Гил Наиль Фавилович : другие произведения.

Царь Узбек, или ортодоксальный ислам. Часть - 2

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Ислам. Караханиды. Поволжье - X век. Ортодоксальный ислам. Мухаммад ибн Абдуль Ваххаб


Царь Узбек, или ортодоксальный ислам

Часть - II

Ислам

Во Имя Аллаха, Милостивого и Милосердного

0x01 graphic

   Мусульманская религия от правоверного требует одного - покорности. Одно из этих проявлений, это пятикратная молитва... Согласно мусульманскому календарю, сутки начинаются в момент захода солнца, и первая молитва совершается ранним утром, за несколько минут до рассвета. Что для этого требуется верующему: выбор направления, то есть сторону Мекки; разложить перед собой коврик, встать на колени, и прочитать намаз. Молитву. Суру из священного писания: "О Аллах, Господь этого совершенного призыва и начинающейся молитвы! Дай пророку Мухаммаду "аль-васийля" и достоинство. Предоставь ему обещанное высокое положение. И помоги нам воспользоваться заступничеством его в Судный День. Поистине, Ты не нарушаешь обещанного!"... Все это - конечно - должно прозвучать в оригинале, то есть по-арабски. Что обязательно следует помнить перед каждой молитвой: верующий обязан привести себя в порядок; должен обязательно тщательно помыть руки, лицо, шею и уши. Это неотъемлемая часть действия приступающего к молитве, как только до него доходит голос - азана (Призыв к молитве. Тюрк. "uzan" - протягивать). Для призыва верующих к намазу, в древние времена возле мечетей, строили высокие башни, с вершины которой, мулла и возвещал о времени наступления молитвы. Так - пять раза в сутки. Утренний намаз, до восхода солнца; в середине дня (Ойлэ); вечером (Икенде); на закате (Ахшам); при сумерках (Ясту).
   *** "Верующие! Когда вы хотите совершить молитву, то умывайте свои лица и свои руки до локтей и отирайте ваши головы и ваши ноги до щиколоток... не найдете воды, то очищайте себя чистым песком: им обтирайте лица свои и руки свои. Бог не хочет сделать вам стеснения, но хочет очистить вас и вполне проявить свои благодеяния вам: может быть, вы будете благодарны". [Коран/ал-Ма'ида].
  
   Вера требует покорности, что поделать, иначе какая она вера?.. В середине дня, то есть в полуденный намаз, мусульманин, кроме утренней речи, читает еще и суру "Фатиха", так же дополнительные. Вечерняя молитва состоит из трех частей: повтор того что было утром и в полдень, так же суру "Фатиха", "Тахиййат"; затем уже стоя, про себя произнести еще раз суру "Фатиха". А третья часть, обращение к Аллаху с просьбой - "Раббана атина...", и восхвалением Всевышнего. И последняя, - пятая по счету, - ночная молитва. Совершение ее, строго только после захода солнца. Состоящая из четырех обязательных "фарз"... заканчивается молитва приветствием (салям), и словами восхваления Аллаха.
   И, на протяжении целого молитвенного дня, слова "Аллаху Акбар", не должны сходить с уст мусульманина... Каждая молитва у правоверного, занимает пол часа его времени, не считая конечно того, которое уходит на подготовку молитвенного действия. Этими законами, непременно следует руководствоваться человеку, принявшему ислам, читающего себя мусульманином.
  
   Эти основные постулаты религии занимают не очень много времени: всего несколько десятков минут каждая молитва... если в летнее время солнце показывает свои лучи примерно в четыре утра, то намаз, должен прозвучать из уст правоверного до их появления; а ночной намаз (Ясту) в сумерках. В молитвенном цикле мусульманина пять обязательных молитв и для каждой молитвы существует строго предписанное число ракатов (Араб. Преклонение. Цикл произносимых на арабском языке формул, а также молитвенных поз и движений). Молитва первая, предрассветная, состоит из двух ракатов, вторая, третья и пятая -- из четырех, а четвертая - из трех. Ночная молитва, может включать и одиннадцать ракатов.
   *** Мудрости древних, воздадим должное: многократный намаз в день, с преклонением колен и сгибанием шейных позвонков, не только ведет к духовному очищению тела, но и весьма благотворно влияет на физическое здоровье. Упражнения служат предотвращением ранних стадии заболевании человека, к недопущению их. Таких как остеохондроз, болезней суставов, или же, извечной болезни тюрков - подагры.

***

   Другое, опять же не мало важное изобретение древних, касающееся здоровья, это - пост (Тюрк. "bosh", "boshut" - освобождать, прослабить, очистить). В мусульманстве его называют- "ураза". Окончание этого религиозного мероприятия - "праздник-ураза" (Ураза-Байрам). Следует заметить, все сделано для блага человека, все для здоровья творя божьего. Христианский "пост", это время, усиленного молитвенного обращения к Богу и воздержания от пищи животного происхождения. Еда, в это время, должна содержать минимум калорий, по этому и название - постная. Ну а в мусульманское воздержание от пищи, имеет уже иную форму, здесь божьи законы построже. Пост (Ураза) - как считается - "один из пяти" обязательных столпов ислама (Тюрк. RUZA - воздержание.) Древние говорили: молитва и пост - все тебе на пользу... Ураза, в отличие от христианского поста, заключает в себе, полное воздержание от пищи в светлое время суток; от питья жидкости, курения табака, употребления алкогольных напитков, и даже исполнения супружеских обязанностей. Принимать пищи, пить воду, разрешается только после заката солнца. Кроме всего прочего - в этот священный месяц - нельзя повышать голос на ближнего вам человека. Держать пост, обязательно каждому мусульманину, только после исполнения двенадцати лет: исключение составляется больным, беременным, и людям пожилого возраста. По закону "Шариата" (Араб. "шэрия" - правильный путь), ураза длится тридцать суток. Вот несколько типов закона шариата: фарз (обязательное), мандуб (рекомендуемое), харам (запретное), макрух (неодобряемое), мубах (дозволенное).
   *** Так же, по этому священному закону, мусульманин имеет право на несколько жен. Такой шаг, - исламом, - только приветствует, но с одной единственной оговоркой, разрешено иметь столько жен, сколько правоверный сможет содержать. Конечно, есть ограничения - до четырех. Но тем самым, женатому мусульманину, строго запрещено смотреть на других женщин, путь к прелюбодействиям закрыт! А мусульманка, при посторонней мужчине, обязана скрывать все свое тело, кроме лица и кистей рук.
  
   В хадисах (в беседах) говорится: "Не уменьшится имущество дающего милостыню...", из чего следует, что неотъемлемая часть ислама, как и любой другой религии, это раздача милостыня. Их два вида: желательная милостыня, которая называется - садака (искреннее даяние); и обязательная - закят. В священном Коране есть строки, сура ал-Бакара 267: "О вы, которые уверовали! Делайте пожертвования из того благого, что вы приобрели, и того, что Мы взрастили для вас на земле, и не стремитесь раздать в качестве пожертвования дурное, чего бы вы сами не взяли, пока не зажмурили глаза. И знайте, что Аллах - Богатый, Достохвальный". В третьей суре Корана сказано: "Вы не обретете благочестия, пока не будете расходовать из того, что вы любите, и что бы вы ни расходовали, Аллах ведает об этом" (Али Имран, 92).

***

   В исламе, - существуют запреты, - мусульманину запрещается пить вино, употреблять в пищу свинину. Употреблять спиртные напитки, запрещено по ряду причин: до рождения Пророка, у туземных племен, была очень сильная тяга к крепким напиткам, ими регулярно устраивались попойки; пристрастие к вину, отражено и в арабском языке, в котором "вино" имеет более ста названий; и в их поэзии, которая воздает хвалу вину, кубкам и застольям. ...Первоначально было предписание, - не вставать на намаз в состоянии алкогольного опьянения, затем, в суре "Аль-Маида", алкоголь полностью был запрещен.
   *** Слово "алкоголь" - как известно - изобретение арабское (al-kuhl). Вот какие строки о горячительном напитке, оставил средневековый певец востока Омар Хайям: "Запрет вина, закон, считающейся с тем, Кем пьётся и когда, помногу ли и с кем, Когда помногу ли и с кем. Когда ж соблюдены все эти оговорки, Пить признак мудрости, а не порок совсем".
  
   Запрет на употребление в пищу мяса свиньи у мусульман, связан с природными условиями. С жарким климатом, который не позволял им хранить мясо животного в надлежащем виде. После забоя, мясо этой домашней скотины, должно храниться обязательно в низкой температуре. В холоде. При несоблюдении этих правил, свинина, рискует обзавестись глистами, что непременно приведет к летальному исходу употребившего его в пищу. Возможно, это и стало главной причиной запрета свинины, в жарких условиях Аравийской пустыни.

Караханиды

0x01 graphic

   Вернемся в эпоху средневековья, в десятый век, в те времена, когда тюркские правители Средней Азии принимали арабскую идеологию. Ислам. В восточный Туркестан. Обратим внимание на небезызвестное царство Караханидов, считающихся в истории, первым тюркским народом, принявшим ислам. Связанно все опять же не с намереньями приобщиться к набирающей силу религии, а использовать ее как средство для достижения цели. ...Один из членов этой династии - Шабук-Бугра - становиться мусульманином: и под именем Абд ал-Карим, призывает своих сородичей к новой Вере. С тех давних пор, придание гласит: "Прими ислам для своего спасения в этом и в будущем мире". Но так ли обстояло дело, как гласит эта легенда? Дело связывалось с захватом власти, с династическим переворотом: юный хан из династия Караханов (Тюрк. Кара - могущественный, Хан - Каган, правитель) Сатук-Бугра, воспитывался у своего дяди Огулчака Кадыра, жившего в Кашгаре. В его покоях, он и приобщился к новому мировоззрению. Там у юноши, -принявшему новую веру, - и созревает план овладения троном своего воспитателя. Заручившись поддержкой багдадского халифа, со своим единомышленником с Саманидским принцем, план был воплощен в жизнь. Власть была отобрана. Так совершился этот государственный переворот... разрыв с тюркским прошлым.
   *** "Мрак, окутывающий раннюю историю Караханидов, несколько рассеивается к середине Х в., когда каган Сатук Бугра-хан первым из представителей своего рода принял ислам и стал называть себя Абд ал-Каримом" пишет один источник. Сыновья Муса Бай-таш и Сулайман Тунга-илек, унаследовали дело отца.
  
   В конце десятого века, покорив весь центральный Тянь-Шань и Семиречье, у власти оказался Караханид - Харун Бугра первый. Под власть Караханидов затем, перешли Фергана и Шаш, принадлежавшие до этого Саманидам. В 992 году, Харун Бугра в союзе с другим тюркским ханом, принявшим ислам Махмудом Газневи, заняв Бухару, идет на Саманидов. Противостоящее против них саманидское войско было разбито. А в годы правления Наср илек-хана, был положен конец династии Саманидов. Это было время наивысшего могущества дома Караханидов, признанное даже багдадским халифатом. Времена падения династия Караханидов, приходятся к правлению Мухаммад-хана. В 1211 году Кашгарское ханство было завоевано монгольским царевичем Кючлюком, а через год, последний Караханид Мухаммад-хан был низложен и казнен.

***

   События, последовавшие после смерти тюрка-мусульманина Сатук-Бугры, коренным образом изменили Мавераннахр. Туда повалил - как считают - поток мусульманских миссионеров. Преподавать азы религии. Ислам, первыми на добровольной основе, принимают рабы, за ними следовали низшие слои населения и чернь... Муса Бай-таш, провозглашает ислам - государственной религией. В последующем, а именно в начале второго тысячелетия, возникают культовые сооружения, на земле нового государства. Мечеть Хазара, соборная мечеть Калян в Бухаре... и, сохранившийся до наших дней, Вабкентский минарет, высотой около шестидесяти метров.
   *** Ибн Баттута подробно рассказывает: "Того, кто не присутствовал на общей молитве, имам бьет в присутствии общины. В каждой мечети висит для этого плеть. Кроме того, налагается штраф в размере пяти динаров, которые расходуются в пользу мечети и для угощения бедняков и неимущих. Говорят, обычай этот существует с древних времен". Штраф за недостаточную набожность был больше цены лошади. Лошадь, как сообщает опять же Ибн Баттута, стоила 4 динара.
  
   В Мавераннахре (в заречье), создается один из крупных центров ислама. Здесь в ареале разношерстной публики, появляются многие религиозные течения, например школа суфизма Юсуфа Хамадани, родившегося в 1048 году. Откуда, в просветительскую жизнь, вступают два его ученика - Ходжа Гиждувани, и Ахмед Ясави. Ходжа Йусуф Хамадани своим ученикам, не уставал повторять: "Надобно всегда каяться за грехи, совершенные бытием, сердцем, душой и умом". Если первый, Ходжа Гиждувани, страдал за интересы человека труда; то последователи второго его ученика, призывали к покорности и смирению в этой жизни, обещая хорошую жизнь в загробном мире. Так, суфийские оракулы изрекали: "Ищите мудрость, пока у вас есть силы, иначе вы можете потерять силы, не обретя мудрости"... В истории древнего Узбекистана есть многие литераторы - Шатрандж, Хамили, Рашиди, Захири, Наджиби, Фергани - оставившие неизгладимую память о себе. А широко известное современным исследователям поэтическое произведение Ахмеда Ясави, "Хикмэт" (Премудрость), является бесценным памятником узбекской литературы середины двенадцатого веке. При жизни автора, его стихами зачитывались даже в далеких степях Дешт и Кипчака, читая их на тюркском языке. Вот некоторые строки: "Прежней щедрости в народе нашем нет. Правды шахов и визиров стерся след. Отвергает Бог дервишеский обет... Для народа - время страшных бед, о люди! Тот, кто был ученым мужем, знатоком, Стал насильником, льстецом иль дураком, Для дервиша правдолюбец стал врагом, Посмотрите: этот гибнет свет, о люди! Разве долго до скончания света? Нет! Раб Ахмед солгал ли это? Нет. Сам ли пользы от совета ждет? О нет!..."

Поволжье - X век

   Сегодняшняя прослойка татарской элиты Поволжья, не может нарадоваться тому, что они перешагнули за второе исламское тысячелетние, отпраздновав юбилей у себя на родине. Духовным управлением Татарстана, было принято решение, основать "Казанское высшее мусульманское медресе имени 1000-летия принятия Ислама", и его открыли в 1991 году. Приурочив к дате прибытия "багдадского посольства", на землю Булгар в 922 году. ...У казанских историков дело не стоит на одном месте, работы не початый край: история краеведения, своими плодами, каждый год радует своих ревностных почитателей. Не покладая рук, казанские ученые трудятся над своей историографией, применяя все яркие краски. Например, недавний юбилей города Казани, ее тысячелетие: до глубины порадовавшей граждан республики...
   *** Если начало второго тысячелетия новой эры, на земле династия Караханидов, ознаменовалось сооружением культовых объектов ислама, как, скажем мечеть Хазара, или соборная мечеть Калян в Бухаре, или Вабкентский минарет, - стоящий неизменно и по сей день, - то на земле средневековых Булгар, сооружения такого плана отсутствуют. Нет ничего внушительного связанного с исламом у татар. Никаких памятников...
  
   Но зато есть прекрасные легенды, по мотивам которых можно складывать древнюю историческую мозаику: можно строить различные теории, концепции, догмы, тем самым, дополняя исламскую историографию края. Ну а в твердости этих аргументов, не стоит сомневаться... Вот что пишет доктор исторических наук И.Р.Тагиров, о второй половине первого тысячелетия новой эры, на пространстве земель Хазар и их соседей Булгар: "То, что арабами не удалось силой навязать Хазарии ислам, вовсе не означало, что для проникновения этой религии не было других путей. ...поток арабских купцов в Хазарию служили реальными каналами для основательного проникновения ислама в народную среду. <...> Мусульмане добились от него открытия мечетей, медресе и школ для обучения мусульманскому вероучению. Соборная мечеть высилась прями над дворцом кагана".
  
   Некая часть Булгар, "когда могущественный Хазарский каганат был завоеван арабским полководцем Мерваном", начинает приобщение к исламу после 737 года, который, "условием этого мира поставил принятие ислама Хазарией". Откуда - как полагают историки - и повалил поток мусульманских купцов на Волгу и Каму. По другой легенде, - цвета которой порадовали бы глаз не только взрослого, - хан Айдар позволил принять ислам своему народу в 825 году, излечившись от смертельной хвори благодаря мусульманскому купцу. Так, Булгары встали под покровительство халифата, "Багдад предоставил Булгарии финансовую помощь и строителей для возведения крепости в войне против Хазарии". Так, религиозный деятель, ученый-востоковед Риза Фахретдинов, в начале XX века заявил: "Булгары жили в едином государстве. Они все мусульмане, стали ими при Муктадире. Их царь послал к Муктадиру просьбу прислать ученых для обучения правилам ислама...".
   *** Аль-Муктадир (895-932) - багдадский халиф из династии Аббасидов. Пришел к власти низложив, своего дядю Абдаллаха. При Муктадире (предпочитавшего проводить свое время в пирушках и в гаремных утехах), арабский халифат приходит в упадок. При этом слабым правителе, была потеряна Северная Африка, откололись Египет и Мосул... За время двадцатипятилетнего формального правления халифатом, после очередной попытки свержения Аль-Муктадира, государственная козна обмелела. Халифу было нечем платить даже собственной страже. За воротами Багдада, - в итоге, - в 932 году, Аль-Муктадир был убит.
  
   Вот этому багдадскому любителю "пирушках и гаремных утехах", и было отправлено письмо Булгарского хана Айдара (Алмыша. Как пишет историк Тагиров). Письмо Айдара халифу Аль-Муктадиру, было передано Назиром ("предположительно" выходцам из Булгар), предводителем сакалибов при багдадском дворе. Алмуш, - так, пожалуй, правильнее звучит это имя, - всем сердцем жаждущий "за объединение племен булгар", за свою авантюру, получил от своих сородичей это прозвище. Алмуш (Алмыш), - с тюркского языка переводится как - взявший (берущий, жаждущий). Так сын объединителя булгарских племен царя Шилки, в 921 году, отправляет письмо ко двору абассидского халифа Джаффара ал-Муктадира, - с просьбой прислать исламских вероучителей.
   И в мае 922 года состоялся визит Багдадского посольства на землю Булгар. И в качестве государственной религии Волжской Булгарии, - съезд булгарских князей, - всенародно решает принять ислам. "Официальное принятие ислама в качестве государственной религии укрепило связи Волжской Булгарии с мусульманским Востоком" закрепляет доктор наук И.Р.Тагиров. Так, на земле Поволжья, в десятом веке, водружается зеленое знамя ислама.

***

   Именно по этой дате, идет отчет исламского времени у современных татар Поволжья, и более тысячи лет учение Пророка Мухаммеда (Мир ему) имеет незыблемое место в их среде. Даже Караханидам в Средней Азии, пришлось не легко с распространением ислама в собственном народе, где мусульманская религия, имела место в Бухаре еще с VII века, за долго до царствования Шабук-Бугры. ...Если сегодня спросить о прошлом коронного жителя того региона, узбека: то тот, без запинки вам поведает историю своего родного края, и историю своей религии. Например, о том, как при правителе Улугбеке в XV веке, Бухара "обогатилась зданием нового медресе", приняв новый облик. А в эпоху Убайдуллы хана, появилось название - Бухарское ханство. Ну а во времена Шейбанидов, в Бухаре были построены десятки новых медресе, мечетей, караван-сараев, торговых куполов... А при правлении шейбанида Абдулла хана II (1557--1598), город достиг своего расцвета...
   Вот краткий экскурс историй того государства, куда ислам пришел на самом деле в десятом веке, в отличие от тех, у которых напрочь отсутствуют культурно-исторические ценности связанные с исламом. Если нами рассматривается обширная картина истории средневекового ислама в странах Средней Азии, то эти самые картины мы не находим в прошлом у тех, кто тоже причастен к принявшим веру в эпоху раннего средневековья. Сегодня на земле Поволжья, нет следов древней истории, исторических памятников: мечетей, минаретом, медресе... дотируемых даже поздним средневековьем. Не говоря уже о ранней эпохе. Нет ничего, что бы подытожить страницы исторических книг. Так же, нет упоминания о первых духовных лицах булгарского халифата... отсутствуют древние мусульманские кладбища. Ну а самое главное, где поток религиозного духовенства, где о них воспоминания, где мусульманское летоисчисление?.. Почему булгарскими историками X-XI-XII веков, новый островок религиозного завоевания, проигнорирован?..
   *** Вот некоторые имена тех, кто оставил свой след в истории. "Книга путей и государств", автор Ибн-Хордодба, источник X века. Язидат-Табари, преподаватель богословия и права в Багдаде, оставил книгу "Историю Царей". Али Ибн-Хусейн, путешественник и энциклопедист, в 957 году написал сочинение "Золотые луга". Абу-Исхак аль-Истахру аль-Фарси принадлежит "Книга Климатов". Ибн-Ал Надим, - отец истории и литературы древнего востока, - написал "Книгу росписи наукам". А "драгоценный восточный источник для древней истории России", это Ибн-Дост (Абу-Али-Ахмед Бен Омар), писавший в начале X века, об этнографии народов населяющих сегодня Россию. Позднейшие: Ибн-Баттута Абу-Абдоллах-Магоиет (1302-1377); Якут Бен-Абдалах, Ель-Андализи, Казвини, Димешки, Абдульфед, Бакуви и многие другие.
  
   Несмотря на полное отсутствие "прямых" доказательств, линия казанских историков непоколебима. Стирая всяческие изъяны, упорно стоят они на своем. Причина понятна: это духовное лидерство, по отношению к свому соседу. Русскому. Вот этим и обусловлена - скорее всего - их твердая позиция. Российский историк К.Н.Бестужев-Рюмин, автор исторической работы "Русская история", приводит такие интересные строки в своей книге: "Ибн-Фадлан, участвовал в посольстве от халифа к новообращенному царю Болгарскому (921), оставил известие о болгарах, хазарах, руссах" (Ахмед-бен Фадлан-бен Аббас-бен-Рашид-бен Гаммад). Историком, строки эти были выведены в 1885 году, в конце XIX века, из чего следует, что записки багдадского секретаря Ибн Фадлана, прогрессивному человечеству были уже известно за долго, до того момента, что обнаружится в XX веке.
   А вот что обнаружилось через пол века (XX), после бестужевских строк: "О важных находках, сделанных здесь, я сообщил через год в Париже, когда приехал на заседание французского Азиатского общества. Я нашел труд знаменитого арабского географа Ибн ал-Факиха, жившего в IX - первой половине X в., и приложенные к этому труду книги путешественников Ибн Фадлана и Абу Дулафа. Отрывки из произведений этих двух путешественников привел в своем труде арабский географ Якут Хамави, поэтому они частично были известны в Европе... (Выделено мной)", это строки из воспоминании профессор боннского университета А.З.Валиди.
   *** А вот, чуть позднее, по этому поводу, что пишет доктор исторических наук, профессор А.Б.Юнусова, член Совета по делам религий при Правительстве Республики Башкортостан: "Этим актом 16 мая 922 года Волжская Булгария официально признала ислам государственной религией, а свою страну - частью мусульманского мира. Таким образом, датой официального принятия ислама народами, проживавшими на территории современной России, следует считать 16 мая 922 года". Чем можно здесь апеллировать? Чем можно возразить профессору, доктору исторических наук?.. Ничем! Остается только согласиться с мнением официальной исторической науки, и сесть за праздничный стол. Отмечать юбилей непоколебимых утверждений нашей родной науки.
    
   Ну а что же делать со щекотливым вопросом? Каким? А с тем самым, возникшим из книги "Повесть временных лет"? Где источник, безпринципно лукавит нам, толкуя давнюю историю киевского конунга Вальдемара! ...Откуда делегаты - послы различные вероисповедании - все же пришли к русскому князю Владимиру, соизволившему - по книге Нестора - выбрать Веру? ...Из каких земель держали путь в град киевский католики и православные, это нам понятно, - а вот откуда (?), в этот стольный град, держали путь остальные!? Вопрос далеко не праздный!.. Нет никаких данных, никаких документов, что бы при дворе багдадского халифа, готовили мусульманских проповедников в далекую страну - Урусов. Вот это, пожалуй, и есть тот щекотливый вопрос. Та самая вековая дыра, в российской историографии, со времен появления "Повести временных лет". Со времен сочинителя русской историй Петра Великого. Текст, из "Повести временных лет", каким то образом следовало подлатать, подытожить, и арабом Фадланом эту дыру и подытожили, зашпаклевали. Притом очень крепко, и на долго.
   *** ...Послы от иудеев, к русскому князю Владимиру пришли от Хазар, а вот послы от мусульман, - пришли именно из Волжской Булгарий, где ислам, к тому моменту времени, бурно процветал с 922 года. И только для этого, - для русской христианской истории, - очень важно было иметь мусульманскую Булгарию. ...Если о "Записках" секретаря багдадского посольства было известно еще в девятнадцатом столетье, то, что же обнаружил тогда З.Валиди, в библиотеке при гробнице имама Али ибн Риза в Мешхеде?

Ортодоксальный ислам

   Слово ортодоксальный, имеет очень интересный перевод - правоверный. Происходит от двух греческих слов - ortho (прямо), и dox (учение). А значение термина - строго следовать принятому учению в области религии, науки, общественных вопросов... И конечно, отсутствия всякого сомнения в истинности своей веры. Вот что означает это слово. Среди всего многого, есть и такое понятие - "ортодоксальный ислам", что под собой подразумевает строгое следование канонам веры; выполнение каждой строки священного писания, соблюдения норм и правил.
   Сегодняшние мусульмане Поволжья, - отметившие свое тысячелетнее пребывание в исламе, - кроме всего прочего, являются еще и продолжателями дела суфийского ордена "Накшбанди". Но стоит здесь оговориться, кто такой Накшбанди, и что такое суфизм - они не знают! Так к сожалению, сложилось исторический. Отнеся себя к последователям учения Пророка Мухаммеда (Мир ему); мусульманин-татарин о суфийском ордене ничего не ведает, и даже не догадывается. А у татар Волги и Урала, - оказывается, - суннитская ветвь ислама, суфийского толка ордена шейха - Баха ад-Дина Накшбандийа. Оказывается все, хитро сплетено. Очень много того, чего просто забыли поведать сегодняшнему правоверному татарину.
   Этот орден, был основан сыном ремесленника, чеканщика монет - по имени Баха ад-Дин Накшбан. Родился он в 1318 году, в предместий Бухары. В конце XIV века. Члены ордена, были светскими людьми. Суфийский теолог готовил их - своих последователей - принимать участие в управлении страной, экономикой, находиться в тесных отношениях с купцами. В середине XV века, орден делится на две части: на западную ветвь с центром в Бухаре, которую возглавляет Шейх Султан ад-Дин Сад (Саид) ад-Дин Мухамммад ал-Кашгари, и на восточную, руководителем которой становится Нас ад-Дин ал-Ташкенди. Очень скоро, орден приобретает широкую популярность: братьями общества начинается активная деятельность по теологии в Бухаре, Самарканде, Мерве, и во многих других крупных городах. На основе уже существующих восьми правил, добавив три дополнительных, Бахауддин Накшбанди строит стержень своего ордена. Был сторонником простоты и отрицательно относился к показной набожности, "громкому зикру", сорокадневным постам... Главным принципом своего учения, он считал, "Дил ба еру, даст ба кор" согласно которому, - постижение Аллаха происходит через душу, а руки всегда должны быть заняты делом.
   *** После смерти Накшбанд (1389 год), был признан святым, а также покровителем города Бухары. Над его могилой в 1544 году, был воздвигнут мавзолей, который стал местом паломничества среднеазиатских мусульман. Символ ордена представляет собой сердце со словом "Аллах" внутри.

***

   Почему именно, к берегам Волги и к склонам Уральских гор, суфийзм находит дорогу? известно очень мало. Возможно труды Мехмеда Биргеви, - автора трактата - "Путь Мухаммада и биография пророка" (ат-Тарика ал-Мухаммадия ва ас-сира ал-ахмадия), - жившего в XVI веке стали первым толчком светского понимания ислама в России?.. Его религиозный труд, кроме приволжского региона евраазии, был распространен во многих других мусульманских странах. Идеи из которого находили широкий отклик у служителей ислама. Содержания его мыслей, сводилось к пропаганде мусульманской этики, в центре чего, следование предписаниям Корана и сунны. Соблюдению мусульманской морали, - этой проблеме, - автор посвятил отдельную главу в своей книге - в особенности таквы (богобоязненности). Рассмотрев негативные качества присущие человеку, предложил различные средства спасения - от неверия, от лицемерия, гордости, зависти, ненависти, злости, скупости... И именно это, видимо, и легло базой в "Оренбургское магометанское духовное собрание" России, созданное в конце XVIII века. Р.Фахретдинов, сформулировал три основные задачи, обусловившие создание ОМДС: создать любовь к России со стороны восточного Ислама; оставить без силы не имеющих официального статуса улемов, оказавшихся под скипетром России; превратить Ислам на берегах Волги и Урала в официальную религию и мазхаб (школу шариатского права в исламе).
  

Мухаммад ибн Абдуль Ваххаб

0x01 graphic

   На базе учения средневекового теолога Ибн Таймии, в XVIII веке в центральной части Аравийского полуострова возникает крупномасштабное движение под руководством Мухаммада ибн Абдульваххаба. Известное сегодня как - ваххабизм.
   *** Ибн Таймийя, всю свою жизнь вел борьбу за чистоту веры - при определении иджтихада (правил) высказывался только за букву Корана и хадисов. Требованиям мазхабов (школ шариатского права в исламе), предпочитал доктрины сподвижников и последователей Пророка. В вере подчеркивал необходимость абсолютного следования слову Божьему и высказываниям Пророка, полагая, что высшие тайны бытия ведомы только Аллаху. В Басре начинает свою "проповедь" об очищении ислама от новшеств и идолопоклонничества... Преследуемый властями, ад-дин Ахмад Ибн Таймийа, в 1328 умер в тюрьме, оставив после себя около 500 теологических трудов, так и не добившись признания при жизни.
  
   Спустя четыре века, трудами этого непризнанного мыслителя, вооружается аравийский богослов Мухаммад ибн Абдель Ваххаб (Абд ул - сын Божий, Ваххаб - даритель, подающий милостыню), взяв на вооружение концепцию сирийского теолога, становится его последователем. Мухаммад ибн Абдульваххаб, родился 22 июня 1703 года, в Неджде, в городе Аяйне, в центре Аравийского полуострова. Родословная его исходила из племени бану Тамим, где отец его был улемом (Араб. Улама - учение), который и стал первым его учителем. Родоначальник нового исламского движения, в раннем детстве знакомится с трудами ибн Ханбаля и ибн Таймии: вернувших ему представления о традициях чистого ислама. Ибн Абдульваххаб получив курс обучения в Медине, переезжает в Басру, где и начинает свою "проповедь". Где основные требования теолога, были очищение ислама он новшеств, идолопоклонничества и ересей (бид'а - ересь, заблуждение). Здесь выходит в свет его знаменитая книга - "Китаб ат-Таухид" (Книга единобожия). Но, не встретив поддержки, не найдя единомышленников, в 1740 году возвращается в свой родной город Аяйну. Изгнанным из Басры.

***

   Встреча с эмиром города Эд-Диръии, Мухаммед ибн Саудом, становится переломным моментом в жизни ибн Абдульваххаба. Переломным, как для сторонников салафитского движения (Почитание предков, предшественников), так и для истории Аравийского полуострова в целом. Ибн Абдульваххабом, в союзе с эмиром этого бедного города, было принято решение борьбы с внешними факторами, проникающими в ислам, очистка самого города, и его окрестности - от чуждого Вера терпения.
   Учение Абдель Ваххаба, основывалось на понятии "таухид" (Единобожие. Поклонение одному Аллаху), - опираясь на что, - он с резкой критикой выступил на распространение в суфизме, культа святых, культа дервишей... не делая исключения даже самому Пророку. Теория выдвинутая им, была поддержана многими местными племенами... и под идею "очищение ислама", начали стекаться многие мусульмане из этих племен. Сам идеолог нового религиозного мышления устраивал показательные выступления: собственноручно им было срублено дерево почитаемое местными за священное; так же он разгромил могилу одного из сподвижников Пророка Мухаммеда (Мир ему). За всем происходящим, наблюдал его покровитель, эмир Осман Ибн Хамад Ибн Муамар. Так, ваххабиты запретили произнесение "Салавата", после имени Пророка, а на проповедях, не редко слышалось следующее: "Он умер в Медине, и вот эта моя палка лучше Мухаммада после его смерти". ...Так, Мухаммад ибн Абдульваххаб начал борьбу с противниками своей догматической идеологии, он позволил своим сторонникам совершать набеги на соседние территории - называющих себя "единобожниками" или "мусульманами". Те, кто принимал убеждения ибн Абдульваххаба и его призывы, должны были заключить с ним союз, а те, кто восставал против него, он лишал их жизни. Так в селе Фусул, вблизи города Ахсаа сторонниками ибн Абдульваххаба, было убито триста мужчин. И разграблено их имущество.
   *** Суннитский историк Алуси, со ссылкой на книгу "История Наджда", написанную историком по имени Бошр Наджди, пишет: "Я, Ибн Бошр, в начале своей работы наблюдал, в каком бедном положении живут жители города Дерейи, но потом при правлении Сауда (внука Мухаммада Ибн Сауда) этот город разбогател, вплоть до того, что люди золотом и серебром украшали свои вооружения, ездили на благородных конях, одевались роскошно и пользовались полным комфортом, с описанием которого язык не справляется".
  
   Вскоре, победы одерживаются не только на религиозном поприще, но и на политическом. Во время пятничной молитвы, умирает осман Ибн Муамар, и город Аяйна, оказывается под властью Абдульваххаба и ибн Сауда. Так, в 1744 году, возникает первое Саудовское государство, но, тогда еще просто эмират Эд-Диръийкий. В 1755 году, под натиском нового мусульманского веяния, со своими подданными, из своего эмирата бежит Эр-Рияда Даххам ибн Даввас. Полуостров, под руководством Мухаммад ибн Абдульваххба начинает бурлить: движение, окутавшее почти всю территорию Аравии принимает кардинальный характер. И уже к концу восемнадцатого века, и к началу девятнадцатого, появляются страны, поддерживающие идеологию Аяйнского теолога, такие как: Неджд, Шаммар, Джауф, Хиджаз, ал-Хасу, Кувейт, Бахрейн, Оман.
   Благодаря английским пропагандистам в конце XIX века, движение ибн Абдульваххаба - увидев пределы арабского мира, - получает свое название - ваххабизм. Термин этот, - в годы колониального владычества, - англичанами сознательно используется! С одной целью - посеять рознь в исламской среде, где для них, "единство" мусульман, представляло главную опасность. Что крайне мешало их господству в колонизированных странах. Говорили многое, даже то, что "вахабисты" сформировали государство внутри исламского государства под руководством Мухаммад ибн Сауда, а позднее и о его сыне - Абд Аль-Азизе, которого британцы поддерживали как оружием, так и деньгами. Ваххабитов можно было отличить по внешнему виду: как правило, они брили головы, носили длинные не расчесанные бороды и подворачивали узкие брюки.

***

   Есть легенда: воспоминания одного английского шпиона, британского министерства по делам колоний Хамфера: "в 1710 году министерство поставило перед ним задачи... способствовать расколу ислама изнутри... насадить внутри него ненависть друг к другу...". Как рассказывает сам Хамфер о лидере движения: "По характеру до предела честолюбивый, темпераментный, враждебно настроенный к властям Османской империи, он решил проявить себя и создать новое течение в исламе. И это течение называется ваххабитским течением... Министерству удалось привлечь на свою сторону Мухаммеда бен Сауда, эмира Ад-Дараия. Ваххабизм стал государственной религией Ад-Дараия... Наши силы укрепились". Но можно ли принять эти строки за достоверную информацией? Скорее всего, нет, по той лишь причине, что иных известий, об этом английском министре просто нет. Всякие материалы отсутствуют.
  
   ...Как бы не покрывались легендами дела аравийского богослова Мухаммада ибн Абдельваххаба, как бы не обвиняли его в связях с английской разведкой, и чрезмерной радикальности - время турецкого владычества на полуострове, прекращается именно во времена жизни ибн Абдельваххаба. Со стороны севера Османской Империи, разразилась "Русско-турецкая" воина, длившаяся более пяти лет; на юге, движение радикально настроенных сил Ваххаба. И конечно, все, не без участья Англии. ...Сосредоточив в своих руках всю религиозную и светскую власть, эмиры полуострова начинают экспансию на соседние территории. Так было захвачено побережье персидского залива, - Кувейт и Бахрейн, - и внутренние районы Омана. А в начале XIX века, силы феодально-теократического Саудовского государства, овладели крупными религиозными центрами Хиджаз (Западная Аравия), такими как Кербел, Мекка, Медина.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"