Да ещё к оным: Призрак Димитрия; Призрак Чёрного Монаха;
И, также: Лица народного фольклора и народного лиха;
Лица королевского, дворянского и духовного быта, и с ними:
немцы и поляки, стрельцы и казаки, стольные граждане и волостные, вольный люд и холопы.
___________
Итак,
Вот - сия историческая драма,
Коя представляет собой изображение судьбы первого Императора
Всея Европы в России, Императора Великого Крестового Похода,
Задуманного и несостоявшегося,
К несчастью любви обретённой и скоро погубленной,
К правде всех переворотов, слишком поспешных и неумолимых,
И ко стыдам всех исторических ошибок, обманов и заблуждений.
Сия история есть история странно-явленного Царя Димитрия Углицкого,
С образом коего связано происхождение имени ЛжеДмитрий 1,
В рассказах и свидетельствах о коем,
До сих пор имеет место свет многих таин.
___________
(26 февраля 2013г; Москва)
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
"До Воцарения".
КАРТИНА ПЕРВАЯ: Москва. Кремль.
Сцена 1: Вечереет. Монахи в тени, безлики возле царского дома.
ПЕРВЫЙ МОНАХ: Не знак ли? Град Царю возводится цареубийцей!
Ты слышал? Годунов же думает о св^ятом дне.
ВТОРОЙ МОНАХ: Цареубийца тот Москва, сам град есьм по себе,
Ещё от Кучки. Царю коль быть - цареубийце править.
ПЕРВЫЙ МОНАХ: Но коль убийцы два[*1], то, что же - два тогда царя?
Кого же в боге славить?
ВТОРОЙ МОНАХ: .../ирония, ^подсмех/........Уж точно, ни тебя и ни меня.
ТРЕТИЙ МОНАХ: Но Весть саму.
ОБА ДР. ВМЕСТЕ: Весть?
ТРЕТИЙ МОНАХ: Весть, да: та учит и царя по ветру.
ДВОЕ ДРУГИХ: Чшшшш....
Сцена 2: В царских палатах. Борис, Ксения и ближние бояре.
ГОДУНОВ: Ах, Ксения, ты всё грустишь о нём,
О принце Датском. Скорблю и я,
Об отравл^енном Иоанне, витязе; -
Вы были б парой. Ах, не грусти.
Царь, истинно Царь, с тобою будет. -
Оставишь ныне, мне чтоб говорить
С боярами?
КСЕНИЯ: Отец, уж вечереет,
Я в ризницу пойду, к себе.
( Уходит. )
МСТИСЛАВСКИЙ: Царь, странные есть слухи.
ГОДУНОВ: О том ли страх, Мстиславский,
Что ты уже не первый воин?
МСТИСЛАВСКИЙ: /чуть обижаясь/: Тот также шутит, но он град строит по себе,
А в граде величает себя царь, ан - не Христос.
ГОДУНОВ: Бельский, собачий чёрт?
МСТИСЛАВСКИЙ: Он самый, царь, - опричник.
БОЯРЕ: Он рёк, царь, что он сам есть токмо царь града Борисова. И ещё он говорил...
ГОДУНОВ: Он говорил...о бунте?
БОЯРЕ: Он говорил, царь, что не ^пусты грёзы о спасении богоизбранна сына[*2].
ГОДУНОВ: Ах, вот что!
МСТИСЛАВСКИЙ: О том, ведь, и народ бормочет в землях.
БОЯРЕ: Те баломутят города;
Они сбираются в отряды,
Иль ходоками носят весть
О приближеньи ново-царства.
ГОДУНОВ: Ах, Бельский, были знаки мне...
Его казнить теперь, всем чтоб на вид!
Хоть тоже, впрочем, знак дурной -
Врага всех вражеств на Руси казнить...
Но как же ^иначе?! Ах, был ему чтоб страшный стыд!
Эй, писарь!
( служкина спешка; вокруг царя - ожидание. )
Сцена 3: Монахи. Их очертанные фигуры, в видах московских дальних сцен.
ПЕРВЫЙ МОНАХ: Господь бог зрит: сюда приходит сумрак!
ВТОРОЙ МОНАХ: Стена кремлёвская свят дух темницей ^манит;
Имеешь слух, имеешь образ, - облик будет дан,
Но что ты? Вор? Коль имя Бога тут помянешь, -
Антихриста что если призовёшь?!
ПЕРВЫЙ МОНАХ: Так нам теперь спасти пристало чудный слух, -
На то дух кары кар даёт нам знак;
Бежать тому, кто уж поостерёгся ухом; -
Григорий? ^Идём ли, спасать "царёву весть"?
ТРЕТИЙ МОНАХ: Точь весть царю, была о вести весть.
ПЕРВЫЙ МОНАХ: Он странный. Говорит так, будто не в себе. -
Берём его.
ВТОРОЙ МОНАХ: Берём и сгинем, и явимся там,
Где рады будут новым сыно-царствия словам.
( исчезают, уводят с собой третьего монаха Григория )
ДАЛЬНИЙ ГОМОН МОСКВИЧЕЙ: ...Сынов Москвы...
Один с Москвы...
Чертей хвосты,
Чертей хвосты за лесом!
Проклятие спошлёт нам Бельский.
( нет? не видны ли случайно хвосты из-под монашеских ряс у беглецов?
хвосты и длинные тени, а...?! )
Сцена 4 (чуть вдали): Наказание Бельского. (Английская машина-бородорвач.) Годунов с компанией в стороне.
БЕЛЬСКИЙ /кричит от боли, с вырываемой в кровь бородой/: Ай, славно, царь!
Ай, спасибо, Боголеп! Попомнишь меня ещё, Боголеп! Ай, в кровь душу попомнишь!
ГОМОН ЛЮДА: ......Батюшки, Господи!
Бояра из мужчин выгнали! [*3]
АНГЛИЧАНИН СМИТ*[4*]: /с акцентом, о бритье лиц/:
In Europe, the courtiers... мы этоу делатЪ сами. -
Мода.
МСТИСЛАВСКИЙ: ......... Всем модам мод - в России казнь.
БЕЛЬСКИЙ: /крики в стороне/ ............Ай!...........Ай!
ГОДУНОВ: Не с Нами быть хотел, Богдан;
Так поучайся в тюрьмах, без брады и с мужиками.
СМИТ: ........Machine ist льучший instrument...культуръы,
Царръ Госьюдарръ.
ШЕРЕМЕТЕВ: /чуть сторонне царской компании/:
Глядь, уж по всем тут в моде оскорбление натуры.
( Бельского заковывают и ссылают. )
_______________________________
КАРТИНА 2: Земли Северские.
Сцена 1: Опальные, беглые холопы, разбойники, странные люди. Пустой час.
ВЕСТНИК: Царь! Точно я видал, истинный Царь!
СУПОСТАТ: И он каков? Он с царским златом?
ДУШЕГУБ: ...Борис лишь с царским златом: сеет пришлым мертвецам.[*5]. А ты - дурак.
РАТИТЕЛЬ: Ибо не надобно злато для царя, чтобы ему царём быть. Ибо само злато к царю идёт, коли он царь. Ибо узнает государя в нём и холоп, и боярин. - И недруг, и стрелец, и челядин.
БАЛДА: Когда идёт себе, с лицом красивым! .....
СУПОСТАТ: /в общий подсмех/: ...Монах же, тот идёт в Иерусалим.
ДУШЕГУБ: /к Вестнику/: Один ли он, твой царь? Иль с силой?
ВЕСТНИК: Иванов сын СРЕДЬ НАС! в народе ищет смысл!
РАТИТЕЛЬ: Бог, не иначе, зрит....
( появляется Блаженный, проходит мимо )
БЛАЖЕННЫЙ: Скрылся царь в своём лесу,
C бородавкой на носу;
Царский нос не ищет злато,
Хочет он шальную бабу.
БАЛДА: А, вот, как ^по лбу! ..... / замахивается /
ДУШЕГУБ: ...... Не смей дитя сие обидеть!
Он зрит, чего нам не увидеть.
СУПОСТАТ: / вдруг показывает в неожиданную сторону /:
Постой! Там будто б...призрак виден!
( Является Призрак:
Царь ли, не Царь? - Димитрий, Лжедимитрий? )
ПРИЗРАК: Когда обрею бороду свою,
Там боль с холопом разделю [*6] - [изначальный смысл "холоп", в пример Бельского]
И царство новое построю на Руси.
Я сделаю Москву, как Новый Рим
И разницу границ в мирах сотру;
Допонимать отца не должен будет сын,
Сыноубийцей чтоб не стать отцу.
[истоки арианства, наследие позднего трансцендентального эллинизма + также: - у Грозного, как известно, было
два роковых сына: одного он сам убил, а другой чудесно явился, от убийц спасённый]
( Волшебным эффектом Призрак изчезает. )
БАЛДА: Он - чёрт ли? Чудо-человек?
ДУШЕГУБ: Какой же чёрт, коль царь.
Сцена 2: Острог. Утро. Монахи.
ВАРЛААМ: Ушёл когда, он, дескать, обещал вернуться. -
Цена ль есть клятве данной, друг Григорий?
МИСАИЛ: Хъэ! Брат во Христе[*7], кой в Гоще гость....
ВАРЛААМ: Его должны вернуть мы. Миссию ему исполнить
Надобно; - нам не иначе, как идти за ним.
МИСАИЛ: Да-да, пока не сделался другим он!
ВАРЛААМ: Так поспешим же, брат Мисаил! Ибо ему
Намечено святым стать самим богом.
МИСАИЛ: / с иронией/ ...Да ты лишь разве, Варлаам,
Не очень-то спешишь к Свят Гробу.
ВАРЛААМ: Чтоб было мне потом что рассказать гробам:
Как промысел Матфея [*8] раз мне указал дорогу.
( собираются, уходят )
Сцена 3: Гоща. В ночь после Пасхи. Ещё слышатся отголоски песнопений. - Фигура Григория; он ли? - он один. (Не вполне различимых черт его фигура.)
ФИГУРА ГРИГОРИЯ: Кругом теперь одна лишь та опасность:
Быть ^узнанным. - Так лишь и постигаю
Данную мне раз свободу быть собой.
Но знаю: всё, что повлечёт меня назад изгоем
Пр^ибыть во Москву есть Зло. Слепое, грубое -
Зовёт по имени Григорий, и зрит лишь душу в чёрном. -
Сколь хорошо теперь мне постигать (учение) своё,
Без оных всех; - к монахам тем, к иудам не вернусь я боле!
( ему слышатся дальние голоса )
ГОЛОСА: В вере лишь той сущий есть Бог, в коей он - Абсолют, границы прешедший.