Гимадисламов Фаниль Фаритович : другие произведения.

Последнее дело Геракла

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Из юмористического цикла о гангстере Джордже Адамсе

  ПОСЛЕДНЕЕ ДЕЛО ГЕРАКЛА
  (Криминальный рассказ)
  
  Большинство рассказов о неунывающем гангстере Джордже Адамсе по прозвищу Геракл были написаны в конце 70-х годов и поэтому в точности отражают именно ту эпоху. Можно сказать, что они плод и дитя того периода нашей истории. Более того, атрибуты времени так или иначе оживают на страницах повествования. По истечении многих лет я нашел их в своем литературном архиве и, перечитав, не стал что-либо менять в рассказе, иначе это стало бы новым произведением, в котором невольно возникло много путанных ситуаций и реалий. Примите эти рассказы, как весточку из прошлого, как наше тогдашнее видение западного образа жизни.
  
  Луна уже взошла, когда Джордж Адамс вышел из дома.
  Кривое светило - луна - едва освещало землю. Не луна - одно название.
  Однако было светло. Фонари на улицах превращали темноту в ничто. Несмотря на обилие освещенности, людей не было. Казалось, город вымер.
  Адамс шел бодрым шагом. Ему не было смысла выдавать себя за бессильного старца. Бывшему бравому гангстеру было много лет (около 80-ти), но это для обычного человека много. Но Адамс был феноменом, поэтому сохранился великолепно. Как мясо мамонта в вечной мерзлоте - если уместно такое сравнение.
  Люди неосведомленные не давали ему больше 50-ти. Гангстер на старости уже не занимался прежними делами. Подвиги, отсидки и последующие криминальные разборки остались в прошлом. Привыкший к бурной жизни, теперь он тосковал по приключениям.
   Есть люди, для которых спокойствие и постоянство равносильно смерти. Адамс был именно таким индивидуумом. Поэтому он всю жизнь с энергией искал для себя ту область, где ему выпала бы возможность полностью проявить свои многосторонние дарования. Не прекращал он своих исканий и в старости.
  Кстати, его вчера разыскал старинный друг Дик Полосатый и предложил работать на пару.
  - О, кэй! - обрадовался престарелый гангстер.
  Руки действительно соскучились по делу.
  Суть предложения сводилась к следующему. Оказывается, Дик не терял времени даром и все время, пока друзья не виделись, сидел дома и изобретал.
  В результате длительных испытаний талантливый бандит придумал и собрал из деталей самый лучший в мире компьютер.
  - Мне нужен программист! - откровенно предложил изобретатель.
  - Я согласен, - ответил ему в тон Адамс, - только я не умею программировать.
  - Это не проблема. Научишься.
  - По рукам.
  Организационную сторону бизнеса взял на себя Дик, а все остальное, согласно договоренности, падало тяжким бременем на Джорджа. Бременем?
  Пожалуй, да. Никаких познаний для составления программ, понятное дело, у новоявленного программиста не было. Но, как полагал сам Адамс, неимение этих качеств как раз и рождало почву для столь желанных приключений.
  Собранный Диком компьютер при умелом использовании сулил большой барыш. Дик обещал половину. Так что Адамсу не стоило тянуть с началом работы.
  Договорились начать бизнес с утра. Стало быть, надо наладить накануне аппаратуру и по мере сил освоить программирование. Этому решили посвятить нынешний вечер.
  Занятый радужными мыслями, Адамс как-то незаметно добрался до здания, помещение в котором снимал Дик.
  - Ого! - невольно восхитился предприимчивости сообщника - нет, партнера! - Адамс.
  Все близлежащие заборы и стены были облеплены плакатами.
  - Ну-ка, ну-ка! - Адамс подошел ближе к одному из плакатов.
  Содержание афиш можно было передать одним предложением:
  
  "Необычный компьютер третьего поколения
  дает ответы на самые разнообразные вопросы
  во всех сферах жизни и бизнеса".
  
  Начало было обнадеживающим.
  Адамс нажал кнопку звонка, и где-то в глубине зала раздался звук полицейской сирены. То было хитроумное устройство, имитирующее трель дверного звонка.
  Хозяин не заставил себя долго ждать. Он появился из маленькой комнатки справа и, узнав в пришедшем своего приятеля, поспешил открыть ему дверь.
  - Проходи, прямо сейчас и начнем, - Дик был настроен благодушно.
  Адамс прошел. Но, не изменяя привычке, успел проследить, какие именно движения необходимы, чтобы запереть входную дверь.
  - Порядок! - Дик повернулся к гангстеру, закончив свое нелегкое дело.
  Надо заметить, задвижка была его собственной конструкции и в силу этого являлась довольно сложной и бестолковой конструкцией.
  - Я могу посмотреть компьютер? - поинтересовался Адамс.
  Он не смог удержать волнение. И любопытство - тоже...
  Дик и Адамс прошли в просторную комнату со стеклянными стенами. Половину ее занимал поблескивающий никелированными гранями искусственный мозг.
  - Вот оно - мое детище! - гордо произнес Дик.
  Тут было чем гордиться.
  Тот, кто когда-то видел панель приборов большого реактивного самолета, может представить себе некоторое представление о машине Дика. Остальным людям вряд ли удастся сложить определенное впечатление, поскольку им в жизни не пришлось наблюдать такого чуда.
  Итак, перед ними находилось сложное и красивое устройство.
  - Произведение двух лет напряженного труда, - подчеркнул изобретатель.
  Небрежным нажатием на одну из многочисленным клавиш создатель включил своего монстра.
  - Класс! - Адамс был потрясен.
  Замигали разноцветные табло, вспыхнули глазки индикаторов и, наконец, внутри железного ящика застрекотали какие-то шестеренки или бобины.
  После длительного стрекота машина зажгла на панели надпись о готовности к работе. Вспыхнули лампочки освещения рабочего стола оператора, демонстрируя тем самым всю мощь и колоссальность творения Дика.
  - Никогда не подозревал в тебе гения, - воскликнул восхищенно Адамс.
  Дик понимающе кивнул.
  Адамс, возможно, несколько преувеличивал способности Дика. Но в целом он не очень далек от истины, подумал, зардевшись, Дик.
  Адамс помялся.
  - А теперь... для большей убедительности и наглядности не мешало бы продемонстрировать работу этого монстра, - с надеждой в голосе попросил Адамс.
  Пока Дик копался в бумагах, он с нескрываемым интересом глядел на стоявшую грозно махину.
  - Геркулес, подойди к аппарату, - обратился к Адамс приятель, назвав его старинным прозвищем.
  Адамс подошел.
  - А теперь скажи что-нибудь в микрофон.
  - Я Джордж Адамс...
  - Не то. Геркулес, ты задай ему вопрос.
  - Вопрос?
  - Ну да. Что тебя интересует?
  - Меня?
  - Не будь истуканом.
  Адамс смутился:
  - Ну, хорошо...
  - Я тебя на время оставлю, - Дик улыбнулся, - а ты пока пообщайся со своим будущим партнером.
  С этими словами Дик взял в руки ящик с инструментами и ушел в соседнюю комнату.
  - Вот дела! - Адамс развел руками.
  Оставшись один, он наклонился к микрофону. Зачем-то осмотрел его со всех сторон и опустил свое старческое тело в крутящееся кожаное кресло.
  Впервые имея дело с искусственным мозгом, Адамс некоторое время не знал, с чего начать общение. Потом ему пришло в голову, что с компьютером можно просто поговорить по душам. Как человек с человеком.
  - Хорошая идея, - ободрил он сам себя.
  Стало быть, надо действовать. Какой вопрос задал бы Джордж Адамс, если на месте компьютера был бы человек?
  - Скажите, пожалуйста, - начал он как можно вежливее, - вы на самом деле можете с ходу ответить на любой вопрос?
  Было бы странно, если бы компьютер заговорил!
  Впрочем, если верить Дику, эта стальная махина должна была не только услышать его, но и дать разумный совет на любой поставленный перед нею вопрос.
  Искусственный разум! - вот что это такое.
  Адамс был потрясен: на табло зажглась синяя надпись: "Да". Это компьютер разговаривал с ним.
  Через секунду пришло разочарование. Односложные ответы "да" или "нет" вряд ли кому понравятся. Однако Адамс вспомнил, что Дик говорил о какой-то ленте и решил продолжать этот странный диалог с машиной.
  - Простите, что я задаю вопрос, на который вряд ли могу получить от вас ответ, но все же...
  На табло появилось: "Да".
  - Угадайте, как меня зовут.
  После этих слов компьютер завизжал. Длилось это недолго. Где-то внутри раздалось постукивание. Звук напоминал шум печатной машинки, производимый неумелой секретаршей.
  - Что это?
  Перед глазами Адамса поползла лента, словно из древнего телеграфа. Наклонившись к бумаге, Адамс с изумлением прочел на ней свое имя.
  - Умная машина, - зацокал он восторженно языком.
  Эксперименты надо продолжать. Загоревшись, Адамс загрузил машину вопросом о своем прошлом. Компьютер и тут знал, что ответить:
  "Гангстер-одиночка. В прошлом специализировался на взломе сейфов. Сейчас практически бросил прежние занятия".
  - Все правильно, - подумал Адамс.
  Некоторые неточности можно опустить.
  - Гм... - недовольно хмыкнул вслух Адамс.
  Ему захотелось задать такой вопрос, чтобы компьютер показал бы свою несостоятельность.
  - Помнится, в возрасте 25-ти лет мне пришлось грабить банк в Легии, - начал Адамс, - в этом деле я столкнулся с некоторыми непредвиденными трудностями. Мистер компьютерный мозг, не могли бы напомнить мне о сложностях, с которыми мне удалось справиться для достижения цели?
  Адамс скорчил гримасу.
  - Если мозг справится и с этим, то ему нет цены, - подумал гангстер.
  В ожидании ответа Адамс восстановил в своей цепкой памяти подробности той кошмарной ночи. Имея тогда в руках отлично выполненный план, вор надеялся провернуть дело в один прием. Тем более что к тому времени Адамс овладел мастерством взломщика настолько хорошо, что рискнул начать работать в одиночку. Почему бы и нет? Его опыт уже позволял преодолевать любые преграды, запоры, открывать замки т взламывать сейфы с лучшей защитой.
  Проникнув в банк в полном соответствии с правилами гангстерского искусства, Адамс ни в ком не возбудил подозрения, а наоборот усыпил в охранниках бдительность общепринятым способом. Теперь оставалось только, тихо мурлыкая, разрезать миниатюрным автогеном железную решетку, ведущую в хранилище. Ничего не предвещало опасности. Впрочем, Адамс преодолел это препятствие. Более того с такой же легкостью он проник и через вторую железную решетку.
  В углу комнаты имелась тяжелая чугунная дверь со сложной системой запоров. Адамс знал, что автогеном тут ничего не сделаешь. Разрезав обшивку, можно выпустить взрывающийся от пламени горелки горючий газ. Чтобы не допустить трагедии, Адамс решил просто вскрыть замки.
  Сигнализация была заблаговременно отключена, справиться с дверью для Адамса было несложно. Разложив перед собой инструменты, Адамс незамедлительно приступил к делу. В процессе работы он вдруг каким-то шестым чувством ощутил как позади него возникло что-то ужасное. Появление сопровождалось негромким шелестом. Так шумят шины "Мерседеса" на мокром асфальте.
  С нарастающим чувством страха Адамс обернулся. Ужас сковал его. Казалось, сама смерть покачивалась перед его глазами.
  - Индийская королевская кобра! - стукнуло в мозгу знатока зоологии.
  Именно эти слова появились теперь на ленте компьютера. Тогда Адамсу удалось выпутаться из щекотливого положения, в которое его загнали хитроумные секьюрити банка.
  Сомнений не было. Компьютер показал себя очень осведомленным аппаратом. Он выдавал информацию, которой обладали лишь два-три ближайших приятеля Адамса. Остальные попросту умерли, не успев написать мемуаров в виду поголовной неграмотности.
  - Каковы впечатления? - спросил вовремя появившийся в операторской Дик.
  - Ничто так не убеждает, как убедительные доводы, - отозвался потрясенный Адамс.
  
  С утра Адамс находился на своем рабочем месте. В фойе арендованного здания поставили журнальный столик, кресло, а для того, чтобы обеспечить комфорт, Дик выделил из загашника агрегат - то был небольшой вентилятор, который бесшумно гнал воздух.
  Против ожидания наплыва посетителей не наблюдалось. Если быть до конца честным, их не оказалось вовсе. Чтобы не страдать от вынужденного безделья, Адамс купил на углу книжку с незамысловатым названием: "Удары слева". Ее содержание не сильно отличалось от названия. Какой-то стальной супермен по ходу повествования совершал невероятные подвиги, спасал человечество. Прямо какой-то современный Геракл. Только создавалось ощущение, что древнегреческий герой попал в наш безумный век из прошлого и, не слишком разбираясь в нюансах современности, крушил все подряд.
  К счастью, Адамсу пришлось оторваться от столь изысканного и занимательного чтения.
  - Извините, я попал правильно, - раздался голос.
  Перед Адамсом стоял первый посетитель - 18-летний юноша с бледным лицом неудачливого влюбленного.
  - Правильно, - обрадовался Адамс.
  Он стал охотно рассказывать об удивительных возможностях компьютера, о перспективах в решении самых сложных задач.
  - Что у вас?
  - У меня трагедия на любовной почве, - краснея, объяснил юноша.
  - Замечательно. То есть это не очень хорошо для вас, но, думаю, наш компьютер в два счета решит вашу проблему. Прошу.
  Адамс подвел клиента к компьютеру и деликатно отошел в сторону.
  - Будьте предельно откровенны, - добавил Адамс, - тайна исповеди гарантируется.
  Юноша был несколько растерян. Он стал дуть в микрофон, стучать по нему пальцами, чихать в сторону табло. В общем, юноша не знал что делать, а между тем компьютер выдал на табло какую-то цифру.
  - Ого! - сказал юноша.
  - Не "ого", - поправил его Адамс, - а сумма, которую нужно уплатить, чтобы компьютер начал работать.
  - Какой умный аппарат, - восхитился неудачливый влюбленный.
  Найдя в кармане несколько банкнот, юноша опустил требуемую сумму в выдвинувшийся сбоку ящичек. Компьютер проглотил деньги и обрадовано загудел. На табло появилось: "Говорите".
  - Понимаете... - начал влюбленный.
  - Да, - отозвалось табло.
  Деньги на сообразительность искусственного разума воздействовали столь же благотворно, как и для натурального.
  Со своего места Адамс не видел, что рассказывает юноша, но, судя по всему, ему было что поведать машине. Когда дело было сделано, аппарат начал стрекотать, и Адамс подошел, чтобы вынуть начавшуюся выползать ленту.
  - Читайте, - протянул Джордж бумагу клиенту.
  Тот жадно начал читать машинописные строки.
  - Что он вам посоветовал? - спросил заинтригованный Адамс.
  Юноша смутился, откашлялся и сообщил:
  - Он убеждает меня, что с девушкой надо обращаться грубо. Мол, чем меньше женщину мы любим, тем больше нравимся мы ей. А что, надо попробовать, - с этими словами чрезвычайно обрадованный юноша ушел.
  На следующий день количество клиентов увеличилось вдвое. То есть за советом к компьютеру обратилось уже два человека.
  - Если увеличение пойдет такими темпами, мы очень быстро разбогатеем, - обрадовался Адамс.
  Он стал входить во вкус.
  Впрочем, первый клиент ушел сразу. Едва ознакомился с условиями предоставления услуги.
  Оказывается, он долго не мог получить с приятеля долг. Компьютер был готов дать надлежащий совет, однако клиенту сумма, требуемая для этого, показалась чересчур большой.
  Может быть, клиент прав, - подумал Адамс.
  В самом деле, долг составлял не намного больше, чем аппетит железного аппарата.
  Почти что след в след за кредитором пришел должник. Видимо, все они жили по соседству. В отличие от кредитора должник оказался не жадным. Похоже, он готов был уплатить любую сумму, лишь бы не возвращать долги.
  - Кровная вражда, - догадался Адамс.
  Впрочем, он мог и ошибаться.
  Иначе трудно объяснить поведение должника. Когда пришло время платить компьютеру, он стал сопеть носом, пыхтеть и всячески демонстрировать свое нежелание платить столь крупную сумму.
  - А нельзя ли договориться на более приемлемых условиях? - спросил должник в микрофон.
  - Можно, - выдал на ленте мозг, - только в этом случае совет будет не столь безупречен, каким мог быть при уплате надлежащей суммы.
  - Ого, он уже научился торговаться, - удивился Адамс.
  Столько интеллекта в железной машине гангстер не предполагал.
  - Могу предоставить за предложенные деньги только возможность отомстить кредитору, - продолжал гнуть свою линию мозг, - согласны на такие условия?
  Клиент безмолвно кивнул головой.
  - Он согласен, - пояснил Адамс.
  Клиент, похоже, не мог уразуметь, что компьютер не имеет возможности видеть кивки головой.
  - У вас есть знакомый, проживающий в одном из самых дальних районов города. В трущобах, например, Сиг-Айлена.
  Недогадливый клиент снова кивнул.
  Адамс пришел на помощь:
  - Да, он имеет такого знакомого.
  После небольшой паузы компьютер затарахтел, и из телеграфного отверстия стала выползать длинная лента:
  - Вам необходимо собрать требуемую сумму самой мелкой монетой, какую только найдете. Для беседы пригласите клиента в шикарный ресторан на окраине города. Ведите беседу обстоятельную, долгую, объясняя это тем, что приятель с деньгами должен прийти не скоро. Когда наступит темнота, вы предлагаете отправиться на квартиру, где с деньгами вас ожидает друг. Там вы остаетесь ночевать, а мешок с мелочью без всякого сожаления передаете растроганному кредитору. Для большей убедительности можете нашить этикетку с надписью "Деньги". Главное, чтобы этот мешок с разменной монетой был достаточно тяжелым, а поймать такси в районе являлось делом довольно проблематичным. Так что вашему кредитору придется тащить все на себе. Он узнает не только то, что чувствует грузчик в порту, но и на себе испытает все трудности перемещения в злополучном квартале воров и бандитов в ночное время суток.
  Адамс взглянул на должника. Так и есть. Тот мстительно улыбался. Предложенный компьютером гениальный план ему явно нравился.
  - До свидания, - он очень любезно распрощался с оператором машины.
  Адамс махнул ему приветливо рукой. Но его, пожалуй, не увидели.
  Мужчина торопился претворить предложение искусственного разума в жизнь.
  
  Так, с курьезами и удивительными приключениями, прошло несколько суток.
  Был еще какой-то кинорежиссер. Его мучил вопрос, какого дублера взять для съемки своего нового шедевра. Кинорежиссер - лысоватый с седыми кудряшками плотный мужчина - гордо сообщил название картины: "Лошади на взлете".
  Содержание фильма он пересказывать не стал, а сразу назвал имена двух претендентов. Его смущали некоторые обстоятельства: первый каскадер превосходно ездил на лошади, но совершенно не умел падать, а второй - падал просто великолепно, но, скорее всего, потому, что вовсе не умел ездить верхом.
  Режиссер был в сомнении: кого из этих славных парней взять на съемки.
  Компьютер сомнения разрешил сразу же. Он сообщил, что не надо приглашать на киносъемки ни того, ни другого, а разыскать известного каскадера и знаменитого в прошлом кинозвезду Джорджа Адамса. Так будет разумнее потратить большие деньги, выделенные для производства кинотрюков.
  Кинорежиссер тотчас бросился искать этого человека. Что и говорить, авторитет компьютера был непререкаем. Режиссер ушел. А Адамс остался в полном недоумении: откуда искусственный мозг знает Адамса как прославленного каскадера? Эти сведения соответствовали действительности. Но когда все было!..
  Компьютер не преувеличивал. Некогда Адамс действительно снимался в кино. Впрочем, это было однажды. Адамс снялся в единственном фильме, но какой это был фильм! Все трюки в картине выполнял Адамс сам. Зрители узнавали его на улицах, что сулило преступнику много неприятностей. Однако Адамс в целом остался доволен. Кинематографические успехи можно было теперь смело присоединить к своим великим достижениям.
  
  Итак, Джордж Адамс вновь попал на съемочную площадку.
  Конечно, если разбросанные по земле кучи песка можно назвать съемочной площадкой.
  Между тем этот кусок безжизненного пространства должен был попасть на пленку под названием "Пустыня".
  Согласно сценария Адамс, притворившись убитым, падал с лошади. Когда мимо него, лежащего на песке, проскакивали преследующие его люди, он должен был вскочить на ноги, догнать их в два-три прыжка одного из всадников. Одним ударом следовало сбить на землю ездока - именно ездока, а не лошадь (на репетиции каскадер несколько раз путал их) - и вскочить в седло. Догнав преследователей, расправиться с ними - вот конечная задача эпизода.
  И Адамс, надо сказать, это делал. Хотя он был далеко не молод, он прыгал как юная кинозвезда.
  Нелегко, конечно.
  Но Адамс не жаловался. Старик снова и снова падал с лошади, вскакивал на ноги, догонял противника. Режиссер оказался любителем повторных дублей. Он добивался совершенства. Не жалел ни пленки, ни каскадера.
  В довершение всех бед Адамс перед съемкой пришлось побрить свою седую бороду и усы. Его герой был негром - пресловутая политкорректность. А у негров, как известно, длинные бороды не в чести. Кроме того Адамса безжалостно загримировали. Грим все время пересыхал, неприятно стягивая кожу. Так что Адамс работал на съемочной площадке как негр - в прямом и переносном смысле этого слова.
  После дублей в пустыне сразу перешли к другому эпизоду. Теперь Адамс на полном скаку подлетал на лошади к обрыву и столь же стремительно срывался вниз. Вместе с лошадью. Специально обученной.
  Где-нибудь схитрить и сделать монтаж режиссер не хотел ни в какую. Трюк. Реальный трюк. Не меньше.
  И Адамс выполнял свое падение очень серьезно. Все двадцать дублей. Камера следила за его падением в речку с холодной методичностью первого киноаппарат братьев Люмьер. На двадцать первом дубле режиссер и оператор поняли, что кончилась пленка. Последние пять, наиболее удачных дублей, аппарат стрекотал впустую. Увлеченный талантливым исполнением трюка оператор не заметил ошибки.
  Пришлось повторять все снова и снова.
  Потом Адамсу еще пять раз пришлось прыгать с поезда на бегущую рядом лошадь. Только после этого режиссер остался доволен, а съемочный день подошел к концу.
  Новоявленный каскадер вернулся домой, усталы й и злой.
  Одно утешение: следующий день был выходной для Адамса. Снимали нестрюковые, лирические сцены.
  Адамс отправился на работу. Компьютер весь предыдущий день отдыхал. Теперь он с удовольствием мигал глазками, сверкал полированными боками и всячески демонстрировал свою радость. Чем не живое создание?
  Удобно расположившись за столиком, Адамс стал по обыкновению поджидать клиентов.
  Дверь отворилась. Вошел молодой человек. Лицо его было окрашено светлой радостью. Он панибратски обнял Адамса и, не дожидаясь приглашения, устроился в кресле напротив.
  - Все получилось просто замечательно, - начал он. - Моя девушка была со мной очень любезна. Ваш компьютер делает чудеса.
  Адамс стал припоминать этого чудака.
  - Неудачливый влюбленный, верно? - прервал он юношу.
  - Нет, - замахал руками счастливец, - это все прошлом. Все идет как надо.
  - Я рад за вас, - выпроводил восторженно посетителя Адамс. Кое-как выпроводил.
  Следующим был какой-то следователь.
  Сыщик расписал все подробносґти дела, которое вел, и теперь требовал какого-нибудь действенного совета, чтобы подстроить преступнику ловушку.
  Надо сказать, первая увлеченность компьютером у Адамса уже прошла, и он теперь уже не уделял своему умному другу прежнего внимания. Более того, компьютер стал для него чем-то привычґным, как телевизор или стереосистема.
  - Ну, давай, дружище!
   Застучало, заскрежетало, забренчало. Компьютер выдал план, удивительґно напоминающий эпизод из детективной книжки, которую Адамс читал здесь в свободґное от работы время.
  Следователь, видимо, не читал подобных произведений, и ушёл, охваченный каким-то детским восторгом.
  - До свидания, успехов вам!
  Судя по всему, ушедший был очень доволен своей встречей с элекґтронным мозгом.
  Проводив его удаляющуюся по улице тщедушную фигуру внимательным взглядом, Адамс вернулся к чтению.
  - Откройте!
  Адамс услышал решительный стук.
  "Пожалуй, мне не суждено прочесть эту книжґку!"- с досадой подумал Адамс.
  Обалдеть! Оказывается, пожаловал сам мэр города.
  - Проходите, пожалуйста!
  Адаме узнал почтенного госґподина. Сопровождавшие его лица бесцеремонно вошли в помещение, внимательно осмотрели все и вернулись к машине.
  - Присаживайтесь, - Адамс предложил лучшее в офисе кресло.
  Он был заинтригован: что же такое неожиданное могло привести мэра в это сомнительное заведение?
  Оказалось, что власти города всерьёз обеспокоены тем, что происхоґдит на окрестных пляжах.
  - А что происходит на окрестных пляжах? - спросил Адамс.
  - На пляже, как вы знаете, очень жарко! - явно издалека начал мэр.
  - Вполне допускаю это, - не стал спорить осторожный Адамс.
  - Так вот, единственное средство в таких случаях, чтобы спастись от жары - это выґпить чего-нибудь прохладительного.
  - Очень правильная мысль!
  - Тысячи и тысячи пляжников берут с собой банки с пивом.
  - Верно. Но разве это преступление?
  - Нет. Но нашу администрацию это повальное увлечение горожан не устраивает. Более того, нам это сильно не нравится.
  - Вот как! Осмелюсь поинтересоваться, почему? По-моему, когда в жаркие дни повсеместно раскупаются напитки, городу это только выгодно. Налоги там... и все остальное.
  - Это так. Но после беспечных пляжников окрестности начинают напоминать свалку мусора. Сотни и тысячи пустых банок остаются после любителей пива и других прохладительных напитков. Сегодня городские пляжи практически захламлены, - мэр на секунду задумался, - кстати, вы сами бываете на пляже?
  - Вы спрашиваете, бываю ли я на пляже? - Адамс мысленно оглядел свою потрепанную старческую фигуру. - К сожалению, нет, не бываю даже изредка. Впрочем, я скоро побываю на пляже. Намечаются какие-то съёмки. Режиссёр сказал: на одном из городских пляжей.
  - Отлично. Значит, вы своими глазами увидите, что собой представляет современный пляж.
  Адамсу надоело это словоблудие.
  - Если я правильно понял, власти обеспокоены тем, что происходит на пляжах. Так? - уточнил Адамс.
  - Так, - согласился мэр, - и в связи с этим - наша проблема.
  - Хорошо, выкладывайте все без утайки!
  - Нам нужен какой-то проект. Скажем, оригинальный ход, чтобы горожане расстались с привычкой всюду таскать эти злополучные банки.
  Адамс улыбнулся на все свои тридцать два зуба.
  - Зачем ломать голову? С этим вопросом мы поступим просто: обратимся к компьютеру.
  - Как здорово! Только... вы понимаете, та идея, которая ляжет в основу проекта, не обошлась бы городской казне очень дорого. Мы, как всегда, живем на средства налогоплательщиков и поэтому стеснены в средствах.
  Адамс победно поднял вверх свою жилистую руку.
  - Никаких проблем. Все удовольствие обойдется в 100 долларов. А вы сами решайте, стоит вам браться за осуществление идеи или нет.
  - Это нас устраивает. Я выписываю чек...
  Джордж выждал, пока окончится процедура, и подвел мэра к микрофону:
  - А теперь изложите вашу проблему нашему компьютеру.
  - Компьютеру?
  - Вас что-то смущает?
  - В принципе, нет...
  - Тогда вперед!
   Показав, как нужно обращаться с электронным мозгом, Адамс вернулся к своей недочитанной книжке. Герой ее был просто великолепен. Без задних мыслей он разрушил знамениґтый мост в Сан-Франциско и теперь жаждал помочь не менее известной Пизанской башне, которая на протяжении веков никак не могла упасть. Произведение крутого автора привлекало Джорджа тем, что напоминало бравому гангстеру о его бурной молодости.
  
  Солнце ежедневно появлялось на небе, демонстрируя незыблемость земных законов.
  Прошла неделя. Надо заметить, что за это время от посетителей не стало отбоя. Слава компьютерного гения разнесґлась по городу. По-настоящему занятый работой, Адамс уже не мог уделять много времени чтению, как раньше. В конечном итоге, он так и не узнал, чем законґчилась история с падающей башней в Пизе. По всей вероґятности, книжный супермен её все же не обрушил, поскольку в печать никаких сообщений на этот счёт не поступало. Наверно, ему, как всегда, помешали какие-то чрезвычайные обстоятельґства: может быть, он попал под земснаряд или даже, вполне вероятно, на пути его случилась катастрофа техногенного характера или, скажем, он оказался в эпицентре землетрясения, извержения вулкана или угодил под локальный атомный взрыв. Только препятствие именно такого рода или другое серьезное происшествие, повлекшее за собой физическую гибель суґпермена, могли нарушить его далеко идущие планы.
  
  - Это ваш новый помощник, - объявил кинорежиссёр, едва Адамс появился на съёмочной площадке.
  Площадкой на этот раз и в самом деле был городской пляж. Адамс стал рассматривать своего партнёра. Перед ним стоял Ник Уорден, известный киноактёр, снявшийся в двадцати с лишним психологических порнофильмах. Теперь он дебютировал, как каскадёр. Исполняя роль агента иносґтранной разведки, популярный артист должен был, согласно сценарию, выполнить неґсколько несложных трюков.
  - Что вы на меня так смотрите? - спросил Ник Уорден, несколько удивленный доґтошным взглядом безвестного каскадера.
  - Я удивляюсь...
  - Удивляетесь?
  - Смотрю и не могу найти ответ: откуда в таком хилом теле столько желаний?
  - Я вас не понимаю...
  - Эти желания, ручаюсь вам, приснились, словно нищему бесплатная похлёбка, - продолжал увлечённо Адамс.
   Молодому актёру на помощь пришёл режиссёр.
  - Займёмся делом, - перебил он, - давайте, ещё раз уточним задачи.
  - Давайте, - согласился каскадёр.
  - Давайте, - охотно отозвался второй каскадёр.
  - Итак, объясняю ситуацию, - режиссёр скинул пиджак, - снимаем скрытой камерой. Массовка естественная. Массовка не оповещена, поэтому возможны недоразумения... Поґэтому во время съёмок старайтесь не наступать на тела загорающих. Не приґвлекайте внимание зевак. Делайте всё чётко, без ошибок. Предупреждаю, буґдет всего один дубль.
  Адамс сдвинул брови вместе в знак удивления.
  - Я не ошибся. Давайте вернемся к вам. Джордж, вы помните свою роль?
  -Да.
  - И все же напомню еще раз. Итак, вы входите в кабинку для переодевания. Там вы торчите ровно две минуты. За это время вы должны переодеться...
  - Простите, но у меня нет часов.
  - Ни к чему. Вы услышите команду по рации. Она зарыта в песок. Только не прозевайте начало. Моя команда будет одновременно сигналом для всех остальґных служб. С этого момента начнут работать все кинокамеры на площадке. У нас намечены подводные съёмки, наземные и съёмки с вертолёта. На подготовку потрачена громадная сумма, не подведите. Единственная ошибка может стать началом конца кинопроекта.
  Адамс отмахнулся, словно от мухи.
  - Все будет нормально. Итак, я выскакиваю из кабинки... - вежливо перебил каскадер.
  - И тут же входите в воду. В определённом месте на подводные камни прикреплено водолазное снаряжение. Место потом уточните у техников.
  - Я знаю, где. Значит, я погружаюсь на глубину, облачаюсь в этот идиотский костюм.. .Кстати, есть гарантии, что костюм не только подои дет по размеру, но и не откажет в работе?
  - Обязательно. Аппаратура проверена несколько раз. От этих съёмок многое зависит.
  - Убедили. Итак, я отплываю подальше от берега...
  - Вы не забыли, что мы решили повторить первый вариант сценария?
  -Что? 3начит, мне попутно придётся участвовать в схватке?
  -Обязательно. "Подводный бой" - самый интересный кусок во всей картине. Постарайтесь сделать его наиболее эффектно.
  - 0, кэй!
  - Далее... Ну, вспоминайте!
  - Далее, расправившись с врагами...
  - Их будет трое или... наверное, всё-таки четверо. Так получится масштабнее.
  - Расправившись с врагами, я жду появление вертолёта. Пожалуйста, обеспечьте, чтобы он не запоздал.
  - Непременно!
  - Потом я прицеливаюсь из крючкострела и попадаю в шасси вертолёта.
  - Постарайтесь попасть с первой попытки.
  - Постараюсь. По верёвке я поднимусь метров пять наверх.
  - Не забудьте сбросить водолазный костюм.
  - Непременно.
  - Затем... затем вертолёт наберёт высоту. Вы должны продержаться на верёвке минут пять-десять.
  - Пустяки.
  - Появится другой вертолёт. По верёвочной лестнице опустится ваш напарник Ник Бартон.
  - Вы полагаете, у него что-то получится?
  Адамс разглядыґвал худую, как ранняя сосулька, фигуру молодого и смазливого киноактёра. Адамс знал Ника Бартона. Единственное, что тот мог хорошо выполнить, это спрыгнуть со стула на пол, а по сюжету этого почему-то не требовалось.
  - Трюк несложный, - вступился за него режиссёр.
  - И он его испортит? - смело предположил Адамс.
  - Не сомневайтесь, - вмешался сам Бартон, - я сделаю всё, что потребуется.
  - Ну-ну! - скептически усмехнулся каскадёр.
  - Я продолжу, - режиссёр положил конец сомнениям Адамса. - С пустивґшись по лестнице, Ник начнет раскачиваться из стороны в стоґрону. Вертолёты сблизятся.
  - Великолепно придумано.
  Блэкбоут раскрылся в довольной улыбке: это была его идея.
  - Просто великолепно. Соседний вертолёт винтом перережет мою верёвку, - продолжил каскадёр.
  - Но почему же! - возмутился режиссёр, - это очень ловкий пилот.
  - Значит, тогда он ловко срежет мне верёвку, только и всего.
  - Бросьте, Джордж. Это профессионал каких мало. Раскачавшись в воздухе, Ник пролетает мимо вас и протянет пакет в красной сетке. Сетка - чтобы удобнее поймать рукой.
  - Понятно.
  - Потом вертолёт летит к берегу. Эпизод, как вы поднимаетесь по верёвке в вертолёт, доснимем уже в павильоне. Здесь можно схитрить.
  
  Адамс сперва его даже не узнал. Но потом, приглядевшись к толстоґму волосатому телу и увидев ближе румяное добродушное лицо, окаймлённое седыми волосами, сделал совершенно правильный вывод: перед ним никто иной, как мэр города.
  Но раздетый до пояса этот человек крайне невыгодно отличался от соґлидного мэра, который некогда посетил Адамса.
  - О! Это вы? Я сразу и не узнал, - обрадовался мэр.
  - Какая встреча, - в тон ответил польщённый каскадёр.
  - Я хочу выразить вам свою признательность.
  - Вот как!
  - Да-да. Совет, который я получил от компьютера, оказался очень удачным.
  - Вот и прекрасно, - Адамс хотел оставить словоохотливого собеседника, но так бесцеремонно обраґщаться с мэром города он себе позволить не мог.
  - Вы знаете, я в точности выполнил ваши предписания, - продолґжал счастливый мэр.
  - Компьютера, - уточнил Адамс, всем своим видом показывая, что очень спешит: может, мэр сам об этом догадается. Но рассчитывать на это быґло так же бесполезно, как на то, что собака, грызущая кость, заметит, что на хвост села муха.
  - Оглядитесь вокруг, - не унимался отец города, - вы где-нибудь видите хоть одну жестянку из-под пива?
  - В самом деле, - удивился Адамс, - раньше их было великое множестґво.
  - Именно. А сейчас...
  - А сейчас... Как вам удалось добиться от граждан такой сознаґтельности?
  - Мы организовали баночную регату.
  - Но каким образом это решило все проблемы?
  - А вы взгляните на рекламный щит.
  Адамс огляделся, нашел взглядом указанный щит. На нем золотыми буквами было выведено:
  
  ВНИМАНИЕ! Доводим до сведения пляжников, 3б0 банок удерживаґют одного взрослого мужчину. В конце каждого месяца у нас на пляже проводится "Баночная регата". К соревнованиям допускаются любые плавсредства, сделанные из пустых пивных банок. Победителей ждут призы. Спешите! Спешите! Спешите!
  
  - Теперь отыскать пустую жестянку так же трудно, как следы доисґторических пришельцев, - добавил мэр к написанному.
  - Оригинально, - отозвался Адамс. - Это всё подсказал компьютер?
  - Именно. Городские власти благодарны вам за совет. Ваш компьютер настоящее детище XX века. Мы уверены, ваше гениальное творение принесёт ещё человечеству много полезного...
  Благочестивые размышления мэра города были бесцеремонно прерваны кинорежиссёром.
  - Вы с ума сошли! - заорал он на каскадёра. - Идут съёмки, а вы вздумали заниматься приятельской беседой! Вы думаете нашим зрителям будет интересно смотреть, как исполняемый вами сверхсекретный агент ведёт получасовую беседу с каким-то случайным прохожим.
  - Простите, - стушевался каскадёр, - я увлёкся разговором.
  - Я вас обоих выброшу в море, - пообещал рассерженный киномастер.
  Адамс взглянул на метавшего молнии творца, потом на мэра, нескольґко приунывшего от потока неслыханной брани. Интересная мысль приґшла ему в голову.
  - Хотите, я вас познакомлю, - обратился он к ним с предложением.
  - Перестаньте паясничать! - оборвал его режиссёр.
  Но Адамс не сдавался.
  - Знаменитый постановщик фильмов Фред Блэкбоут. А это наш достопочтимый мэр города...
  - Вы неудачно шутите, - перебил наглый кинорежиссёр.
  - Нет, я серьёзен, как на собственных похоронах.
  - Тогда приятно познакомиться, - Фред протянул руку новому знакомому.
  Адамсу он не поверил, но как-то надо было убрать лишнего свиґдетеля. Распрощавшись о пресловутым мэром, Блэкбоут набросился на каскадёра.
  - 3а работу, бездельник. Попробуй ещё раз ошибиться - выброшу из вертолёта. Ты меня знаешь!
  
  Когда Адамс вернулся домой, почти совсем стемнело. Слуги, судя по всему, дома не было. Иначе, что бы он делал в неосвещённой комґнате. Адамс открыл дверь, нашёл, пошарив по стене, включатель. Облачившись в халат, включил телевизор. Странно. Адамс так и не дождался, когда засветится экран. Не быґло слышно и привычного гудения.
  "Ясно, телевизор не работает", - догаґдался Адамс. Он немного разбирался в телетехнике. Вынув вилку из сети, Адамс развернул телевизор и, работая отверткой, снял заднюю крышку. Сразу стало ясно, что без необходимых приборов и соответствующих навыков найти причину неполадки будет непросто.
  "В самом деле, проґще разобрать телевизор не детали, проверить каждую на исправность и водворить её на место", - решил Адамс. Он вооружился паяльником и карандашом. После снятия конденсатора, диода, или сопротивления Адамс педантично отмечал произведённую операцию карандашиком. Работа кипела в его руках, с канифолью делалось примерно то же самое под действием паяльника. Адамс чувствовал себя специалистом. Демонтаж приблизился к концу. Одна электронно-лучевая трубка сиротливо покачивалась в центре теперь уже пустого ящика. Адамс сказал себе: "Бог с ней!" и стал проверять исправность снятых деталей. Для замены дефектных у Адамса имелся небольшой наборчик, но воспользоваться им не пришлось. Все детали на поверку оказались годными.
  - Что теперь делать? - ужаснулся радиомастер. - Искать толстую и прочґную верёвку?
  Адамс, проклиная себя за поспешность первичного решения, стал водворять детали на место. Время тем временем не стояло на месте. Приближался час, когда должна была начаться передача. Однако конденсаторы, диоды, резисторы и даже катушки, сопротивґление которых было меньше трёх ом - даже они сопротивлялись, не желая принимать первоначальное положение в телевизоре. Адамс ругался, сердился и сплёвывал на пол горькую слюну. Наконец, всё было кончено. Точнее сказать, все детали вернулись в точно предначертанные конструктором места, и Адамс в глубоком волґнении первооткрывателя закрыл заднюю крышку. Он ожидал: зашумят динаґмики, одобрительно загудит трансформатор питания, засветится экран или даже напротив - побегут с треском искорки, раздастся оглушительный взрыв, - словом, всё, что угодно, но только не то, что случилось на самом деле. Полнейшая тиґшина была ответом на заявку Адамса.
  - Дьявол, - выругался он в сердцах, - неужели здесь не обошлось без чуда?
  Однако полагать, что деревянный ящик является вместилищем таинґственных явлений, было, по крайней мере, опрометчиво. Адамс гордо отказался от такой детской мысли и самокритично приписал всё случившееся своему неумению разбиґраться в радиосхемах.
  - Будь на моём месте сам изобретаталь телевидения, он сам бы не починил этот чёртов ящик!
  После такого заключения Адамс успокоился и стал переодеваться. Он собрался в гости к Дику. У приятеля был цветной телевизор. Не беда, что у Адамса не было машины под рукой, а такси сюда никогда не заглядывали - бывший бравый гангстер неплохо бегал. Активное долголетие, одним словом.
  Двери открыл сам хозяин. Увидев взволнованное лицо старого приятеля, он не на шутку встревожился.
  - Геракл?! Что-нибудь случилось?
  Адамс слишком тяжело дышал, чтобы ответить что-то вразумительное. Вместо этого он промычал и сразу прошёл в гостиную. Там он включил телевизор, который стоял под иконой.
  Ярко вспыхнул голубым сиянием экран и цветные пятна заиграґли по всему полю: на нём появилось изображение подслеповатого диктора.
  - Уф! Кажется, успел вовремя, - воскликнул Адамс, обращаясь к ничего не пониґмающему хозяину.
  - Что-нибудь исключительное передают? - поинтересовался тот.
  - Обязательно, - Адамс стал регулировать настройку: возникшее на экране изображение ему показалось не достаточно удовлетворительным. Во всяком случае, не тем идеальным, которого можно добиться при должном умении.
  - Что-нибудь из серии фильмов-катастроф? - предположил озадаченный Дик. - Не угадал?
  Адамс, увлечённый поиском наиболее качественного изображения, не отґветил.
  - Продолжение "Землетрясения"? "0диссеи "Посейдона"? Или третья часть "Французского связного"? - допытывался неугомонный Дик.
  - Погоди! Скоро сам все увидишь, - отмахнулся гангстер.
  - Может, я не хочу ждать.
  - Тогда мой ноги и ложись спать.
  Дик не внял совету и расположился на кресле перед телевизором. Раґдостно потирая руки, рядом приземлился Адамс. Оказывается, диктор убрался за кадр, уступив место заставке и титрам, которые указывали на то, что предґстоит передача из цикла об искусстве.
  - Может, не та программа, - предположил Дик.
  - Сиди смирно, - Адамс подавил в Дике единственное проґявление индивидуализма.
  Тем временем раздалось музыкальное вступление, и на экране замельґкали непонятно-расплывчатые очертании фигур и предметов. Понемногу дело стало проясняться. Оказалось, речь идёт об искусстве кино.
  "Неужели Геракл всерьёз увлёкся киноискусством?" - подумал брезгливо Дик, не зная, как иначе объяснить нездоровый интерес приятеля к передаче.
  - Дальше будет ещё интереснее! - предупредил Адамс.
  - Куда еще интереснее? - подумал Дик, с содроганием наблюдая, как на экране стальные супермены теснят на задний план цветных чудищ-громадин с неизвестно-далёкой планеты.
  Адамсу тоже не совсем нравилось то, что готовит кинопромышленность в будущем сезоне рядовому зрителю, но он, тем не менее, не отрывал взгляда от экрана. Наконец, заговорили о фильме, который снимал Фред Блэкбоут.
  - Вот где собака зарыта, - догадался догадливый Дик.
  На экране замелькали подробности съёмок, и появилась из-за гребня волн голова аквалангиста. Уверенно и красиво выполнял артист все манипуляции с крючкострелом и другими киноатрибутами.
  - Если это все делаешь ты, у меня просто нет слов, - восхищенно сказал Дик, - жаль, что не видно лица, а то у кое-кого могут появиться сомнения...
  Адамс позеленел от непонятного чувства. Скорее всего, от злости.
  - Что ты болтаешь, какие сомнения? Уж не думаешь ли ты, что меня кто-то дублирует? Этого не может быть по определению: я сам приглашён в качестве дублера.
  - Разве у Блэкбоута нет других каскадёров? - спокойно возразил Дик.
  - Так ты вот о чём, гнида! - Адамс вскипел - Запомни, в целом фильме я один единственный каскадёр. Я словно Деламар в прославленном "Фанфан-тюльпане", дублирую почти все роли.
  - А я слышал у этого француза, Кристиана Жака снималась не Джина Лоллобриджита, а какая-то другая актриса, - продемонстрировал знание проблем киноискусства приятель Геракла.
  Передача длилась долго, время от времени прерываемая назойливой рекламой. Спор друзей не затихал ни на минуту. Адамс уже начал сожалеть, что встрял в пустые дебаты. Надо было срочно переводить беседу в другое русло.
  -А режиссёр - дрянь! - громко объявил он.
  - Это еще почему? - спросил Дик, не ослабляя хватки.
  - Освободи шею! - потребовал Адамс, не отвечая на вопрос. Ему не нравилось то обстоятельство, что с каким-то садизмом и явным неуважением приятель мнёт его старческую шею.
  - Почему? - повторил Дик, возвращаясь в кресло с занятых высот. - Блэкбоут - первоклассный режиссёр. Я как потомственный кинокритик не понимаю, чем он тебе не угодил. Прошлый раз он снял интересный фильм для телевидения о выживших из ума старухах.
  - Этот первоклассный режиссёр всего несколько часов назад выбросил меня из вертолёта...
  - И ты уцелел? - поразился простодушный Дик.
  - А, по-твоему, сейчас перед тобой не я, а мой двойник?
  Дик задумался.
  - Значит, ты пошутил насчёт своего падения?
  - Какие шутки? Просто мне повезло: мы парили низко над водой.
  - Выходит, ты доплыл до берега!
  -А что мне оставалось делать...
  На экране появилось расплывшееся в улыбке лицо режиссёра.
  Он с достоґинством отвечал на вопросы ведущего - теперь уже в стенах телекомпании.
  Друзья притихли.
  - Убийца. И ещё острит! - Адамс сплюнул. - Кумир публики. Тьфу! Природы грубая ошибка.
  - Геракл, ты не прав, - мягко возразил Дик, уже заметно успокоившийся.
  - Чёрта с два. Я найду способ расквитаться с ним! - вырвалось у каскадёра.
  Он никак не ожидал, что на старости лет какой-то делец от искусства столкґнёт его, как ненужный мешок с гнилой картошкой. Обиднее всего, было то, что бравый гангстер не мог теперь прибить своего обидчика в каком-нибудь тёмном переулке или павильоне.
  - Но ничего, он у меня попляшет!
  Неизвестно, что думал по этому поводу Дик. Скорее всего, ничего не думал, поскольку целиком переключил внимание на хвастающегося режиссёра. Когда, наконец, передача закончилась, Адамс отправился домой. Напрасно пытался Дик уговорить его остаться у себя, приятель был против.
  Уже подходя к дому, Адамс заметил, что в окнах горит свет.
  - Вернулся старина Кан, - догадался Адамс, - вот только где он шлялся все это время?
  Отворив своим ключом дверь, Адамс тихо вошёл. Вошел и остолбенел. Что это? Кан, как ни в чем не бывало, смотрит телевизор. Первое, что пришло в голову: Кан вызвал мастера, классного специалиста.
  Но, осмотревшись, Адамс выкинул эту мысль из головы. Никаких следов присутствия постороннего человека не ощущалось.
  - Хэлло! - ответил Кан, испуганно оборачиваясь.
  - Не пугайся.
  - А... это вы, хозяин.
  - Нет, это Вито Корлеоне...
  - Как?
  - Или доктор Стрейнджлав.
  Гангстер был настроен игриво.
  - Слушай, самец... - сказал он, и Кан обиделся. Самцом, может, он действительно был, но ещё никто не смел так его называть.
  - Не обижайся, старик, - примирительно сказал хозяин, - скажи лучше, кто починил телевизор?
  - Я, - отозвался Кан.
  - А я полдня бился и ничего не смог найти, - поделился Адамс неудачей, - ответь, какую деталь ты заменил?
  - Предохранитель.
  - Предохранитель?
  - Да.
  - Дальше!
  - Всё. Он заработал.
  - Великолепно! - воскликнул, с трудом сдерживая смех, Адамс. - Из тебя выйґдет первоклассный специалист по ремонту радиоаппаратуры, едва ты научишьґся различать диоды от триодов.
  Кан гордо молчал, уставившись на экран.
  - Ладно, выключай телевизор и лоґжись спать.
  Слуга не ответил. Адамс подошел к розетке и вынул вилку из сети. Едва он дошёл до двери спальни, как раздался звук включённого телевизора. Это сдеґлал Кан из духа противоречия или из-за какого другого духа.
  Адамс взбесился.
  - Прекрати, - потребовал он в самой решительной форме, - ты понимаешь, что это ящик для идиотов?
  - Понимаю, - согласился Кан и так слёзно посмотрел на хозяина, что тот пожалел его и оставил наедине с ящиком для идиотов, а сам ушёл к себе в спальню.
  До утра ему снились безобразия. Для полуночников демонстрировали фильм о сексуальных извращениях в одной западно-германской семье, и до сонного сознания Адамса долетали звуки в еще более извращенном виде.
  
  Мирно протекал обычный день. Работы в салоне Дика было не очень мноґго, но вполне достаточно, чтобы Адамс не мог заниматься своими делами. Пять или шесть мужчин, как правило, постоянно сидели в зале, ожидая своей очеґреди и листая старые журналы.
  Адамс проводил очередного осчастливленного советом клиента и объявил остальным, что салон закрывается.
  - В чём дело? - стали возмущаться эти типы.
  - Компьютер нуждается в питании, поэтому салон закрывается на обед, - Адамс бессовестно лгал: они ещё ни разу не работали с перерывом.
  Заперев за последними ушедшими дверь, Адамс вернулся к комьютеру.
  - К-хе, к-хе...
   Взявшись руками за микрофон, Адамс шумно прокряхтел:
  - У меня есть вопрос. Вы готовы на него отвечать?
  На табло зажглось: "НЕТ".
  - Почему? - возмутился Адамс, но вскоре понял, что компьютер тоже парень не промах: без денег работать не будет.
  Раскошелившись, Адамс решил продолжить разговор.
  - По вашему совету я сделался каскадером. Это в мои-то годы! Но режиссёр Фред, этот некультурный молодой человек, заставляет меня выполнять то, что способен делать только каскадер экстра класса. Когда я иногда срываюсь и не могу выполнить какой-то сложный трюк несколько раз, он приходит в бешенство. Он готов разнести на куски киносъёмочную технику и весь обслуживающий персонал. Его методика работы о людьми мне не нравится, и я... был бы не против, если ему на голову упал бы кирпич. Я, конечно, понимаю, что причинить ему телесное повреждение - это кощунство. Поэтому я и обратился к вам. Помогите!
  На ленте появилась надпись: "Вопрос не понят".
  - Я спрашиваю, может, мне подложить под киносъёмочную машину мощную бомбу и разнести вдребезги жалкое имущество фирмы.
  Компьютер это вопрос понял и скоро выдал ответ: "В таком случае кинофирма обанкротится, и вы не получите честно заработанных денег".
   - Верно. Что же тогда придумать?
  Компьотер принял это на свой счёт и лихо заработал.
  Выползла лента, на которой было написано: "Предоставьте решать проблему мне". Что ж... Адамс пожал плечами. Компьютер снова загудел, видимо, обдумывая ответ. Наконец, все резко стихло, и застучал блок выдачи информации. Адамс прочел: "В распоряжении Фреда имеется "САРГАСС-59" - уникальная машина, созданная для использования в новой постановке..."
  Адамс вспомнил: о ней вчера на телевидении восторженно расскаґзывал Фред, рекламируя свой следующий фильм под экстравагантным названием "Машина-дьявол и человечество, пришедшее в ужас" по мотивам известного романа Жюля Зерна "Робур-завоеватель".
  "Фред готовит реквизит для постановки нового боевика и потеґря "САРГАСС-59" будет для него трагедией. Ему придётся отказаться от съемок. Кроме того, машина стоит миллионы и человек, завладевший этим сокровищем, может при умелом его использовании сам стать "Властелином мира". Такому старому человеку, как вы Джордж, терять нечего, а это реальный шанс прославить своё имя в веках - даже в случае неудачи".
  Нельзя утверждать, что предложение компьютера Адамсу понравилась безоговорочно. Но сама идея выдвинуться хотя бы на старости лет на историческую арену всколыхнула в нем самые потаённые уголки подсознания. До настоящего времени был характерен разговор - будь это в метро или в бистро:
  - Вы слышали о Джордже Адамсе?
  - О да! Но кто это такой?
  Теперь представлялась возможность взлететь новой звездой на небосвод знаменитостей и в любой энциклопедии идти чуть ли не сразу вслед за бестолковым богословом Августином. Что это возможно, Адамс ни на минуту не усомнился. Ведь ни один издатель энциклопедий не опускает из списка фамилию Героґстрата. В настоящее время нет никаких иллюзий на этот счёт. Все знают, достаточно сжечь храм, чтобы попасть в историю. Шансы Адамса появиться на страницах печати, а впоследствии и на страницах учебников истории, могли быть гораздо большими, чем всех этих поджигателей вместе взятых, стоило ему взять управление ''САРГАССОМ'' в свои руки. Дело было за малым: решиться на этот шаг и ещё - на деле осуществить дерзкую идею. В молодости Адамс проделывал трюки похлеще, и, надо думать, старость не погубила в нём бесстрашного аванґтюриста. Три дня он ходил, как скунс, и бубнил что-то неразборчивое себе под нос. Можно было не сомневаться, что стратег уже изучил кучу схем, несколько планов и десяток монографий, и теперь размышлял, как связать всё прочитанное воедино со своим желанием. После памятного разговора с компьютером Адамс перестал появляться в салоне. Дик не на шутку встревожился и заявился к прияґтелю домой. Опасения его большей частью подтвердились. Старина Кан еще с пороґга начал сыпать на Дика жалобы по поводу состояния своего хозяина.
  - Он уже третий день ничего не ест, - таков был смысл его пространных замечаний, - я так переживаю, может, он повредился в уме.
  - Его поведение дает повод так думать?
  - Еще как! Такое ощущение словно на старости лет он решил заняться хатка-йогой или, как там... В общем, гимнастикой йогов.
  Дик не мог понять, что произошло с Адамсом.
  - Может, он вам объяснит причину голодовки, - с надеждой в голосе добавил Кан.
  Когда Дик вошел в кабинет Адамса, тот усиленно мерил комнату шаґгами.
  - Здорово, дружище Дик, - остановился он посреди комнаты и обрадовано хлопнул приятеля по плечу, - как у тебя продвигаются дела?
  - Неплохо, - сдержанно ответил Дик.
  - Компьютер не стоит без дела?
  - Спасибо, нет. Бизнес есть бизнес. Вместо тебя я на время пристроил одного малого из автосервиса. Пока справляется...
  В продолжение разговора Дик не переставал рассматривать прияґтеля. Адамс выглядел ужасно: щеки впали, лицо осунулось, количество морґщин изменилось в нежелательную сторону. Старина Кан не преувеличивал опасность.
  - Что с тобой, дружище? - прямо спросил Дик, так и не найдя удобного повода, - может, ты заболел?
  - Нет. Для этого я уже стар...
  - Но ведь это не заставляет держать пост.
  -Я сказал, что стар. Это действительно так. Мне теперь трудно думать. Трудно изобрести что-то гениальное.
  - Слушай, Геракл, - Дик бесцеремонно перебил друга, - я не пойму, какое отношеґние это имеет к истории с голодовкой?
  - Самое прямое. На глаза мне попался старый томик Конан Дойла. Я снова прочитал его от корки до корки как во времена беззаботного детства...
  - И что же?
  - Сделал для себя кое-какие выводы.
  - Выводы? Ты сделал выводы?
  - Да!
  - И главный вывод: необходимо покончить с едой?
  - Представь себе, да. Ты угадал. Мне предстоит сложнейшее дело. Холмс, как ты, наверное, помнишь, говорил, что голод обостряет умственные споґсобности. В деле с похищенным желтым камнем Мазарини он несколько дней голодал и поэтому имел все основания сказать: "Я сейчас один сплошной мозг".
  - Дальше!
  - Мозг, оказывается, при пищеварении теряет столько крови, сколько нужно для работы желудка. Так что теперь я должен уповать именно на работу мозга и повторять вслед за Холмсом: "Все остальное - не более чем приґдаток".
  Дик невольно оглядел не сломленную годами геркулесовскую фигуру своего старого друга. Если все увиденное и было придатком, то, наверґняка, один из наиболее огромных в мире. Адамс же, считая свои объяснения достаточными, просто выпроводил непонятливоґго приятеля. Три дня поста совсем подорвали силы этого гиганта, но он держался молодцом и своего, в конце концов, добился. План похищения "САРГАССА" был придуман. Больше соблюдать диету не имело смысла. Когда-то в молодости Адаме на спор или по необходимости мог неделями обходиться без пищи, но в том возрасте, в котором он сейчас пребывал, эти ребячьи эксперименты могли скверно сказаться на пошатнувшемся здоровье. Адамс сразу же приналег на еду, чем очень удивил и обґрадовал старину Кана. Добросовестно уничтожив поданный на стол холосґтяцкий обед, хозяин сразу попросил повторить порцию. Как стемнело, Адамс отправился на дело. Сердце отучало так, словно это было не последнее дело гангстера, а самое первое. На углу невзрачного здания кинофирмы стояла телефонная будка. Адамс набрал номер.
  -Алло, слушаю, - раздался сонный голос с другого конца провода.
  Бывший гангстер поднес трубку поближе к губам и проговорил с неґслыханной для него хрипотцой:
  - Бобби Макдональд?
  - Да, это именно я.
  - С вами говорит комиссар службы охраны Дэвид Максгрэйф. Извините, мистер Макдональд, но вам необходимо прибыть на службу. Скотти Кэйз внезапно заболел. Что-то серьезное. Просим вас подменить его. Приезжайте, пожалуйста, побуыстрее. Еще раз прошу прощения. Но дело, как вы понимаете, слишком неотложное и нам пришлось поднять вас с постели. Ждем, - Адамс броґсил трубку.
  Минут пятнадцать у него было. Как минимум.
  Надо взглянуть, действиґтельно ли именно Скотт на посту, решил Адамс и постучал в массивную дверь. Спрятавшись за одну из колонн, гангстер стал вглядыватъся. Через стекґло двери он увидел, как в фойе появился сторож.
  Тот с недоумением огляделся кругом, глянул через стекло, но, естественно, никого не увидел. Бдительный полицейский близко подходить не стал. Он ограничился просто неодобрительґным кивком головы и ушел на свое место, откуда его больше не быґло видно. Впрочем, Адамсу этого было достаточно, он узнал: дежурил Скотт. Пока все шло по плану. Скоро появился Макдональд. Заглушив мотор своего "Форда", он поднялся по ступеньґкам и стал нетерпеливо стучаться в дверь.
  - Кто там? - раздался сонный голос сторожа, и через стекло Адамс увидел, как тот снова подошел к выходу.
  - Открой! Это я, Бобби. Неужели ты меня не узнал? - пробурчал недовольно Макґдональд.
  Но Скотт не торопился открывать.
  - Ты один? - недоверчиво спросил он.
  - Нет, привез тебе девок из борделя! Открывай, наконец, - Макдональд рассердился на подозрения, - ты же видишь, рядом никого нет. Машину я поставил на стоянку. А приехал я один.
  - Приятель, ты меня извини, но, скажи, какого дьявола ты притащился на объект посреди ночи?
  Они разговаривали через запертые двери.
  - Ты еще спрашиваешь, скотина, - возмутился Бобби, - открывай скорее.
  Скотт, наконец, заработал ключами.
  - По инструкции мне следовало бы позвонить дежурному, - проворчал он, открывая все-таки двери, - надеюсь, ты недолго у меня побудешь.
  - О чем это ты?
  - Лучше сам выкладывай, что у тебя случилось.
  - Напротив, я жду твоих объяснений.
  - Каких еще объяснений?
  - Относительно того, что с тобой стряслось.
  - Со мной? Ничего, на посту относительный порядок, я так думаю. Перестрелок или трупов нет.
  Пока оба они, удивленные и растерянные, выясняли суть дела и таким образом приходили в себя, Адамс изловчился и бросил в щель между дверями маленький резиґновый кубик. В него был вмонтирован микромагнитофон. Осторожный полицмен, впустив товарища, сразу же закрыл двери на запор. Но Адамс не беспокоился: все шло точно по плану. Он, не торопясь, стал вынимать из чемоданчика дрель, пилочку и незамысловатые инструменты, не раз слуґжившие ему в работе.
  Полицмены стали оглядываться в недоумении по сторонам.
  - Что это? - спросил Скотт.
  Откуда-то раздавался мягкий, успокаивающий баритон. Бобби тоже услышал голос и прервал объяснения. Оба прислушались. Голос становился все громче и настойчивее:
  "Вы совершенно спокойны. Голова чистая, ясная, свежая, как горный родник. Сердце бьется спокойно, ровно. Дыхание глубокое, спокойное. Нервная система расслаблена. Хочется спать, очень хочется спать. Вы совершенно спокойны. Вы засыпаете, вы засыпаете".
  Первым заснул Скотт. Утомленный бдением на посту, он разлегся прямо на полу. Через минуту сон сморил и его товарища, посреди ночи поднятого с постели.
  Пора! Едва Макдональд приземлился рядом со Скоттом, Адамс начал действовать. Открыть запертые двери, тем более стекґлянные, профессиональному взломщику сейфов, не стоило большоґго труда. Часовой спал, не обращая на подозрительные шумы никакого внимания. Более того, он перекрывал шум пилочки богатырским храпом. Товарищ его по постели помогал ему, как мог, вдыхая воздух с характерным присвистом и создавая своеобразный колорит. Таким образом, благодаря их совместным стараниям воздух оглашался самой приятной и вместе с тем успокаивающей для грабителей музыкой. Наконец, работа была окончена, и Адамс, проникнув за двери, выклюґчил магнитофон. Не дай бог составить сторожам компанию! Засунув для подстраховки в ноздри спящих куски ваты со снотворным, предусмотрительный Адамс кинулся искать двери, ведущие в главный павильон. Выбравшись через служебный выход во двор киностудии, удачливый грабитель подошел к складу. Привычным движением отмычек он открыл замок и стал отворять ворота.
  - Есть!
  В глубине хранилища блеснул синей обшивкой великолепный "Саргасс-59". Своим грозным видом эта машина напоминала смертельную акулу, грозу безбрежных океанов. Направляющие плавники, глаза - фары, торчащий спереди удлиненный ствол лазера.
  Страшный исполин, - невольно подумал Адамс, поглаживая шероховаґтый корпус махины. Не теряя больше времени, гангстер бросился к комнате вахтера. Осторожно заглянул в небольшое окошко. Так и есть. Составив из нескольких стульев некоторое подобие кровати, вахтер мирно почивал. Адамс резко дернул дверь на себя.
  - Старый черт! - выругался Адамс, - предусмотрительно заґперся изнутри.
  Однако план, составленный предусмотрительным Адамсом, предусматривал такую случайность. Разбойник вышел в коридор. Отыскав на стене провод, идущий от комґнаты вахтера, Адамс перерезал его. Подключив к нему выход своего магґнитофона, Адамс подключил питание. Раздался телефонный звонок, и вахґтер, проснувшись, схватил трубку двумя руками.
  - Алло! Я слушаю...
  Пошла запись, сделанная хитроумным гангстером двумя днями раньше.
  - Тибби, принесите мне ключи от аппаратной.
  Тут же раздался звук брошенной трубки. Запись кончилась.
  - Ну и дела, черт возьми, - проворчал дежурный вахтер, - час ночи, а им понадобился ключ от ангара. Ничего не понимаю, неужели какие-то ночные съемки? Чем больше работаю, тем чаще удивляюсь. Никакой плановосґти, одни авралы... Чем они только думают?
  Размышления вслух все продолжались. Адамс застыл в ожидании. Казалось, привередливый вахтер так и не сдвинется с места. Но вот, ворча и ругаясь, старик открыл сейф и отыскал нужный ключ. Тщаґтельно заперев за собой, вахтер отправился по коридору с насиженных мест. Когда он проходил мимо колонны, Адамс высунулся на секунду и опустил вниз дубинку.
  Раздался негромкий хруст. Потом гангстер высунулся из своего укрытия снова: для того, чтобы посмотреть, что из этого вышло. Согласно ожиданиям вахтер валялґся, распластавшись на полу. Необходимый Адамсу ключ неповторимой конґструкции выпал из бережных рук хозяина и теперь лежал рядышком. Минут через пятнадцать часовой внешнего поста, бдительно охранявґший ворота на выезде, услышал подозрительный шум большой мощности. Покидать пост он права не имел. Поэтому он доложил о своих наблюдениях дежурному, и очень скоро оперативная группа вместе с деґжурным выскочившая из караульного помещения увидела, как с территории киностудии поднялся киносъемочный вертолет. На длинном тросе довольно неуклюже болталась синяя замысловатая махина. Караул не сумел разобґраться: что же украли из павильона? Громадную игрушку Блэкбоута или вертолет из ангара? Наутро предстояло выяснить эту загадку и попутно испортить неґсколько тысяч нервных клеток.
  На следующий день, едва открылся антикварный магазин, что находится рядом со знаменитым салоном Дика, в дверях заведения показался посетитель. Нехилого телоґсложения старец с порога рявкнул:
  - Где хозяин?
  Молодая продавщица с зелеными глазами шарахнулась. Испуганная от громового баса, она уронила себе на ноги бронзовый подсвечник и имела все осноґвания прокричать фальцетом: "А!"
  Нечто похожее кричали еще со времен Адама и Евы, и это, понятно, не произвело на подозрительного старика, ожидаемого впечатления.
  - Где я могу видеть владельца магазина? - повторил он сердито.
  Насмерть перепуганная девица указала пальцем на дверь за прилавком. Разгневанный не на шутку клиент рванул старинную ручку на себя. Через минуту из-за двери показался хозяин и скороговоркой крикнул:
  - Ради бога, найдите ему топор. Только поживее.
  - Какой топор? - растерялась Глория, - сувенирный?
  - А какой у нас есть?
  - Небольшой такой, недавно сдали на продажу. Это... золоченая авто ручка, выполнена в виде топорика.
  - Глория, ты сошла с ума. Ему требуется обыкновенный топор. Как у этого русского писателя... Достоевского.
  - У кого? Извини, какой топор?
  - Такой, каким старушку убили, - Глория закатила глазки.
  - Какую старушку?
  - Тоже русскую...
  При этих словах незнакомец показался в дверях.
  - Где мой топор? - прорычал он.
  - Одну минутку, только не беспокойтесь, - среагировал хозяин, - сию минуту принесут именно то, что вам надо. Если товар вас устроит, вы сможете его купить. Только немного терпения.
  С этими словами владелец магазина толкнул Глорию локтем вперед. Девица, сообразив, побежала, в подсобное помещение и вернулась обратно уже с топором. Глаза клиента при виде этого старинного предмета заґгорелись мстительным блеском.
  - Позвольте вам заметить, это очень дорогая вещь, - сказал хозяин, с профессиональной зоркостью оценив, что клиент будет щедр, - топор имеет историческую ценность. Видите ли, этим самым топором в свое время колол дрова сам Наполеон Бонапарт.
  Продавец, конечно, немного преувеличивал, но клиент не стал затеґвать сомнительного спора и сразу выложил на стол несколько крупных купюр. Это были сто долларовые бумажки. Странный клиент даже не стал их подсчитывать, так он торопился. С обнаженным топором в руках и плохо скрываемым гневом в сердґце покупатель выскочил из магазина.
  - Ого-го! Сейчас что-то будет, - прошептал антиквар.
  Между тем эксцентричный клиент уже двигался со скоростью курьерского поезда по направґлению к салону Дика. Разбив одним ударом стеклянную преграду в виде дверей, гангстер проник в помещение. Небрежным движением локтя отброґсив в сторону обслуживавшего компьютер парня, он подбежал к машине и внезапно застыл перед мощью человеческой мысли.
  - Что вы хотите? - подал голос снизу упавший техник.
  Адамс не отвечал. Внимательным взглядом он уже прикидывал, куда нанести на аппарат первый удар.
  На ней горели красно-зеленые огоньки, что-то беззаботно внутри стреґкотало. Адамс, - странным покупателем топора был именно он, - размахнулся и начал крушить металл. Столько гнева было в его глазах и столько отчаяния в ударах, что приставленный к машине оператор не осмелился даже подойти к нему с какими-то претензиями или упрека ми. Моментально погасли искрящиеся огоньки, в считанные секунды загорелась разноцветная проводка в груди металлического монстра, запахґло гарью, и среди искореженного металла показалась испуганная фигура человека.
  - Черт подери, что это такое? - вскричал Адамс, разглядывая урода.
  Этот прижавшийся к стенке от испуга человек был ни кто иной, как Дик. В руке его была сжата печатная маґшинка, от которой куда-то тянулась длинная лента. Этим тяжелым и внушительным предметом по-детски беспомощно прикрылся от разбушевавшейся стихии неловкий товаґрищ Адамса - Дик Полосатый.
  - Ты! - воскликнул гигант.
  Поняв, с кем он имеет дело, Дик успокоился, но расставаться с маґшинкой не торопился.
  - Дик, как ты здесь оказался? И, скажи мне, что ты здесь делаешь?
  - Только ради бога, - начал суетливо Дик, - сначала выслушай меня. И, прошу тебя... прекрати это издевательство, прошу как человека. Положи топор. Успокойся. Я все объясню. Не надо переживаний. Это шутка! Всего на всего шутка, понимаешь?
  Геракл выронил свое оружие. В отличие от продавщицы он не вскрикґнул, хотя попал обухом по пальцам правой ноги - так старик был озадаґчен.
  - На мысль меня навела машина сотрудников фирмы, основная цель коґторой - создать "видимость серьезной научной работы". На табло "ничего-меров" мелькали, как у моего компьютера, огоньки, на шкалах измеритеґлей колебались стрелки, внутри гудели зуммеры. Эти эффекты были рассчиґтаны на профанов, от которых зависело финансирование настоящих, не ошеломляющих внешне исследований.
  - Подожди, - глаза Адамса были полны отчаяния, - значит?..
  -Да...
  - Значит, ты сам выдумывал все советы? Сам?
  Дик прослезился.
  -А как, по-твоему, - сказал он, - я способен самостоятельно собрать электронную машину? Конечно же, нет. А это был, согласись, неплохой способ заґколачивать деньги.
  - А "Саргасс-69"?
  - Это тоже моя идея, - Дик покраснел.
  - Ты меня не понял, я про игрушку. Ты знал, что эта адская машина всего на всего металлический мираж?
  - Ну, конечно, нет. Ради бога, прости - если я невольно ввел тебя в заблуждение.
  Дик все время так ныл и стонал, что мог бы разжалобить тигра. А Адамс был, к слову, всего на всего, лев, да и то очень больной и старый. И, простив друга, он остался. Забросил подальше от глаз топор, сел на любимое кресло, где провел немало дней в ожидании клиентов, попросил мартиґни и мысленно попрощался со всеми - теми немногочисленными друзьґями, что остались у него на старости лет.
  Полиция пришла вечером.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"