сила привычки. Создатель относится к закостеневшей материи, как осознанная личность человека относится к собственному телу, при котором присутствует. Силам привычки трудно противостоять, но их можно изменить. Так же Творец преодолевает постоянство материи, оставляя в ней следы своего творчества.
Итак, нервные клетки человека, их взаимная организация, наиболее подготовлены к связи с творческим Духом. Эти клетки и их сплетения суть узлы, которыми Дух связан с материей. Что закодировано в живых клетках - есть следы творчества, точки отсчета для Бога в его созидательном порыве.
Миротворение никогда не останавливалось, оно продолжается в живых существах, лучшим инструментом из которых есть разумный человек.
Выражение Сознания - ощущение созерцательного присутствия в теле, при обстоятельствах, событиях.
Речевая способность человека дает возможность составить подробный отчет о прошлых состояниях, о текущих действиях и побуждениях - эта возможность является лучшим способом запечатлеть творческие достижения в их непосредственном становлении. Это порождает свободу и текучесть деятельности человека и Сознания в нем, без необходимости постоянно сохранять в материи - которая сопротивляется постоянством - каждый шаг преобразования.
Можно сделать вывод: Бог стремится проявить себя полностью в материальном мире, подчинить его себе, объединившись с ним. Акт созидания не есть акт единения, следовательно, Создатель не присваивает созданное, значит он бесконечно воспринимает противление материи, стремится преобразить ее, пользуясь живыми существами, проявляясь в них как побуждающий поток, а в разумных существах также как вдохновение.
Творца не интересует создание новой материи, изобретение новых веществ - ведь мир завершен в себе самом - но ему нужны новые сочетания и формы. Потенциальная бесконечность возможных сочетаний и форм является первичной свободой, основой творчества как деятельного порождения идей. Человеческий ум лучше других подготовлен к порождению и обработке идей, поэтому он способен воспринимать свободу.
Бог открыт всему живому, смотрит сквозь каждого, развивает созидательные способности, лучшие из которых сохраняет во плоти, утверждая ее новую форму, а носителей худших талантов, неприспособившихся, безжалостно отсеивает.
18
Теперь ты знаешь кратчайший путь к растворению в мире - через силу любви. Опыт любви доказывает, что Создатель стремится к единению со всем, что создано. Разделение между телами условно, подчинено потребности выживать ради воплощения творческих идей, либо ради продолжения рода, если жизненная цель не достигнута.
Интуитивное понимание, что все живое подобно друг другу есть основа сочувствия, которое тем сильнее, чем больше степень подобия. Сила сочувствия между людьми воплощается в самопожертвовании, которое есть явное доказательство временности разделения между живыми организмами. Любовь к человеку и готовность пожертвовать жизнь ради него говорит о стремлении к объединению с ним в одну личность.
Есть личности готовые отдать жизнь в борьбе против уничтожения природы. Можно предположить, что они остро, более чем другие, чувствуют связи со всем органическим миром, поэтому готовы пожертвовать личным в пользу всеобщего.
Важно брать пример с людей сильных волей, которые свою жизнь ценят не более чем жизнь других, которые бесстрашны перед самолюбивыми побуждениями властных людей. Им дарована одухотворенность, Божественное Сознание смотрит сквозь них в наибольшей степени.
Но ты должен открыться любви всеобъемлющей меры, любви, которая способна, подобно бесконечно протяженным лучам, освещать все, чего касается. Любви, которая будто неисчерпаемый источник тепла, пропитывает каждый клочок Мироздания. Ведь любовь и есть та сила, которая связывает и упорядочивает многообразие форм мира, любовь наполняет бытие Бога, без нее ничто не мыслимо.
Важно напоминать себе, что речь не идет о любви, которая ощущается каждым человеком в отдельности (если ему повезло ее испытать). Она лишь некоторая степень выражения любви Божественной, эта ограниченность обусловлена замкнутостью человеческого организма, его автономностью.
Значит, необходимо найти пути открытия себя миру и любви, что его наполняет. Для этого придется временно отрешиться от всего человеческого в пользу природного.
Присутствие среди людей отвлекает от главной задачи тем, что приходится принимать правила поведения, которые навязываются людской средой. Встречаешь человека, замечаешь, что он пытается произвести впечатление, ждет от тебя того же, все это оборачивается соперничеством в определении, кто из вас двоих выше по положению, кто играет более выгодную роль в обществе. Много ли выгоды ты получишь от подобного поведения? Выгода будет только если ты принимаешь правила игры, вклиниваешься в поток людских отношений, построенных на принципах соперничества. Даже сотрудничество и взаимопомощь часто подчинены необходимости соперничать между группами людей. В итоге все выстраиваются в некое подобие пирамиды из людей, в которой чем ниже расположен человек, тем менее значимым считается его выпадение.
Следует выбраться за пределы этой пирамиды. Ничто мелочное и временное не должно отвлекать от главной задачи. Сознание обыденного самолюбивого человека занято животными стремлениями возвыситься над соседями, тогда как Божественное Сознание занято развитием и становлением Мироздания. Чтобы приблизиться к чистому божественному состоянию ума, нужно мыслить мерилами Бога. Именно такие организмы ему нужны для созидания - готовые к откровению и воспринимающие творческий порыв во всей его мощи. Те же личности, которые заняты мелочным противостоянием, одарены лишь тусклым лучом Сознания, которое присутствует в них на случай проявления редких, но интересных сочетаний, что могут образоваться в результате их изощренной междоусобной борьбы.
В тесноте людской жизни все подчинено необходимости нравиться друг другу, что порождает новую потребность - примерять для себя те или иные роли. Ведь даже рассуждения о качествах вроде доброты, смелости, целеустремленности, жертвенности, заботливости и все якобы мудрые изречения о том, каким должен быть человек сводятся к одному требованию: нравиться окружающим.
Нужно освободиться от этого бремени, перестать примерять на себя роли, которые были бы похвальны в обществе.
То, что люди называют "взрослым цивилизованным человеком" или "самодостаточной личностью" втайне понимается каждым как возможность важничать, кичась своими воображаемыми достоинствами. Хотя в действительности все они стремятся стать выше других в какой-либо узкопрофильной сфере, либо стать хозяевами своего маленького дела, в надежде что оно вырастет; тем самым ограничивают себя искусственными рамками, в пределах которых будут чувствовать себя познавшими жизнь, набравшимися мудрости. Все что нужно им делать оставшуюся жизнь - держаться подальше от обстоятельств, в которых они могли бы оказаться в состоянии растерянности и проявить неопытность. Иначе они попадут в положение малого ребенка, который оказался вдали от дома и забыл к нему дорогу. А как только найдет дорогу, сломя голову бежит ко всему, что знакомо, уютно, предсказуемо, испытано, что позволяет важничать и называть себя знатоком.
Твоя задача - отвлечься от людей, направить внимание на божественное присутствие в мире, вобрать силу Духа, чтобы раствориться в природе и соединиться с Мирозданием, тогда ты узнаешь о своей истинной роли, о поручении, воплощению которого ты будешь служить по возвращению к обыденной жизни. Что придется вернуться ты уже предчувствуешь - ведь твоя душа станет бездонным вместилищем любви и знания, которыми нужно будет делиться.
19
Будет недостаточно добиться расширения осознанности, чтобы достичь единения с Богом. Мысленная работа в этом направлении лишь приближает его к тебе, но этого мало, так как ты сам доложен сделать шаг навстречу.
Мыслить ты можешь только категориями человеческого языка, тогда как Бог есть сама мысль, действие и всеобщее преображение. Его категории - всемогущество, вневременность, безотносительность, то есть все то, что не удержать разуму человека. Божественное Сознание проявляется присутствием при его творениях, следы в материи суть для него память о преображениях, различные формы материи есть образы памяти, а законы природы - категории мышления Творца.
Кажется, что, познав законы природы, познаешь и замыслы Бога. Но бесконечное многообразие законов трудно постичь даже с помощью многовекового опыта науки; вдобавок ко всему, природные принципы приходится выражать языком человеческого разума, чего недостаточно, так как даже язык математики сильно ограничен в своих средствах.
Препятствием для взаимопонимания личности человека с Богом в себе является численное отношение многообразия в устройстве человека, к многообразию в устройстве Вселенной. Полученное из этого отношения значение столь мало, что может показаться будто нет никакой надежды для возможности единения с Творцом. Его Вселенная есть столь великий организм, что организм человеческий против нее незаметен. Многообразие в устройстве человеческого организма порождает исключительность и самобытность Сознания, что в нем присутствует. Поэтому люди довольно хорошо друг друга понимают, но чувствуют себя чуждыми по отношению к остальному живому миру, который кажется им загадкой. Многообразие Создателя бесконечно, следовательно, его Сознание настолько неповторимо, что для этого не может быть исчислено никакой степени сравнения, поэтому его называют Абсолют.
Значит, кратчайший путь к единению в Боге должен быть выражен в отказе от собственной людской исключительности в пользу божественной. Чтобы обрести власть Бога, нужно отказаться от личности.
В самом деле, именно самолюбивое признание своей особенности, жажда свободы для собственной личности есть истинное препятствие. Самолюбием человек отгораживается от мира, который открыт ему - стоит только протянуть руку. Ты сам, как личность - частичка вселенского многообразия. Стремясь слиться с миром, ты идешь навстречу его Воле, отказываешься от ограниченности телесного духа в пользу безмерности Духа Вселенского.
С осознания необходимости единения с природой должен начаться путь к истинному бессмертию, которое не просто отрицание смерти, но совершенное понимание твоего вечного божественного присутствия в каждом живом организме и вселенском организме вообще. Твое понимание божественного присутствия сейчас это лишь умозрительный вывод из внутреннего опыта, который подкреплен силой веры в его истинность. Совершенным понимание будет, когда ты достигнешь состояния растворения в мире, когда телесные рамки перестанут быть препятствием к свободе.
Важно помнить, что рожден - не значит возник, но лишь пробужден ради определенной цели, осознание и воплощение которой есть смысл жизни. Смерть страшна лишь телу - стремление которого к выживанию есть след древних преобразований; этот инстинкт позволяет организму продлить время своей службы в условиях соперничества ради служения поставленной Богом цели. Когда устранишь мнимую угрозу, которую называют страхом перед смертью, тогда научишься ощущать себя бессмертным, будешь готов перейти к вечному присутствию Сознания, с его пробуждением и засыпанием в теле каждого живого существа.
20
Приезжают без приглашения, рассказывают о родственных связях и обязанности заботиться друг о друге, говорят, что беспокоятся о твоем здоровье.
С чего они взяли, что есть проблемы со здоровьем?
Твое поведение якобы стало странным, увольнение из университета показалось им неожиданностью, переезд за город, отсутствие связи с тобой, все это их якобы обеспокоило. И в целом, твой образ жизни в уединении кажется им неприемлемым.
Но где были все эти родственники еще неделю назад? Со дня смерти матери много лет не было видно всех этих теток, двоюродных братьев, сестер и остальных...
Выходит, что пока ты живешь обыденной размеренной жизнью, как все, то ты - в порядке. Нет нужды узнавать, как тебе живется, каковы твои заботы и интересы, каковы планы и цели. Когда же о тебе ничего не слышно, с тобой никак не связаться, твоего адреса не найти - при этом ты не хочешь, чтобы тебя тревожили - делают вывод, что с тобой что-то не так. Ты выпадаешь из потока людской жизни, который находится под властью общественных привычек, следовательно, тебя нужно втянуть обратно.
Необходимо дождаться, когда эти так называемые родственники уберутся, после чего продать дом и переехать за сотни километров, чтобы никто не мог тебя потревожить, чтобы не было соседей, не было новых навязчивых знакомств. Обустроить свой новый дом так, чтобы не было напоминаний о современной цивилизации, не было того, что принято считать удобствами и уютом.
Жить с того, что дает земля, терпеливо пережидать недостаток пищи, а избыток считать случайностью, которая вовсе не радует, скорее угрожает твоей выдержке.
От современной одежды следует избавиться, прикрывать свое тело просторной тканью, увязав ее бечевкой.
Не пользоваться современными средствами гигиены - только свежая родниковая вода может по-настоящему очистить тело.
Закалять себя холодом, чтобы никакие страсти не могли подточить твою волю.
Не читать больше книг - от них мысли становятся противоречивыми, а идеи спутанными.
Вести созерцательную жизнь, не пытаться отделять вещи и события друг от друга, обобщать наблюдаемое, обнаруживать связи.
Оставить попытки вести учет времени. Подчиниться потоку событий, соединиться волей со всем движимым.
Не воображать будущее - чтобы навсегда избавиться от наивных ожиданий.
Не пытаться переосмыслить прошлое - оно лишь тень былых событий, рыхлый след образов, что были впитаны, но всегда могут быть переписаны воображением.
Учиться перенаправлять внимание с мельчайшего на величайшее, чтобы усвоить их равенство и взаимозависимость.
Это будет новая жизнь в умиротворении и сосредоточенности, жизнь, открытая Божественному Сознанию. Это должен быть переход к состоянию озарения, когда Божественное присутствие проявится не только каким оно есть, искаженное человеческим умом, но как Вселенское присутствие. Тогда будет дана возможность охватить Сознанием весь мир в его единстве и многообразии, чтобы узнать какова роль отведена каждому условному существу и предмету. В тот момент станет известной роль твоей личности в творческом становлении мира.
Ищи откровение Сознания, но будь готов вернуться к обыденной человеческой жизни. Интуитивно ты понимаешь, что откровение не будет сложным, ведь каждый раз, когда ты говоришь о Боге, ты говоришь о самом себе - нужно лишь отвлечься от телесной необходимости. Но будет ли простым путь обратно? Это вряд ли. Ведь в твоем теле останется след Божественного опыта, ты сможешь познать Мироздание не с какой-либо одной точки зрения, от которой не может отрешится разум человека, но со всех возможных точек одновременно.
Ты уже не будешь уделять внимание животным потребностям организма; общественные отношения будут казаться слишком мелочными, бытовые заботы преходящими, а современные твоему поколению увлечения странными и бестолковыми.
21
Признай, что ты не ожидал столь трудного испытания холодом. Хорошо, что переезд в новый дом совпал с началом весны - впереди много времени, чтобы подготовиться. Нужно будет закалять тело холодом даже в самые жаркие дни. Настроить организм на готовность к перепаду температур, к длительному переохлаждению. Нельзя давать телу возможность расслабляться, а его системам распределения тепла перестраиваться на летний режим.
Вообще, слишком изнежилось человеческое тело, спрятанное под одеждой и кровом дома. Когда будешь готов, начнешь жизнь под открытым небом. Суровость природных стихий страшна только слабой плоти; но в теле присутствует Воля Божья, которая удерживает все стихии в равновесии. Значит ты способен не только подчинить себе силу природных стихий, как мог бы подумать самолюбивый человеческий разум, но соединиться с ними в одно целое, стать природой во плоти; или можно сказать - плотью самой природы. Ведь тебе уже знаком интуитивный опыт растворения в бесконечном мире и его проникновение в тебя, опыт, который ощущается как потенциальная возможность быть в любой точке Вселенной, в то же время воспринимать все ее точки сразу.
Говоришь себе: "я дрожу" или "я от холода свернулся в клубок" - но на самом деле автономные нервные центры взяли на себя полное управление телом, принуждая мышцы к ритмичным сокращениям, которые производят тепло, нужное для борьбы с переохлаждением; эти же центры побуждают мышцы действовать по укоренившемуся в вековом опыте порядку, в результате ощущается трудно преодолимое стремление тела свернуться как можно плотнее, чтобы уменьшить потери тепла. Следовательно, все твое Я проявляется лишь в запоздалом отчете о текущих состояниях тела и о его машинальных действиях, направленных на выживание. Деятельность сознания при пограничных состояниях организма - это лишь сбор данных; а так как твое Я есть Бог, присутствующий в теле, значит ты не должен завышать ценность своей личности и своего тела перед другими, в которых ты также присутствуешь. Но необходимо знать свое предназначение. Раз тело дано, имеет личностную память, то в нем сохранены потенциальные возможности, что должны выть реализованы. Требуется узнать эти возможности, для чего придется отрешиться от тела, чтобы увидеть его со стороны как материальный инструмент творчества.
22
Только теперь, когда ты отказался от привычных вещей, привычной пищи, привычных увлечений, стало понятным насколько человек, который называет себя цивилизованным, привязан заботами к своему бытовому окружению. Он тратит свою жизнь на уход за неуклонно портящимися вещами, о которых после забывает. Тратит жизнь на сиюминутные увлечения, которые в будущем вспоминаются как странные, будто чужие.
Если бы кто предложил сейчас вернуться к прошлой жизни, ты бы наотрез отказался. Это воспринялось бы как угроза приобретенной свободе и власти над всем телесным.
Нужно укреплять эту свободу, чаще бывать вне дома, вовсе не думать о прошлой жизни, все мысли посвящать идее божественной безграничности.
Следует подготовить свое тело к следующему шагу: полного отрешения от предметности в пользу исключительно разумной деятельности. Пропускать мимо внимания попытки организма протолкнуть в твое Сознание признаки какого-либо влечения или потребности. Питаться силами природы, искать возможности возвыситься над ними, пробовать охватить личностным сознанием все большую часть Мироздания. Что будет в итоге нельзя предугадать. Только твердая вера в необходимость растворения в мире Бога не даст свернуть с начатого пути.
23
Заметь, что голод уже не чувствуется, к пище не тянет, нет былых мучений, когда хотелось съесть что-то вкусное. Ты ешь будто по расписанию, помня о том, что телу и разуму нужны силы.
Еда уже не отличается по вкусу и сытности. Осталась лишь память об ее вреде и пользе.
Иногда даже забываешь поесть. При этом ощущается прилив сил, степень которого зависит от погодных условий. Ясные летние дни не кажутся жаркими, солнечное тепло подпитывает тело. В пасмурные дни наоборот - сил становится чуть меньше. В такие дни хочется ходить босыми ногами по земле, которая еще хранит остатки солнечного тепла. Но дожди более не кажутся холодными, возникает желание гулять под ливнем, впитывая всем телом потенциальную силу грозовых туч.
Все это значит, что ты теперь более остро чувствуешь природные стихии, улавливаешь близость своего Сознания со всем Мирозданием. Дождь, гроза и ураганный ветер не ощущаются как угроза, ты чувствуешь их подвластность - ты будто пропускаешь стихию сквозь себя, хватаешь узду и мягко отпускаешь ее вперед, воспринимая весь потенциал сил, что в стихии содержится.
Сейчас ты все еще чувствуешь нехватку сил, но уже интуитивно знаешь о бесконечном их запасе в Мироздании. Следующим шагом должен стать отказ от пищи и жизнь тела за счет энергии Вселенной. Переход должен быть постепенным, нужно дождаться момента, когда связь с Мирозданием перестанет ускользать из рук, когда понимание неисчерпаемости сил природы перестанет быть только интуитивным, станет осознанным.
Это должно быть последним рубежом перед становлением в Боге. Останется познать цель своей жизни, вернуться к телу и воплотить задуманное Творцом.
24
Следовало ожидать, что местные жители разнесут молву про отшельника, что поселился около леса. В своей отрешенности ты не замечал проезжающих мимо, наивно надеялся, что отдаленность твоего дома от остальных достаточна для того, чтобы не привлекать внимание. Но воображение людей дорисовывает то, что они не видят, им хочется делиться этим друг с другом. В результате родственники снова нашли тебя.
В этот раз они поступают осторожнее, не приезжают все вместе - чтобы не давить массовостью - подсылают двоюродного брата, надеясь, что память о твоей с ним детской дружбе поможет сломить твое упорство.
Наивные. Дружба была краткой, временной, к тому же отношения в детстве перечеркиваются взрослением ума.
Он говорит, что ты сильно исхудал, выглядишь изможденным. Темная, сухая, землистого оттенка кожа, потрескавшиеся губы, спутанная борода, всклоченные волосы с проседью, глубокие морщины на лбу, отсутствующий взгляд. Всеми этими словами он пытается убедить тебя, что ты болен. Но это лишь внешнее описание, которое не имеет ничего общего с внутренним состоянием. Каждый день ты ощущаешь нарастающую легкость, сосредоточенность на умственной работе и вдохновение, когда образовываются новые идеи и обобщающие понятия.
Ему хочется знать о мотивах, что побудили тебя к жизни здесь. Стоит ли пытаться ему что-то разъяснять? Чтобы понять, он должен осуществить ту же умственную и духовную работу, которую выполняешь ты. Что невозможно.
Спрашивает о мотивах только для того, чтобы попытаться найти в твоих объяснениях противоречия. За его вопросом чувствуется готовность переубеждать, давить, спорить, разглагольствовать о том, что правильно, а что нет.
Говорит, что не может оставить тебя в покое, так как за ним стоят родственники, которые якобы чувствуют ответственность за твою судьбу, не хотят оставлять тебя наедине с болезнью.
Ответить грубостью? Быть с каждым из родственников грубым до такой степени, пока они предсказуемо обидятся и наконец уедут? После чего сменить место жительства?
Но будут и другие мнимые благожелатели, которым захочется втянуть тебя обратно в людскую взаимозависимость, ведь для них свобода и жизнь в Божественном Сознании это болезнь.
Предлагает встретиться с человеком, писателем, который заинтересовался твоей историей и хочет познакомиться. Человек якобы умный, вежливый и ненавязчивый, просит недолгого общения, только ради исследовательского интереса.
Предложение настораживает. Особенно странным кажется его ультимативность: либо встреча с этим человеком, либо родственники останутся здесь дежурить по очереди до тех пор, пока ты сам или под принуждением "уполномоченных организаций" вернешься к "нормальной жизни", начнешь лечение.