Гил Наиль Фавилович : другие произведения.

Откуда же все таки - особь и особый

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    К своему большому удивлению, я для себя сделал открытие: оказывается существует "Словарь древнерусского языка", где уверяется что термины в нем, именно XI-XIV веков. Только одно не понятно, о каком древнерусском языке может идти речь в начале второго тысячелетия новой эры, когда языка русского такого не существовало в природе!?


   0x08 graphic
Прэлестно. Находок -- море. Одна другой круче. Вот, например, из пассажа о Тютчеве: "Слово "особенная", происходит от тюркского, osuy -- вид, способ, манера, характер". Вообще-то "особь" -- от старославянского "собь". "О" -- приставка. "Собить" -- "быть одиноким". "Собственность", кстати, в этой же смысловой парадигме. Улавливаете связь? Или подсобить? Повеселили Вы меня на славу. Роман, говорите? Исторический? Ну, будем ждать со всенарастающим нетерпением. Думаю, можете смело рассчитывать на бестселлер.
  
  --
  -- Откуда же все таки слова -- особь и особый
   У современных филологов-славистов, наследников академика Виктора Владимировича Виноградова и прочих, эти термины, как и многое другое в российской науке, оказавшись в стагнирующей позиции навечно преобразились в незыблемость. Филологические раскопки прекратились. Шуршание страницами словарей -- в библиотеках и в архивных учреждениях -- не слышно. А в утруждении себя в работе над происхождением слов (языка, праязыка и тд.), современный исследователи не видят никакого смысла: все точки над "i" давно поставлены. http://urokirus.com/online/books/slav-fil/15779-krupneishie-filologi.html
  
   Но так ли это?..
   Вот что по поводу "старославянского собь", где "О" -- приставка", поведал нам Владимир Даль: "...все свое, имущество, животы, пожитки, богатство; свойства нравственные, духовные, и все личные качества человека, особ. все дурное, все усвоенное себе по дурным наклонностям, соблазнам, страстям. У него соби много, всякого добра, особенно скота. Собь человеческая строптиво упорствует в себялюбии и корысти. Собь наша держится за любовь к миру и любовь к самому себе <...> Особь, ж. неделимое, индивид; всякое отдельное существо или растенье <...> Особь, ж. неделимое, индивид; всякое отдельное существо или растенье. Царства природы делятся на классы, разряды, семьи, роды, виды, породы, кои уже составлены из особей".".
   Ну а слово "собить", это -- в русском понимании -- стараться приобрести, получить что-либо для себя.
  -- С.И.Ожегов и Н.Ю.Шведова
  -- Чтобы хоть как то распутать этот клубок российского недоразумения, следует открыть, ну хотя бы например "толковый словарь русского языка" под редакцией С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой. Здесь слова "особь" и "особый", имеют следующие значения -- самостоятельно существующий организм, С индивидуум, (второе значение -- совсем особое, совсем иное). А слова "особый" "особенный", это -- не такой как все, не обыкновенный. А такого слова как "собить" здесь и вовсе нет.
  
  -- В. В. ВИНОГРАДОВ
   Особь, особый. В некоторых случаях в семнадцатитомном словаре слово дается оторванно от своих морфологических связей и от всех своих исторических корней. Так, например, слово особь -- с единственным значением отдельный живой организм; индивид. Цитаты -- из Леонова, Сергеева-Ценского, Г.Ушакова (По нехоженой земле). Лексикографическая справка ведет к Далю. Положение этого слова среди других слов местоименного происхождения остается темным.
   Между тем поздние русские образования от старославянских основ, построенные по народно-русскому морфологическому типу, могли возникать и в книжном, даже научном языке. Таково и слово -- особь. Было бы ошибочно связывать его непосредственно со старославянским собь (ср. особь, а также старославянские и древнерусские за собь один за другим, насобь один на другом, въ особь включая один в другого, пособь один после другого').
   Но так именно и поступил А.И.Соболевский в своей заметке о падежных формах собь: "Очевидно, форма собь с предлогами (что естественно для формы местн. п.) была в широком употреблении в церковнославянском языке исторического периода и тогда еще чувствовалась как падежная форма, а не как составная часть наречий.
   По-видимому, к ней следует возводить все церковнославянские слова вроде собьство и все русские, заимствованные из церковнославянского языка и образованные из заимствованных в сравнительно позднее время, вроде особь (существ.), особа, особенный, обособить, пособие, способ, приспособить" (Соболевский А.И. Падежная форма собь // РФВ, 1914, 71, 2, с. 449).
   Но слово особь возникло в русском литературном языке только в середине XIX в. Оно прежде всего сложилось как научный термин естествознания. Особь -- это каждый самостоятельно существующий организм, индивид, экземпляр. По своему строю это слово относится к морфологическому типу отвлеченных образований от основы имени прилагательного: особый -- особь; ср. дикий -- дичь; нечистый -- нечисть; поганый -- погань; рваный -- рвань и т. п. Таким образом, прямой связи у слова особь со словом собь или церковнославянским наречием особь один отдельно от другого нет. Слово особь еще не включено в академический словарь 1847 г. Но оно уже есть в "Толковом словаре" В.И.Даля: "Особь, ж. неделимое, индивид; всякое отдельное существо или растенье. Царства природы делятся на классы, разряды, семьи, роды, виды, породы, кои уже составлены из особей".
   У Н.И.Пирогова в "Дневнике старого врача": "И в каждой животной особи, кроме сознания (более или менее ясного) личности, существует сознание племенное...". Само же прилагательное особый является русским образованием к особь, параллельным книжному особьный, которое вошло в древнерусский литературный язык из языка старославянского. (Слово особый не включено в "Лексикон треязычный" Ф.Поликарпова (1704). В словарях Академии Российской особый рассматривается уже как общеупотребительное слово разговорной речи и среднего стиля литературы). (Виноградов В.В.Семнадцатитомный академический словарь современного русского литературного языка и его значение для советского языкознания // Вопросы языкознания. 1966, N 6, с.13--14.) http://wordhist.narod.ru/osob.html
  
   Ну а теперь что исповедуют нам славянские и прочие источники
   "Особа", по-болгарский, по-украински, по-польски... это -- лицо. Сербохорватское "особа", словенское -- оsоbа, оsеbа -- то же самое, (оsеbэn) личный, индивидуальный. Так же из этой серии "оsоbа", "wоsоbа" -- лицо, внешность. И вот искомое "особо", "особа", "особенный", произведенные естественно от "о-соб?" и "о-себ?". Так же существуют множество парадигм: "особе" (особенно), "осебе", "осеби" (особо, отдельно) "собь" (своеобразие, особенность, свойство), "собьство" (особенность).
  
   К своему большому удивлению, я для себя сделал открытие: оказывается существует "Словарь древнерусского языка", где уверяется что термины в нем, именно XI-XIV веков. Только одно не понятно, о каком древнерусском языке может идти речь в начале второго тысячелетия новой эры, когда языка русского такого не существовало в природе!? Да и ладно.
   ОСОБ? -- отдельно, обособленно (ови особ? жити извол?ще. свои къждо п?ть невъзбраньно шьств?ю)
   ОСОБЬСЪСТАВЛЕНЫИ -- имеющий свое отдельное бытие (съставъ же рекъше лице особьсъставлено? [в изд. особь съставлено?] ко?гожьдо)
   ОСОБЬСТВЬНЫИ -- отдельный, обособленный (нъ особьствьно ?чени? с?щимъ сътворьше)
   ОСОБЬСТВ|ОВАТИ -- отделяться, обособляться (Ибо иже д?вьствьмь въздьрж?тьс?. и мед? и м?съ и ин?хъ въздьрж?щес? и...)
  
   Ну а теперь речь о тюркском языке
   0x08 graphic
Существует др.-инд. "sabhа" -- собрание сельской общины, как и готское "sibja" -- род; родня, родичи. Сюда же иногда относят название италийского племени "sab?n?". Существует еще и германское "sw?b? ("швабы").
   "Слово вовсе не позднейшего происхождения, как сочинение приказных, шутливо пускаемое в оборот в нынешние времена, а очень старинное и при этом важного юридического смысла. В значении всего опричного и неуместного и как исключительная особенность, оно применялось, например, к земельной собственности. Это было в те далекие времена, когда все населенные местности, в роде деревень, тянули к своей волости <...> Бывали исключения. Старые и богатые церкви и монастыри, взятками, подкупами, лестью и разными способами, иногда добивались того, что писцы писали все их деревни "особ-статьей", т. е. отдельно от волости. Тогда они имели уже и свои подушные книги, и своих приказчиков. Эти обители и приходы уже, "опричь черных людей", сами назначали подати земские и государственные и служили службы. В таких редких и исключительных случаях и монастыри и церкви получали название "особных" (неправильно объясненное в "Толковом Словаре" Даля тем, что "в таких обителях каждый из братий жил на своем иждивении"). Позднейшие подьячие давали совсем другое толкование. Один квартальный не так давно отвечал: "я не человек, а лицо, а губернатор -- особа".
  
   Теперь можно ли себе это приставить что "слово "особенная", происходит от тюркского, osuy -- вид, способ, манера, характер"? То есть корень этого слова. В современном татарском языке, есть слово "асаба", примерный перевод которого -- земельный, устойчивый народ; хозяин вотчины. Также есть и такое слово "асыл" -- сущность, суть, основа, основное свойство, истинный, подлинный, настоящий; дорогой, роскошный, шикарный, добрый, истинный, благородный, замечательный, пародисты, чистокровный.
  
   Ну и вопрос -- древнетюркское "osuy" (вид, способ, манера, характер), может ли являться корнем этих выше приведенных слов!?
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"