Гильмуллина Лада Мансуровна : другие произведения.

Когда детство стало счастливым?

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Детство далеко не всегда было счастливым, скорее наоборот. И чем глубже в историю — тем больше у ребенка вероятность быть убитым, брошенным, избитым.

   []
  Детство далеко не всегда было счастливым, скорее наоборот. И как утверждает американский историк Ллойд Демоз в своей работе "Психоистория" "история детства - это кошмар, от которого мы только теперь стали пробуждаться. Чем глубже в историю - тем больше у ребенка вероятность быть убитым, брошенным, избитым...". Согласно Демозу в истории западной культуры следует различать 6 типов воспитания: инфантицидный, оставляющий, амбивалентный, навязывающий, социализирующий и помогающий.
  Инфантицидный, или детоубийственный стиль воспитания (с древности до IV в. н. э.) - на этой стадии родители запросто избавлялись от забот о нежеланных детях, убивая их: швыряли в реку, в кучу навоза, в помойную яму, сажали в кувшин, чтобы уморить голодом, оставляли на пригорке или на обочине дороги. Ребенка, который был небезупречен по форме или размерам, который слишком мало или громко кричал, как правило, убивали. Однако первому ребенку обычно жизнь сохраняли, особенно если это был мальчик. Девочек убивали гораздо чаще, потому и мужчин в античные времена было больше. До IV века н.э. ни закон, ни общественное мнение не осуждали детоубийство в Греции или Риме. Во многих культурах детоубийство осуществлялось под знаком жертвоприношения. Мать обычно считала, что если ее ребенка выбрали в качестве жертвы - это честь для нее. Первые законы о запрете на убийство ребенка появились лишь, когда население стало значительно мельчать.
  Игнорирующий, или оставляющий стиль воспитания (с IV в. до XIII в.) - более позднее достижение человечества. В сознании людей укрепилось мнение, что у младенцев есть душа, и потому их нельзя убивать, как прежде, но ребенок оставался вещью, недоделанным взрослым. Теперь детей стали оставлять кормилицам, отдавать на воспитание в мужские и женские монастыри или в чужие семьи. Обычным делом среди знати было посылать своих детей в другой знатный дом в качестве пажей, фрейлин, послушников или писарей. Дети считались уменьшенной копией взрослых: у них была взрослая одежда, доспехи; среди развлечений - азартные игры и крестовые походы. Дети спали в одной постели со взрослыми, наблюдая и участвуя во всем - в рождении и смерти, наравне со взрослыми их арестовывали, пытали и казнили.
  Начало этапа амбивалентного (то есть двойственного, вызывающего у родителей сразу два противоположных чувства) стиля воспитания можно датировать XIV веком, когда появилось много руководств по воспитанию детей, распространился культ Марии и младенца Иисуса, а в искусстве стал популярным образ заботливой матери. Ребенку уже не отказывали во внимании, но не разрешали самостоятельно духовно развиваться. Характерными особенностями данного стиля воспитания является такие воспитательные практики как тугое пеленание, систематическое избиение и клизма. Ребенка тщательно и туго пеленали таким образом, чтобы какие-либо движения были невозможны. Средневековые жители считали, что, оставшись без присмотра, распеленатый ребенок вырвет себе глаза, оторвет уши, переломает ноги, искривит кости, испугается вида собственных конечностей или же поползет, как животное, на четвереньках. Спеленатых детей было удобно таскать с собой, класть на сундук, за печку, их легко забывали в разных местах, могли повесить на вешалку в какой-нибудь таверне, могли потерять - настолько они были тихими и вялыми. Когда ребенок выходил из пеленочного возраста, к двум - трем годам к нему применяли другие способы ограничения подвижности: помочи, корсеты, спинодержатели, ошейники с железными шипами, табуретки, в которых ребенка иногда оставляли на несколько часов. В четвертый период (XVIII в.) преобладал навязывающий стиль. Все больше родители теперь старались сблизиться с ребенком, обрести власть над его умом и так контролировать его внутреннее состояние, его чувства, потребности, его волю. Все чаще ребенка нянчила родная мать, ему меняли пеленки и рано приучали ходить в туалет, все еще били, но чаще уговаривали. Изменение отношения к детям привело к снижению детской смертности.
  Период с XIX до середины XX вв. отличается социализирующим стилем, целью воспитания становится подготовка ребенка к будущей жизни. Принимаются законы о детском труде и защите детства, и отцы начинают участвовать в повседневном уходе за ребенком. Ребенка учат приспосабливаться к обстоятельствам, социализируют.
  И, наконец, во второй половине XX в. утвердился помогающий стиль, согласно которому ребенок с направляющей помощью любящих и знающих родителей становится полноправным участником собственного развития.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"