Гил Наиль Фавилович : другие произведения.

Царь Узбек, или ортодоксальный ислам Часть - I

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 5.00*3  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Атабеки. Государство Ильдегизидов. Золотая Орда. Хан Узбек. Хан Иван. Калита. Москали Николай Карамзин: "Узбек не знал, что слабость нашего отечества происходила от разделения сил одного и что, способствуя единовластью князя московского, он готовит свободу России и падение царства Капчакского".


Царь Узбек, или ортодоксальный ислам

Часть - I

Атабеки

0x01 graphic

"700 - лет принятия ислама Золотой Ордой"

   Прошли годы, прошли века, и пришло время праздновать юбилей. Какой? "700 - лет принятия ислама Золотой Ордой". Но, а в чем же тут заковырка, и чем, собственно, выражено недовольство автора? Чем он возмущен? ...Скорее - не тем, что эта круглая дата накроет праздничный стол, а - тем, что именно празднуется!.. Возможно, это и послужило признаком возмущения: политическая подоплека данного мероприятия. ...Руководитель Золотой Орды, хан Узбек, - стал мусульманином, это отнять у истории невозможно. А приняла ли сама орда ислам? И можно ли тем самым, заявлять о том, что "семьсот" лет назад, была принята Вера!? И только по этому, постановка вопроса, не совсем корректна. Ведь причастность правителя к исламу, вовсе не говорит о том, что вся волость его, в одночасье мусульманизировалась. Ну а вот сын его - Джанибек - действительно был ценителем востока. ...При нем начали носить чалму, при нем воздвигались мечети, строились медресе, при нем, в орду привлекались знатоки ислама. (В картинках, мы видим в восточном наряде русского царя Василия III, и в чалме, удалого казака Степана Разина.)
  
   ...В Золотоордынской империи, в 1313 году, путем государственного переворота к власти приходит сын Тогрулы - Узбек. Второй по счету из правителей Улуса Джучи, принявший мусульманство. Что касается его имени, историки и филологи по сей день находятся в смятении. Не могут понять... С этимологией слова, конечно разобрались, а вот откуда пошло оно, здесь большой вопрос... В каких краях прошло детство будущего хана, и кто были родители в русских летописях упомянутого Азбяком? И почему его имя ассоциируется с сегодняшними жителями Средней Азии, а точнее с одним народом, занимающим некую ее часть. История довольно длинная. В двенадцатом веке, на берегах Каспия, возникает государство Атабеков. Так принято историографией. Эмиром, то-есть правителем (Атабеком), становится вчерашний раб, по имени - Шамс ад-Дин Эльдениз. Родоначальник династия - Ильдегизидов.
   *** Раб султана Масуда ибн Мухаммада, Шамс Эльдениз, был родом из кыпчакской степи: прослужив верой и правдой своему хозяину, получает вольную. Женившись на вдове Масуда, становится правителем Арона: после престол занимает ее сын - Арслан (Лев). Здесь и появляется титул - "Ата-Бек", что в переводе означает "отец-правитель".
  
   Государство мало помалу, развивается: строится своя иерархия, чеканится своя монета... Его предшественник, Мухаммад Джахан Пехлеван - поддерживает дружеские отношения с соседями, в том числе и государством Хорезмшахов. К крушению страны, приводит его приемник Музаффар ад-Дин Кызыл Арслан: в 1191 году объявивший себя султаном. Что и становится внутренним расколом детища Эльдениза. В этом же году - не по своей воле - Арслан покидает земной мир. "Если халиф -- имам, то его постоянным занятием должно быть совершение намаза, ибо намаз -- основа веры и лучшее из дел. Первенства в этом отношении и того, что он служит примером для народа, для него достаточно. Это истинное царствование. Вмешательство халифа в дела временного царствования не имеет смысла -- их надо поручать султанам" так была навязана чужая идеология. Дальнейший распад государства усилил его новый властитель - Абу-Бекр, со своим братом, рожденным от наложницы. Бастард, по имени Узбек, и был последним Атабеком. И в 1225 году, в эпоху правления Музаффар ад-Дин Узбека ибн Мухаммада, государство Атабеков прекращает свое существование.

***

   *** Начало второго тысячелетия, новой эры, можно отнести к рассвету мусульманства в тюркских государствах Средней Азии. Это бал золотой век ислама. Во второй половине XII века, государство хорезмшахов, благодаря шаху Ала ад-Дин Мухаммед II, достигает своего могущества. Шах даже носил перстень, с гравюрой - "тень Аллаха на земле". Уничтожив представителей старой династии: одержав ряд побед, он присваивает себе имя второго Александра (Македонский), и султана Санджара. Но не долго "тени" пришлось сидеть на троне... Родился Чингисхан, который произнес: "О народ, безмерность твоих грехов очевидна...", и из степей Дешт и Кипчака, послышался звон сабель.

Хан Берке

   В конце тринадцатого века, смутой покрылась земля Улуса Джучи: "На берегах Черного моря возникла другая Орда, - пишет историк Костомаров, - отложившаяся от волжской, иначе Золотой, Орда Нагая". Так, темник (тысячник) Иса Нагай, стал "в окрестностях Черного моря владетелем независимым". Дошло до того, что ордынские тысячники устраивали волости, собирая вокруг себя своих подвижников. Темник Нагай, заручившись поддержкой византийского двора взяв в жены дочь Михаила Палеолога по имени Евфросиния, на берегах Черного моря стал властвовать. Возник новый улус: дружба с Западом, повлекла за собой поток европейцев; в особенности генуэзских купцов на крымский полуостров. Именно с этих мест, век спустя, поведет свои отряды на взятие Москвы католик Мамай, и именно отсюда, бесконечной вереницей в первой половине шестнадцатого века, будут ездить крымские ханы управлять казанским государством. Полуостров станет для них плацдармом.
   Сын Менгу-Тимура, Токтай (Токтагу), не без помощи темника Нагая, становится полноправным хозяином Золотой Орды. Время, предвкушало перемены. И в 1294 году "Хан Тахта сел в Орде" отметил историк. ...Здесь, и начинается самое интересное. Придя к власти, первым делом он избавляется от своего покровителя, - темника Нагая. Развязывает с ним воину, берет его в плен и убивает. "Нагай был храбрым воином, наиболее мудрым и ловким пра-вителем из всех, какого когда либо имели Татары, называемые Монголами" отметил историк. Таким образом, правнук хана Батыя устанавливает статус-кво; вытравливая все иноземное влияние в своем окружении... Так, хан Токтагу, крушит все на своем пути, не имея жалости ни к окружающим, ни к своим близким.
   *** Как в древние времена, тюрки давали имена своим новорожденным детям? "Тюрки, - писал Ибн Батута, - называют родившегося ребенка по имени первого входящего в шатер при его рождении". Так же, у них существовали и другие обычай: например давать детям имена по тому предмету или животному, которые роженица увидела первыми после родов. Слово "тахта", в современном понятии, ассоциируется с широким диваном. Оно так и есть, от тюркского "такта" - доска. Отсюда и русское - "доска". Возможно этимология имени хана, связанно именно с этим бытовым предметом. Или, имя арабское - Тагир (Тахир) - незапятнанный, чистый.
  
   Стоит признать, что с его смертью, заканчивается "тюркская" история Золотой Орды: и начинается другая - "мусульманская!" Ведь слова "тюрк" и "мусульман" - термины религиозные. И это, большая разница. Тюрк - это тенгрианен, а мусульманин - это носитель совсем другой веры. Исламист. И со дня смерти Хана Тахты, земля Дешт и Кыпчака покрывается трещинами, тюрки в поисках выхода из этих расщелин, глазели в разные стороны, кто куда... Потомки великого Темучина, стали приобщаться к канонам арабской Веры, прельстились на золото Востока. Эти чингизиды, под пристальным взглядом Москвы в XVI веке после распада Империи, будут делить Казанское Ханство, руг другу устраивая всякие козни. Но это, тема для отдельной книги. И довольно большой.

***

   Первым золотоордынским ханом, принявшим ислам, - был не Узбек, - а пятый правитель Империи - Хан Берке. По странному стечению обстоятельств, с момента принятия ханом мусульманства, с середины XIII века, его близкие, один за другим, прощаются с жизнью. Странные болезни постигают их. Сартак, сын Батыя, покидает жизнь со словами на устах: "Ты мусульманин, я же держусь веры христианской; видеть лицо мусульманское для меня несчастие". Так он и умер. Вдова Бату хана, - Боракчин - была казнена. Вслед за ней, покинул мир наследник Улагчи. Так, мусульманин Берке, окропил свои руки кровью по локоть. Самого хана, смерть постигает в 1266 году в неудачном походе на Табл-Ис (Тифлис). Поныне не установлено, где находится его могила.
   *** С русским князем Александром Ярославовичем (Невским) то же не стали церемониться, - случилось несчастье, - со словами на устах: "Удалитесь и не сокрушайте души моей жалостью!", 14 ноября 1263 года тот скончался. Историк Н.И.Костомаров заключил: "...которое быстро распространялось в его народе, тем легче, что и прежде в полчищах монголов большинство народов, или покоренных и за них воевавших, исповедовало мугамеданство". Дав тем самым понять, "чему" именно мешали эти родственные души.
  
   Хан Менгу-Тимур, в 1270 году издает указ, со словами в тексте: "На Руси да не дерзнет никто посрамлять церквей и обижать митрополитов...". И продолжателем либеральных начинаний покойного, становится его брат Тудай-Менгу, которого, страницы исторических книг упомянули слабым ханом, лишь назвав его чеканщиком монет. Этот чеканщик, в 1283 году тоже принимает мусульманскую веру, и становится суфием. Утверждения что "истинный суфий должен жить в бедности, очищать душу через любовь ко всему человечеству" были восприняты им слишком буквально. Как пишет историк: "был умерщвлен своими племянниками, которые, в свою очередь, были умерщвлены их двоюродным братом Тохтою, сыном Менгу Тимура". ...Вот что означало уклонение от адатов своих предков, от законов отцов! Восточный ветер в окружение наследников ордынского престола непрерывно нагонял интриги. Все было приурочено к ослаблению великой золотоордынской империи.

Хан Тахта

   *** Николай Михайлович Карамзин, в своей знаменитой книге, приводит интересные строки, касающиеся хана Узбека, пишет: "Орда находилась уже далеко за Тереком и горами Черкесскими, близ Врат Железных, или Дербента, подле ясского города Тетякова, в 1277 году взятого нашими князьями для хана Мангу-Тимура". Где "сия любимая забава", ловля, "месяц или два", проходила у Хана Узбека.

   Откуда же возник на свет хан, - перевернувший все внутреннее строение системы Великой степи?.. У хана Тахты, чье правление в Золотой Орде приходилось к концу XIII века, было три сына - Тукал-Бука, Ильбасар и Ихсар. Престол, должен был унаследовать Ильбасар (Ильбасмыш - стоящий над государством). Но, смерть помешала ему занять эту должность, по непонятным причинам тот скончался. И по закону (Яса), стол переходил в руки сына покойного - Ислан-Буке. Но загадочная смерть, и этого уносит в могилу, вместе с другими претендентами на эту высокую должность. Так, о себе дал знать, тот, кто был воспитан в других краях, в другой культуре. Впитав ее с младенчества.
   Андрей Городецкий, Глеб Ростовский с сыном и племянником и Федор Ярославский, по приказу хана Менгу-Темира отправляются в 1277 году на Кавказ, на ясов (осетин)... Внук "темира" в действительности рос в этой среде, приобщаясь к культуре соседнего народа - как это издревле было принято у тюрков. Легенда гласит: "Узбек вонзил нож в Ильбасмыша, а Кутлук-Тимур вонзил нож в Кадака, и они обоих убили". На сколько можно доверять этой легенды, - возникнет вопрос у читателя, - ровно на столько же, как скажем сын репрессированного Тогрулы - Узбек, становится правителем Улуса Джучи. А в 1313 году, начинается его правление. Длившееся двадцать девять лет. Побывавший в ставке у хана, арабский путешественник Ибн Баттута, отметил: "Он один из тех семи царей, которые величайшие и могущественные цари мира".
  
   Очевидцы не скупились на воспоминания, противоречащие друг другу: "Он был человек храбрый и отважный, религиозный и набожный, почитал правоведов, любил ученых, слушался их, доверял им, был милостив к ним, посещал шейхов и оказывал им добро... Это молодой человек красивой наружности, отличного характера прекрасный мусульманин, храбрый и энергичный... Он исповедовал ислам, отличался умом, красивой внешностью и фигурой". И воспоминания имама Ибн Ахмада аз-Захаби: "...храбрый герой, красавец наружностью, мусульманин, уничтоживший множество эмиров и волшебников". Что хотел этим выразить имам?.. Конечно, ордынская аристократия была недовольна с новым вероисповеданием хана; они высказали следующее: "Ты ожидай от нас покорности и повиновения, а какое тебе дело до нашей веры и нашего исповедания и каким образом мы покинем закон и устав Чингисхана и перейдём в веру арабов?" Сын Тогрулы оказался неуклонным, несколько десятков "волшебников" лишились своей голов. Цель, любой ценой должна была быть достигнута. (Персидское слово "булажаб", переводится как - удивительный, странный, необыкновенный. Отсюда и русское - волшебник.)

Хан Узбек

0x01 graphic

   Арабская экспансия, рано или поздно, все равно достигла бы степей Дешт и Кипчака, это диктовалось необходимостью данного исторического этапа. Принятие ислама ханом Узбеком, это скорее был продуманный шаг, чем неизбежность нового уклада государства. Создан был прецедент: государством может управлять и не прямой наследник; и что в обход законов предков, можно прийти к власти, даже путем физического устранения истинного приемника. Свое имя, сын Тогрулы, получает в честь последнего правителя государства Атабеков, тюркской династии Ильдегизидов, от Узбека Музаффара. "Когда спасаясь от гнева хата Тахты, мать отсылает сына в Черкесские горы". Это, и предопределяет судьбу юноши. Придя к власти, в январе 1313 года, он становится полноправным хозяином Золотой Орды. Восемь лет прожив в Средней Азии, (вернувшись оттуда в 1321 году), он официально принимает ислам, и имя Мухаммед.
   *** "Истый князь" - так переводится это слово. Имя. Правильная фонетика - ozbeg. От двух древнетюркских слов: OZ - сущность, сам, собственный, и BEG - правитель. Отсюда и "узбек" - истинный правитель. Возможно, от слова BEG, происходит и другое русское слово, значение которого: счастье, благосостояние, господин, наделяющий богатством... Хан Узбек. Султан Гийас ад-Дин Мухаммед (1283 - 1341). Хан Улуса Джучи (Золотая Орда). Отец - Тогрула, мать - Баялун. Дети: Тимурбек, Тинибек, Джанибек, Тулунбек, Иринбек, Тугдыбек, Хызр-бек.
  
   В свое, - почти что тридцатилетнее, - правление землями Дешт и Кипчака, Узбек, приоткрыв дверь для смут и государственных переворотов, Золотую Орду привел к началу конца. Как отметил Николай Карамзин: "Узбек не знал, что слабость нашего отечества происходила от разделения сил одного и что, способствуя единовластью князя московского, он готовит свободу России и падение царства Капчакского". Изменив правила игры, этот "мугамеданин", расшатал незыблемые устои своих великих предков, подведя на "нет" их завоевания. В годы его правления, Великая Степь увидела багряную краску своего заката. Своего падения.
   "Религиозный и набожный" хан, всеми усилиями пытался вести внешнюю политику своего государства: вмешался в дела Галицко-Волынского княжества; в дела Галицкого боярина Дмитра Дедко... А его кавказские экспедиции (Ширван, Арран), не венчались успехом. "Храбрый и отважный" Узбек, всюду терпел неудачу. Своими внешнеполитическими оппонентами, он воспринимался скорей не как серьезный хозяйственник, а скорее просто как правитель некогда сильной Империи. Он поддерживал дипломатические отношения со странами Западной Европой, с мамлюкским Египтом, и конечно с Византийской Империей. Хан был женат на дочери Андронника младшего, по имени Байалан. Которая, в последствии, покинула его. Сбежала. С Египетским султаном, Ан-Насир Мухаммедом, тоже не сложилось: тот вернул обратно Узбеку свою жену (Тулунбай). А на просьбу выдать за него одну из своих дочерей, султан сослался на их малолетство.
   Усевшись на золотоордынский трон, мусульманин Узбек, проводит кардинальные реформы в своем государстве. Издает новые законы: чего не было до него в империи. Им отменяется баскачество, административная система по сбору налогов, созданная предками. Ранее на завоеванных землях, сбором дани занимался особый институт власти ("Баскак", в значении - чиновник, ставивший печать на документы, от тюркского слова "бас" - ставить). Так же хан Узбек, издал указ о том что "православное русское духовенство со своими семействами и со всеми лицами, принадлежащими к духовному ведомству, освобождалось от всякой дани"... Этими нововведениями новой власти, и была убита непоколебимая вера.

***

   Русский историк Н.И.Костомаров отметил: "Начало XIV века было той роковой эпохой, когда был поставлен к разрешению вопроса: какая из княжеских линий выдвинется выше всех и какая русская земля с своим главным городом сделается средоточием русского мира и будет стягивать к себе разрозненные его части?" Двуликий Карамзин пишет следующее: "с восшествием Иоанна на престол великого княжения мир и тишина воцарились в северной России; что монголы перестали наконец опустошать ее страны и кровию бедных жителей орошать пепелища...", а чуть ниже, противоположное, "Отечество наше сетовало в унижении; головы князей все еще падали в Орде по единому мановению ханов..." В 1325 году, после того, как сыновья русского князя Даниила Московского - Александр, Борис а за тем и Юрий - покинули мир земной, четвертый его сын, по имени Иван становится московским князем. А через год, от хана, получает ярлык на правление городом Москвой.

Хан Иван

0x01 graphic

   После разрешения земельных разногласий, при новой власти, - тверского князя Михаила и московского князья Юрия, - из тени вылезает князь Иван Данилович, явившись "достойным приемником брата своего Юрия". Карамзин подчеркивает нрав новой власти, и довольно нелицеприятный: "Никто из ханов не умертвил столько российских владетелей, как сей". А древняя пословица гласит - "близ царя, близ смерти", но она не в честь молодого князя московского, умудрившегося увернуться от лезвий товара, сабли, или кубка с отравленным пойлом. Фортуна была на его стороне. Князя, "от обычая носить с собою кошелек с деньгами для раздачи милостыни", современники прозвали - Калитой.
   Этот хитрый и умный князь, восемнадцать лет из своей жизни, трудился над созданием нового русского образа. Новой цитадели. Своей вотчины. Если раньше "Русский царь, стоя подле ханской лошади, должен был кормить ее овсом из собственной шапки", то после, как пишут летописи: "перестали убивать христиан, наступила тишина по всей земле". Мудрый князь, одаривая подарками хана, вошел в его доверье. Как только "с 1328 г. он делается великим князем", степь зажила новым временем. Переломным. У "доброго князя" Иоанна Данииловича митрополит киевский Петр просил кафедру: и 4 августа 1325 года в городе Москве была заложена церковь - Успения Богородицы. Где Петр находит не только трибуну для своей религиозной деятельности, но и в одной из ее стен свое упокоение. За ним, место "святого покровителя" Москвы, занимает грек по имени Феогност, к которому, - заодно и взглянуть на красоту "столицы всей русской церкви", - со всех уголков земли русской потянулись митрополиты.

***

   Представившийся случай - Иван Данилович - решил не упускать. "В звании старейшего князя" под предводительством пяти ордынских темников, возглавив татарскую конницу, он направляется в Тверь. Во главе ханских отрядов, вместе с суздальским князем, Иван разоряет своего северного соседа. Так, им был разграблен его вечный враг: город Тверь, что в переводе с тюркского языка означает - "трон" (Татарское: "tur" - почетное место). Русские историки XIX века, этим героическим событиям, не пожалели чернил. Вот как действовала орда: "Жгла города, села, убивала жителей и старых, и малых; иных брала в неволю; другие, лишенные приюта, замерзали". А вот строки летописца, приведенные историком К.Н.Бестужев-Рюминым: ""точию соблюде и заступи Господь Бог князя Ивана Даниловича и его город Москву, и всею его отчину от пленения и кровопролития татарского", простодушно прибавляет летописец". За примерное выполнение поручения хана, в 1327 году, Иван Данилович из Орды вывозит ярлык на великое княжение, "Седе на великом княжении... и бысть оттолетишина велика по всей Русской земле... и престаша татарове воевати Рускую землю". ...Так, московский князь оказался полновластным хозяином многих земель русских. Ивану Даниловичу, ставшему под крылом хана "бусурманина", "еще крепче", подчинились - Тверь, Кашира, Новгород, Псков, Владимире, Суздаль... "Горе, горе городу Ростову и князям его! Отнялась у них власть и княжение, и немало было ростовцев, которые поневоле отдавали москвичам имущество свое, терпели побои и язвы на теле своем" говорит одно старинное сказание. И стал на земле ордынской, вопрос, - кого бояться?
  
   Тем временем, орда, мало помалу, начала пустеть. "Узбек, лаптой права угнал мяч царства". Ханское войско, под зеленым полотнищем, больше терпело поражении, чем громких успехов на поле брани... "Никто из ханов, - пишет Карамзин, - не умертвил столько российских владетелей, как сей: в 1330 году он казнил еще князя Стародубского, Феодора Михайловича, думая, что сии страшные действия гнева царского утвердят господство монголов над Россиею". Ошибка хана: скорее, отсутствие личного контроля над подданными, и переложение его на других. "Таким образом россияне начинали ободряться и, пользуясь дремотою ханов, издалека острили мечи свои на конечное сокрушение тиранства" пишет Карамзин. Иван дубовой стеной огородил свой любимый город и "возобновил Кремник". В пригороде этой русской цитадели, стали возникать селения, куда и начали стекаться люди в поисках лучшей доли. За обязанность служить, у довольно обеспеченного Ивана, можно было получить землю. Что и стало причиной наплыва беженцев в процветающий город, потянулись вольные люди "годные к оружию". Взяв с собой слуг, оставив свои волости, в этот город повалили бояре: один из них Киевлянин Родион Несторович. Некая часть ордынской аристократии, воспользовавшись моментом, стала переходить на сторону московского правителя. Принимали крещение: становились русскими. Одним из таких ордынцев, был Чита - предок Бориса Годунова. В Москве, вид на жительство искали даже иноземцы.
   *** Не без помощи "собирателя земли русской", лишены был жизни тверской князь Александр Михайлович, со своим сыном Федором. По навету Ивана они были казнены, изрубили на куски - "розняли их по составам". "В Орде царю Азбяку много клеветаша нецыи на князя... а уши царевы наполниша и многие горести" осталось придание. В городе Москве по этому случаю, в 1339 году, был устроен праздник. Народ "радовался". Скоро, "символ самостоятельности города", вечевой колокол Святого Спаса, - "благоразумный" Иван Данилович привозит из Твери.

Калита

0x01 graphic

   Возмутились новгородцы, после того как московский князь попросил у них "вдвое более серебра", с их стороны прозвучало: "Чего не бывало от начала мира, того и не будет. Князь, целовав святой крест в соблюдении наших уставов, должен исполнять клятву". И инцидент был исчерпан: последовало грозное повеление хана Узбека - "слушаться московского". Так, в руки Ивана Даниловича, и попал карт-бланш - "выход в орду самому". "Собирая выход, - пишет Бестужев-Рюмин, - он, конечно, не все доставлял хану и потому имел случай скопить деньги таким образом мог покупать не только села, но и города". Такие города как Углич, Галич Белозерск были приобретены им посредством купли от князей. Так же, в сферу его влияний вошли Кострома, Владимир, Ростов... Так, хитрый Иван, упразднил - баскачество, роль сборщика налогов возложив на собственные плечи. Работа эта, - которую во времена его деда выполняли ордынские всадники, - приносила неслыханный доход.
   Теперь, поручения ханского наместника, выполняли сами русские. Проценты, у князя Ивана, в разы набегали дозволенного. На цифры тот не жаловался. На вопросы возмущенных налогоплательщиков, был один единственный ответ - дорога до орды, требует денег!.. Что повлекло за собой необходимость в складах в городе, в персональной охране, в бухгалтерии, в учетчиках, грузчиках и во многом другом. Все это требовало денег.

***

   Как же добился такого успеха князь Иоанн Даниилович. За что же он получил прозвище - Калита? Николай Карамзин пишет: "Он всегда носил с собою мешок, или калиту, наполненную деньгами для бедных: отчего и прозван Калитою". Этимологию слова "калита", - сегодняшняя наука, - почему-то выводит из тюркского, со значением: сума, сумка, киса, мешок, подвесной карман...?
   "Тем, кто расходует свое имущество ночью и днем, тайно и явно, уготована награда у их Господа. Они не познают страха и не будут опечалены", вот какие мысли, в отличие от своего татарского царя, извлек из священного писания (Корана), московский князь Иван Данилович. Чем непременно и решил воспользоваться. Что стало руководством к действию. "Отменная набожность, усердие к строению храмов и милосердие к нищим не менее иных добродетелей помогли Иоанну в снискании любви общей" пишет Карамзин. Иоанн Даниилович, по примеру мусульманского духовенства, носил с собой мешок с деньгами: только если у первого этот мешок висел на спине слуги, то у этого, на собственной. Мешок, который и назывался - калита. В священной книге мусульман, в Коране сказано: "Бери, с их имущества взносы на пожертвования, чтобы ими смыть скверну их грехов и поднять их достоинство. Молись за них, ибо твои молитвы - успокоение для их, ибо Аллах - все слышит, все знает". И им, не был упущен ни один нищий, ни один обездоленный, ни один юродивый. Иван одаривал милостыней всех, щедрость его не имела границ. Набожный Калита, кроме Успенского Собора, воздвиг еще каменный Архангельский собор, церковь Иоанна Лествичника, и церковь Святого Преображения.
   *** Этимология слова Калита, очень интересная... Оно состоит из двух тюркских слов QOL - рука, просить, добиваться, вымаливать, ITA - делает (раз выведено слово из тюркского языка). QOL-ITA - рука делает. А в переносном смысле - попрошайка, или применимо другое: QOLYUCE - проситель, нищий. Древние тюрки говорили: следует быть беком тому, у кого приумножается имущество/оставшись без имущества, бек мучается из-за отсутствия людей (тавар кимиг юклисэ беглик агнар кергэяун/таварсызын калып бег ерэнсизин емгэ яюр).
   Именно этот мешок (Калита) - и есть тот предмет религиозного быта, предназначение которого помогать нищим: одаривать милостыней. Ведь "Милостыня - это причина вхождения в рай". Отсюда поговорки и пословицы: "За вдовою Бог с калитою", "Калита брат, калита друг; есть в калите, так есть и на куте, деньги и гости", "Скупой собирает, а черт калиту шьет". Возможно из этого корня, и французское слово, qualite [kalite] - качество, свойство, звание титул, добродетель достоинство.

Москали

   Слово Москаль не является - этнохоронимом (народ-местность), как это высказывается официальной наукой: что слово происходит от названия столицы России -- Москвы. А совсем из другого корня. Если открыть словарь английского языка, можно наткнуться на интересное, в нем, такие слова как Мечеть, Москит и Москва - однокоренные, от корня - mэs.
   *** Российской наукой, - что следует констатировать с большим сожалением, - происхождение слова Москва, до сих пор не установлено. Государство, которое гордится своей тысячелетней историей, не знает этимологию своего главного города. Ученые предлагают на выбор три варианта - славянский, финно-угорский, тюркский. Но есть еще четвертый вариант, это - западноевропейский. С корнем, - как я уже отметил - mэs.
  
   Во времена Калиты, и после его правления, москалями называли тех, кто преданно служил московскому правительству. Со времен Ивана Даниловича, твердо в обиход вошло оно. Применительно конечно, к сборщикам налогов из московского княжества, к "баскакам" из русских, тем, у кого была грамота на сбор подати от великого хана. Эти сборщики налогов, изымали подать не десять процентов, как это было при ордынской власти, а на много больше. До пятнадцати процентов, а иной раз, даже вдвое, втрое завышались ставки. Соседи-данники, этих "московских сборщиков", и прозвали словом - москаль. Москалями! "Вишь, как намоскалился, с живого сапоги снимает" говорили тогда. "Москалем" мог быть любой, кто служил, кто безропотно выполнял приказы Кремля. В древности говорили: "во время беззакония/следует принимать просителей".
   Слово это тюркского происхождения: "маскыл", в переводе означает - насмешка, издевательство. Состоящий из двух слов: "mac" - прямо в цель, и "qыl" - манера характер. Отсюда и москаль, москали. Есть еще арабское выражение MAZALIM - притеснение; беззаконие, несправедливость. И не отсюда ли эти русские поговорки: "москалить - мошенничать, обманывать в торговле", "не за то бьют москаля, что крадет, а чтобы концы хоронил", "знает москаль дорогу, а спрашивает!", "с москалем дружись, а камень за пазухой держи...".

Оценка: 5.00*3  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"